О позвоночнике детям дошкольного возраста
Соколова Наталья
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Знакомство с позвоночником»
Открытое интегрированное занятие (ознакомление с окружающим, физкультура) в подготовительной группе (совместно с физруком).
Тема: мой организм. Знакомство с позвоночником.
Задачи:
-познакомить с отделами позвоночника, их влиянием на осанку, способами фиксирования правильной осанки, правилами первой помощи при ушибе спины;
-учить ощущать процесс движения частей своего тела, технике выполнения кувырка;
-развивать умение прогнозировать опасные для здоровья ситуации и умение находить выход из них;
-развивать двигательное творчество, воображение, мышление;
-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, положительное отношение к физической культуре.
Активизация словаря: позвоночник, позвонки, гибкий, эластичный, мозг, отделы позвоночника (шейный, грудной ит. д.)
Предварительная работа: рассматривание скелета, выделение его частей и знакомство с их функциями.
Материал: схематичное изображение скелета, пружина, тряпичная кукла, гимнастические палки, номер скорой помощи.
Ход.
1. Рассказ о тряпичной кукле, обсуждение проблемной ситуации.
Послушайте историю.
Моя знакомаясмастерила своей маленькой дочке Люде куклу: сшила её из отрезков ткани, набила мягким поролоном, на голове косички из ниток. Лицо тоже сделано,как надо: глаза и нос – пуговички, рот – тоже.
-Ну вот садись, – говорит Люда.
Но сама кукла никак не садится, ей нужно помочь, да ещё подушкой подпереть. А она всё валится то на один бок, то на другой, руки-ноги болтаются, голова свешивается. Словом, настоящая тряпичная кукла. Люде кукла нравится, но как же с ней играть?
-Посоветуйте, что же сделать, чтобы кукла не падала? (ответы детей).
-Как вы думаете, а что нам помогает держать голову, руки, ноги? (ответы)
-Правильно, мы с вами можем держать свою голову и руки с ногами благодаря позвоночнику.
-Кто знает, где находится позвоночник? Покажите его у себя, друг у друга, на схеме (показ детьми).
-Из чего он состоит? (из позвонков)
-Что находится внутри позвоночника? (спинной мозг, он управляет движениями всех частей тела).
-Как вы думаете, что произойдёт, если повредить один из участков спинного мозга? (мы не сможем ходить, стоять, не будут слушаться руки, ноги, перестанет двигаться грудь и мы не сможем дышать).
Вывод: вот почему так важно беречь свой позвоночник, а, значит, и своё здоровье.
2. Беседа о позвоночнике.
-Скажите, наш позвоночник прямой, как палка, или нет? (ответы)
-Почему вы так думаете?
-Давайте проверим.
Возьмите палки и приставьте их к позвоночнику. Попробуйте поднять голову вверх, в сторону. Удобно? Прогнитесь вперёд. Смогли это сделать? (нет)
Вывод: значит, наш позвоночник не прямой, а какой (гибкий, подвижный, эластичный)
Он похож на пружину (показ пружины)
-Посмотрите на пружину. Она может двигаться в разные стороны. Наш позвоночник тоже похож на эту пружину. Туловище двигается за счёт гибкости, растяжки и эластичности позвоночника.
Но, чтобы позвоночник всегда оставался гибким, подвижным, а не превращался в палку, надо что делать? (тренировать его).
-А чтобы правильно тренировать его, мы с вами сейчас проверим, из каких отделов он состоит и как работают наши позвонки. Интересно же узнать, как они там внутри нас двигаются.
3. Упражнения на обследование позвоночника (выполняются совместно с физруком, воспитатель помогает индивидуально).
Мой шейный отдел позвоночника.
Положить руку на позвоночник в шейном отделе и медленно, с силовыми усилиями посчитать позвонки, наклонить голову вперёд, прижимая к груди; повернуть голову вправо-влево, медленно вращать по кругу (обращать внимание на растягивание и сжимание позвоночника)
Мой грудной отдел позвоночника.
Опустить голову и почувствовать, как она тянет за собой шейный и грудной отдел.
Медленно сводить плечи вперёд, назад, поднимать и опускать плечи, медленные круговые движения плечами.
