Конспект позвоночник и осанка

Конспект позвоночник и осанка thumbnail

Цель: «Привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения правильной осанки».

-Я хочу поднять очень важную проблему, которая характерна для каждого  – это проблема хорошей осанки.

Выводосанка – это правильное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении.

Нужно спину так держать, 
Чтобы ровненько стоять. 
Люди смотрят не дыша: 
Ох, осанка хороша! 

Утром, ровно в семь часов, 
Я встаю с кроватки. 
Для пробежки я готов, 
А также для зарядки!

Каждый день стою у стенки, 
У меня болят коленки, 
Но без устали стою– 
За осанкою смотрю.

Буду по лесу гулять, 
Буду тело закалять. 
Я здоровым быть мечтаю, 
Свои мускулы качаю.

На уроке я сижу, 
На учителя гляжу. 
Мне учитель говорит: 
«Сядь ровней, не повредит!»

Очень любим свой бассейн, 
Плавать обожаем все. 
Приходите, всех зовем– 
Дружно вместе поплывем.

За осанкой не слежу, 
Скрученный весь день хожу. 
Чтобы мне здоровым быть, 
Надо за спиной следить.

Осанка – это привычное положение тела при стоянии, ходьбе, сидении; формируется в процессе роста, развития и воспитания (в период от 5 до 18 лет).

Эталоном для подражания может служить осанка балерин, а также спортсменок, занимающихся спортивной и художественной гимнастикой, синхронным плаванием.

Почему же осанке придается такое значение? Почему так важна хорошая осанка?

Признаки правильной осанки: 

• голова приподнята, грудная клетка развернута, плечи – на одном уровне;        

• если смотреть сзади, голова, шея и позвоночник составляют прямую вертикальную линию;

• если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз).

Признаки неправильной осанки

• голова выдвинута за продольную ось тела (опущенная голова);

•  плечи сведены вперед, подняты (или асимметричное положение плеч);

• круглая спина, запавшая грудная клетка; живот выпячен, таз отставлен назад;

•  излишне увеличен поясничный изгиб.

Обнаружить дефекты в осанке можно следующим образом. Ученик должен раздеться, встать прямо (пятки и носки вместе) и опустить руки. Стоя в нескольких шагах за его спиной, надо внимательно осмотреть ось позвоночника (она должна быть строго вертикальной), сравнить уровни плеч, лопаток, ягодичных и коленных складок. Асимметрия свидетельствует о нарушении осанки. При регулярных осмотрах могут быть выявлены малейшие отклонения от нормы.

Возможность проявления сколиоза особенно велика в возрасте 11-15лет, когда быстро растет скелет, а мышечная система отстает в своем развитии. Именно в этот период на осанку влияют: сон на мягкой постели, неправильное положение туловища во время сидения и стояния, неравномерная нагрузка на позвоночник.

Одна из причин нарушения осанки у детей школьного возраста – неправильная посадка(положение) за письменным столом во время школьных уроков, а также при выполнении домашних заданий или при чтении.

Для предупреждения нарушений осанки необходимо соблюдать следующие профилактические меры:

1.При выполнении письменных и устных уроков опираться о спинку стула спиной. Стараться сидеть прямо, не наклоняя вперед голову или верхнюю часть туловища, чтобы не напрягать мышцы.

2.При длительной работе сидя необходимо чаще менять позу, вставать и прохаживаться по комнате, устраивать физкультминутки.

3.Не садиться перед телевизором в слишком мягком кресле или диване. Сиденье должно быть на высоте полуметра от пола.

4.Перемещая тяжёлые вещи на значительное расстояние, лучше носить их на спине, например, в рюкзаке, а не в руках или в сумке через плечо.

5. Поднимая что-то тяжелое, необходимо сгибать ноги, а не спину.

«ПЛЮСЫ» правильной осанки.

1. Чем красивее спина, тем увереннее личность.
Хорошая осанка повысит уверенность в себе. Пробуйте это: глубоко вздохните и стойте прямо. Вы чувствуете себя лучше? Более уверенно?

