Искривление позвоночника биология 8 класс

Искривление позвоночника биология 8 класс thumbnail

Сколиоз – патология опорно-двигательного аппарата

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Сколиоз – патология опорно-двигательного аппарата

Описание слайда:

Сколиоз – патология опорно-двигательного аппарата

2 слайд

Содержание Введение Понятие сколиоза Формы сколиоза 2.1. Патогенез 2.2. Класс

Описание слайда:

Содержание Введение Понятие сколиоза Формы сколиоза 2.1. Патогенез 2.2. Классификация Особенности обследования больного со сколиозом Профилактика и лечение 4.1. Консервативное лечение 4.2. Оперативное лечение 5. Методика лечебной физической культуры при сколиозе Заключение по теоретической части 6. Исследовательская часть Литература Приложения

3 слайд

Осанка Непринужденное привычное положение тела при стоянии, сидении, ходьбе и

Описание слайда:

Осанка Непринужденное привычное положение тела при стоянии, сидении, ходьбе и работе человека, но без активного напряжения мышц. При правильной осанке изгибы позвоночника умеренные, имеют равномерно-волнообразный вид; лопатки расположены симметрично, плечи развернуты, ноги прямые с нормальными сводами стоп. Правильная осанка способствует нормальному функционированию органов движения и внутренних органов человека, что способствует повышению работоспособности

4 слайд

Искривление позвоночника Лордоз (lordosis; греч. lordosis, от lordos согнувши

Описание слайда:

Искривление позвоночника Лордоз (lordosis; греч. lordosis, от lordos согнувшийся, сутулый) — искривление позвоночника в сагиттальной плоскости, обращенное выпуклостью кпереди. Кифоз (kyphosis; греч. kyphōsis искривление, горб) — изгиб позвоночника в сагиттальной плоскости, обращенный выпуклостью кзади. Сколиоз Боковое искривление позвоночника Лордотический тип осанки

5 слайд

Искривление позвоночника биология 8 класс

6 слайд

Сколиоз и нарушение осанки (сравнение) Сколиоз В положении лежа на животе поз

Описание слайда:

Сколиоз и нарушение осанки (сравнение) Сколиоз В положении лежа на животе позвоночник не в состоянии принять нормальное прямое положение Нарушение осанки В положении лежа на животе позвоночник в состоянии принять нормальное прямое положение

7 слайд

Сколиоз От греческого skoliosis - искривление Распространенная деформация поз

Описание слайда:

Сколиоз От греческого skoliosis – искривление Распространенная деформация позвоночного столба Течение заболевания носит хронический характер Относится к разряду генетически обусловленных Диспластический сколиоз Диспластический сколиоз

8 слайд

Сколиоз - это боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Ребе

Описание слайда:

Сколиоз – это боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Реберный горб, который при этом наблюдается, образует деформацию с выпуклостью вбок и кзади – кифосколиоз. Левосторонний поясничный и правосторонний грудной II степени пояснично-грудинной

9 слайд

Нарушение осанки у детей по разным возрастным группам: 7-9 лет составляет 27%

Описание слайда:

Нарушение осанки у детей по разным возрастным группам: 7-9 лет составляет 27% 10-14 лет составляет 48% 15-17 лет составляет 33% порок развития позвонков (полупозвонки). Диспластический сколиоз Диспластический сколиоз Сколиоз и реберный горб при сирингомиелии

10 слайд

Разволокнение фиброзного кольца межпозвонкового диска Смещение пульпозного яд

Описание слайда:

Разволокнение фиброзного кольца межпозвонкового диска Смещение пульпозного ядра в будущую выпуклую сторону искривления Наклон вышележащего тела позвонка При начальном проявлении – реберное выбухание При тяжелой степени – реберный горб Ассиметричное напряжение межпозвонковых мышц Появление в позвонках структурных изменений – торсий Изменения при сколиозе Степени смещения позвонков при спонделезе

11 слайд

Торсии Это боковое искривление позвоночника – лишь нарушение осанки Поворот в

Описание слайда:

