Особенности позвоночника у подростков

После рождения человека и в среднем до 24-30 лет происходит окостенение скелета. Вместе с мышцами скелет составляет опорно-двигательный аппарат. Кости выполняют в нем роль рычагов, которые перемещаются в результате сокращения мышц.

В скелете человека различают скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей и скелет головы (рис. 1).

Рис. 1. Скелет человека:

I – череп, 2 – позвоночный столб, 3-ребро, 4-ключица, 6-грудина, 6 – плечевая кость, 7 – лучевая кость, 8 – локтевая кость, 9 – кости кисти, 10 – бедренная кость,

II – большеберцовая кость, 12- малоберцовая кость, 13 – кости стопы. 14 – тазовая кость

Позвоночник является опорой туловища и состоит из 33-34 позвонков и их соединений. В позвоночнике различают пять отделов: шейный-7 позвонков, грудной – 12, поясничный – 5, крестцовый – 5 и копчиковый – 4-5 позвонков. У взрослого человека позвонки крестцового и копчикового отделов сращены и представляют крестцово-копчиковую кость.

Окостенение шейных, грудных и поясничных позвонков заканчивается к 20 годам, крестцовых – к 25, копчиковых – к 30 годам. Наиболее быстрый рост позвоночника в длину отмечается на первом году жизни. Затем этот рост замедляется и снова ускоряется у мальчиков с 9 до 14 лет, потом опять замедляется в большей степени с 14 до 20 лет. К концу периода полового созревания рост позвоночника в длину почти заканчивается. Длина позвоночника составляет приблизительно 40% длины тела.

Позвоночник после рождения приобретает четыре физиологических изгиба (рис. 2). С возрастом эти изгибы увеличиваются. У взрослых первый изгиб позвоночника (шейный) – умеренный лордоз, второй изгиб – сильный грудной кифоз, третий – сильный поясничный лордоз и четвертый – сильный крестцово-копчиковый кифоз.

Рис. 2. Позвоночный столб (А – вид справа, Б – вид спереди, В – вид сзади):

1-семь шейных позвонков, 2 – двенадцать грудных позвонков, 3 – пять поясничных позвонков, 4 – пять крестцовых позвонков (срастаются у взрослого человека в крестцовую кость), 5-четыре-пять (реже три-шесть) копчиковых позвонков (срастаются у взрослого человека в копчиковую кость).

I – шейный лордоз, II-грудной кифоз, HI-поясничный лордоз, IV- крестцово-копчиковый кифоз

У юных тяжелоатлетов при правильном физическом развитии эти изгибы не имеют патологических изменений. Но если юный спортсмен неправильно выполняет упражнение или длительное время поддерживает неестественную позу (например, сутулится в стартовом положении во время спортивных занятий, сидит неправильно за партой в школе), то у него может произойти ненормальное изменение изгибов позвоночника (рис. 3).

Рис. 3. Типы искривлений позвоночника:

1-я фигура – кифоз, 2-я – сколиоз, 3-я – лордоз

Если у детей обнаружен грудной сколиоз, их необходимо направить к врачу для прохождения лечебной гимнастики. Различные спортивные упражнения, ходьба с соблюдением правильной осанки, развитие мышц спины способствуют исправлению некоторых форм сколиоза.

Грудную клетку составляют 12 пар ребер и грудных позвонков. Окостенение ребер заканчивается приблизительно к 18-20 годам. К 12-13 годам грудная клетка принимает форму грудной клетки взрослого человека, но имеет меньшие размеры. В период полового созревания происходит ее интенсивное увеличение.

Окостенение ключиц, лопаток и плечевых костей заканчивается к 20-25 годам, костей запястья – к 10-13, пястья – к 12, фаланг пальцев – к 9-11 годам. Полное окостенение костей таза и сращение отдельных его частей завершается к 20-25 годам. Задержка роста и ненормальное срастание костей таза может произойти при долгом и неправильном стоянии, сидении, нарушении питания. Кости ног – бедренная, большеберцовая и малоберцовая – окостеневают к 20-24 годам, плюсневые – к 17-21 и фаланги – к 15- 21 году.

