Нагрузка на позвоночник для детей до года

Как формируется позвоночник ребенка и как родители могут помочь развитию здорового позвоночника.
Как формируется позвоночник
Позвоночник состоит из шейного, грудного, поясничного, крестцового отделов и копчика. Таким образом, он является амортизатором, который гасит вибрации во время ходьбы и защищает от них головной мозг. У взрослого человека он достигает 43 – 45 см и развивается до 20 – 25 лет.
Считается, что здоровая спина – это прямая спина. На деле же форма позвоночника в норме представляет собой вытянутую букву S. Очень важно позаботиться о развитии этой важнейшей части скелета в первый год жизни малыша.
1) Первый изгиб. Когда малыш рождается, его спина изогнута в форме буквы С. Он еще не умеет выпрямлять шею и держать головку, поэтому здесь постоянно требуется ваша помощь. Вы можете заметить, что, когда новорожденный ребенок лежит на животе или когда вы берете его на руки, он поднимает ножки, согнутые в коленях и раздвинутые. Так его позвоночник занимает то же закругленное положение, к которому он привык еще до рождения. Он ощущает снятие напряжения со спинки и бедер. В этой позе малыш чувствует себя спокойнее, лучше переваривает еду и тратит меньше энергии.
2) Шейный изгиб. Спустя несколько месяцев после рождения ребенок учится поднимать головку, поворачивать ее на шум или свет. Так развиваются мышцы, поддерживающие шейный отдел позвоночника, и формируется второй – шейный – изгиб.
Как способствовать развитию шейного изгиба позвоночника
Сейчас нужно позволить малышу находиться в позе лежа на животе столько, сколько ему хочется. Только не забывайте, что больше всего ему интересно общаться, – не оставляйте его одного надолго. Конечно, зеркальце или игрушка развлечет его на время, но если вы не появитесь, чтобы пообщаться с ним, он может начать плакать и сердиться.Вот как можно организовать время малыша, который учится держать головку, лежа на животе:
- кладите его на живот, когда кроха сыт, поспал, у него много сил и хорошее настроение;
- разденьте его и оставьте в одном подгузнике или без него, чтобы ребенку было легче хвататься за все руками и держаться ножками;
- положите его на твердую поверхность, чтобы ему было легче от нее отталкиваться;
- позаботьтесь о том, чтобы поверхность была теплой и удобной;
- можно лечь рядом с крохой, чтобы он чувствовал, что вы поблизости и готовы с ним общаться;
- спойте ему песенку, прочитайте книжку и другими средствами создайте позитивную эмоциональную связь с пребыванием на животе;
- пусть малыш лежит на животе каждый день в течение 30 минут. Этот срок можно «разбить», давая ему побыть в таком положении по 5 – 10 минут за раз.
3) Поясничный изгиб. Он формируется, как только ребенок начинает ползать. К 12 – 18 месяцам, когда малыш научится стоять, развитие этого изгиба завершится, и правильная осанка будет сформирована.
Сейчас важно создать условия, в которых малыш сможет находиться на животе, а также опираясь на ручки и согнутые колени столько времени, сколько ему нужно: играть, ползать и просто стоять.
4) Крестцовый кифоз (изгиб) формируется, когда ребенок активно ходит, к 6 – 8 годам.
Как не навредить ребенку во время формирования позвоночника
Не старайтесь торопить ребенка на всех стадиях развития его позвоночника.
1. Если вы будете оставлять малыша в небольших манежах или с игрушками, затрудняющими движения, а также класть его так, что он не сможет пытаться двигаться самостоятельно, это приведет к тому, что позвоночник будет формироваться медленнее. Возможно и возникновение более серьезных проблем.
2. Будьте крайне осторожны с использованием различных приспособлений. Качельки для укачивания новорожденного позволяют ребенку слишком долго находиться в положении, в котором он был в утробе, и не способствуют формированию здоровых изгибов в позвоночнике. Если вы не выкладываете его на животик, он не имеет возможности окрепнуть и развить нужные мышцы. Если вы все же используете различные устройства, ограничивайте время их применения.
3. Выбирайте рюкзаки-кенгуру с жесткой спинкой.
4. Придерживайте голову, спинку и ягодицы малыша, когда он находится у вас на руках.
5. Используйте массаж и гимнастику: это укрепляет мышцы и способствует развитию позвоночника. Мы рассказываем об этом здесь и здесь.
