Изгибы позвоночника по анисимову терентьеву

Изгибы позвоночника по анисимову терентьеву thumbnail
Возраст, лет Изгибы позвоночника
шейный поясничный
мальчики девочки мальчики девочки
3-6 2,5-2,7 2,5-2,7 2,9-3,5 2,9-3,5
8-10 2,8-3,0 2,9-3,3 3,8-4,0 3,7-4,1
11-13 3,0-5,7 3,3-5,6 4,3-5,6 4,1-5,5
>13 5,8-5,9 6,0-6,1 5,9-6,3 6,3-6,4

Запишите полученные результаты, сравните их со среднестатистическими (таб. 1), сделайте вывод о правильности формирования изгибов в грудном и поясничном отделе у испытуемых.

Задание 5. Определение правильности осанки.

5.1. Осмотрите человека сбоку. При нормальной осанке грудная клетка несколько приподнята, живот подтянут, нижние конечности прямые, физиологические изгибы позвоночника умеренно выражены.

Для более точной оценки, нарисуйте мелом на большом зеркале вертикальную черту. Испытуемый встает к нему боком примерно на расстоянии 30 см от зеркала так, чтобы линия проходила по мочке уха. Если осанка нормальная, то нарисованная черта, пройдя через мочку уха, коснётся плеча спереди, пройдёт на расстоянии 2,5 см сзади от коленной чашечки и направится вниз прямо перед лодыжкой (рис. 4, идеал).

Рис. 4. Нарушения осанки (вид сбоку).

Если осанка отличается от нормальной, попробуйте оценить нарушение с помощью рис. 4.

5.2. Осмотрите человека спереди и сзади. Человек должен стоять свободно, не напрягаясь, опустив руки вдоль туловища. Главной особенностью правильной осанки является симметричное расположение частей тела относительно позвоночника. При осмотре оцените (рис. 5)

1) положение головы − находится ли она на одной вертикали с туловищем, подана вперед или наклонена набок (вправо или влево);

2) рельеф шеи − одинакова ли линия от козелка уха (выступ хряща наружного уха, который располагается перед отверстием наружного слухового прохода) до края плеча слева и справа, шея выгнута с обеих сторон одинаково или одна сторона длиннее другой;

3) плечи − на одном ли уровне они располагаются или одно плечо приподнято выше другого; разведены плечи или поданы вперед, и если поданы, то одинаково или одно сильнее другого (учтите, что такая асимметрия часто возникает у спортсменов − метателей, фехтовальщиков, боксеров и др.);

4) лопатки − на одном уровне или одна выше; выступают ли, и если выступают, то одинаково или одна сильнее другой; для более точной оценки измерьте расстояние от седьмого позвонка (наиболее выступает на шее) до нижнего угла правой лопатки и до нижнего угла левой лопатки (расстояния должны быть одинаковыми).

5) треугольники талии (пространство треугольной формы между опущенными вниз руками и контуром талии) − сравниваем размеры полученных треугольников с правой и с левой стороны тела, если размеры не совпадают, значит, треугольники талии несимметричны;

6) позвоночник − остистые отростки расположены строго вертикально или отклоняются от прямой линии; для более точной оценки лучше использовать отвес, начальной точкой приложения которого является наиболее выступающий 7 шейный позвонок, или можно нарисовать строго вертикальную линию на зеркале − при правильной осанке изображение позвоночника должно точно совпасть с линией на зеркале.

в − боковое искривление позвоночника

Рис. 5. Правильная осанка (А и Б) и осанка при боковых искривлениях позвоночника (В).

Занесите в тетрадь результаты осмотра испытуемого и измерения, сделанные в ходе осмотра. Сделайте вывод о правильности осанки испытуемого.

Задание 6. Оценка осанки при движениях.

6.1. Попросите испытуемого встать прямо и сильно напрячь колени. Если он теряет равновесие, то его осанка далека от правильной.

6.2. Положите на голову испытуемого книгу или другой плоский предмет. Он должен пройти с ним по классу до стены, прижаться к стене спиной, присесть, встать и вернуться на место. При нарушении осанки предмет упадёт с головы.

Задание 7. Оценка мебели.

Оцените, подходит ли мебель в классе для испытуемого. Стул должен доходить до колен испытуемого. При правильно подобранном стуле, стол должен быть на 4-5 см выше локтя опущенной руки сидящего человека.