Стопа человека образует свод, который опирается на бугор пяточной кости и на головки плюсневых костей. Развитие мышц ног способствует формированию полноценной стопы. Согласно данным ряда специалистов, при длительном стоянии, переноске больших тяжестей и при ношении узкой обуви в подростковом возрасте развивается плоскостопие.

Исследования, осуществленные профессором А. И. Кураченковым, показали, что занятия тяжелой атлетикой в подростковом возрасте, в которых значительное место отведено общей физической подготовке, не приводят к развитию плоскостопия. При занятиях юных тяжелоатлетов тяжелой атлетикой наблюдается специфическое изменение скелета, не присущее другим видам спорта. Это изменение проявляется в гипертрофии костей, увеличении места соединений костей и сухожилий.

Таким образом, в подростковом и юношеском возрасте происходит интенсивное окостенение скелета, однако полное завершение этого процесса наблюдается уже в зрелом возрасте. Поэтому использование в тренировке подростков 12-15 лет тяжестей максимального веса должно быть строго регламентировано. Неправильное выполнение упражнений, неестественная поза при подъеме штанги могут не только выработать устойчивые неправильные навыки подъема штанги, но и привести к неблагоприятным изменениям в состоянии опорно-двигательного аппарата (ненормальное срастание таза, искривление позвоночника и др.). На развитие скелета значительное влияние оказывают питание и гигиенические условия как в быту, так и на тренировке.

Дворкин Л. С. Юный тяжелоатлет. – М.: Физкультура и спорт, 1982. С. 8-11.

Источник

Тема: «Анатомо-физиологические особенности позвоночника и оценка осанки у подростков»

Введение

Позвоночник является надёжной конструкцией, предназначенной природой для обеспечения своего рода каркасной функции. В процессе морфологического развития период жизни человека от шести лет является самым ответственным в формировании правильной осанки. Развитие позвоночного столба идёт в среднем до 20-24 лет. В норме позвоночный столб имеет S-образную форму, различают физиологические изгибы позвоночного столба: лордозы и кифозы.

На рост, развитие, укрепление здоровья и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает неправильная поза при письме и чтении. Одной из причин нарушения осанки также может быть неправильная поза при работе за компьютером.

Цель: Обоснование анатомо-физиологических особенностей позвоночного столба средствами физического воспитания в процессе формирования правильной осанки у подростков.

Задачи:

1. Рассмотреть закономерности формирования осанки;

2. Определить значение средств физического воспитания в процессе формирования правильной осанки.

3. Провести сравнительную характеристику осанки и состояние позвоночного столба у обучающихся.

Осанка – это положение тела, наиболее привычное для человека, которое он принимает сидя, стоя и во время ходьбы.

Правильная осанка вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет выправить её недостатки трудно. В детском и юношеском возрасте, когда хрящевая ткань в позвонках ещё не заменилась полностью костной, особенно важно следить за осанкой, посадкой за столом, партой.

Для формирования правильной осанки и устранения её дефектов необходимо равномерно развивать мышцы всего тела, акцентируя внимание на развитии статической силы мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса, а также на развитии и подвижности позвоночника.

Существуют несколько типов осанки:

  • Прямой тип
  • Прогнутый тип (лордотический)
  • Сутулый тип (кифотический)
  • Наклонный тип
  • Изогнутый тип

Нарушение осанки не является заболеванием – это изменение функционального состояния мышечно-связочного и опорно-двигательного аппаратов, которое (при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях) не прогрессирует и является обратимым процессом.

Различают три степени нарушения (отклонения) осанки.

I степень – характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются путем целенаправленной концентрации внимания человека.

II степень – характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузочном положении позвоночника.

III степень – характеризуется серьезными нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузочном положении позвоночника.

Одним из эффективных средств формирования осанки и ее коррекции являются физические упражнения, воздействие которых на осанку зависит от их назначения. Выделяют две группы упражнений.

