Изгибы позвоночника 8 класс биология
Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки. Позвоночник образован 33-34 позвонками, соединенными между собой хрящами, суставами и связками. В нем различают 5 отделов: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5) и копчиковый (4-5) (рис. 58). Крестцовые позвонки срастаются в
Рис. 58. Полномочным столб Рис. 59. Изгибы
(пил спереди); полномочного столба:
I шейный отдел; 2 грудной от- / шейный; 2 грудной; 3 поясним* лел;3 поясничный отпел; 4 крест- ны ft;-/ крестцовый; 5 кончик;
цоный отдел: 5 кончик 0 грудная клетка; 7 тазовая кость
крестец, а копчиковые н копчик. Позвоночник человека имеет
S-образную форму. У него четыре изгиба (рис. 59). два из которых обращены выпуклостями вперед, а два – назад. Благодаря им толчки и сотрясения ослабляются и не достигают черепа и, главное, мозга. У новорожденного позвоночник прямой, изгибов не имеет. Только когда ребенок начинает держать голову, появляется шейный изгиб, а сидеть – грудной. Когда ребенок начинает ходить, появляются поясничный и крестцовый изгибы.
Полностью позвоночные изгибы формируются к 18-20 годам. Они увеличивают размеры грудной клетки и таза, уравновешивают организм. повышают пластичность при прыжках и беге. Это обусловлено также хрящевыми соединениями между позвонками (лисками), которые обеспечивают гибкость позвоночника.
Каждый позвонок и меет тело, дугу и ряд отростков (рис. 60). Позвонки располагаются друг над другом, соединяются между собой хрящами, образуют спинномозговой канал, в который заключен спинной мозг.
Шейные позвонки (первый, второй) участвуют в повороте головы. Поясничные позвонки имеют более массивное тело, так как на них падает большая нагрузка. Крестцовые и копчиковые позвонки соединяются неподвижно друг с другом срастаются.
Грудные позвонки (12). рёбра (12 пар) и грудина образуют груд ную клетку (рис. 61). Ребра представляют собой плоские, изогнутые дугой кости. Их задние концы подвижно соединены с грудными позвонками. Передние концы 7 верхних пар ребер спереди соединяются
Рис. 60. Строение позвонков и их вилы:
1 отверстие; 2 остистый отросток; 3 суставный отросток; У поперечный отросток; 5 – дуги позвонкл; 6 тело
позвонка
I шейный позвонок; 2 грудной позвонок: 3 поясничный позвонок
Рис. 62. Суставы и связки грудины, ребер н позвонка:
Рис. 61. Строение груднои клетки: / позвонок: 2 тело ребра; 3 – хрящ
1 реберные хряши; 2 ребра; ребра; -/ тело грудины; о – грудин-
3 – грудина; 4 иозвоиочш1к но-реберная связка
с грудиной. Следующие 3 пары ребер прикрепляются к хрящу вы- шерасиоложенпого ребра и образуют дугу. У 11 и 12 пар рсбер хрящей по бывает. Они короче остальных ребер, поэтому передняя часть их оканчивается свободно. Грудная клетка защищает сердце, легкие, пищевод, а также печень и желудок. Ребра соединяются с грудиной через длинные хрящи, поэтому во время дыхания объем грудной клетки легко изменяется (рис. 62).
Скелет туловиици: позвоночник: отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестимый, копчиковый: изгибы полюночни-
ка: тело, дуга иотростки по.юонкоо: спинномо.}говой канал, крестец.
копчик, грузна, грудная клетка
А
1. Почему опорно-двнгателыюму аппарату дпно такое название?
2. Что такое скелет? Из чего он состоит?
3. На какие отделы подразделяется опорно-двигательная система?
В
1. Какие виды костей бывают? Где они расиоллгаются?
2. Какова функция позвоночника?
3. Какую функцию выполняет красный костный мозг?
С
1. Какие изгибы бывают у позвоночника? Какую роль они выполняют? Есть ли они у новорожденных?
2. Количество позвонков у человека, их строение.
3. Какие кости образуют грудную клетку?
