К какому жанру относятся произведения облако в штанах флейта позвоночник

К какому жанру относятся произведения облако в штанах флейта позвоночник thumbnail

«О́блако в штана́х» – поэма Владимира Владимировича Маяковского, написанная им между 1914 и 1915 годами[1].

История издания[править | править код]

Владимир Владимирович Маяковский начал работать над поэмой в первой половине 1914 года, о чём свидетельствует он сам в автобиографии «Я сам»: «Начало 14-го года. Чувствую мастерство. Могу овладеть темой. Вплотную. Ставлю вопрос о теме. О революционной. Думаю над “Облаком в штанах”». По свидетельству друзей Владимира Маяковского, на написание первой главы поэмы поэта вдохновил романтический эпизод во время поездки футуристов по России. В Одессе, где они выступали с 16 по 19 января 1914 года, он знакомится с красавицей, молодой художницей и скульптором Марией Денисовой, в которую влюбляется. Несмотря на симпатию к поэту, девушка отказалась вступать с ним в близкие отношения[2]. Работа над поэмой была завершена в июле 1915 года в Куоккале (ныне – Репино под Санкт-Петербургом)[3][4].

Изначально она называлась «Тринадцатый апостол», но, по требованию царской цензуры, название было изменено поэтом на «Облако в штанах». Отрывки из пролога и 4-й части произведения были опубликованы в сборнике «Стрелец» ещё в феврале 1915 года. Несколько строф из 2-й и 3-й частей цитировались автором в своей статье «О разных Маяковских», опубликованной в «Журнале журналов» в августе 1915 года. В обоих случаях поэма была названа Владимиром Маяковским «трагедией». После, в отдельном издании он дал ей подзаголовок «тетраптих», указав на то, что композиционно она состоит из четырёх частей[3].

Первое издание поэмы, с огромным количеством цензурных купюр, было выпущено Осипом Бриком в сентябре 1915 года. В 1916 году она была перепечатана издательством «Парус» в сборнике «Простое как мычание» также со значительным числом цензурных изъятий. После Февральской революции в России журнал «Новый сатирикон» в марте 1917 года опубликовал не пропущенные ранее цензурой отрывки поэмы под заглавием автора «Восстанавливаю»[3].

Впервые полностью поэма «Облако в штанах» была издана в начале 1918 года в Москве издательством «АСИС» («Ассоциация социалистического искусства»)[3].

Структура[править | править код]

В предисловии к первому полному изданию поэмы в 1918 году Владимир Маяковский написал: «”Облако в штанах” (первое имя “Тринадцатый апостол” зачеркнуто цензурой. Не восстанавливаю. Свыкся) считаю катехизисом сегодняшнего искусства; “Долой вашу любовь”, “долой ваше искусство”, “долой ваш строй”, “долой вашу религию” – четыре крика четырёх частей»[3]. Поэма имеет маленькое вступление.

Критика[править | править код]

Большую оригинальность поэме придаёт её метафорическая насыщенность, в неё чуть ли не каждая строка метафорична. Примером материализованной метафоры может служить строка «пожар сердца» поэта, который тушат пожарные…

Муратова Ксения Дмитриевна[5].

В «Облаке…» видна одна из главных особенностей мышления Маяковского: способность к мощным ассоциативным стяжениям весьма далёких друг от друга тем, образов, сюжетов. Что общего между Северянином, Бисмарком и «тушами лабазников»? Какое отношение они имеют к страдающему отвергнутому любовнику?..

Бавин Сергей Павлович[5][6].

Богохульство, агрессивная лексика, уличная грубость и нарочитый антиэстетизм выявляют… бунтарскую стихию поэмы. И хотя Маяковский, богохульствуя, возвышает человека, но стихия захлёстывает его.

Михайлов Александр Алексеевич[5].

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: В 13 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – М.: Гос. изд-во худож. лит., 1955-1961.
  • Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: В 13 т. / Т.1. [Стихотворения, трагедия, поэмы и статьи 1912-1917 годов] / Подгот. текста и примеч. В. А. Катаняна; Ред. З. Паперный. – М.: Гос. изд-во худож. лит., 1955. – 464 с.

Ссылки[править | править код]

  • Владимир Маяковский. Том 1. Стихотворения, поэмы, статьи 1912-1917. Ruslit.traumlibrary.net.

См. также[править | править код]

  • поэма Война и мир

Источник

Поэма “Облако в штанах” занимает особое место в творчестве Маяковского. Краткий анализ “Облако в штанах” поможет понять, что поэма состоит из четырёх частей и имеет революционный характер. Разбор произведения можно использовать для подготовки к уроку литературы в 11 классе.