6. Ближе к 2 годам пора задуматься о покупке специальной детской мебели, которая позволит малышу рисовать, лепить и заниматься другими делами, сохраняя правильную осанку. Стоит отдельно позаботиться о том, чтобы он не играл в планшет, глядя на него вниз: все подобные виды деятельности не должны приводить к тому, что голова постоянно находится в склоненном положении, создавая напряжение в шее и спине.
Не пытайтесь ускорить этапы развития позвоночника
1) Нельзя высаживать малыша, когда он к этому не готов.
Если ребенка сажают, несмотря на то что нужные мышцы шеи у него еще не окрепли, позвоночник принимает на себя вес головы. Для него такая нагрузка слишком тяжела, и это может повредить его и мешать внутренним органам нормально развиваться. Поэтому прыгунки и другие подобные устройства следует использовать не раньше, чем малыш научится сидеть самостоятельно. Но и тогда сажать в них ребенка следует очень дозированно, так как они ограничивают свободу движений. Ему по-прежнему нужно развивать различные мышцы, в том числе мышцы живота, которые помогают ползать, а затем и учиться ходить.
Как правило, малыш готов к тому, чтобы учиться сидеть, в 6 – 7 месяцев. Но в 5 – еще рано.
2) Не старайтесь ставить малыша на ноги, придерживая его за ручки, если он еще не готов.
Можно делать это, только когда кроха сам научился вставать.
Положение тела новорожденного ребенка: вертикально или горизонтально?
Что лучше: носить малыша на руках, держа его в вертикальном положении, или возить в коляске, где он лежит на спине? Первое предпочтительнее, так как в последнем случае спина остается в том же положении в форме буквы С и позвоночник не развивается, тонус мышц падает.
Конечно, вы можете провезти ребенка в коляске до нужного места, но в реальности многие родители держат малыша на руках только пару часов в день, а в остальное время он лежит на спине в кроватке или в своем «личном транспортном средстве».
Вот другие плюсы вертикального положения для малышей в течение дня.
- Понижается риск развития ушных инфекций: они появляются из-за того, что, когда малыш чаще всего находится в горизонтальном положении, слизь не удаляется в носоглотке и попадает в среднее ухо, вызывая воспаление и отит.
- Развивается вестибулярный аппарат: малыш двигается вместе с родителем.
- Ребенок чувствует себя в безопасности.
- Он быстрее учится, так как видит больше предметов и слышит больше звуков.
Малышам вредно оставаться в автокресле или переноске больше двух часов: их позвоночник нуждается в развитии, а в положении буквы С этого не происходит.
Сон и здоровье ребенка
Выбирая матрасик для кроватки ребенка, нужно думать не только о здоровье малыша, но и о его безопасности. Сон на животе, чересчур мягкая постель, не по погоде теплая одежда, слишком сильное укутывание ребенка – все эти факторы связывают с СВДС – синдромом внезапной детской смерти, который угрожает младенцам. Не нужно излишне нервничать, но стоит позаботиться о соблюдении правил безопасности. Итак, что важно учесть?
- Кладите ребенка спать на спинку, но не на живот и на бок.
- Необходимо выбирать жесткий матрас, который по размеру точно подогнан к кроватке, коляске или манежу.
- Стоит оставлять кроватку ребенка в комнате родителей на ночь, чтобы малыш и мама с папой чувствовали себя спокойнее.
- Днем не давайте ребенку спать на подушках, диванах и других мягких поверхностях.
- Не надевайте на ребенка много теплой одежды.
- Не накрывайте малыша в кроватке или в коляске выше середины тела, тем более не укутывайте голову. Выбирайте только очень тонкие одеяльца. До 2 лет лучше вообще их не использовать и купить специальную одежду для сна.
- Уберите игрушки и другие лишние предметы из кроватки во время сна малыша.
- Это же касается вещей или одежды, которую малыш может стянуть с себя.
- Не оставляйте ребенка спать в автокресле или других колыбелях, не предназначенных для сна.
- До 1,5 – 2 лет не разрешайте малышу спать с подушкой.
- Мягкие бортики-вставки в кроватке нужно снять, когда малыш научился стоять, иначе он будет стараться выбраться оттуда и может запутаться, что чревато травмами.
Между 18 и 36 месяцами малышей можно переводить в обычную детскую кровать.
- Матрас должен быть не слишком жестким и не слишком мягким.
- Выбирайте матрас с безопасным гипоаллергенным наполнителем.
- Белье надо менять еженедельно.
