Осмотр позвоночника у детей
Костная система у детей – исследования
Методика исследования костной системы у детей
Расспрос ребенка
При заболеваниях костной системы и суставов наиболее часто дети предъявляют жалобы на боли в костях и суставах, деформацию костей или суставов, ограничение подвижности.
При болевом синдроме следует уточнить локализацию боли (кости, суставы), остроту (острая или тупая), интенсивность, характер (тянущая, ноющая, пульсирующая и т.д.), длительность и время появления (постоянная, периодическая, утренняя, в конце дня, ночная), провоцирующие факторы (ходьба, движения в суставах, поднятие тяжестей и др.).
При деформациях костей или суставов необходимо уточнить давность их появления.
При сборе анамнеза следует оценить отягощённость семейного анамнеза по заболеваниям костной системы и суставов, ревматическим и инфекционным заболеваниям; уточнить связь начала заболевания с каким-либо предшествующим воздействием (травмой, инфекционным заболеванием и др.).
Костная система у детей – осмотр
Осмотр костной системы и суставов следует проводить в положении стоя, лёжа и в движении, последовательно сверху вниз: голова, затем туловище (грудная клетка, позвоночник), верхние и нижние конечности.
Осмотр головы у детей
При осмотре головы оценивают следующие параметры:
1.
Форма черепа. У здорового ребёнка она обычно округлая. Вытянутый, продолговатый череп называют башенным. У новорождённых деформация черепа в виде черепицеобразного расположения костей черепа относительно друг друга может быть следствием прохождения головки ребёнка через родовые пути. При увеличении лобных бугров, обусловленном гиперплазией остеоидной ткани (например, при рахите), формируется “олимпийский лоб”, при одновременном увеличении теменных бугров голова при взгляде сверху имеет квадратную форму. Нередко выявляют уплощение и скошенность затылочной кости.
2.
Симметричность (в норме череп симметричный). У новорождённого может быть асимметричное выбухание и тестоватой консистенции припухлость над одной или несколькими костями черепа – родовая опухоль; плотная ограниченная припухлость может быть обусловлена кефалогематомой.
3.
Размеры головы. Уменьшение размеров головы носит название микроцефалии, увеличение – макроцефалии.
4.
Состояние верхней и нижней челюстей, количество и состояние зубов, особенности прикуса. Молочный прикус в норме ортогнатический, постоянный прикус – ортогнатический или прямой.
Осмотр грудной клетки у детей
При осмотре грудной клетки оценивают следующие параметры:
1.
Форму (цилиндрическая, бочкообразная, коническая) и симметричность. Возможны следующие виды деформации грудной клетки: килевидная (“куриная грудь”) с выбуханием грудины, воронкообразная (“грудь сапожника”) с западением грудины. Также отмечают наличие харрисцровой борозды (западение по линии прикрепления диафрагмы) и др.
2.
Эпигастральный угол позволяет определить конституциональный тип: нормостенический (угол примерно равен 90°), гиперстенический (угол тупой), астенический (угол острый).
Осмотр позвоночника у детей
При осмотре позвоночника обращают внимание на следующие параметры:
1.
Физиологические изгибы и их выраженность (возможно как увеличение, так и уменьшение лордоза или кифоза, формирование горба), наличие боковых изгибов позвоночника (сколиоза), изменение осанки. Форма позвоночника меняется при аномалиях развития скелета, рахите, травме, туберкулёзном поражении позвонков и др. Тугоподвижность позвоночника возникает при ювенильном спондилоартрите.
2.
Симметричность расположения лопаток, гребней подвздошных костей, ключиц, треугольников талии (асимметрия может свидетельствовать о наличии сколиоза и другой патологии).
Осмотр конечностей у детей
При осмотре конечностей оценивают следующие параметры:
1.
Правильность контуров и симметричность, что позволяет выявить костные деформации, наличие переломов, ложных суставов и др.
2.
Относительную длину (пропорциональность по отношению к туловищу).
3.
Форму: может быть вальгусное (Хобразное) или варусное (Ообразное) искривление нижних конечностей.
4.
Состояние суставов (форму, наличие припухлости, гиперемии и др.). Различают дефигурацию – обратимое изменение, связанное с внутрисуставным выпотом и/или утолщением (воспалением) синовиальной оболочки – и деформацию – стойкое изменение формы сустава, обусловленное пролиферативными и деструктивными процессами, развитием подвывиха, контрактуры, анкилоза сустава.
Осмотр кисти ребенка
Осмотр кисти позволяет обнаружить характерные деформации:
- “веретенообразную” – при поражении проксимальных межфаланговых суставов;
- “сосискообразную” – при воспалении преимущественно дистальных межфаланговых суставов, сопровождающиеся гиперемией и отёчностью пальцев.
