Леонардо да винчи позвоночник

Леонардо да винчи позвоночник thumbnail

Весь мир знает Леонардо да Винчи как талантливого живописца и прославленного ученого. Но всю свою сознательную жизнь итальянец страстно увлекался анатомией, а анатомический труд, который он писал на протяжении всей жизни, так и не был закончен и опубликован. Современные технологии позволили британским ученым оцифровать записки ученого, и теперь весь мир может увидеть анатомические рисунки Леонардо да Винчи, полные реалистичности и детализированные до мельчайших подробностей.

С чего все начиналось…

Анатомические рисунки

Еще будучи подмастерьем у знаменитого на всю Италию мастера живописи Андреа дель Верроккьо, юный Леонардо заинтересовался работами Антонио дель Поллайоло, первого в истории живописца, который изучал строение мышц человека. Картины Антонио, которые подробно изучал начинающий художник, стали первым шагом в познании анатомии.

Первый труд по анатомии

Рисунки людей Да Винчи

Первая научная рукопись по анатомии вышла из-под руки Леонардо в 1484 г., и уже тогда он перестал рассматривать анатомию как вспомогательную дисциплину к скульптуре и живописи. А вот первые анатомические наброски Леонардо да Винчи появились 6 годами ранее, в 1478 г.

Виндзорский кодекс

Анатомические рисунки

Огромный рукописный труд да Винчи, состоящий из 234 листов, содержит 600 рисунков, выполненных карандашом, которые касаются непосредственно анатомического строения человека. Эти эскизы начал собирать в конце XVI столетия Помпео Леони, а сейчас этот огромный труд хранится в Виндзорской библиотеке.

Разрешение на вскрытие

Анатомические рисунки

Наиболее активно ученый стал изучать анатомию в 1510–1511 годах, а получив разрешение на вскрытие, стал работать в больницах Северной Италии в сотрудничестве с Торре, профессиональным врачом и анатомом.

От того периода жизни великого ученого осталось более 300 рисунков, уместившихся в 13 томах рукописного труда.

Рисунок черепа

Череп

Традиционно Леонардо начал изучение анатомии с головы, и 2 апреля 1489 года на свет появился подробный рисунок человеческого черепа. Новшеством в науке было то, что художник впервые изобразил фронтальную пазуху, внеся тем самым весомый вклад в историю развития анатомии.

Сердце

Сердце на рисунке Да Винчи

Большое значение Леонардо уделил изучению сердца. Он первым из врачей и анатомов того времени чётко определил его функцию и предназначение. Он оценил его как плотный мышечный орган, который питают артерии и вена.

Также он категорически выступил против деления сердца на два желудочка. Его исследования опирались на практические знания, и ученый утверждал, что этот важнейший орган разделен клапанами на четыре неравномерных отдела.

Позвоночник

Позвоночник

Как художника Леонардо интересовало строение человеческого тела, а особенно позвоночника и суставов. Его рисунок позвоночника настолько точен и уникален для того времени, ведь досконально изучить позвоночник ученые смогли лишь только с появлением рентгена и МРТ.

Первый из анатомистов того времени, Леонардо точно определил число позвонков человека, и четко нарисовал весь позвоночный столб.

Анатомия и механика

Витрувианский человек Да Винчи

Увлекаясь механикой, Да Винчи уделил много внимания изучению строения мышц, и большинство его рисунков посвящены именно этой теме.

Анатомия

Гений ученого и художника проявился в создании стеклянной модели организма человека, на которой было наглядно видно движение крови. А вот знаменитый рисунок Витрувианского человека точно передает пропорции человеческого организма. Хотя именно Витрувианский человек хранит еще множество тайн и загадок.

Плод во чреве матери

Плод в чреве

Пожалуй, самый известный на сегодня рисунок Леонардо, на котором изображен плод в предполагаемом чреве женщины.