- Меняйте матрас раз в 3 года до 10 лет: они изнашиваются и уже не дают полноценной поддержки позвоночнику.
Что такое плоскостопие у детей
До 3 лет стопа ребенка является плоской, что называют «физиологическим плоскостопием». Это нормально: на данном этапе жировые подушечки делают стопы пухлыми и плоскими на вид. После 3 лет важно подбирать обувь ребенку и следить за его гармоничным физическим развитием.
- Формирование стопы происходит до 14 лет. Примерно до 6 месяцев у ребенка там нет твердых костей, только мягкие хрящики; к моменту первых шагов в стопах формируется около 25 косточек, которые продолжают расти и развиваться. Очень важно, чтобы ножки малыша не подвергались длительному сдавливанию, которое может сместить формирующиеся кости.
- Плоскостопие у детей развивается, когда своды стопы опускаются. Причиной может быть слабый мышечный аппарат, что вызвано заболеваниями или неправильными физическими нагрузками, неверно подобранной обувью, травмами или наследственностью. В результате меняется амортизация стоп, возрастает нагрузка на позвоночник и голени, что может навредить суставам.
Как узнать, что у ребенка плоскостопие
Стоит обратиться к ортопеду, если ребенок отказывается бегать, жалуется на боли в ногах, быстро утомляется, если меняется его походка.
Правильно и вовремя подобранная обувь способна предотвратить многие ортопедические проблемы и плоскостопие у детей.
Профилактика и лечение плоскостопия
Как правило, доктор рекомендует ребенку физические упражнения – например, лыжи и езду на велосипеде, массаж, а также ношение ортопедической обуви.
- Не рекомендуется ходить по каменистым местам и твердой земле без обуви в течение долгого времени – лучше, чтобы малыш топал босыми ножками по песку и рыхлому грунту.
- Вредно находиться в помещении в теплой обуви, носить тяжести и стоять без движения слишком долго.
Первая обувь для здоровых ножек
Большинство педиатров сходится во мнении, что до того, как малыш начнет делать свои первые шаги, обувь ему не нужна. Конечно, холодной зимой необходимо защитить ножки ребенка: выбирайте мягкие сапожки, в которых стопа будет располагаться свободно и кроха сможет шевелить пальчиками. Не надевайте на него тугие носки: даже их ношение чревато искривлением пальцев.
Диагноз «вальгусная деформация стопы» может быть поставлен только после 3 – 5 лет. При этом заболевании наблюдается искривление фаланги больших пальцев ног, что сказывается на походке, осанке и нередко приводит к осложнениям. Вальгусная деформация может появляться у детей, которые уже страдают поперечным плоскостопием, мало занимались физическим развитием, носили неверно подобранную обувь, имеют генетические или эндокринные нарушения. Но это состояние успешно корректируется, если вовремя показаться врачу.
Когда ребенок начинает ходить
Походка ребенка до 4 лет сильно отличается от походки взрослого. Да и сама стопа устроена по-другому.
- Не стоит покупать специальную коррекционную обувь, не посоветовавшись с врачом: чрезмерная поддержка свода стопы может привести к тому, что мышцы ноги будет развиваться неправильно.
- Разнообразный сенсорный опыт – залог гармоничного развития. Это касается и знакомства малыша с различными поверхностями, по которым ему нужно давать ходить: пол, земля, песок, трава, камни, бревна и т. д. Для дома отлично подойдут массажные коврики и несложные упражнения для правильного формирования свода стопы: катание по полу палки, рисование стопами фигур, захватывание предметов пальцами ног, перекатывание с носка на пятку и др.
- Обувь обязательно должна «дышать». Она может быть сделана из текстиля, кожи или специальной мембраны, а вот резиновые сапоги рекомендуется надевать лишь на короткие промежутки времени.
- Первая обувь обязательно должна обеспечивать поддержку щиколотки, но не следует допускать, чтобы она была слишком тугой. Поэтому старайтесь не сильно зашнуровывать ботинки: между ножкой ребенка и поверхностью обуви должно оставаться свободное пространство.
- Подошва – даже у зимней обуви – обязательно должна гнуться. Слишком жесткая подошва также может привести к развитию плоскостопия.
- Помните, что покупать обувь в магазине с примеркой желательно во второй половине дня. Ножки у ребенка в это время суток нередко отекают и увеличиваются в размере (особенно в жаркую погоду). В дальнейшем вам придется не реже чем раз в месяц проверять, достаточно ли просторна обувь, ведь малыш растет быстро. Производить такие проверки также нужно во второй половине дня. Сразу предупредим, что ребенок «вырастает» из первой обуви примерно за 3 – 6 месяцев.
