Йогатерапия позвоночника вячеслава смирнова

Йогатерапия позвоночника вячеслава смирнова thumbnail

Предлагаю вашему вниманию телеинтервью, которое легко на душу как бальзам…

Редко бывают такие передачи. в которых ты не просто пребываешь, но как будто очищаешься.. или просыпаешься после сна.. И становится светлее. И приходят иные мысли.

И ты начинаешь немножко иначе думать о многом из того, что входит в понятие “быт”, но почему-то не входит в понятие “жизнь”…

Давайте сделаем так: вначале посмотрим интервью, а потом – астрокарту этого человека и то, что там к чему, что “фатально” говорило о таком жизненном пути, жизненном и социумном успехе и состоянии удовлетворения и счастья… 🙂

а теперь натальная карта:

Натальная астрокарта Вячеслава Смирнова 

smirnov

🙂 Луна в падении, Венера-ретро. сожжёная, в изгнании !! (У4 и соУ10, соУ3) на МС, в оппозиции к Плутону (ещё не легче(( ), Юпитер в шахте в изгнании в соединении с Лилит, Сатурн в изгнании и на вершине Тау-квадрата и в ретро-фазе, поражённое Солнце (упр. 1 на МС) оппозицией к Плутону. Квадрат Меркурий-Сатурн при оппозиции к Урану (двойное поражение) – это круто))

как выразилась моя знакомая: ” переборщил в далёком прошлом где только мог, а теперь очнулся 🙂

Всё, что вы слышали и то, что прочтёте – это воля, терпение, стремление к осознанию себя, упорство- и при этом забота о Человеке.

а в карте? А в карте квадрат Рыбьего Марса к Нептуну, своему управителю (а Нептун при напряжённых аспектах ооох как размывает волю-то)))

Его зовут Вячеслав Смирнов.

Врач-терапевт; инструктор, сертифицированный Международной федерацией йоги (IYF); Чемпион Мира по йога-спорту в разряде парной артистик-йоги (2004). Два высших образования в отрасли медицины: Винницкий государственный медицинский университет им. Пирогова и Киевская военно-медицинская академия при академии обороны Украины. Автор ряда телепередач, обучающих программ и публикаций о здоровье, йоге и йога-терапии. Профессионально владеет методиками акупунктуры и другими рефлексотерапевтическими методами.

Первые 10–15 лет своей жизни очень (!) интенсивно и разнообразно болел, по разным причинам несколько раз доводилось бывать на черте, из-за которой обычно не возвращаются.

Чтобы разобраться с проблемами со здоровьем, начал заниматься боевыми искусствами. Старые проблемы частично ушли, но появились и новые — многочисленные травмы. По причине чего несколько раз вполне мог остаться жить на пособие по инвалидности.

Поиск оптимальной системы оздоровления и того, что в те времена называли «саморазвитием», привел в тайцзи-цюань и цигун. Однако это тоже не дало того результата, которого бы ему тогда хотелось. Еще через какое-то время познакомился с йогой. К тому времени уже учился в медицинском, и йогические методы, наложенные на врачебное понимание происходящего на уровне анатомии и физиологии помогли решить проблемы, которые обычно считаются нерешаемыми. Так сложилось, что с того же периода и начал преподавать.

8959 2

Оставался вопрос работы с сознанием. В тот период жизни он много ездил и искал у самых разнообразных учителей более реальную и практически более ценную информацию, чем та, что была доступной на тот момент на пространстве бывшего СНГ.

Не устаёт повторять, что невероятно благодарен судьбе за то, что свела с Виктором ван Кутеном и Анжелой Фармер, Намкаем Норбу Ринпоче, Фабио Андрико и Лаурой Евангелисте, профессором Паком Чже Ву, Сюи Минтаном, Андреем Сидерским, Сергеем Анатольевичем Соболенко и многими другими людьми, имена которых большинству читающих эти сроки , возможно, ничего и не скажут, но его научили многому.

