Нагрузка на позвоночник ребенка портфель

Министерство образования Республики Башкортостан

Управление образования муниципального района Белебеевский район РБ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 41 с. Аксаково

муниципального района Белебеевский район РБ

Влияние  портфеля

на формирование осанки школьника

                                                                                Выполнила:

                                                                               Галыкина Милена

                                                                                ученица 8б класса  

МАОУ СОШ № 41 села Аксаково

                                                                                Руководитель:

                                                                            учитель биологии и химии

                                                                            МАОУ СОШ № 41

                                                                            Старостина Е. В.

2018

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3

  1. Обзор литературы………………………………………………………………….5
  1. Как и когда возник школьный портфель? ……………………………………5
  2. Мнение врачей о портфеле …………………………………………………….6
  1. Материал и методика исследования………………………………………………8
  1. Материал исследования………………………………………………………..8
  2. Методика исследования………………………………………………………..8
  1. Результаты исследования и их обсуждение ……………………………………..9

Выводы …………………………………………………………………………………..15

Список литературы………………………………………………………………………16

Введение

Перед началом каждого учебного года дети с родителями отправляются в магазин выбирать школьный портфель. Это радостное, волнительное событие. Ведь портфель является одним из главных атрибутов школьника. Хочется, чтобы он был удобен, красив и вместителен. В первые дни сентября на переменах мы любим рассматривать портфели одноклассников. Какие они все разные: по цвету, весу, оформлению.

Обращая внимание на эти признаки, мы, конечно же, не задумываемся о том, какое влияние оказывает школьный портфель на нашу осанку.

Год от года наши школьные портфели становятся все тяжелее и тяжелее. Увеличивается число учебных предметов, ежедневно по расписанию  6 уроков. Следовательно, количество учебников и тетрадей в наших портфелях с каждым годом становится все больше. Все чаще слышно от одноклассников: «Ох, еле дотащил портфель. Даже спина болит!».

Во время школьных медосмотров, все чаще врачи рекомендуют нам обратить особое внимание на осанку. Если у первоклассников такой проблемы практически не существует, то к концу четвертого класса примерно у 10% школьников начинают появляться проблемы, связанные с нарушением осанки. А в седьмых, восьмых классах – уже порядка 40-50% учеников страдают начальной формой сколиоза.

  Различные нарушения осанки хотя и представляют собой функциональные расстройства опорно-двигательного аппарата человека и не являются в полном смысле слова заболеванием, однако, сопровождаясь нарушениями функции нервной системы и деятельности ряда внутренних органов, делают организм ребенка более подверженным целому ряду заболеваний (www.bio-lavka.kiev.ua/litnspskol.shtml)

Так, когда грудная клетка впалая, сжата, что происходит при сутулости, круглой спине, вялой осанке дыхание стеснено, легкие недостаточно вентилируются, емкость их снижена. Таким образом, дефекты осанки мешают хорошему дыханию, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на состоянии всего организма.

При глубоком же дыхании улучшается деятельность сердца, усиливается кровообращение, а это создает условия для полноценной работы мышц.

Известно также, что многие дети и подростки с впалой грудью склонны к бронхитам, воспалениям легких, туберкулезу и пр.

У людей с плохой осанкой мышцы живота ослаблены и плохо выполняют свою функцию, т.е. они плохо удерживают в нужном положении желудок и кишечник, что приводит к нарушению пищеварения.

Предполагается, что существенное влияние на формирование осанки школьников оказывает не только неправильное положение за  партой во время урока, но и ношение тяжелых ранцев и портфелей. Ежедневное ношение портфеля способствует формированию неправильной осанки (www.fave-plus.ru/forum/15…Осанка-и…нарушения.html)

Зная, что регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник приводит к нарушению осанки школьника, было решено определить, какое влияние оказывает  портфель на формирование осанки школьника.

Были поставлены следующие задачи:

  1. Определить соответствие веса школьного портфеля санитарно – гигиеническим нормам (для каждого возраста есть свои гигиенические нормативы веса школьной сумки: с ежедневным учебным комплектом и письменными принадлежностями).
  2. Провести анкетирование среди учащихся с цель определить отношение ребят к  портфелю, как неотъемлемому атрибуту школьника.
  3. Разработать рекомендации для детей, родителей и учителей нашей школы по выбору и комплектованию портфеля.
Читайте также:  Трещина на позвоночнике при травме

1. Обзор литературы

  1. Как и когда возник школьный портфель?

