Нина георгиевна андреева секреты здорового позвоночника

Нина георгиевна андреева секреты здорового позвоночника thumbnail

Предлагаем Вашему вниманию интервью с Ниной Георгиевной Андреевой. Нина Георгиевна – практический психолог, специалист в области телесно-ориентированной терапии, мастер спорта, тренер, инструктор лечебной физкультуры, автор методики «Система целостного движения» (опыт работы по методике – более 20 лет), а также автор более двадцати научных статей, посвященных данной методике, автор книг «Секреты здорового позвоночника», «Энергия преображения. Изменяя тело, изменяем жизнь», медицинский классификатор, судья Международного турнира по спортивным танцам на колясках “Кубок континентов 2012”, автор и ведущая семинара «Телесно-ориентированная терапия. «Система целостного движения» как метод психической саморегуляции и соматического оздоровления» и аналогичной вечерней программы.

– Нина Георгиевна,  Ваше первое образование – преподаватель физической культуры. Расскажите, пожалуйста, с чего начинался ваш путь к телесно-ориентированной психотерапии?

– В жизни нет ничего случайного. Путь начинался ещё в детстве. Конечно, тогда я не думала о том, что стану психологом и буду разрабатывать свою систему целостного движения, помогая людям стать более здоровыми физически и более уверенными в себе. Я просто занималась в свое удовольствие плаванием, участвовала в соревнованиях, потом поступила в Институт физической культуры, здоровья и спорта имени П.Ф. Лесгафта, чтобы стать тренером. Это был очень полезный опыт, потому что в нашем институте достаточно хорошо преподавали физиологию и анатомию. Я до сих пор использую полученные знания в своей работе с людьми. Там же я получила и дополнительное образование – стала инструктором лечебной физкультуры. Мое третье образование – практический психолог. Только получив психологические знания, я смогла обосновать свою систему целостного движения, которая позже была описана в книгах «Секреты здорового позвоночника» и «Энергия преображения».

Опыт занятий спортом, обучение преподаванию, работа по специальности научили меня хорошо чувствовать и понимать своё тело. Эти навыки очень пригодились в жизни и мне, и членам моей семьи. Я получаю удовольствие от движения, наверно, от этого моя любовь к спорту, хотя есть и генетическая предрасположенность – мои родители тоже были подвижными людьми. Мой отец до войны был чемпионом Ленинграда по гребле на байдарках, мой муж Константин Борисович Васильев – танцор международного класса, а моя младшая дочь – чемпионка мира по гребле на байдарках, сейчас она возглавляет детскую спортивную школу в Колпино. К врачам наша семья практически не обращается, потому что, слава Богу, мы не болеем.

– Вы делаете что-то специальное для своего здоровья, занимаетесь зарядкой ежедневно?

– Что вы! Я человек ленивый и для меня утренняя зарядка – что-то из разряда фантастики. Я не делаю специальных упражнений дома, но я преподаю, обучая студентов-психологов работать по системе целостного движения, и на занятиях часто двигаюсь больше, чем они. Это, наверное, и заменяет мне зарядку. Система, которую я преподаю, основана на парадоксе. С одной стороны, людям нужно в течение дня сделать большое количество движений, а с другой стороны – очень лениво двигаться. И вот, избрав в этом золотую середину, можно делать необходимые дела, но без напряжения. Когда люди приходят ко мне на занятия, я говорю: «Прежде всего, расслабьтесь и получите удовольствие от того, что вы делаете». И этот же подход я применяю и в жизни, стараясь расслабляться и осознавать, что и как я делаю.  

Бытует мнение, что физкультура – это занятие для рук и ног. Но на самом деле, правильные занятия физкультурой – это занятия для головы. Потому что скелетные мышцы влияют на мозговую деятельность, а мозговая деятельность – на мышцы. Когда мы получаем травмы, когда наше тело заболевает – это как раз говорит о том, что у нас «беда» с головой. Мы не умеем владеть руками, мы не умеем владеть ногами, мы не умеем владеть пальцами. На занятиях я спрашивала у студентов, что такое тело. Больше всего мне понравился ответ: «Тело – это подставка для головы».  Когда мы перестаем быть «подставками для головы» и соединяемся со своими телесными ощущениями в единое целое, появляется интуитивное знание о том, что надо сделать для того, чтобы появилось ощущение физического комфорта, чтобы физиологические процессы протекали естественно. Этому нужно специально учиться.