В итоге сформировался целостный метод, который позволяет работать со всеми проявлениями человека на уровне тела, энергии и сознания и решать связанные с ними проблемы. Если привязываться к традиционной наиболее известной терминологии, его можно бы было назвать Дзэн- или Чань-йогой.

Приятное знакомство.. 🙂

И классный пример, как можно ювелирно пройти по сложным указателям собственных аспектов, в результате практически поднявшись над картой.

Человек не трусил, не убивал себя ленью, не гасил стонами “не могу” и “больно”, а шёл навстречу сложностям и страхам , ОТКРЫВАЯ себя и открывая мир…

8959 1
Женат. Счастлив. Успешен. Растит двоих детей.

Это ли не пример для подражания – КАК при проблемной карте выходить на уровень, где “живут ” удача, радость и понимание (!) Жизни.

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS

Источник

В эти выходные был на семинаре Вячеслава Смирнова, посвященного йогатерапии. Слава – военный врач, йог и буддист. Странная комбинация, которая, тем не менее, сделала его замечательным и очень светлым йогатичером.

Я очень рад что побывал на этом семинаре. У каждого в процессе практики складывается своя картина йоги и мира. И я как бы увидел мир глазами Славы. Спасибо ему за это

Раньше я не мог сказать, что йогатерапия является одним из основных моих интересов. Всегда думал, что это скорее дополнение к картине, прикладной аспект йоги. После семинара отношение изменилось.  Йогатерапия оказалось чрезвычайно глубокой штукой.

На семинаре было затронуто много интересных тем, но все это было несколько хаотично. Было много вопросов и часто разговор утекал в совершенно иную сторону. Попробую здесь систематизировать и пересказать основные идеи, вынесенные с семинара. 

Основная идея восточной медицины  состоит в том, что тело человека – лишь следствие по отношению к сознанию. Слава привел замечательную иллюстрацию с хрусталиком и светом. Луч света – это наше сознание, хрусталь – энергия, а тело – проекция света через хрусталик, солнечный зайчик.  Поэтому манипуляциями с лучом и хрусталиком-призмой (с сознанием и энергией) можно повлиять  на следствие – наше тело. 

Т.е. сознание первично, движение идет от сознание к телу.  И Слава предложил сделать комплекс на идеомоторную тренировку.  Идеомоторные движения – это движения порожденные нашим сознанием. Мы представляем какое-то движение и тело его выполняет. Всем, наверное, знаком стародавний опыт с колечком. Привязываем колечко на веревочку, берем в руку и представляем, что колечко движется по кругу. И через какое-то время колечко начинает качаться по кругу.  По сути, Слава предложил сделать то же самое с телом.  Комплекс называется «Ключ к себе», его автор Хасай Алиев, директор московского «Центра защиты от стресса». 

Итак, комплекс

1. вытянуть руки перед собой, закрыть глаза. Представить что руки – однополюсные магниты и что они расходятся. Потом представить что они разнополюсные и что они притягиваются друг к другу. Руки должны следовать за сознанием и плавным движением сходиться и расходиться

2. Представить что рука легкая как пузырек.  И она всплывает вверх. Сперва левая, потом правая, потом обе сразу

3. Сконцентрироваться на шее и представить кругообразные движения. Шея должна отозваться. Круговые движения головой в одну сторону, потом в другую

4. Ноги вместе, руки по швам 🙂 Закрыть глаза. Полностью «отпустить» себя, тело начнет «болтать», но этому не надо препятствовать. Наоборот, нужно позволить телу совершать спонтанные движения, присоединив к ним руки. Представить себя водорослью в океане и полностью расслабиться. Своего рода «спонтанный цигун». После того как тело «отдвигалось» постепенно успокоить его движения (Упражнение «водоросль»)

5. Как только движение тела успокоилось мы садимся со скрещенными ножками и погружаемся в себя

Объяснение этого комплекса следующее.