Торсии Это боковое искривление позвоночника – лишь нарушение осанки Поворот вокруг вертикальной оси, причем тела позвонков оказываются обращенными в выпуклую сторону, а остистые отростки в вогнутую Способствуют деформации грудной клетки и ее асимметрия Внутренние органы при этом смещаются Деформация позвонков развивается по определенным законам (что дает возможность прогнозировать заболевание)

12 слайд

Классификация на основе момента появления заболевания Детский (до 6 лет) Подр

Описание слайда:

Классификация на основе момента появления заболевания Детский (до 6 лет) Подростковый Юношеский

13 слайд

Виды сколиоза По сложности Простой Частичное или одно боковое искривление Сло

Описание слайда:

Виды сколиоза По сложности Простой Частичное или одно боковое искривление Сложный Несколько дуг искривления в разные стороны Тотальный Захватывает весь позвоночник По степени фиксации Фиксированный Нефиксированный Исчезающий в горизонтальном положении дисплазия Диггве — Мельхиор — Клаузена

14 слайд

Классификация № 1 Врожденный сколиоз асимметрия мышечного рельефа резкое боко

Описание слайда:

Классификация № 1 Врожденный сколиоз асимметрия мышечного рельефа резкое боковое искривление в грудном отделе

15 слайд

Классификация № 2 Реберный горб

Описание слайда:

Классификация № 2 Реберный горб

16 слайд

Классификация № 3 правостороннем грудном сколиозе IV степени правостороннем г

Описание слайда:

Классификация № 3 правостороннем грудном сколиозе IV степени правостороннем грудном сколиозе IV степени

17 слайд

180-175 175-155 155 - 100 Менее 100

Описание слайда:

180-175 175-155 155 – 100 Менее 100

18 слайд

Искривление позвоночника биология 8 класс

19 слайд

Диспластический сколиоз Системная патология соединительной ткани- накопление

Описание слайда:

Диспластический сколиоз Системная патология соединительной ткани- накопление гликозаминогликанов и гексуроновых кислот, понижение содержания гиалуроновой кислоты – как следствие – потеря прочности Ослабление соединительнотканных структур во всех системах организма Как следствие – появление дисплазии тазобедренных суставов, челюстно-лицевые аномалии, плоскостопие, дистония, изменения в нервной системе

20 слайд

Причины приобретенного сколиоза в школьном возрасте и у взрослых Неправильная

Описание слайда:

Причины приобретенного сколиоза в школьном возрасте и у взрослых Неправильная поза во время учебных занятий – одно плечо выше другого (это ведет к неравномерной нагрузке на позвоночник и мышцы спины, утомляет и ослабляет их. В дальнейшем возникает изменение связок позвоночника и формы самих позвонков, образуется стойкое боковое искривление)) Ношение тяжестей в одной руке У взрослых – развивается в результате длительных ассиметричных нагрузок на мышцы (Сколиоз скрипача, швеи, носильщика) Может привести перелом позвоночника

21 слайд

Найдены зависимости больного сколиозом с: Физиологическими изменениями Заболе

Описание слайда:

Найдены зависимости больного сколиозом с: Физиологическими изменениями Заболеваниями сердечно-сосудистой системы Заболеваниями Дыхательной системы Психическими процессами Снижение уровня опосредовательности деятельности (деятельность упрощается, ее целевая структура обедняется) Нарушается степень критичности и самоконтроля Изменяются ценностные ориентации личности

22 слайд

Изменение в психологических процессах Снижение объема памяти Снижение внимани

Описание слайда:

Изменение в психологических процессах Снижение объема памяти Снижение внимания Снижение уровня обобщения и протекания ассоциативных процессов Конкретность мышления Склонность к дезадаптации

23 слайд

Искривление позвоночника биология 8 класс

24 слайд

Исследовательская часть реферата

Описание слайда:

Исследовательская часть реферата

25 слайд

Читайте также:  Последствия при переломе позвоночника

Цель работы: Выявить степень встречаемости сколиоза у учащихся гражданских кл

Описание слайда:

Цель работы: Выявить степень встречаемости сколиоза у учащихся гражданских классов Выявить степень встречаемости сколиоза у учащихся кадетских классов Определить средний показатель встречаемости сколиоза по школе у подростков Сравнить средний показатель по школе и показатели по гражданским и кадетским классам с средними данными по стране Сравнить средние показатели встречаемости сколиозом в гражданских и кадетских классах Сделать выводы о динамике распространения заболевания по школе.