Здоровый образ жизни – это понимание и чувствование своего тела. Я каждый день подхожу к холодильнику,  спрашиваю своё тело:  «Ты чего хочешь?», прислушиваюсь к ответу и только потом выбираю продукты.

– А если тело говорит: «хочу сосисок, водки, чипсов»?

– Обычно это не тело хочет вредных продуктов, а наш извращённый вкус. Нужно понимать, что полезно и что вредно для организма. Если я, понимая, что сосиски вредны, изредка съедаю одну-две сосиски, я утоляю свою потребность в определенном вкусе. Особого вреда здоровью это не нанесёт. Я получу удовольствие от еды. А если я буду себе запрещать кушать, то в теле возникнет напряжение. Как говорил основоположник телесно-ориентированной психотерапии Вильгельм Райх: «Неудовлетворенное желание отражается на мышцах в виде либо мышечного панциря, либо мышечного зажима». Так зачем мне этот мышечный панцирь, если я могу расслабиться и жить в состоянии удовольствия?

То же самое – водка. Для чего она людям?  Для того чтобы снять контроль, чтобы получить кайф. Зачем мне водка, если я могу получать удовольствие просто от жизни? От того, как я двигаюсь, от того, что я делаю, от того, что рядом со мной близкие и родные. Однажды журналисты меня спросили о том, почему мы так дружно живём с мужем. Да потому, что мы получаем кайф друг от друга: я с удовольствием делаю то, что хочет мой муж, и он тоже делает то, чего хочу я! Эта гармония, настроенность друг на друга, с моей точки зрения – нормальные человеческие отношения. Тогда потребность в искусственном пропадает. Но для того чтобы достичь гармонии, нужно научиться слушать, осознавать – сначала себя, а потом – слушать другого человека. Этому меня сначала учил спорт, а потом я училась сама, разрабатывая свою систему.

Читайте также:  Чем можно лечить позвоночник

– Как Вы разработали систему целостного движения?

– Я работала тренером, преподавателем физкультуры, а потом познакомилась со специалистами, которые проводили исследования того как приёмы, позаимствованные из восточных единоборств, могут положительно влиять на физическое здоровье человека. Мы  с ними исследовали упражнения на себе, измеряя психофизиологическое состояние с помощью приборов. Эта работа помогла мне осознать необходимость получения психологического образования. Мне не хватало психологических знаний для понимания того, что именно происходит во время упражнений на ментальном, телесном, энергетическом, психофизиологическом уровне. Когда я получила необходимые знания, тогда и появилась моя система. Я разрабатываю, обновляю её уже 20 лет – все время нахожу какие-то новые упражнения, игры, подходы. Потому что все люди разные и важно во время занятий подобрать ключик к каждому человеку.

– Как долго нужно учиться?

– Это зависит от конкретного человека. Есть люди, которые быстро схватывают информацию и уже через месяц легко применяют полученные знания в своей жизни. Часто люди занимаются в зале, но, выходя из него, тут же горбятся по-прежнему. Поэтому моя задача как преподавателя – научить людей расслабляться во время упражнений. Задача – не напрягаться, а расслабиться и при этом находиться в тонусе. Вот когда человек понимает, что ему так двигаться комфортно и удобно, его подсознание уже начинает ему диктовать, чтобы он применял это в своей жизни. Результаты обучения бывают неожиданными для наших студентов. Казалось бы, занимаемся телом, не акцентируем внимание на личностных проблемах участников, но через несколько месяцев занятий мои студенты вдруг начинают делать огромные открытия – осознают необходимость перемен на работе, в личных отношениях, в образе жизни. Я сторонник того, чтобы люди брали информацию и сразу применяли её в своей жизни. Если заниматься по 2 раза в неделю в течение трех месяцев, за три месяца, как правило, основным вещам человек обучается. Он привыкает правильно сидеть, правильно стоять, правильно ходить и правильно лежать, находясь при этом в тонусно-расслабленном состоянии. Также он учится правильно расходовать свою энергию. Некоторые люди отдают всю свою энергию вовне и потом чувствуют себя истощенными.  А некоторые, наоборот, всё гребут к себе и из-за этого остаются в одиночестве. Это неправильно, должен быть баланс, чтобы можно было делиться с людьми и одновременно не растрачивать себя.

– Мне кажется, это очень актуально для психологов, поскольку работа психолога эмоционально затратная.