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Сколиоз – патология опорно-двигательного аппарата
2 слайд
Описание слайда:
Содержание Введение Понятие сколиоза Формы сколиоза 2.1. Патогенез 2.2. Классификация Особенности обследования больного со сколиозом Профилактика и лечение 4.1. Консервативное лечение 4.2. Оперативное лечение 5. Методика лечебной физической культуры при сколиозе Заключение по теоретической части 6. Исследовательская часть Литература Приложения
3 слайд
Описание слайда:
Осанка Непринужденное привычное положение тела при стоянии, сидении, ходьбе и работе человека, но без активного напряжения мышц. При правильной осанке изгибы позвоночника умеренные, имеют равномерно-волнообразный вид; лопатки расположены симметрично, плечи развернуты, ноги прямые с нормальными сводами стоп. Правильная осанка способствует нормальному функционированию органов движения и внутренних органов человека, что способствует повышению работоспособности
4 слайд
Описание слайда:
Искривление позвоночника Лордоз (lordosis; греч. lordosis, от lordos согнувшийся, сутулый) — искривление позвоночника в сагиттальной плоскости, обращенное выпуклостью кпереди. Кифоз (kyphosis; греч. kyphōsis искривление, горб) — изгиб позвоночника в сагиттальной плоскости, обращенный выпуклостью кзади. Сколиоз Боковое искривление позвоночника Лордотический тип осанки
5 слайд
6 слайд
Описание слайда:
Сколиоз и нарушение осанки (сравнение) Сколиоз В положении лежа на животе позвоночник не в состоянии принять нормальное прямое положение Нарушение осанки В положении лежа на животе позвоночник в состоянии принять нормальное прямое положение
7 слайд
Описание слайда:
Сколиоз От греческого skoliosis – искривление Распространенная деформация позвоночного столба Течение заболевания носит хронический характер Относится к разряду генетически обусловленных Диспластический сколиоз Диспластический сколиоз
8 слайд
Описание слайда:
Сколиоз – это боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Реберный горб, который при этом наблюдается, образует деформацию с выпуклостью вбок и кзади – кифосколиоз. Левосторонний поясничный и правосторонний грудной II степени пояснично-грудинной
9 слайд
Описание слайда:
Нарушение осанки у детей по разным возрастным группам: 7-9 лет составляет 27% 10-14 лет составляет 48% 15-17 лет составляет 33% порок развития позвонков (полупозвонки). Диспластический сколиоз Диспластический сколиоз Сколиоз и реберный горб при сирингомиелии
10 слайд
Описание слайда:
Разволокнение фиброзного кольца межпозвонкового диска Смещение пульпозного ядра в будущую выпуклую сторону искривления Наклон вышележащего тела позвонка При начальном проявлении – реберное выбухание При тяжелой степени – реберный горб Ассиметричное напряжение межпозвонковых мышц Появление в позвонках структурных изменений – торсий Изменения при сколиозе Степени смещения позвонков при спонделезе
11 слайд
Описание слайда:
Торсии Это боковое искривление позвоночника – лишь нарушение осанки Поворот вокруг вертикальной оси, причем тела позвонков оказываются обращенными в выпуклую сторону, а остистые отростки в вогнутую Способствуют деформации грудной клетки и ее асимметрия Внутренние органы при этом смещаются Деформация позвонков развивается по определенным законам (что дает возможность прогнозировать заболевание)
12 слайд
Описание слайда:
Классификация на основе момента появления заболевания Детский (до 6 лет) Подростковый Юношеский
13 слайд
Описание слайда:
Виды сколиоза По сложности Простой Частичное или одно боковое искривление Сложный Несколько дуг искривления в разные стороны Тотальный Захватывает весь позвоночник По степени фиксации Фиксированный Нефиксированный Исчезающий в горизонтальном положении дисплазия Диггве — Мельхиор — Клаузена
14 слайд
Описание слайда:
Классификация № 1 Врожденный сколиоз асимметрия мышечного рельефа резкое боковое искривление в грудном отделе
15 слайд
Описание слайда:
Классификация № 2 Реберный горб
16 слайд
Описание слайда:
Классификация № 3 правостороннем грудном сколиозе IV степени правостороннем грудном сколиозе IV степени
17 слайд
Описание слайда:
