Мануальная терапия шейного отдела позвоночника грудничкам

Мануальная терапия шейного отдела позвоночника грудничкам thumbnail

При мануальной диагностике можно использовать специальные тесты.

1. Сопротивление на сгибание головы (нормальное, низкое, высокое).

2. Проба на тракцию. В положении новорожденного на спине берут его руки за запястье и осторожно, медленно тянут на себя. В норме при этом ощущается умеренное сопротивление.

3. Сопротивление на отведение бедер. В положении новорожденного на спине разогнутые нижние конечности быстрым движением отводят в стороны. В норме при этом ощущается умеренное сопротивление. Затрудненное отведение бедер может быть при вывихах и дисплазии тазобедренных суставов.

4. Перекрестный рефлекс экстензоров. В положении новорожденного на спине разгибают и фиксируют одну нижнюю конечность и наносят укол иглой в подошву. В норме при этом происходит разгибание и легкое приведение другой ноги.

В положении ребенка на животе проводят пальпацию остистых отростков позвоночника, межостистых связок, паравертебральных зон с целью определения блоков в позвоночно-двигательных сегментах, вывихов, подвывихов, травматических повреждений позвонков и связочного аппарата позвоночника, мышечных гипертонусов, зон гиперестезии.

Обязательно исследуют функцию черепно-мозговых нервов, что помогает в диагностике родовых травм, врожденной патологии нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Родовой парез диафрагмы возникает при травме диафрагмального нерва СЗ-С5. Чаще бывает у крупных плодов при затруднении выведения головки и плечиков, часто сочетается с родовым плекситом. Грудная клетка асимметричная, более выпуклая на стороне пареза, отмечается парадоксальный тип дыхания. Родовое повреждение лицевого нерва развивается при длительном стоянии головки плода в родовых путях, прижатии ее к костям таза матери, наложении щипцов, кровоизлиянии в ствол нерва. Встречаются родовые повреждения лучевого и седалищного нервов. Поражение запирательного нерва может быть следствием чрезмерного разведения бедер ребенка в матке.

Бывают врожденные пороки развития обонятельного, зрительного, глазодвигательных и лицевого нервов, аплазия ядер тройничного нерва. Пороки развития каудальной группы черепно-мозговых нервов часто сочетаются с синдромами платибазии, базилярной инвагинации, Клиппеля-Фейля и др. Очень важной является диагностика безусловно-рефлекторной деятельности новорожденного. При этом надо учитывать не только наличие рефлекса, но и его симметричность, время появления с момента нанесения раздражения, силу, полноту и быстроту угасания. Изменение этих рефлексов (угнетение, задержка, отсутствие, несимметричность) возможно при поражении как центральной и периферической нервной системы, спинного мозга и сосудов, питающих его, так и позвоночника и его мышечно-связочного аппарата.

СЕГМЕНТАРНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ АВТОМАТИЗМЫ (ОРАЛЬНЫЕ АВТОМАТИЗМЫ)

1. Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина) – при надавливании на область ладони происходит открывание рта и сгибание головы. После 2 мес. жизни рефлекс начинает ослабевать. Может отсутствовать при периферическом парезе руки и травме шейного отдела позвоночника.

2. Хоботковый рефлекс – быстрый удар пальцем по губам вызывает сокращение круговой мышцы рта, вытягивание губ «хоботком» определяется до 2-3 мес.

3. Поисковый (искательный рефлекс Куссмауля) – поглаживание пальцем в области угла рта вызывает опускание и поворот головы в сторону раздражителя. Может быть изменен при травме шейного отдела позвоночника. 4. Сосательный рефлекс. Сохраняется в течение первого года жизни.

СПИНАЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ АВТОМАТИЗМЫ

1. Защитный рефлекс новорожденного. Если ребенка положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону. Этот рефлекс может быть угнетен, отсутствовать при поражении центральной нервной системы, спинного мозга и шейного отдела позвоночника.

2. Рефлекс опоры и автоматическая походка новорожденного. Ребенок, поставленный на опору, выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Если его слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения. Рефлекс физиологичен до 1 -1,5 мес. При родовой травме центральной и периферической нервной системы, позвоночника и наследственных нервно-мышечных заболеваниях этот рефлекс может быть угнетен или отсутствовать.

