Нагрузка на позвоночник ребенка
Автор: Рошель Кейсес
Сегодня большинство родителей осознали преимущества ношения своих детей, совмещая это с повседневными делами. В тоже время мы должны быть осторожны дабы не навредить здоровью детского позвоночника, используя неправильные держатели. Спондилолистез — это состояние, которое может стать результатом чрезмерного напряжения нижней части спины ребенка, помещенного в некоторые виды продаваемых сегодня держателей. Это является относительно малораспространенным недугом, однако, в тяжелых случаях чрезвычайно болезненным. Данная статья объясняет, какие приспособления для ношения детей способствуют здоровому развитию позвоночника ребенка, а какие вызывают перенапряжение и, как результат, негативно влияют на его состояние.
Если посмотреть на здоровый позвоночник взрослого человека сбоку, то можно увидеть четыре дуги. Это изгибы шейного, грудного, поясничного и крестцового отделов. В начале своей жизни новорожденный имеет только две дуги: грудной изгиб и крестцовый. Эти две дуги называются первичными дугами. Они имеют вершины со стороны спины. Шейный и поясничный изгибы развиваются позднее и называются вторичными. Дуга шейного отдела развивается тогда, когда ребенок начинает держать голову, и укрепляются мышцы шеи. Поясничная дуга появляется когда ребенок начинает ползать. Вторичные изгибы имеют вершины спереди. Эти четыре дуги — две первичные и две вторичные — чрезвычайно важны, как для взрослого, так и для ребенка, поскольку они определяют то, как тело справляется с нагрузкой. Если эти дуги отсутствуют, центр равновесия смещается, создавая чрезмерную нагрузку на позвоночный столб.
Позвоночник ребенка находится в опасной позиции во многих популярных на сегодняшний день держателях. Вертикальное положение ребенка с болтающимися ногами, где вес тела приходится только на самую нижнюю часть позвоночника (на промежность), создает чрезмерное напряжение, что может негативно повлиять на развитие позвоночника и вызвать, в частности, его искривление, а в некоторых случаях привести к спондилолистезу.
Спондилолистез определяется как смещение верхнего позвонка с нижестоящего. Острота заболевания определяется согласно шкале Мейердинга, где первый уровень соответствует наименьшей степени смещения, а пятый — полному смещению позвонка с нижестоящего. При возникновении напряжения это состояние может привести к перелому задней части позвонка, которая берет на себя основную нагрузку при наклоне позвоночника назад. В настоящий момент в 90% случаев наблюдается смещение пятого поясничного позвонка и в 9% случаев — четвертого.
На сегодняшний день спондилолистез зафиксирован у примерно 5 % белого населения, однако, превалирует у эскимосов (60 % населения). Причина столь высокого процента заболеваемости среди эскимосов широко обсуждалась. Рассматривались две основные версии: генетическая предрасположенность и внешние факторы, в частности, используемые этим населением приспособления для ношения детей. Зная, насколько динамичными являются биомеханические процессы, происходящие в позвоночнике, я считаю, что причиной являются внешние факторы. Если в Соединенных Штатах сохранится существующая тенденция носить детей в вертикальных держателях (равно как и использовать ходунки, прыгунки и пр.), которые создают нагрузку на детский позвоночник до того, как последний достаточно развит для этого, я считаю, что мы в будущем будем наблюдать увеличение случаев спондилолистеза.
Спондилолистез обычно рассматривается как врожденная аномалия позвоночника, однако, это предположение не подтверждается результатами исследования эмбрионов. К факторам, которые повышают вероятность спондилолистеза, относятся, в частности: хрупкость задней части позвонка, неспособность мышц и связок вынести нагрузку, а также виды физической активности, где оказывается сильное давление на заднюю часть позвоночника. О спондилолистезе еще мало известно. Необходимы дальнейшие исследования, специально адресованные распределению веса ребенка в некоторых моделях держателей. В тоже время мы можем принять превентивные меры, выбрав альтернативные виды приспособлений, удобных и нам, и нашим детям.
