Искривление позвоночника у детей беседа

Искривление позвоночника у детей беседа thumbnail

Люфт Елена Валерьевна, учитель МОУ «СОШ №10» г.Когалым

Здоровьесберегающие технологии.

Внеклассное мероприятие «Здоровая спинка – к успеху тропинка»

Внеклассное мероприятие

Здоровая спинка – к успеху тропинка

Аннотация: Данный классный час разработан для учащихся 5-7 классов. При изучении опорно-двигательного аппарата в 8 классе, данную разработку можно взять за основу, при условии корректировки содержания, согласно возрасту учащихся. На мероприятие приглашаются родители учащихся, фельдшер школы или учитель биологии. В ходе проведения мероприятия у детей формируются основы здорового образа жизни, прививаются чувства бережного и ответственного отношения к своему организму и здоровью. Подарок, сделанный руками матери и подаренный своему ребенку имеет глубокое значение, содействует формированию теплых отношений, обнажает нежные, трогательные чувства. Мероприятие в увлекательной и ненавязчивой форме объясняет детям причины искривления позвоночника и серьезность последствий заболеваний, связанных с деформацией позвоночника.

Примечание: Разработка данного мероприятия не ставит перед собой цель показать использование ИКТ на уроках.

ЗДОРОВАЯ СПИНКА – К УСПЕХУ ТРОПИНКА

Цели: сформировать у учащихся бережное и ответственное отношение к своему здоровью и

своему организму; продолжить привитие основ здорового образа жизни. Развитие

творческих способностей, содействие в создании теплой и дружественной атмосферы

в коллективе и между родителями и детьми.

Оборудование: ТСО для просмотра фотослайдов, таблицы по анатомии из кабинета биологии или скелет, иллюстрации здоровых, веселых людей, фотографии учащихся, занимающихся различными видами спорта, музыкальные диски с мелодиями, на усмотрение учителя.

Участники мероприятия: учащиеся 5-7 классов, классный руководитель, родители, фельдшер школы (учитель биологии).

План занятия

  1. Организационный момент. Подготовка к восприятию нового материала
  2. Основное содержание мероприятия.
  1. Бабу -Ешку посмеши, спинку горбом покажи!
  2. Медицинская справка о позвоночнике
  3. Без осанки и конь корова
  4. Кто со спортом тесно дружит, тому – и спинка долго служит
  5. Школьный портфель: друг или враг?
  6. Прямая спинка – к успеху тропинка
  7. Волшебное колечко – подарок осанке.
  1. Подведение итогов; заключительное слово ведущего

Ход мероприятия

  1. Организационный момент. Подготовка к восприятию основного материала

Вступительное слово учителя (ведущего): Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались все вместе, чтобы поговорить о здоровье. Каждый благоразумный человек понимает, что самое главное в жизни – это здоровье и стремится быть стройным и красивым и не болеть. К сожалению, подавляющее большинство людей, не умеет и не хочет заботиться о своем здоровье. Часто, потакая своим прихотям, мы забываем о самой главной ценности человеческого бытия.

А многие ли из нас знают, что причина многих недугов кроется в искривленном позвоночнике человека. Задумываемся ли мы над тем, что искривляем свой позвоночник с самого детства, страдая потом всю жизнь?

  1. Основное содержание урока

1. Бабу -Ешку посмеши, спинку горбом покажи!

Ученик 1 Советы старины мудры и верны –

Все начинается со сгорбленной спины.

Держать осанку, голову поднять!

Чем ниже голова, тем легче потерять

Ученик 2 Мы с ____________ готовясь к занятию, наблюдали за учениками нашей школы и одноклассниками. Наши наблюдения оказались грустными, а результаты плачевные. К сожалению, соблюдали осанку единицы, а многие ребята имели явно выраженную сутулость. Мы предлагаем и вам посмотреть результаты наших наблюдений. Мы запечатлели увиденные нами картинки кадрами фотоаппарата.

(Просмотр фотографий в слайдовом режиме «Бабу -Ешку не смеши, лучше спинку распрями!) Фотографии на фестиваль не представлены, т.к. взяты из личных архивов школьников.

2.Медицинская справка о позвоночнике

Слово фельдшеру школы:

Позвоночник играет особую роль в организме. Он расположен на спинной стороне туловища. В позвоночнике выделяют 5 отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый. Позвоночник образован 33-34 позвонками, короткими костями необычной формы. Между позвонками имеются межпозвоночные хрящевые диски. Благодаря ним образуется полуподвижное соединение. Повреждение дисков или смещение позвонков приводит к серьезным последствиям в организме человека.