Нас заинтересовал этот вопрос. И мы решили узнать об историческом прошлом портфеля.  

Когда появился портфель? Наверное, вместе с тетрадками и книжками. Но ведь и до появления тетрадей люди на чем-то писали. Портфелей сначала, конечно, не было. Какие портфели, если записывали все нужное прямо на стенках пещер! Сначала только цифры. Потом уж, конечно, и истории всякие – про охоту, про праздничные пляски… А если нужно было передать послание куда-нибудь? Тут и пришла первобытным людям в голову мысль писать на костях животных. Лопатка баранья, например, плоская и широкая; много не напишешь, но все-таки хоть самое главное изобразишь острым камнем. А черепаший панцирь – он больше, на нем много чего можно нацарапать. Самые древние из китайцев ухитрились на них целую библиотеку разместить – двадцать тысяч черепашек пожертвовали своими панцирями, чтобы на них древними иероглифами нацарапали сказки и поучения, медицинские рецепты и правдивые истории… А потом китайцы еще и пронумеровали их все и сложили по темам. В какой портфель может влезть «черепашья» тетрадка?

В Древнем Шумере было легче. Там все записи выдавливали на мокрых глиняных табличках острыми палочками. И понятно, как они до этого додумались. Каждую весну главная река Шумера Евфрат разливалась и покрывала землю слоем вязкого ила. Стоило в него наступить – и след застывал, как камень. “О! – подумали шумеры. – Водой не мочить – так это ж навеки!” И изобрели письменность на глине. А хранили свои таблички в громадных сундуках и здоровенных глиняных сосудах, – какие уж тут портфели!

Древние египтяне изобрели папирус. Не портится, легкий, тонкий, можно склеивать в длинные свитки. А делать не так уж и трудно: расщепляется тростник-папирус вдоль и из него плетется что-то вроде коврика, как в детском саду. Потом – под пресс, и пиши кисточкой (перья тоже изобрели позже)! Египетские иероглифы хоть и были очень трудные, зато писать ими можно было хоть слева направо, хоть справа налево, хоть сверху вниз. А если очень распишешься – свернул потом длинный папирус в свиток, да спрятал… нет, не в портфель. В специальный круглый пенал, который носили на шнурке у пояса.

Китайцы уже в начале нашей эры пожалели бедных черепашек и все-таки изобрели бумагу. А уж от них бумага попала и в Европу, так примерно лет 800 назад. Все европейцы пришли в восторг от самой бумаги. Им принадлежит заслуга изобретения сумки для ношения бумаги.

Портфель слово французского происхождения. В переводе на русский «носить лист». Означает четырехугольную сумку с застежкой, обычно кожаную (pug-school2.ucoz.ru/2010-2011/portfel.docx)

  1. Мнение врачей о портфеле

Немало важным  было познакомиться и с   мнением врачей о школьном портфеле.

Специалисты в один голос утверждают: носить школьные принадлежности лучше в рюкзаке или ранце. Сумка и портфель дают асимметричную нагрузку на позвоночник и формируют у ребенка неправильную осанку (www.ufanta.ru/index.php?showtopic=378 Уфа)

Американские врачи и учителя приняли решение ограничить вес школьных ранцев, которые часто являются непосильной ношей для неокрепших детских плеч. Американцы считают, что их дети должны ходить в школу налегке. В некоторых школах даже решено закупить по два комплекта учебников, чтобы детям не пришлось таскать книги из дома. В других школах медики обучают учеников правильной осанке и способам предупреждения болей в спине. В отдельные дни недели кроме толстенных учебников в ранцах оказываются еще и спортивная одежда и обувь, а также еда, которой заботливые родители снабжают ребенка.