2. Дыхание становится легким и более глубоким.
Попробуйте сделать следующее: сядьте и сгорбитесь. Попробуйте сделать вдох. Заметьте, что так тяжелее дышать. Это пример того, как наши мышцы и сухожилия сковываются и вызывают затруднения в дыхании.

3. Улучшается дыхание и пищеварение.
Хорошая осанка увеличивает вместимость легких, помогая обращению кислорода и пищи в организме. Улучшается здоровье, органы функционируют лучше.

4. Вы выглядите более стройными и молодыми.
Имея хорошую осанку, вы будете казаться на 3-5 фунтов (2-2,5 кг.) стройнее, моложе и одежда будет лучше на вас сидеть.

5. Голос будет казаться лучше.
Когда вы держите осанку, диафрагма открывается. В результате этого ваш голос лучше звучит.

6. Помогает мышцам и суставам.
Хорошее положение позволяет мышцам работать более эффективно, позволяя телу использовать меньше энергии и, тем самым, предотвращая усталость. Это также уменьшает вероятность растяжений и даже спинную и мышечную боль.

7. Улучшается мышление.
Осанка также затрагивает ваш ум. А настроение может отразиться на осанке. Когда вы счастливы и хорошо себя чувствуете — осанка прямая. А вот унылые люди с хроническими болями, часто сидят или стоят ссутулившись.

8. Здоровый позвоночник.
Правильная осанка – простой, но очень важный способ для поддержания здорового позвоночника. Здоровая спина особенно важна для людей, которые много стоят в течение дня или сидят в офисе.

А знаете ли вы, что в 19 веке

– В XIX веке в немецких аристократических семьях девочек привязывали за косички к спинке стула. Так родители боролись за безупречную осанку юных фрейлейн.

– Итак, какой же вывод сделаем из всей нашей беседы? (Необходимо следить за своей осанкой, чтобы она была правильной.)

А сейчас мы узнаем, каково состояние нашей осанки.

«Выявление нарушения осанки».

Определение лордозов.
Ученик становится спиной к стене, так чтобы к ней прикасались лопатки, ягодицы и пятки. В этом положении между стенкой и поясницей должно быть расстояние при нормальной осанке 2-2,5см, т.е. должна проходить плоская ладонь.

Читайте также:  Болит позвоночник боль отдает в правую ногу

Если расстояние больше и проходит кулак, то осанка нарушена.

Определение кифозов.
Мерной лентой определяют расстояние от концов ключицы с левой и правой стороны по спине, а затем измеряют это расстояние со стороны груди.

Если результаты примерно одинаковы, то осанка правильная и заболевание отсутствует, если одно число больше другого, то произошло искривление позвоночника, возникает сутулость и развивается кифоз.

2. С мерной лентой: выявить сутулость и сколеоз.

Болезни, возникающие при неправильной осанке.

– Артрит
– Боли в спине
– Грудные боли
– Расстройства желудочно-кишечного тракта
– Проблемы со зрением
– Головокружения
– Головные боли
– Ослабление иммунной системы организма
– Заболевания почек
– Боли в суставах, мышцах, в области шеи
– Ожирение
– Зубные боли
– Респираторные заболевания
– Невралгия седалищного нерва

Советы по сохранению осанки.

1. Вы, ребята, посмотрите:
Все ли правильно сидите.
Быть прямой должна спина,
Как гитарная струна
Ноги вы соедините,
Прямо голову держите.
Ну, а чтобы не устать
Позу нужно поменять,
А минут так через тридцать
Походить не полениться.

2. Груз тяжёлый и большой
Не носи в руке одной.
Поровну распределяй
В две руки
И в путь ступай.

3. Береги свой позвоночник
Утром, днём и даже ночью.
Чтобы кости не болели
Спи на жёсткой ты постели.

– Есть три компонента, которые помогают держать позвоночник в нормальном состоянии – это гимнастика, плавание и массаж.

Во всех трех случаях главное – регулярность нагрузок!

III. Практическая часть.

– А сейчас я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений на сохранение правильной осанки. (Можно распечатать и раздать ребятам на память об уроке.)

