Не могла ли я повредить ребенку позвоночник

Медицинский эксперт статьи
х
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Травма позвоночника у детей встречаются относительно редко.
По отношению ко всем переломам, встречающимся в детском возрасте, они составляют 0,7-1,3%.
[1], [2], [3], [4], [5], [6]
Что вызывает травмы позвоночника у детей?
Основной вид насилия – сгибательный как следствие падения с высоты или падения тяжести сверху на плечи пострадавшего. Более частой клинической формой травмы позвоночника являются компрессионные клиновидные переломы тел позвонков. Значительно реже наблюдаются переломы остистых и поперечных отростков и совсем редко – изолированные переломы дужек. По данным исследований, на 51 пострадавшего ребенка с повреждением позвоночника изолированный перелом дужки наблюдался лишь у одного, в то время как компрессионные переломы тел позвонков имелись у 43 детей. Чаще всего переломы локализуются в средне-грудном отделе. Чаще встречаются не единичные, а множественные переломы. Упомянутые выше особенности находят объяснение в анатомо-функцпональных особенностях детского позвоночника и в особенностях взаимоотношений ребенка с внешней средой.
Позвоночник у детей: анатомо-функциональные особенности
Скелет ребенка более богат органическими веществами, что придает ему значительную гибкость и эластичность. Тела его позвонков содержат большое количество хрящевой ткани, группирующейся в области зон роста. Чем меньше ребенок, тем меньше в теле его позвонка содержится губчатой кости. Хорошо выраженные, высокие, эластичные межпозвонковые диски с высоким тургором являются прекрасными амортизаторами, защищающими тела позвонков от воздействия внешнего насилия. Наименьшей относительной высотой обладают среднегрудные межпозвонковые диски. Согласно данным А. И. Струкова, в телах верхних и средних грудных позвонков костные балки расположены преимущественно вертикально и имеют короткие горизонтальные анастомозы, в то время как в телах нижних грудных позвонков сеть вертикальных балок тесно переплетается с не менее хорошо выраженной сетью горизонтальных балок, что и придает телам нижних грудных позвонков большую прочность. Наконец, тела средних грудных позвонков расположены на вершине физиологического грудного кифоза. Эти три анатомические предпосылки – меньшая высота межпозвонковых дисков, архитектоника тел позвонков, расположение на высоте кифоза – и являются причиной наиболее частых переломов тел средних грудных позвонков.
Анатомические особенности тел позвонков ребенка находят свое отображение и на спондилограммах. Согласно данным В. А. Дьяченко (1954), тела позвонков новорожденного имеют яйцевидную форму и отделены друг от друга широкими межпозвонковыми промежутками, которые в поясничном отделе равны высоте тел, а в грудном и шейном несколько меньше высоты тел соответствующих позвонков.
На профильной спондилограмме детей этого возраста строго по середине их дорсальной и вентральной поверхностей имеются характерные щелевидные выемки, напоминающие губы закрытого рта (Г. И. Турнер). Эти углубления являются местом вхождения межсегментарных сосудов, в основном vv. basivertebrales. В более поздние периоды жизни ребенка эти щели определяются только на вентральной поверхности тел. В нижних грудных и верхних поясничных позвонках эти щели прослеживаются до 14-16 лет.
У ребенка в возрасте l,5-2 лет на профильной спондилограмме тела позвонков представляются правильными четырехугольниками с закругленными углами. В последующем округлые края тел позвонков претерпевают изменения и приобретают ступенчатую форму, которая обусловлена образованием хрящевого валика. Такие «ступенчатые» позвонки наблюдаются у девочек до 6-8 лет, у мальчиков – до 7-9 лет. К этому возрасту в хрящевых валиках появляются добавочные точки окостенения, которые рентгенологически, по С. А. Рейнбергу, становятся видимыми в 10-12-летнем возрасте.
