Окружающий мир позвоночник человека
Тема урока : Позвоночник. Его строение и функции.
Цели урока:
-формировать у учащихся новые понятия о строении и функциях позвоночника
-формировать понятие о спинном мозге
-формировать умение оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.
Оборудование:
Компьютер, проектор, модель скелета человека из кабинета биологии,модель позвоночника
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Актуализация знания. На прошлом занятии мы пытались ответить на вопрос урока «Как человек двигается?» и предметом нашего разговора стала опорно-двигательная система человека. На доске вертикально записано слово скелет. Учитель предлагает учащимся на каждую букву этого слова назвать ключевые, важные слова по пройденной теме. Сегодня на уроке мы подробнее поговорим об одной из самых важных частей скелета. О какой именно вы догадаетесь чуть позже. Формулирование темы урока Учитель задаёт детям вопросы, на которые они должны отвечать определёнными жестами. -Все готовы к уроку? -Все помнят, как меня зовут? -У всех хорошее настроение? -Все пришли в школу с портфелем? -Сейчас я попробую вас в этом разубедить. Слайд 1 -Как назвать одним словом все предметы? -Тогда как назвать одним слово эти предметы? Слайд 2 -Вам не кажется, что предметы эти разные, наверное и называться они должны по-разному. Разберитесь с помощью текста с названиями.(Прил.1) Слайд 3 -Назовите вещи правильно. В чём главное отличие ранца от портфеля? -Вот о спине, а конкретнее о позвоночнике, мы сейчас и побеседуем. -Все знают, где у человека находится позвоночник? -Это очень хорошо, что вы всё знаете. Предлагаю отдохнуть и потянуться. -Возвращаемся к теме урока. Встаньте так, чтобы была возможность дотянуться руками до впередистоящего. Найдите позвоночник у соседа, стоящего впереди. А теперь нащупайте позвоночник у себя. -Как вам кажется, на что похож позвоночник человека? Слайд 4 -Возможна и такая ассоциация. Какое свойство строения позвоночника она лучше всего иллюстрирует? -Проиллюстрируйте это свойство позвоночника в своих моделях, которые я предлагаю вам прямо сейчас изготовить.( Учитель демонстрирует свою модель) -Продемонстрируйте получившиеся модели. -Именно вот так выглядит здоровый позвоночник, если смотреть на него спереди. Но так как позвоночник состоит из частей, он может принять другое положение .Слайд5 (учитель показывает на модели искривления вправо, влево, вперёд) -Покажите, как выглядит человек, если с его позвоночником случилась такая беда. -Как вы думаете, какие могут быть причины искривления? -Ваши учебники достаточно тяжёлые, как же вам избежать искривления? Слайд 6 -Но причина искривления может быть и другая. Слайд 7 -Неправильная посадка за партой. Как избежать искривления по этой причине? -Мы изготовили простейшую модель позвоночника. На самом деле его структура гораздо сложнее и он выполняет много жизненно важных функций. -Перед вами список утверждений(Прил.2) Прочитаете, проанализируйте и поставьте «+» если согласны и «- » ,если не согласны. Анализируем результаты. Констатируем факт, что мнения разделились. Значит, не хватает точных знаний о позвоночнике. Сформулируйте тему занятия. Составьте план(вопросы,на которые нам нужно будет ответить) Открытие новых знаний Дети делятся на группы. Каждая группа читает текст( Прил.3 )и готовиться к публичному выступлению. -Вернитесь к утверждениям с «+» и «-», проанализируйте их ещё раз и, если потребуется, измените знак. Высказывания детей и выводы. Вернитесь к плану и проверьте, на все ли вопросы мы ответили. Рефлексия Оцените сегодняшний урок. (Прил.4) Творческое домашнее задание. Написать историю жизни от лица искривленного позвоночника. | Дети называют слова, учитель записывает на доске напротив соответствующей буквы. Предположительно, на все вопросы дети отвечают положительно. -Портфели. -Портфели. Дети читают выданные тексты. -Ранец носят на лямках за спиной. Дети отвечают условным знаком. Ребята встают из-за парт и потягиваются, расслабляются. Дети «нащупывают» позвоночник. -Ребята называют ассоциации. -Позвоночник состоит из частей. Дети изготавливают модели. (из пластилина и зубочисток) Дети поднимают вверх свои изделия. Дети встают и выполняют задание. -Ношение тяжестей в одной руке. -Носить учебники в ранцах. Следить за правильностью посадки. Ребята читают и анализируют тексты. Дети докладывают классу по теме своего текста в выбранной группе форме. Учащиеся анализируют тексты. Ребята высказываются, опираясь на схему. | Интеллектуальные умения Оценочные умения. Интеллектуальные умения Организационные умения Интеллектуальные умения Коммуникативные умения Интеллектуальные умения Коммуникативные умения Оценочные умения. Интеллектуальные умения Организационные умения Организационные умения |
Приложение 3
Текст 1
В позвоночнике выделяют четыре отдела: шейный, грудной, поясничный и копчиковый. Шейный отдел позвоночника состоит из 7 позвонков, грудной – из 12 позвонков, а поясничный отдел – из 5 позвонков. В своей нижней части поясничный отдел соединен с крестцом. Крестец является отделом позвоночника, который состоит из 5 сросшихся между собой позвонков.