Отбросив в сторону некоторые неточности, художник настолько искусно изобразил зарождающуюся жизнь, что рисунок и сейчас размещают в качестве иллюстрации на страницах учебников по анатомии.

Рисунки с записями

анатомические рисунки Леонардо Да Винчи с описанием

Многие иллюстрации выступали дополнением к научным текстам, а некоторые наоборот подробно описывали все действия великого ученого. Как видно из этих записей и рисунков, именно анатомия была пристрастием художника и ученого, которой он посвятил большую часть своей яркой жизни.

Основатель динамической анатомии

Анатомически рисунки

В те далекие времена сложно было найти человека, который бы так досконально изучил и до мельчайших деталей знал строение человеческого тела. Все свои рисунки он сопровождал подробными комментариями, и сам того не подозревая, стал основоположником динамической анатомии.

Кроме строения мышц и скелета, изучал расположение органов чувств, хотя и заблуждался в некоторых вопросах их предназначения и расположения. Свои знания по анатомии Леонардо да Винчи великолепно воплотил в своих картинах, которые стали настоящими шедеврами живописи.

Рисунки в разрезе

анатомические рисунки Леонардо Да Винчи в разрезе

Наиболее ценны для современной науки, и, вообще понимания развития научных знаний Средневековья, представляют иллюстрации органов и частей тела человека в разрезе. Это еще раз доказывает. Что художник и ученый всегда пытался дойти до самой сути, осветить объект своего изучения со всех сторон.

Современная анатомическая наука

Анатомически рисунки

С позиций сегодняшних знаний можно с уверенностью утверждать, что анатомические рисунки Леонардо да Винчи были прорывом в медицине Средневековья.

Многие ученые сейчас задаются вопросом о точности его картин, и приходят к единому мнению, что его знания по анатомии намного опережали время, и Леонардо мог увидеть то, что только сейчас открывается ученым с помощью трехмерной графики и новых технологий.

Наследие

анатомические рисунки Леонардо Да Винчи

После смерти Леонардо да Винчи все рукописи ученого унаследовал его ученик и соратник Франческо Мельци. Мельци занялся систематизацией трудов, но его знаний хватало лишь на записи по искусству.

Остальная часть наследия расползлась по частным коллекциям, и только в XVIII столетии началась систематизация трудов по анатомии и медицине. Особенно были интересны «Quaderni d’Anatomia» («Анатомические тетради») и так называемый «Виндзорский кодекс», опубликованный только в 1901 году.

Современность

Анатомическое наследие

Сегодня обширные труды по анатомии, как и другие рукописи великого человека, оцифрованы в хорошем качестве, и доступны для просмотра. Наряду с шедеврами живописи кисти мастера, анатомические рисунки также представляют большой интерес как с эстетической, так и научной точки зрения.

В заключение

Можно долго спорить о том, какие неточности совершил да Винчи в своих анатомических рукописях, но не может не удивлять стремление ученого докопаться до самой сути, познать природу и сущность человеческого тела.

Если вы ещё не читали статью о самых интересных фактах о Леонардо Да Винчи, размещенную на нашем сайте topcafe.su, обязательно сделайте это! Оказывается, многие обыденные вещи, которыми мы пользуемся, являются изобретениями великого мастера.

Читайте также:  Как позвоночник связан с суставами

Многие научные наработки талантливого живописца, изобретателя и ученого, в том числе и великолепные, полные детализации анатомические рисунки, еще раз доказывают, что этот человек намного опередил время, в котором жил и трудился.

Источник

“И может быть терпения не хватит у тебя, и ты не будешь прилежен. Обладал ли я этим всем или нет – об этом дадут ответ 120 мною составленных книг, причем не мешали мне ни корысть, ни нерадение, а только время. Прощай!” 

Леонардо Да Винчи

Помимо известных всему миру полотен, Леонардо еще оставил рукописи, которые и сегодня удивляют объемом содержащихся в них знаний и открытий.

