Нагрузка на позвоночник у детей

Нагрузка на позвоночник у детей thumbnail

Детская ортопедия изучает этиологию и патогенез, клиническое течение и диагностику врожденных и приобретенных деформаций органов движения и опоры, включая профилактику и их лечение с восстановлением функции.

Интерпретация признаков деформации или отклонений от нормального развития позвоночника у детей в различные возрастные периоды жизни не всегда является простой задачей.

У новорожденного позвоночник имеет форму пологой выгнутой дуги, т.е. равномерного кифоза: в положении на спине на ровной поверхности позвоночник становится прямым. На 3-4 месяце жизни ребенок поднимает и удерживает головку, откидывая ее назад; в результате уравновешивания затылочных и лестничных мышц развивается физиологический шейный лордоз. В 6-7 месяцев ребенок сидит, позвоночник легко подвижен и под действием силы тяжести головы, плечевого пояса, внутренностей, устойчивого лордоза и уравновешивания мышцами спины формируется кифоз грудного отдела. В 8-9 месяцев ребенок начинает стоять, 10-12 месяцев ходить, при этом за счет мышц, сгибающих бедро, таз наклоняется вперед, увлекая поясничную часть позвоночника. Туловище в вертикальном положении уравновешивается ягодичными мышцами и мышцами спины – формируется физиологический лордоз поясничного отдела позвоночника.

Возникшие к концу первого года жизни физиологические изгибы позвоночника в сагиттальной плоскости, свойственные позвоночнику взрослого, продолжают развиваться и индивидуально формируются в процессе роста ребенка к 17-22 годам.

Ортостатическое, т.е. вертикальное положение человека определяет статику и осанку. Большое влияние на формирование осанки имеют внешние условия, режим дня, питание, физические перегрузки при спортивных занятиях, перенесенные заболевания, а так же все, что вносит дисбаланс в уравновешенное состояние мышечно-связочного «каркаса» и позвоночника. В результате формируется правильная или патологическая осанка.

Кифоз – искривление позвоночника в сагиттальной плоскости выпуклостью кзади. Различают верхнегрудной, нижнегрудной, поясничный и тотальный кифоз.

Врожденный кифоз наблюдается крайне редко с локализацией в грудном и верхнепоясничном отделе. Деформация выявляется рано – в первом полугодии жизни, как только ребенок начинает сидеть. С ростом ребенка деформация заметно увеличивается, протекая безболезненно и без неврологических симптомов, к периоду полового созревания достигает выраженных размеров. Рост ребенка задерживается. При выявлении деформации применяют массаж спины, корригирующую гимнастику, при прогрессировании процесса проводят хирургическую фиксацию позвоночника.

Приобретенные кифозы могут быть результатом рахита, остеохондропатий, компрессионных переломов тел позвонков.

Рахитический кифоз является следствием общей мышечной гипотонии при тяжелом течение рахита. Развивается быстро, как только ребенок начинает сидеть. Для рахитического кифоза характерно равномерное искривление нижнегрудного и поясничного отделов позвоночника кзади. Терапия подобного состояния комплексная: это ,прежде всего лечение рахита, обязательное фиксирование ребенка в специальной кроватке, проведение курсов массажей для укрепления мышц спины, живота, конечностей.

Лордоз – искривление позвоночника в сагиттальной плоскости выпуклостью вперед. Физиологический лордоз шейного и поясничного отделов позвоночника является результатом формирования ортостатического положения человека. Патологический или чрезмерный лордоз локализуется в основном в поясничном отделе позвоночника, может быть следствием патологических изменений в поясничных позвонках и окружающих их тканях врожденного (спондилолиз и спонтанный спондилолистез, клиновидные позвонки) и приобретенного характера. Среди последних деформаций чаще всего развивается как компенсаторное искривление при локализации процесса в другом отделе позвоночника (кифоз грудного отдела, круглая спина), при деформации нижних конечностях, нарушении функций мышц туловища и конечностей (coxa vara, анкилоз тазобедренных сустава в порочном положении, врожденный вывих бедра, слабость больших ягодичных мышц и гиперфункция сгибателей бедра) и др. Врожденный лордоз у детей старшего возраста при скрытом течение может проявиться быстрой утомляемостью, болевыми ощущениями в пояснице. Компенсаторные лордозы у детей чаще всего протекают бессимптомно.