26 слайд

Наши исследования Классы	Общее кол-во учащихся	% учащихся С изменениями в оса

Описание слайда:

Наши исследования Классы Общее кол-во учащихся % учащихся С изменениями в осанке % учащися с сколиозом Количество учащихся с нарушениями в состоянии здоровья Деформация грудной клетки Нарушение осанки Сколиоз Кифоз Кифосколиоз Сопутствующие заболевания ССС Дыхательной системы Всего 413 19,78 10,01 5 31 44 8 12 2 Уч-ся Гражданских классов 192 29,73 13,27 2 15 26 8 4 1 Учащихся кадетских классов 221 17,44 7,4 3 16 18 0 8 1 Уч-ся Гражданских классов Сколиоз и кифосколиоз 15,6 30 Всего по школе Сколиоз и кифосколиоз Учащихся кадетских классов Сколиоз и кифосколиоз 11,7 26 13,56

27 слайд

Классы	Общее кол-во уч-ся	Уч-ся С измене- ниями в осанке (%)	Уч-ся с сколиозо

Описание слайда:

Классы Общее кол-во уч-ся Уч-ся С измене- ниями в осанке (%) Уч-ся с сколиозом (%) Кол-во уч-ся с нарушениями в состоянии здоровья. Деформа- ция грудной клетки Нарушение осанки Сколиоз Кифоз Кифо- сколиоз 6Б(К) 25 16 16 0 7Б(К) 23 39,1 39,1 0 8А(Г) 24 50 33 1 8 3 8Б(Г) 25 32 0 7 0 1 8В(К) 23 17 8 2 2 8Г(К) 26 16,6 15,4 0 9А(Г) 20 15 5 1 1 1 9Б(Г) 26 15,4 7,7 2 2 9В(К) 23 26 4.3 5 1 9Д(К) 30 26,6 26,6 0 0 10А(К) 16 16,25 18,75 10Б(К) 25 28 20 2 5 10В(К) 22 13,6 13,6 0 3 11А(Г) 34 26,5 8,8 4 3 2 11Б(К) 25 8 0 1 0 1 11В(К) 28 17,8 3,6 1 2 1 1 11Г(К) 22 4,5 0 1 0 0 Всего 417 21,7 12,9 3 27 26 4 4 Уч-ся кадетских классов 288 24 13,8 2 19 12 0 2 Уч-ся гражданских классов 129 25,8 10,9 1 8 14 4 2

28 слайд

2005-2006 учебный год 7 8 9 10 11

Описание слайда:

2005-2006 учебный год 7 8 9 10 11

29 слайд

Выводы по исследованию Встречаемость нарушений осанки в кадетских классах зна

Описание слайда:

Выводы по исследованию Встречаемость нарушений осанки в кадетских классах значительно ниже Это объясняется более активным образом жизни кадетов, их занятием физической культурой и разными видами дополнительных физических упражнений (гимнастика, акробатика, боевые искусства). Физические занятия разного рода способствуют становлению правильной осанки и исправлению имеющихся приобретенных дефектов за счет развития мышечной системы подростков.