Леонардо да Винчи занимался математикой (по словам Вазари, он уже в детстве настолько преуспел в арифметике, что своими вопросами ставил в затруднительное положение преподавателей), гидромеханикой, геологией и физической географией, метеорологией, химией, астрономией, ботаникой, а также анатомией и физиологией человека и животных. Им написаны такие работы как: “О летании и движении тел в воздухе”, “О свете, зрении и глазе”.

Труды Леонардо представляют собой дневники или рабочие тетради. Полностью преобразовать и систематизировать свои рукописи мастер не успел. Все записи Леонардо сопровождаются гениальными рисунками.

Поскольку труды Леонардо представляют собой дневники, то записи в них весьма своеобразны. Это – своего рода диалоги с воображаемым собеседником, диалоги, в которых Леонардо отстаивает свое мнение, приводя веские доказательства; также в рукописях содержаться указания автора самому себе и рассуждения, которые можно напрямую связать с философией.

Леонардо высоко ценил опыт, так как практически обучался всему самостоятельно, изучал книги и проверял свои теории на практике. “…каждый инструмент должен быть сделан на основе опыта”.

Природное дарование дает человеку возможность достичь намеченной цели. Во всех вопросах, которые рассмотрел Леонардо, прослеживается поиск единственного, верного ответа. Леонардо да Винчи считал, что к истине можно придти, руководствуясь только логикой и научными наблюдениями. Леонардо не признавал “умозрительных” теорий. В основу всего, в том числе самого познания, он ставил такую науку, как математика: “…ни одно человеческое исследование не может назваться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства”.

Обширны и разнообразны интересы мастера к книгам, среди прочих авторов он изучал Авиценну (Ибн Сину), Аристотеля, Архимеда, Цельса, а приступив к анатомированию, ознакомился с трудами Галена и Гиппократа. “Величайшие достоинства, которыми когда-либо обладал человек, как ниспосланные свыше, так и врожденные, – или нет, все же сверхъестественные, чудесным образом соединившиеся в одном человеке: красота, грация, талант – были таковы, что, к чему бы этот человек, столь счастливо одаренный, ни обращался, любое его действие было божественно; он всегда оставлял всех других людей позади, и это воочию доказывало, что он ведом рукой самого Господа” (Джорджо Вазари).

Таким представлял Леонардо да Винчи его первый биограф Вазари. До сих пор многие грани этого человека, бесконечно одаренного Богом, остаются загадкой.

В юношеские годы Леонардо, находясь в то время во Флоренции под покровительством семейства Медичи, был сначала подмастерьем одного из самых знаменитых художников Италии – Андреа дель Верроккио. Недалеко от мастерской Верроккио находилась мастерская Антонио дель Поллайоло, который написал гравюру “Битва обнаженных”. Поллайоло был одним из первых художников Возрождения, который занимался в анатомическом театре, изучая мышечную систему человека. Можно полагать, что для молодого Леонардо полотна Поллайоло были первыми уроками анатомии человека. Художники Возрождения принимали анатомию человека как вспомогательное средство для правильного представления о теле. Именно поэтому они большое внимание придавали изучению мышечной системы человека, а не устройству его внутренних органов. Известно, что Поллайоло сам производил секцию трупов, однако его больше интересовала анатомия мышц, поэтому грудная клетка, брюшная полость и череп не вскрывались.

Первоначальный интерес Леонардо да Винчи был таким же, как и у Поллайоло. Однако в дальнейшем Леонардо рассматривал анатомию не только как приложение к живописи и скульптуре. Занятия анатомией охватывают всю жизнь Леонардо да Винчи – первая рукопись относится к 1484 году, а последняя – к 1515. Вероятно, именно во Флоренции Леонардо впервые побывал в анатомическом театре. Свои анатомические вскрытия Леонардо да Винчи производил в госпитале Сайта Мария Нова, основанном в 1255 году. При госпиталях занимались анатомией и другие флорентийские художники, например, Микеланджело – при госпитале святого Духа.