Наиболее хорошо они выражены в передних отделах. Их появление весьма вариабельно как по срокам, так и по локализации. Сплошное окостенение этих хрящевых валиков обнаруживается к 12- 15 годам, частичное слияние с телами позвонков – к 15-17 годам, а полное сращение с телами позвонков – к 22-24 годам. В этом возрасте на спондилограммах тела позвонков представляются в виде прямоугольного четырехугольника, причем на задней спондилограмме поверхности этого прямоугольника несколько вдавлены.
Симптомы травмы позвоночника у детей
Клиническая диагностика переломов позвоночника у детей бывает затруднена в связи с укоренившимся представлением о том, что переломы позвоночника в детском возрасте почти не встречаются.
Тщательно собранный анамнез и детальное выяснение обстоятельств травмы позволят заподозрить наличие перелома. Привлечь внимание врача должны такие сведения из анамнеза, как падение с высоты, чрезмерное сгибание при кувыркании, падение на спину. При падении на спину сгибательный компрессионный перелом тел позвонков, по-видимому, объясняется моментальным рефлекторным сгибанием верхнего отрезка туловища, что и приводит к компрессии тел. Этот момент форсированного сгибания в анамнезе выявляется с трудом, так как проходит незаметным для пострадавшего и обычно не фигурирует в его рассказе.
Как правило, у детей возникают неосложненные, более легкие формы травмы позвоночника.
Наиболее характерной жалобой пострадавших являются боли в области травмы позвоночника. Интенсивность этой непровоцированной боли в первые часы после травмы может быть значительной и выраженной. Боли усиливаются при движениях.
При осмотре могут быть отмечены ссадины и кровоподтеки самой различной локализации. Обычно общее состояние пострадавших вполне удовлетворительное. В отдельных, весьма редких случаях отмечается бледность кожных покровов, учащение пульса. При повреждении поясничных позвонков могут быть боли в животе, напряжение передней брюшной стенки. Из местных симптомов наиболее постоянны локальная болезненность. которая усиливается при движениях и при пальпации остистых отростков, а также различной степени ограничение подвижности позвоночника. Осевая нагрузка на позвоночнике вызывает болезненность только в первые часы и дни после травмы. На 2-3-й сутки этот симптом, как правило, не выявляется.
Могут иметь место быстро проходящие корешковые боли и симптомы сотрясения спинного мозга. В значительной части случаев все эти симптомы исчезают к 4-6-му дню, и состояние пострадавшего ребенка настолько улучшается, что у врача не возникает мысли о травме позвоночника.
Переломы поперечных отростков характеризуются ограничением и болезненностью при движениях ногами, болями при попытке изменить положение в постели. Переломы остистых отростков отличаются наличием ссадин и кровоподтеков на уровне перелома, локальной болезненностью, иногда определяется подвижность сломанного отростка.
Диагностика травмы позвоночника у детей
При диагностике компрессионных переломов тел позвонков у детей спондилография приобретает особо важное значение, так как нередко является единственной возможностью своевременно поставить правильный диагноз. Наиболее достоверным рентгенологическим симптомом компрессионного перелома тела позвонка является снижение высоты тела сломанного позвонка. Это снижение может быть весьма неубедительным и спорным, едва заметным, но может быть и значительным вплоть до снижения высоты тела наполовину его нормальной высоты. Снижение высоты может быть равномерным, охватывающим всю протяженность тела или ограничиваться его вентральными отделами. Снижение высоты может наблюдаться по типу скошенности замыкательной пластинки с некоторым кажущимся уплотнением ее за счет смятия субхондрального слоя кости. Может наблюдаться уплотнение костных трабекул тела позвонка. Наблюдается сползание замыкательной пластинки кпереди, чаще краниальной, с образованием выступа. А. В. Распопиной описан симптом асимметричного расположения сосудистой щели или ее исчезновение на сломанном позвонке. Все эти симптомы выявляются на профильной спондилограмме. Передняя спондилограмма представляет значительно меньшую диагностическую ценность.
В дифференциально-диагностическом отношении следует помнить о врожденных клиновидных позвонках, апофизитах и других некоторых аномалиях развития позвонков, которые могут быть ошибочно приняты за переломы.
