Из каких зародышевых листков образуются позвоночник

Из каких зародышевых листков образуются позвоночник thumbnail

В ЕГЭ по биологии часто упоминаются cтруктуры и зародышевые листки. Что это такое? Какую информацию об необходимо помнить, чтобы ответить на эти вопросы без труда? Давайте разбираться!

Хотите круто подготовиться к экзаменам? Записывайтесь на бесплатный пробный урок в MAXIMUM! Вы узнаете всю структуру ЕГЭ-2021, разберете сложные задания из первой части, получите полезные рекомендации и узнаете, как устроена подготовка к ЕГЭ в MAXIMUM.

структуры и зародышевые листки

Теоретическая
часть

После того, как сперматозоид оплодотворяет яйцеклетку, их генетическая информация сливается и образуется диплоидная зигота. После этого события клетка начинает многократно делиться и со временем образует трехслойную нейрулу. Вот эти слои и называются зародышевыми листками.

структуры и зародышевые листки

Есть простой способ запомнить расположение листков. Эктодерма – наружный слой, а энтодерма — внутренний. Буква «к» в алфавите идет раньше, чем буква «н», поэтому эктодерма находится с наружной стороны зародыша. Мезодерма — средний зародышевый листок и, так уж вышло, что буква «м» находится между «к» и «н».  

Есть еще один способ для тех, кто хорошо
понимает химию: можно вспомнить экзотермические и эндотермические химические
реакции. При экзотермических реакциях энергия выделяется наружу (от латинского «экзо»- наружу), а при эндотермических  энергия поглощается внутрь (от «эндо» — внутрь). А мезодерма – это листок, который
находится между эктодермой и энтодермой.

После того, как мы вспомнили, где именно расположен каждый из зародышевых листков, важно осознать какие ткани, органы и системы органов образуются из каждого из них.

Что формируется из эктодермы?

  1. нервная система – нервная ткань, которая образует головной и спинной мозг, нервы и некоторые клетки разных анализаторов (например, хрусталик глаза).
  2. эпителий и его производные (кожа, ногти, когти, рога), а также кожные железы. Все эти структуры образованы эпителиальной тканью.
  3. зубная эмаль

Лайфхак для запоминания. Вы можете потрогать свой глаз? Или почувствуете ли прикосновение к нервным окончаниям на коже? А потрогать кожу или волосы? Да. Проведите параллель, эктодерма – наружный слой и то, к чему вы можете прикоснуться, в основном, закладывается из эктодермы.

Что формируется из энтодермы?

  1. пищеварительная система
  2. дыхательная система
  3. выделительная система
  4. эндокринные железы

Лайфхак для запоминания. Эти системы органов мы называем внутренними органами. Энтодерма – внутренний слой и из нее образуются внутренние органы.

Что формируется из мезодермы?

  1. мышцы
  2. скелет – хрящи и кости
  3. почки
  4. сердечно – сосудистая система –
    сердце, сосуды и клетки крови
  5. половая система — семенники и яичники

Лайфхак для запоминания. Все эти структуры состоят из мышечной и соединительной ткани, именно эти типы ткани закладываются из мезодермы.

структуры и зародышевые листки

Структуры и зародышевые листки: практическая часть

Давайте решим задания, где упоминаются cтруктуры и зародышевые листки. Обращаю ваше внимание, что эта тема встречается в заданиях на 2 и на 3 балла.

Пример 1. Установите
соответствие между структурой организма человека и зародышевым листком, из
которого она сформировалась.

СТРУКТУРА ОРГАНИЗМА ЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК
A) болевые рецепторы
Б) волосы
B) лимфа
Г) кровь
Д) ногтевые пластинки
1) мезодерма
2) эктодерма

Теперь, после обсуждения
теоретического материала, это задание не кажется нам сложным. Эктодерма —
наружный зародышевый листок, из него образуются те структуры, которые мы можем
«потрогать». То есть, из перечисленных здесь вариантов – это болевые рецепторы,
волосы и ногтевые пластинки. Мезодерма – средний зародышевый листок, из нее
закладывается соединительная и мышечная ткань. Кровь и лимфа образованы
соединительной тканью и образуются из мезодермы.