  1. Упражнения первой группы оказывают укрепляющее и тонизирующее воздействие на организм в целом и способствуют формированию осанки. К ним относят спортивные упражнения (например, плавание, гимнастика и др.)
  2. Вторая группа – это общеразвивающие упражнения, направленные на развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, гибкости) и физической подготовки на укрепление отдельных мышечных групп.

Для подросткового возраста наиболее доступными являются общеразвивающие упражнения. Они легко регламентируются, дозируются и хорошо осваиваются. Эта группа упражнений укрепляет нервно-мышечный аппарат, развивает и совершенствует двигательные и функциональные возможности организма ребенка.

Закаливание – также одно из средств физического воспитания. Это система мероприятий, под влиянием которых без вреда можно переносить резкие колебания температуры воздуха и воды. Закаливание солнцем, воздухом и водой не только укрепляет здоровье, но и обеспечивает физическую, психическую и волевую подготовленность к жизни в неблагоприятных условиях.

Режим – система цепких условных рефлексов. Установлено, что системность в работе коры больших полушарий ведет к меньшей трате энергии мозговых клеток, чем и обеспечивается не только экономичность, но и более четкая функция нервной системы и всех систем организма при одновременном повышении общей работоспособности, что в свою очередь способствует сохранению нормальной осанки.

Оценка осанки подростков

Нами проведена сравнительная характеристика осанки у обучающихся МУ №15. Для исследования мы пригласили двух девушек со 2 курса.

  • Первая – активно занимается гимнастикой и соблюдает режим дня.
  • Вторая – не регулярно посещает занятия физической культурой, не проявляет интереса к спортивной деятельности и не соблюдает режим дня.

Для оценки состояния осанки у обучающихся мы провели несколько тестов.

  1. 1 тест. Мы попросили девушек пройти некоторое расстояние, удерживая на голове книгу.
  2. 2 тест. Сделать несколько наклонов вниз с опусканием рук так, чтобы кисти рук соприкоснулись с поверхностью пола.
  3. 3 тест. Завести руки за спину и попытаться скрепить их в замок.

Во время первого теста девушка №1 прошла все расстояние с книгой на голове, а девушка №2 – прошла его частично.

Во втором тесте первая девушка полностью докоснулась ладонями до пола, вторая не коснулась даже кончиками пальцев.

В третьем тесте первая девушка смогла завести за спину и скрепить в замок обе руки, вторая же смогла завести за спину, но не смогла скрепить руки в замок.

Для сравнения результатов мы вывели таблицу, которая представлена на слайде.

Тесты

№1

№2

Книга

Прошла все расстояние

Прошла частично

Наклоны

Докоснулась ладонями до поверхности пола.

Не докоснулась до поверхности пола

Замок

Выполняет упражнение обеими руками

Не выполнила

Выводы:

Таким образом, мы пришли к выводу, что показатели анатомо-физиологических особенностей позвоночного столба и осанки у девушки, занимающейся гимнастикой, лучше, чем у девушки совсем не занимающейся спортом.

Заключение

Специальные физические упражнения для воспитания и исправления осанки у подростков – важное, но не единственное средство для приобретения красоты тела и здоровья. Особо ценный эффект эти упражнения дают в сочетании с выполнением режима дня, закаливанием и правильной рабочей позой при занятиях за партой. Успех по воспитанию осанки зависит от самих обучающихся. Они должны активно посещать занятия физической культурой, спортивные секции и настойчиво работать над формированием своей осанки.

Список использованной литературы

1. Аганянц Е.К. , Ваганов Н.В., Синкина З.П., Шкляренко А.П. Тактика лечебной физической культуры при сколиозе 1-2 степени у детей 8-15 лет. Методические рекомендации. – Краснодар, 1995.

2. Алиев В.А., Андреева В.П. Зависимость состояния здоровья от соматотипа школьника // Гигиена и санитария, 1989. – №9. – С. 13-16.

3. Апанасенко Г.Л. Физическое развитие детей и подростков.- Киев.: Здоровье, 1985. – 80 с.