При рентгенодиагностике переломов поперечных и остистых отростков следует помнить о добавочных точках окостенения, которые могут быть ошибочно приняты за переломы.
[7], [8], [9], [10], [11], [12], [13], [14], [15], [16], [17]
Лечение травмы позвоночника у детей
Лечение должно обеспечить разгрузку тел сломанных позвонков и предотвратить их дальнейшую деформацию. При правильном и своевременном лечении происходит восстановление формы сломанного позвонка. Чем ребенок меньше, чем более выражены потенции роста, тем быстрее и полноценнее происходит восстановление анатомической формы сломанного позвонка. Обычно нет необходимости проводить обезболивание тела сломанного позвонка, так как у детей эта процедура значительно болезненнее, чем испытываемые ими боли.
Проводимое лечение заключается в укладке пострадавшего ребенка на жесткую постель в положении на спине с легкой разгрузкой вытяжением по наклонной плоскости тягой за подмышечные впадины. Под область перелома подкладывают плотные мешочки для реклинации. Дети требуют постоянного внимания со стороны персонала, так как довольно быстро по исчезновении болей считают себя здоровыми и не соблюдают лечебного режима. Их можно укладывать и на мягкую постель в положении на животе. Лучше сочетать эти два положения. Перемена положения вносит разнообразие в жизнь ребенка, н он легче мирится с вынужденным пребыванием в постели. С первых дней проводят лечебную гимнастику по описанным выше комплексам.
Длительность пребывания ребенка в постели зависит от степени компрессии сломанного тела, количества поврежденных позвонков и возраста пострадавшего. Этот срок колеблется от 3 до 6 недель. В вертикальное положение ребенка переводят в специальном реклинирующем облегченном корсете. Следует как можно дольше удерживать детей от позы в положении сидя. Сроки ношения реклинатора и занятия лечебной физкультурой в среднем равны 3-4 месяцам. Они должны индивидуализироваться в каждом отдельном случае и диктуются самочувствием ребенка и данными контрольной спондилографии. При переломах отростков лечение проводят покоем на жесткой постели в течение 2 недель.
В этих случаях по соответствующим показаниям следует осуществлять весь комплекс необходимого лечения. При осложненных переломо-вывихах может возникнуть необходимость в закрытом вправлении сместившихся позвонков, в ревизии содержимого позвоночного канала, в оперативной стабилизации позвоночника. Стабилизация, и зависимости от уровня и характера смещения, а также возврата больных, осуществляется или проволочным швом, или металлическими пластинками с болтами или пластинками с болтами в сочетании с задним спондилодезом. В каждом отдельном случае все эти вопросы решаются строго индивидуально с учетом особенностей определенного больного.
Следовательно, переломы позвоночника в детском возрасте имеют ряд особенностей, которые определяются анатомо-физиологическими особенностями строения детского позвоночника. Вместе с тем у детей могут иметь место и «обычные», свойственные взрослым людям, травмы позвоночника, которые и должны лечиться соответствующими методами и способами с учетом особенностей и отличий детского организма.
Источник
Первый месяц: на приему у ортопеда
На прием к ортопеду мамы с детьми первых трех месяцев приходят исключительно по настоянию участкового педиатра. На вопрос о жалобах ответ чаще всего отрицательный, или жалуются: малыш плохо спит, капризничает днем, срыгивает, мало прибавил в весе. При этом родители не замечают других вполне очевидных и настораживающих симптомов.
Ребенок родился в тазовом предлежании. У таких детей часто наблюдаются дисплазии тазобедренных суставов. Независимо от того, какими были роды – кесарево сечение или через естественные родовые пути, ребенка не позднее чем в три недели необходимо показать ортопеду.