Сделайте вывод о соответствии мебели росту испытуемого.

Ответьте на вопросы:

Источник

Осанка — это непринужденное, привычное положение тела стоя, при ходьбе, cидя. Осанка характеризуется положением туловища, выраженностью изгибов позвоночника положением линии остистых отростков, симметричностью лопаток. Выраженность изгибов позвоночника, формирующихся у детей и подростков в процессе роста и развития, имеет большое физиологическое значение в связи с опорной и рессорной функциями позвоночника, особенно при занятиях физической культурой.

Недостаточная либо чрезмерная выраженность любого из физиологических изгибов позвоночника, возникающая под действием различных факторов, приводит к формированию неправильной осанки: сутуловатая, лордотическая, кифотическая, выпрямленная (рис. ниже).

3

Правильная осанка характеризуется свободным, без мышечного напряжения удерживанием головы и туловища в прямом положении. Голова при этом немного приподнята, грудь выдается вперед, живот подтянут, ноги прямые, плечи слегка отведены кзади и находятся на одном уровне. Голова и позвоночник, если смотреть сзади, составляют него прямую вертикальную линию, а если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления, соответствующие возрасту и полу, в шейном и поясничном отделах (лордозы) небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз).

Для выпрямленной осанки (плоская спина) характерна очень ровная спина, выраженная сглаженностью всех физиологических изгибов позвоночника и даже их отсутствием, угол наклона таза уменьшен, грудная клетка уплощена. Причина уплощения позвоночника состоит в недостаточном наклоне таза. Уменьшение изгибов позвоночника снижает его амортизационную способность. Дети с плоской спиной предрасположены к сколиозу.

При сутуловатой осанке (круглая спина) увеличивается глубина шейного изгиба,

но сглаживается поясничный, голова наклонена вперед, плечи опущены и сведены кпереди угол наклона таза уменьшен, живот выпячен, углы лопаток отстают («крыловидные» ), ягодицы кажутся уплощенными. Тотальный кифоз позвоночника начинается от пятого позвонка и включает шейные позвонки. Развитию круглой спины способствует продолжительное сидение в согнутом положении, стояние с опущенной грудной клеткой, а также слабость мышц спины.

Лордотическая осанка характеризуется откинутым кзади туловищем, приподнятой головой, выпяченным и отвисшим животом. Наблюдается выраженный поясничный лордоз и сглаженный шейный.

При кифотической осанке (кругло-вогнутая спина) плечи опущены, голова наклонено вперед, живот выпячен, грудная клетка уплощена, угол наклона таза увеличен. В позвон ночнике отмечается увеличение глубины шейного и поясничного лордозов и грудной кифоза. Выпячиванию живота способствует ослабление мышц.

Нарушения осанки в сагиттальной плоскости у детей нередко сопровождаются снижением функций кардиореспираторной и пищеварительной систем, задержкой фи зического развития, а плоская спина — также и нарушением рессорной функции позво ночника.

Асимметрия лопаток характеризуется расположением нижних углов лопаток разных уровнях. Асимметрия лопаток является начальной стадией развития сколиозу
Сколиоз — это искривление позвоночного столба во фронтальной плоскости (боковое
искривление). Сколиоз может быть врожденным и приобретенным. Причиной первого являются дефекты развития позвоночника (асимметрия, развития тел позвонков и др.). 95% сколиозов считаются приобретенными вследствие перенесенного рахита, из-за разной длины ног, в результате неправильной привычно позы за столом во время занятий, что приводит к растяжению мышц на одной стороне туловища и укорочению — на другой и фиксации их в этом положении.

Чем раньше формируется сколиоз, тем больше вре мени для его прогрессирования, тем хуже исход. В период полового созревания (при отсутствии лечения) развитие сколиоза ускоряется в 4—5 раз.

Сколиоз представляет собой сложное и тяжелое заболевание, связанное не только с искривлением позвоноч ника, но и сопровождающееся значительными морфофунк циональными изменениями опорно-двигательного аппарата, органов грудной клетки, брюшной полости и тазовых органов.