180-175 175-155 155 – 100 Менее 100
18 слайд
19 слайд
Описание слайда:
Диспластический сколиоз Системная патология соединительной ткани- накопление гликозаминогликанов и гексуроновых кислот, понижение содержания гиалуроновой кислоты – как следствие – потеря прочности Ослабление соединительнотканных структур во всех системах организма Как следствие – появление дисплазии тазобедренных суставов, челюстно-лицевые аномалии, плоскостопие, дистония, изменения в нервной системе
20 слайд
Описание слайда:
Причины приобретенного сколиоза в школьном возрасте и у взрослых Неправильная поза во время учебных занятий – одно плечо выше другого (это ведет к неравномерной нагрузке на позвоночник и мышцы спины, утомляет и ослабляет их. В дальнейшем возникает изменение связок позвоночника и формы самих позвонков, образуется стойкое боковое искривление)) Ношение тяжестей в одной руке У взрослых – развивается в результате длительных ассиметричных нагрузок на мышцы (Сколиоз скрипача, швеи, носильщика) Может привести перелом позвоночника
21 слайд
Описание слайда:
Найдены зависимости больного сколиозом с: Физиологическими изменениями Заболеваниями сердечно-сосудистой системы Заболеваниями Дыхательной системы Психическими процессами Снижение уровня опосредовательности деятельности (деятельность упрощается, ее целевая структура обедняется) Нарушается степень критичности и самоконтроля Изменяются ценностные ориентации личности
22 слайд
Описание слайда:
Изменение в психологических процессах Снижение объема памяти Снижение внимания Снижение уровня обобщения и протекания ассоциативных процессов Конкретность мышления Склонность к дезадаптации
23 слайд
24 слайд
Описание слайда:
Исследовательская часть реферата
25 слайд
Описание слайда:
Цель работы: Выявить степень встречаемости сколиоза у учащихся гражданских классов Выявить степень встречаемости сколиоза у учащихся кадетских классов Определить средний показатель встречаемости сколиоза по школе у подростков Сравнить средний показатель по школе и показатели по гражданским и кадетским классам с средними данными по стране Сравнить средние показатели встречаемости сколиозом в гражданских и кадетских классах Сделать выводы о динамике распространения заболевания по школе.
26 слайд
Описание слайда:
Наши исследования Классы Общее кол-во учащихся % учащихся С изменениями в осанке % учащися с сколиозом Количество учащихся с нарушениями в состоянии здоровья Деформация грудной клетки Нарушение осанки Сколиоз Кифоз Кифосколиоз Сопутствующие заболевания ССС Дыхательной системы Всего 413 19,78 10,01 5 31 44 8 12 2 Уч-ся Гражданских классов 192 29,73 13,27 2 15 26 8 4 1 Учащихся кадетских классов 221 17,44 7,4 3 16 18 0 8 1 Уч-ся Гражданских классов Сколиоз и кифосколиоз 15,6 30 Всего по школе Сколиоз и кифосколиоз Учащихся кадетских классов Сколиоз и кифосколиоз 11,7 26 13,56
27 слайд
Описание слайда:
Классы Общее кол-во уч-ся Уч-ся С измене- ниями в осанке (%) Уч-ся с сколиозом (%) Кол-во уч-ся с нарушениями в состоянии здоровья. Деформа- ция грудной клетки Нарушение осанки Сколиоз Кифоз Кифо- сколиоз 6Б(К) 25 16 16 0 7Б(К) 23 39,1 39,1 0 8А(Г) 24 50 33 1 8 3 8Б(Г) 25 32 0 7 0 1 8В(К) 23 17 8 2 2 8Г(К) 26 16,6 15,4 0 9А(Г) 20 15 5 1 1 1 9Б(Г) 26 15,4 7,7 2 2 9В(К) 23 26 4.3 5 1 9Д(К) 30 26,6 26,6 0 0 10А(К) 16 16,25 18,75 10Б(К) 25 28 20 2 5 10В(К) 22 13,6 13,6 0 3 11А(Г) 34 26,5 8,8 4 3 2 11Б(К) 25 8 0 1 0 1 11В(К) 28 17,8 3,6 1 2 1 1 11Г(К) 22 4,5 0 1 0 0 Всего 417 21,7 12,9 3 27 26 4 4 Уч-ся кадетских классов 288 24 13,8 2 19 12 0 2 Уч-ся гражданских классов 129 25,8 10,9 1 8 14 4 2
28 слайд
Описание слайда:
2005-2006 учебный год 7 8 9 10 11
29 слайд
Описание слайда:
Выводы по исследованию Встречаемость нарушений осанки в кадетских классах значительно ниже Это объясняется более активным образом жизни кадетов, их занятием физической культурой и разными видами дополнительных физических упражнений (гимнастика, акробатика, боевые искусства). Физические занятия разного рода способствуют становлению правильной осанки и исправлению имеющихся приобретенных дефектов за счет развития мышечной системы подростков.