– По моим наблюдениям, психологи часто во время работы тратят сил больше, чем это необходимо.  Профилактика профессионального выгорания заключается очень часто в том, чтобы человек во время упражнений получил опыт, почувствовал физически, через тело, как правильно давать и брать. Тогда он сможет во время рабочего дня принимать эмоционально всех людей, с которыми сталкивается, но не зацикливаться на принятии и вовремя отпускать. Это помогает работать эффективно.

– Заниматься по системе целостного движения могут все? Есть ли какие-то ограничения по возрасту или состоянию здоровья?

– Очень ценно то, что система проста и доступна людям разного возраста – занимаются дети, взрослые, даже семидесятилетние старушки могут легко выполнять эти упражнения.  И состояние здоровья тоже не имеет значения. У нас с мужем уникальный опыт, потому что с 2002 года мы тренируем спортсменов, которые участвуют в международных спортивных соревнованиях по танцам на колясках. Мы используем систему целостного движения, адаптируя её к работе с людьми, у которых поражен опорно-двигательный аппарат, и с помощью занятий помогаем им улучшать физическое и психическое состояние, способствуем социализации инвалидов.

Говоря о наших ребятах, я использую слово «инвалид» в контексте – «человек, у которого нарушена какая-то функция организма». Сейчас инвалидов принято называть «люди с ограниченными возможностями», но мне не очень нравится это определение. Кто доказал, что их возможности ограничены? Люди, с которыми мы работаем – не больные, они часто веселее, более эмоционально открытые и находятся в лучшей физической форме, чем мы с вами. На Чемпионате мира по латиноамериканским танцам мой муж выступал с мастер-классом, чтобы продемонстрировать, что такое танцы на колясках. Сидят судьи международного класса, тренеры, готовящие танцоров международного уровня, он им включил музыку и говорит «а теперь станцуйте мне вальс сидя». У профессионалов был шок. Да, они знают, как танцевать вальс, но как это сделать, не используя ноги, просто руками и телом? А наши спортсмены умеют это делать. Некоторых физически здоровых людей, которые просятся ко мне на психотерапию, я приглашаю в зал посмотреть на тренировку. Ничего не объясняя. Они смотрят и осознают, что вот, люди, у которых так много сложностей, живут полноценной жизнью. И это иногда очень отрезвляет, помогает честно взглянуть на себя и понять о себе очень многое.

Читайте также:  Лечение позвоночника в городе таганроге

– Вспоминается австралийский проповедник Ник Вуйчич, который волею судьбы родился без рук и ног, но сумел принять себя, стал всемирно известным  мотивационным спикером и уже объездил весь мир. Он живет социально активной жизнью и регулярно выступает перед людьми с вдохновляющими речами о возможностях, надежде и смысле жизни.

– Занятия спортом во многом помогают людям прийти к осознанию своей ценности, значимости в этом мире, получить признание. Сейчас стать чемпионом в паралимпийских видах спорта непросто, существует довольно жесткая конкуренция.  Самые сильные команды мира по танцам на колясках в настоящее время из Польши, Белоруссии, Украины и России. Когда спортсмены учатся, тренируются, у них повышается самооценка, они начинают себя и окружающий мир воспринимать совсем по-другому. У нас есть один мальчик, который танцует нижний брейк на коляске, кувыркается, встает на голову. Возможности инвалидов – неограниченные! За десять лет, в течение которых мы занимаемся с ребятами, чемпионами и призёрами чемпионатов мира стали Сергей Антонов и Александра Бердник, Максим Седаков и Светлана Кукушкина, Елена Шиляева и Константин Сосунов, Рузанна Казарян и Алексей Фотин, Александр Лапшин и Ирина Гордеева.

Я считаю танцы на колясках очень перспективным параолимпийским видом спорта, потому что это единственный его вид, в котором происходит интеграция здоровых людей и инвалидов, поскольку по правилам оба участника танца являются равноценными партнёрами и их судят как пару. К международным соревнованиям допускаются люди, которые по возрасту достигли 15 лет. Танцевать можно до старости – есть несколько пар из Норвегии и Голландии, которым уже за 60. Они, конечно, уже не столько соревнуются, сколько танцуют для собственного удовольствия. Сейчас мы планируем активно набирать детей в команду. Если вдруг у вас есть знакомые дети инвалиды-колясочники возрастом от 7 лет, а также их сверстники, которые тоже интересуются спортом, то приглашаем, приходите к нам – учиться танцевать и побеждать.

– Что требуется для того, чтобы победить?