Позвоночный столб является осью тела, имеет S-образную форму и по своему строению напоминает скорее пружину, нежели однородный стержень. Такая форма является необходимым условием для обеспечения прямохождения. Она придает позвоночнику упругость и эластичность, смягчает толчки при ходьбе, беге и сильной вибрации, позволяя сохранять сбалансированность центра тяжести тела. Прочность этой «конструкции» придают многочисленные связки и мышцы, обеспечивающие большую амплитуду вращения и сгибания туловища, по одновременно и ограничивающие те движения, которые могут нарушить ее целостность. Более того, в процессе физической работы околопозвоночные связки частично принимают на себя давление веса тела, уменьшая тем самым нагрузку, приходящуюся на позвонки.
В позвоночнике выделяют четыре отдела: шейный, грудной, поясничный и копчиковый. Шейный отдел позвоночника состоит из 7 позвонков, грудной – из 12 позвонков, а поясничный отдел – из 5 позвонков. В своей нижней части поясничный отдел соединен с крестцом. Крестец является отделом позвоночника, который состоит из 5 сросшихся между собой позвонков.
Текст 2
Позвоночник выполняет функцию опоры человеческого организма, помимо этого в позвоночнике находится спинной мозг, отвечающий за работу всех жизненно важных органов человека, вот почему нарушения в позвоночнике способствуют возникновению заболеваний, их хроническому течению
К каждому внутреннему органу от спинного мозга идут нервные волокна, которые отвечают за их нормальное функционирование и работу. Такие заболевания как остеохондроз, сколиоз, нарушения осанки, смещения позвонков, кривошея в детстве и другие могут вызвать самые различные симптомы, начиная от головной боли, заканчивая болью в области желудка или в области сердца, а что самое главное, если лечить методами традиционной медицины, сколько таблеток, уколов не используй, результат будет полностью отсутствовать.
Текст 3
Спинной мозг.
Головной мозг переходит в спинной и тянется до самого низа спины. Как и головной, спинной мозг защищен костной структурой (позвоночником).
Главная задача спинного мозга – обработка информации, идущей от мозга к телу и обратно.Его можно назвать «информационной дорогой». Эти два органа – головной и спинной мозг – составляют единое целое, которое называют центральной нервной системой.
Сам же спинной мозг удобно примостился внутри нашего позвоночника. Он мягкий и ранимый, потому и прячется в позвонках. Спинной мозг всего 40-45 сантиметров в длину, с мизинец толщиной (около 8 мм) и весит каких-то 30 грамм! Но он является управляющим центром сложной сети нервов, раскинутой по телу. Практически как центр управления полетами! Без него ни опорно-двигательный аппарат, ни основные жизненные органы ну никак не могут действовать и работать.
Например, если вы нечаянно схватились за горячую кастрюлю, то в окончаниях чувствительного нерва тут же возникает болевой сигнал, сразу же поступающий в спинной мозг, и уже оттуда – в двигательный нерв, который и передает приказ: «Немедленно убрать руку!» Причем, поверьте, это происходит очень быстро – еще до того, как головной мозг зарегистрирует болевой импульс. В итоге, вы успеваете отдернуть руку от кастрюли еще до того, как почувствуете боль. Конечно же, такая реакция спасает нас от тяжелых ожогов или других повреждений.