Положить руки на рёбра и произвести наклоны в стороны.
Мой поясничный отдел позвоночника.
Наклоны вперёд с касанием руками пола, выпрямляться с вытягиванием туловища и рук вверх.
Наклоны вперёд с выпрямлением и прогибанием назад.
Мой крестцовый отдел позвоночника и копчик.
Направить крестец назад, вперёд.
Почувствовать, как выпрямляется спина, подтягивается живот, отходят назад плечи. Стойка красивая, осанка правильная.
-Ребята, какая часть позвоночника более подвижна? Объясните, почему так считаете?
-От какого отдела в большей степени зависит осанка? (от грудного)
-Зачем вам говорят взрослые: «Встань прямо! Сиди правильно!»
-Покажите, какой должна быть правильная осанка? (голова чуть приподнята, грудь слегка вытянута вперёд, спина прямая, живот подтянут, ноги прямые, не согнуты в коленях).
Ходьба и лёгкий бег
4. Игра «Слушай и изображай».
Инструкция: нужно внимательно слушать и двигаться в соответствии с описанием. При выполнении движений стараться ощутить, как работают мышцы, тогда можно ответить на вопросы, которые будут задаваться по ходу рассказа.
«Как-то в один прекрасный летний день шёл по дороге тигрёнок. Шёл он очень грустный. Даже не шёл, а еле плёлся. Голову опустил, лапы еле передвигает. Был он очень, очень грустный. А грустил он потому, что лапы его плохо слушались, да ещё потому, что никто не хотел с ним играть. Он всех пугал, рычал, и все от него отвернулись.
И вдруг подлетела к нему весёлая птичка и что-то прощебетала ему на ухо. Остановился тигрёнок, задумался.Посмотрел вокруг себя: направо, налево, вверх поднял голову, вниз опустил.А ведь и правда красиво кругом: яркое тёплое солнышко, мягкая зелёная трава, а в ней душистые цветы; птицы поют где-то рядом; волны шипят на песке. Красота!
Вопрос: что помогло тигрёнку поворачивать голову и всё-всё увидеть вокруг себя? (позвоночник)
-Ккакая его часть? (шейный отдел)
Посмотрите вокруг себя – вот у вас и получилось упражнение для шейного отдела позвоночника.
Пошёл тигрёнок по дорожке. Настроение у него улучшилось. Он решил сделать так, как посоветовала ему маленькая весёлая птичка. Увидел тигрёнок попугая, который играл с солнышком в прятки. Попугай то наклонял голову вниз, закрываясь крыльями над головой, то поднимал голову вверх, прогибал спину,отводил крылья назад и кричал: «Я здесь».
Интересно стало тигрёнку, он тоже решил поиграть с солнышком в прятки. Стали они вместе с попугаем играть.
Покажите, как они играли.
Вопрос: какая часть позвоночника прогибается, когда попугай отводит крылья назад? (грудной отдел). Ребята, а ведь вы сделали ещё одно интересное упражнение для позвоночника, для его верхней половины.
Попрощался тигрёнок с попугаем, помахал ему лапкой и пошёл дальше. Весело ему стало. Мордочку поднял, спинку прогнул, жмурится от солнца. Увидел он лисичку. Она играла со своим хвостиком. То вправо хвост повернёт, то влево. То в одну сторону посмотрит, то в другую. И тигрёнку захотелось так попробовать. Лисичка его научила, надо только, чтобы хвост и голова в одну сторону поворачивались, встречались то с одной стороны, то с другой. Стали они играть вместе.
Покажите, как они играли.
Развеселился тигрёнок. Поиграл с лисичкой и дальше пошёл.
Вдруг услышал тихую музыку: «Динь-дон, динь-дон!». Прислушался тигрёнок. Что это? А это колокольчики на ветру качаются – танцуют и песенку поют. Только песенка эта очень тихая, её надо внимательно слушать.
Колокольчики такие лёгкие, так плавно качались, что тигрёнку захотелось стать таким же колокольчиком. Встал он на задние лапки и закачался.
Покажите, как он качался.
А ведь у вас ещё два красивых движения получились.
Вопрос: какая часть позвоночника помогает делать такие красивые движения? (поясничный отдел)
Тигрёнку стало весело, так весело, что он готов был поделиться своим хорошим настроением с кем-нибудь, как маленькая птичка поделилась с ним.