3. Рефлекс ползания (Бауэра) и спонтанное ползание. Из положения на животе, голова по средней линии, ребенок начинает совершать ползающие движения – спонтанное ползание. Если дать ему точку опоры, подставив к подошвам ладонь, то ползание усиливается. Рефлекс физиологичен до 4 мес. жизни, затем угасает. При поражении центральной нервной системы – сохраняется до 0,5-1 года. При поражении позвоночника и его мышечно-связочного аппарата – может быть угнетен или ослаблен.

4. Хватательный рефлекс. При надавливании на ладонь ребенка появляется хватательный рефлекс. Рефлекс физиологичен до 3-4 мес. При поражении шейного отдела позвоночника и периферических парезах может быть ослаблен или отсутствовать.

5. Рефлекс Таланта. Из положения лежа наживете, голова по средней линии, раздражают кожу спины паравертебрально на одной стороне. При этом ребенок изгибает спину – вогнутой стороной дуги к раздражителю. Нога на той же стороне разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Рефлекс физиологичен до 3-4 мес. При поражении головного мозга его можно наблюдать во второй половине года и позже. При поражении позвоночника и его мышечно-связочного аппарата рефлекс может быть ослаблен или отсутствовать.

6. Рефлекс Переза. Если из положения лежа на животе провести пальцами, слегка надавливая, на остистые отростки позвоночника от копчика к шее, то ребенок разгибает туловище, а верхние и нижние конечности сгибает. Рефлекс физиологичен до 3-4 мес. При поражении спинного мозга и позвоночника рефлекс может быть угнетен или отсутствовать, при поражении головного мозга он угнетен, и отмечается задержка обратно го развития.

7. Рефлекс Моро. Его можно вызвать внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей или приподниманием разогнутых ног и таза над постелью. При этом ребенок отводит руки в стороны и разгибает пальцы (первая фаза). Затем руки возвращаются в исходное положение. Рефлекс физиологичен до 4-5 мес. При поражении головного мозга отмечается задержка обратного развития, при парезе руки имеется неполный рефлекс. При сочетанном поражении спинного мозга и позвоночника рефлекс может быть угнетен или отсутствовать. Способность поднимать голову, сидеть, стоять, ходить тесно связана с регуляцией мышечного тонуса, его изменением в зависимости от положения тела в пространстве. В регуляции мышечного тонуса активное участие принимают центры продолговатого (миелэнцефальные) и среднего (мезэнцефальные) мозга. К миелэнцефальным позотоническим автоматизмам относятся асимметричный шейный тонический рефлекс, симметричные тонические лабиринтные и шейные рефлексы.

Читайте также:  Что такое лордоз сглажен шейного отдела позвоночника

АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС

Исходное положение, лежа на спине. При ротации головы так, чтобы нижняя челюсть находилась на уровне плеча, происходит разгибание конечностей, к которым обращено лицо, и сгибание противоположных. При поражении позвоночника и его мышечно-связочного аппарата рефлекс может быть угнетён или отсутствовать.

СИММЕТРИЧНЫЕ ТОНИЧЕСКИЕ ШЕЙНЫЕ РЕФЛЕКСЫ

Исходное положение, лежа на спине. При приведении головы к грудине повышается мышечный тонус в сгибателях конечностей, преимущественно в руках, при разгибании – в разгибателях. При поражении позвоночника и его мышечно-связочного аппарата рефлекс может быть угнетён или отсутствовать.

ТОНИЧЕСКИЕ ЛАБИРИНТНЫЕ РЕФЛЕКСЫ

В положении на животе повышается мышечный тонус в сгибателях конечностей, в положении на спине – в разгибателях. Рефлексы физиологичны до 2 мес. При поражении нервной системы они сохраняются долго. Параллельно с угасанием этих рефлексов формируются мезэнцефальные установочные рефлексы, и, во втором полугодии, появляется возможность раздельной ротации тазового и грудного отделов позвоночника, возникают цепные установочные рефлексы, обеспечивающие повороты со спины на живот и с живота на спину.

ШЕЙНАЯ ВЫПРЯМЛЯЮЩАЯ РЕАКЦИЯ

Данная реакция появляется в результате раздражения мышц шеи. За ротацией головы следует ротация туловища в ту же сторону. Ребенок поворачивается на бок, как одно целое. Реакция физиологична до 5-6 мес. При поражении шейного и грудного отделов позвоночника рефлекс может быть угнетен или отсутствовать.

ТУЛОВИЩНАЯ ВЫПРЯМЛЯЮЩАЯ РЕАКЦИЯ

При соприкосновении стоп ребенка с опорой происходит выпрямление головы. Наблюдается с первого месяца жизни. При поражении позвоночника и его мьшечно-связочного аппарата реакция может быть ослаблен ной или отсутствовать.