Наши исследования показали, что идеальным держателем является перевязь (беби-слинг). Существуют различные вариации слингов, однако, в любом случае необходимо обратить внимание на следующее:
1. До тех пор пока ребенок не в состоянии сам держать голову, держатель должен поддерживать его шею. Слинг обхватывает и держит ребенка также как ваши руки, что отличает его от вертикальных держателей, использование которых может привести к травме.
2. Держатель не должен нагружать позвоночник слишком рано. Маленький ребенок должен находиться в горизонтальном или приподнятом положении с поддержкой по всей линии позвоночного столба.
3. Когда ребенок предпочтет вертикальное положение для лучшего обзора (обычно в возрасте 4 -5 месяцев) держатель должен позволить ему сидеть, скрестив ноги по-турецки, что распределяет вес его тела также на ноги и бедра в отличие от положения, при котором ноги свисают вниз, и неокрепший позвоночник берет на себя всю нагрузку.
Рассматривая вопрос о приобретении приспособления для ношения ребенка, просто спросите себя сами, будет ли вам удобно в нем, если вы будете на месте вашего чада. Будет вам удобнее в подобии гамака (перевязи) или в доспехах парашютиста со свисающими вниз ногами. Все предпочтут лежать в гамаке.
Другими преимуществом держателей типа слинга являются: удобство грудного кормления, возможность носить ребенка лицом к себе и от себя, располагать слинг на спине, на груди и на боку.
Вы можете задать вопрос: «А как же те держатели, в которых ребенок находится за спиной у взрослого (имеются ввиду все виды рюкзачков-кенгуру с вертикальным положением ребенка. — прим. перев.)? Они плохие? Начиная с какого возраста или с какого этапа развития является безопасным ношение детей в них. На что следует обратить внимание при покупке таких держателей?» Мой ответ — подождите до тех пор, пока ребенок сам не сможет уверенно сидеть, и только после этого сажайте его в вертикальный держатель. Сидение в нем должно поддерживать весь низ ребенка, а не только область промежности. Желательно также, чтобы он имел упор для ног.
Выбор держателя для ребенка — относительно малая задача по сравнению с другими родительскими заботами, однако, это решение может иметь последствия на всю жизнь. Выбирая держатель типа слинга для своего ребенка, вы можете предотвратить боли в спине в будущем а также другие проблемы, связанные с позвоночником.
Об авторе: Рошель и Скотт Кейсес являются владельцами клиники хиропрактики в Карслисле, Штате Пенсильвания, США.
Перевод с английского: Тамара Тарасова
Статья была нам любезно предложена переводчиком, Тамарой Тарасовой, за что ей наша искренняя благодарность.
Замечательный слинг, очень удобный! Подушка помогает избежать давления на плечо и шею! Малыш прошёл все стадии ношения в слинге от «колыбельки» до «На бедре» и «За спиной».
Не обошлась бы без слинга никак! Мы всегда вместе и на прогулке и дома! Кушать пока маленький – без проблем, я шейный платок повязывала и в случае экстренного кормления всё было прилично, потом научилась край слинга поднимать. Гуляли по 3 часа, вес распределяется равномерно – нет нагрузки на спину и плечевой пояс. Сейчас сыну уже почти 11 месяцев и он слинг любит как «родную маму» это видят все родственники и даже моя бабушка (78 лет) выучила это замечательное слово «слинг» и скрепя сердце признала его нужность для мамы и малыша в особенности!
Когда в 3 месяца мы пришли на приём к детскому невропатологу, то оказалось что у сына есть небольшая родовая травма шеи и увидев как я его ношу, врач сказала «если бы вы не обеспечили с помощью слинга для малыша режим наибольшего приближения к маме, то вы бы на себе узнали, что такое последствия таких травм! А ваш малыш спокоен потому, что мама всегда с ним.»
Спасибо!
Елена Манашова, г.Железногорск<hr />
МНЕНИЕ РОССИЙСКОГО ПЕДИАТРА
Валентина Стефанкова (Воронеж):
(Небольшое предисловие: С этим врачом мы познакомились лично, и она наблюдает нашего сына. Сначала она была удивлена слингом, в котором мы принесли Илью на прием, но потом дала самые положительные отзывы и стала его советовать другим мамочкам.)