Различают три вида искривления позвоночника: лордоз (выпуклость вперед), кифоз (выпуклость назад) и сколиоз – искривление позвоночника вбок, с поворот позвонков вокруг оси. К сожалению, сколиоз не лечится, его можно только сдержать в легкой стадии, поэтому лучше не допускать деформации позвоночника.

Причины искривлений: вредные положения тела и перегрузки

высокий каблук,

недоразвитые мышцы,

повреждения позвоночника,

недостаток в пище белков, кальция, витамина Д

Рассказ фельдшера сопровождается показом презентации «Позвоночник: причины искривления», а так же демонстрацией позвоночника на скелете.

Сейчас ребята покажут, как правильно сидеть, стоять, нести тяжести и даже падать.

(Ученики рассказывают о технике переноса тяжестей, а другие ребята демонстрируют эти способы на себе)

Ученик: Чаще всего у людей возникают проблемы со спиной после поднятия тяжестей. Это говорит о том, что для этого используются ослабленные мышцы спины, вместо сильных мышц. При поднятии какой-либо тяжести, не делайте резких движений, контролируйте свои движения, не торопитесь, напрягите не только мышцы спины или рук, а полностью все

Читайте также:  Матрасы при болях позвоночника

мышцы тела. При поднятии тяжестей расставляйте ноги над предметом. Приседайте пониже и вставайте, прижимая предплечье к животу.

Ученик: При вставании с кровати сначала повернитесь набок. Затем опустите ноги, опираясь на руки.

Ученик: При падении прижимайте руки к бедрам и падайте на бок. Не приземляйтесь ни на ягодицы, ни на спину.

3.Без осанки и конь корова

Учитель: «Без осанки и конь – корова» – говорится в народной пословице. И действительно, всем известно, что красивая осанка подчеркивает красоту женщин и статность мужчин. Сутулость и нарушенная осанка лишит женщину очарования, даже если на ней самое красивое платье.

Ученик: Эй, ребята! Встаньте смирно

Руки к верху поднимите!

И на цыпочках прыжок

Высоко, под потолок!

Ученик: Ты старайся – не ленись,

Поначалу – разотрись.

Уши трем. Глаза и бровь,

Разгоняем всюду кровь.

Ученик: Чтобы быть здоровым, сильным,

Стройным быть и в меру стильным,

Утром надо рано встать,

Вырабатывая стать.

( Дети выполняют физкультминутку)

  1. Кто со спортом тесно дружит, тому – и спинка долго служит

Учитель: «Он не умеет ни читать, ни плавать» – так в Древней Греции говорили о человеке, недостойном называться гражданином. С тех пор умение плавать и читать рассматривается как символ разностороннего человека.

Ребята, а знаете ли вы, что в России живут замечательные люди, стойкие духом и телом. Я хочу рассказать вам о поразительном случае, который произошел с цирковым атлетом – силачом. Валентин Дикуль сломал позвоночник. И врачи сказали, что он не сможет больше ходить. Терпеливое лечение, тренировки и специально придуманные им самим упражнения для скелета вернули его к жизни. Через некоторое время циркач и силач снова вернулся на арену цирка: выполнял упражнения с тяжестями, поднимал 10-15 человек.

У нас в классе есть ученики, которые тоже занимаются спортом. Давайте послушаем ребят, они расскажут нам о своих занятиях.

Выступления учащихся, просмотр фотографии детей, занимающихся в спортивных секциях, фотографии из личных архивов школьников.

Ученик: Танец – это тот же спорт,

А не отдых, не курорт!

Сколько нужно раз собраться,

Чтоб в движеньях разобраться!

Посмотрите -ка на нас:

Ноги сами просят пляс,

Спинка ровная у нас,

Грациозность – просто класс!

(Выступление участников танцевального кружка)

  1. Школьный портфель: друг или враг?

Учитель: Ребята, о чем речь пойдет дальше, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Зимою в школу он бежит,

А летом в комнате лежит.

Но только осень настает,

Меня он за руку берет.

Изучали пользу школьного портфеля наши ученики, давайте послушаем, какие наблюдение и выводы они сделали.