Тигрёнок шёл и пританцовывал. Пришёл он на морской берег.На берегу волны играют: то накатываются с шипением на песчаный берег, то уползают в море. Решил тигрёнок с волнами поиграть. Сел и стал наблюдать за движениями волны. Она сначала поднимается и с шипением накатывается на песок, а потом откатывает обратно. Попробовал и тигрёнок так же сделать.
Попробуйте и вы.
Очень красивое, плавное движение получается.
Вопрос: какие отделы позвоночника можно тренировать этим упражнением? (все)
Какое хитрое упражнение – всему телу помогает разминаться. Как здорово!
Тигрёнок был счастлив. Он чувствовал себя сильным, ловким, гибким, красивым. Ему никого не хотелось обижать, а, наоборот, дружить со всеми. Вместе играть, выполнять разные интересные движения оказалось так здорово. От радости тигрёнок начал бегать и прыгать.
Покажите, как, но помните, что его прыжки не похожи на прыжки лягушки или зайца, зато они очень похожи на игру котят.
(дать детям время на свободное двигательное творчество)
-Как вы думаете, что посоветовала тигрёнку весёлая птичка?
-Что бы вы предложили грустному тигрёнку?
Вывод: тигрёнок научился дружить. Он понял, что играть вместе гораздо интереснее и веселее, чем обижать кого-то. Понял, что выполняя различные движения, упражнения, можно стать сильным и ловким.
5. Прыжки и кувырки вперёд.
-У тигрёнка после зарядки улучшилось настроение. А у вас?
Тигрёнок от радости прыгал и кувыркался. Хотите так же попрыгать и покувыркаться? Но тигрёнок всегда правильно прыгает, его мама научила. Давайте вспомним, как правильно прыгает кошка (легко, мягко). Дети показывают.
-А сейчас поучимся кувыркаться. Многим ребятам нравится это делать, но не все умеют его правильно выполнять
-Нельзя при кувырке вставать на голову, особенно на макушку. Почему?
(показ техники выполнения прыжка физруком)
Самостоятельное выполнение прыжков и кувырков. (воспитатель страхует прыжки, физрук – кувырки).
6. П. игра «Сделай фигуру».
7. Итог-обобщение.
-Сегодня мы узнали, какое большое значение имеет позвоночник для нашего движения и для сохранения осанки. Если хотите сохранить позвоночник здоровым, гибким, то надо не только заниматься физкультурой, но и беречь его. Особенно надо быть осторожным в опасных ситуациях.
-Скажите, какие опасные ситуации могут быть для позвоночника? (ответы)
-Что нужно делать, чтобы избежать таких ситуаций?
-А если всё-таки повредили позвоночник, что нужно делать?
(Позвать взрослых, позвонить и вызвать скорую помощь.
Ни в коем случае нельзя двигаться, чтобы ещё больше не повредить позвоночник)
Источник
Нарушения осанки у детей сегодня диагностируются все чаще, а
показатели медицинской статистики не позволяют не задумываться о серьезности
проблемы. Ведь различные проблемы с осанкой обнаруживаются у 15—17%
дошкольников, у 33% учеников средней школы и у 67% старших школьников! Это
чревато не только возникновением эстетических недостатков, но и появлением
головных болей, дискомфорта в грудной клетке и спине, а также развитием астеновегетативного
синдрома. Поэтому подобные патологии требуют как можно более раннего
диагностирования и лечения, пока деформации не стали необратимыми и не
спровоцировали осложнений.
Астеновегетативный синдром – расстройство работы нервной системы, сопровождающееся медленно прогрессирующим ухудшением памяти, снижением внимательности, быстрой утомляемостью и нарушениями сна.
Причины нарушений осанки у детей
Нарушением осанки у детей называют разного рода привычные для ребенка положения спины, отличающиеся от прямого. Это приводит к деформации позвоночника в различных плоскостях, в том числе усугублению физиологических изгибов в поясничном и шейно-грудном отделах позвоночника.