30 слайд

Скелетированный корсет

Описание слайда:

Скелетированный корсет

31 слайд

Вытягивающее упражнение самокоррекция деформации Корригирующее упражнение Пас

Описание слайда:

Вытягивающее упражнение самокоррекция деформации Корригирующее упражнение Пассивная коррекция нагрузка на мышцы брюшной стенки Разгрузка позвоночника Асимметричное дыхательное упражнение

32 слайд

Противопоказания Противопоказаны упражнения, увеличивающие гибкость позвоночн

Описание слайда:

Противопоказания Противопоказаны упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника и приводящие к его перерастяжению

33 слайд

При длительном сидении необходимо соблюдать следующие правила: Можно сидеть н

Описание слайда:

При длительном сидении необходимо соблюдать следующие правила: Можно сидеть неподвижно не дольше 20 минут; Старайтесь вставать как можно чаще. Минимальная продолжительность такого “перерыва” – 10 секунд Сидя, как можно чаще меняйте положение ног: ступни вперед, назад, поставь их рядом, потом, наоборот, разведи и.т.д. Старайтесь сидеть “правильно”: сядьте на край стула, чтобы колени были согнуты точно под прямым углом, идеально выпрямите спину и, если можно, снимите часть нагрузки с позвоночника, положив прямые локти на подлокотники; периодически делайте специальные компенсаторные упражнения: 1) повисните и подтяните колени к груди. Сделайте упражнение максимальное число раз 2) примите на полу стойку на коленях и вытянутых руках. Старайтесь максимально выгнуть спину вверх, и потом как можно сильнее прогнуть ее вниз.

34 слайд

Для укрепления мышц спины: 1)	И.п. - стоя, руки за головой. С силой отведите

Описание слайда:

Для укрепления мышц спины: 1) И.п. – стоя, руки за головой. С силой отведите руки в стороны и, подняв руки вверх, прогнитесь. Замрите на 2-4 секунды и вернитесь в и.п. Повторите 6-10 раз. Дыхание произвольное. 2) И.п. – стоя и держа за спиной гимнастическую палку (верхний конец прижат к голове, нижний – к тазу). Присядьте, вернитесь в и.п. Наклонитесь вперед, вернитесь в и.п. и, наконец, наклонитесь вправо, затем влево. Каждое движение выполнить 8-12 раз. 3) И.п. – лежа на животе. Опираясь на руки и, не отрывая бедер от пола, прогнитесь. Замрите в этом положении на 3-5 секунд, затем вернитесь в и.п. 4) И.п. – стоя на шаг от стены. Коснувшись руками стены, прогнитесь назад, подняв руки вверх, и вернитесь в и.п. Повторить 5-8 раз. Стоя у стены прижмитесь к ней затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Затем отойдите от стены и старайтесь как можно дольше удерживать это положение тела. Если вы работаете сидя периодически “вжимайтесь спиной и поясницей в спинку стула, а если есть высокий подголовник с усилием упирайтесь в него головой.

35 слайд

Правильная посадка Ученика за партой Разное положение тела за партой Дистанци

Описание слайда:

Правильная посадка Ученика за партой Разное положение тела за партой Дистанция сидения Отрицательная нулевая положительная

36 слайд

Правильная посадка за столом Туловище следует держать прямо Голову наклонять

Описание слайда:

Правильная посадка за столом Туловище следует держать прямо Голову наклонять лишь немного вперед Между грудью и столом должно оставаться свободное пространство в 3-4 см Предплечья должны свободно лежать на столе Ноги необходимо согнуть в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом Ступни ног при этом должны полностью опираться на пол или подножку рабочего стола

37 слайд

Искривление позвоночника биология 8 класс

38 слайд

Искривление позвоночника биология 8 класс

Искривление позвоночника биология 8 класс

Курс повышения квалификации

Искривление позвоночника биология 8 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии

Искривление позвоночника биология 8 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии и химии

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Учебник:
«Биология. Человек», Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.

Тема:
§ 15. Осанка. Предупреждение плоскостопия

Номер материала:

ДБ-1357105

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Здоровье – это здорово!

Читайте также:  Упражнения чтобы поставить позвоночник на место

Тема: «Организация и реализация здоровьесберегающих принципов

образовательного пространства урока».

Актуальность.

     В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное, в основном, с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, усложнением характера взаимоотношений  межличностных отношений внутри класса, недостатком двигательной активности, неправильным питанием учащихся, несоблюдением гигиенических требований в организации образовательного процесса, отсутствием у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровыми.

      Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

   Для достижения этой цели большую роль играет предмет “биология”, преподавание которого позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время домашней работы.