– Поскольку это спортивные соревнования, нужно тренироваться. С психологической точки зрения важен правильный настрой. Мне очень близок подход психолога сборной СССР по плаванию, который очень грамотно настраивал спортсменов перед соревнованиями. В советское время нашими главными соперниками были американцы и немцы, им ни за что нельзя было проиграть, нужно было обязательно получить первое место. А он говорил перед стартом: «Ребята, вы настолько сильны, что можете проиграть». Казалось бы, парадоксальное утверждение, ведь он должен был настраивать на победу. Но он знал – когда настраиваешь только и исключительно на победу, мышцы у спортсменов зажимаются, движения становятся скованными.  А его установка давала человеку свободу действий. Расслабляясь, он начинал думать: «Я могу проиграть? Могу. Но я могу и выиграть!  Я свободен! У меня есть выбор!». И тогда спортсмены ставили рекорды.

– С точки зрения профессиональной роли, профессиональной концепции, кем Вы себя ощущаете – Вы спортивный психолог или танцевально-двигательный терапевт?

– Это сложный вопрос. Основное в моей работе – движение, но она парадоксальна: я и спортивный психолог, поскольку я работаю со спортсменами, я и танцедвигательный терапевт, поскольку занимаюсь танцедвигательной терапией со здоровыми и больными людьми, я и специалист по лечебной физкультуре, потому что и её я применяю в своей работе. Разработанная мной система целостного движения может легко интегрироваться с любой другой психологической системой именно потому, что все мои три образования помогают мне подходить к человеку целостно, с разных сторон, и понимать, как лучше всего помочь именно ему.

Беседовала Юлия Смирнова

Источник

К теме видовой грациозности, её взаимосвязи с психикой и обусловленности культурой, ВП СССР обращается не позднее чем с 2005 г. (сборник «Нам нужна иная школа»). Не реализованная идея написать рекомендации, связанные с психопрактиками вызывала в своё время повышенный интерес к теме и некоторые ожидания в рядах сторонников. В 2014 г. в практическую плоскость вопрос переведён в беседах М.В.Величко. Тогда было использовано не находимое поисковыми системами выражение «равнопрочные позы». Вскоре усилиями сторонников нашлись материалы трёх авторов, объединяемые темой «целостное движение». В ответах на вопросы по циклу Михаил Викторович подтвердил термин и источники. Закончился этап выхода сторонников на методики восстановления грациозности. Но отзывов о доступности и применимости этих методик практически нет.

В настоящее время обучение целостному движению можно связать с именами руководителей его школ (направлений). Обзор составлен на основании веб-публикаций и книг, доступных в интернете.

Андреева Нина Георгиевна. О своей деятельности сообщает:

Познакомилась со специалистами, которые проводили исследования того как приёмы, позаимствованные из восточных единоборств, могут положительно влиять на физическое здоровье человека.

Когда я получила необходимые знания, тогда и появилась моя система (выделено при цитировании). Я разрабатываю, обновляю её уже 20 лет.

Автор книг: «Секреты здорового позвоночника», «Энергия преображения», «Меньше знаешь, лучше спишь».
В свободном доступе имеется содержательный, но единственный видеоролик «”Система целостного движения” как метод психической саморегуляции и соматического оздоровления».

Читайте также:  Болит позвоночник посередине спины во время беременности

Обнаруженная активность в интернете (графики тренингов) – по 2014 г.

Ерошенко Владимир Николаевич. На его сайте размещена такая информация:

С 1993 по 2002 год, в соавторстве (Беляков Е., Ерошенко В., Жуков С., Кудряшов Н.) участвовал в «пилотном» проекте… С 7 марта 2007 года, после проведения внутренней инвентаризации ресурсов, стартовал его новый авторский проект «Авторская система В. Ерошенко» (“АСВЕР“).

О разработке по целостному движению В.Н.Ерошенко пишет:

На первых клинических испытаниях и презентациях она была представлена как методика психорегуляции, состоящая из 3-х уровней:
Физический – ведущие специалисты Кудряшов Николай и Беляков Евгений.
Социальный – ведущий Ерошенко Владимир.
Надсоциальный – ведущий Жуков Станислав.

Обнаруженная активность в интернете – по 2014 г. Видеоматериалы немногочисленны и фрагментарны.

Кудряшов Николай Иванович. Автор «Системы Целостного волнового движения». Избранное направление деятельности и достижения представлены на сайте. Сотрудничал с Н.Г.Андреевой, называет её в числе соавторов системы целостного движения.
Обнаруженная активность в интернете – по 2014 г. Материалов для самостоятельных занятий в свободном доступе практически нет.

