Конспект гигиена позвоночника сколиоз
Памятка для родителей и учащихся общеобразовательных учреждений
Мирская Н.Б. – Врач по гигиеническому воспитанию ФБУЗ «Центра гигиенического образования населения» Роспотребнадзора, доктор медицинских наук
Осанка – это привычное положение тела человека в пространстве, которое он принимает без лишнего напряжения мышц, то есть при правильной осанке позвоночник испытывает минимальную нагрузку. Каждый человек имеет свою, определенную осанку. Ведущими факторами, которые определяют привычную позу человека, являются состояние и форма позвоночника, наклон таза и степень развития мускулатуры. Правильная (нормальная) осанка служит показателем здоровья и гармоничного физического развития человеческого организма. Форма позвоночника меняется с возрастом.
Позвоночный столб имеет четыре физиологических изгиба, два из них – шейный и поясничный отделы – обращены вперед (шейный и поясничный лордоз), а два других – грудной и крестцовый отделы – обращены назад (грудной и крестцовый кифоз). Благодаря этим физиологическим изгибам позвоночный столб выполняет рессорную функцию, защищает головной и спинной мозг от сотрясений, а также усиливается подвижность и прочность позвоночника.
Осанка имеет нестабильный характер: может улучшаться или ухудшаться. Первым периодом риска ухудшения осанки у школьников считается первый год учебы, а вторым – период полового созревания (8-14 лет). Прогрессирование процесса нарушения осанки происходит у физически слабо развитых детей, после перенесенных вирусных и инфекционных заболеваний, при гиповитаминозах или пониженном питании. Эти состояния могут вызвать искривление позвоночника.
Искривление позвоночника бывает трех видов: кпереди – патологический лордоз, кзади – патологический кифоз и боковое искривление (сколиоз), которое в норме не встречается. В отличие от физиологических, патологические лордоз и кифоз выражены резко или на месте физиологического лордоза возникает кифоз и наоборот.
Сколиоз может быть врожденным (неправильное развитие позвонков и грудной клетки) и приобретенным: рахитический, паралитический, травматический, рефлекторный (при болях) и возникает чаще всего у детей от 5 до 15 лет.
Приобретённый сколиоз возникает у детей вследствие слабого развития мышечной системы (мышечного корсета) и связочного аппарата, мышечной гипотонии, ослаблении организма после перенесенной болезни, когда для сохранения правильной осанки от ребенка требуется большое мышечное напряжение. В большинстве случаев сколиоз начинается бессимптомно и поэтому длительное время остается незамеченным как для родителей, так и для детей. Наиболее часто проявления приобретенного сколиоза начинаются с того, что позвоночник слегка искривляется вбок и несколько скручивается при утомлении мышц спины; после отдыха искривление исчезает. Прогрессированию искривления способствуют: неправильная посадка (за партой, столом, у рояля), ношение тяжелого портфеля в одной руке, сумки или рюкзака на одном плече, что усугубляет неравномерную нагрузку на позвоночник и мышцы спины. Со временем искривление становится постоянным, изменяются осанка, форма грудной клетки. Подвижность позвоночника резко уменьшается, ребенок быстро утомляется, жалуется на мышечные и межреберные боли. В особо тяжелых случаях формируется горб (кифосколиоз), нарушается расположение внутренних органов (сердца, легких), что может затруднять их функцию и снижать трудоспособность.
Коррекция сколиоза основана на применении общеукрепляющих и специальных лечебных гимнастических упражнений (ЛФК), исправляющих форму позвоночника. Они назначаются и проводятся под наблюдением врача – ортопеда и методиста ЛФК. Иногда назначают ношение корректора осанки или жесткого корсета.
Профилактика сколиоза гораздо эффективнее, чем его лечение. Детям при первых признаках искривления позвоночника после консультации врача следует создать режим, облегчающий нагрузку на позвоночник, обеспечить питание богатое витаминами и минералами, ровную жесткую постель, достаточный сон, воздушные и солнечные ванны, подвижные игры, с ними проводят ежедневную утреннюю гимнастику.