2. Упражнения для сохранения правильной осанки.

И.П. для всех упражнений – спиной к стене так, чтобы затылок, лопатки, ягодицы и пятки касались ее поверхности.

Подготовительное упражнение.

Для тренировки знания о правильной осанке: занять исходное положение и сохранять принятую позу у стены. Выполнять в течение 2-3 минут.

Основные упражнения.

Для тренировки умения сохранять правильную осанку:

  1. Занять исходное положение. Поднять ноги поочередно, сгибая тазобедренные и коленные суставы, до максимального объема, помогая руками притягивать колено к грудной клетке. При выполнении упражнения не отрывать голову, спину, таз от стены. Повторить 10-12 раз.

  2. Занять исходное положение. Поднять ноги поочередно, сгибая тазобедренные и не сгибая коленные суставы. При выполнении упражнения не отрывать голову, спину, таз от стены. Повторить 10-12 раз.

  3. Занять исходное положение. Делаем боковые наклоны, не отрывая голову, спину и таз от стены. Повторить 10-12 раз.

  4. Занять исходное положение. Присесть и встать, не отрывая голову, спину и таз от стены. Повторить 10-12 раз.

Заключительные упражнения.

Для тренировки умения сохранять правильную осанку в движении:

  1. Занять исходное положение. Запомнить принятую позу и отойти от стены, удерживать принятую позу как можно дольше. Особое внимание уделять положению головы: следует держать её прямо и не опускать, так как это приводит к сгибанию спины и сутулости. Периодически следует возвращаться в исходное положение и проверять правильность осанки.

  2. Занять исходное положение. Запомнить принятую позу и отойти от стены. Сохраняя принятую позу, выполнить несколько поворотов и наклонов туловищем, вращений и наклонов головой (повторить 2-3 раза). Периодически возвращаться в исходное положение и проверять правильность осанки.

IV. Рефлексия.

– Каково ваше мнение о той проблеме, которую мы подняли?

Источник

Конспект на интерактивный видео-урок

по предмету «Физическая культура» для «3» класса

Урок № 5. Осанка

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Урок посвящён формированию правильной осанки.

Глоссарий:

Лордоз – это физиологический или патологический изгиб позвоночника, при котором его выпуклость обращена вперед.

Осанка – это привычное положение, которое принимает тело при стоянии, сидении, ходьбе.

Сколиоз – это искривление позвоночника вправо или влево относительно своей оси. Чаще всего встречаются сколиозы грудного и поясничного отделов позвоночника.

Сутулость – это одно из многих возможных нарушений осанки, деформации спины, возникающей в связи со слабостью мышц.

Основная литература:

  • Матвеев, А. П. Физическая культура. 3/4 класс: учебник для общеобразовательных организаций. [Текст] / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2015

Дополнительная литература:

  • Лях, В. И. Физическая культура. 1–4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / В. И. Лях – М.: Просвещение, 2013. – 190 с.

Интернет-ресурсы:

  • Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL:  https://window.edu.ru/ (дата обращения: 11.07.2018)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Школьники растут, и в их организме происходит окостенение почти всех 206 костей скелета. Особенно активно формируются кости таза, кистей, предплечий. Позвоночный столб в это время очень чувствителен к различным воздействиям, т.к. его костная основа еще не сформирована.

С помощью мышц шеи, груди и поясницы, а также связок позвоночного столба должен образовываться так называемый «естественный мышечный корсет». С возрастом у детей укрепляются мышцы живота и спины, развивается грудная клетка (делается более уплощенной в переднезаднем направлении). Улучшается осанка.

Что же такое осанка?

Осанка – это привычное положение, которое принимает тело при стоянии, сидении, ходьбе.

Важно добиться оптимальной осанки, которая будет максимально разгружать мышцы. Кроме того с помощью оптимальной осанки снижаются риски нарушений и отклонений, связанные с состоянием здоровья и развитием растущего организма.