Ответ: 22112

Пример 2. Назовите за­ро­ды­ше­вый ли­сток по­зво­ноч­но­го животного, обо­зна­чен­ный на ри­сун­ке цифрой 2. Какие типы тка­ней и си­сте­мы ор­га­нов фор­ми­ру­ют­ся из него?

структуры и зародышевые листки

Рисунок, похожий на этот, мы сегодня уже рассматривали. Цифрой 2 отмечен зародышевый листок, который находится между двумя другими, а значит – мезодерма. Из мезодермы образуются соединительная и мышечная ткань, сердечно-сосудистая и опорно-двигательная системы.

Желаем удачи! Если хотите быстро и эффективно подготовиться к ЕГЭ по биологии, обратите внимание на наши курсы, почитайте отзывы о них. И следите за блогом, чтобы не пропустить разборы других заданий!

Источник

От момента образования зиготы и до выхода зародыша из яйцевых оболочек длится эмбриональный период развития.

Эмбриональный период

Дробление зиготы

После того, как произошло оплодотворение – слияние сперматозоида и яйцеклетки, образовавшаяся зигота начинает интенсивно делиться.
Ее множественные митотические деления называют дроблением.

Важная особенность дробления в том, что не происходит увеличение в размере зародыша: клетки дробятся (делятся) настолько
быстро, что не успевают накопить цитоплазматическую массу. Дробление зиготы человека является полным неравномерным
асинхронным.

Читайте также:  В каких случаях нужно делать мрт позвоночника

Дробление зиготы

В результате дробления образуется морула. Морула (лат. morum – ягода тутового дерева) – клетка на стадии
этапа дробления, когда зародыш представляет собой компактную совокупность клеток (без полости внутри).

Бластуляция

Бластуляция – заключительный период дробления, в который зародыш называется бластулой.

После очередных этапов многократного деления образуется однослойный зародыш с полостью внутри – бластула (греч. blastos — зачаток).

Стенки бластулы состоят из бластомеров, которые окружают центральную полость – бластоцель (греч. koilos — полый).
Соединяясь друг с другом, бластомеры образуют бластодерму из одного слоя клеток.

Бластула и морула

Гаструляция (греч. gaster — желудок, чрево)

Гаструляцией называют стадию эмбрионального развития, в ходе которой клетки, возникшие в результате дробления зиготы,
формируют три зародышевых листка: эктодерму, мезодерму и энтодерму.

Стенка бластулы начинается впячиваться внутрь – происходит инвагинация стенки. По итогу такого впячивания зародыш
становится двухслойным. Двухслойный зародыш называется – гаструла. Полость гаструлы называется гастроцель (полость первичной кишки), а отверстие, соединяющее
гастроцель и внешнюю среду – первичный рот (бластопор).

Гаструла

У первичноротых животных на месте первичного рта (бластопора) образуется ротовое отверстие. К первичноротым относятся:
кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие.

У вторичноротых на месте бластопора формируется анальное отверстие, а ротовое отверстие образуется на противоположном
полюсе. К вторичноротым относят хордовых и иглокожих (морских звезд, морских ежей).

Первичноротые и вторичноротые

При впячивании части бластулы (инвагинации) клетки бластодермы мигрируют внутрь и становятся энтодермой (греч. entós — внутренний). Оставшаяся
часть бластодермы снаружи называется эктодермой (греч. ἔκτος – наружный).

Между энто- и эктодермой из группы клеток формируется третий зародышевый листок – мезодерма (греч. μέσος — средний).

Гаструляция

Нейрула

Эта стадия следует за гаструлой. Ранняя нейрула представляет собой трехслойный зародыш, состоящий из энто-, экто- и мезодермы. На этапе
нейрулы происходит закладка отдельных органов.

Важно отметить, что на стадии нейрулы происходит процесс нейруляции – закладывание нервной трубки. Нервная пластинка, образовавшаяся
на ранних этапах, прогибается внутрь, при этом ее края сближаются и, замыкаясь, формируют нервную трубку.

Нейруляция

Итак, как уже было сказано, на стадии нейрулы закладываются отдельные органы. Эктодерма образует покровный эпителий и нервную пластинку,
мезодерма (из которой в дальнейшем появятся все соединительные ткани), энтодерма – окружает полость первичной кишки (гастроцель), образуя кишечник. От энтодермы отшнуровывается хорда.