При лечении лордозов, прежде всего необходимо устранить основную причину, вызвавшую развитие патологического лордоза. Рекомендуются специальный комплекс лечебной гимнастики, массаж, физиотерапия.

Сколиоз – наиболее часто встречающийся вид деформации у детей. Сколиоз – это искривление позвоночника во фронтальной плоскости, обусловленное патологическими изменениями в позвоночнике и паравертебральных тканях, склонных к прогрессированию деформации со статико- динамическими нарушениями и функциональными изменениями внутренних органов. По этиологическому фактору различают врожденные и приобретенные сколиозы.

Врожденный сколиоз – основой его происхождения являются аномалии развития позвоночника и ребер (добавочные, клиновидные позвонки и полупозвонки, синостозы остистых отростков, добавочные ребра), дисплазия пояснично-кретцового отдела позвоночника, определяющая понятие «диспластический сколиоз».

Приобретенные сколиозы чаще выражаются как признаки других заболеваний. Статические сколиозы наблюдаются при укорочении нижней конечности, одностороннем врожденном вывихе бедра, контрактурах тазобедренного и коленного суставов. Неврогенные и миопатические сколиозы возникают вследствие нарушения равновесия мышц спины, при нейрофиброматозе, сирингомиелии, деформирующей мышечной дистонии, рахите. Известны сколиозы вследствие обширных послеожоговых рубцов туловища, заболеваний и операций органов грудной полости и грудной клетки. Причиной сколиоза могут быть опухоли позвоночника и паравертебральной локализации.

Нарушение обменных процессов нередко сопровождается развитием сколиоза.

Идиопатический сколиоз представляет особую, наиболее распространенную форму, проявляющуюся как самостоятельное заболевание. В патогенезе сколиоза придается большое значение дегенеративно-дистрофическим процессам в эпифизарном хряще и самом диске, эпифизеолизу дисков при активном воздействии нервно-мышечной системы. При осмотре спереди обращают внимание на осанку; можно выявить вынужденное положение головы и ассиметрию лица, разный уровень расположения надплечий, деформацию грудной клетки, отклонение пупка от средней линии и разный уровень гребней подвздошных костей. При осмотре сзади одно надплечье выше другого, лопатка на вогнутой стороне искривления позвоночника приближена к остистым отросткам и расположена ниже противоположной, выявляются ассиметрия грудной клетки и реберный горб, ассиметрия треугольников талии. При осмотре сбоку отмечаются выраженность кифоза, величину реберного горба. Помимо осмотра врач – специалист также оценивает подвижность позвоночника и силу мышц спины. Диагноз сколиоза ставится после консультации ортопеда с проведением всех необходимых тестов и рентгенологического исследования позвоночника с захватом таза в переднезаднем направлении в положении больного стоя и лежа и профильный снимок в положении лежа.

По локализации выделяют следующие типы сколиозов: шейно-грудной; грудной (может быстро прогрессировать с тяжелыми функциональными нарушениями дыхания и сердечно-сосудистой системы); пояснично-грудной (склонен к прогрессированию с нарушениями функции дыхания и сердечно-сосудистой системы, сопровождается болью), поясничный (отличается легким течением, редко дает тяжелые степени деформации); пояснично-кретцовый, при котором в дугу искривления включаются кости таза, создавая перекос с относительным удлинением одной ноги (может сопровождаться болями); комбинированный тип сколиоза характеризуется наличием двух первичных дуг искривления (отличается стабильностью). По степени тяжести сколиоза выделяют первую, вторую, третью и наиболее тяжелую четвертую степень.