Определение видов осанки проводят путем осмотра. При этом ребенка осматривают спереди, сзади и профиль. Обнаженного до пояса ребенка ставят на расстоянии 1—1,5 м от исследователя так, чтобы на него падал свет. Температура воздуха в помещении, где проводится осмотр, должна быть не ниже 18—20°. Осмотр следует начинать через 1—1,5 мин после раздевания ребенка это время ребенок обычно принимает привычную для него позу). Определение изменений осанки в сагиттальной плоскости (сзади наперед) проводят при положении ребенка в профиль, когда хорошо видны физиологические изгибы позвоночника (шейный, грудной, поясничный), соотношение которых, собственно, и формирует осанку.

При правильной осанке показатели глубины шейного и поясничного изгибов близки по значению и колебанию в пределах 3—4 см в младшем школьном возрасте и 5—5,5 см в среднем и старшем.

Измерение глубины физиологических изгибов позвоночника рекомендуется прооводить по методике З.П. Ковальковой при помощи переносного антропометра или деревянной планки. При измерении глубины шейного изгиба (шейной точки — 1) антроопометр устанавливают по задней срединной линии так, чтобы он соприкасался с выступающими остистыми отростками грудных позвонков. Чтобы получить величину поясничного лордоза, следует измерить расстояние от наиболее удаленной точки в поясничном отделе позвоночного столба до переднего края антропометра — 2 (рис.2.5.2).

4

Согласно измеренным величинам (глубина шейной и поясничной точек) по ворастно-половым оценочным таблицам определяют вид осанки в сагиттальной плоскости. Глубина изгибов позвоночника в норме представлена в таблице 2.5.1.

Измерения кривизны позвоночника во фронтальной плоскости (степень выраженности сколиоза) можно установить, осматривая ребенка спереди и сзади. При этом следует обращать внимание на форму и уровень стояния плеч (при сколиозе одно плечо опускается и становится как бы плоским), положение головы и очертание шейно-плечевых линии, взаиморасположение углов лопаток (при сколиозе они находятся на
разных уровнях за счет опущения лопатки, расположенной на противоположной ис

кривлению стороне), величину треугольников талии (при сколиозе треугольник талии меньше выражен с той стороны, где имеется искривление) (рис. 2.5.3)

5
Определяют расположение складок по линии талии (при искривлении позвоночного столба в области поясничных позвонков складка со стороны искривления выражена

больше и определяется как высокий бок), степень развития мышц спины (при сколиозе продольные мышцы на стороне измененной осанки развиты больше и более упруги, образуют мышечный валик), положение остистых отростков позвонков относительно задней срединной линии. Для обнаружения смещения этой линии исследователь пальцем проводит по позвоночнику и определяет его форму по линии проявляющегося белого или красного дермографизма.

Таблица 2.5.1. Изгибы позвоночника (по Анисимову-Терентьеву)
Возраст, лет                                                        Изгибы позвоночника, см
.                                                          шейный                                                     поясничный
.                                                  мальчики девочки                                      мальчики девочки
3—6                                          2,5—2,7      2,5—2,7                                       2,9—3,5     2,9—3,5
8—10                                        2,8—3,0     2,9—3,3                                       3,8—4,0     3,7—4,1
11—13                                      3,0-5,7        3,3-5,6                                        4,3—5,6     4,1—5,5
>13                                           5,8-5,9         6,0-6,1                                        5.9—6,3      6,3-6,4

При осмотре спереди определяют положение ключиц, ребер, форму грудной клетки, а сзади при наклоне туловища вниз из положения стоя наличие асимметрии в вид реберного выбухания или реберного горба.
Перечисленные выше признаки сколиоза при перемене положения тела ребенка могут исчезать, что характеризует начальную его стадию. Чтобы убедиться в этом, ребенок должен приподняться на носках с поднятыми и сведенными (переплетенными вместе пальцами рук. Если при этом углы лопаток не устанавливаются на одной линии- -это означает, что уже развилось искривление позвоночного столба (сколиоз). Для определения боковых искривлений позвоночника можно также использовать модификационный вариант ростомера. У обследуемого на коже дермографическим карандашом или синькой отмечают линию расположения остистых отростков позвонков в положена привычной осанки. Затем, поставив обследуемого спиной к ростомеру, на уровне затылочного бугра, пятого шейного, седьмого грудного и четвертого поясничного позвонков с помощью вставляемой в отверстие ростомера планки, конец которой смочен раствором синьки, наносят на кожу спины точки. Через эти точки проводится прямая линия , отклонения от нее линии остистых отростков позвоночника и характеризуют степень искривления позвоночника.