Анализ поэмы «Облако в штанах» Маяковского

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Облако в штанах.

История создания – написано произведение в 1914 году, в этот период поэт был влюблён в Марию Денисову, однако чувства его не получили ответа, но были воплощены в стихах. Впервые оно было издано в 1915 году.

Тема поэмы – центральной можно назвать тему любви, однако к ней также добавляются тема поэта и толпы, нового искусства, отрицания господствующего строя и, наконец, отрицания Бога.

Композиция – поэма делится на части, каждая из которых имеет собственную тему, причём если в первой части лирический герой ждёт встречи со своей любовью, а после отрицает само это чувство, то в последней он обвиняет Бога в том, что тот не позаботился о человеке, не дал ему счастливой любви. Всего частей четыре.

Жанр – поэма-тетраптих.

Стихотворный размер – акцентный стих, в котором проявилось новаторство Маяковского как поэта.

Эпитеты – “выжиревший лакей”, “засаленная кушетка”, “размягчённый мозг”.

Метафоры – “окровавленный сердца лоскут”, “и гостиная батистовая, чинная чиновница ангельской лиги”.

Гипербола – “вывернуть не можете, чтобы одни сплошные губы”.

Сравнение – “мужчины, залежанные, как больница”, “женщины, истрёпанные, как пословица”.

Оксюморон – “пульс покойника”.

История создания

Владимир Маяковский задумал свою поэму ещё до знакомства с Марией Денисовой, первоначально она должна была называться “Тринадцатый апостол”. Но фактически история создания её начинается во время поездки футуристов по России. Знакомство с красавицей; её отказ вступать с ним в близкие отношения глубоко ранил Маяковского и в то же время дал ему большой творческий толчок: поэму, начатую в 1914 году, он закончил уже в июле 1915-го. В том же году произведение уже под названием “Облако в штанах” было опубликовано Осипом Бриком. Второе издание пришлось на 1916 год, и оба были сильно урезаны цензурой.

Читайте также:  Операция на позвоночнике при спондилолистезе

Тема

Поэма Маяковского интересна ещё и тем, что, несмотря на наличие центральной темы, она многотемна, причём остальные можно проследить по главам.

Так, в первой главе лирический герой ждёт свою возлюбленную (Маяковский никогда не скрывал, кому посвящено его произведение), причем ожидание это для него скорее мучительно, чем приятно. Он понимает, что надежды на ответное чувство нет, но всё же готов выслушать слова Марии. Тема второй части – поэзия, которая, по мнению Маяковского, должна быть поэзией борьбы – но далеко не все произведения и творцы соответствуют этому образу. Третья часть – это отрицание всего государственного строя, который жесток и бесчеловечен. Здесь появляется образ тринадцатого апостола из первоначального названия поэмы – это человек, который противостоит хозяевам жизни.

Наконец, в четвёртой части Маяковский снова возвращается к теме любви, которая на этот раз тесно связана с темой Бога: поэт не просто отрицает религию, он насмехается и над самим Создателем, который не подарил людям возможность счастливой любви. Лирический герой пытается донести свои чувства до возлюбленной – но остаётся с окровавленным сердцем.

Композиция

Произведение состоит из четырёх частей. Четырёхчастная композиция поэмы позволяет поэту рассмотреть все грани его чувства и высказать свои взгляды на жизнь, которые можно выразить простым лозунгом “Долой!” – и любовь, и современное общество, и самого Бога. Это основной смысл и посыл всего произведения.

Жанр

Жанр этого произведения – поэма. Сам Маяковский говорил, что это “четыре крика из четырёх частей”. Он считал “Облако в штанах” катехизисом современного искусства – оно действительно новаторское по своей форме и бунтарское по содержанию.

Средства выразительности

Поэзия Маяковского была максимально резкой – он использовал многочисленные средства выразительности, чтобы наиболее ярко донести свою мысль до читателя. “Облако в штанах”, относящееся к дореволюционному периоду его творчества, уже выглядит как манифест. В нём использованы:

  • эпитеты – “выжиревший лакей”, “засаленная кушетка”, “размягчённый мозг”;
  • метафоры – “окровавленный сердца лоскут”, “и гостиная батистовая, чинная чиновница ангельской лиги”;
  • гиперболы – “вывернуть не можете, чтобы одни сплошные губы”;
  • сравнения – “мужчины, залежанные, как больница”, “женщины, истрёпанные, как пословица”;
  • оксюморон – “пульс покойника”.