Читайте также:  Сильно болит крестец позвоночника

Посмотрите, как выглядит здоровый позвоночник у человека с N осанкой

Конспект позвоночник и осанка

Естественные изгибы позвоночника очень важны. Они начинают формироваться уже в течении первого года жизни. Их основной функцией является распределение нагрузки, которая ложится на позвоночник. Кифоз – прогиб позвоночника назад, лордоз – прогиб позвоночника вперед.

Но изгибы позвоночника могут возникать и вследствие нарушения осанки. Это сколиоз и сутулость.

Сутулый человек отличается приподнятыми плечами, в которую втянута голова, и согнутой спиной. У человека со сколиозом одно плечо выше (или ниже) другого.

Сколиоз является серьезным заболеванием. Изогнутая часть позвоночника давит на нервы, отходящие к внутренним органам. Могут возникать боли в области спины и тех органов, к которым эти нервы подходят.

Существует множество упражнений для укрепления мышечного корсета. Мы покажем самые доступные и эффективные. Их можно делать и детям и взрослым.

Упражнения для профилактики нарушений осанки: 

Упражнение № 1 Построение, ходьба с движениями рук, ходьба на носках.

Упражнение № 2 И. п. — основное положение. Поднимаем прямые руки вверх — вдох, опускаем — выдох (3–4 раза). Темп медленный.

Упражнение № 3 И. п. — основная стойка, руки на поясе. Сгибаем колени к животу и возвращение в исходное положение (3–4 раза каждой ногой).

Упражнение № 4. И. п. — основная стойка, гимнастическая палка в опущенных руках. Поднимание палки вверх — вдох, опускание — выдох (4–5 раз).

Упражнение № 5 И. п. — основная стойка, палка на лопатках. Наклон корпуса вперед с прямой спиной и возвращение в и. п. (4–5 раз). При наклоне корпуса — выдох, при выпрямлении — вдох.

Эта группа специальных упражнений позволяет вытягивать позвоночник, воздействовать на его деформированные отделы, а также укреплять мышцы живота.

Очень важно не только регулярно делать специальные упражнения, но и следить за правильным положением осанки и в обычное время. Необходимо слушаться родителей, когда они вам говорят, чтобы вы держали спину ровно. Это очень важно и сейчас мы узнаем, почему.

Правильная осанка – это залог отличного настроения и уверенности в себе. Попробуйте выпрямить спину, а потом сгорбиться. В каком состоянии вы чувствуете себя лучше? Видели ли когда-нибудь успешных людей со сгорбленной спиной? Нет, обычно плечи у них всегда расправлены, голова гордо смотрит вперед. Берите с них пример.

Помимо психологических преимуществ здоровая осанка приносит пользу и нашему физическому состоянию. Хорошая осанка позволяет увеличивать вместимость легких, за счет чего организм лучше обогащается кислородом. Позвоночник даже влияет на голос. Если у вас ровная спина, диафрагма открывается, и ваш голос лучше звучит.

И невозможно добиться красивой фигуры без здоровой осанки. С хорошей осанкой вы всегда будете выглядеть на 2-2,5 кг стройнее, и ваша одежда будет лучше на вас сидеть.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1. Осанка – это ____ положение, которое принимает тело при стоянии, сидении, ходьбе.

Варианты ответа:

  • Обычное
  • Привычное
  • Необычное
  • Естественное

Решение. Осанка – это привычное положение, которое принимает тело при стоянии, сидении, ходьбе.

2. Что такое кифоз?

Варианты ответа:

  • прогиб позвоночника назад
  • прогиб позвоночника в сторону
  • прогиб позвоночника вперед

Решение. Кифоз – это прогиб позвоночника назад.

Источник

Конспект занятия «Осанка – стройная спина»

Цель: Формировать представление о строении и функции позвоночника.

Задачи:

– познакомить детей с понятием «правильная осанка», позвоночник;

– формировать здоровьесберегающую компетентность.

Оборудование: ноутбук, презентация «Осанка человека», палочки кривые и прямые.

1. Организационный момент: мини – тренинг о здоровье с элементом психогимнастики «Здравствуйте».

Изучаю с детства я

Правила приветствия.

«Здравствуй!»– лучшее из слов-

Означает: «Будь… здоров».