Читайте также:  Мрт позвоночника сколько длится

Прогрессирование сколиоза зависит от возраста больного, типа и степени деформации. Интенсивное увеличение деформации наблюдается в период бурного роста ребенка, достигает максимума в пубертатный период, у девочек в 11-13 лет, у мальчиков в 14-16 лет и обычно заканчивается при прекращении роста. Большей частью неблагоприятно протекают сколиозы, проявившиеся до 6 летнего возраста, более благоприятно – после 10 и особенно после 12 лет. При выраженном прогрессировании сколиозы относят к декомпенсированным, без наклонности к прогрессированию или незначительным прогрессированием в течение длительного времени – к компенсированным. Дети с компенсированным сколиозом начальной степени должны лечиться в условиях поликлинике и дома, с медленно прогрессирующим течением – лучше в специализированных школах-интернатах, с интенсивным прогрессированием в ортопедическом стационаре.

Лечение сколиоза направлено на стабилизацию имеющего искривления, предупреждения его прогрессирования и компенсирования сколиоза путем повышения устойчивости позвоночника и выработки ортостатического положения с восстановлением баланса между кривизной сколиоза.

Лечение складывается из комплекса мероприятий, предусматривающих снижение статической нагрузки на позвоночник и организацию правильного двигательного режима в дошкольном учреждении, школе и дома. При этом следует устранить причины, способствующие деформации позвоночника: длительное сидение, неправильное положение в постели, неправильная поза при стоянии, ношение тяжелых предметов в одной руке и др. Необходимо проведение комплекса лечебной гимнастики (комплекс лечебной гимнастики составляется специалистом по лечебной физкультуре индивидуально для каждого больного или группы идентифицированных больных) и курсов массажа, сеансов физиотерапии. Наряду с этим рекомендуется занятия спортивными играми с мячом, плавание, катание на лыжах.

Практика показывает, что проведение комплексов консервативного лечения оказывают благоприятное воздействие на коррекцию сколиоза.

Профилактическая направленность является одним из основных звеньев детской ортопедии. Ранняя диагностика и лечение устраняют прогрессирование деформаций, предупреждают нарушение функций органов опоры и движения. Этим определяется основная задача ортопеда и детского хирурга совместно с педиатром.

Источник

В.СТРЕЛЬЦОВА

Продолжение. См. № 8, 9/2002

Сегодня мы поговорим об особенностях строения и развития детского позвоночника, о том, как уберечь его от непосильных нагрузок, чтобы сохранить здоровым на долгие годы.

Фото А. Перепонова

Как известно, процесс окостенения позвоночника у человека длительный – он заканчивается лишь к двадцати-двадцати двум годам. У детей количество хрящевых прослоек в позвоночнике значительно больше, чем у взрослых, и это преобладание хрящевой ткани над костной делает позвоночник ребенка очень гибким, но менее прочным. Именно поэтому так важно состояние мышц, которые поддерживают «ось тела», – даже для сохранения туловища в вертикальном положении дети тратят гораздо больше мышечных усилий, чем взрослые.

Детский позвоночник не только выполняет предназначенные ему природой обязанности, но и находится в постоянном росте и развитии, которые могут задерживаться чрезмерными нагрузками и неправильным питанием.

До тех пор пока идет рост позвоночника, основная нагрузка падает на мышцы. Чем лучше развиты мышцы, тем в лучших условиях находится детский позвоночник. К сожалению, наши дети сегодня отличаются не только плохим здоровьем, но и слабым физическим развитием. Медики констатируют, что среди патологий в подростковом и юношеском возрасте, корнями уходящих в детство, значительную долю занимают болезни опорно-двигательного аппарата.

