Как выучить позвоночник на анатомию

Привет! Если вы оказались на этой странице моего блога, значит, скорее всего, вас заинтересовал вопрос – как выучить анатомию? Поскольку я являюсь медиком, я изучал анатомию на специальности «Лечебное дело». Не могу сказать, что я был самым лучшим студентом в потоке, однако анатомия у меня была одной из любимых наук и проблем с ней не возникало. Особенно это приятно вспоминать, если учесть, что у меня преподавал лучший анатом ever (если Наталья Александровна Галактионова это читает, выражаю ей своё почтение и восхищение).

Анатомия является полноправной царицей медицинской науки, по крайней мере, на первых полутора курсах (гистология, извини, но ты же понимаешь). Анатомию должен знать каждый хороший врач, хирурги же должны её знать ну совсем-совсем круто.

Итак, мы немного знаем, что такое анатомия, знаем, для чего она нужна, но мы не знаем, как её учить. Я отлично помню своё первое семинарское занятие по анатомии (в качестве студента) – это был шок от обилия разных терминов на двух языках. Тогда, на первом занятии, я совершенно не мог понять, что вообще делать с этими странными костями, как можно это всё запомнить и что будет дальше.

Однако в ходе изучения материала мне стали открываться некоторые закономерности, благодаря которым я понял, что выучить анатомию – это задача проще, чем кажется.

Сегодня я попробую объяснить вам, уважаемые читатели, как следует учить анатомию – даже не для того, чтобы у вас не возникало проблем с ней, а чтобы вы поняли, какая это умная и логичная наука.

Я решил начать свой рассказ с грудины (sternum) – эта кость, к которой крепятся истинные рёбра с передней стороны туловища. Сзади они крепятся к позвоночному столбу (columna vertebralis), формируя грудную клетку (cavea thoracis).

Я выбрал именно грудину, потому что на ней проще всего продемонстрировать мой метод. Забегая вперёд, отмечу, что этот метод великолепно подходит для того, чтобы выучить суставы, ЦНС, органы чувств и спланхнологию.

Как это работает

Итак, грудина. Перед вами лежит вот такая кость, и вам нужно как-то запомнить её строение, правильно расположить по отношению к себе и – о ужас! – рассказать всё про неё на русском и на латинском языках. С чего начать? С названия.

Учим базовую часть

Первым делом давайте запомним, как она называется на русском – «грудина», потому что она находится в центре груди. Её латинское название – Sternum, на русском вы произнесёте её как «Стэрнум». Грудина – это плоская кость, которая имеет три основных части. Именно эти части мы и будем учить первым этапом.

Рисуем себе в тетрадь грудину (можно просто контур) и подписываем самые важные части.

Самая верхняя часть – это рукоятка, вот она. По-латински она называется manubrium. Соответственно, вы прочитаете её как «Манубриум». Похоже на заклятие из Гарри Поттера, не так ли? Есть отличная ассоциация – грудина похожа на меч. Рукоятка меча – это рукоятка грудины, то есть manubrium. PS – на рисунке слева красная линия должна быть чуть выше, я немного залез на тело грудины.

Рукоятка грудины, manubrium sterni

Вторая важнейшая часть – это тело грудины, corpus sterni. Думаю, слово «корпус» привычно для вас, уважаемые читатели. Оно в переводе с латыни обозначает не что иное как «тело». Если вы когда-нибудь ходили на бокс, то вы наверняка слышали выражение «пробить корпус», что значит «ударить по туловищу». «Корпус»=»туловище». А вот как выглядит тело, то есть туловище грудины:

Тело грудины, corpus sterni

Третья часть – мечевидный отросток, processus xiphoideus. Звучит как «Процессус Ксифоидеус». Слово «процессус» вам не придётся особо долго заучивать, так как оно будет встречаться вам ещё много раз – отростков, а именно так переводится это слово, в нашем теле имеется несколько штук. Кстати, отростки будут встречаться вам уже в этом зачёте. Вот со вторым словом посложнее, важно не перепутать всё словосочетание с другими отростками – processus transversus, processus zygomaticus, например.