ЛАБИРИНТНЫЕ УСТАНОВОЧНЫЕ РЕФЛЕКСЫ

Лабиринтный выпрямляющий рефлекс на голову появляется к концу первого месяца жизни. В исходном положении, лежа на животе, ребенок удерживает голову по средней линии с экстензией верхнего отдела туловища. Экстензия туловища увеличивается и к 5-6 мес. достигает нижних конечностей. В норме ребенок, из положения лежа на животе, может поднимать голову и верхнюю часть туловища и при помощи рук удерживаться в такой позе – верхний рефлекс Ландау. На 5-6-м месяце ребенок, лежа наживете, может разгибать ноги и даже поднимать их вверх- нижний рефлекс Ландау.

ЦЕПНОЙ УСТАНОВОЧНЫЙ РЕФЛЕКС С ТУЛОВИЩА НА ТУЛОВИЩЕ

Поворот плеч ребенка приводит к повороту туловища и нижних конечностей в ту же сторону. Поворот таза вызывает поворот туловища и плеч в ту же сторону. Выявлению родовой травмы способствует исследование сухожильных рефлексов, чувствительности, вегетативно-трофической функции и оценка уровня психического развития. Из сухожильных рефлексов у ребенка наиболее постоянными являются коленные и с дву- и трехглавой мышц. Ахилловы, брюшные рефлексы становятся более выраженными к 3-5 мес. У новорожденного сформирована только поверхностная чувствительность, глубокая чувствительность развивается к 2-м годам. Ребенок на тактильные раздражения (болевые, холодовые) отвечает общей двигательной реакцией. Это связано с тем, что у него еще недостаточно развита дифференциация раздражений на уровне коры головного мозга. Вегетативно-трофические функции ребенка еще несовершенны, недостаточно выражена терморегуляция, разбалансирован ритм сна-бодрствования.

При обнаружении нарушений со стороны нервной системы и опорно-двигательного аппарата следует сделать вывод о дальнейшей тактике лечения: проводить срочно мануальную терапию, дополнительно обследовать, проконсультироваться у других специалистов или наметить сроки профилактических осмотров. Все эти вопросы, конечно, решаются индивидуально с каждым больным. Если нет необходимости в проведении срочных лечебных мероприятий, но есть показания к мануальной терапии, то такие больные должны быть взяты на диспансерный учет.

В этом случае мануальный терапевт при контрольном обследовании ребенка любого возраста должен также тщательно собрать анамнез, отмечая этапы индивидуального физиологического развития. Они могут быть вариабельны и зависеть от многих факторов (течение родов и беременности, перенесенные инфекционные заболевания, травмы, социальные условия жизни). Необходимо учитывать основные этапы статико-моторного развития, которые тесно связаны с формированием психоэмоциональной сферы ребенка.

Первый месяц. Преобладает флексорная гипертония мышц: руки приведены к туловищу, пальцы сжаты в кулачок, ноги согнуты во всех суставах и немного отведены. Лежа на животе, ребенок может приподнять голову на 1 -2 сек. Из положения лежа он может ротировать голову. В положении на животе приподнимает голову на 1-2 сек. На раздражение отвечает общей двигательной активностью.

Два месяца. Голову удерживает лежа на животе более длительное время. Увеличивается объем активных движений в плечевых суставах: отводит руки в стороны, поднимает их выше плеча. Целенаправленной деятельности нет.

Три месяца. Увеличивается объем движений в плечевых суставах. Двигательная реакция на раздражение становится более дифференцированной. В положении на животе ребенок может приподняться, опираясь на предплечье. Удерживает голову в вертикальном положении, тянет игрушки в рот, удерживая их. Может поворачиваться со спины на бок. При поддерживании под спину сгибает голову и поднимает ноги, сокращая мышцы живота. На раздражение отвечает локальной двигательной реакцией.

Четыре месяца. Усиление общей двигательной активности: часто поворачивается со спины на бок, сидит с поддержкой, тянется к игрушкам, двигает пальцами рук, тянет игрушки в рот, в положении на животе может уже приподнимать верхнюю часть туловища. Поворачивает голову на звук.

Пять-шесть месяцев. Может активно схватывать предметы, примитивно манипулировать с ними, но не может пока играть с двумя предметами. Сидит при поддержке, кифоз позвоночника при этом сохраняется. Активно поворачивается со спины на живот. Лежа на животе, опирается на разогнутые руки, может опираться и на одну. Поворачивает голову на звук. При вертикальном подвешивании ноги разогнуты.