Основным практическим руководством при анатомировании в средние века являлся научный труд Мондино де Люччи (1275-1325) (Mondino dei Lucci) “Anathomia”. Его метод вскрытия использовали многие поколения врачей-анатомов и художников, а также и Леонардо да Винчи.

В жарком климате Италии вскрытие производили в течение нескольких дней. Считалось, что в первый день необходимо производить вскрытие живота, во второй – груди, в третий – сердца и в четвертый день – конечностей. Изучение головы начинали с рассечения скальпа, далее производили вскрытие черепа, исследовали мозг и затем обязательно – основание черепа.

К этому периоду жизни Леонардо относятся одни из первых схематических анатомических зарисовок поперечных срезов ноги.

Поперечный разрез правой ноги

Понимая всю сложность проведения секций, Леонардо считал анатомические зарисовки основой изучения строения человеческого тела. В своих записях Леонардо указывает о количестве проведенных им вскрытий, об условиях, в которых ему пришлось работать, и о необходимости владения рисунком, знаниями геометрии, представлениями перспективы, о необходимости быть прилежным: “И если скажешь, что лучше заниматься анатомией, чем рассматривать подобные рисунки, ты был бы прав, если бы все эти вещи, показываемые в подобных рисунках, можно было наблюдать на одном теле, в котором ты, со всем своим умом, не увидишь ничего и ни о чем не составишь представления, кроме разве как о нескольких немногих жилах, ради которых я, для правильного и полного понятия о них, произвел рассечение более десяти трупов, разрушая все прочие члены, вплоть до мельчайших частиц уничтожая все мясо, находившееся вокруг этих жил, не заливая их кровью, если не считать незаметного излияния от разрыва волосных сосудов; и одного трупа было недостаточно на такое продолжительное время, так что приходилось работать последовательно над целым рядом их, для того чтобы получить законченное знание, что повторил я дважды, дабы наблюсти различия. И если даже ты имел бы любовь к предмету, тебя, быть может, отшатнуло бы отвращение, и даже если бы не отшатнуло оно, то, может быть, тебе помешал бы страх находиться в ночную пору в обществе подобных разрезанных на части, ободранных, страшных видом своим мертвецов; и даже если это не помешало бы тебе, быть может, будет не доставать тебе точности рисунка, необходимой в подобных изображениях. И если бы ты овладел рисунком, у тебя не было бы еще знания перспективы, и даже если бы рисунок и сопровождался знанием последней, то требовался бы еще строй геометрических доказательств и метод расчета сил и крепости мышц”. Здесь следует упомянуть, что многие качества, о которых упомянул Леонардо да Винчи, прежде всего были присущи ему самому.

Читайте также:  Болезни позвоночника травмы позвоночника

Предпочтение рисунку в изучении анатомии выразилось в одной из дневниковых записей Леонардо: “…я человек без книжного образования …не будучи словесником, я не смогу хорошо сказать то, о чем хочу трактовать”. В 1492 году Леонардо да Винчи покидает Флоренцию и перебирается в Милан. Дальнейший двадцатилетний период жизни принес ему признание. Леонардо уделял большое внимание пространственной конструкции сюжета картин. Его не столько интересовали передача цвета или изображение контура, сколько создание эффекта трехмерного пространства. Эффект трехмерного пространства был использован впоследствии при анатомических зарисовках – Леонардо показывал объект с четырех сторон. Многопроекционное изображение частей человеческого тела впервые было воспроизведено Леонардо и использовано в дальнейшем другими анатомами. Однако его рисунки в течение многих лет были неизвестны, а “отцом анатомии” считали Везалия (1514-1564). В медицинском учебнике “О строении человеческого тела” (“De Humanis corporis fabrica”, 1543) Везалий использовал тот же принцип многопроекционного представления частей тела человека, что и Леонардо да Винчи.