Ребенок родился в головном предлежании, но незрелый, что в последние годы встречается довольно часто. Мамы обычно об этом знают и беспокоятся о незрелости, а значит, и о неполноценном функционировании любых систем организма – кроме костных структур. А ведь ребенку с незрелыми тазобедренными суставами – даже при физиологическом гипертонусе мышц – угрожает такое заболевание, как подвывих тазобедренных суставов. Вовремя начатое лечение позволяет предотвратить его серьезные последствия.
Осматриваю месячного ребенка. Одна щека чуть больше другой. Глаза еще плохо фиксируют внимание на предметах, а лицо постоянно поворачивается в одну сторону. Переворачиваю на животик. Голову держит уже довольно устойчиво, но мочка одного уха ниже другого и явно виден наклон головы в одну сторону.
Все эти симптомы могут говорить о врожденной кривошее. У меня на приеме мама их замечает впервые. Но ведь чтобы все это увидеть, не нужен ортопед – надо просто раздеть ребенка и внимательно посмотреть на него. Да, только врач может подтвердить диагноз, обнаружив уплотнение в грудино-ключично-сосцевидной мышце. Но для успешного лечения врожденной кривошеи надо заниматься им с месячного возраста: два-три курса массажа, лечебной гимнастики, физиотерапия, ортопедические укладки позволяет без оперативного вмешательства к одному году довести ребенка до полного выздоровления. Все это возможно – если в первые недели жизни мама или папа посмотрят на ребенка внимательно.
Итак, что должна сказать мама месячного ребенка ортопеду?
- беременность протекала в тазовом предлежании;
- незрелый плод;
- затяжные роды;
- стремительные роды;
- пособие в родах: щипцы, вакуум, ручное пособие;
- ребенок “любит смотреть в одну сторону”;
- асимметрия ягодичных и подколенных складок;
- разная длина ног.
Первый год: развитие ребенка
Созревание костно-мышечной системы у ребенка происходит этапно, в индивидуальные сроки. Мы не рекомендуем сажать и ставить малыша раньше, чем он сделает это самостоятельно. Ребенок должен иметь возможность совершать тот стереотип движения, к которому уже готова его костно-мышечная система. Попытки “форсировать события” могут привести к тому, что несостоятельный мышечный корсет не сможет удержать кости в правильном физиологическом положении.
К сожалению, правильному двигательному стереотипу порой препятствует использование различных приспособлений (детские кресла, устройства для переноски младенцев, ходунки и т.п.), которые созданы для безопасности ребенка и облегчения ухода за ним, но часто используются неправильно.
К году ребенок начинает ходить. В идеале множество костей детского организма должны занять правильное положение благодаря сбалансированному действию связочного аппарата и мышц. Мамы обычно знают, что у ребенка могут болеть легкие, сердце, почки, а то, что мышцы и связки болеют тоже, чаще всего является для них открытием. Неблагоприятная экология больших городов, заболевания и вредные привычки родителей, несбалансированное питание, нарушение обмена веществ, неправильный двигательный стереотип ребенка, травмы приводят к тому, что уже к первому дню рождения ребенок может иметь ряд хронических ортопедических заболеваний.
Ребенок с рахитом получал витамин D, но на приеме у ортопеда был только в один месяц. К году имеет рахитическую деформацию грудной клетки (“воронкообразную”, или “килевидную”), О-образные или Х-образные ноги. У детей с рахитом мягкие кости, вялые мышцы, несостоятельный связочный аппарат. Если такого малыша рано ставят на ноги, к году часто формируется деформация ног.
Ребенка, которому поставили диагноз “рахит”, необходимо наблюдать у ортопеда ежемесячно! Вовремя замеченная деформация скелета и начатое лечение: массаж, гимнастика, лекарственные ванны, физиотерапия, гидромассаж помогут избежать серьезных осложнений.