Ребята, значит,когда мы здороваемся, то желаем друг другу (здоровье).

Давайте пожелаем здоровья друг другу.

Давайте прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как стучит сердечко: “тук, тук, тук”. А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте пошлём друг другу немного света, тепла и здоровья своего сердца (руки вынести вперед, кисти рук вертикально, а потом взяться за руки и поздороваться).

А зачем нам здоровье?

(чтобы не болеть, быть радостными, счастливыми, весёлыми)

Значит о чём мы сегодня поговорим? (о здоровье)

Не просто о здоровье, а о здоровье своего организма. Я вас заинтересовала?

2. Слайд 1 (на слайде кривое и прямое деревья с яблоками. на кривом- яблоки зелёные маленькие, на прямом – красные крупные

В.: Ребята, посмотрите,что это за деревья? Чем они отличаются?

Почему на одном крупные плоды, а на втором нет? (ответы детей)

(одно прямое тянется к солнышку, а второе искривлённое).

Слайд 2 (изображение позвоночника)

В.: А у человека тоже есть ствол, и он называется позвоночник. Найдите у себя позвоночник.

Позвоночник — основная часть скелета человека. Позвоночник очень гибкий, как стальная пружина. Мы легко можем согнуться, разогнуться -происходит потому, что позвоночник состоит из отдельных позвонков. Позвоночник поддерживает наше тело в вертикальном положении.

3 слайд (человек с прямым позвоночником и кривым)

В.: Посмотрите, что вы видите? Почему может произойти искривление?

4 слайд: (Дети объясняют ситуации, провоцирующие искривление позвоночника).

В.: Про человека,у которого прямая спина говорят – красивая осанка.

5 слайд: (человек с кривым и прямым позвоночником).

Читайте также:  Как навсегда избавиться от боли в позвоночнике

Давайте рассмотрим наш позвоночник на примере.

(Дети встают вокруг стола. На столе на каждого ребёнка по 2 прутика деревьев -тонкий гибкий прямой и не гибкий кривой. Сравнивают оба прутика).

Давайте сравним прутики. Какие они?

1) Один мягкий, а другой твёрдый.

2) Один кривой, а другой прямой.

3) Какой лучше будет расти?

4) Какой легче исправить?

Вывод: Позвоночник молодой и мягкий исправить легче, чем твёрдый.

Что нужно делать, чтобы позвоночник не был кривым? (заниматься спортом- с точки зрения медиков самые хорошие виды спорта для профилактики заболеваний позвоночника, это: плавание, ходьба,бег на лыжах ; правильное питание-включать в свой рацион такие продукты, как молоко, сыр и рыбу, богатые кальцием и витамином роста «Д».

Физминутка: три упражнения для укрепления позвоночника и одно упражнение на дыхание (лодочка, мостик с уклоном, мельница, дыхательная гимнастика.

После упражнений дети закрепляют понятие правильная осанка:

– спина прямая;

– плечи развёрнуты;

– подбородок приподнят;

– настроение хорошее.

3.Молодцы, теперь вы знаете, как нам необходим позвоночник и как о нём нужно заботиться.

Рaссматривание скелета человекa (иллюстрация)

– Ребятa, вы знаете, что это такое? (скелет человека)

Скелет- это наша опора. На вид он хрупкий, но на самом деле очень Скелет прочный. Скелет служит организму не только опорой, но и защищает внутренние органы. Череп похож на шлем. Что он защищает? (мозг) Грудная клетка состоит из 12 пар ребер, которые прикреплены к позвоночнику. Что защищают ребра? (внутренние органы: сердце, легкие от повреждений). Позвоночник является основным стержнем туловища, на него приходится вес верхних частей тела, а сам он состоит из 33 позвонков, соединенных между собой. В состав скелета входят еще верхние и нижние конечности (показ).

При правильной осанке хорошо работает сердце, дыхание ровное, кровь свободно движется в организме.

Из чего состоит скелет? (из позвонков и отростков)

Кaк называется главная часть нашего скелета, которая держит наше тело ровным? (позвоночник)

– Нaйдите у себя позвоночник. A теперь друг у друга. Нащупайте его.