Нейрула

Все три зародышевых листка требуют нашего особого внимания, а также понимания того, какие органы и структуры из них образуются.

Эктодерма (греч. ἔκτος – наружный) – наружный зародышевый листок, образует головной и спинной мозг, органы чувств, периферические нервы, эпителий кожи, эмаль зубов, эпителий ротовой полости, эпителий промежуточного и анального отделов прямой кишки, гипофиз, гипоталамус.

Мезодерма (греч. μέσος — средний) – средний зародышевый листок, образует соединительные ткани: кровеносную и лимфатическую системы, костную и хрящевую ткань, мышечные ткани, дентин и цемент зубов, а также выделительную (почки) и половую системы (семенники, яичники).

Энтодерма (греч. entós — «внутренний») – внутренний зародышевый листок, образует эпителий пищевода, желудка, кишечника, трахеи, бронхов, легких, желчного пузыря, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала, печень и поджелудочную
железу, щитовидную и паращитовидную железы.

Зародышевые листки и их производные

Из зародышевых листков образуются ткани, органы и системы органов. Такой процесс называется органогенезом. В период закладки органов важное значение имеет воздержание матери от вредных привычек (алкоголь, курение), которые могут нарушить процесс дифференцировки клеток и привести к тяжелейшим аномалиям, уродствам плода.

Некоторые лекарства также могут оказывать на плод тератогенный эффект (греч. τέρας — чудовище, урод), приводя к развитию уродств.
Периоды закладки органов и система органов вследствие их большой важности носят название критических периодов эмбриогенеза.

Критический период эмбриогенеза

Анамнии и амниоты

Анамнии, или низшие позвоночные – группа животных, не имеющая зародышевых оболочек (зародышевого органа – аллантоиса и амниона).
Анамнии проводят большую часть жизни в воде, без которой невозможно их размножение.

К анамниям относятся рыбы, земноводные.

Анамнии

Амниоты – группа высших позвоночных, характеризующаяся наличием зародышевых оболочек. К амниотам относятся пресмыкающиеся, птицы
и млекопитающие.

Зародышевый орган, аллантоис, является органом дыхания и выделения.

За счет особых оболочек, развивающихся в ходе эмбрионального развития, амниона и серозы, у амниот формируется амниотическая полость.
В ней находится зародыш, окруженный околоплодными водами. Благодаря такому гениальному устройству, амниотам для размножения и
развития более не нужно постоянное нахождение в водоеме, они “обрели независимость” от него.

Читайте также:  Опухоль на спине возле позвоночника

Амниоты

Развитие плода происходит в мышечном органе – матке, которая, сокращаясь во время родов, стимулирует изгнание плода через
родовые пути. Питание осуществляется через плаценту – “детское место” – орган, который с одной стороны омывается кровью
матери, а с другой – кровью плода. Через плаценту происходит транспорт питательных веществ и газообмен.

Соединяет плаценту и плод особый орган – пуповина, внутри которой проходят артерии, вены.

Плацента и матка

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение
(в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования,
обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Источник

Вы хотите познавать биологию и профессионально, и с удовольствием? Тогда вам сюда! Автор методики системно-аналитического изучения биологии и химии кбн Богунова В.Г. раскрывает тайны организации и функционирования живого, делится секретами мастерства при подготовке к ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам, объясняет авторскую технологию решения задач по генетике и молекулярной биологии

Полный каталог статей вы найдете на авторском сайте в разделе “Статьи репетитора Богуновой В.Г.”

ЕГЭ по биологии – один из самых сложных экзаменов, поскольку абитуриент должен владеть огромным объемом информации на уровне 1-2 курсов биологического факультета университета и свободно пользоваться своими знаниями в любой, даже “измененной” ситуации. Как быть? Неужели сдать ЕГЭ по биологии на высокие баллы нереально?! И кто те счастливчики, которые все-таки умудряются получить 90+?! (Кстати, в их числе – все мои ученики!)

Секрет кроется в особенностях обучения. Профессиональный репетитор знает не только ЧЕМУ учить, но и КАК учить, заменяя ЭНЦИКЛОПЕДИЗМ – АНАЛИТИКОЙ! Потому ученики таких мастеров всегда получают высокие баллы на любых испытаниях!