Приложение 2
1.В позвоночнике находится мозг.
2.Позвоночник «даёт» команды мышцам.
3.Позвоночник удерживает тело человека в вертикальном положении.
4.Позвоночник имеет S-образную форму.
Приложение 1
Ранец
РА́НЕЦ, (немецкое слово) Жесткая сумка для ношения за спиной.
ПОРТФЕ́ЛЬ,. (французское слово) Четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг.
Приложение 4
Сегодня на уроке я узнал(а)
нового…
интересного…
полезного…
На уроке мне было
интересно…
сложно…
Своей работой на уроке я
доволен, потому что…
не совсем доволен, потому что…
не доволен, потому что…
Источник
Описание слайда:
1 группа Рассмотрите рисунок. Заполните таблицу. 1) Строение позвоночника. 2) В чём особенность строения позвоночника? 2 группа Рассмотрите рисунки. 1) Запишите в таблицу названия заболеваний у детей связанных с нарушением осанки. Укажите признаки нарушения осанки. 2) Выявите причины нарушения осанки. Позвоночник является основой скелета. Он участвует в каждом нашем движении. Он вынужден приспосабливаться к различным условиям жизни: неудобной мебели, подушке, матрасу, тяжёлым портфелям. У детей встречаются заболевания связанные с нарушением осанки: сколиоз и кифоз. 3 группа Прочитайте текст. Запишите в таблицу ответы на вопросы. 1) Какое влияние на состояние здоровья оказывает нарушение осанки? 2) Что нужно делать, чтобы исправить осанку? Формирование осанки начинается с младенческого возраста и продолжается в процессе роста. У школьников часто встречается нарушение осанки. Это является результатом отсутствия навыка правильной осанки, постоянная неравномерная нагрузка на позвоночник, слабое развитие скелетной мускулатуры, гиподинамия, неправильная организация рабочего места. Всё это ведёт к изменению в строении позвоночника. Искривление позвоночника приводит к заболеваниям: сколиоз, кифоз. Нарушение осанки создаёт условия для заболеваний внутренних органов. Плохая осанка снижает запас прочности организма: сердце бьётся в тесной грудной клетке, впалая грудь и повёрнутые вперёд плечи не дают расправится лёгким, а выпяченный живот нарушает нормальное положение органов брюшной полости. Плоская спина приводит к постоянным микротравмам головного мозга, повышается утомляемость, возникают головные боли, ухудшается память. Плохое зрение, привычка сутулится, часто становится причиной плохой осанки. Нарушение осанки затрудняет работу сердца, лёгких, вызывает смещение желудка и кишечника. Основная часть скелета туловища – позвоночник. Он состоит из 33 позвонков. В шейном отделе позвоночника находятся 7 позвонков, в грудном отделе 12 позвонков, в поясничном и крестцовом по 5 позвонков, в копчиковом 4 позвонка. Нижние позвонки более массивные, шейные меньше и легче. К грудным позвонкам прикрепляются рёбра (12 пар), которые вместе с грудиной образуют грудную клетку. Между позвоночниками находятся упругие межпозвоночные диски, построенные из хрящевой ткани. Особенность позвоночника заключается в том, что он имеет физиологические изгибы, внутри позвоночного столба находится спинной мозг. КИФОЗ Сколиоз представляет собой прогрессирующее заболевание, характеризующееся дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости и скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси. Сколиоз приводит к нарушению деятельности сердечнососудистой, дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта. Кифоз – изменение физиологических изгибов позвоночника. При грудном кифозе формируется круглая или сутулая спина. Развитие этого заболевания связано с тем, что у человека слабая мышечная система. Кифоз чаще встречается у мальчиков: сутулость, круглая спина, вогнутая спина, плоская спина. Дефекты осанки ухудшают работу сердца, лёгких, желудка, кишечника. Нарушение осанки связано с рядом причин. Современные дети ведут сидячий образ жизни. Уровень гиподинамии составляет 80%. Ребята не следят за правильным положением тела во время работы за столом, партой. Часто мебель в доме не соответствует росту ребёнка. Часть детей не занимаются спортом, имеют избыточный вес. У таких ребят слабо развита скелетная мускулатура. Влияет на позвоночник постоянная неравномерная нагрузка при ношении сумок или портфеля в одной руке или на плече. Негативные эмоции, тревога, страх «заставляют» втягивать голову в плечи, «сгибать» спину, «опускать» руки. Хронический стресс способствует закреплению этих поз.