Ритмика стихотворения новаторская: использован модернистский подход, когда за ориентир берётся маршевый ритм и биение пульса. Все выразительные средства в нём используются не для красоты слога, а для того, чтобы более точно и ёмко передать мысль, которую поэт вкладывал в свои строки.

Тест по поэме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • 
  • Мария Гербер

    9/10

  • Татьяна Негодаева

    9/10

  • Андрей Вишневский

    10/10

  • Анна Петрова

    10/10

  • Антонина Васильева

    10/10

  • Татьяна Тараданова

    7/10

  • Даниил Хвасько

    10/10

  • Ирина Брылкина

    10/10

  • Елена Ежовкина

    10/10

  • Леся Лисс

    10/10

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.3. Всего получено оценок: 271.

Источник

1. В каком году родился Владимир Маяковский:

а) В 1893 +

б) В 1880

в) В 1905

2. Где родился Маяковский:

а) В Москве

б) В селе Багдати +

в) В Санкт – Петербурге

3. Каким языком свободно владел поэт:

а) Турецким

б) Испанским

в) Грузинским +

4. Редактором какого журнала был Маяковский:

а) “ЛЕФ” +

б) “Красное знамя”

в) “Прогресс”

5. По какому произведению Маяковским был написан сценарий для кинофильма, который в последствии получил название “Не для денег родившийся”:

а) “Приключения Оливера Твиста” Чарльза Диккенса

б) “Принц и нищий” Марка Твена

в) “Мартин Иден” Джека Лондона +

6. Сколько всего киносценариев написал Маяковский:

а) 8

б) 9 +

в) 5

7. О какой бумаге идет речь в стихотворении поэта, строки которого “К любым чертям с матерями катись любая бумажка. Но эту…”:

а) Неизданная рукопись

б) Письмо от Лили Брик

в) Советский паспорт +

8. Как называется одна из поэм Маяковского:

а) “Облако в штанах” +

б) “Облако с паспортом”

в) “Облако в шинели”

9. Что в стихах пота называют его “визитной карточкой”:

а) Неоординарность

б) Начало каждой второй строки с предлога

в) Графическая подача стиха в виде “лесенки” +

10. В чем состоит новаторство поэзии Маяковского:

а) Фольклорные образы

б) Экспрессивные неологизмы +

в) Использование гротеска

11. Что отличает лирического героя ранней поэзии Маяковского:

а) Одиночество, богоборчество +

б) Социальный бунт

в) Оптимизм

12. К какому поэтическому течению был близок ранний Маяковский:

а) Символизм

б) Футуризм +

в) Имажинизм

13. Какие произведения Маяковского раскрывают тему любви:

а) “Флейта – позвоночник”, “Облако в штанах” +

б) “Прозаседавшиеся”, “Гимн ученому”

в) “Хорошо!”, “Нате!”

14. Какое произведение Маяковского имеют сатирическую направленность:

а) “Послушайте!”

б) “Гимн ученому”

в) “Прозаседавшиеся” +

15. Какой основной прием используется Маяковским в стихотворении “Прозаседавшиеся”:

а) Гротеск +

б) Антитеза

в) Олицетворение

16. Какая библейская легенда лежит в основе сюжета “Мистерии – буфф”:

а) О Вавилонской башне

б) О всемирном потопе +

в) О Каине и Авеле

17. Из каких стихов взят поэтический девиз:

“Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой –

И солнца!”

а) “150 000 000”

б) “Про это”

в) “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче” +

18. В какой комедии Маяковского сатира направлена против бюрократизма:

а) “Клоп”

б) “Баня” +

в) “Мистерия – буфф”

19. Какие из перечисленных персонажей являются действующими лицами пьесы Маяковского “Клоп”:

а) Эльзевира Ренессанс

б) Присыпкин

в) оба варианта верны +

20. В каких стихах Маяковский высмеивал мещанство:

а) “Ханжа”

б) “О дряни” +

в) “Подлиза”

21. С какой группировкой Серебряного века соотносится раннее творчество поэта:

а) Кубофутуристы +

б) Старшие символисты

в) Эгофутуристы

22. Какое из произведений не принадлежит Маяковскому:

Читайте также:  Упражнения для выпрямления позвоночника и шеи

а) “Кофта фата”

б) “Ночь, улица, фонарь, аптека…” +

в) “Адище города”