При выполнении описанных требований можно не беспокоиться о том, что обувь приведет к плоскостопию у ребенка, – у здоровой ноги нарушения не появятся только от действия внешних факторов. Если у ближайших родственников нередко встречаются подобные проблемы, вероятность их появления у вашего крохи также возрастает, и в этом случае необходимы дополнительные меры: обувь с супинаторами и специальные физические упражнения. Это не устранит проблему, но поможет не довести ее до степени яркой выраженности.
- Тонкая кожа или ткань – лучший материал для верха детских башмачков.
- Гибкая, достаточно твердая, в меру тонкая и нескользящая подошва.
- Наденьте башмачки на малыша и дайте ему постоять в них некоторое время. Затем проверьте, как они сидят: мизинец взрослого должен легко проходить между задником и пяткой, а в передней части должно оставаться свободное пространство, равное примерно одному сантиметру. Внимание! Отмерять этот сантиметр нужно от самого длинного пальчика малыша, а это не всегда большой.
- Обувь должна подходить не только по длине, но и по ширине. Ножки у малышей обычно пухлые, и это необходимо учитывать. Попробуйте сжать поверхность башмачка над стопой. Она должна легко сморщиваться. Если этого не происходит, обувь слишком тесно сидит на ножке ребенка.
- Попросите малыша погулять в новых башмачках по магазину в течение некоторого времени (в идеале – 15 – 20 минут), а затем тщательно осмотрите стопы. Малейшее покраснение кожи в местах соприкосновения с обувью – однозначный сигнал, что обновка будет натирать ножку, и покупать ее нельзя.
- Сделайте выбор: шнурки или липучки. Помните, что малыш очень быстро поймет, как действуют липучки, и будет сам снимать с себя ботиночки, когда надо и не надо.
Желаем здоровья вашему малышу!
Источник
«АиФ. Здоровье» № 35 28/08/2003
“Пожалуйста, не сутулься” – как часто говорим мы эти слова уже подросшему ребенку. В то время как обращать внимание на формирование его осанки нужно буквально с первых же месяцев после рождения. Некоторые советы касательно начального периода жизни младенца даст заведующий отделением мануальной терапии Медико-инженерного научного Центра акад. А. Г. Гриценко Андрей Вячеславович СЕРОВ:
УЖЕ с самого процесса родов у ребенка могут сформироваться те или иные патологии, в том числе костные. Это может случиться, если будущая мама, к примеру, не придала значения наличию у нее кифоза или сколиоза. Дело в том, что нижние отделы позвоночника и тазовые кости формируют правильное положение плода, своего рода “постельку” на весь период вынашивания. Эти же кости отвечают за формирование так называемых родовых путей. От их правильного расположения зависит и благополучное протекание беременности, и то, насколько легко ребенок пройдет по родовому каналу. Если на его пути встанет, грубо говоря, выпирающая кость – это чревато родовой травмой.
Вот почему при наличии искривления позвоночника нужно весь период до и после беременности наблюдаться у специалиста. Это поможет и самой женщине не усугубить болезнь, поскольку при подготовке организма к родовой деятельности идет процесс размягчения хрящевых сочленений таза и позвоночника, то есть усиливаются имеющиеся деформации, которые после родов закрепляются.
Но вот ребенок родился, наступает черед подготовить ему кроватку – многие исходят при этом из того, что ложе для ребенка должно быть жестким. На самом деле это заблуждение: поверхность, на которой лежит малыш, должна быть ровной, но комфортной для спины. Матрас не должен искусственно выравнивать позвоночник, а способствовать формированию его природных изгибов.
Очередное модное поветрие – укладывание младенца спать на живот. Не делайте этого, если хотите, чтоб ваш малыш оставался здоровым, легко усваивал и запоминал все, чему вы его обучаете. Когда ребенок лежит на животе, происходит сильное сгибание головы в сторону. По мере засыпания мышцы расслабляются, в результате идет еще большее проваливание шеи, сдавливаются позвоночные артерии, а значит, страдают задние доли головного мозга, отвечающие за зрение, формирование реакций, внимания, памяти.
А вот бодрствовать на животе некоторое время ребенку полезно – это его первая гимнастика. Отжимаясь ручками, он формирует шейные и поясничные естественные лордозы. Но при этом малыш не должен уставать, иначе при перенапряжении вместо растяжения позвоночник будет работать на сжатие.