По мнению Роберта Уоллэйса, до Леонардо представители медицины мало интересовались анатомическими рисунками, а многие из них вовсе оспаривали их необходимость на страницах книг, считая, что они отвлекают студентов от текста. Но все рисунки Леонардо были настолько ясны и убедительны, что никто больше не смог отрицать значения рисунков в преподавании медицины и анатомии. По сей день анатомические рисунки в учебниках анатомии воссоздают по принципу, предложенному Леонардо да Винчи. А его желание написать “Трактат по анатомии” так и осталось нереализованным.

Плодотворно занимаясь секционной работой и зарисовкой различных частей тела, Леонардо да Винчи считал тело человека и животных совершенством природы, отдавая ей приоритет в создании плоти: “Хотя бы ум человеческий и делал различные изобретения, различными орудиями отвечая одной цели, никогда он не найдет изобретения более прекрасного, более легкого и более верного, чем изобретения природы, ибо в ее изобретениях нет ничего недостаточного и ничего лишнего. И не пользуется она противовесами, когда делает способные к движению члены в телах животных, а помещает туда душу…”. Тем не менее, будучи человеком верующим, Леонардо писал далее: “…неприкосновенным оставляю священное писание, ибо оно высшая истина”. А о сердце написал так: “Чудесное орудие, изобретенное верховным художником”.

Изучая строение человеческого тела, Леонардо придавал большое значение сравнительной анатомии – “Описание человека, которое охватывает и тех, кто подобного ему вида, – как павиан, обезьяна и многие другие. Составь отдельный трактат с описанием движений четвероногих животных, – среди коих и человек, который также в детстве ходит на четырех ногах…. Изобрази здесь ноги медведя и обезьяны и других животных, с тем, чем отличаются они от ноги человека, и также помести ноги какой-нибудь птицы. Опиши особенности внутренностей человеческой породы, обезьяны и подобных им … используй это описание для трактата”. Но, по мнению исследователей, Леонардо да Винчи допускал ошибку, характерную для его времени, находя слишком много как бы точь-в-точь совпадающего у животного и человека.

В создании анатомических рисунков Леонардо придерживался строгой последовательности. “Прежде чем ты сделаешь мускулы, нарисуй вместо них нити, показывающие положения этих мускулов, которые своими концами будут кончаться в месте прикрепления мускулов к их кости. И это дает удобнейшее понятие, если ты хочешь мускулы изобразить все, один над другим. Но если будешь делать это иначе, чертеж твой окажется спутанным”. Увлекаясь механикой и пытаясь точно передавать движения человека, Леонардо да Винчи большое внимание уделял изучению мышечной системы и строению скелета: “Природа не может заставить двигаться животных без механических инструментов…”. Наверное, этим можно объяснить, почему Леонардо с такой скрупулезностью переданы изображения мышц рук, ног, шеи. По этой же причине, наверно, изображения внутренних органов и, в частности, головного мозга даны схематично. В комментариях к своим записям он указывает и на функции периферических нервов, выделяя двигательные и чувствительные порции. Особое значение придает Леонардо нервам пальцев рук и ног, подчеркивая их большую функциональную важность. “Сначала нарисуешь ты кости отдельно, и немного вынутыми из сустава, дабы лучше различить очертания каждой кости порознь. Затем соединишь ты их друг с другом так, чтобы они ни в чем не отклонялись от первого рисунка, кроме тех частей, которые друг друга закрывают при соприкосновении. Когда это сделано, сделаешь ты прежний рисунок с теми мускулами, которые связывают кости. Затем ты сделаешь четвертый – нервов, которые являются носителями ощущений. Затем следует пятый – нервы, которые движут, или, вернее, дают первым членам пальцев ощущения. И в-шестых, сделаешь ты верхние мускулы ноги, в которых распределяются чувствующие их нервы. И седьмой пусть будет рисунком вен, питающих эти мускулы ноги. Восьмой пусть будет рисунком нервов, движущих концы пальцев. Девятый – рисунком вен и артерий, располагающихся между колеей и мясом. Десятый и последний должен быть готовая нога со всеми ощущениями. Ты мог бы сделать еще одиннадцатый, наподобие прозрачной ноги, в которой можно было бы видеть все названное выше”.