Ученик: Мы провели наблюдения за учениками нашей школы и одноклассниками, какие портфели предпочитают ученики. Выяснили, что подавляющее большинство учащихся начальной школы носят учебные принадлежности в ранцах. Это правильно. К сожалению, вес портфеля иногда выходит за пределы нормы.

Ученик: Ученики средней школы предпочитают ходить в школу с сумками спортивного стиля. Девочкам нравятся сумки, висящие на плече, а мальчикам спортивные рюкзаки. У многих учеников 5-7 классов масса портфеля существенно превышает допустимые санитарные нормы. Это связано и с тем, что ребята носят в портфеле много лишних вещей. Следует заметить, что масса школьной сумки обратно пропорционально возрасту ученика. Чем старше ученик, тем легче сумка.

Ученик: учащиеся старшей школы, как правило, ходят в школу с тонким пакетом, в котором лежит одна или несколько тетрадей и ручка. Вес такой клади вполне подходит для ребенка старшей группы детского сада.

Ученики показывают презентацию «История портфеля»

Учитель: А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру. Попрошу выйти 3 мамочки и 3 ребенка. Перед вами два стола: на одном продукты, на другом – школьные принадлежности, вперемешку с игрушками. Ваша задача как можно быстрее приготовить бутерброды, собрать портфель и надеть ранец на плечи. Кто быстрее подбежит ко мне и зазвонит в колокольчик, тот победитель.

  1. Прямая спинка – к успеху тропинка

Учитель: Ребята, а знаете ли вы, что сутулая спина вызывает чувство покорности человека всему и всем. Напротив, человек с прямой спиной вызывает впечатление уверенного в себе человека. Попробуйте расстроиться или того сложнее – расплакаться, если вы стоите прямо, с гордо поднятой головой, открыто глядя перед собой? Не получится ни за что!

Сейчас к нам придет необычный гость, знаток восточной медицины.

(Ученик в восточной одежде)

Ученик: И я вас уверяю, что если ваша спина прямая, вам не удаться заплакать. С точки зрения восточной медицины, именно по спине, особенно в верхней ее части, проходят основные и самые важные энергетические каналы. Сутулясь, мы перекрываем их, а распрямляясь, мы обеспечиваем свободный доступ энергии космоса.

Читайте также:  Противопоказания после операции на позвоночнике

А сейчас, я предлагаю всем эти каналы открыть. Повернитесь все так, чтобы затылок каждого оказался перед лицом другого. Положите руки на плечи впереди сидящего человека и постарайтесь сделать приятный массаж.

(Звучит восточная мелодия «Азахелак»)

  1. Волшебное колечко – подарок позвоночнику

Родители: Дорогие наши дети, сегодня мы приятно удивлены, что вы уже так повзрослели и стали всерьез задумываться о своем здоровье. Мы родители, очень хотим, чтобы все вы были здоровые, крепкие, и сильные! И от всей души хотим подарить вам волшебные колечки, которые помогут вам и задачки сложные решить и от обиды горькой спастись. Надевайте эти колечки на голову, и ваши спинки будут прямые, а осанки красивыми. Будьте здоровы!

Мамы дарят своим детям текстильные колечки, сшитые из ткани и наполненные ватой. Эти колечки удобно надевать на голову ребенку, когда он выполняет домашние задания или смотрит телевизор. Если колечко упало – спинка скривилась Музыкальный фон.

III. Заключительное слово учителя.

Ученики повторяют хором:

Я повторяю по утрам:

Мой позвоночник гибок, прям!

Когда лежу, стою, сижу –

за позвоночником слежу!!!

Родители: Если статен ты и строен – уважения достоин!

Источники:

https://nsc.1september.ru/index.php?year=2011&num=01 (Начальная школа. Приложение 1 сентября. Январь 2011 №550)

https://pozv.ru/spina/prof/podem-tyajestei.html (информация о позвоночнике, техника безопасности для позвоночника) https://eleklim.ucoz.ru/publ/dlja_detej/ehto_interesno/pamjatnik_shkolnomu_portfelju/6-1-0-31 (история портфеля)

Литература:

Тамара Рыжова. Исследовательский проект «Осанка» // журнал Начальная школа. Приложение 1 сентября. Январь 2011. №550

Источник

Весь 6 класс у нас идет под девизом «Жить здорово!»