23. К какому жанру относятся произведения “Клоп”, “Баня”, “Мистерия-буфф”:

а) Лирическое стихотворение

б) Поэма

в) Пьеса +

24. Какая тема раскрывается в стихотворении “Левый марш”:

а) Тема родины

б) Тема революции +

в) Тема поэта и поэзии

25. Назовите стилистический прием, использованный Маяковским в следующих строках: “…Ненавижу / всяческую мертвечину! // Обожаю / всяческую жизнь!”:

а) Метафора

б) Ирония

в) Антитеза +

26. Назовите средство художественной изобразительности, использованное Маяковским в следующем фрагменте: “Мама! / Ваш сын прекрасно болен!”:

а) Гипербола

б) Метафора +

в) Троп

27. В каком произведении Маяковский подводит итог своему творчеству:

а) “Во весь голос” +

б) “Я сам”

в) “Владимир Маяковский”

28. В каких годах Маяковский работал над поэмой “Во весь голос”:

а) 1928 – 1929

б) 1927 – 1928

в) 1929 – 1930 +

29. Назовите основную тему произведения “Во весь голос”:

а) назначение творчества +

б) свобода любви

в) свобода слова

30. В каком году умер Владимир Маяковский:

а) В 1937 году

б) В 1930 году +

в) В 1925 году

Источник

За всех вас,

которые нравились или нравятся,

хранимых иконами у души в пещере,

как чашу вина в застольной здравице,

подъемлю стихами наполненный череп.

Все чаще думаю –

не поставить ли лучше

точку пули в своем конце.

Сегодня я

на всякий случай

даю прощальный концерт.

Память!

Собери у мозга в зале

любимых неисчерпаемые очереди.

Смех из глаз в глаза лей.

Былыми свадьбами ночь ряди.

Из тела в тело веселье лейте.

Пусть не забудется ночь никем.

Я сегодня буду играть на флейте.

На собственном позвоночнике.

1

Версты улиц взмахами шагов мну.

Куда уйду я, этот ад тая!

Какому небесному Гофману

выдумалась ты, проклятая?!

Буре веселья улицы узки.

Праздник нарядных черпал и черпал.

Думаю.

Мысли, крови сгустки,

больные и запекшиеся, лезут из черепа.

Мне,

чудотворцу всего, что празднично,

самому на праздник выйти не с кем.

Возьму сейчас и грохнусь навзничь

и голову вымозжу каменным Невским!

Вот я богохулил.

Орал, что бога нет,

а бог такую из пекловых глубин,

что перед ней гора заволнуется и дрогнет,

вывел и велел:

люби!

Бог доволен.

Под небом в круче

измученный человек одичал и вымер.

Бог потирает ладони ручек.

Думает бог:

погоди, Владимир!

Это ему, ему же,

чтоб не догадался, кто ты,

выдумалось дать тебе настоящего мужа

и на рояль положить человечьи ноты.

Если вдруг подкрасться к двери спаленной,

перекрестить над вами стёганье одеялово,

знаю –

запахнет шерстью паленной,

и серой издымится мясо дьявола.

А я вместо этого до утра раннего

в ужасе, что тебя любить увели,

метался

и крики в строчки выгранивал,

уже наполовину сумасшедший ювелир.

В карты бы играть!

В вино

выполоскать горло сердцу изоханному.

Не надо тебя!

Не хочу!

Все равно

я знаю,

я скоро сдохну.

Если правда, что есть ты,

боже,

боже мой,

если звезд ковер тобою выткан,

если этой боли,

ежедневно множимой,

тобой ниспослана, господи, пытка,

судейскую цепь надень.

Жди моего визита.

Я аккуратный,

не замедлю ни на день.

Слушай,

всевышний инквизитор!

Рот зажму.

Крик ни один им

не выпущу из искусанных губ я.

Привяжи меня к кометам, как к хвостам

лошадиным,

и вымчи,

рвя о звездные зубья.

Или вот что:

когда душа моя выселится,

выйдет на суд твой,

выхмурясь тупенько,

ты,

Млечный Путь перекинув виселицей,

возьми и вздерни меня, преступника.

Делай что хочешь.

Хочешь, четвертуй.

Я сам тебе, праведный, руки вымою.

Только –

слышишь! –

убери проклятую ту,

которую сделал моей любимою!

Версты улиц взмахами шагов мну.

Куда я денусь, этот ад тая!

Какому небесному Гофману

выдумалась ты, проклятая?!