— Конечно, в России пока нечасто носят детей таким образом. И выглядит это непривычным для большинства. Тем не менее, я считаю, что слинг или лоскутный держатель — более удобное устройство, чем рюкзачок-кенгуру.
Младенца можно переносить в нем с первых дней, и это благотворно отражается на нервной системе, а близость к матери стимулирует выработку у нее молока.
Слинг помогает справиться с плачем и дискомфортом при коликах, а если ребенок болен, то именно в слинге он быстро успокаивается и не тратит силы на крик.
<hr />
МНЕНИЕ МАНУАЛЬНОГО ТЕРАПЕВТА
Павел Траменковский (Воронеж):
— Я наблюдал более двух десятков детей, которых носили в слинге в первые месяцы их жизни. Признаюсь, мне было интересно как специалисту увидеть реальные последствия и результаты.
Самое интересное, что у каждого младенца возрастом от года до двух, которых я смотрел, мускулатура спины была развита значительно лучше, чем у их сверстников из колясок. То есть, нагрузка на растущие кости оказалась меньше, потому что мышцы компенсировали ее. Кроме этого, у детей замечательно развит вестибулярный аппарат, потому что при положении «на бедре» более старший ребенок прикладывает и свои усилия, чтобы соблюдать равновесие. Мой вывод: слинг не просто облегчает жизнь родителям, он весьма нужен для раннего и правильного физического развития организма. Не зря же такое устройство встречается почти у всех народов мира…
Сейчас в таком слинге носит мою дочь жена Лариса.
Источник
Содержание
Правильная осанка – залог здорового позвоночника и его нормального функционирования. Положение позвоночника в пространстве начинает формироваться с первых дней жизни ребенка. Поэтому важно не пускать ситуацию на самотек и уделять пристальное внимание ее правильному формированию с самых ранних лет. В детском и подростковом возрасте устранить сутулость, а также небольшие искривления поможет специальная фитнес-программа с правильным подбором упражнений.
Значимость правильной осанки для здоровья человека
Осанка формируется на протяжении длительного периода времени: от рождения до 25 лет. При правильной осанке подбородок немного приподнят вверх, плечи расправлены и расположены на одном уровне, лопатки приближены к позвоночнику, живот не выпячивается вперед и не выходит за уровень грудной клетки.
Искривления позвоночного столба приводят к серьезным сбоям и нарушениям в работе всего организма:
- увеличивается нагрузка на позвоночник, что чревато образованием протрузий и грыж;
- ухудшается работа внутренних органов и жизненно важных систем;
- нарушается кровообращение;
- повышается риск развития заболеваний опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы.
Согласно данным различных медицинских исследований дети с искривлениями позвоночника более подвержены простудным заболеваниям, чаще болеют бронхитом, страдают от головных болей и расстройств работы желудочно-кишечного тракта.
Если у ребенка наблюдаются частые головные боли, быстрая утомляемость, хруст в суставах, следует незамедлительно обратиться к врачу. Опытный специалист правильно поставит диагноз и поможет подобрать грамотную фитнес-программу лечебно-оздоровительных мер.
Полезные советы
Сколиоз проще предупредить, чем потом лечить. Чтобы избежать формирования неправильной осанки, необходимо учитывать следующие рекомендации:
- Позаботьтесь об ортопедическом матрасе и подушке для организации правильного сна ребенка.
- Приобщайте растущий организм ребенка к активному образу жизни: пусть он больше времени проводит на свежем воздухе, занимается плаванием, спортом и подвижными играми. Особенно для формирования осанки полезны баскетбол и волейбол.
- Выбор правильной обуви. Она обязательно должна быть с супинатором. Это поможет в формировании правильной походки, предотвратит развитие плоскостопия.
- Следите за тем, чтобы нагрузка на позвоночник ребенка была равномерной. Не следует приобретать сумки через плечо или портфели, которые нужно носить в руках, так как это акцентирует нагрузку на одной стороне тела. Желательно отдавать предпочтение специальным рюкзакам с ортопедической спинкой и широкими лямками. Также контролируйте вес рюкзака.
- Особое внимание уделяйте мебели для занятий. Стул должен обязательно иметь ровную спинку. Расстояние между рабочей поверхностью стола и глазами ребенка должно быть не меньше 30 см.