4. Бальсевич В.К., Годик М.А. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека // Теория и практика физической культуры- 1994.- №5. – С.68

5. Бернштейн Н.К. Физиология движений и активность /Под ред. О.Г. Газенко. – М.: Наука, 1990.- 495 с.

6. Бурмистрова Н.И. С помощью родителей: игры и физкультминутки для профилактики нарушений осанки у младших школьников // Физическая культура в школе. – 1998. – № 2.- С.74-77.

7. Вайнбаум Я.С. Дозировка физических нагрузок школьников. – М.: Просвещение, 1991- С. 7-47.

8. Гальперин С.И. Физические особенности детей. – М: ПО”Сфера” ВГФ им. Пушкина, 1992 .- 89с.

9. Гутерман Т.А. Дифференцированная коррекция нарушений осанки у детей 6-7 лет средствами оздоровительной физической культуры: Автореф. канд. дис. Краснодар, 2005. – 25 с.

10. Дубровский В.И., Реабилитация в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1991.

11. Ермоленко Е.К. Возрастная морфология. – Краснодар, 1996.

12. Кузнецов А. К. Физическая культура в жизни общества. – М., 1995.

13. Лебедева Н.Т. Двигательная активность в процессе обучения школьников. – М., 2000.

14. Ловейко И.Д., Фонарев М.И. ЛФК при заболеваниях позвоночника у детей. – М., Медицина, 1989.

15. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 113 с.

16. Потапчук А.А. Как сформировать правильную осанку у ребенка. – Спб., 2009. – С. 15.

17. Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. – СПб.: Речь, 2001.

18. СолодковА.С., Сологуб Е.Б. Возрастная физиология: Учеб. пос. – СПб.: Изд-во СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005. – 187 с.

19. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2003. Спасибо за внимание.

Источник

Медицинский эксперт статьи

х

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Позвоночник представляет собой один из наиболее сложных органов человеческого организма. С одной стороны – это основной орган осевого скелета, выполняющий опорную, двигательную и защитную функции, с другой – это совокупность многих позвоночно-двигательных сегментов, каждый из которых представляет собой самостоятельное анатомическое образование и участвует в выполнении тех же функций. Вместе с тем, анатомическое строение позвонков, так же как и их роль в выполнении различных функций, меняется в зависимости от уровня позвоночного столба.

Рост и развитие позвоночника в процессе жизни представляет собой не просто механическое увеличение его размеров и массы – с возрастом хрящевые отделы позвонков замещаются костными, по мере перехода человека в вертикальное положение образуются физиологические изгабы позвоночника, меняется строение межпозвонковых дисков и субхондральных отделов позвонков. В первые два десятилетия жизни развитие позвоночника настолько динамично, что даже небольшим временным промежуткам могут соответствовать весьма выраженные изменения в его строении. Именно потому мы считали необходимым основное внимание уделить возрастным особенностям нормального развития позвоночника. В настоящем разделе приведены некоторые клинические, анатомические, антропометрические данные, а также сведения о рентгенологических параметрах, характеризующих физиологическое развитие позвоночника и используемых для оценки его нормального роста и формирования в целом, а также для оценки нормального развития отделов и сегментов позвоночного столба. Отклонение значений этих параметров от среднефизиологических, хотя и может быть обусловлено индивидуальными особенностями, но чаще всего является признаком заболеваний. Понимание особенностей нормального роста позвоночника имеет важное практическое значение: именно с периодами наиболее интенсивного физиологического роста в большинстве случаев совпадает прогрессирование так называемых идиопатических (т.е. не имеющих явной причины) деформаций позвоночника.

[1], [2], [3], [4], [5], [6]

Возрастные особенности роста позвоночника

Основными антропометрическими показателями человека являются масса тела и общий рост. Последний складывается из высоты головы, туловища и длины нижних конечностей. И хотя подобное «складывание» весьма условно, так как не учитывает частичное «перекрытие» сегментов, однако именно правильное соотношение этих показателей характеризует нормальный и пропорциональный рост позвоночника.