Жуков Станислав Викторович. Судя по сайту, именно его школа официально владеет названием системы, появившимся ещё в девяностые. Подробности о разработке, сообщаемые С.В.Жуковым:

Система естественного развития «БЕЛОЯР» прошла клинические испытания на базе Военно-медицинской академии (Санкт-Петербург). 

Издал книгу «”Белояр”. Мифы и реальность». (Нижний Новгород, 2011). Пишет, что изучал ДОТУ, с 1990 г. общался с В.М.Зазнобиным. В книге и выступлениях стремится использовать терминологический аппарат ДОТУ. На главной странице сайта размещена ссылка на dotu.ru и изложены свои представления об осознании ДОТУ.
Начиная с 2011 г. в интернете появились видеозаписи с названиями вида: «Система “Белояр” – Часть N» (6 частей). Судя по содержанию, они предназначены для свободного распространения, однако на хостинге youtube в систематизированном виде не обнаружены.

Система «Белояр» на Видео Mail.Ru: Часть 1, Часть 2, предварительные итоги, Часть 3, Часть 4.

Беляков Евгений Геннадьевич. Автор системы «Свободное Целостное Движение». Руководитель Школы «Жива».
На сайте Школы под заголовком «Выдержки из научной работы (1993 г, ЛГУ)» приводится научное обоснование целостного движения.
До 2018 г. в свободном доступе были представлены в основном короткие интервью и давние любительские записи занятий Е.Г.Белякова. В настоящее время имеются материалы на youtube-канале школы и серия видеороликов Познавательного ТВ.

«Что такое целостность в человеке? (Познавательное ТВ, Евгений Беляков)». Запись семинара – 1 ч 44 мин субъективного (авторского) изложения, из них 70 мин – сугубо теоретический материал, без которого практика не будет понятна.

В серии роликов Познавательного ТВ есть и не утомляющие длинными рассказами.
Тем, кому не требуется теория, может быть интересен «Базовый курс» (2 ролика) выложенный на канале школы. К имеющимся в видео предупреждениям добавлю из своего опыта: показ ошибок может приводить к запоминанию именно ошибок.

Таким образом, наиболее доступными и дающими представление о системе целостного движения стали видеоматериалы Е.Г.Белякова. Но, в отличие от школы С.В.Жукова (известной жёстким подходом к аттестации инструкторов), школа Белякова характеризуется тем, что не поддерживает идею занятий без учителя и не сопровождает видеоролики достаточными пояснениями. Они демонстрационные, но не обучающие. Детальное описание упражнений в свободном доступе есть только от Жукова.
Это практически всё, что доступно безплатно. Осталось добавить: о значении того, что в КОБ называется видовой грациозностью, в очередной раз откровенно высказался Е.В.Гильбо. В гостях у Д.Пучкова он рассказал о подходе к этому вопросу на Западе. В основном, в системе образования для хозяев.

Система целостного движения была коллективной разработкой, стартовавшей не позже 1993 г. в Санкт-Петербурге. В основе системы с одной стороны – Традиция, освоенная (в том числе унаследованная) разработчиками, с другой – научные достижения психологии и физвоспитания. Результаты работы запатентованы в 1999 г., но официальной наукой принимаются холодно. В дальнейшем в обучении целостному движению образовалось несколько школ, возглавляемых в основном соразработчиками, и они коммерциализировались. Некоторые наименования, прежде всего СЦД и «Белояр» могут быть защищены копирайтом, обозначать различные методики (школы, системы) в разное время. Руководители школ могут тяготеть в той или иной мере к различным ведическим (неоведическим) течениям, но, к счастью, не делают такие воззрения основой и составляющей преподавания. Во всех школах можно выделить 3 составляющих: терапия, развитие, специализированное применение (от боевых единоборств до подготовки к родам).

Кратко и концентрированно современный подход к вопросу видовой грациозности изложен в тексте работы 2016 г. «О системе образования». Из видеоматериалов теория рассматривается в упомянутом 10-минутном сюжете из беседы с М.В.Величко. Разработчики системы целостного движения явно понимают что необходима эта методика практически 100% населения, а платёжеспособный спрос на порядки меньше. Видят они и что раскрытие материалов их бизнесу ущерба не наносит – не берутся за них самочинные инструкторы. Напротив, в рядах сторонников КОБ, ожидавших практик в 2009–2014 г., можно до сих пор услышать: «целостное движение – а что это?».

Источник