Изменения в виде “муляжной кисти” – сгибательные контрактуры пальцев, склеродактилия, истончение концевых фаланг пальцев, характерны для склеродермии. Узкие удлинённые кисти с необычайно длинными и тонкими пальцами (арахнодактилия или “паучьи пальцы”) характерны для синдрома Марфана.
При осмотре лучезапястных суставов можно выявить деформацию типа “ласты моржа” со сглаженностью контуров и возможной девиацией кнаружи.
Осмотр стопы ребенка
При осмотре стопы можно отметить уплощение продольного или поперечного её сводов – плоскостопие; до 2 лет плоскостопие считают физиологическим, а у более старших детей – патологическим. “Конская стопа” с подъёмом пятки и опущением переднего отдела стопы развивается вследствие контрактуры ахиллова сухожилия. Возможна вальгусная или варусная деформация стопы.
От состояния позвоночника и суставов нижних конечностей зависит походка больного. При анталгической походке происходит быстрый перенос веса тела с больной ноги на здоровую при наличии боли в нижнем отделе позвоночника, поражении тазобедренного, коленного суставов или стопы. При болезненности в области пятки ребёнок встаёт на носок или на всю стопу, при поражении среднего отдела стопы – на латеральную поверхность, поражение передних отделов стопы сопровождается наклоном вперёд, укорочением шага. “Утиная походка” (в перевалку) может возникать при двустороннем поражении тазобедренных суставов.
Костная система у детей – пальпация
Пальпация костной системы позволяет оценить плотность костной ткани и её цельность, гладкость поверхности костей, выявить болезненность в костях и уточнить её локализацию, оценить состояние суставов.
Пальпация костей у детей
1.
Пальпация головы позволяет судить о плотности костей черепа, состоянии швов и родничков. Можно выявить краниотабес – патологическое размягчение теменных и затылочной костей; определить состояние и размеры большого родничка (измерение производят между средними точками противостоящих краёв).
2.
При пальпации рёбер у здоровых детей ощущается едва заметное утолщение в области перехода костной части в хрящевую. Значительные утолщения (“чётки”) связывают с рахитом, как и утолщения в области эпифизов лучевых и малоберцовых костей (“браслетки”) и фаланг пальцев (“нити жемчуга”).
3.
При пальпации позвоночника болезненность может быть связана с воспалительными или дистрофическими изменениями в позвонках, межпозвонковых дисках, окружающих мышечных тканях. Позвоночник пальпируют для выявления западений или выпячиваний отдельных остистых отростков, что может произойти в результате сплющивания тела позвонка, обусловленного механическими или метаболическими факторами, инфекционным или опухолевым процессом. Аномальное расположение одного позвонка по отношению к смежному свидетельствует о подвывихе или спондилолистезе.
Пальпация суставов у детей
При пальпации суставов выявляют болезненность, повышение местной температуры, скопление избыточного количества жидкости (феномен флюктуации). Величину суставов измеряют сантиметровой лентой на одинаковом уровне у парных суставов и сравнивают показания между собой. Необходимо определить объём пассивных и активных движений в суставах. Ориентировочно функцию суставов костной системы можно оценить, предложив больному выполнить определённые действия:
- для оценки функции позвоночника следует выполнить наклоны головы вперёд (коснуться подбородком груди) и назад, коснуться ухом плеча, совершить повороты головы в стороны, выполнить наклоны вперёд (коснуться пальцами рук пола), назад, в стороны;
- височнонижнечелюстной сустав – максимально широко открыть рот, выдвинуть нижнюю челюсть вперёд, совершить её движения из стороны в сторону;
- плечевой сустав костной системы – поднять руки над головой, перед собой и по бокам, коснуться кистью противоположной лопатки за спиной, достать кистью противоположное ухо, проведя руку за головой;
- лучезапястный сустав – сложить ладони и согнуть их под прямым углом к предплечьям, сложить кисти рук тыльной стороной и согнуть их под прямым углом к предплечьям;
- межфаланговые суставы – сжать кисть в кулак;
- крупные суставы нижних конечностей – присесть на корточки, сесть на колени, коснувшись при этом ягодицами пяток;
- тазобедренный сустав – привести колено к груди, развести согнутые в коленях и тазобедренных суставах ноги, выполнить ротационные движения, для определения подвывиха одного или обоих бёдер дополнительно выявляют симптом скольжения – при потягивании за ногу происходит смещение головки бедренной кости относительно таза;
- коленный сустав – привести пятку к ягодице, выпрямить ногу;
- голеностопный сустав костной системы – произвести сгибание и разгибание;
- межфаланговые суставы пальцев ног – произвести сгибание и разгибание. Более точно амплитуду активных и пассивных движений определяют с помощью угломера (гониометра). Наличие боли, мышечного напряжения или ограничения подвижности позволяют заподозрить патологию суставов. Гипермобильность суставов характерна для некоторых дисплазий соединительной ткани.