Специалисты Американской академии педиатрии не рекомендуют детям носить грузы, превышающие 10–20% от веса тела. С учетом этого ранец не должен весить более 6,5 килограмма. Хотя незначительные перегрузки сверх новых стандартов и не приводят к серьезным заболеваниям или травмам, они вызывают хронические боли в спине (www.chas-daily.com/win/2006/08/24/g_021.html…)

Для каждого возраста есть свои гигиенические нормативы веса школьной сумки: с ежедневным учебным комплектом и письменными принадлежностями.

Вес ранца:

1-2 класс – 1,5 кг

3-4 класс – 2,5 кг

5-6 класс – 3 кг

7-8 класс – 3,5 кг

9-11 класс – до 4 кг

Таким образом, пустой ранец должен весить 500-800 грамм.

В августе 1996г. Министерство образования Австрии приняло решение об ограничении максимального веса школьных портфелей и рюкзаков 10% от веса тела школьника. Предполагалось, что школьные сумки являются виновниками болей в области шеи, плеч и поясницы у детей школьного возраста. Ношение рюкзака признано более эргономичным и менее вредным для здоровья.

А вот это исследование было выполнено специалистами детской больницы Цинциннати (gorsun.org.ru›Библиотека›ГорСЮН›03 Кемерово) Они использовали информацию более чем о 12 тысячах случаев травм, связанных с ранцами, рюкзаками и приспособлениями для ношения детей. В поле зрения ученых попали только те случаи, которые потребовали обращения в травмпункт, но не те, с которыми обращались на прием к обычному врачу. Для анализа были отобраны 247 случаев, когда травмы, связанные с ранцем, получали дети в возрасте от шести до 18 лет. Оказалось, что лишь 23% травм были получены, когда дети носили, поднимали или снимали ранец. По мнению ученых, это означает, что вместо ограничения веса учебников и изменения дизайна ранца усилия должны быть направлены на то, чтобы обучить детей им пользоваться.

  1. Материал и методика исследования
  1. Материал исследования
Читайте также:  Упражнения для укрепление позвоночника лежа

 МАОУ СОШ № 41 с. Аксаково

Местонахождение: село Аксаково МР БР РБ, ул. Первомайская 26. Общая площадь территории школы – 15270,0 кв. м. На обширной пришкольной территории имеется спортивная площадка, учебно-опытный участок и надворные хозяйственные постройки.

В школе учатся – 370 учащихся.

Школа находится на участке, расположенном вдоль центральной улицы села. Вблизи территории школы располагается железная дорога. Промышленных и сельскохозяйственных предприятий поблизости нет.

Исследования проводились с учащимися 4, 8-х классов 2009 и 2005 годов рождения, проживающих как в районе школы.

Все учащиеся посещают уроки физической культуры и трудового обучения. Серьезных отклонений в состоянии здоровья нет.  

  1. Методика исследования
  1. Выбрать из каждого класса по 10 учеников, полностью собравших в портфель  учебные принадлежности ко всем урокам.
  2. Определить вес пустого портфеля.
  3. Определить вес полного портфеля.
  4. Узнать у врача вес каждого ученика.
  5. Занести результаты в таблицу (Таблица 1)
  6. По полученным данным произвести расчеты.
  7. Сравнить полученные результаты с нормативом.
  8. Сделать вывод о соответствии веса школьного портфеля гигиеническим нормам.

Таблица 1

№ п/п

Имя ученика

Класс

Вес полного портфеля

Норма (10% от веса ученика), кг

% от веса ученика

  1. Результаты исследования и их обсуждение

Осанка – привычное положение тела человека в покое и при движении; формируется с самого раннего периода детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма человека.  В формировании осанки большую роль играет позвоночник, являющийся связующим звеном всего скелета человека.

Для подтверждения наших предположений, мы провели все необходимые измерения и расчеты. Результаты (по каждому классу) занесли в таблицы.

Таблица 2

Сводная таблица результатов 4 – х классов (имена изменены)

№ п/п

Имя ученика

Класс

Вес ученика, кг

Вес полного портфеля

Норма (10% от веса ученика), кг

% от веса ученика

1.

Александр

29

3

2.9

10

2.

Зарина

42

3.5

4.2

8

3.

Ангелина

32

4.3

3.2

13

4.

Михаил

49

2.5

5.0

5

5.

