Игры на укрепление мышц позвоночника

Татьяна Плетникова
Лечебные игры на укрепление осанки, мышц спины, развития координации

Современные дети очень часто имеют слабые мышцы спины и позвоночника, и как следствие – у многих наблюдается нарушение осанки.

Осанка – это привычное положение тела человека, которое обусловлено равновесием и мышечным балансом. Неправильная осанка приводит к искривлению позвоночника и сутулости.

Повальное увлечение ранним интеллектуальным развитием приводит к тому, что родители уже с года жизни отдают ребенка в различные школы раннего развития, часто игнорируя полноценное физическое развитие. А ведь природа ребенка такова, что она постоянно находится в движении. И для него гораздо важнее провести время на прогулке, за активными играми, чем просидеть за партой в школе раннего развития. Неправильная осанка – частый спутник многих хронических заболеваний,в том числе и заболеваний внутренних органов: сердца, печени, почек, желудочно-кишечного тракта и дыхательной системы.

Задачами лечебных игр на улучшение осанки являются общее укрепление детского организма, опорно-двигательного аппарата, усиление мышечного корсета, улучшение деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Здесь рекомендуется проведение игр, направленных на укрепление мышц спины, плечевого пояса, пресса и позвоночника.

Для укрепления мышц спины и позвоночника достаточно обеспечить нормальную двигательную активность ребенка и уделить внимание общей тренировке организма малыша. Игры, которые предназначены для формирования правильной осанки, а также для укрепления мышц, нужно проводить регулярно. Кроме этого необходимо следить за правильным положением тела ребенка и за его дыханием.В играх также важно выбирать различные позы для исходного положения: сидя, стоя, лежа. Играть рекомендуется в среднем и медленном темпе.

«Официант»

Цель игры: формирование правильной осанки, тренировка координации движений, внимания.

Материалы: большая книга (или мешочек с песком 200-400 грамм).

Одна из самых простых, веселых и интересных игр – это ношение предметов на голове. Попросите ребенка принести игрушку, сесть на стул, посмотреть в окно, но сделать это не просто так, а положив книгу на голову. Так же можно похоть приставным шагом боком то вправо, то влево. Можно устроить небольшие соревнования по переноске предметов и смотреть за тем, у кого книга упадет быстрее.

Еще вариант. В ряд на расстоянии 30 сантиметров друг от друга выстраивают кегли. Задача – обойти все кегли «змейкой» с книгой на голове как можно быстрее, не сбив ни одну из них.

Примечание: эту игру можно проводить как эстафету или усложнить ее, предложив пройти между кеглями с закрытыми глазами.

«Ловкач»

Цель игры: формирование правильной осанки, развитие и укрепление мышц всего туловища, развитие ловкости и меткости.

Вот несколько вариантов игры:

• Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши, а затем поймать его. (Хлопнуть 2 раза)

• Бросить мяч вверх, повернуться вокруг своей оси и поймать мяч.

• Бросить мяч вверх, присесть на корточки, вскочить на ноги и поймать мяч.

• Пробежать по прямой или по кругу, отбивая мяч ладонью то левой, то правой рукой.

«Цепи»

Цель игры: формирование правильной осанки, укрепление мышц спины, общее укрепление организма.

Игроки должны взяться за руки и начать «запутывать» цепь, меняя направление движения, обвивая вокруг себя, перешагивая через сцепленные руки, и т. д. Когда цепь запутается, задача участников – снова распутать ее обратно.

«Футбол»

Цель игры: формирование правильной осанки, тренировка координации движений, укрепление мышц туловища и конечностей.

Материалы: мячи.

Дети делятся на 2 команды и садятся в 2 шеренги друг напротив друга.Исходное положение: сидя, ноги согнуты в коленях и прижаты к животу. Задача игроков – но-гами отбрасывать мяч игроку, сидящему напротив, который должен сначала поймать его руками, а потом отбросить обратно ногами.

Примечание: можно усложнить игру, предложив детям не трогать мяч руками, а перебрасывать мяч друг другу только ногами.

Второй вариант. Дети располагаются на полу, сидя в кругу – упор руками сзади. Выпустивший мяч из круга выходит из игры.

«Волшебные ёлочки»

Цель игры: закреплять умение принимать и удерживать правильную осанку.

Дети стоят у стены прижавшись затылком, лопатками, ягодицами и пятками. (Волшебные ёлочки) По сигналу «ночь» они бегают и кружатся. По сигналу «лесник» бегут к стене. Принимая первоначальную позу. Тот, кто принял неправильную позу или не добежал до стены может быть осален «лесником». Осаленный становится водящим.

«Пузыри»

Цель игры: закреплять умение принимать и удерживать правильную осанку.

Каждый пузырек образуется двумя игроками, которые соприкасаются спинами, локти в замок. Под музыку пузырьки легко передвигаются по залу. Стараясь не соприкасаться с другими парами.

Примечание: если пузыри сталкиваются, то оба лопаются, а игроки выходят из игры.

«Канатоходцы»

Цель игры: формирование правильной осанки, тренировка координации движений, укрепление мышц туловища и конечностей.

Две команды детей. На полу напротив каждой команды разложен канат. Каждой команды по одному мешочку с песком. По сигналу первые игроки кладут мешочек с песком на голову разводят руки в стороны и проходят по канату с мешочком на голове. Назад к команде возвращаются бегом, передают мешочек с песком следующему игроку.

Примечание: если у игрока падает мешочек, то ходьбу по канату необходимо начать сначала.

Читайте также:  Позвоночник опора жизни плакат

Источник

Цели: совершенствовать навыки правильной осанки в различных исходных положениях, с различными движениями рук; укреплять мышцы спины и брюшного пресса; совершенствовать координацию движений.