На этом этапе развития вырабатывается стиль жизни, который может оказывать влияние на состояние здоровья на протяжении всей жизни. Поэтому был выбран классный час по теме «Береги здоровье смолоду»

Цель: создание условий для бережного отношения к своему здоровью

Задачи:

  • проработать информацию о сколиозе;

  • выявить причины, последствия сколиоза;

  • отработать профилактические упражнения, которые у детей больных сколиозом приостановят заболевание, а у других предупредят развитие сколиоза.

.

Здравствуйте, дорогие ребята, гости! При встрече люди издревле желали друг другу здоровья: «Здравствуйте, доброго здоровья!», «Как ваше драгоценное здоровье?!»

Давайте и мы с вами поприветствуем друг друга. Каждый поздоровается за руку с соседом справа, слева. Поздоровались?! Садитесь.

Я очень рада нашей встрече и знаю, что вам хочется отдохнуть от учебных занятий, побывать в кругу друзей, пообщаться и немного повеселиться. Ведь улыбка и смех – это килограммы здоровья, эликсир бодрости и положительной энергии. Поэтому давайте сегодня с пользой проведем время вместе.

Начать наш классный час я бы хотела с притчи.

Однажды шли три странника. В пути их застала непогода. Они увидели дом, постучали. Им открыл хозяин и спросил:

– Кто вы?

– Здоровье, Любовь, Богатство. Впустите нас погреться.

– Жаль, но у нас только одно свободное место. Пойду, посоветуюсь с семьёй, кого из вас впустить.

Больная мать сказала:

– Давайте впустим Здоровье.

Дочь предложила впустить Любовь, а жена – Богатство. Пока они спорили между собой – странники исчезли.

Ребята, а кого из этих странников, вы бы впустили к себе в дом? У вас на столах лежат стикеры, сделайте свой выбор, приклейте их к доске.

Давайте подведем итог. Сколько бы человек из нашего класса впустило бы здоровье, любовь, богатство.

Если приоритетом выбрано не здоровье, то предложить про ранжировать (Какую бы ценность вы бы поставили на первое место, второе и третье?)

Объясните ваш выбор

Молодцы! Ведь не зря еще древнегреческий историк Геродот говорил «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум».

В декабре месяце вы проходили медицинский осмотр врачей нашей районной больницы. Результаты этого обследования вы видите на экране. Какое заболевание наиболее часто встречается в нашем классе?

Заболевания:

  • неправильная осанка (сколиоз, на ранних стадиях развития) – 5 человек

  • хронические заболевания дыхательных путей – 2 человека

  • плоскостопие – 1 человек

  • увеличение щитовидной железы (зоб) – 2 человека

Правильно, сколиоз – это боковое искривление позвоночника. Это одно из серьезных заболеваний, которому подвержены учащиеся в возрасте 10-13 лет.

Как вы думаете, почему? (малоактивный образ жизни, неправильно сидим)

Ответы учащихся

Чтобы получить более полную информацию о сколиозе, я предлагаю вам поработать в группах и ответить на вопросы

  1. В чем причина появления этого заболевания?

  2. Какие последствия возможны, если у человека сколиоз?

  3. Каковы меры профилактики данного заболевания.

Ответы учащихся

1 группа – причины сколиоза:

  1. неправильная поза за партой

  2. неравномерная нагрузка на позвоночник и мышцы спины

  3. привычка сутулиться

  4. мягкая постель

  5. недостаток витаминов в пище

  6. гиподинамия (мало двигаются)

  7. следствие тяжёлого рахита

  8. генетический фактор (неправильное развитие позвонков)

Читайте также:  Нерв проходящий от позвоночника к ноге

2 группа – последствия

  • Изменение осанки больного

  • Подвижность позвоночника резко уменьшается

  • Всякое физическое напряжение утомительно

  • Жалобы на мышечные и межреберные боли – невралгии

  • Изменение положения внутренних органов

  • Снижение трудоспособности

3 группа – профилактика

Движение + Правильное питание + режим + гордая осанка

= ЗДОРОВЫЙ, УВЕРЕННЫЙ В СЕБЕ, УСПЕШНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Молодцы! Позвоночник – это серьезно. Он определяет во многом состояние здоровья человека. Человек настолько молод, на сколько молод его позвоночник, т.е. вы будете ощущать себя на столько молодым до тех пор, пока будет здоров ваш позвоночник. Поэтому здоровье беречь нужно смолоду!