   Одна из проблем, остро стоящих не только в школе, но и в обществе в целом, – гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. Знакомя учащихся со строением опорно-двигательной системы, надо акцентировать внимание школьников на значении физических упражнений для ее развития. Поэтому  на конкурс представлен урок изучаемый в разделе «Опорно – двигательная система»  где в ходе изучения новой темы не только учитываются все требования здоровьесберегающих технологий, но и сам учебный материал – источник знаний по сохранению здоровья.

  Цель: раскрытие опыта проведения урока по изучению темы «Нарушение осанки и плоскостопие», осуществление связи теории с практикой на уроках, привлечение внимания педагогов к использованию на уроках методов которые позволяют вовлечь в активную познавательную деятельность учащихся с разными типами восприятия, что снижает стрессогенные факторы у детей с разным темпераментом.

2                                                                                

Тема урока:        « Нарушение осанки и плоскостопие».

Цель: ознакомление учащихся  с    видами         искривления                           позвоночника, плоскостопием и их профилактикой (Слайд 1)

Задачи:

  1. выявить причины нарушения осанки, плоскостопия
  2. показать, каким способом можно выявить эти нарушения и как их можно скорректировать
  3. разъяснить отрицательные последствия нарушенной осанки для здоровья

Оборудование: скелет человека, таблица и электронное пособие по теме:

                               «Нарушение осанки, плоскостопие», презентация.

Методы: беседа, рассказ, практическая работа, использование презентации.

Ход урока.

   Уделяю большое внимание обстановке и гигиеническим условиям кабинета; перед уроком обязательно проветриваю кабинет, слежу за освещенностью класса и доски. Большое внимание уделяю интерьеру кабинета так как это является фактором влияния на психику учащихся

1.Проверка знаний по теме: «Скелет, работа мышц».

А)   Работа по карточкам

Карточка 1       Найдите соответствие между костями и типом их соединения

1)Позвонки в позвоночнике                                          А) Неподвижное

2)Ребра и грудина                                                            Б) Полуподвижное

3)Верхнечелюстные   и скуловые кости                     Г) Подвижное

4)Тазовые кости и крестец

5)Фаланги пальцев

6)Лобная и теменная кости

Карточка 2                                             Заполните пропуски.

Кость растет в толщину за счет——————

Губчатое вещество кости заполняет——————-

В ячейках губчатого вещества находится———————в котором образуются————

В центральной части кости находится—————–,которую заполняет ———————–

Он содержит запас —————————————

Кость прочна так как содержит твердое———–,и эластичное ——————-

3

Б.(Беседа по вопросам)

  1. Какие группы мышц выделяют в организме?
  2. Чем обусловлена согласованная деятельность мышц сгибателей и разгибателей?
  3. Что является причиной сокращения мышц в организме?
  4. Любое мышечное сокращение связано с расходованием энергии организмом. – Что является источником энергии при работе мышц?

(При распаде и окислении органических соединений в мышечных волокнах освобождается энергия , которая расходуется на работу мышц).

  1. Назовите специфические признаки в строении скелета человека, отличающие его от скелета млекопитающих животных связанные с прямохождением.
  1. Череп – череп прикрепляется к позвоночнику близко от точки равновесия
  2. Скелет   туловища       – S образная изогнутость позвоночника; грудная клетка  сплющена в спинно-брюшном направлении
  1. Пояса конечностей – тазовый пояс расширен, на него опираются органы брюшной полости
  2. Свободные конечности – стопа имеет своды,   смягчающие    толчки   при  движениях.
  3. Наше тело поддерживается в вертикальном положении многими мышцами
Читайте также:  Как снять восполение в позвоночнике

6.Чем отличаются кости детей от костей взрослого человека?

(Кости у детей обладают гибкостью и деформируются значительно сильнее, чем у взрослых, так как бедны солями. Недостаток в пище кальция, фосфора, витамина Д, без которого эти элементы не могут пройти через стенки кишечника и быть усвоенными организмом, может отрицательно сказаться на формировании скелета). –  переход к новой теме.