Измерения глубины шейного и поясничного изгибов и величины сколиоза можно проводить с помощью двух линеек. Одна из них, длиной более 80 см, выполняет poль вертикальной стойки ростомера.

Боковые искривления позвоночника могут быть определены с помощью прямой планки (деревянной или металлической) длиной 1,5—2 м. Эту планку строго вертикально приставляют к обследуемому сзади так, чтобы она коснулась остистого отростка 7-го шейного позвонка; можно использовать отвес вместо планки.

В зависимости от направления дуги искривления позвоночника различают право сторонние и левосторонние сколиозы, а в зависимости от локализации и протяженности искривления — шейный, грудной, поясничный и тотальный сколиозы; методически правильно проведенное обследование позволяет выявить и определить степень и вид сколиоза (рис. 2.5.4).

7

При I степени имеется функциональное нарушение, нефиксированный дефект, исчезающий при активном напряжении мускулатуры. II степень характеризуется стойким искривлением, не исчезающим при напряжении мускулатуры; резко выраженных деформаций позвоночника и грудной клетки нет. При III степени наблюдаются резко выраженные фиксированные искривления позвоночника и деформации грудной клетки.

Еще несколько похожих статей с нашего сайта:

Источник

Для правильной оценки результатов обследования по данной методике необходимо знать возрастно-половые особенности физиологической осанки и учитывать их. Например, характерные черты нормальной осанки детей дошкольного возраста следующие: голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен кпереди, не выступая за уровень грудной клетки (в профиль); линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1–2 см; изгибы позвоночника выражены слабо, угол наклона таза невелик.

Обычно осанку оценивают в трех плоскостях.

Сагиттальная плоскость (от лат. «сагитта» – стрела) делит тело на правую и левую половины. В сагиттальной плоскости происходят сгибание (наклон вперед) и разгибание (наклон назад). В этой плоскости расположены физиологические изгибы позвоночника (кифозы и лордозы), которые могут соответствовать возрастной норме или быть излишне либо недостаточно выраженными.

Фронтальная плоскость делит тело на переднюю и заднюю стороны. Во фронтальной плоскости происходят боковые наклоны туловища. Деформация позвоночника во фронтальной плоскости и асимметрия правой и левой частей тела является явным признаком нарушений состояния опорно-двигательного аппарата.

В горизонтальной плоскости происходит вращение позвонков при поворотах туловища. Скручивание позвоночника в горизонтальной плоскости – отличительный признак сколиоза.

Характерными чертами нормальной осанки для детей школьного возраста являются: голова незначительно наклонена вперед к корпусу, плечи не выдвинуты вперед, на уровне груди небольшой изгиб корпуса назад, лопатки отстают незначительно, поясничный изгиб позвоночника постепенно уменьшается, живот еще выпячен, но менее выражен, чем у детей 6–7 лет. Ось нижних конечностей у девочек прямая или незначительно вальгусная (Х-образная) – расстояние между стопами при осмотре анфас (прямая проекция) до 2 см (2 пальца); у мальчиков – прямая или незначительно варусная (О – образная) – расстояние между голенями при осмотре анфас до 2 см (2 пальца). Наиболее стабильная осанка отмечается у детей в возрасте 10 лет (рис. 3).

Рис. 3. Осанка правильная, если держать голову прямо, подбородок чуть-чуть приподнят, плечи разведены так, что грудь слегка выгнута, колени выпрямлены

При правильной осанке показатели глубины шейного и поясничного изгибов близки по значению и колеблются в пределах 3–4 см в младшем школьном возрасте и 4,0–6,4 см – в среднем и старшем (табл. 2).

Таблица 2

Изгибы позвоночника (по Анисимову-Терентьеву)

Осмотр грудной клетки производят во фронтальной и сагиттальной плоскости. Форма грудной клетки зависит от расположения и конфигурации ключиц, ребер, грудины, величины надчревного угла, соотношения поперечного и продольного диаметров, а также выраженности деформаций позвоночника.

Грудную клетку различают цилиндрическую, плоскую, коническую и патологические ее формы («куриная грудь», «грудь сапожника» и др.).