Не стоит подталкивать ребенка к ранним достижениям – чтобы он рано садился, рано вставал. Если малыш сел раньше 5-6 месяцев, он тем самым сформирует поясничный кифоз, то есть прогиб назад. У такого ребенка в будущем большая вероятность развития плоскостопия. В свою очередь, при отсутствии нормальной амортизации стопы мышцы спины будут напрягаться, и такой ребенок уже в первом классе может жаловаться на боли в спине.
Смотрите также:
- Умственная отсталость – не приговор! →
- Эпилепсия без страха и с надеждой →
- Сколиоз – пока знак вопроса →
Самое интересное в соцсетях
Источник
В.СТРЕЛЬЦОВА
Продолжение. См. № 8, 9/2002
Сегодня мы поговорим об особенностях строения и развития детского позвоночника, о том, как уберечь его от непосильных нагрузок, чтобы сохранить здоровым на долгие годы.
Фото А. Перепонова
Как известно, процесс окостенения позвоночника у человека длительный – он заканчивается лишь к двадцати-двадцати двум годам. У детей количество хрящевых прослоек в позвоночнике значительно больше, чем у взрослых, и это преобладание хрящевой ткани над костной делает позвоночник ребенка очень гибким, но менее прочным. Именно поэтому так важно состояние мышц, которые поддерживают «ось тела», – даже для сохранения туловища в вертикальном положении дети тратят гораздо больше мышечных усилий, чем взрослые.
Детский позвоночник не только выполняет предназначенные ему природой обязанности, но и находится в постоянном росте и развитии, которые могут задерживаться чрезмерными нагрузками и неправильным питанием.
До тех пор пока идет рост позвоночника, основная нагрузка падает на мышцы. Чем лучше развиты мышцы, тем в лучших условиях находится детский позвоночник. К сожалению, наши дети сегодня отличаются не только плохим здоровьем, но и слабым физическим развитием. Медики констатируют, что среди патологий в подростковом и юношеском возрасте, корнями уходящих в детство, значительную долю занимают болезни опорно-двигательного аппарата.
В одном из своих интервью доктор медицинских наук, профессор А.Ситель, занимающийся проблемами позвоночника, сказал: «У человеческого позвоночника не случайно есть два физиологических изгиба вперед и два – назад. Благодаря такой спиралевидной форме он выдерживает нагрузку в восемнадцать раз большую, чем бетонный столб того же сечения. Но в силу многих причин в последние десятилетия почти у всей человеческой популяции нормальных изгибов нет: у 90-94% они сглажены, а у 6-10% – увеличены. Сглаженность – это и есть первая стадия остеохондроза. Происходит это отчасти потому, что до 90% детей рождается с разной длиной ног. Разница может быть и анатомическая, и функциональная…
Чтобы хранить равновесие тела, таз должен располагаться строго горизонтально. Если длина ног разнится хотя бы на пару миллиметров, в поясничном отделе со стороны более длинной ноги компенсаторно возникает дуга. Когда бокового наклона не хватает для восстановления равновесия, то возникает противоположная дуга в грудном отделе – развивается S-образный сколиоз. В дальнейшем от любой нагрузки на искривленный позвоночник в дисках появляются трещины. Когда диск разрушается на две трети, пульпозное ядро, находящееся в его центре, перемещается – так и возникают грыжи диска. Причем они нередко «молчащие», и их неожиданное проявление бывает катастрофическим для человека – возникает непереносимая боль, полностью теряется подвижность…»
Профессор Ситель считает: если длина ног у ребенка разная из-за физиологических нарушений – например, избыточного тонуса мышц, – для восстановления правильной формы позвоночника нужно эти мышцы расслаблять; если разница анатомическая, необходимо подкладывать стельку под ту ногу, которая короче. Если этого не предусмотреть, то у детей в 13-14 лет выскакивают межпозвонковые грыжи.
На основе многолетних клинических наблюдений профессор сделал вывод и о том, что скелетную мускулатуру современного человека нужно не «накачивать», а, наоборот, расслаблять – только тогда организм будет здоровым. Именно расслабление скелетных мышц, которые ответственны за все, в том числе и за наше эмоциональное состояние, позволяет снять напряженность, испытываемую человеком ежедневно. И здесь очень важно, какие нагрузки, какие физические упражнения выпадают на долю растущего позвоночника.