Читайте также:  Хлыстовая травма шейного отдела позвоночника лечение

Занимаясь препарированием периферических нервов, изучением взаимоотношения нервных стволов и мышц, Леонардо пытался представить их пространственное и функциональное взаимоотношения.

Как следует из первых зарисовок головы, Леонардо не удовлетворяли лишь внешние очертания черепа, он производил сечение черепа в трех плоскостях – сагиттальной, фронтальной и горизонтальной – представляя объемное изображение костей, его составляющих.

Широко известные рисунки черепа, выполненные Леонардо да Винчи, относятся к Миланскому периоду его жизни. Эти рисунки являются выдающимся достижением анатомии средневековья.

Изображения профиля черепа

Изображение черепа в горизонтальной плоскости. Точка пересечение диагоналей – вместилище общих чувств (senso commune)

Схема изображений желудочков мозга, черепно-мозговых нервов и основания черепа

Лицевая и мозговая части черепа. Лицевая часть черепа представлена рассеченной во фронтальной плоскости

Леонардо да Винчи интересовали не только пропорции в анатомии (имеются многочисленные записи изучения пропорции различных частей тела у детей и взрослых, а его рисунок пропорций человека по настоящее время является самым популярным и воспроизводимым), но и расположение органов чувств. Согласно Мартину Клайтону (Martin Clayton) (1996), представления Леонардо о строении органов чувств соответствовали сложившимся представлениям средневековья. Он полагал, что мозг состоит из трех луковиц с желудочками, располагающимися по одной линии позади глазных яблок.

Леонардо пытался понять и представить, что есть чувства, которые позволяют человеку воспринимать окружающий мир. Свидетельством того, что этому Леонардо придавал большое значение, являются его дневниковые записи: “Общее чувство есть то, которое судит о вещах, данник ему другими чувствами. Общее чувство приводится в движение посредством вещей, данных ему другими пятью чувствами. И чувства эти приводятся в движение посредством предметов, посылающих изображения свои пяти чувствам, от которых передаются они воспринимающей способности, а от нее общему чувству, и оттуда, судимые, посылаются памяти, в которой, смотря по силе, сохраняются более или менее.

Пять чувств следующие: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние… Душа, по-видимому, находится в судящей части, и судящая часть невидимому в том месте, где все чувства сходятся и которое именуется общим чувством…”.

В рисунках Леонардо большое внимание обращает на суставы позвонков – лишнее подтверждение желания исследовать двигательные функции человека. Поражает точная передача строения позвоночника – сравнимая с данными КТ- и МРТ-исследований. Леонардо первый определил точное число позвонков и первый наиболее точно воспроизвел форму позвоночного столба. Отдельно изображены шейный отдел позвоночника, первый шейный позвонок – атлант (atlas), второй – осевой (axis) и третий. Схематично представлен спинной мозг, а также один из нервов каудальной группы.

Боковая, передняя и задняя поверхности позвоночника. Отдельно изображены I, II, III шейные позвонки

Леонардо да Винчи также первым предположил, что мышцы шеи удерживают шейный отдел позвоночника наподобие канатов, удерживающих мачту корабля.

Анатомические работы, выполненные Леонардо, опережали свое время, но широко стали известны гораздо позже.

Жажда знаний сделалась для Леонардо самым великим искушением. Он испытывал величайшее уважение к знаниям. А одну из записей в его дневнике можно считать напутствием потомкам: “И может быть терпения не хватит у тебя, и ты не будешь прилежен. Обладал ли я этим всем или нет – об этом дадут ответ 120 мною составленных книг, причем не мешали мне ни корысть, ни нерадение, а только время. Прощай”.

worldgenius.ru

Источник