1 фаза. Поиск ключевого состояния.  Напрямую связана с саморегуляцией (гетерогипнабельность, аутогипнабельность; гипнабельность в данном контексте – способность к восприятию информации, гетеро-  – способность к восприятию информации из-вне, ауто-  – изнутри) Если способность к саморегуляции высокая – руки сходятся без мышечного усилия.  Эта фаза предназначена для того чтобы разрядить первоначальное возбуждение.

2 фаза.  Поиск согласующего биоритма. Свободные маятникообразные движения. Разрядка, энергетический баланс. Высшая практика – цигун спонтанных движений.  Отпустить но присутствовать в действии. Работа с сознанием. Вторая фаза заканчивается когда движения уходят.

3 фаза. Момент истины. Фиксация без опоры. Ничего не делаем. Пустота. Окончательная разрядка и настройка на последующую деятельность.

На этом этапе можно формировать новую программу самого себя и стирать свою старую копию. (представить кач-ва которыми ты хотел бы обладать. Представить себя с этими с этими качествами. Представить себя настоящего. Потом заменять себя настоящего на  себя нарисованного)

“Ключ”  является универсальным комплексом. Его можно делать как самостоятельную практику, а можно – в комбинации с чем-то другим.  “Ключ” можно делать абсолютно незаметно. Скажем,  первая фаза – любое движение, хоть палец. Главное заставлять его двигаться мыслью.  Вторая – любое ритмическое движение (качание ногой под столом). Третья – просто закрыл глаза и вспомнил состояние.

“Ключ” может быть полезен и в йоге, при делании асан. Он дает понимание того, что асану нужно вести вниманием и дыханием, а не мышечным усилием.

К терапевтическим действиям на уровне тела относятся следующие.

1. То, что попадает в тело

а. Пища,

б. Лекарственное воздействие

2. Движения тела

1. То, что попадает в тело.

Мы накапливаем в нашем теле массу «следов». Слава привел очень красивый пример с тарелкой,  которую не моют и все время из нее едят. Следов становится все больше и больше. Примерно то же самое происходит и с организмом.  Поэтому необходимо регулярно чиститься и правильно питаться

Очень интересны были его рекомендации по сочетанию шанк-пракшаланы и голодания.  Пракшалану он рекомендовал делать в дни новолуния, полнолуния и дни экадаши.  В первый день после пракшаланы Слава рекомендовал проголодать, второй день пить воду либо чай и только на третий день начинать есть, сначала просто рис с маслом, потом рис с термически приготовленными овощами  и т.д.  При шанк-пракшалане Слава рекомендовал использовать только морскую соль , а также предложил попробовать сравнить состояние после пракшаланы с обычной солью и с морской.

Очень интересным показалось наблюдение что суставы в вост. медицине рассматриваются как мельницы организма. Когда засоряется сток, возникают проблемы. От всех артрозов, показаны чистки (кровеносной и лимфатической системы) и правильное питание.

Позабавило фраза о современных йогатичерах. «Тем кто сейчас учит йоге хватило здоровья ее пережить». Во многом Слава прав…  Больше того, я заметил такую тенденцию: те , кто очень рьяно ежились в начале практики приходят в итоге к очень терапевтической, заботливой о теле йоге.  Мне кажется, что собственный опыт практики  и травм, а также опыт восстановления от них в итоге приводит к таким результатам.  Но видимо есть и другой аспект.  Вспоминаются слова Шриватсы Рамасвами о том, что чем старше человек становится тем больше внимания он должен уделять пранаяме и медитации.  Видимо, многие, осознанно или нет, двигаются в этом направлении.

Про лекарства тоже говорили.  Слава очень интересно говорил об эффекте Плацебо и о том, что эффективность многих лекарственные средства оцениваются «по сравнению с плацебо».  Говорили мы и про гомеопатию (традиционную и социальную) и про акупунктуру.