Чтобы запомнить слово «Ксифоидеус», вам нужно понять, что мечевидный отросток (процессус) – единственный из всех отростков (процессусов), название которого начинается на букву «Икс». То есть, когда вам придёт время вспомнить отросток грудины, начинайте мыслить так – отросток, значит процессус, далее, «икс» – значит, ксифоидеус, других отростков на «икс» нет.

Мечевидный отросток, processus xiphoideus

Итак, первый этап работы с грудиной закончен, мы выучили три основных части этой кости, сверху вниз:

  • Рукоять грудины (Манубриум Стерни);
  • Тело грудины (Корпус Стерни);
  • Мечевидный отросток (процессус Ксифоидеус).
Читайте также:  Липогемангиома позвоночника что это такое

Если вы имеет проблемы с запоминанием этих трёх частей, то лучше зарисуйте контуры грудины себе в тетрадь и распишите их – без знания этих терминов двигаться далее нельзя.

Добавляем дополнительные знания

Итак, предположим, что вы заучили эти три латинских термина и уяснили для себя, где именно на грудине они находятся. Теперь, продвигаясь от общего к частному, рассмотрим образования на грудине, то есть то, что нам придётся рассказывать на зачёте кроме трёх уже изученных нами латинских терминов. Двигаться будем сверху вниз.

На рукоятке ключицы, то есть manubrium sterni, имеется несколько вырезок. Любую вырезку (и не только на грудине) мы будем называть incisura. Вырезка, которая находится на самой верхней части грудины по центру – это ярёмная вырезка, или incisura jagularis (звучит как «Инцизура Ягулярис»). Ярёмная вырезка – это участок грудины, где пройдут и соединятся две передние ярёмные вены.

Латерально относительно ярёмной вырезки имеются две ключичные вырезки – правая и левая. Уже знакомое нам слово «инцизура» прибавляем к слову «клявикуля», то есть «ключица», и получаем incisura clavicularis (произносим как «Инцизура Клявикулярис»).

Далее на мечевидном отростке мы можем увидеть и вырезки для рёбер. Вернее, для хрящей, при помощи которых рёбра соединяются с грудиной. Вырезки называются incisura costalis («Инцизура Косталис»), то есть рёберные вырезки. На мечевидном отростке имеются вырезки для первого ребра, а также для верхней части второго ребра.

Итак, на мечевидном отростке грудины имеются пять вырезок – латерально сверху расположены ключичные вырезки, по центру имеется ярёмная вырезка, а латерально относительно центра мы находим вырезки для первого и верхнего края второго ребра. Прибавляем это к тому, что разучили чуть раньше, то есть к основным частям грудины, и двигаемся далее.

А далее нас ждёт тело грудины, то есть corpus sterni. На теле грудины мы также можем видеть вырезки для рёбер – от второго ребра до шестого включительно.

Вырезка для второго ребра, как мы только что разобрали, будет наполовину находится на рукоятке, а наполовину – на теле грудины. Называться они будут также incisurae costales (множественное число), ну то есть рёберные вырезки. Каждая цифра – это номер ребра, который присоединяется своим хрящом к телу грудины:

И последняя часть – мечевидный отросток. На нём находится только половина вырезки для седьмого ребра, но, тем не менее, он чертовски важен. Именно мечевидный отросток будет служить одним из ориентиров на пропедевтике. Ещё более важная вещь – по мечевидному отростку определяют правильное расположение руки для проведения прекардиального удара – неотложного реанимационного действия.