Школьников необходимо приучать к правильному положению за партой (столом), обеспечивая хорошее освещение рабочего места, воспитывать у них правильную осанку, отучать от привычки сутулиться. Всем детям с начальными признаками сколиоза следует неукоснительно выполнять назначенные врачом упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета, мышц плечевого и тазового пояса, лечебный массаж, плавание, поддерживающих правильное положение позвоночника.
Комплекс упражнений для позвоночника и мышц спины
позволяющий создать, развить, укрепить мышечный корсет
1.Упражнения в позиции лежа на спине (в постели утром и перед сном)
1.1.Вытяжение. Лежа на спине, руки над головой, ноги прямые, носки на себя. Одновременно тянем руки вверх, пятки от себя, носки на себя.
1.2.Упор на локти, ладони под поясницу, ноги согнуты в коленях, прогнуться, поднимая таз.
1.3.Подгибание согнутых в коленях ног к животу, помогая руками, голову подтягивать к коленям (группировка лежа на спине).
2.Упражнения в позиции, лежа на животе
2.1. Выпрямленные руки, голову и шею поднять (руки перед собой или вдоль туловища, чуть выше уровня лопаток), прогнуться. Зафиксировать на 8-10 секунд.
2.2. Поднять выпрямленные ноги вверх на 15-30 градусов. Руки перед собой или вдоль туловища. Зафиксировать на 8-10 секунд.
2.3. «Буква Х»: одновременно поднять выпрямленные руки, ноги, голову, прогнуться в пояснице. Зафиксировать на 8-10 секунд.
3. Упражнения для шейного отдела
3.1.Стоя или сидя. Плечи и затылок прижаты к стене. Подбородком пытаться коснуться груди, не отрывая затылка от стены. Подержать 5-10 секунд, повторить 3-5 раз. Дыхание произвольное.
3.2. Прикрепить к стене лист бумаги. Зажатым зубами карандашом рисовать цифры от 1 до 30 или буквы алфавита.
4. Упражнения на четвереньках
4.1. Кошечка. Прогнуть – выгнуть спину в поясничном отделе 10-12 раз.
4.2. Опустить ягодицы на пятки, выпрямленные руки зажимают низко опущенную голову. Зафиксировать на 8-10 секунд.
5. Отжимания
5.1. Отжимания, стоя от стены максимально соединив лопатки. Туловище движется только за счет сгибания и разгибания рук в локтевых суставах.
5.2. Отжимания от стола, стула, пола.
6. Упражнения для дыхания
6.1. Плавно, глубоко сделать вдох через нос до упора, задержать на 5-10 секунд, резкий выдох через рот до конца. Задержать дыхание для выполнения упражнений №№ 1 и 2 на 5-10 секунд.
6.2. Диафрагмальное дыхание: во время вдоха – живот надуть максимально, выдвинуть брюшную стенку вперед; во время выдоха – живот втянуть в себя (рекомендуется выполнять непосредственно перед сном, лежа в постели, после теплого душа или ванны).
Весь комплекс упражнений выполняется в течение 5-7 минут.
Упражнения №№ 1 и 2 следует повторить после физической нагрузки или длительного пребывания в неудобной позе. Предлагаемый комплекс хорошо сочетать с общей физической подготовкой, занятиями на турнике, на гимнастическом мяче, упражнениями для укрепления брюшного пресса, оздоровительным плаванием.
Источник
Конспект классного часа во 2 классе
Тема: «Правильная осанка-залог здоровья».
Цель:
– Привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения осанки.
Задачи:
– Сформировать представление о правильной осанке, выявить причины её нарушения.
– Дать рекомендации по профилактике нарушений осанки.
– Воспитывать интерес к вопросам здоровья.
Оборудование:
Компьютер, проектор, презентация, плакаты, «ромашка» с советами, продукты, звёзды разного размера.
Ход классного часа:
Приветствие.
Вступительное слово учителя.
-Ребята, я хочу начать наш классный час с притчи.
Однажды шли три странника. В пути их застала непогода. Они увидели дом, постучали. Им открыл хозяин и спросил:
– Кто вы?
– Здоровье, Любовь, Богатство. Впустите нас погреться.
– Жаль, но у нас только одно свободное место. Пойду, посоветуюсь с семьёй, кого из вас впустить.
Больная мать сказала:
– Давайте впустим Здоровье.