При цилиндрической форме – грудная клетка равномерно развита в верхнем и нижнем отделах, надчревный угол равен или близок к прямому.

Плоская грудная клетка обычно имеет удлиненную и уплощенную форму, надчревный угол тупой.

При конической форме – грудная клетка более развита в верхнем отделе по сравнению с нижним отделом, надчревный угол близок к острому.

Развитие мышц характеризуется развитием мышечной ткани и ее упругостью. О развитии мышц дополнительно судят по положению лопаток и форме живота. Мышечное развитие считается слабым, когда рельеф мышц не выражен, упругость их понижена, отмечаются отстающие (крыловидные) лопатки и отвислый живот. При хорошем развитии мышцы имеют хорошую упругость, выраженный рельеф, углы лопаток подтянуты к грудной клетке и не выступают, живот подтянут. При среднем мышечном развитии несколько обозначен рельеф мышц, они имеют среднюю упругость, могут выступать углы лопаток.

При осмотре следует обращать внимание на форму ног и расположение их продольных осей относительно вертикальной оси тела.

По форме ноги бывают цилиндрические, равномерно суженые, конические.

Взаиморасположение осей бедра, голени и стопы рассматривается во фронтальной и сагиттальной плоскостях. Считается нормальным, если ось бедра и голени располагаются на одной прямой, несколько наклонной к горизонтали во фронтальной плоскости. При Х-образной деформации ног оси бедра и голени образуют тупые, открытые наружу углы. При О-образной деформации ног оси бедра и голени образуют тупые, но открытые внутрь углы. В сагиттальной плоскости оси бедра и голени могут образовывать углы, открытые вперед (переразгибание) и назад.

При исследовании сводов стопы различают стопу нормальную, уплощенную и плоскую. К методам определения состояния стопы относят 1) визуальный, 2) измерительный (плантографический), 3) рентгенологический.

В норме опорная часть середины стопы (перешеек) занимает примерно 1/3-1/2 поперечной оси стопы. Если опорная часть занимает более половины поперечной оси, стопа считается уплощенной, если более 2/3 поперечной оси – стопа плоская.

Данное тестовое обследование проводится врачом или медицинской сестрой школы, поликлиники. Обследование осуществляется следующим образом: зная особенности правильной осанки детей обследуемого возраста, отмечают 10 вопросов теста, подчеркивая «ДА» или «НЕТ» в тестовой карте каждого ребенка. Исследование проводится в положении стоя (ребенок раздет до трусов), но без стремления заставить обследуемого стоять прямо – ребенок должен принять естественную, привычную для него позу.

Порядок осмотра:

1. Осмотр анфас, руки вдоль туловища – определяется форма ног (нормальная, О-образная, Х-образная), положение головы, шеи, симметрия плеч, равенство треугольников талии[1], деформация грудной клетки, симметрия таза.

2. Осмотр сбоку, поза как при осмотре анфас – определяется форма грудной клетки, живота, выступание лопаток, форма спины.

3. Осмотр со спины (поза сохраняется) – симметрия углов лопаток, равенство треугольников талии, форма позвоночника, форма ног (нормальная, О-образная, Х-образная), ось пяток (вальгусная или нет).

4. В конце обследования ребенку предлагается сделать несколько шагов для выявления возможных нарушений в походке.

Тестовая карта для выявления нарушений осанки

С помощью данного теста оценка осанки проводится по следующим градациям:

1. Нормальная осанка для данного возраста – отрицательные ответы на все вопросы.

2. Незначительные нарушения осанки – положительные ответы на один или несколько вопросов (номера 3, 5, 6, 7 включительно). Дети, имеющие эти отклонения, подлежат наблюдению врача школы, поликлиники.

3. Выраженные нарушения осанки – положительные ответы на вопросы 1, 2, 4, 8, 9, 10 (один или несколько). Дети, отнесенные к данной группе, подлежат обязательному направлению на консультацию к ортопеду.

Тест для выявления истинного сколиоза

У детей иногда диагностируется истинный сколиоз. Следует помнить, что такими сколиозами можно считать только те, которые сопровождаются торсией. Торсия (torsia) – поворот позвоночника относительно собственной вертикальной оси, при котором остистые отростки позвоночника уклоняются в ту или иную сторону от срединной плоскости, образуя выпуклость, видимую при наклоне туловища.

Источник