Деформации могут быть врожденными или приобретенными. Но если первые обусловлены образованием лишних позвонков или клиновидными деформациями еще во внутриутробном периоде и встречаются только в 5–10% случаев, то вторые составляют подавляющее большинство и развиваются под влиянием негативных факторов в течение жизни.
Наиболее часто причины нарушения осанки у детей заключаются
в:
- недостаточной физической активности;
- несоответствии рабочего стола и стула росту ребенка;
- недостаточном уровне освещенности места для выполнения домашних заданий;
- неправильном распределении нагрузки на спину при ношении сумки или рюкзака на одно плечо;
- сутулости и пр.
В результате этого некоторые мышцы спазмируются, а другие
наоборот чрезмерно расслабляются. Позвоночник начинает деформироваться, что
усугубляет ситуацию.
Наиболее подвержены возникновению нарушений осанки дети астенического телосложения (узкие плечи и грудь, длинные и тонкие руки и ноги, слабовыраженная мышечная ткань, худощавость).
Также в роли факторов, способствующего возникновению
нарушений осанки могут выступать заболевания разного рода:
- вальгусная деформация стопы;
- переломы позвоночника;
- рахит;
- туберкулез;
- полиомиелит;
- остеомиелит;
- укорочение одной из ног;
- нарушения зрения и слуха (дети неосознанно занимают
вынужденную позу, в которой лучше воспринимается информация).
Нарушения осанки у детей также могут формироваться в течение первых лет жизни на фоне постоянного ношения младенца на одной руке, использования ходунков, раннего высаживания и других факторов.
В легких случаях нарушения осанки у детей можно полностью
исправить. Но в запущенных ситуациях они приводят к:
- уменьшению подвижности грудной клетки и
диафрагмы, что отрицательно сказывается на работе органов дыхания и может
провоцировать развитие одышки и других нарушений; - снижению амортизационной функции межпозвоночных
дисков позвоночника и раннему развитию остеохондроза, протрузий и грыж; - нарушениям работы сердечно-сосудистой системы и функционирования
центральной нервной системы; - корешковому синдрому при ущемлении
деформированным позвоночником и окружающими его тканями нервов, что приводит к
нарушениям чувствительности, ограничению подвижности и болям в иннервируемых
сдавленным нервом участках тела и т. д.
Виды и симптомы нарушений осанки у детей
Нарушения осанки могут быть разных видов, что определяет
дальнейшую тактику лечения. Это:
- плоская спина – сглаживание всех естественных
позвоночных изгибов; - плоско-вогнутая спина – увеличение поясничного
прогиба (лордоза) при незначительно выраженном прогибе в шейно-грудном отделе; - сутулость – увеличение грудного прогиба (кифоза)
при уменьшении поясничного лордоза; - круглая спина – увеличение грудного кифоза при практически
полном отсутствии поясничного лордоза; - кругло-вогнутая спина – увеличение всех
естественных изгибов позвоночника; - сколиоз – деформация позвоночника в боковой плоскости,
что проявляется асимметрией правой и левой стороны тела.
Нарушения осанки могут быть разной степени выраженности. Различают 4 степени, среди которых для 1-й характерны незначительные отклонения от нормы, а для 4-й – очень выраженные. В последнем случае деформации исправляются только с помощью операции.
Заподозрить наличие проблем с осанкой можно по возникновению
следующих признаков:
- быстрая утомляемость, потеря интереса к
подвижным играм; - жалобы на боли в спине, шее, плечах или голове;
- сложности при длительном нахождении в одной
позе; - возникновение хрустов во время движения;
- голова склонена вперед, лопатки выпирают наружу,
ягодицы уплощаются; - опущение плеч, западание грудной клетки, сниженный
тонус мышц верхней половины тела, полусогнутые в коленях ноги; - наклон головы и плеч вперед, выпячивание живота
и таза, чрезмерное разгибание коленей при ходьбе; - плечи и лопатки находятся на разных уровнях, голова
часто наклонена в бок, таз перекошен и пр.
Если родители замечают хотя бы один из этих признаков у
ребенка, им следует немедленно обратиться к неврологу, ортопеду или
вертебрологу. Врач проведет профессиональный осмотр ребенка и при необходимости
назначит инструментальные методы исследования (рентген, КТ, МРТ), что поможет
точно определить степень деформации и причину изменения осанки у ребенка.