Дочь предложила впустить Любовь, а жена – Богатство. Пока они спорили между собой – странники исчезли.
Самоопределение деятельности.
– Ребята, посмотрите внимательно на доску ( на плакатах пословицы о здоровье)
-Как вы думаете, кто из странников сегодня у нас на классном часе? (Здоровье).
– Да, действительно, сегодня речь пойдёт о здоровье.
-Здоровье – это счастье в жизни любого человека. Не зря в народе говорят: Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – всё потерял.
-Ребята, а что значит быть здоровым? ( быть сильным, крепким, выносливым, ловким, стройным).
-Ребята, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего классного часа, предлагаю вам отгадать загадку:
Быть здоровою должна
Наших школьников…….(спина).
Слайд 2.
– Сегодня мы поговорим о спине, о правильной и красивой осанке.
«Правильная осанка – залог здоровья».
-Представьте двух молодых людей.
Идёт молодой человек, сутулится, спина круглая, голова наклонена, ноги волочит, точно специально старается подошвы поскорее стереть.
А вот другой: походка пружинистая, ступни легко отрываются от земли, торс прямой, плечи расправлены, голова приподнята.
-На кого приятней смотреть?
(ответы уч-ся)
– Да, второй человек красив, статен.
– Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно сформирован скелет. При правильной осанке легче работает сердце и другие важные органы. Правильная осанка не дается человеку при рождении, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, после 18 лет исправить ее недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвоночниках еще не заменилась костной. Поэтому все взрослые постоянно говорят: “Не горби спину. Сиди прямо!” Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда и в старшем возрасте не будут мучить боли в спине и пояснице.
-Ученые провели наблюдение. Оказалось, что если человек низкого роста, но держится прямо, то он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.
-Что же такое осанка?
Слайд 3.
Осанка – это привычная поза непринужденно стоящего или сидящего человека.
Слайд 4.
Правильная осанка в положении стоя означает, что плечи у нас слегка отведены назад, туловище выпрямлено.
Когда мы сидим, хорошая осанка означает, что спина у нас прямая, а голова приподнята.
-На осанку влияет, прежде всего, позвоночник – осевой орган. Позвоночник – это не просто стержень нашего организма. Вместе со скелетом он служит для защиты внутренних органов от внешних повреждений.
Слайд 5.
– Ребята, а кто имеет красивую осанку? ( ответы учащихся)
-Да, правильную красивую осанку имеют балерины, гимнасты, фигуристы, фотомодели.
Слайд 6.
-Ребята, посмотрите, кто это к нам пожаловал?
-Можно ли сказать, что у неё красивая осанка?
-Ребята, поднимите руку те, кто хочет узнать какие правила нужно выполнять, чтобы ваша осанка была правильной и красивой.
-Для того чтобы сохранить правильную осанку, нам помогут советы Доктора Айболита (используется «ромашка», дети по очереди снимают с доски лепестки с советами и зачитывают).
Учитель:
Всем известно, азбука обучает чтению,
Трудному, но главному для детей умению.
А у Айболита азбука другая,
Она привычкам правильным деток обучает:
Как простуды избежать,
Слух и зренье сохранять,
Закаляться, развиваться
И здоровым оставаться.
Азбуку здоровья чаще открывай!
Учи советы важные и в жизни применяй!
Слайды 7,8.
Совет №1: ” Правильно сиди за партой”
– Ребята, как нужно сидеть за партой? ( ответы учащихся)
-При правильной посадке голова держится прямо, плечи развернуты, живот подобран, ноги ровно стоят на полу, пятки вместе.
На стуле рекомендуется сидеть прямо, свободно, не горбясь и не облокачиваясь, не следует раскачиваться на стуле, сидеть на краешке либо “верхом”. Садиться и вставать нужно бесшумно.
Вы, ребята, посмотрите:
Все ли правильно сидите.
Быть прямой должна спина,
Как гитарная струна
Ноги вы соедините,
Прямо голову держите.
Ну, а чтобы не устать
Позу нужно поменять,
А минут так через тридцать,
Походить не полениться.
-Ребята, вы, конечно, обратили внимание на то, что в нашем классе стоят парты разные по высоте. Правильный подбор мебели также имеет большое значение при сохранении осанки.
Слайд 9.