Читайте также:  Упражнения для поясничного отдела позвоночника дома

Семь-восемь месяцев. Двигательная активность воз растает. Из положения на спине может самостоятельно сесть, хорошо сидит, сохраняя равновесие. Встает на четвереньки, пытается ползать, при поддержке встает на ноги. Протягивает руки к близким, хлопает в ладоши, перекладывает предметы из одной руки в другую. Девять-десять месяцев. Активно ползает, чаще принимает вертикальное положение – поднимается и становится на ноги, держась за барьер, стоит при поддержке за руку. Хлопает в ладоши, перекладывает предметы из одной руки в другую, протягивает руки к близким.

Одиннадцать-двенадцать месяцев. Принимает вертикальное положение – стоит самостоятельно, ходит с поддержкой, может самостоятельно сделать несколько шагов, приседает, ходит за каталкой. Может манипулировать несколькими предметами. Подражает движениям взрослых, играете частями собственного тела. Бросает, постукивает игрушками. Может есть самостоятельно ложкой. Выполняет ряд инструкций. В дальнейшем происходит интенсивное формирование нервной системы, психической сферы и двигательной системы. Можно выделить критические возрастные периоды для позвоночника и его мышечно-связочного аппарата, суставов, системы кровообращения и иннервации. Ребенок из горизонтального положения переходит в вертикальное: сначала начинает держать головку, затем сидеть, стоять, говорить, ходить, бегать. Идет формирование физиологических изгибов: шейный лордоз, грудной кифоз, поясничный лордоз. В период полового созревания происходит интенсивный рост ребенка, возрастает мышечная активность и возрастные нагрузки на позвоночник, суставы, их мышечно-связочный аппарат, системы кровообращения и иннервации. Эти структуры испытывают критические стадии развития, когда наряду с физиологическими процессами обостряются или проявляются патологические врожденные или приобретенные пороки.

Исходя из вышеперечисленного, необходимо проводить профилактические осмотры мануальным терапевтом в следующие возрастные периоды: период новорожденности-до 1 мес., грудной возраст-до 1 года, ясельный – до 3 лет, дошкольный – до 6-7 лет, младший школьный – до 10-11 лет, старший школьный – до 15 лет. В эти возрастные периоды идет не только приобретение новых двигательных навыков, но и выявляется врожденная, приобретенная патология, возрастает нагрузка на опорно-двигательный аппарат и происходит декомпенсация скрытой патологии. Кроме того, могут проявиться пороки развития (сколиотическая болезнь, черепно-ключичньй дизостоз, шейно-глазо-лицевая дистрофия, платибазия, синдром Арнольда-Киари, синдром Клиппеля-Фейля, сирингомиелия, слабая круглая спина, полая круглая спина, плоская спина), органические заболевания центральной нервной системы, наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы (болезнь Русси-Леви, торсионная дистония, семейная спастическая параплегия, мукополисахаридозы, синдром Черногубова-Элерса-Данлоса, гаргоилизм, прогрессирующие мышечные дистрофии, спинальные и невральные амиотрофии), которые следует вовремя выявить, чтобы провести дифференциальную диагностику вертеброгенных заболеваний. Это необходимо для правильной постановки диагноза, выбора тактики лечения, предупреждения осложнений, выработки показаний и противопоказаний к применению мануальной терапии. Вопрос об эффективности, осложнениях, отдаленных последствиях, показаниях и противопоказаниях к мануальной терапии при многих заболеваниях четко и полностью еще не решен и требует дальнейшего научного и практического обоснования.

В частности, мануальную терапию не рекомендуется применять при онкологических заболеваниях, в остром периоде нейроинфекционных болезней, при остром нарушении цереброспинального кровообращения, спинномозговых грыжах, закрытом расщеплении дужек позвонков, сочетанных пороках развития лица, черепа, позвоночника и нервной системы, артрогрипозе, наследственных заболеваниях соедини тельной ткани.

Кроме динамического наблюдения за детьми, необходимо прибегать к комплексному обследованию (рентгенография, электромиография, магнитно-ядерный резонанс, биохимические анализы) и консультациям других специалистов (детских невропатологов, рентгенологов, ортопедов, генетиков и др.)