Известно, что пропорции человеческого тела существенно меняются от периода новорожденности к зрелому возрасту. Длина (рост) новорожденного характеризуется относительно большими размерами головы и туловища. Для оценки пропорциональности развития человеческого тела используют условное деление длины тела на верхнюю и нижнюю половины, при этом оценивают и сравнивают прежде всего два показателя – интенсивность ежегодного увеличения общего роста человека (т.н. ежегодный прирост длины тела) и отношение роста человека в положении сидя к росту в положении стоя (т.н. ростовой коэффициент).

Нарастание общей длины тела в процессе жизни происходит за счет роста преимущественно нижних конечностей, менее значимо – за счет позвоночника и лишь незначительно за счет увеличения размеров головы. Динамика ежегодного прироста общей длины тела (с учетом половых различий) отражена в схеме Р.А. Zorab’a. Наряду с относительно монотонным периодом, продолжающимся от 4-5-го до 10-12-го года жизни и характеризующимся средним ежегодным приростом в 4-5 см (т.н. период ростового плато), наблюдаются два периода, когда ежегодный прирост существенно выше – т.н. периоды росгового спурта (от англ. spurt – рывок). Первый из них совпадает с ясельным (младшим детским) возрастом – от рождения до 3-4 лет и характеризуется исходно резким ежегодным приростом (до 24 см на первом году жизни) с постепенным снижением его к моменту перехода в ростовое шгато. Длительность второго ростового спурта составляет 2-4 года, начало его соответствует у девочек препубертатному, а у мальчиков – пубертатному периоду, а завершение сопровождается замедлением, а затем и полным прекращением роста позвоночника к 16-19 годам.

Что касается среднегодового прироста позвоночника, то этот показатель различен в разных возрастных группах, причем как в целом в отношении всего позвоночника, так и раздельно – в грудном и поясничном отделах.

Для новорожденного ребенка физиологичным является резкое преобладание величины верхней половины тела в сравнении с нижней. В процессе дальнейшего естественного развития темпы роста нижних конечностей превышают темпы роста позвоночника, что находит свое отражение в динамике ростового коэффициента – отношения рост сидя/ рост стоя.

Возрастные показатели ростового коэффициента

Возраст

Величина ростового коэффициента

1год

0,63

2 года

0,60

16 лет (девочки)

0,53

(мальчики)

0,52

Учитывая прекращение роста ребенка к 16-19 годам и разные темпы развития туловища и нижних конечностей, J.M. Tanner и R.H. Whitehouse (1976) разработали показатель прироста длины конечностей и туловища в норме, рассчитав отношение роста ребенка в различные возрастные периоды к его прогнозируемому окончательному росту. Этот показатель имеет принципиальное значение для оценки степени задержки роста позвоночника при его заболеваниях или повреждениях у детей.

Отношение роста ребенка в различные возрастные периоды к его окончательному росту (в процентах)

Возраст ( в годах)

Мальчики

Девочки

Рост стоя %

Рост сидя %

Рост стоя %

Рост сидя %

2

5

10

12

14

16

49

62

77

83

90

97

57

67

80

84

91

97

53

66

84

92

97

58

70

84

91

97

Завершая описание антропометрических показателей, характеризующих физиологический рост позвоночника, мы считаем целесообразным привести данные о среднем по-сегментном приросте позвоночника в норме.

Среднегодовой посегментный рост позвоночника

Возраст

Среднегодовой посегментный рост позвоночника

5-10 лет

старше 10 лет

0,05 см

0,11см

Формула R.B. Winter’a, логически вытекающая из таблицы и позволяющая прогнозировать потенциальное укорочение позвоночника при проведении его костно-пластической фиксации в различные возрастные периоды. Хотя, мы прекрасно сознаем, что этот показатель вряд ли может быть отнесен к «физиологическим параметрам»:

потенциальное укорочение позвоночника при спондилодезе = 0,07 см х n1 х n2,

где 0,07 – усредненный среднегодовой посегментный прирост позвонков, n1 – число блокированных сегментов, n2 – число лет, оставшихся до завершения роста.

[7], [8], [9], [10], [11], [12]

Источник