Существующая ныне система физической подготовки детей, по мнению специалистов, не выдерживает никакой критики; особенно это касается школьных уроков физкультуры. Нагрузки же на позвоночник ребенка в повседневной жизни резко возросли.
Не секрет, что наши дети почти постоянно находятся в сидячем положении: уроки в школе, факультативные занятия, трех-четырехчасовое приготовление домашних заданий, просиживание у телевизора и за компьютерными играми… А ведь относительно небольшой прирост мышечной массы, слабость мышц, невысокая их статическая выносливость и недостаточное развитие нервных двигательных центров не позволяют ребенку длительно выдерживать одну и ту же позу. Еще П.Ф. Лесгафт, известный анатом и врач, писал: «…бесчеловечно заставлять ребенка оставаться по целым часам в сидячем положении или ставить его в наказание в угол, запрещая прислоняться». Ученый говорил и о том, что в условиях школы, которые явно не соответствуют особенностям детского организма, задерживается рост и развитие детей: «…сжатие межпозвоночных дисков у школьников бывает настолько сильно, что часто общий рост класса весной оказывается меньше, чем осенью». От чрезмерных нагрузок страдает не только позвоночник, но и грудная клетка – ведь они составляют единый жесткий каркас. Многочасовое сидение за уроками, по мнению П.Ф. Лесгафта, может не только задерживать развитие грудной клетки, но и вызывать в ней преждевременные «старческие изменения». Интересно, что все это было сказано в конце XIX в., и к сожалению, по-прежнему актуально в начале двадцать первого… А вот что говорит наш современник, профессор Анатолий Ситель:
«Закодированное в человеке количество движений изначально не позволяет его телу пребывать в праздности. Если маленького ребенка посадить в девятиметровую комнату, в которой полноценно двигаться не так-то легко, он все равно в определенный момент начнет бегать от шкафа к шкафу. И в результате двигательную активность, которая нужна ему для развития, все равно наберет. А вот если переборщить с физической нагрузкой, детскому позвоночнику это пойдет во вред. Самая большая ошибка, когда малолетних детей отдают в спортивные секции, где упражнениями на все группы мышц из них куют «железных кибергов» и тем самым портят позвоночник. Ребенок должен заниматься своим делом – подвижными играми, прогулками, велосипедом, коньками, лыжами… Положенную ему двигательную нагрузку он всегда сам «организует», если только не лишать его детства…»
И еще один совет нашла я в интервью профессора: «…Сидит ребенок за столом, делает уроки. Родители, увидев склоненную над тетрадкой спину малыша, первым делом командуют: «Сядь прямо!» А уже через неделю бегут в магазин за специальным корректором осанки – выпрямителем, якобы гарантирующим ровную спину, а по моим наблюдениям – лишь портящим позвоночник. Ведь когда ребенок сидит в таком «выпрямителе», у него нет столь необходимого изгиба назад в грудном отделе. Пытаясь в этой вынужденной позе найти наиболее удобное для позвоночника положение, ребенок выгибает его дугой и может нажить сколиоз. Поэтому я не советую родителям покупать эти «корректоры осанки».
Гигиенисты отмечают, что и современная школьная мебель увеличивает нагрузку на мышцы, не давая нужной опоры телу ребенка. Традиционные школьные парты почему-то заменили обычными столами, значительно усиливающими утомление мышц. Особенно это ударило по старшеклассникам – именно они испытывают максимальные нагрузки на позвоночник.
Физически не развитые мышцы ребенка, в первую очередь мышцы спины, легко утомляются, достаточной поддержки позвоночнику нет, и ребенок непроизвольно сильно сутулится, опираясь грудной клеткой на живот, органы которого поддерживаются тазом и брюшной стенкой, – таким образом работа по удержанию тела распределяется на большее количество мышц. При плохом физическом развитии ребенка его мышцы делаются настолько слабыми, что он вынужден постоянно прислоняться к опоре, чтобы облегчить им работу. Возникает порочный круг: слабое физическое развитие ведет к нарушениям осанки, а они, в свою очередь, затрудняют работу внутренних органов, ухудшая и без того плохое здоровье и задерживая правильное развитие ребенка.