У Славы на сайте вывешены статьи про очистку организма и правильное питание.  Поэтому, как и Слава, отправляю вас туда 🙂

Короче, нет «просто йоги», есть изменения на уровне сознания и тела, йога – это очень комплексный подход (а не только асаны), включающий очень много всего (правильное питание, правильное движение, чистки, работу с вниманием и сознанием).

2. Движения тела

Схематично тело устроено следующим образом: есть командный центр и периферия, куда по определенным каналам доходят команды и снабжение.

Телу без разницы, настоящая тренировка или идеомоторная (т.е. оказывается, когда мне было лень заниматься и я делал асаны мысленно, я тренировался!!)

Вдох-выдох, сокращения сердца, возбуждение-торможение нервной системы – все это Ха и Тха, Ян и Инь. Состояние здоровья – когда они уравновешивают друг друга, если этого нет и какая-то из них перевешивает, то возникает патологическое состояние.

Смысл практики – в балансировке и гармонизации. Любая острая эмоция ведет к дисгармонии, преобладанию Ха или Тха и как следствие это отражается на теле в зажиме или излишнем расслаблении (на физическом и энергетических уровнях) определенных органов или мыщц

Любая боль – это напряжение, которое необходимо расслабить. Если мы тянем закрепощенную мышцу, мы с ней взаимодействуем. Но наше тело способно растягиваться только в зоне комфорта.  Поэтому нам необходимо добраться до состояния «чуть-чуть неприятно» и дальше дыханием и вниманием мы передвигаем эту точку.  Благодаря длительному удержанию мышечные волокна адаптируются и мы можем войти глубже.

Слава предложил медитативную суставную гимнастику. Она очень похожа на сукшма-вьяяму, но подтекст у нее другой.  Мы привносим дыхание (внутренняя часть  – вдох, внешняя -выдох) Необходимо мысленно концентрироваться на каждом прорабатываемом суставе. В качестве опыта  мы сконцентрировались на пальце.  И оказалось, что пальцу стало горячо! Когда мы концентрируемся на прорабатываемом месте, эффект больше. Далее привожу комплекс

  1. 103 надавливания на пупок большим пальцем (вторая рука на запястье)
  2. Надавливание рукой на живот на выдохе (другая рука находится на запястье надавливающей руки), практически это массаж внутренней полости в уддияне. Пальцы ног параллельны и чуть захватывают коврик
  3. Руки вперед, покрутить запястья (сперва внутрь, потом наружу)
  4. Крутим локти  (внутрь и наружу)
  5. Руки в плечах  (махи вперед и назад)
  6. Ступни ног (вращения внутрь и наружу)
  7. Махи на таз (внутрь и наружу)
  8. Колени (вращения внутрь и наружу)
  9. Шея с подтянутым подбородком, слушаем соседей сверху сперва одним ухом, потом другим
  10. Крутим головой, влево-вправо
  11. Подбородок влево-вправо
  12. Ноги вместе, наклоны в сторону
  13. Низкая стойка, руки вверх, ноги подогнуты, тянем голову к копчику
  14. Низкая стойка, средние пальцы соединены под подбородком, повороты влево-вправо
  15. Упражнение «Водоросль»
  16. Посидеть со скрещенными ножками

Следующий, вполне резонный вопрос – почему этот комплекс построен так, а не иначе.

Теория построения комплексов по Вячеславу Смирнову.

Теория построения комплексов у Славы тесно связана с космогонией в китайской философии.

Сначала не было ничего. Первым появился Ян (огонь), его задача – активная экспансия, как можно дальше уйти из центра.  Для того чтобы его уравновесить появилась Инь (вода),  ее задачей было схлопнуть все обратно, вернуться к центру. В чистом виде эти две силы крайне агрессивны и между собой не дружат.