Суть метода

Итак, нам нужно выучить какую-то кость. Делаем следующее:

  1. Обязательно выделяем базовые части кости. Обычно это называется, как ни странно, «часть» (pars), «поверхность» (facies) или как-то иначе. В любом случае учить сначала необходимо именно главные части. Кстати, в нашем примере базовые части – это рукоятка, тело и мечевидный отросток;
  2. Только после того, как вы знаете базовое строение кости на русском и на латинском, добавляйте детали на каждую из частей. Это как мы выучили рукоятку, тело и мечевидный отросток, и только потом начали учить мелкие детали – вырезки на каждой части. Ни в коем случае не меняйте такую последовательность, иначе у вас в голове будет каша;
  3. Учите по единому вектору. Пример – мы разбирали грудину именно по направлению сверху вниз (от рукоятки к мечевидному отростку), причём как базовые части, так и детали;
  4. Если деталей слишком много, рисуйте. Но рисовать и подписывать следует именно в такой последовательности – сначала рисуем общие очертания, потом – наносим детали и подписываем их;
  5. Очень неплохо закинуться хорошим видео на ютубе по теме вашего задания. Русскоязычный ютуб изобилует хорошими и даже великолепными (огромная благодарность за них профессору Владимиру Изранову) уроками по анатомии;
  6. В самом конце, когда вы знаете весь материал на русском и на латинском, обязательно расскажите всё выученное кому-то. Вашему одногруппнику, например. Этот нехитрый приём разложит по полочкам всё выученное, а также выявит все недостатки.

Источник

Загрузить PDF

Загрузить PDF

Независимо от того, хотите ли вы выучиться на врача или просто хотите узнать больше о человеческом организме, анатомия – важная дисциплина, которая рассказывает о строении организма. Анатомия – предмет очень содержательный, из-за чего она часто кажется сложной для освоения, особенно если у вас нет хорошего учебного плана. Чтобы убедиться в том, что вы идете правильным путем, делайте заметки того, что вам нужно узнать или повторить, сходите в лабораторию и выучите основные анатомические понятия за пределами аудитории. Все это поможет вам успешно изучить этот предмет и узнать больше о строении человека.

Читайте также:  Рак легких 4 степени с метастазами в позвоночнике

Лекции и семинары

  1. 1

    Если есть такая возможность, запишитесь на самый подходящий курс. Подумайте, вы новичок, или у вас уже есть кое-какие знания? Возможно, вас интересует конкретная тема в анатомии, например, центральная нервная система или мышечная система? Важно обучаться на том курсе, который соответствует вашим знаниям и интересам.

    • Если вы новичок в анатомии, лучше всего взять вводный курс, чтобы понять и выучить основные принципы и понятия, теории и термины, которые необходимы для дальнейшего изучения анатомии.
    • Если у вас есть такая возможность, попросите друга или партнера, который уже изучал анатомию, взглянуть на его конспекты и учебный план, чтобы убедиться, что вы выбрали правильный курс.
  2. 2

    Проверьте соответствие требованиям. Если вы изучаете анатомию, чтобы получить диплом, степень или просто сертификат, проконсультируйтесь с научным руководителем, чтобы убедиться в том, что сделали верный выбор. Можно спросить: «Входит ли в учебный план посещение лаборатории?». Важно убедиться, что вы выбрали именно тот курс, который необходим для получения диплома.[1]

    • Регулярно сверяйтесь с научным руководителем или преподавателем, чтобы убедиться в правильности учебного плана.
  3. 3

    Пользуйтесь наглядными учебными материалами. Анатомия связана с огромным количеством препаратов – компонентов человеческого организма. Так что смело пользуйтесь диаграммами, схемами, картинками. Делайте зарисовки в конспектах, чтобы понимать, как одни органы взаимодействуют с другими, как они расположены относительно других.[2]

    • Спросите преподавателя: «Есть ли у вас какие-нибудь изображения или схемы, которые я могу сфотографировать или распечатать?»
    • Пользуйтесь изображениями без указателей и пояснений, чтобы проверить себя и укрепить свои знания.
  4. 4

    Общайтесь с одногруппниками. Наблюдайте за одногруппниками и подумайте, с кем из них вы могли бы создать небольшую компанию для обмена знаниями и обсуждения материала. В это время вы можете попросить одногруппников объяснить вам что-то, что вы не поняли.