2

И небо,

в дымах забывшее, что голубо,

и тучи, ободранные беженцы точно,

вызарю в мою последнюю любовь,

яркую, как румянец у чахоточного.

Радостью покрою рев

скопа

забывших о доме и уюте.

Люди,

слушайте!

Вылезьте из окопов.

После довоюете.

Даже если,

от крови качающийся, как Бахус,

пьяный бой идет –

слова любви и тогда не ветхи.

Милые немцы!

Я знаю,

на губах у вас

гётевская Гретхен.

Француз,

улыбаясь, на штыке мрет,

с улыбкой разбивается подстреленный авиатор,

если вспомнят

в поцелуе рот

твой, Травиата.

Но мне не до розовой мякоти,

которую столетия выжуют.

Сегодня к новым ногам лягте!

Тебя пою,

накрашенную,

рыжую.

Может быть, от дней этих,

жутких, как штыков острия,

когда столетия выбелят бороду,

останемся только

ты

и я,

бросающийся за тобой от города к городу.

Будешь за море отдана,

спрячешься у ночи в норе –

я в тебя вцелую сквозь туманы Лондона

огненные губы фонарей.

В зное пустыни вытянешь караваны,

где львы начеку,-

тебе

под пылью, ветром рваной,

положу Сахарой горящую щеку.

Улыбку в губы вложишь,

смотришь –

тореадор хорош как!

И вдруг я

ревность метну в ложи

мрущим глазом быка.

Вынесешь на мост шаг рассеянный –

думать,

хорошо внизу бы.

Это я

под мостом разлился Сеной,

зову,

скалю гнилые зубы.

С другим зажгешь в огне рысаков

Стрелку или Сокольники.

Это я, взобравшись туда высоко,

луной томлю, ждущий и голенький.

Сильный,

понадоблюсь им я –

велят:

себя на войне убей!

Последним будет

твое имя,

запекшееся на выдранной ядром губе.

Короной кончу?

Святой Еленой?

Буре жизни оседлав валы,

я – равный кандидат

и на царя вселенной,

и на

кандалы.

Быть царем назначено мне –

твое личико

на солнечном золоте моих монет

велю народу:

вычекань!

А там,

где тундрой мир вылинял,

где с северным ветром ведет река торги,-

Читайте также:  Стандарт медицинской помощи при травме позвоночника

на цепь нацарапаю имя Лилино

и цепь исцелую во мраке каторги.

Слушайте ж, забывшие, что небо голубо,

выщетинившиеся,

звери точно!

Это, может быть,

последняя в мире любовь

вызарилась румянцем чахоточного.

3

Забуду год, день, число.

Запрусь одинокий с листом бумаги я.

Творись, просветленных страданием слов

нечеловечья магия!

Сегодня, только вошел к вам,

почувствовал –

в доме неладно.

Ты что-то таила в шелковом платье,

и ширился в воздухе запах ладана.

Рада?

Холодное

«очень».

Смятеньем разбита разума ограда.

Я отчаянье громозжу, горящ и лихорадочен.

Послушай,

все равно

не спрячешь трупа.

Страшное слово на голову лавь!

Все равно

твой каждый мускул

как в рупор

трубит:

умерла, умерла, умерла!

Нет,

ответь.

Не лги!

(Как я такой уйду назад?)

Ямами двух могил

вырылись в лице твоем глаза.

Могилы глубятся.

Нету дна там.

Кажется,

рухну с помоста дней.

Я душу над пропастью натянул канатом,

жонглируя словами, закачался над ней.

Знаю,

любовь его износила уже.

Скуку угадываю по стольким признакам.

Вымолоди себя в моей душе.

Празднику тела сердце вызнакомь.

Знаю,

каждый за женщину платит.

Ничего,

если пока

тебя вместо шика парижских платьев

одену в дым табака.

Любовь мою,

как апостол во время оно,

по тысяче тысяч разнесу дорог.

Тебе в веках уготована корона,

а в короне слова мои –

радугой судорог.

Как слоны стопудовыми играми

завершали победу Пиррову,

Я поступью гения мозг твой выгромил.

Напрасно.

Тебя не вырву.

Радуйся,

радуйся,

ты доконала!

Теперь

такая тоска,

что только б добежать до канала

и голову сунуть воде в оскал.

Губы дала.

Как ты груба ими.

Прикоснулся и остыл.

Будто целую покаянными губами

в холодных скалах высеченный монастырь.

Захлопали

двери.

Вошел он,

весельем улиц орошен.