Алексей

31

5

3.1

16

6.

Иван

30

2.5

3.0

8

7.

Александр

31

3

3.1

10

8.

Елена

32

3

3.2

9

9.

Руслан

31

3.5

3.1

11

10.

Игорь

33

3.5

3.3

11

11.

Дамир

27

3

2.7

11

12.

Ильвина

29

3.5

2.9

12

13.

Анур

28

3.8

2.8

10

14.

Алексей

27

4.5

2.7

17

15.

Камиль

29

2.5

2.8

9

16.

Настя

33

2

3.3

6

17.

Вадим

29

3

2.9

10

18.

Андрей

31

2.8

3.1

9

19.

Лиана

28

3

2.8

11

20.

Константин

24

3

2.4

13

Средне значение

31

3.2

3.1

11

Анализируя данные сводной таблицы по четвертым классам, можно сказать, что в 4-х классах средний вес полного портфеля практически не превышает норму 10% от веса ученика, даже  у 35% учащихся вес портфеля оказался ниже санитарной нормы. А у 50% ребят  вес портфеля превысил верхнюю границу нормы (у двух из них – значительно). И только  15%  детей носят портфели, отвечающие санитарным нормам.

Причем, учащиеся младших классов практически все носят школьные принадлежности в ранцах, в отличие от учеников 8 классов. Восьмиклассники предпочитают ранцам, либо портфели с одним ремнем, либо современные сумки с короткими ручками.

Таблица 3

Сводная таблица результатов 8 – х классов (имена изменены)

№ п/п

Имя ученика

Класс

Вес ученика, кг

Вес полного портфеля

Норма (10% от веса ученика), кг

% от веса ученика

1.

Надежда

43

3.5

4.3

8

2.

Айдар

66

4

6.6

6

3.

Кристина

48

3.2

4.8

7

4.

Алексей

46

3.5

4.6

8

5.

Дмитрий

39

3.5

3.9

9

6.

Галина

65

3.5

6.5

5

7.

Анастасия

46

3.5

4.6

8

8.

Екатерина

47

4.5

4.7

10

9.

Сергей

47

3.5

4.7

7

10.

Вадим

39

3

3.9

8

11.

Вероника

54

4

5.4

7

12.

Гульмира

42

3

4.2

7

13.

Виталий

38

3.5

3.8

9

14.

Анна

52

3.5

5.2

7

15.

Эльза

66

4

6.6

6

16.

Кирилл

41

3

4.1

7

17.

Луиза

49

3

4.9

6

18.

Евгений

46

3.5

4.6

8

19.

Анастасия

42

3

4.2

7

20.

Руслан

43

3

4.3

8

Средне значение

48

3.6

4.8

7

Читайте также:  Почему боль в позвоночнике при месячных

Анализируя данные сводной таблицы по восьмым классам, можно сказать, что в 8-х классах средний вес полного портфеля не превышает норму 10% от веса ученика, даже  у 95% учащихся вес портфеля оказался ниже санитарной нормы. И только  у одного ученика он приблизился к верхней границе санитарной нормы.

Почему же тогда именно в этом возрасте все чаще проявляются нарушения осанки школьника?  Как проявляется взаимосвязь веса портфеля и искривления позвоночника?

Чтобы подтвердить наши предположения о том, что неправильно подобранные школьные портфели оказывают негативное влияние на формирование осанки ребенка, мы обратились к школьной медсестре  с просьбой рассказать нам о результатах медосмотра тех учеников, массу чьих портфелей мы измеряли.

Оказалось, что учащиеся 4-х классов практически не страдают искривлением позвоночника. Тогда как семидесяти процентам исследуемых восьмиклассников врачи рекомендовали обратить внимание на осанку, а двум ученикам поставлен диагноз – сколиоз грудного отдела позвоночника.

По всей видимости, этому есть две причины:

  1. Слишком тяжелые портфели в младших классах. Они и дают толчок неправильному формированию осанки школьника.
  2. Современные портфели через плечо, которые неравномерно распределяют нагрузку на позвоночник подростков.

Результаты анкетирования были таковы.