Универсальный комплекс спортивных упражнений для укрепления позвоночника
Чтобы не пришлось в будущем искать способы избавления от серьезных проблем со здоровьем, лучше с малых лет приучать малыша к лечебной гимнастике. Все упражнения, составляющие этот комплекс, достаточно простые и подвластны ребенку любого возраста:
- ходьба в среднем темпе с удержанием ровной спины;
- приседания с вытяжением рук вперед;
- фитнес с чередованием полного расслабления мышечных волокон тела и их резким напряжением;
- плавное сведение-разведение лопаток из положения сидя и стоя;
- поочередный подъем ног вверх из положения лежа;
- одновременные подъемы прямых рук и ног из положения лежа на животе;
- вытяжение рук вверх из позы «лотоса»;
- упражнение «кошка»: стоя на четвереньках, на выдохе ребенок должен опустить голову вниз и максимально округлить спину, со вдохом вернуться в исходное положение, вытягиваясь макушкой вверх;
- ходьба на носках. Подобные упражнения можно усложнить, выполняя ходьбу и одновременно пытаясь удержать на голове книгу.
Данные элементы фитнеса можно использовать в качестве утренней зарядки или для проведения занятий лечебной гимнастики.
Формирования правильной осанки у детей младше 4 лет
Малыши в возрасте от года до 4 лет очень быстро растут. В этот период особенно важно следить за формированием у них правильной осанки. Занятия лучше всего проводить в игровой форме.
- Ходьба по «канату»: малыш должен несколько раз туда и обратно пройти по расстеленной на полу веревке. Руки можно развести в стороны – так в работу будет задействован вестибулярный аппарат.
- Лаз по-пластунски: усложнить задачу можно чередой невысоких препятствий.
- «Дровосек»: поочередные наклоны в стороны, имитирующие процесс рубки дров.
- Одновременное разведение рук в стороны со сведением лопаток вместе.
Лечебно-профилактическая фитнес-программа для подростков
Чаще всего все проблемы с позвоночником зарождаются в школьные годы. Во время учебы в школе ребенку приходится большую часть времени проводить в сидячем положении. Неокрепшие мышцы быстро устают, в них накапливается напряжение, появляется чувство дискомфорта и болевые ощущения. Регулярное выполнение следующего фитнес-комплекса упражнений поможет снять напряжение с мышц, избавиться от боли, укрепить мышечные волокна, скорректировать осанку.
- Подъем коленей. Из положения лежа на спине, поочередно подтягивать колени к груди.
- Подъемы торса. Лежа на животе, расположить руки на поясе и поднимать плечи и голову, сводя лопатки вместе. Поясница и ноги при этом должны оставаться плотно прижатыми к полу.
- Упражнение «лодочка». Лежа на животе, одновременно оторвать от пола голову, руки и ноги. Зафиксироваться в таком положении на 30 секунд.
- Прогиб. Лежа на животе, ухватиться за лодыжки, расправить плечи и максимально прогнуться, отрывая грудную клетку от пола.
- Наклоны вперед с соединенными в замок за спиной руками.
- Наклоны вперед до образования туловищем параллели с полом.
- Поочередный подъем ног из положения лежа на животе.
Для того чтобы разгрузить позвоночник и расслабить мышцы, можно ежедневно 10-15 минут лежать на твердой, ровной поверхности.
Фитнес-элементы, направленные на усиление мышечного корсета спины
Сильная мускулатура спины помогает позвоночнику сохранять правильное положение в пространстве и уменьшает уровень нагрузки.
- Перекаты: сидя на полу, согнуть ноги в коленях и подтянуть их к корпусу, плотно обхватив руками. Затем лечь на спину и перекатываться из стороны в сторону.
- «Велосипед»: лежа на спине, выполнять круговые движения ногами, имитируя езду на велосипеде.
- Подъемы таза из положения лежа на спине (ягодичный мостик).
- Вытяжение противоположных рук и ног из положения на четвереньках.
- Упражнение «березка».
- Поочередная ходьба на носках, на пятках, на внутренней поверхности стопы.