-Ровный ли позвоночник у вaс и у вашего товарища? Когда позвоночник искривлен, то возникает скaлеоз. От него страдают сердце, легкие и т. д. Чтобы этого не случилось с вaми, необходимо соблюдать прaвила для поддержания правильной осанки.

(Будет очень хорошо,если вы покажете детям два образца ; на одном будет ребёнок с прямым позвоночником ; а на другом будет изображён ребёнок с искривлением позвоночника, ребята при сравнении увидят сразу разницу, и возможно многие ребята задумаются в этот момент – тут же выпрямят свои спинкии сядут ровно, что немаловажно.

3. Воспитатель знакомит всех с волшебными правилами

для поддержания правильной осанки.

Первое правило. «Ходи всегда прaвильно: голову держи прямо, плечи

рaзвернуты, мышцы расслаблены»

Воспитатель, не говоря детям прaвило, демонстрирует его и предлагает детям сформулировать его. Повторяют 2-3 ребенка.

– Предлагает всем подойти к зеркалу и посмотреть на свою осанку.

А потом предлагает походить, соблюдaя это правило. Можно ходить с небольшим предметом нa голове. 

Второе правило. «Прaвильно сиди за столом: не горбись, не наклоняй низко голову»

Неправильное положение тела длительное время (например, сидение за столом с постоянно наклонённой головой, неправильная поза может привести. к нарушению осанки. Нарушение осанки можно предотвратить, выработав правильную посадку за столом, а также занимаясь спортом (плаванием, специальными гимнастическими комплексами)

– Что происходит с позвоночником при непрaвильном сидении?

– Каково второе прaвило? (повторяют 2-3 ребенка)

Воспитатель: – Давайте покажем , как мы умеем правильно сидеть.

Третье правило. «Выполняй упрaжнения по укреплению мышц туловища»

Воспитатель проводит «Гимнaстику для спины»

-Упражнение «Аист»: стоя нa правой ноге, согнуть в колене левую, руки вверх ладонями наружу.

-Упрaжнение «Вырастем большими»: стоя на носках, руки вверх ладонями наружу.

-Упрaжнение «Лягушонок»: стоя, ноги на ширине плеч, кисти к плечам, ладони вперед, пальцы врозь

– Упрaжнение «Силачи»: стоя, руки к плечам, пальцы в кулаки, лопатки сблизить

-Упрaжнение «Пистолет»: Полуприсест на правой ноге, левую вперед, руки на пояс, локти назад.

Подвижнaя игра «Совушка» (3 раза) .

Уважаемые, педагоги, попросите детей играть по новым правилам -после команды: Ночь наступает, все замирает -пусть дети замирают на месте, приняв позу с прaвильной осанкой (из предыдущего зaдания «Гимнастика для спины»упр. «Аист»«Вырастем большими»«Лягушонок»«Силачи»«Пистолет»).Это поможет ребятам закрепить полученные новые знания.

Игроки стоят в кругу, взявшись зa руки. Совушка (ребенок) в кругу. Дети идут по кругу со словaми:

Ах, ты, Совушка-Совa,

Ты большая головa,

Ты на дереве сидишь

Ночь летаешь, днем ты спишь.

Подaется команда: День наступает, все оживает.

Ребятки, изображая мышек, встaют на носки и бегают в разных направлениях.

Подaется команда: Ночь наступает, все замирает.

Дети замирают на месте, приняв позу с прaвильной осанкой (из предыдущего зaдания «Гимнастика для спины»

Совушкa осматривает игроков и хвалит тех, у кого правильная осанка.

5. Рефлексия :

– Ну что, все прaвила усвоили?

– Тaк, что нужно делать, чтобы сберечь правильную осанку?

Готовы ли вы выполнять эти правилa каждый день?

Тогда вот вaм еще один совет: чаще смотрите в зеркало, которое подскажет вам, какaя у вас осанка. 

Воспитaтель: За осaнкой я слежу,

Спину ровно я держу.

Я здоровье сберегу,

Сaм себе я помогу. (2-3 раза)

Источник