Ну а чтобы наш позвоночник был здоров необходимо проведение профилактических упражнений.

1 группа – упражнение с гимнастической палкой

2 группа – наклоны в сторону и приседания у стены

3 группа – гордая осанка с книгой на голове

Вторым и важным условием профилактики сколиоза является движение. Карина, тебе карты в руки. (Флешмоб) Похлопаем друг другу.

Я предлагаю выполнить вам следующее задание. Встаньте в позу лицом к гостям, которая бы объяснила ваше отношение ко всему, что происходило на нашем занятии. Уважаемые гости, мы с вами находимся в Музее скульптур, которые говорят о происходящем на сегодняшнем занятии.

Закончить наш классный час я бы хотела следующими словами, сказанными еще в прошлом столетии великим биологом, иммунологом Ильей Мечниковым – «Для каждого человека 120 лет – это должен быть не возраст. Купить здоровье нельзя, его можно только зарабатывать собственными постоянными усилиями. Лишь настойчивая работа над собой позволит каждому сделать себя энергичным долгожителем». Я бы хотела видеть вас вот такими, здоровыми и красивыми (Слайд). Спасибо за занятие.

Источник

Краткое описание документа:

Классный час в форме лекции

Самое ценное, что есть у человека,- это жизнь, но самое главное в его жизни – ЗДОРОВЬЕ за которое необходимо бороться всеми силами.

Цели классного часа:

-сформировать представление о правильной осанке;

-выявить причины нарушений осанки;

– дать рекомендации по профилактике нарушений осанки

– Все мы прекрасно знаем, насколько важно сохранять правильную осанку. Ровная спина – это дело привычки, которая закладывается еще в детстве. Чтобы спина ребенка всегда была здоровой, нужно научить его ровной осанке. Особенно важно это, когда ребенок начинает ходить в школу.

– Ребята какими признаками характеризуется правильная осанка?

(выслушать мнения учащихся, сделать вывод и записать на доске по пунктам)

Основные требования к правильной осанке.

Правильная осанка характеризуется следующими признаками:

  • прямое положение туловища
  • развернутые плечи
  • приподнятая голова
  • немного втянутый живот.

– Идеальной осанки добиться сложно, так как она индивидуальна для каждого человека. Вместе с тем указанные требования едины для всех и могут служить “индикатором” нарушений в осанке. Если какой-либо компонент из указанных не отвечает требованиям правильной осанки, нужно обратить на него особое внимание.

Полезно выяснить, по какой причине возникает то или иное отклонение.

– Ребята, назовите причины неправильной осанки?

(выслушать мнения учащихся, сделать вывод)

– Обычно это несоблюдение рационального режима дня, большие статические нагрузки (например, при сидении в неудобной позе, наклонившись, искривляя позвоночник), недостаточная физическая активность в течение дня, отсутствие закаливающих процедур, слабое развитие так называемого мышечного корсета – прямых и боковых мышц живота, мышц спины и поясницы. Эти мышцы в наибольшей степени участвуют в поддержании правильной осанки, и если они слабо развиты, то, как правило, происходит искривление позвоночного столба.

Позвоночник школьника еще формируется, и окрепнет только к подростковому возрасту. А к 6-7 годам, когда ребенок идет в школу, его позвоночник пока гибкий, как пластилин. И именно в это время важно следить за правильной осанкой.

В противном случае это грозит следующими осложнениями:

  • Боль в нижней части спины, остеохондроз и даже сколиоз (искривление позвоночника).
  • Нарушение дыхания и кровообращения, поскольку работа легких ограничена из-за сутулости и впалости грудной клетки.
  • Ребенок будет ниже ростом из-за того, что горбится. Межпозвоночные диски постоянно напряжены, их питание нарушается, а потому идет задержка в росте.
  • Боль в спине, шее и головные боли. Школьник, сидя за партой, постоянно наклоняет голову вперед, отчего мышцы спины и шеи находятся в напряжении.
  • Чтобы избавиться от неприятных ощущений, ребенок начинает извиваться, сутулиться, подгибать ноги или класть ногу на ногу. Из-за постоянного наклона головы вперед возникают мигрени, а избегать такую привычную сутулость становится всё сложнее.
  • Сутулость приводит к хронической усталости, ведь кровообращение и дыхание нарушено, а в мышцах постоянное напряжение.

Какие же виды нарушений осанки нужно знать?

Источник