    • К тому же, это отличная возможность объяснить своим одногруппникам материал, который вы хорошо усвоили, таким образом, вы еще лучше его запомните.
    • Проводите такие встречи в веселых неофициальных местах, где вы сможете общаться по поводу учебы. Такой формат встреч намного полезнее и эффективнее, чем формат «вопрос-ответ», который принят на занятиях.
  5. 5

    Выступайте в роли преподавателя. Объясняйте материал, который вы выучили, своим друзьям, родителям, одногруппникам или кому-то еще. Обучение – один из лучший способов повторить и запомнить материал, а также понять, хорошо ли вы поняли и выучили тему. Таким образом, и вы, и ваши друзья получат максимум пользы.[3]

    • Спросите друга или члена семьи: «Можно я попробую объяснить тебе эту тему по анатомии?» Постарайтесь как можно лучше и понятнее рассказать им тему и попросите собеседника рассказать, что он понял. Если вы что-то забыли или не поняли, сделайте заметку и не забудьте уточнить этот момент в учебнике.
    • Предложите преподавателю изучать темы чуть медленнее. Таким образом, у вас будет возможность просмотреть материал и помочь другим студентам.
  6. 6

    Изучайте связанные между собой дисциплины. Анатомия связана с большим количеством дисциплин: эмбриологией, сравнительной анатомией, эволюционной биологией. Запишитесь на курсы и кружки, связанные с теми предметами, которые помогут вам изучать анатомию.

    • Сравнительная анатомия и эволюционная биология занимаются изучением происхождения и развития анатомической структуры и ее сходства с анатомией других животных.[4]
    • Эмбриология занимается изучением процессов, происходящих в половых клетках, а также в организме плода и матери.[5]

Работа в лаборатории

  1. 1

    Научитесь препарировать. Анатомия изучает то, что находится внутри организма. Если у вас есть возможность наблюдать препарирование или принять в этом участие, обязательно воспользуйтесь этой возможностью. Постарайтесь как можно лучше изучить на трупе то, что вы учили по учебнику.[6]

    • Обсудите материал с вашими одногруппниками и внимательно слушайте, не пропустили ли они каких-то деталей. Старайтесь не пропускать препарирование в лаборатории, даже если вам не разрешается в нем участвовать. Поверьте, практический опыт очень эффективен в изучении.
    • Если вы не можете наблюдать за процессом препарирования, попросите у преподавателя разрешения найти онлайн материалы. Таким образом, вы сможете препарировать в цифровом варианте, не работая с трупом.
  2. 2

    Ищите отличия и уточнения. Все учебники анатомии сфокусированы на общих понятиях и стандартах, но на самом деле у каждого из нас есть индивидуальные отличия. Пока вы находитесь в лаборатории, у вас есть возможность понаблюдать, какие отличия есть между настоящим организмом и тем, что написано в учебниках. Таким образом, вы наглядно увидите разницу между нормой и патологией.[7]

    • Поговорите с преподавателем о своих наблюдениях. Скажите: «Я обнаружил небольшое различие между препаратом и его описанием в учебнике. Что из этого норма, а что – патология?»
    • Всегда задавайте вопрос: «Почему так?» Это позволит понять не только чем отличаются препараты, но и в чем причина этих различий.
  3. 3

    Составляйте подробные отчеты о своих занятиях в лаборатории. Скорее всего, ваши конспекты и отчеты нужны вам для получения оценки, но вы должны рассматривать их как возможность еще раз повторить и усвоить материал. Пишите хорошие подробные отчеты о своих занятиях в лаборатории, там должна быть не только та информация, которую требует от вас преподаватель, но и та, которая окажется полезной именно вам.[8]

    • Ваш отчет должен включать ваши тесты, конспекты, предположения, какие-либо данные и их интерпретацию.
    • В интерпретацию данных включите информацию из лекций и других источников (научных статей, учебников). Делайте заметки о своих предположениях по поводу некоторых различий, включите эти предположения в свой отчет.
Читайте также:  Хорда и позвоночник отличия