Источник
Наша цель – донести до вас азы анатомии позвоночника простым языком, понятным без толкового словаря и груды медицинских справочников. Разобраться, как устроен позвоночник человека, поможет описание и фото приведенные далее в нашей статье.
По статистике 80% населения нашей планеты обнаруживают у себя симптомы заболеваний позвоночника. Однако редкий больной может похвастаться тем, что хорошо представляет себе его устройство в целом и специфику своей болезни в частности. Причиной тому является сложность медицинской терминологии для простого обывателя: люди попросту не решаются погрузиться в непонятный мир анатомии и физиологии человека. Вместе с тем, психологами давно доказано, что пациент, который изучил свою болезнь и способен зрительно её себе представить во всех анатомических подробностях, гораздо лучше поддается лечению.
Описание позвоночника человека
Позвоночник представляет собой сложнейшую биологическую конструкцию, состоящую более чем из сотни элементов. Было бы слишком долго и сложно описывать каждый из них по отдельности. Для формирования начального представления о позвоночнике, как об осевой части скелета, будет вполне достаточно условного разделения всех его составляющих на 3 большие группы:
- кости;
- хрящи;
- мышечно-связочный аппарат.
Кости
По аналогии со строительством, позвоночник напоминает вертикальный кирпичный столб, в котором роль кирпичиков выполняют особые кости – позвонки. Всего их в позвоночнике 33-34, но они неодинаковы по своему строению, и в зависимости от целевого назначения меняется и их анатомия.
7 шейных позвонков невелики по сравнению со следующими за ними 12 грудными позвонками, которые обладают особыми реберными ямками для прикрепления ребер.
5 позвонков поясницы – самые массивные и крепкие потому, что им приходится удерживать вес человеческого тела.
За поясничными следуют пять сросшихся крестцовых позвонков, образующих единую крестцовую кость, к которой прикрепляются 3-5 позвонков копчика – остатков хвоста, доставшихся в наследство человеку от его предков.
Основная функция костей позвоночника – опорная: они необходимы, чтобы удерживать вес человеческого тела.
Хрящи
Позвонки-кирпичики располагаются друг над другом, образуя позвоночный столб. Между каждыми двумя соседними позвонками есть прослойка из хрящевой ткани – межпозвоночный диск. Без этой прослойки соседние позвонки при любых движениях «терлись» бы друг о друга, деформируясь при этом.
Век позвоночника, состоящего только из костей, был бы совсем недолог. Межпозвонковые диски играют роль своеобразных предохранительных прокладок между твердыми позвонками.
При этом, они:
- гибкие и упругие – иначе позвоночник превратился бы в негнущуюся палку;
- довольно прочные – чтобы выдержать ежедневные двигательные нагрузки.
Чтобы стало понятно, что представляют собой межпозвонковые диски – вспомните мармеладно-жевательную конфету с начинкой внутри. Она гибкая, легко сжимается и расправляется.
При движении позвоночника межпозвоночный диск также способен изменять свою форму: он сжимается в сторону наклона нашего тела. Когда человек выпрямляется – диск разжимается, легко восстанавливая свои прежние очертания.
Секрет эластичности и упругости межпозвонковых дисков – в высоком содержании воды в составе хрящевой ткани и желатинозного ядра-начинки.
Но при недостаточном кровоснабжении позвоночника, причиной чему чаще всего является малоподвижный образ жизни, межпозвоночные диски «усыхают» и ослабевают. Это может стать причиной межпозвоночной грыжи: целостность хрящевой оболочки диска нарушается, и содержимое желатинозного ядра выпячивается наружу.
На конфетном примере это выглядит так: если мармеладку сильно сдавить – её внешняя оболочка не выдержит, и из неё начнет появляться тягучая желатиновая начинка.