Совет №2: Занимайся спортом!
– Почему нужно заниматься спортом? ( ответы учащихся)
Чтоб успешно развиваться,
Нужно спортом заниматься.
От занятий физкультурой,
Будет стройная фигура.
Нам полезно без сомненья,
Все, что связано с движеньем.
Вот, поэтому ребятки,
Будем делать мы зарядку.
– Чтобы осанка была правильной надо двигаться, играть в подвижные игры, заниматься физкультурой и спортом.
– Укреплению позвоночника и сохранению правильной осанки способствуют пешие прогулки, катание на велосипеде или роликовых коньках. Правильно чередуйте учебные занятия (работу) с отдыхом. Полезно разумно использовать спортивные упражнения, такие как ходьба на лыжах, спортивные игры.
Физминутка.
-Предлагаю послушать замечательную песенку и подвигаться!
Слайд 10.
Совет № 3: Спи на жёсткой постели.
-Ребята, а почему нужно спать на жёсткой постели? ( ответы учащихся)
Береги свой позвоночник
Утром, днём и даже ночью.
Чтобы кости не болели,
Спи на жёсткой ты постели.
Слайд 11.
Совет №4. Соблюдай режим дня.
– Почему нужно соблюдать режим дня? ( ответы учащихся)
– Кто из вас соблюдает режим дня?
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает каждая семья
Должен быть режим у дня.
Если будешь ты стремиться
Распорядок выполнять –
Будешь лучше ты учиться,
Лучше будешь отдыхать.
Слайд 12.
Совет №5. Занимайся плаванием.
– Особенно полезно для спины плавание и гимнастика в воде. Плавание – эффективное средство коррекции нарушения осанки и сколиоза.
Слайд 13.
Совет №6.Правильно переноси грузы.
-Ребята, как правильно нужно переносить грузы? ( ответы учащихся)
Груз тяжёлый и большой,
Не носи в руке одной.
Поровну распределяй ,
В две руки,
И в путь ступай.
Слайд 14.
-Ребята, а в чём лучше носить учебники и все школьные принадлежности?
(в ранце)
-Многие ребята ходят с сумкой на плече. Это отрицательно влияет на позвоночник. Масса ранца учащегося начальных классов должна весить 2 кг 700г.
Совет №7. Правильный подбор обуви и одежды.
Слайд 15.
-Правильно подобранная обувь даёт стопе ограничение, замкнутое пространство , которое способствует правильному формированию стопы, в дальнейшем поможет избежать травм и сформировать правильную походку.
Совет №8. Правильно питайся!
– Ребята, какое питание является правильным? ( ответы учащихся)
Слайд 18.
Слайд 16.
-Для сохранения осанки необходимо правильное питание. Питание должно быть: разнообразным, регулярным, богатое овощами и фруктами и без спешки.
-Многие ребята отказываются от пищи, содержащей витамин D (печень, рыбий жир, яичный желток и пр.)
Витамин D нужен для того, чтобы кости были прочные и правильно развивались.
Знаем мы – нужна всегда всем полезная еда:
Разные продукты – овощи и фрукты.
А для осанки помни, дружок,
Очень полезный продукт – творожок!
Мера нужна и в еде,
Чтоб не случиться нежданной беде.
Нужно питаться в назначенный час,
В день понемножку, по несколько раз.
-Ребята, я предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Разложи продукты».
-Перед вами лежат продукты питания.
Задание: разложить эти продукты на две части.
Первая – продукты, полезные для здоровья.
Вторая – продукты, вредные для здоровья.
А теперь совет № 9: Следи за своей походкой!
Слайд 17.
-Чтобы сохранить правильную осанку, необходимо следить за своей походкой.
– Ребята, почему нужно следить за своей походкой? ( ответы учащихся)
Слайд 18.
-Например, женщины Востока и Африки носят на голове сосуды с водой, корзины с фруктами, совсем не поддерживая их руками. Эти женщины отличаются стройностью, гордой осанкой.
Слайды 19,20.
– Но, к сожалению, не все следят за своей осанкой.
-Ребята, можно ли эти позы назвать правильными?
-Почему?
– Посмотрите, на позы, способствующие формированию неправильной осанки.