Проведение мануальной диагностики ребенку, который уже ходит, бегает, разговаривает, отличается от диагностики у новорожденных и детей грудного возраста. В этот период жизни уже возможно использовать традиционные приёмы манипуляционной диагностики и проводить обследование не только в положении лежа на животе и спине, но и стоя (спереди и сзади), с боков, при ходьбе, беге, сидении, вставании, во время игр. Ребенок должен быть полностью раздет. Перед осмотром следует тщательно собрать анамнез.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александров В.И. Комплексное лечение родовых плекситов в восстановительном периоде с применением рефлексотерапии. Кандидатская диссертация. Москва. 1986. 2. Александров В.И. Комплексное лечение родовых плекситов в восстановительном периоде с применением рефлексотерапии. М., 1986. 3. Бадалян Л.0. Детская неврология. М., 1984. 4. Гойденко B.C., Ситель А.Б., Галанов В.П., Руденко И.В. Мануальная терапия неврологических проявлений остеохонд роза позвоночника, М., 1988. 5. Лебедев Б.В. Справочник по неврологии детского возраста. М., 1995. 6. Левит К. Мануальная медицина. М., 1993. 7. Ситель А.Б. Мануальная медицина. М., 1993. .Поступила в редакцию 28.03.2003 34

Источник

Мануальная терапия при родовой травме позвоночника у детей.

Мануальный терапевт или остеопат необходим ребенку если в родах малыш пережил родовую травму шейного отдела позвоночника. И виной тому чаще всего не акушеры, а патологическое течение родов:

Стремительные роды

Ребенок родился недоношенным (позвонки и связочный аппарат не готовы к родам)

Кесарево сечение (позвоночник испытывает не физиологичную нагрузку)

Слабость родовой деятельности (акушеры были вынуждены срочно извлекать ребенка у которого уже началась гипоксия головного мозга – выражаясь народным языком «выдавливали или тянули» ребенка).

родовая травма позвоночника у детейМануальная терапия при родовой травме

Обращаем ваше внимание, что мануальный терапевт или остеопат это врач.

То есть у него обязательно есть

высшее медицинское образование и специализация по мануальной терапии или остеопатии

.

Ни в коем случае нельзя доверять своего малыша «Целителям» без высшего медицинского образования, которые сами себя называют остеопататами и даже могут показать вам какой нибудь «диплом» незаконный в РФ. Такой поддельный лекарь может навредить ребенку.

Признаки родовой травмы шейного отдела позвоночника:

– ребенок не держит голову

– ребенок плохо удерживает голову

– у ребенка кривошея

– у ребенка «короткая» шея, с глубокой поперечной складкой

Читайте также:  Мрт шейный отдел позвоночника с миелографией

Признаки родовой травмы шейного отдела позвоночникаМануальная терапия при родовой травмы шейного отдела позвоночника

– слабые ручки (ребенок не подтягивается за ручки и не опирается на них)

– повышен тонус в нижних конечностях (опора на носочки, возможен перекрест).

Мануальная терапия для детейВрач остеопат для детейМануальный терапевт или врач остеопат

– малыш отстает в двигательном развитии от сверстников.

Эти признаки родовой травмы шейного отдела позвоночника есть сейчас или были раньше.

В самых тяжелых случаях ребенку могут поставить диагноз ДЦП.

А фактически у него была серьезная родовая травма:

есть и повреждение головного мозга (от нехватки кислорода, недоношенности или внутриутробной инфекции и т.д.) и родовая травма шейного отдела позвоночника, которая усугубляет картину.

Если родовая травма шейного отдела позвоночника была не грубая и организм ребенка вроде бы справился: ребенок в двигательном плане догнал своих сверстников и развивается нормально. Но …

Даже минимальное смещение позвонков, вследствие родовой травмы шейного отдела позвоночника, вызывают хроническое напряжение мышц шеи. А спазмированные мышцы, в свою очередь, нарушают приток артериальной крови к головному мозгу – возникает хроническая нехватка кислорода. Результатом может стать нарушение таких высших психических функций как память и внимание, замедление темпов речевого развития.

Родовая травма шейного отдела позвоночника так же затрудняет отток венозной крови и ликвора (жидкости омывающей мозг) из черепа. Результат: у детей может годами сохраняться умеренно повышенное внутричерепное давление.

Проявления в таком случае могут быть различными: детей беспокоят головные боли, носовые кровотечения, может отмечаться нарушение памяти и внимания, напряжение и болезненность мышц шеи по задней поверхности, нарушение сна, энурез.