Дополнительные исследования костной системы
Из дополнительных методов исследования костной системы у детей наиболее часто используют рентгенографию, позволяющую выявить аномалии развития и переломы костей, воспалительные, опухолевые и дегенеративные процессы в костях или суставах, оценить темпы оссификации (костный возраст). В последние годы для оценки состояния костей и суставов стали использовать УЗИ, КТ и МРТ.
Нередко для диагностики заболеваний костной системы прибегают к лабораторным, в частности биохимическим исследованиям. При метаболических заболеваниях костей исследуют концентрации ионов кальция и фосфора в сыворотке крови, а также их выведение с мочой. Активность перемоделирования и резорбции костной ткани отражает активность щелочной фосфатазы в сыворотке крови, а также концентрация оксипролина в крови и моче.
Для уточнения причин артрита проводят исследование синовиальной жидкости и биопсию синовиальной оболочки сустава. Опухоли костей диагностируют также с помощью биопсии.
Семиотика поражений костной системы и суставов
Поражения костной системы и суставов у детей могут быть связаны с аномалией развития самой костной системы, нарушением функций других систем, участвующих в костеобразовании (эндокринной, почечной) и воздействием внешней среды (травмой, инфекцией, нарушением поступления необходимых микроэлементов).
Источник
Валентин Дикульартист цирка, руководитель медико-реабилитационного центра заболеваний опорно-двигательного аппарата
Содержание:
- Инструментальные методы обследования
Формирование позвоночника происходит в детстве и продолжается в подростковом возрасте. Обычно сколиоз появляется у детей и подростков в периоды наиболее сильного роста, по мере которого может увеличиваться и деформация позвоночника.
Среди пятилетних детей сколиозом страдает приблизительно 10 процентов детей. К окончанию школы сколиоз выявляется почти у половины подростков. Девочки чаще мальчиков входят в группу риска, так как ведут менее подвижный образ жизни.
Наиболее опасным возрастом для развития сколиоза считается период от 10 до 14 лет, когда скелет еще окончательно не сформировался, а ребенку приходится чаще, чем раньше, сидеть за столом, готовя уроки, или проводить время у компьютера (опять-таки сидя), музицировать и пр. У прилежных “домашних” детей, перегруженных учебными занятиями, часто возникают болезни позвоночника. Развитию сколиоза способствует неправильная поза, приводящая к неравномерной нагрузке на позвоночник и мышцы. В дальнейшем происходит изменение в связках позвоночника, деформация самих позвонков — в результате образуется стойкое боковое искривление.
Ранняя диагностика заболевания — залог успеха в лечении сколиоза, и поэтому родители должны приложить максимум усилий к тому, чтобы не упустить начало болезни.
Определить наличие сколиоза (не степень сколиоза, которую должен определить только врач!) очень легко — достаточно внимательно осмотреть спину ребенка. Попросите его встать и занять удобную для него позу — руки опущены, мышцы расслаблены, спину специально не вытягиваем. Обратите внимание, на каком уровне у ребенка плечи — какое плечо выше, какое ниже, на каком уровне низ лопатки — выше или ниже? Приглядитесь к бокам: один бок может быть втянут больше, чем другой, а если ребенок полненький, то на одном боку может быть складочка (а на другом — нет), возможно, один из боков будет и выпуклым.
Наличие хотя бы одного из вышеперечисленных признаков и у ребенка, и у взрослого — серьезный повод для беспокойства и визита к специалисту, который сможет подтвердить или опровергнуть ваши подозрения, а также назначит дополнительные обследования.
Инструментальные методы обследования
После осмотра, если врач подтвердит ваши подозрения, скорее всего потребуется провести ряд инструментальных исследований. Прежде всего рентгенографию — это один из наиболее широко используемых методов диагностики искривлений позвоночника.
Рентгенологическое исследование любого отдела позвоночника носит название “спондилография”. Выполняют рентгенографию позвоночника в положениях стоя и лежа, а также делают профильный снимок — в положении лежа.
Только после тщательного изучения рентгенограмм позвоночника в стандартных проекциях для уточнения полученной информации может быть назначено дополнительное исследование в других проекциях — при сгибании и разгибании позвоночника и даже при его растягивании, а также в положении сидя с наклоном вправо и влево.