Однако существует Великий Предел  (Тайцзи) – предельное состояние бытия, высшее начало, начало всех начал, сила объединяющая и контролирующая Ян и Инь.  Именно она обозначается точками на  знаменитом китайском изображении Великиго Предела (точки другого цвета внутри Ян и Инь).  Слава называл Тайцзи  термином Нейтро.  Противоположный термин – Отсутствие Предела, У-цзи. В терминологии Славы это Нейто. Это то что завершает все – Пустота, финальное состояние.  Для того чтобы попасть в финальное состояние нужно пройти Ян, Инь, Нейтро, Нейто.  Ян – будущее, Инь – прошлое, Нейтро – настоящее, только за воротами Нейтро есть Нейто. Нейто – это финальное состояние без эмоций и без мыслей.

По словам Славы, с помощью этой схемы можно описать что угодно. Например суставы человека. 

Ян – верхняя, задняя и левая часть тела

Инь – нижняя , передняя, правая.

Нейтро – суставы позвоночного столба

Нейто – крестец

Итого мы имеем 4 группы суставов: Ян, Инь, Нейтро, Нейто. И проходить их надо в этом же порядке.

В то же время, у каждого отдела, скажем Янского, опять есть Янская, Иньская, Нейтро и Нейто части.  Возьмем, к примеру, суставы рук. Руки – это Ян. Но внутри они подразделяются на  запястья – Ян (Ян-Ян), плечевой сустав – Инь (Ян – Инь), локтевой – Нейтро (Ян – Нейтро).  Ноги это Инь. Голеностопный сустав – это Ян (Инь-Ян), Тазовый – это Инь (Инь – Инь), Коленный – это Нейтро (Инь – Нейтро).  Шея. Первое упражнение на шею (подтянутый подбородок, подтягивание одного и другого уха вверх) – это Ян. Второе (тянем лицо вверх на вдохе, затылок на выдохе ) – это Инь. Третье (на вдохе голова поворачивается в сторону, на выдохе – к центру) – это Нейтро.  Позвоночник и крестец. Первое упражнение (наклоны в стороны из положения стоя) – это Ян, второе упражнение (вытягивание тела спереди и сзади, подтягивание головы к копчику в низкой стойке) – Инь, третье (повороты в стороны в низкой стойке) – Нейтро.

Кроме того, у каждого элемента есть свой цвет. У Ян – красный, у Инь – синий, у Нейтро – зеленый, у Нейто нет цвета, Пустота прозрачна.

Поэтому одновременно с концентрацией на определенном суставе на него надо накладывать образ соответствующего цвета.  Например, все суставы рук представляем красными. Запястье (Ян-Ян) – огненно красный, плечевой сустав (Ян – Инь) – красный с оттенком синего, локтевой (Ян – Нейтро) – красный с оттенком зеленого.  Точно так же расписываются и остальные части тела

Мудры, звуки и дыхание.  Ими можно усиливать воздействие элементов.

Мудры.  Янская мудра – Замыкаем указательный и большой пальцы. Инь мудра – Замыкаем безымянный и большой пальцы. Нейтро – замыкаем средний и большой пальцы, Нейто – большой и мизинец.

Звуками мы работаем с этими же четырьмя элементами.

  1. Звук пустоты – низкий звук как в Бхамари пранаяме. Замыкаем большой палец и мизинец в мудру
  2. Янский звук – А. Горячий , сильный А. Замыкаем указательный и большой пальцы
  3. Иньский звук – О. Синий, прохладный, расслабляющий О. Замыкаем безымянный и большой пальцы.
  4. Нейто звук – Э. Зеленый, гармонизирующий Э. Замыкаем средний и большой пальцы.

Слава говорил что эта «звуковая последовательность» хороша для вхождения в практику.

Дыхание. Вдох – Ян, выдох – Инь, пауза – нейто, весь цикл – нейтро.  Когда болит что-то – можно усилить фазу инь, растянуть выдох, либо сделать его ступенчатым.  Любое острое состояние можно растворить.  Если изобилие Инь (хроническая усталость, гипотония), то нужно активировать качества вдоха или хотя бы сделать дыхательный цикл максимально полным и гармоничным.