Лечение нарушений осанки у детей
После установления точной причины возникновения нарушения
осанки у детей разрабатывается тактика терапии, характер которой во многом
зависит от поставленного диагноза. Если органические нарушения в строении
позвоночника еще не возникли, а присутствует лишь плохая привычка сутулиться,
лечение заключается в ее искоренении. При этом большая роль отводится родителям,
которым требуется постоянно следить за ребенком и без психологического давления
обращать его внимание на необходимости удерживать спину прямой, а также строго
придерживаться других рекомендаций врача.
Если же причина кроется в развитии заболеваний, терапия будет более сложной и многогранной. Она будет направлена не только на улучшение осанки, но и на устранение причин, повлекших за собой деформацию позвоночника, что может требовать также применения различных медикаментов. Но, к счастью, в большинстве случаев исправить нарушение осанки у детей можно без помощи хирургов. Главное, найти хорошего специалиста и неуклонно следовать его рекомендациям.
Основными компонентами лечения являются:
- ЛФК;
- лечебный массаж;
- мануальная терапия;
- гидротерапия;
- физиотерапия.
При необходимости ребенку назначают ношение ортопедического
корсета. Он будет поддерживать позвоночник в правильном положении и
препятствовать усугублению уже имеющейся деформации. Благодаря ему родители могут
немного ослабить контроль над положением спины ребенка, так как корсет не
позволит сутулиться и горбиться. Для каждого ребенка ортопедический корсет
подбирается индивидуально. При незначительных искривлениях используют модели из
эластичных материалов с крепкими липучками, а при более выраженных деформациях –
жесткие ортезы, изготовляемые индивидуально.
Также важно разработать и придерживаться правильного режима
дня ребенка и обеспечить его полноценным питанием. Необходимо подбирать обувь в
соответствии с размером ноги, а не на вырост. Она, как и матрас и подушка для
сна, должна быть ортопедической. Детям важно создать условия для полноценной
физической активности и занятий спортом, а также организовать рабочее место
школьника в соответствии с его ростом.
ЛФК
Лечебная физкультура – один из самых доступных и действенных
способов исправления дефектов осанки у детей. Основной задачей ЛФК является
укрепление мышечного корсета, в результате чего он будет обеспечивать более
крепкую поддержку позвоночнику и способствовать удержанию его в правильном
положении.
Для каждого ребенка комплекс лечебной гимнастики
разрабатывается врачом индивидуально. При этом во внимании принимается вид
деформации, возраст пациента, уровень его физической подготовки и имеющиеся
сопутствующие заболевания, который могут стать противопоказанием для выполнения
определенных упражнений.
Занятия рекомендуется проводить под контролем специалиста. Для
этого формируются отдельные группы, посещая которые ребенок и его родители
научатся правильно выполнять каждое предложенное упражнение так, чтобы оно
приносило пользу, а не вред. Во время занятий лечебной физкультурой не
допускаются резкие движения, сильные скручивания и большие силовые нагрузки.
У детей школьного возраста хорошие результаты дают занятия на гребном тренажере, велотренажере, а также специальных гимнастических комплексах.
Ребенок должен понимать, что при малейшем возникновении
дискомфорта в спине, он должен сообщать об этом инструктору. Если причина болевых
ощущений кроется не в неправильной тактике выполнения упражнения, необходимо
обратиться к врачу для проведения обследования и коррекции программы ЛФК.
Эффективность лечебной гимнастики напрямую зависит от
регулярности и правильности выполнения упражнений. После того как ребенок и
родители прочно усвоят методику каждого из них, допускается продолжать занятия
дома самостоятельно. Важно ежедневно уделять внимание лечебной физкультуре,
тогда красивая и статная осанка выработается значительно быстрее.
С определенной периодичностью ребенка нужно показывать лечащему врачу, чтобы он смог оценить эффективность лечебной гимнастики.
Лечебный массаж
Лечебный массаж подразумевает разогревание, разминание и
растирание мышц спины и плечевого пояса. Это способствует улучшению крово- и
лимфотока, расслаблению чрезмерно тонизированных мышц и напряжению слишком расслабленных.
Это приводит к ускорению восстановления правильной анатомии позвоночного
столба.