На первый вопрос, «Какой портфель у вас был в младших классах?»,  ребята чаще всего упоминали ранец. Это естественно, так как в этом возрасте дети  чаще всего соглашаются с мнением родителей.

В более старшем возрасте ребята при выборе портфеля отдают предпочтение модным современным сумкам через плечо.

На вопрос «Кто выбирает для вас портфель?», из всех опрошенных 38% выбирают портфель самостоятельно, остальные советуются с родителями.

97% опрошенных идут покупать портфель в магазин, и только 3% – идут за портфелем на рынок.

При выборе портфеля школьники отдают предпочтение импортным портфелям 78%.

Так как они более яркие и имеют разнообразные рисунки.

Основными критериями при выборе портфеля, как показали результаты анкетирования,  являются удобство, цвет и форма.

 Также оказалось, что 63% опрошенных учеников меняют портфель через год.

Причиной смены портфеля для 44% опрошенных является желание иметь новый портфель.

Рекомендации преподавателями, ученикам и их родителям.

Рекомендации преподавателям

Снизить вес школьных ранцев и способствовать таким образом профилактике ортопедических и сердечно – сосудистых  заболеваний у учащихся можно несколькими путями:

  1. Использовать только те учебные пособия и учебники, которые прошли гигиеническую экспертизу.
  2. Найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников: один – в школе и один – дома.
  3. При составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов.
  4. Организовать хранение сменной обуви и спортивного инвентаря, принадлежностей  для уроков труда, изобразительного искусства в помещении школы.
  5. Организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.

Рекомендации ученикам

1.     Не носите лишнего в ранцах.

2.     Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте убрать из него ненужные учебники.

Рекомендации родителям

  1. Выбирая портфель, обратите внимание на его вес, размеры и форму. Верх не должен быть выше линии плеч, а низ – ниже бедер. Ширина портфеля не должна быть больше, чем ширина плеч ребенка. Ремни должны подгоняться под рост ученика и иметь ширину 8 см.
  2. Лучше, если это будет ранец.  Просим вас: не покупайте тяжёлые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300гр, а для более старших школьников – не более 500 гр.
  3. Уговорите ребенка не следовать моде, а, в первую очередь, позаботиться о своем здоровье. Ведь использование сумки через плечо, неизбежно должно привести к дефектам позвоночника.
  4. Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!

Выводы 

В результате исследования мы пришли к следующим выводам:

  1. Среднестатистические данные показывают, что вес школьных портфелей соответствует  санитарно – гигиеническим нормам. Но все же у 50% ребят младших классов вес портфеля превышает верхнюю границу нормы (у двух из них – значительно).  А в 8-х классах чаще всего не доходит до верхнего предела.

Оказалось, что учащиеся 4-х классов практически не страдают искривлением позвоночника. Тогда как семидесяти процентам исследуемых восьмиклассников врачи рекомендовали обратить внимание на осанку, а двум ученикам поставлен диагноз – сколиоз грудного отдела позвоночника. Почему же тогда именно в этом возрасте все чаще проявляются нарушения осанки школьника?  

По всей видимости, этому есть две причины:

  1. Слишком тяжелые портфели в младших классах. Они и дают толчок неправильному формированию осанки школьника.
  2. Современные портфели через плечо, которые неравномерно распределяют нагрузку на позвоночник подростков.
  1. Анализ анкетирования показал, что все учащиеся согласны с тем, что портфель является  неотъемлемым атрибутом школьника и очень серьезно относятся к выбору портфеля. Правда, не всегда при выборе ребята руководствуются рекомендациями медиков, чаще обращая внимание на яркие цвета и модные формы.
  2. Данные рекомендации мы решили выставить на сайте школы для ознакомления учителей, учеников и их родителей.

Список литературы

  1. www.bio-lavka.kiev.ua/litnspskol.shtml
  2. www.fave-plus.ru/forum/15…Осанка-и…нарушения.html
  3. pug-school2.ucoz.ru/2010-2011/portfel.docx
  4. www.ufanta.ru/index.php?showtopic=378 Уфа
  5. www.chas-daily.com/win/2006/08/24/g_021.html…
  6. gorsun.org.ru›Библиотека›ГорСЮН›03 Кемерово

Источник