Я

как надвое раскололся в вопле,

Крикнул ему:

«Хорошо!

Уйду!

Хорошо!

Твоя останется.

Тряпок нашей ей,

робкие крылья в шелках зажирели б.

Смотри, не уплыла б.

Камнем на шее

навесь жене жемчуга ожерелий!»

Ох, эта

ночь!

Отчаянье стягивал туже и туже сам.

От плача моего и хохота

морда комнаты выкосилась ужасом.

И видением вставал унесенный от тебя лик,

глазами вызарила ты на ковре его,

будто вымечтал какой-то новый Бялик

ослепительную царицу Сиона евреева.

В муке

перед той, которую отдал,

коленопреклоненный выник.

Король Альберт,

все города

отдавший,

рядом со мной задаренный именинник.

Вызолачивайтесь в солнце, цветы и травы!

Весеньтесь жизни всех стихий!

Я хочу одной отравы –

пить и пить стихи.

Сердце обокравшая,

всего его лишив,

вымучившая душу в бреду мою,

прими мой дар, дорогая,

больше я, может быть, ничего не придумаю.

В праздник красьте сегодняшнее число.

Творись,

распятью равная магия.

Видите –

гвоздями слов

прибит к бумаге я.

Анализ поэмы «Флейта-позвоночник» Маяковского

В. Маяковский всегда воспринимался в обществе в качестве дерзкого и вызывающего хулигана. Созданный им самим образ, казалось бы, перечеркивал саму возможность возникновения чистого и светлого чувства. Тем не менее поэт все жизнь страдал от неразделенной любви к Л. Брик. В момент знакомства женщина уже была замужем, но это нисколько ей не мешало. Лиля придерживалась достаточно свободных взглядов на любовные отношения. Роман с Маяковским она считала просто очередным незначительным увлечением. Поэт же впервые был вынужден признать, что полностью поглощен страстью. «Любовный треугольник» стал неизменной темой для обсуждения в обществе. Поэт знал, что над ним смеются, и сходил с ума от ревности. Он посвятил Л. Брик большое количество стихотворений, одно из них – «Флейта-позвоночник» (1915 г.).

В «Прологе» Маяковский произносит символический тост за всех женщин. Он намекает о своем возможном самоубийстве («поставить… точку пули») и предупреждает, что произведение может стать «прощальным концертом».

Автор поражен своим состоянием. Ведь он всегда отрицал высокие чувства, считал, что ему подвластен весь мир, не признавал Бога. Но внезапно вспыхнувшая любовь, как божественное повеление, оглушила и поставила его на колени. Если свою любовь Маяковский считает божественным даром, то мужа Брик – посланцем Сатана («если… перекрестить, …издымится мясо дьявола»).

Поэт пытается отречься и забыть о женщине, но это ему не удается. Невыносимая ревность приводит его в отчаяние, единственно возможный выход он видит только в смерти («скоро сдохну»). Маяковский даже забывает о своем атеизме. В качестве последнего средства он обращается с мольбой к Богу. Автор призывает «всевышнего инквизитора» ждать его скорого прибытия и готовить нечеловеческие пытки. Он согласен безмолвно вынести все мучения и страдания, лишь бы избавиться от них в земной жизни.

Маяковский отрекается от прежних убеждений, направленных против любви. Он понимает, что она лежит в основе всех поступков людей. Участники Первой мировой войны, несмотря на всю их жестокость и хладнокровие, умирают с именем и образом любимых женщин. Это придает их последним минутам смысл и наполняет сердца счастьем. Поэт считает, что его чувство глубже и сильнее всех остальных. Используя яркие образы и сравнения, он изображает неразрывную связь между собой и любимой женщиной («тебя вцелую сквозь туманы», «разлился Сеной», «твое личико на… золоте моих монет»).

Маяковский описывает и одно из холодных свиданий с Л. Брик, которое прервано приходом мужа. Современники утверждали, что поэт сам устраивал женщине скандалы. Возможно, в стихотворении звучат его реальные слова: «Хорошо! Уйду! Хорошо!».

Поэт в ярости покидает супругов и направляется домой, пытаясь выплеснуть отчаяние в стихах. Творчество остается для него единственным средством, которым он может привлечь к себе любимую. Несмотря на сложные взаимоотношения, Л. Брик действительно уважала произведения Маяковского.

«Флейта-позвоночник» – одно из первых стихотворений Маяковского в жанре любовной лирики. Страдания поэта длились всю его жизнь и закончились предсказанным очень давно самоубийством.

Источник