УЧИТЕЛЬ: Для здоровья человека важное значение имеет состояние скелета и мышечной системы. Их формирование   происходит в     детские  годы в процессе роста и развития организма.

 -Хорошая осанка, т.е. правильное положение  тела   при        ходьбе,  стоянии, сидении, выполнении различных видов работы, имеет не   только эстетическое значение, но   и      является          необходимым   условием           для         нормального      развития и    полноценного функционирования внутренних органов.

1.Изучение новой темы: «Нарушение осанки и плоскостопие».

   Учитель задает вопрос  – Что такое осанка?

  1. Определение осанки (запись в тетрадь)    (Слайд 2)

 Осанка – привычное положение тела

Беседа по вопросам;

а) бывает ли человек без осанки? (Нет)

б) согласны ли вы с тем, что осанка бывает правильной и неправильной?  (ДА)

Признаки правильной осанки

4

-плечи находятся на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, мышцы хорошо развиты, походка легкая.

-обеспечивает нормальную работу внутренних органов (легких, сердца, желудка ).

Признаки неправильной осанки

-делает фигуру некрасивой, нарушает работу внутренних органов, делает невозможным выбор некоторых профессий)

в) возникает ли правильная осанка сама по себе? (не возникает, её необходимо формировать с раннего детства )

   2. Причины нарушения осанки учащегося. (Слайд 3)

  1. Дети самостоятельно по таблице определяют причины нарушения осанки, затем  просмотр видеоматериала , и формулирование причин нарушения осанки учащихся.
  1. Сутулится сидя за партой
  2. Держит одно плечо выше другого
  3. Постоянно носит в одной руке тяжести (портфель, поэтому рекомендуют ранец для равномерного распределения тяжести на оба плеча)
  4. Неполноценное питание
  5. Неправильная поза осанки  за компьютером

УЧИТЕЛЬ? Как самим определить наличие искривления позвоночника?  

                (Слайд 4)  

  (ознакомление на уроке, а проверка осанки дома)

  Примите привычную позу осанки (встаньте и расслабитесь). Прежде всего вы должны обратить внимание на следующие основные признаки искривления позвоночника:    

                – одно плечо выше другого

                  – одна из лопаток пошла вразлет (выпирает угол лопатки)

                  – различное расстояние от прижатой к боку руки до талии

                  – при наклоне вперед заметна кривизна позвоночника

 Если вы обнаружили хотя бы один из этих признаков – идите к врачу ортопеду .Для коррекции осанки назначают индивидуальный комплекс физических упражнений.

Со временем  нарушение осанки может прогрессировать в сколиотическую болезнь, т.е. произойдет искривление позвоночника.

                                                   

3.Виды искривления позвоночника.  (Слайд 5)

Учитель показывает слайд и называет вид искривления.

  1. Сколиоз – искривление позвоночника в боковую сторону

5

                                                   

  1. Лордоз – искривление позвоночника вперед

                                                      

  1. Кифоз – искривление позвоночника назад

                                                    

     УЧИТЕЛЬ: в норме позвоночник имеет физиологические искривления в поясничном и шейном отделах позвоночника и кифоз в грудном и копчиковом отделах. Физиологические изгибы необходимы для амортизации толчков при ходьбе.

4. Влияние искривления позвоночника на другие системы организма

Слово учителя

         Любое нефизиологическое искривление позвоночника приводит к нарушению работы внутренних органов и как следствие, к разнообразным заболеваниям . (Слайд 6)

– При искривлении позвоночника пережимаются спинномозговые корешки, что нарушает управление работой внутренних органов нервной системой.

– Пережатие кровеносных  и лимфатических сосудов, питающих спинной мозг, за счет смещенных позвонков нарушает управляющую работу спинного мозга.

– Тяжелые искривления позвоночника и грудной клетки значительно влияют на функции внутренних органов

  1. Уменьшают объем плевральных полостей
  2. Нарушают механику дыхания, что, в свою очередь:
  1. ухудшает функцию внешнего дыхания,
  2. снижает насыщение артериальной крови кислородом,
  3. изменяет характер