Рентгенологически можно определить любое искривление позвоночника, превышающее 10°. Однако на рентгенограммах не визуализируются мягкие ткани (связки, мышцы, диски и др.). Для уточнения диагноза, выявления компрессии нервных структур применяются другие методы диагностики. Например, при наличии неврологической симптоматики может потребоваться проведение магнитно-резонансной томографии (МРТ).
Магнитно-резонансная томография (МРТ) — это метод, основанный на получении изображения тканей и органов при помощи электромагнитных волн. Этот метод диагностики безопасен и может в случае необходимости быть использован многократно у одного пациента. Полученные в результате томографии цифровые данные.подвергаются компьютерной обработке. Изображение на МРТ представлено в виде серии продольных и поперечных срезов. МРТ является “золотым стандартом” для диагностики патологических изменений мягких тканей, таких как нервные структуры, связки, мышцы. При МРТ можно выявить дегенеративные изменения в межпозвонковых дисках, гипертрофию фасеточных суставов, стеноз позвоночного канала, грыжу диска и другие патологические состояния.
Компьютерная томография (КТ) — метод, при котором для изображения тканей и органов используется рентгеновское излучение так же, как при обычной рентгенографии. Полученная информация подвергается компьютерной обработке, в результате чего изображение представляется в в-иде серии продольных и поперечных срезов. При КТ возможно исследование как костных структур, так и мягких тканей. Однако все же компьютерная томография наиболее информативна для выявления патологических изменений костной ткани, например остеофитов и гипертрофии фасеточных суставов. Изображение мягких тканей на компьютерных томограммах по сравнению с МРТ получается не таким четким и информативным. Для того чтобы повысить информативность исследования в отношении диагностики патологии мягких тканей компьютерную томографию часто сочетают с выполнением миелограммы.
Миелография — этот метод является ведущим для исследования мягкотканых структур спинномозгового канала, в том числе спинного мозга и нервных корешков. Перед выполнением миелограммы в спинномозговой канал (под оболочки спинного мозга) вводится контрастное вещество. Это делается при помощи специальной иглы, которая вводится ниже окончания спинного мозга (в области поясницы), так что повреждение нервных структур при проведении этого исследования практически исключена. Контрастное вещество распространяется по позвоночному каналу, обтекая спинной мозг, нервные корешки. Далее проводится рентгеноскопия позвоночника. Миелография позволяет выявить грыжу диска, опухоль или перелом позвоночника.
Радиоизотопное сканирование основано на регистрации радиоактивного излучения организма пациента после введения радиактивного препарата внутрь или внутривенно при помощи специальной гамма-камеры. Изотоп накапливается в определенных тканях и органах. Длительность полужизни медицинских изотопов составляет всего несколько часов, а интенсивность их излучения крайне низка. Поэтому этот диагностический метод не представляет опасности для здоровья пациента. В норме радиоактивный препарат распределяется равномерно в костной ткани. При очаговых патологических процессах происходит неравномерное распределение радиоактивного препарата: избыточное (“горячий” очаг) или недостаточное (“холодный” очаг) накопление в патологических участках. Изображение органов и тканей, в которых происходит накопление изотопов, получается при помощи специальной гамма-камеры. Радиоизотопное сканирование наиболее информативно для диагностики опухолевых заболеваний позвоночника, а также метаболических заболеваний костей, например, остеопороза.
Ультразвуковое исследование (УЗИ) — не является основным методом диагностики заболеваний позвоночника, так как большая плотность костной ткани, из которой состоит тело позвонка, не позволяет получить с помощью ультразвукового сканера достаточно четкое и контрастное изображение структур позвоночника.
Все перечисленные здесь методы позволяют добиться одной конкретной цели — поставить точный клинический диагноз. Он необходим, чтобы понять, как бороться с недугом. В большинстве случаев пациенты с искривлением позвоночника лечатся консервативно (хирургические методы показаны только тем, кто страдает тяжелыми формами заболевания). Главная составляющая консервативной терапии — лечебная физкультура. Остальные способы (например, массаж или применение специальных корсетов) считаются вспомогательными.
Валентин Дикуль
Из книги “Жизнь без боли в спине”
самое главное – предотвратить появление проблем со спиной! мы вот, например, не выдержали вес портфеля – позвонок стал смещаться( слава богу, перешли на электронные учебники, теперь портфель намного легче, очень надеюсь, что спинка будет здоровой!
2015-08-24, Сергеенко Алисия
Проблемы с позвоночником надо предотвращать, а не лечить. Правильная мебель, хороший матрас с рождения, легкий ранец с ортопедической спинкой, хорошая ортопедическая обувь
2018-03-11, forum2019
Всего 2 отзыва Прочитать все отзывы.
Источник