30 слайд
Описание слайда:
Скелетированный корсет
31 слайд
Описание слайда:
Вытягивающее упражнение самокоррекция деформации Корригирующее упражнение Пассивная коррекция нагрузка на мышцы брюшной стенки Разгрузка позвоночника Асимметричное дыхательное упражнение
32 слайд
Описание слайда:
Противопоказания Противопоказаны упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника и приводящие к его перерастяжению
33 слайд
Описание слайда:
При длительном сидении необходимо соблюдать следующие правила: Можно сидеть неподвижно не дольше 20 минут; Старайтесь вставать как можно чаще. Минимальная продолжительность такого “перерыва” – 10 секунд Сидя, как можно чаще меняйте положение ног: ступни вперед, назад, поставь их рядом, потом, наоборот, разведи и.т.д. Старайтесь сидеть “правильно”: сядьте на край стула, чтобы колени были согнуты точно под прямым углом, идеально выпрямите спину и, если можно, снимите часть нагрузки с позвоночника, положив прямые локти на подлокотники; периодически делайте специальные компенсаторные упражнения: 1) повисните и подтяните колени к груди. Сделайте упражнение максимальное число раз 2) примите на полу стойку на коленях и вытянутых руках. Старайтесь максимально выгнуть спину вверх, и потом как можно сильнее прогнуть ее вниз.
34 слайд
Описание слайда:
Для укрепления мышц спины: 1) И.п. – стоя, руки за головой. С силой отведите руки в стороны и, подняв руки вверх, прогнитесь. Замрите на 2-4 секунды и вернитесь в и.п. Повторите 6-10 раз. Дыхание произвольное. 2) И.п. – стоя и держа за спиной гимнастическую палку (верхний конец прижат к голове, нижний – к тазу). Присядьте, вернитесь в и.п. Наклонитесь вперед, вернитесь в и.п. и, наконец, наклонитесь вправо, затем влево. Каждое движение выполнить 8-12 раз. 3) И.п. – лежа на животе. Опираясь на руки и, не отрывая бедер от пола, прогнитесь. Замрите в этом положении на 3-5 секунд, затем вернитесь в и.п. 4) И.п. – стоя на шаг от стены. Коснувшись руками стены, прогнитесь назад, подняв руки вверх, и вернитесь в и.п. Повторить 5-8 раз. Стоя у стены прижмитесь к ней затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Затем отойдите от стены и старайтесь как можно дольше удерживать это положение тела. Если вы работаете сидя периодически “вжимайтесь спиной и поясницей в спинку стула, а если есть высокий подголовник с усилием упирайтесь в него головой.
35 слайд
Описание слайда:
Правильная посадка Ученика за партой Разное положение тела за партой Дистанция сидения Отрицательная нулевая положительная
36 слайд
Описание слайда:
Правильная посадка за столом Туловище следует держать прямо Голову наклонять лишь немного вперед Между грудью и столом должно оставаться свободное пространство в 3-4 см Предплечья должны свободно лежать на столе Ноги необходимо согнуть в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом Ступни ног при этом должны полностью опираться на пол или подножку рабочего стола
37 слайд
38 слайд
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Учебник:
«Биология. Человек», Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.
Тема:
§ 15. Осанка. Предупреждение плоскостопия
Номер материала:
ДБ-1357105
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Глава 2. Опора и движение
ВСПОМНИТЕ
1. Что вам известно о естественных изгибах позвоночника и их роли в организме человека? 2. Какое значение для человека имеет сводчатая стопа?
Опорно-двигательная система отличается особой надёжностью и прочностью. Она может выдерживать огромные нагрузки. Например, у прыгунов в длину бедренная кость в момент приземления испытывает нагрузку 9 т. Но для того чтобы кости, связки, суставы и мышцы могли успешно работать, необходимо обеспечить им определённые условия.
Для нормального развития костей необходимо, чтобы в организм поступали разнообразные минеральные соли и особые вещества, регулирующие обмен этих солей в кости, например витамин D. При нехватке этого вещества у детей развивается заболевание — рахит. Кости теряют свою прочность и могут даже изгибаться под тяжестью тела.