Самостоятельное изучение предмета

  1. 1

    Обратите внимание на рекомендации преподавателя. Преподаватель дает указания и рекомендации не просто так. Прочитайте в учебнике рекомендованные темы и главы, а также сделайте заметки, если вы что-то не поняли. Напишите себе напоминание, чтобы не забыть потом уточнить момент, который вы не поняли, у преподавателя до или после занятий.[9]

    • Найдите дополнительные материалы, которые могут помочь вам, например, медицинские романы или исторические записи о вскрытиях. Законспектируйте то, что покажется вам интересным, а также то, что, по-вашему мнению, описано недостаточно правильно, уточните эти моменты у своих одногруппников или у преподавателя.
  2. 2

    Найдите интернет-ресурсы. Пользуйтесь веб-сайтами и обучающими программами, чтобы укрепить свои знания. Можно скачать приложения, в которых есть возможность работать с онлайн-моделями, которые помогут изучать разные части тела, можно составить цифровые карточки для лучшего запоминания терминов.[10]

    • Интернет-материалы должны быть лишь дополнением к вашей учебе. Не стоит учиться только по интернет-ресурсам. Занятия в лаборатории, лекции и семинары необходимы для изучения анатомии.
  3. 3

    Найдите бесплатную обучающую программу. Если анатомия просто входит в круг ваших интересов и увлечений, а не является обязательным предметом изучения, попробуйте установить программу Coursera [11] или другую бесплатную программу.[12] Есть приложения, с помощью которых у вас есть возможность изучать программы разных университетов по всему миру бесплатно.

    • Если в них не прилагается общий курс по анатомии, найдите именно ту программу, где есть возможность изучать анатомию.
    • Обычно в такие курсы входит большое количество материала, но в основном для самостоятельного изучения. Прочитайте рекомендованный материал, выполните задания, ответьте на вопросы и обсудите материал с одногруппниками или друзьями, чтобы лучше его усвоить.
  4. 4

    Записывайте понятия своими словами. Встречая большие и сложные понятия, постарайтесь переписать их своими словами. Вместо того, чтобы пытаться вызубрить учебник, попробуйте систематизировать материал по своим предпочтениям так, чтобы вам было проще его усвоить.

    • Попробуйте составить специальные обучающие карточки. На одной стороне карточки запишите понятие или термин, а на другой – объяснение или описание. Пользуйтесь этими карточками в процессе обучения, чтобы лучше запомнить термины.
    • К тому же, можно пользоваться разными техниками мнемоники, чтобы запомнить ключевые понятия и термины. Например, возьмите какое-то слово и на каждую букву этого слова придумайте словосочетание, которое будет объяснять ваше слово.[13]
  5. 5

    Начните учить латинский или греческий языки. Медицинская терминология наполовину состоит из греческих и латинских слов и корней. Например, кардио-васкулярная (или сердечно-сосудистая) система происходит от греческого корня καρδιά (kardia), что означает «сердце». Найдите материалы (онлайн-уроки и учебники) с латинской и греческой терминологией, чтобы лучше разобраться в некоторых медицинских понятиях.

    • Существует множество статей и публикаций о греческих и латинских корнях и терминах для студентов-медиков. Найдите такие материалы в интернете или зайдите в книжный магазин в отдел медицинской литературы.
    • Пользуйтесь онлайн-материалами, сосредоточьтесь на занятиях по анатомии и на изучении медицинских терминов.

Советы

  • Пользуйтесь словарем. Помимо разных анатомических названий, скорее всего, вы столкнетесь с разными медицинскими понятиями, о которых вы не знаете. Не пропускайте их, а посмотрите значение в словаре!
  • Методы изучения анатомии (то есть хирургические методы) постоянно меняются, так что и вам нужно быть более адаптивным.
  • Если сможете, изучайте новый материал вместе с приятелем.

Предупреждения

  • Изучая материал по учебнику, убедитесь в том, что читаете последнее издание.

Об этой статье

Эту страницу просматривали 60 837 раз.

Была ли эта статья полезной?

Источник