В одном из своих интервью доктор медицинских наук, профессор А.Ситель, занимающийся проблемами позвоночника, сказал: «У человеческого позвоночника не случайно есть два физиологических изгиба вперед и два – назад. Благодаря такой спиралевидной форме он выдерживает нагрузку в восемнадцать раз большую, чем бетонный столб того же сечения. Но в силу многих причин в последние десятилетия почти у всей человеческой популяции нормальных изгибов нет: у 90-94% они сглажены, а у 6-10% – увеличены. Сглаженность – это и есть первая стадия остеохондроза. Происходит это отчасти потому, что до 90% детей рождается с разной длиной ног. Разница может быть и анатомическая, и функциональная…

Чтобы хранить равновесие тела, таз должен располагаться строго горизонтально. Если длина ног разнится хотя бы на пару миллиметров, в поясничном отделе со стороны более длинной ноги компенсаторно возникает дуга. Когда бокового наклона не хватает для восстановления равновесия, то возникает противоположная дуга в грудном отделе – развивается S-образный сколиоз. В дальнейшем от любой нагрузки на искривленный позвоночник в дисках появляются трещины. Когда диск разрушается на две трети, пульпозное ядро, находящееся в его центре, перемещается – так и возникают грыжи диска. Причем они нередко «молчащие», и их неожиданное проявление бывает катастрофическим для человека – возникает непереносимая боль, полностью теряется подвижность…»

Профессор Ситель считает: если длина ног у ребенка разная из-за физиологических нарушений – например, избыточного тонуса мышц, – для восстановления правильной формы позвоночника нужно эти мышцы расслаблять; если разница анатомическая, необходимо подкладывать стельку под ту ногу, которая короче. Если этого не предусмотреть, то у детей в 13-14 лет выскакивают межпозвонковые грыжи.

На основе многолетних клинических наблюдений профессор сделал вывод и о том, что скелетную мускулатуру современного человека нужно не «накачивать», а, наоборот, расслаблять – только тогда организм будет здоровым. Именно расслабление скелетных мышц, которые ответственны за все, в том числе и за наше эмоциональное состояние, позволяет снять напряженность, испытываемую человеком ежедневно. И здесь очень важно, какие нагрузки, какие физические упражнения выпадают на долю растущего позвоночника.

Существующая ныне система физической подготовки детей, по мнению специалистов, не выдерживает никакой критики; особенно это касается школьных уроков физкультуры. Нагрузки же на позвоночник ребенка в повседневной жизни резко возросли.

Не секрет, что наши дети почти постоянно находятся в сидячем положении: уроки в школе, факультативные занятия, трех-четырехчасовое приготовление домашних заданий, просиживание у телевизора и за компьютерными играми… А ведь относительно небольшой прирост мышечной массы, слабость мышц, невысокая их статическая выносливость и недостаточное развитие нервных двигательных центров не позволяют ребенку длительно выдерживать одну и ту же позу. Еще П.Ф. Лесгафт, известный анатом и врач, писал: «…бесчеловечно заставлять ребенка оставаться по целым часам в сидячем положении или ставить его в наказание в угол, запрещая прислоняться». Ученый говорил и о том, что в условиях школы, которые явно не соответствуют особенностям детского организма, задерживается рост и развитие детей: «…сжатие межпозвоночных дисков у школьников бывает настолько сильно, что часто общий рост класса весной оказывается меньше, чем осенью». От чрезмерных нагрузок страдает не только позвоночник, но и грудная клетка – ведь они составляют единый жесткий каркас. Многочасовое сидение за уроками, по мнению П.Ф. Лесгафта, может не только задерживать развитие грудной клетки, но и вызывать в ней преждевременные «старческие изменения». Интересно, что все это было сказано в конце XIX в., и к сожалению, по-прежнему актуально в начале двадцать первого… А вот что говорит наш современник, профессор Анатолий Ситель:

Читайте также:  Деформация позвоночника при кифозе

«Закодированное в человеке количество движений изначально не позволяет его телу пребывать в праздности. Если маленького ребенка посадить в девятиметровую комнату, в которой полноценно двигаться не так-то легко, он все равно в определенный момент начнет бегать от шкафа к шкафу. И в результате двигательную активность, которая нужна ему для развития, все равно наберет. А вот если переборщить с физической нагрузкой, детскому позвоночнику это пойдет во вред. Самая большая ошибка, когда малолетних детей отдают в спортивные секции, где упражнениями на все группы мышц из них куют «железных кибергов» и тем самым портят позвоночник. Ребенок должен заниматься своим делом – подвижными играми, прогулками, велосипедом, коньками, лыжами… Положенную ему двигательную нагрузку он всегда сам «организует», если только не лишать его детства…»

И еще один совет нашла я в интервью профессора: «…Сидит ребенок за столом, делает уроки. Родители, увидев склоненную над тетрадкой спину малыша, первым делом командуют: «Сядь прямо!» А уже через неделю бегут в магазин за специальным корректором осанки – выпрямителем, якобы гарантирующим ровную спину, а по моим наблюдениям – лишь портящим позвоночник. Ведь когда ребенок сидит в таком «выпрямителе», у него нет столь необходимого изгиба назад в грудном отделе. Пытаясь в этой вынужденной позе найти наиболее удобное для позвоночника положение, ребенок выгибает его дугой и может нажить сколиоз. Поэтому я не советую родителям покупать эти «корректоры осанки».

Гигиенисты отмечают, что и современная школьная мебель увеличивает нагрузку на мышцы, не давая нужной опоры телу ребенка. Традиционные школьные парты почему-то заменили обычными столами, значительно усиливающими утомление мышц. Особенно это ударило по старшеклассникам – именно они испытывают максимальные нагрузки на позвоночник.

Физически не развитые мышцы ребенка, в первую очередь мышцы спины, легко утомляются, достаточной поддержки позвоночнику нет, и ребенок непроизвольно сильно сутулится, опираясь грудной клеткой на живот, органы которого поддерживаются тазом и брюшной стенкой, – таким образом работа по удержанию тела распределяется на большее количество мышц. При плохом физическом развитии ребенка его мышцы делаются настолько слабыми, что он вынужден постоянно прислоняться к опоре, чтобы облегчить им работу. Возникает порочный круг: слабое физическое развитие ведет к нарушениям осанки, а они, в свою очередь, затрудняют работу внутренних органов, ухудшая и без того плохое здоровье и задерживая правильное развитие ребенка.

Современный образ жизни требует от человека мышц не только сильных, но и способных долгое время поддерживать статическое напряжение. Такую способность нужно развивать с детства, включая в ежедневные занятия физкультурой упражнения не только динамические, но в первую очередь статические, направленные на развитие выносливости мышц. На уроках физкультуры в школе учителя стремятся развивать у учеников ловкость и гибкость, хотя гибкость у школьников и так высока в силу их анатомических особенностей, а ученые говорят, что упражнения статического характера более разносторонне подготавливают детский организм к предстоящим ему в жизни нагрузкам.

По мнению специалистов, в последние годы само понятие «сильный человек» заметно исказилось. Увлечение модными восточными и западными методиками приводит к забвению традиций отечественного физического воспитания, давшего миру знаменитых русских богатырей. У нас всегда в почете были люди сильные, ловкие, выносливые, крепкие духом. Эти качества воспитывались с раннего детства. На Руси для детей разного возраста – и для мальчиков, и для девочек – существовали свои игры и забавы, были и совместные состязания в меткости, скорости и ловкости, соревновались ребята и со взрослыми – разумеется, проходило это в форме веселых игр.

К физическому труду детей и подростков наши прадеды приучали очень постепенно, часто меняя характер работы, избегая однообразия и монотонности. Да и «орудия труда» для юных мастеровых были изготовлены с учетом их возрастных возможностей.