Ребенку один год, он начал ходить, но при этом “загребает ногами”, “косолапит”. Если это девочка, в глазах у мамы тревога. А если мальчик, часто слышу: “У нас и папа (дедушка) так ходит и ничего!”. Но в человеческом организме не может быть так, что одна кость ушла вправо, а все другие остались на месте! Суставы всего тела и позвоночно-двигательные сегменты при такой постановке стопы вынуждены будут приспосабливаться к тому неправильному двигательному стереотипу, который программирует “косолапая нога”. Чуть позже у такого ребенка могут появиться боли в спине, плечевом суставе, шее, и вам совсем не захочется, чтобы сын был похож на дедушку. Не отказывайтесь от лечения “косолапости” в годовалом возрасте!
Внимание: детский позвоночник!
При отсутствии жалоб ребенок должен быть осмотрен ортопедом в один месяц, три месяца, один, три, пять, шесть, восемь, десять, двенадцать и четырнадцать лет. Почему так часто? Подобно тому, как иногда вы не чувствуете, что у вас начинается кариес, вы можете не знать, что у ребенка произошел подвывих позвонков. Поэтому я рекомендую периодически показывать ребенка врачу-ортопеду, чтобы проверить его позвоночник.
Ущемление нервов в позвоночнике, которое называют подвывихом позвонков, обычно происходит в результате незначительной компрессии или смещения позвонков. Через позвоночник проходит спинной мозг, который можно сравнить с кабелем, состоящим из миллиардов нервных волокон. Именно по ним идут “команды” (импульсы) от мозга ко всем органам. Как только в спинном мозгу блокируется один из нервов или происходит его повреждение, в организме начинает развиваться болезнь.
Почему же позвонки выходят из своего естественного положения?
Травмы позвоночника могут произойти во время родов. Например, при длительном стоянии головки в родовых путях, при стремительных родах, а также при использовании щипцов, особенно если малыша вытаскивают за голову или поворачивают ее.
Все дело в том, что голова новорожденного ребенка тяжелая относительно его общей массы, а мышечно-связочный аппарат шейного отдела позвоночника еще не может удержать 7 шейных позвонков в физиологическом положении при растяжении весом. Это может привести к подвывихам в шейном отделе и функциональным блокам в позвоночно-двигательных сегментах.
Именно поэтому ортопеды так протестуют против того, чтобы брать новорожденного за ноги и держать вниз головой. Об этой варварской практике писал знаменитый французский акушер Фредерик Лебуа в своей книге “Рождение без насилия”: “Мы слишком мало знаем о своем организме, настолько мало, что забываем, какую важную роль играет в нем позвоночник… Так почему же мы, зная, что неокрепший позвоночник младенца можно легко повредить, упорно продолжаем держать новорожденных вниз головой, да еще и трясем их”.
Уже почти сто лет известен ортопедам и так называемый “синдром кнута”: если новорожденного резко дернуть, то это может привести к потере зрения, церебральным нарушениям, параличу или судорогам.
Детство – это самая активная пора жизни человека. Прыжки и бег, падения и травмы – все это составляющие детства, и все это может повлечь за собой смещение позвонков. Хронические заболевания с обменными нарушениями, мышечные дистонии неврогенного происхождения, неправильный двигательный стереотип, психологические зажимы и комплексы приводят к нарушению осанки уже к четырем-пяти годам. Если вовремя не лечить нарушение осанки, оно приведет к кифозам, сколиозам и остеохондропатиям.
Вот некоторые симптомы того, что позвоночник не в порядке:
- хроническая утомляемость;
- одно плечо или бедро выше другого;
- выступающие лопатки;
- искривление шеи;
- одна нога короче другой;
- косолапость;
- боли в суставах;
- неумение стоять неподвижно;
- гиперактивность;
- частые падения;
- треск в суставах при сгибании рук и ног;
- сверхподвижность суставов;
- нервозность.
Все, что нужно родителям, чтобы заподозрить ортопедическую патологию, это раздеть ребенка до трусиков, поставить на твердую поверхность и внимательно посмотреть на выступающие ориентиры тела спереди, сзади и сбоку. Обнаружив малейшее несоответствие между правой и левой стороной, покажите ребенка специалисту-ортопеду, не дожидаясь планового диспансерного осмотра. Помните: если нездоров позвоночник, то нездоров весь организм ребенка.