Современный образ жизни требует от человека мышц не только сильных, но и способных долгое время поддерживать статическое напряжение. Такую способность нужно развивать с детства, включая в ежедневные занятия физкультурой упражнения не только динамические, но в первую очередь статические, направленные на развитие выносливости мышц. На уроках физкультуры в школе учителя стремятся развивать у учеников ловкость и гибкость, хотя гибкость у школьников и так высока в силу их анатомических особенностей, а ученые говорят, что упражнения статического характера более разносторонне подготавливают детский организм к предстоящим ему в жизни нагрузкам.
По мнению специалистов, в последние годы само понятие «сильный человек» заметно исказилось. Увлечение модными восточными и западными методиками приводит к забвению традиций отечественного физического воспитания, давшего миру знаменитых русских богатырей. У нас всегда в почете были люди сильные, ловкие, выносливые, крепкие духом. Эти качества воспитывались с раннего детства. На Руси для детей разного возраста – и для мальчиков, и для девочек – существовали свои игры и забавы, были и совместные состязания в меткости, скорости и ловкости, соревновались ребята и со взрослыми – разумеется, проходило это в форме веселых игр.
К физическому труду детей и подростков наши прадеды приучали очень постепенно, часто меняя характер работы, избегая однообразия и монотонности. Да и «орудия труда» для юных мастеровых были изготовлены с учетом их возрастных возможностей.
Вы замечали: современные дети редко теперь играют в подвижные игры, особенно на открытом воздухе. А ведь именно такие игры оказывают самое благотворное влияние на развитие ребенка. Вместо подвижных игр – всяческие развлечения на компьютеризованных аттракционах, где ребенок чаще всего совершенно пассивен физически, а вот нервная система испытывает сильнейшие перегрузки. На «старомодных» качелях, каруселях, катальных горках тренировался вестибулярный аппарат, крепли мышцы, усиливалась работа сердечно-сосудистой системы, легких, улучшалось мозговое кровообращение растущего человека. А еще в таких забавах воспитывались ловкость, смелость, воля. Увлечение же детей компьютерными играми во много раз усиливает статическое напряжение их и без того утомленных мышц.
Интерьер наших квартир тоже не способствует физическому развитию ребят – редко у кого в доме увидишь спортивный уголок для ребенка или хотя бы импровизированный турник или гимнастическую стенку. И негде нашим младшеньким полазать, поподтягиваться, покувыркаться, чтобы разгрузить уставший позвоночник, «поиграть мышцами»…
А что мы видим во дворах? Устройство детских площадок очень часто явно не продумано, да и рассчитаны они в основном на совсем маленьких дошколят. Медики уже не один год говорят о явной травмоопасности горок для катания, возводимых на этих площадках. И вот в чем опасность.
Деревянный или металлический настил таких горок, как правило, резко обрывается у земли (зимой – у ледяной дорожки) или заканчивается над ней ступенькой. Чем резче переход или перепад, тем больше ударная волна на тело ребенка и больше напряжение мышц для амортизации. При скатывании с горок на дощечках, фанерках, в «тарелках» или мини-санках современной жесткой конструкции ударная волна значительно возрастает. Мышцы ног и поясницы не противодействуют толчкам и сотрясениям, и ударная волна приходится непосредственно на позвоночник. Сколько тяжелых травм случается именно на таких горках, хирургам хорошо известно…
Перенапряжение мышц позвоночника усиливает и ношение ребенком непосильного груза, которым в дошкольные годы может стать даже детское пальто, тяжесть которого приходится не на костные выступы, а на мышцы. Поэтому медики считают наиболее оптимальной одеждой для маленьких детей легкий или утепленный комбинезон.
А сколько уже сказано о неподъемных портфелях наших школяров! Но год от года груз этот все растет, коверкая и без того несовершенную детскую «ось тела». И медики вновь и вновь призывают родителей: покупайте ребятам только ранцы, причем старшеклассникам – тоже, ведь их позвоночники растут и развиваются особенно интенсивно. И помните: ранец обязательно должен быть с широкими ремнями, не пережимающими мышцы плечевого пояса. У нынешних старшеклассников в моду вошли рюкзаки – в них они носят школьные учебники, спортинвентарь, и просто ходят с ними в магазины. Такую моду врачи только приветствуют, чего не скажешь о сумках на длинном ремне через плечо: одностороннее ношение тяжестей вызывает боковое искривление позвоночника и перенапряжение мышц лопаток.