- Вытяжение позвоночника у стены.
Такая оздоровительная фитнес-программа укрепит мышечный корсет, избавит от скованности и спазмов мышц, поспособствует формированию правильной осанки и предотвратит развитие серьезных заболеваний в будущем.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
- С помощью родителей: игры и физкультминутки для профилактики нарушений осанки у младших школьников / Бурмистрова Н.И. // Физическая культура в школе. = 1998. – № 2
- Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания / Пенькова И.В., Сулейманов И.М. // ВАК. = 2000
- Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей / Ловейко И.Д., Фонарев М.И. // Л.. = 2003
Источник
Здравствуйте! Хотелось бы получить консультацию по следующему вопросу. Сыну 2 мес 1 нед. Время от времени мучаемся коликами и газиками. Заметила, что если держу малыша вертикально, прижав живот к животу, он успокаивается. Практикую этот метод уже около 3 недель. Дошло до того, что теперь он наотрез отказывается находиться в горизонтальном положении, неважно – будь то в кроватке или на руках. Голова благодаря таким “упражнениям” у него уже неплохо держится , хотя я продолжаю поддерживать в области спины или затылка. Вопрос: не вредна ли 2-месячному малышу такая нагрузка на позвоночник? И еще. Понимаю, что все очень индивидуально, но существуют ли некий дневник развития детей, в котором указаны примерные сроки появления у них тех или иных способностей?
POLINA_S
26.01.2009, 23:26
Добрый вечер. Вертикальная поза не вредна. Постепенно сдвигайте место опоры ниже. Вполне уже можно затылок не поддерживать.:)
Развитие детей раннего возраста можно найти через гугл или яндекс. Если будут вопросы – задавайте.:)
Здравствуйте! Спасибо за ваши ответы! Малыши растут и появляются новые вопросы 🙂
Мишутке уже 3 месяца. Пытаемся “потягивать” его за ручки. Начали, по вашим советам, с наклонной – укладываем на подушку. Но вот незадача: когда его тянешь, он упирается на ступни и вместо того, чтобы напрягать шею, поднимает попу и у нас получается этакий мостик. Причем голова от подушки практически не отрывается (а если и отрывается, то болтается сзади). Малышу это очень нравится, он смеется, сам в предвкушении начинает выгибаться. Он и лежа на ровной поверхности очень любит вставать на мостик. Скажите, может мы что-то не так делаем? Как направить малыша в нужном направлении?
И еще. Раньше он очень любил ползать на животе (давали опору ступням), хорошо чередовал ноги и руки, опирался на предплечья. Потом вдруг перестал 🙁 Теперь и ползать толком не ползает ( если и ползет, то руки не перебирает, а отталкивается одновременно обеими ногами), на предплечья толком не опирается, больше на грудь. Получается лодочка: ноги кверху, руки в воздухе. Это такой закономерный этап развития или тут тоже что-то корректировать нужно?
POLINA_S
25.02.2009, 21:22
Добрый вечер. Если пока не подтягивается – не надо.
Ползание было рефлекторным (рефлекс ползания Бауэра – угасает примерно около 3-х месяцев ) Теперь у ребенка пауза в передвижении по поверхности, а потом он начнет ползать осознано.
Полина, здравствуйте! Очень надеюсь, что поможете советом в следующих вопросах.
Сыну 3,5 мес., 3-4 дня как научились переворачиваться на живот, пока только через правый бок. Теперь ребенок делает это каждый раз, когда лежит на спине. Причем у меня возникает подозрение, что он не получает от этого удовольствия, т.к. через 2-3 минуты начинает хныкать, требуя изменить положение. Переворачиваться может сколько угодно раз подряд, упорно отказываясь лежать на спине. Меня беспокоит то, что из-за этого он стал плохо спать, т.к. если начинает ворочаться, непременно переворачивается на живот, спросоня «клюёт» носом и плачет. Попытки ограничить перевороты (подкладывала подушку) успехом не увенчались. Как вы расцениваете нашу ситуацию?
И еще вопрос: что такое ползание по-пластунски и можно (или нужно) как – то помочь малышу освоить этот вид передвижения. Я спрашиваю потому, что в положении на животе сын стал слегка приподнимать попу, и расценила это как желание ползти (может, конечно, и ошибаюсь).