Чтобы не бояться появления межпозвоночной грыжи, надо устранить важнейший фактор риска её появления – гиподинамию: не позволять позвоночнику «лениться», физически нагружая его.
Мышцы и связки
Но если бы все было так просто…
Позвонки-кирпичики с упругой «конфетной» прокладкой между ними – это весьма ненадежная конструкция, готовая рассыпаться при малейшем движении. Необходим некий гнущийся каркас, который будет удерживать весь позвоночный столб в «собранном» состоянии и помогать ему двигаться.
И здесь самым удачным сравнением будет обычный полимерный шланг для душа. Тот самый, который можно изогнуть и выпрямить, выгнуть и скрутить.
Если представить себе, что наш позвоночник из кирпичиков-позвонков и дисков-мармеладок помещен в подходящую ему по размеру полимерную эластичную трубку (роль которой исполняют особые поддерживающие позвоночник связки и окружающие его мышцы спины) – все становится на свои места.
В таком случае позвоночный столб будет:
- прочным – это обеспечивают позвонки из твердой костной ткани;
- гибким – благодаря сегментированной конструкции и поддерживающему мышечно-связочному аппарату;
- амортизирующим удары – благодаря эластичности межпозвоночных дисков.
Почему позвоночный столб изогнут
Прямохождение человека внесло ещё одну коррективу в строение позвоночника – он не является идеально ровным, как палка, а похож на гибкий прут или пружину, определенным образом выгнутый в стороны:
- в шейном и поясничном отделах позвоночник плавно изогнут к животу – это физиологические шейный и поясничный лордоз;
- в грудном отделе позвоночник слегка прогибается назад, к спине – это физиологический кифоз.
Такая физиологическая «волна» на позвоночнике необходима для равномерного распределения нагрузки и все той же амортизации.
Позвоночник как футляр для спинного мозга
Помимо того, что позвоночник – это гибкая ось всего нашего тела, его первоочередная функция – служить вместилищем для нежного спинного мозга. Но было бы недальновидно поместить спинной мозг посередине позвоночника по типу электропровода внутри изолирующей обмотки. При таком положении дел спинной мозг мог бы пострадать при любом слишком резком наклоне вперед или повороте корпуса. Поэтому позвонки сконструированы таким образом, чтобы с одной стороны защитить спинной мозг от внешних воздействий, а с другой – чтобы уберечь его от движений самого позвоночника.
Каждый позвонок по сути своей состоит из:
- тела – опорной костной части позвонка;
- дуги – своеобразной костной «арки» с позвоночным отверстием посередине, задняя часть которой – это тело позвонка, а боковая и передняя часть – костные закругленные по направлению друг к другу дужки;
- костных отростков (остистого, суставных, поперечных) – они служат местом прикрепления мышц и связок позвоночника, прилежащих костей (ребер, костей таза).
Позвонки располагаются в позвоночнике строго один над другим. При этом, их позвоночные отверстия также располагаются друг над другом, образуя цельный позвоночный канал. Именно в нем и находится спинной мозг. Арки позвоночных дуг соседних позвонков последовательно стыкуются между собой как части пазла, но в местах их соединения остаются так называемые межпозвононковые отверстия, необходимые для выхода спинномозговых нервов.
Уязвимые места или почему позвоночник болит
Имея представление о строении позвоночника в целом, становится понятным, что причиной боли в спине может стать патология со стороны любой его структурной части: костной ткани, межпозвонковых дисков, мышц и связок.
Многие специфические болезни позвоночника носят название, производное от греческого слова spondylos (позвонок), что указывает на их непосредственное отношение к патологии позвоночного столба – например, спондилез или спондилит. Патологии межпозвонковых дисков – это, чаще всего, протрузии и грыжи, при которых «начинка» диска выпячивается за его пределы. Мышцы и связки, окружающие позвоночник, также могут воспалиться, что приведет к боли в околопозвоночной области.
В любом случае, боль в спине – признак тревожный, с которым обязательно надо обратиться к врачу – и тот, кто хотя бы поверхностно знаком с анатомией, понимает это очень хорошо.
Природа создавала и совершенствовала позвоночник несколько сот миллионов лет не для того, чтобы эта идеальная конструкция была безнадежно испорчена из-за простого невежества и легкомыслия своего счастливого обладателя.
Источник