-У некоторых детей возникает нарушение осанки. В дальнейшем может развиться сколиоз.
Слайд 21.
-Что же такое сколиоз?
– Сколиоз- это боковое искривление позвоночника.
Признаки сколиоза:
Искривлён позвоночник.
Перекошены плечи.
Перекошен таз.
-Послушайте сказку о сколиозе.
Сказка о Сколиозе.
В одной ужасной стране – стране Болезнии высоко в Горбатых горах жил – был очень вредный и злой колдун Сколиоз. Он был очень маленького роста, у него был большой горб и очень длинные руки. Но самым неприятным в нём было его лицо: всегда угрюмое и нахмуренное, зеленоватого цвета с красными глазами, наверное, от злости. Сколиоз никогда не улыбался и не смеялся, и терпеть не мог человеческие улыбки и смех.
Когда он вылетал из своего логова и пролетал над человеческими поселениями, то надевал на себя шапку – невидимку, и поэтому никто из людей его никогда не видел. Но когда Сколиоз слышал человеческий смех, или видел, как люди улыбаются, то ему казалось, что они смеются над ним, над его некрасивой внешностью. Из-за этого он ненавидел всех людей! Особенно он ненавидел красивых, стройных и здоровых людей.
Думал он, думал и придумал, как навредить людям. Он сварил колдовское зелье, которое делало людей похожих на самого Сколиоза. Сколиоз брызгал зельем на спину людям, и у них постепенно искривлялся позвоночник, вырастал горб, руки опускались ниже колен. Люди переставали улыбаться и смеяться. Конечно, когда имеешь такую фигуру, то не до смеха.
И в наши дни злой колдун Сколиоз летает невидимкой среди людей и брызгает на них своё зелье.
Но не на всех действует это зелье! Оно совершенно не действует на спортсменов и на людей, которые всегда следят за своей осанкой.
-Задумайтесь, ребята, а на вас подействует зелье Сколиоза?
-Народом создано много пословиц и поговорок о здоровье.
– Ребята, объясните смысл пословицы.
«Человек настолько молод, насколько молод его позвоночник»
(вы будете ощущать себя до тех пор молодыми, пока будет здоров ваш позвоночник)
Практическая часть.
-Ребята, а вы хотите узнать правильная ли у вас осанка?
(вызывается ученик из класса)
Проверяем наличие сутулости.
Мерной лентой измеряем расстояние между крайними точками плеч сначала со стороны груди, а потом со стороны спины. Если результаты примерно одинаковы – всё в порядке, если второе число намного больше первого – сутулость есть.
Проверяем наличие искривления позвоночника.
Встаньте спиной к стене, плотно прижмите пятки, ягодицы и лопатки к стене. В этом положении между стенкой и поясницей должна проходить ладонь. Если проходит кулак – осанка нарушена.
Слайд 22.
Профилактика сколиоза.
Слайд 23.
-Существуют комплексы упражнений для формирования правильной осанки.
Слайд 24.
Комплекс упражнений лечебной физкультуры.
Приступать к оздоровлению никогда не рано и никогда не поздно. Лучше сделать этот шаг сегодня, чем завтра.
Слайд 25.
Ученик 1:
Корень, ствол у дерева –
Жизни всей источник,
Жизни ствол у человека –
Это позвоночник.
Ученик 2:
Сделав выводы теперь,
Вы держитесь твердо.
Чтобы по земле шагать
Вам с осанкой гордой.
Рефлексия.
– Ребята, каково ваше мнение о нашем классном часе?
– У вас у каждого на парте лежат звездочки трёх размеров. Давайте создадим своё звёздное небо. Оцените свои ощущения от классного часа, выбрав звезду нужного размера. Чем больше положительных эмоций вы испытали, тем большую звезду вы можете выбрать. Затем запишите 3 – 4 совета, которые помогут вам сохранить осанку правильной. (Учащиеся приклеивают звёзды на заранее подготовленный лист ватмана на доске).
– Закончить классный час мне хотелось бы такими словами:
Мы рождены, чтоб жить на свете долго,
Грустить и петь, смеяться и любить.
Но чтобы стали все мечты возможны,
Должны мы все здоровье сохранить.
Слайд 26.
Следите за своей осанкой!
Презентация к уроку
Источник