Людмила Чиркова, ортопед, мануальный терапевт
Здравствуйте, моей дочери 5 месяцев. Родилась на месяц раньше из- за подтекания вод. Было кесарево, т. к. с 22 нед. наблюдалось тазовое предлежание (голова ребенка была в правом подреберье), а перед операцией почти встала на ножки. Вес 3310, рост 52 см. Уже в роддоме одели воротник, т. к. была правосторонняя кривошея. Воротник носили 1, 5 мес. На 1- ом мес. начала срыгивать “фонтаном” (пилороспазм и пилоростеноз исключили), лежали в больнице в 3 мес. , сделали снимки шейного отдела, 6 позвонков смещены. Невролог ставит установочную кривошею и говорит, что это можно вылечить только мануальной терапией. Объясните, пожалуйста, я читала, что установочная и приобретенная кривошея одно и тоже, но ведь она у нас с рождения? дествительно ли мануальная терапия – единственный способ лечения? Если да, то с помощью мануальной терапии можно совсе избавиться от кривошеи и в каком возрасте стоит начать лечить?
2008-03-06, Галина
Здравствуйте, моей дочери 5 месяцев. Родилась на месяц раньше из- за подтекания вод. Было кесарево, т. к. с 22 нед. наблюдалось тазовое предлежание (голова ребенка была в правом подреберье), а перед операцией почти встала на ножки. Вес 3310, рост 52 см. Уже в роддоме одели воротник, т. к. была правосторонняя кривошея. Воротник носили 1, 5 мес. На 1- ом мес. начала срыгивать “фонтаном” (пилороспазм и пилоростеноз исключили), лежали в больнице в 3 мес. , сделали снимки шейного отдела, 6 позвонков смещены. Невролог ставит установочную кривошею и говорит, что это можно вылечить только мануальной терапией. Объясните, пожалуйста, я читала, что установочная и приобретенная кривошея одно и тоже, но ведь она у нас с рождения? дествительно ли мануальная терапия – единственный способ лечения? Если да, то с помощью мануальной терапии можно совсе избавиться от кривошеи и в каком возрасте стоит начать лечить?
2008-03-06, Галина
Здравствуйте,
Сыну 5 лет. Односторонюю косолапость мы исправляли с двухнедельного возраста. 2 раза в год продолжаем делать массаж, но нога и стопа по прежнему короче на 2 см. Через некоторое время после массажа вновь повышается тонус. Подскажите, что мы еще можем сделать для нашего сына? Будет ли увеличеваться разница в дальнейшем?
2003-05-21, Yana
Здравствуйте, Людмила.
Моему сыну 5 месяцев. примерно с 3х месяцев наклоняет голову направо, лежа на животе или находясь в вертикальном положении на руках. спит чаще всего на левом боку. Во время купания стала замечать, что изгибается буквой С, левая сторона растянута сильнее правой. подскажите, что делать?
2008-10-06, Юлиана
Уважаемая Людмила!
У меня к Вам очень серьезный вопрос по поводу того, когда надо одевать ребенку сандалии, туфли или ботиночки? Моему сыну 10 мес. Подружки-мамашки говорят, что необходимо это сделать уже сейчас (ребенок начал ходить по комнате). А я сомневаюсь. Подскажите, кто прав. С уважением, Ирина.
2006-01-30, Ирина
Здравствуйте! У моего сына двухстороняя врожденная косолапость. Ортопед говорит, что необходима операция, т.к. косолапость тяжелой степени (Стопы не поднимается наверх, в стороны выводятся). Как быть в моем случае? Операцию делать страшно. Сыну 5 месяцев.
2002-11-25, Руслан
Здраствуйте ребёнку почти 6месяцев был на руках у бабушки и пока она отвернулась он получаеться вывернулся назад как бы мостиком головой позвоночником Тепеоь боюсь какие могут быть последствия
2017-08-31, Бинура
Всего 10 отзывов Прочитать все отзывы.
Источник