Можно ли подготовиться к ЕГЭ по биологии самостоятельно? Конечно, можно! Этим, в основном, и занимаются подавляющее большинство выпускников, поскольку хороших репетиторов днем с огнем не найдешь, а если таковые обнаружатся, они оказываются уже заполненными учениками до предела и на несколько лет вперед. Поэтому, спасение утопающих – дело рук (и голов) самих страдальцев.

Ловите совет профессионала!

1) Берете любой учебник биологии для поступающих в ВУЗы (из тех, которые на слуху).

2) Разбиваете содержание учебника примерно на 40 частей (естественно, с логическим завершением тем).

3) Один день в неделю читаете один раздел и составляете для него конспект-структуру (структура должна доминировать над текстом конспекта).

4) Для сложных моментов темы придумываете мнемонические фишки-запоминалки (или используете уже готовые, которых полно в интернете).

5) Запаситесь сборником типовых вариантов заданий ЕГЭ (лучше брать Рохлова В.С.)

6) После работы с очередным теоретическим разделом учебника, полистайте сборник заданий ЕГЭ, найдите вопросы, соответствующие изученной теме, и постарайтесь на них ответить

7) Через 2-3 месяца самообучения начинайте прописывать варианты ЕГЭ

Если чувствуете, что дело не идет, все-таки ищите репетитора. И не ловитесь на девочек, кривляющихся перед экраном монитора. Они ничему не научат, кроме одного – внушат, что вы – полный лох!

Репетитор-профессионал даст вам и всю необходимую информацию, и логические схемы, и мнемонику, и научит работать с заданиями ЕГЭ.

Хотите эксперимент? Прочитайте статью до конца – и будете знать ВСЕ о зародышевых листках (на уровне ЕГЭ, естественно)! Между прочим, такие тесты выполняют без ошибок не более 10% абитуриентов.

Зародышевые листки

Зародышевые листки – слои зародыша многоклеточных животных, образующиеся в процессе эмбриогенеза и дающие начало разным органам и тканям.

Эктодерма – наружный зародышевый листок. Производные эктодермы выполняют, в основном, покровную и чувствительную функции. В ходе гаструляции эктодерма подразделяется на три части:

1) Нейроэктодерма. Из нее дифференцируются нервная система и органы чувств.

2) Кожная эктодерма. Дает начало эпителию кожи и его производным (сальные и потовые железы, волосы, ногти, пигментные клетки); эпителию ротовой полости, гортани, трахеи, бронхов, глотки, пищевода; эпителию мочевого пузыря, мочеточника, части прямой кишки.

3) Внезародышевая эктодерма. Дает начало серозной оболочке зародыша.

Энтодерма – внутренний зародышевый листок. Производные энтодермы выполняют, в основном, функции питания и дыхания. В ходе гаструляции энтодерма подразделяется на две части:

1) Кишечная энтодерма. Является источником образования эпителиальной выстилки среднего отдела кишечника и его производных (эпителия желудка, кишечника, печени, желчевыводящих путей, поджелудочной железы); из нее дифференцируются легкие.

2) Желточная энтодерма. Из нее дифференцируются половые железы.

Мезодерма – средний зародышевый листок у многоклеточных животных. Располагается в первичной полости тела (бластоцеле) между экто- и энтодермой. Мезодерма появляется в филогенезе у плоских червей. Способы закладки и дальнейшего развития мезодермы различны у разных животных.

Производные мезодермы выполняют, в основном, функции связи между частями зародыша, а также двигательную, опорную и трофическую функции. Из мезодермы дифференцируются кровеносная и выделительная системы, скелет, мышцы, соединительная ткань. Мезодерма оказывает индуцирующее влияние на развитие производных энтодермы и эктодермы и, в свою очередь, испытывает индуцирующее влияние с их стороны.

Вы прочитали информацию, которой забиты все сайты мало-мальски профессиональных репетиторов. Думаю, вам понадобится не мало времени, чтобы все это запомнить. Но самое обидное в том, что проснувшись на следующее утро, вы не вспомните практически ничего из прочитанного выше.