Вы замечали: современные дети редко теперь играют в подвижные игры, особенно на открытом воздухе. А ведь именно такие игры оказывают самое благотворное влияние на развитие ребенка. Вместо подвижных игр – всяческие развлечения на компьютеризованных аттракционах, где ребенок чаще всего совершенно пассивен физически, а вот нервная система испытывает сильнейшие перегрузки. На «старомодных» качелях, каруселях, катальных горках тренировался вестибулярный аппарат, крепли мышцы, усиливалась работа сердечно-сосудистой системы, легких, улучшалось мозговое кровообращение растущего человека. А еще в таких забавах воспитывались ловкость, смелость, воля. Увлечение же детей компьютерными играми во много раз усиливает статическое напряжение их и без того утомленных мышц.

Интерьер наших квартир тоже не способствует физическому развитию ребят – редко у кого в доме увидишь спортивный уголок для ребенка или хотя бы импровизированный турник или гимнастическую стенку. И негде нашим младшеньким полазать, поподтягиваться, покувыркаться, чтобы разгрузить уставший позвоночник, «поиграть мышцами»…

А что мы видим во дворах? Устройство детских площадок очень часто явно не продумано, да и рассчитаны они в основном на совсем маленьких дошколят. Медики уже не один год говорят о явной травмоопасности горок для катания, возводимых на этих площадках. И вот в чем опасность.

Деревянный или металлический настил таких горок, как правило, резко обрывается у земли (зимой – у ледяной дорожки) или заканчивается над ней ступенькой. Чем резче переход или перепад, тем больше ударная волна на тело ребенка и больше напряжение мышц для амортизации. При скатывании с горок на дощечках, фанерках, в «тарелках» или мини-санках современной жесткой конструкции ударная волна значительно возрастает. Мышцы ног и поясницы не противодействуют толчкам и сотрясениям, и ударная волна приходится непосредственно на позвоночник. Сколько тяжелых травм случается именно на таких горках, хирургам хорошо известно…

Читайте также:  Деформация диска позвоночника лечение

Перенапряжение мышц позвоночника усиливает и ношение ребенком непосильного груза, которым в дошкольные годы может стать даже детское пальто, тяжесть которого приходится не на костные выступы, а на мышцы. Поэтому медики считают наиболее оптимальной одеждой для маленьких детей легкий или утепленный комбинезон.

А сколько уже сказано о неподъемных портфелях наших школяров! Но год от года груз этот все растет, коверкая и без того несовершенную детскую «ось тела». И медики вновь и вновь призывают родителей: покупайте ребятам только ранцы, причем старшеклассникам – тоже, ведь их позвоночники растут и развиваются особенно интенсивно. И помните: ранец обязательно должен быть с широкими ремнями, не пережимающими мышцы плечевого пояса. У нынешних старшеклассников в моду вошли рюкзаки – в них они носят школьные учебники, спортинвентарь, и просто ходят с ними в магазины. Такую моду врачи только приветствуют, чего не скажешь о сумках на длинном ремне через плечо: одностороннее ношение тяжестей вызывает боковое искривление позвоночника и перенапряжение мышц лопаток.