Большое значение медики придают обуви, в которой ходят наши дети: от ее качества зависит и здоровье ног, и состояние позвоночника. Обувь маленьких детей, по мнению специалистов, должна быть особенно мягкой и эластичной, а подошва настолько гибкой, чтобы, сгибая ее, можно было бы носком коснуться каблука. Кроме того, вся детская обувь должна быть немного свободной, поскольку детям крайне необходима возможность двигать пальцами. «В последние годы не только в спорте, но и в быту широко практикуются кроссовки с супинаторами, – пишет профессор Академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта М.Девятова. – Увлечение кроссовками дошло до того, что они у детей и молодежи часто становятся и повседневной, и выходной, и домашней, и сменной обувью в школе. Естественно, супинаторы кроссовок заменяют мышцы стоп и приводят их к бездействию и ослаблению. Чем дольше ноги находятся в кроссовках, тем вернее путь к плоскостопию… Одного взгляда на обувь бывает достаточно, чтобы определить характер плоскостопия у детей. Однако только в тех случаях, когда у ребенка обувь новая, а не доставшаяся ему «по наследству» от старших детей. Детскую стопу можно сравнить с мягким воском, изменяющим форму от любого воздействия. В то время как новая обувь, особенно из мягкой хорошей кожи, принимает форму стопы ребенка, ношеная заставляет стопу приноравливаться к имеющейся форме, то есть не обувь приспосабливается к ноге, а, наоборот, стопа – к обуви. К сожалению, случается так, что новую, функционально хорошую обувь носит ребенок с дефектами стопы, и всем последующим «хозяевам» эта обувь передает его дефекты… Ребенок может носить с чужого плеча одежду, а вот обувь с чужой ноги – никогда!»
Говоря о профилактике плоскостопия, М.Девятова советует: «Очень полезно для ног хождение босиком, поскольку стопа – не только рессорное устройство, но и огромное рецепторное поле. Взаимодействуя с опорой, она передает тончайшую информацию от нервных окончаний, заложенных в коже, костях, суставах, связках и мышцах, в центральную нервную систему. Чем неровнее поверхность, тем сильнее воздействие на нервные окончания, и соответственно – напряжение мышц. Наибольшее воздействие – при хождении по гравию, камням, шишкам и тому подобному. Естественно, начинать следует не с гравия, а с земли, травы, песка. В зимнее время хождение босиком до какой-то степени может заменить топтание в тазу, наполненном водой, песком и камушками разного размера.
Постоянное нахождение в обуви приводит не только к слабости всех мышц стопы, но и лишает человека положительных эмоций от воздействия опоры на стопу, что немаловажно для снятия нервно-мышечного перенапряжения. При любой возможности желательно освобождать ноги от обуви, чтобы дать им «подышать».
Оказывается, состояние позвоночника теснейшим образом связано с питанием. И если учесть, что наши дети все больше вместо натуральных продуктов вынуждены питаться суррогатами, родителям стоит знать о негативных последствиях такого, с позволения сказать, питания.
Давно известно: полноценное, несбалансированное питание задерживает правильное развитие детского организма. Недостаток в пище белков в первую очередь сказывается на мышцах – они для мышечной системы главный строительный материал и «двигатель». Дефицит жиров и углеводов, важнейших источников энергии, также ухудшает работу мышц.
На работе мышц отрицательно сказывается недостаток витаминов. При дефиците витамина В1, например, мышцы неполноценно сокращаются, дефицит витамина В2 ведет к белковой недостаточности мышц, а витамина В12 – снижает синтез белков. Особенно негативно дефицит витаминов группы В действует на мышцы, длительное время находящиеся в состоянии перенапряжения. Нарушает белковый обмен в мышцах и недостаток витамина С: при его дефиците они долго не могут расслабиться после нагрузок, что дает еще большее перенапряжение; страдает и прочность сухожилий и связок. Отсутствие в пище нужного количества жирорастворимых витаминов А и Е нарушает окислительные процессы в мышцах, а дефицит витамина D ведет к рахиту. Крайне необходимы для здоровья всего организма и, естественно, позвоночника, минеральные соли и микроэлементы, особенно кальций, магний, железо и калий.
Конечно, невозможно в одной статье детально рассказать о всех отрицательных и положительных воздействиях на детский позвоночник. Но основное вы, наверное, уже поняли: чтобы избежать болезней, нужно с самого раннего детства обеспечить ребенку правильное физическое развитие, причем развитие гармоничное, охватывающее все группы мышц. Советуйтесь с врачами, спортивными специалистами, читайте популярную медицинскую литературу, выбирайте подходящие по возрасту комплексы физических упражнений и делайте ежедневную гимнастику вместе с детьми – одним словом, действуйте!