Сейчас я хочу описать комплекс, который давал Слава. Это единственный комплекс который был более-менее похож на привычную йогу. Он посвящен динамической медитации на дыхании и мышечному тонусу всего тела.

  1. Вытягивание лежа
  2. Руки раскидываем в стороны, поднимаем ноги вверх и опускаем поочередно к каждой руке на ритм дыхания
  3. Лежим на боку, подъем ног. На одну сторону, потом на другую
  4. Положение на боку (васиштхасана) Опираемся на одну руку, поднимаем и опускаем корпус на ритм дыхания.  На одну сторону и на другую
  5.  Расслабляемся, раскатываем позвоночник по полу
  6. Шалабхасана, руки у груди,  поднимаем туловище и ноги на ритм дыхания
  7. Лежа на спине отрываем от пола верхнюю часть позвоночника и ноги. Руки в намасте направлены вверх (сардха навасана).  На вдохе поднимаемся, на выдохе – опускаемся
  8. Выпады в одну и в другую стороны, растяжка на поперечный шпагат. Захват за ступни обеих ног, наклон вперед. Меняем стороны на ритм дыхания
  9. Прямой упор. Отжимания из него
  10. Собака лицом вниз из нее перешли в уттанасану
  11. Упражнение «водоросль»
  12.  Сесть со крещенными ножками

Соответствует его схеме.  При желании можно разложить на Ян, Инь, Нейтро, Нейто

Каждое движение делается на ритм дыхания. Пранаяма 4-1 4-1, когда отработали 4-2 4-2, до 4-4 4-4 соответственно. После этого переходим к 5-1 и т.д.  При этом Слава говорил что с йогой 23 этот комплекс не имеет ничего общего :))

Сделав последовательность и ее продышав, скажу честно, я ничего не ощутил. С другой стороны, я в последнее время вообще мало что ощущаю. То ли физическая подготовка изменилась, то ли как-то нечувствительнее я стал к асанам. Когда хожу к разным йогатичерам я больше подмечаю что-то для преподавания, чем для себя.  И когда асаны делаю самостоятельно, нравится это намного больше.

Было много всего. Тут – лишь маленькая толика того, что было на семинаре. Но не могу удержаться от того чтобы не запостить несколько советов от Славы.

Один из них заключался в том, что надо постоянно поддерживать состояние внутренней радости. Внутренняя улыбка – это реактивный двигатель вашей практики.

Еще одна важная идея заключается в том, что  надо всегда помнить (а если ты вдруг забыл – то срочно вспомнить) что все хорошо и в таком состоянии двигаться дальше. И тогда и жизнь и практика начинают расцветать новыми красками.

В конце мы делали буддистскую медитацию сострадания. Подробно описывать не буду, кто хочет, легко сможет прочитать про нее, инфы достаточно много. Да и переживание в ней было слишком личным, так что кто в теме тот поймет.

В буддизме есть понятие «болезнь отделенности».  Это когда человек видит мир отдельно от своего Я. В результате возникают идеи о том, что энергии много, мало , она плохая или хорошая, о том что ее надо накапливать или не тратить, об энергетическом вампиризме  и т.д.  В некоторые моменты человек может понять, что нет «ничего отдельного от меня». Многие это чувствуют когда просыпаются и засыпают, в моменты оргазма, чиха,  такое встречается и при занятии экстремальными видами спорта. Состояние чистого сознания, когда мы утрачиваем двойственность.  Все  есть я. И я есть мир.  По Славе основная цель йогатерапии заключается в том, чтобы человек понял это. 

Эта практика помогает разрушить барьер  между своим Я и окружающим средой. Мы разрушаем концентрационный лагерь внутри себя и интегрируемся с миром.  В результате начинают накапливаться позитивные кармические семена, прана начинает течь нормально по каналам, убираются блокировки.

Мир – это проекция нас самих

Источник