Большое значение медики придают обуви, в которой ходят наши дети: от ее качества зависит и здоровье ног, и состояние позвоночника. Обувь маленьких детей, по мнению специалистов, должна быть особенно мягкой и эластичной, а подошва настолько гибкой, чтобы, сгибая ее, можно было бы носком коснуться каблука. Кроме того, вся детская обувь должна быть немного свободной, поскольку детям крайне необходима возможность двигать пальцами. «В последние годы не только в спорте, но и в быту широко практикуются кроссовки с супинаторами, – пишет профессор Академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта М.Девятова. – Увлечение кроссовками дошло до того, что они у детей и молодежи часто становятся и повседневной, и выходной, и домашней, и сменной обувью в школе. Естественно, супинаторы кроссовок заменяют мышцы стоп и приводят их к бездействию и ослаблению. Чем дольше ноги находятся в кроссовках, тем вернее путь к плоскостопию… Одного взгляда на обувь бывает достаточно, чтобы определить характер плоскостопия у детей. Однако только в тех случаях, когда у ребенка обувь новая, а не доставшаяся ему «по наследству» от старших детей. Детскую стопу можно сравнить с мягким воском, изменяющим форму от любого воздействия. В то время как новая обувь, особенно из мягкой хорошей кожи, принимает форму стопы ребенка, ношеная заставляет стопу приноравливаться к имеющейся форме, то есть не обувь приспосабливается к ноге, а, наоборот, стопа – к обуви. К сожалению, случается так, что новую, функционально хорошую обувь носит ребенок с дефектами стопы, и всем последующим «хозяевам» эта обувь передает его дефекты… Ребенок может носить с чужого плеча одежду, а вот обувь с чужой ноги – никогда!»

Говоря о профилактике плоскостопия, М.Девятова советует: «Очень полезно для ног хождение босиком, поскольку стопа – не только рессорное устройство, но и огромное рецепторное поле. Взаимодействуя с опорой, она передает тончайшую информацию от нервных окончаний, заложенных в коже, костях, суставах, связках и мышцах, в центральную нервную систему. Чем неровнее поверхность, тем сильнее воздействие на нервные окончания, и соответственно – напряжение мышц. Наибольшее воздействие – при хождении по гравию, камням, шишкам и тому подобному. Естественно, начинать следует не с гравия, а с земли, травы, песка. В зимнее время хождение босиком до какой-то степени может заменить топтание в тазу, наполненном водой, песком и камушками разного размера.

Постоянное нахождение в обуви приводит не только к слабости всех мышц стопы, но и лишает человека положительных эмоций от воздействия опоры на стопу, что немаловажно для снятия нервно-мышечного перенапряжения. При любой возможности желательно освобождать ноги от обуви, чтобы дать им «подышать».

Оказывается, состояние позвоночника теснейшим образом связано с питанием. И если учесть, что наши дети все больше вместо натуральных продуктов вынуждены питаться суррогатами, родителям стоит знать о негативных последствиях такого, с позволения сказать, питания.

Давно известно: полноценное, несбалансированное питание задерживает правильное развитие детского организма. Недостаток в пище белков в первую очередь сказывается на мышцах – они для мышечной системы главный строительный материал и «двигатель». Дефицит жиров и углеводов, важнейших источников энергии, также ухудшает работу мышц.

На работе мышц отрицательно сказывается недостаток витаминов. При дефиците витамина В1, например, мышцы неполноценно сокращаются, дефицит витамина В2 ведет к белковой недостаточности мышц, а витамина В12 – снижает синтез белков. Особенно негативно дефицит витаминов группы В действует на мышцы, длительное время находящиеся в состоянии перенапряжения. Нарушает белковый обмен в мышцах и недостаток витамина С: при его дефиците они долго не могут расслабиться после нагрузок, что дает еще большее перенапряжение; страдает и прочность сухожилий и связок. Отсутствие в пище нужного количества жирорастворимых витаминов А и Е нарушает окислительные процессы в мышцах, а дефицит витамина D ведет к рахиту. Крайне необходимы для здоровья всего организма и, естественно, позвоночника, минеральные соли и микроэлементы, особенно кальций, магний, железо и калий.

Конечно, невозможно в одной статье детально рассказать о всех отрицательных и положительных воздействиях на детский позвоночник. Но основное вы, наверное, уже поняли: чтобы избежать болезней, нужно с самого раннего детства обеспечить ребенку правильное физическое развитие, причем развитие гармоничное, охватывающее все группы мышц. Советуйтесь с врачами, спортивными специалистами, читайте популярную медицинскую литературу, выбирайте подходящие по возрасту комплексы физических упражнений и делайте ежедневную гимнастику вместе с детьми – одним словом, действуйте!

Источник