Ещё одним нарушением опорно-двигательной системы является искривление позвоночника, связанное с нарушением осанки. Осанка — это привычная поза при стоянии, ходьбе и сидении. При правильной осанке внутренние органы расположены так, что создаются наилучшие условия для их работы. При неправильной осанке происходит искривление позвоночника, которое рано или поздно наносит повреждения межпозвоночным дискам. В результате могут защемляться нервы, идущие от спинного мозга, расположенного внутри позвоночного канала. Человек начинает испытывать боли в спине, шее, голове. Развивается болезнь остеохондроз.
Различают три степени нарушения осанки. Если первые две связаны с нарушениями в работе мышечного аппарата, то третья вызывает изменения в скелете, которые вылечить довольно трудно. Сильное искривление позвоночника называют сколиозом (рис. 26), его необходимо лечить при помощи особых физических упражнений или укрепляющих гипсовых повязок и корсетов. Если лечение начато своевременно, то дальнейшее искривление позвоночника удаётся прекратить.
У человека стопа сводчатая: её средняя часть немного приподнята над поверхностью, на которую опирается нога (рис. 27, а). Это необходимо для того, чтобы стопа, слегка пружиня, уменьшала очень высокие нагрузки, возникающие при прыжках, беге, переносе тяжёлых грузов. Иногда у людей возникает плоскостопие, то есть стопа становится плоской и не может уменьшать нагрузки (рис. 27, б). В этом случае при ходьбе, беге и даже просто при стоянии ноги быстро устают и возникают сильные боли.
Опорно-двигательная система человека подвержена нарушениям, вызванным действием факторов внешней среды, то есть травмам. Тяжёлые и обширные травмы опасны для жизни и сопровождаются шоком — угрожающим жизни состоянием, которое характеризуется прогрессирующим нарушением деятельности всех физиологических систем организма. В зависимости от вида травмирующего фактора различают травмы: механические, термические (ожоги, обморожения), химические, вызванные электрическим током и т. д., а также комбинированные травмы, например механическая травма и ожог.
Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы
Относительно небольшие повреждения тканей, происходящие без нарушения целостности кожи, называют ушибами. При лёгких ушибах возникают небольшие кровоизлияния в ткани, но при сильных ударах могут пострадать даже внутренние органы: почки, селезёнка, печень, мозг. Особенно внимательно нужно следить за пострадавшим при ушибе головы. Если такой человек терял сознание, испытывал приступы рвоты, то речь идёт о сотрясении мозга и больного надо доставить в медицинское учреждение на носилках.
При ударах и больших нагрузках может произойти растяжение связок или даже их разрыв. При более сильном воздействии на сустав может случиться вывих — суставная головка выходит из суставной впадины. Повреждённый сустав отекает, возникает сильная боль. Иногда появляется кровоподтёк, который в народе называют синяком. Вправлять кости на место самим нельзя. Необходимо оказать пострадавшему первую помощь: сделать холодный компресс и туго забинтовать место травмы. Это необходимо сделать для того, чтобы ослабить боль и уменьшить подвижность сустава. Затем больного следует осторожно доставить к врачу.
При ранениях, сильных ударах могут произойти переломы костей. Если при переломе не повреждены кожа и мышцы, то такой перелом называют закрытым. Более опасны открытые переломы, при которых возникают раны и может произойти попадание болезнетворных микроорганизмов во внутреннюю среду организма.
Если сломаны кости конечностей, а это происходит чаще всего, то на место перелома накладывают шину — длинные рейки, трубки или дощечки из какого-нибудь негибкого материала (рис. 28). Их туго прибинтовывают к повреждённой конечности таким образом, чтобы обеспечить неподвижность сустава выше и ниже перелома и тем самым обездвижить место травмы. Затем пострадавшего необходимо быстро доставить к врачу. При открытых переломах сначала нужно остановить кровотечение и обработать рану. Самим пытаться вернуть сломанную кость в исходное положение не стоит, так как при этом острые концы в месте перелома могут повредить мышцы и сосуды. Если помощь оказана вовремя, то перелом срастётся, хотя на это потребуется довольно много времени. Например, при переломе плечевой кости гипсовую повязку на повреждённое место накладывают минимум на 15 дней. Особенно осторожно следует обращ?