POLINA_S
11.03.2009, 23:40
Добрый вечер. Тема постоянных переворотов неоднократно обсуждалась. Пока не “отработает программу” так и будет переворачиваться. Многократное повторение нового навыка заложено в программу развития. Есть и издержки – но что поделаешь?:) Можно попробовать что-то вроде тонкого спального мешка. Делается из рубашечки и простынки. Иногда помогает.
И еще вопрос: что такое ползание по-пластунски и можно (или нужно) как – то помочь малышу освоить этот вид передвижения. Я спрашиваю потому, что в положении на животе сын стал слегка приподнимать попу, и расценила это как желание ползти
По пластунски – это на животе, как солдат-первогодок.:bo: Способ непродуктивный, но некоторое время ребенок может так ползать, пока нет четверенек. С какой целью малыш поднимает попу – покажет будущее:) Ваша задача: предоставить ему простор.
Полина, здравствуйте! Накопилось несколько вопросов, на которые хотелось бы получить ваши ответы.
Начну с самого волнующего. У моего мужа есть некоторые дефекты речи: он называет это «невыговариванием букв». А, именно, он не умеет произносить мягкие звуки «л’» и «р’», немного шепелявит. У его отца и брата схожие проблемы. Учитывая это, у меня возникли опасения, что такие проблемы могут появиться и у сына. Сама я проговариваю все звуки. Имеет ли в этом случае место наследственность и стоит ли как – то наблюдать за сыном?
Далее. В каком-то вашем сообщении прочитала, что малышей в нашем возрасте можно подсаживать под углом 45 градусов (нам сейчас 4,5 мес.). Как долго и как часто ребенок может находиться в таком положении без вреда для позвоночника? Можно ли «ходить» с ребенком, взяв под мышки? (Сыну очень нравится, он подходит к предметам, наклоняется, берет в руки). Сейчас мы хорошо умеем подтягиваться за ручки, голова опережает корпус, из положения сидя даже пытается встать на ножки :ai: . Лежа на животе поднимаем попу и изо всех сил работаем ногами (ползти не удается, головой упирается в поверхность, руками не работает, очень злится, что не получается).
POLINA_S
06.04.2009, 17:19
У моего мужа есть некоторые дефекты речи: он называет это «невыговариванием букв». А, именно, он не умеет произносить мягкие звуки «л’» и «р’», немного шепелявит. У его отца и брата схожие проблемы. Учитывая это, у меня возникли опасения, что такие проблемы могут появиться и у сына. Сама я проговариваю все звуки. Имеет ли в этом случае место наследственность и стоит ли как – то наблюдать за сыном?
Дефекты речи у ребенка могут быть , а могут и не быть. Мне через экран плохо видно, поэтому опишу две причины, по которым могут быть:
1. Нарушения речи у вашего мужа и его отца вызваны особенностями строения органов речи. Если ребенок их унаследовал – то … итд
2. Нарушения произношения вызваны подражанием.
И в том и в другом случае можно все исправить, обратившись к логопеду.
Далее. В каком-то вашем сообщении прочитала, что малышей в нашем возрасте можно подсаживать под углом 45 градусов (нам сейчас 4,5 мес.). Как долго и как часто ребенок может находиться в таком положении без вреда для позвоночника? Я не писала -подсаживать. Имеется присаживание/тракция за руки, когда ребенок из позы на спине при легком потягивании подтягивается до угла в 45 градусов. В этом положении он нисколько не находится, потому что, покачав несколько раз вперед -назад (пока ребенок держит голову) взрослый опускает его на поверхность.
У меня тоже вопрос: когда вы читаете про какое-то упражнение, почему бы не прочитать и то, как оно делается. В правом углу для этого кнопочка есть, называется поиск. Ввел слово или выражение и наслаждайся вволю.
Можно ли «ходить» с ребенком, взяв под мышки? (Сыну очень нравится, он подходит к предметам, наклоняется, берет в руки). То есть вы его водите? Нельзя, по той же причине, что нельзя за руки и в ходунках.
Источник