Читайте также:  Санатории подводное вытяжение позвоночника

Я предлагаю одну из многочисленных авторских фишек репетитора-профессионала, которая позволит быстро запомнить производные зародышевых листков. Предупреждаю: то, о чем вы прочитаете ниже – эксклюзив и публикуется впервые!

Мнемоническая фишка “Зародышевые листки”

Эктодерма – кожа, нервы

Энтодерма – питание, дыхание

Мезодерма – все остальное

Расшифровывать не буду. Если вы и сейчас ничего не поняли, лучше вообще не готовиться к ЕГЭ по биологии!

Однако, представленная фишка требует разъяснения. Это можно сделать на конкретных заданиях ЕГЭ, которые я взяла из сборника Рохлова В.С.

ЕГЭ по биологии, задание 8 (1-й вариант)

ЕГЭ по биологии, 8 задание

Анализ теста:

1 – эктодерма

2 – мезодерма

А) рецепторы сетчатки – нервные окончания (фоторецепторы) внутренней оболочки глаза; укладывается в позицию мнемоники “нервы”, производное эктодермы

Б) кровь – укладывается в позицию мнемоники “все остальное”, производное мезодермы

В) скелетная мускулатура – укладывается в позицию мнемоники “все остальное”, производное мезодермы

Г) эпидермис кожи – укладывается в позицию мнемоники “кожа”, производное эктодермы

Д) хрящевая ткань – укладывается в позицию мнемоники “все остальное”, производное мезодермы

Е) кора больших полушарий – укладывается в позицию мнемоники “нервы”, производное эктодермы

ЕГЭ по биологии, задание 8 (2-й вариант)

ЕГЭ по биологии, 8 задание

Анализ теста:

1 – мезодерма

2 – энтодерма

А) альвеолы легких – укладывается в позицию мнемоники “дыхание”, производное энтодермы

Б) сердце – укладывается в позицию мнемоники “все остальное”, производное мезодермы

В) почки – укладывается в позицию мнемоники “все остальное”, производное мезодермы

Г) эпителий желудка – укладывается в позицию мнемоники “питание”, производное энтодермы

Д) лимфа – укладывается в позицию мнемоники “все остальное”, производное мезодермы

Е) поджелудочная железа – укладывается в позицию мнемоники “питание”, производное энтодермы

ЕГЭ по биологии, задание 8 (3-й вариант)

ЕГЭ по биологии, 8 задание

Анализ теста:

1 – эктодерма

2 – энтодерма

А) желудокукладывается в позицию мнемоники “питание”, производное энтодермы

Б) головной мозг – укладывается в позицию мнемоники “нервы”, производное эктодермы

В) печень – укладывается в позицию мнемоники “питание”, производное энтодермы

Г) слизистая носовой полости – укладывается в позицию мнемоники “кожа”, производное эктодермы

Примечание: носовая полость – часть дыхательной системы, однако в понимание “кожа” следует также относить ту часть слизистой оболочки, которая контактирует с внешней средой

Д) сетчатка глазавнутренняя оболочка глаза, является периферическим отделом зрительного анализатора; содержит фоторецепторные клетки, обеспечивающие восприятие и преобразование электромагнитного излучения видимой части спектра в нервные импульсы; укладывается в позицию мнемоники “нервы”, производное эктодермы

Е) эпителий кишечника – укладывается в позицию мнемоники “питание”, производное энтодермы

Примечание: эпителий нижней части прямой кишки образован эктодермой (как вы понимаете, эта часть слизистой периодически граничит с внешней средой).

Обращение к профессионалам-гистологам

Не орите – пожалейте свои нервы! Не пишите гадости в комментарии – эта статья не для вас. Кстати, если вы дочитали публикацию до конца, значит либо статья интересная (а так оно и есть), либо вы – слабо владеете “матчастью”.

Понравилась статья? Скоро будет продолжение. Самое интересное, как всегда, впереди! Успехов и удачи! До встречи на Яндекс Дзен!

Не забывайте подписаться на мой канал, поставить лайк и посетить сайт “Репетитор по химии и биологии”

Хочешь подготовиться к ЕГЭ по биологии на 90+? Срочно пиши на WhatsApp +7(903)186-74-55 Я помогу тебе стать студентом!

Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова

Источник