Мануальная терапия
Мануальная терапия – один из самых эффективных методов
коррекции нарушений осанки у детей. Поскольку детские суставы сохраняют высокую
подвижность, а позвоночник гибкость, с помощью грамотного воздействия руками
удается быстро восстановить нормальное положение позвонков, устранить функциональные
блоки и добиться стойкого улучшения осанки.
Но поскольку в отличие от лечебного массажа мануальная
терапия предполагает работу непосредственно с позвоночником, она требует от
специалиста высокого уровня квалификации, что подтверждается соответствующими
дипломами, сертификатами и лицензиями. Важно со всей ответственностью подойти к
выбору врача, так как неправильный подбор и выполнение приемов мануальной
терапии чревато ухудшением состояния ребенка и усугублением деформаций
позвоночника.
Опытный мануальщик владеет массой различных приемов и методик, в том числе авторской методикой Гриценко, а также непременно знает, как их применять с максимальной пользой для пациента. Благодаря курсу сеансов мануальной терапии удается не просто добиться восстановления правильной осанки, но и:
- улучшения работы всех внутренних органов;
- устранения астеновегетативного синдрома;
- улучшения памяти, внимания;
- повышения общего тонуса и стойкости к инфекциям;
- нормализации мышечного тонуса;
- восстановления нормальной подвижности.
Гидротерапия
Гидротерапия подразумевает проведение различных водных
процедур, которые обеспечивают активизацию кровообращения и питания тканей, а
также оказывают спазмолитическое, противовоспалительное и регенеративное
действие. В рамках гидротерапии могут применяться общие терапевтические ванны с
добавлением в воду лечебных веществ, талассотерапия, лечебный душ, аквааэробика
и пр.
Положительное влияние на состояние позвоночника и считается лучшим способом профилактики возникновения нарушений осанки. При уже имеющейся деформациях хребта рекомендуется посещать бассейн не реже 2—3 раз в неделю. Занятия с тренером также помогут ребенку научиться плавать и дополнительно принесут море удовольствия, что поможет воспринимать тренировки не как лечение, а как игру.
Физиотерапия
Чаще всего при нарушениях осанки у детей назначаются курсы:
- электростимуляции мышц спины – воздействие на мышцы и нервы комфортными для ребенка разрядами электрического тока, что способствует улучшению течения обменных процессов в мягких тканях;
- индуктотермии – разновидность лечения магнитными полями, обеспечивающая получение обезболивающего, противовоспалительного, регенерирующего и иммуностимулирующего эффекта;
- электрофореза – метод, позволяющий посредством электрического тока вводить необходимые лекарственные средства непосредственно в очаг патологических изменений через кожу, что позволяет избежать развития множества побочных эффектов и снизить дозу препаратов;
- УФО – обеспечивает покрытие дефицита в ультрафиолетовом облучении, а также оказывает иммуностимулирующее, противовоспалительное действие;
- талассотерапия – лечение морской водой, а также водорослями и некоторыми другим подарками моря, что обеспечивает стимулирование обмена веществ, улучшение состояния кожи, укрепление стенок кровеносных сосудов и устранение спазмов мышц;
- пелоидетерапия – физиотерапевтическая процедура, подразумевающая использование ила, измельченной глины или особых отложений со дна водоемов, нанесение которых на кожу обеспечивает нормализацию нейрогуморальных процессов и образование биологически активных веществ, что улучшает тканевой метаболизм и нормализацию тонуса мышц.
Количество и периодичность процедур, а также их сочетание
определяется опять же таки строго индивидуально. Но важно пройти полный
комплекс физиотерапии, чтобы получить стойкий и выраженный эффект.
Таким образом, с нарушением осанки у ребенка может
столкнуться каждый родитель. Но важно не закрывать глаза на проблему, а при
первых же признаках ее возникновения обращаться к специалистам и принимать меры
для ее ликвидации. В большинстве случаев, а именно в 98%, при ранней
диагностике и точном соблюдении рекомендаций невролога, ортопеда или
вертебролога правильно организованный лечебно-двигательный режим позволяет
добиться полной коррекции нарушений осанки. В запущенных же случаях все же
может потребоваться хирургическое вмешательство.
Источник