При подозрении на родовую травму шейного отдела позвоночника мы рекомендуем родителям:

1) провести ребенку УЗИ сосудов шеи и головы (УЗДГ БЦС) и если врач функциональной диагностики описывает: сдавление позвоночных артерий, нарушение или асимметрию кровотока – это означает что позвоночные артерии сдавлены напряженными мышцами шейного отдела позвоночника или частично смещенными позвонками.

2) сделать рентген шеи в 3х проекциях (3 снимок делается через открытый рот) – только на нем видно ротационный подвывих 1-2 позвонков шейного отдела позвоночника. Если этот снимок вашему ребенку не сделали, считайте что рентген вы сделали зря. И признаков родовой травмы шейного отдела позвоночника вы в таком случае на снимках не увидите, хотя родовая травма была.

Нуждается ли ребенок в указанных исследованиях должен решать детский невролог.

При родовой травме шейного отдела позвоночника на снимках находят такие отклонения как ротационный подвывих 1-2 шейных позвонков, нестабильность (то есть связочный аппарат, который должен держать позвонки разболтан и позвонки смещаются от любых небольших нагрузок – спал на неудобной подушке, неудачно перекувыркнулся, долго сидел с поднятой вверх головой, ехал в легковом автомобиле по неровной дороге на большое расстояние и пр.)

В таком случае эти напряженные мышцы нужно расслаблять и восстанавливать нормальную подвижность суставов шейных позвонков. Вот для этого и нужна мануальная терапия и остеопатия (отличаются лишь техники – а цель одна и та же: расслабить напряженные мышцы, снять блоки и восстановить подвижность суставов, улучшив приток артериальной крови к головному мозгу и отток венозной крови и ликвора из полости черепа).

Если у ребенка была родовая травма шейного отдела позвоночника ему необходима комплексная реабилитация с применением микротоковой рефлексотерапии и мануальной терапии врача остеопата.

Мануальный терапевт или врач остеопат, должен иметь опыт работы с маленькими детьми.

У детей мы применяем только мягкие щадящие мануальные и остеопатические техники.

Например, при родовой травме шейного отдела позвоночника детский остеопат проводит:

  • – коррекцию патологических установок шейного отдела позвоночника
  • (необходимы детям с родовыми травмами шейного отдела позвоночника)
  • – коррекцию циркуляторных нарушений (для улучшения кровоснабжения головного мозга)
  • – стабилизацию ликвородинамики (при повышенном внутричерепном давлении)
  • – краниальные техники (для купирования головных болей и носовых кровотечений).

Остеопат (мануальная терапия) для грудных детей

Проводятся 2-3 занятия на курс лечения, но не более одного занятия в неделю.

Однако, если ребенок пережил родовую травму недостаточно только расслабить напряженные мышцы шеи и улучшить кровоток по позвоночным артериям. В результате родовой травмы, как правило, мозг ребенка тоже пострадал от гипоксии и необходимо восстановить его нормальную работу.

Развить новые двигательные навыки у детей с родовыми травмами помогает современная медицинская технология – Микротоковая рефлексотерапия, которую Минздрав РФ разрешил применять с 6 месячного возраста.

Если клетки головного мозга пострадали от кислородного голодания их работу можно улучшить. А если ребенок пережил серьезную родовую травму, например произошло кровоизлияние в мозг и нейроны погибли, то восстановить эти нервные клетки невозможно. Но можно заставить «резервные» нейроны из соседних областей взять на себя функцию погибших нейронов. Именно для этого и нужна Микротоковая рефлексотерапия, которая активизирует пострадавшие клетки от гипоксии и «резервные» нервные клетки, чем способствует выработке новых двигательных навыков.

Важно вовремя приступить к комплексной реабилитации: микротоковая рефлексотерапия, остеопат, линейный массаж, занятия ЛФК.

В Реацентре работают высококвалифицированные детские мануальные терапевты и остеопаты.

Более подробную информацию о мануальной терапии и остеопатии вы можете получить

по телефону 8-800-2222-602 (звонок по РОССИИ бесплатный).

ЛЕЧЕНИЕ мануальной терапией при родовых травмах шейного отдела позвоночника у детей проводится врачом Остеопатом в подразделениях «Реацентра» по Росиии в городах: Самара, Казань, Саратов, Ижевск, Астрахань.

Все страницы сайта www.reacenter.ru, включая текстовую, графическую и видео информацию, структуру и оформление страниц, защищены российскими и международными законами и соглашениями об охране авторских прав и интеллектуальной собственности (статьи 1259 и 1260 главы 70 “Авторское право” Гражданского Кодекса …

Копирование любых текстовых и графических материалов c сайта запрещено!

Источник