“Рыбки и акулы”

Выбирают водящего — “акулу”, остальные дети — “рыбки”. По сигналу “Раз, два, три — лови!” они разбегаются по залу, а водящий их “салит” — дотрагивается рукой. Чтобы спастись от погони “акулы”, игрок останавливается в любом месте зала и принимает положение строевой стойки.

Правила: разбегаться можно только после команды “Лови!”;

если, остановившись, игрок не успел или не сумел принять положение правильной осанки, водящий “салит” его; пойманные “рыбки” отходят к стене и принимают положение правильной осанки, стоя спиной к стене (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед).

“Морская фигура”

Дети, взявшись за руки, образуют круг, стоя лицом к центру. Размахивая руками вперед-назад, они произносят слова: “Волны качаются -раз, волны качаются — два, волны качаются — три, на месте, фигура, замри!” После слова “замри” дети принимают положение правильной осанки, стоя, сидя, опустившись на колени. Педагог выбирает лучшую “фигуру” — ребенка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки.

Правила: принятую после слова “замри!” позу нельзя менять;

при повторении игры необходимо найти новую позу;

ребенок, не сумевший сохранить положение правильной осанки, отходит в сторону и выполняет корригирующее упражнение по указанию педагога.

“Футбол”

Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.

“Кораблики”

Дети лежат на ковриках на животе. Руки под подбородком, ноги вместе. Перед лицом чашка с водой и лодочкой с парусом. Нужно прогнуться, поднимая голову и грудь, выдыхая спокойно воздух на лодочку. Дуть следует спокойно, чтобы лодочка поплыла, но не опрокинулась.

Цель: формировать навыки прав ильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Эстафета “Загрузи машину”

Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.

Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета с палочкой

Оборудование: палочки длиной 20 см.

Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета “Построим лесенку”

Оборудование: то же.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12-18 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.

Эстафета с машиной

Оборудование: машина с веревочкой.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Игра-имитация “Перейди вброд”

Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки отсчет).

Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.

“Нарисуй картину”

Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета).

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.

“Сложи узор”

Оборудование: то же и образец — схема-рисунок.

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.

“Рисуем кистью”

Оборудование: бумага, гуашь, кисти.

Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т.п.).

“Поймай рыбку” (“Достань жемчужину”)

Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки), камешки.

Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног “ловят рыб” (пробки) и достают со дна “жемчужины” (камешки).

“Найди клад”

Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.

“Стирка”

Оборудование: платочки (салфетки).

На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.

Источник

п/п

Частные задачи

Содержание

Дози-ровка

ОМУ

1

2

3

4

5

1.

Укрепление мышц ног, плечевого пояса.

Самовытяжение.

«Потягушки»

вариант 1:

И.п. – лёжа на животе, руки вверх.

1-2 – тянуться по полу руками вверх, ногами вниз,

3-4 – и.п.

вариант 2:

И.п. – лёжа на животе, руки и ноги в стороны.

1-2 – тянуться по полу руками и ногами в стороны.

3-4 – и.п.

4-6 раз

Темп умеренный.

Руки в локтях, ноги в коленях не сгибать.

Ноги  и руки прижаты к полу.

2.

Укрепление мышц ног, плечевого пояса.

Самовытяжение.

И.п. – лёжа на животе, руки вверх.

1-2 – ноги согнуть в коленях, руками тянуться вверх.

Читайте также:  Ноющие боли в нижней части спины позвоночника

3-4 – и.п.

4-6 раз

Темп умеренный.

Руки и бёдра вместе и  прижаты к полу.

Носок от себя.

3.

Укрепление мышц ног, рук, шеи.

Ориентировка на себе.

Развитие координаци-онных способностей.

Воспитание внимания.

Самовытяжение.

«Пешеходик»

И.п. – лёжа на животе, руки вверх.

вариант 1:

1 – приподнять правую ногу, левую руку и голову,

2 – и.п.

3 – приподнять левую ногу, правую руку и голову,

4 – и.п.

вариант 2:

1 – приподняться от пола.

2-7(9) – «пешеходик» в дина-мике.

8(10) – и.п.

4-6 раз

Темп умеренный.

Голову, ногу и руку приподнимать слегка.

Тянуться затылком, руку в локте, ногу в ко-лене не сгибать.

Следить за разноимён-ностью руки и ноги.

Поясницу не прогибать.

5.

Укрепление мышц ног, рук, шеи.

Самовытяжение.

«Рыбка»

И.п. – лёжа на животе, руки вверх.

1 – приподняться от пола,

2-3- держать, 4 – и.п.

4-6 раз

Темп умеренный.

Тянуться затылком, руки в локтях, ноги в коленях не сгибать.

6.

Укрепление мышц ног, плечевого пояса, шеи.

«Лодочка»

И.п. – лёжа на животе, руки вдоль туловища.

1- приподнять голову и плече-вой пояс,

2-3 – держать, 4 – и.п.

4-6 раз

Темп умеренный.

Ладоши прижаты к полу.

Ноги вместе и прижаты к полу.

7.

Укрепление мышц ног, плечевого пояса, шеи.

Самовытяжение.

«Звёздочка»

И.п. – лёжа на животе, руки и ноги в стороны.

1- приподняться,

2-3 – держать,

4 – и.п.

4-6 раз

Темп умеренный.

Тянуться затылком.

Руки и ноги в коленях не сгибать.

1

2

3

4

5

8.

Укрепление мышц ног и плечевого пояса.

Развитие координаци-онных способностей.

«Точка-строчка»

И.п. – лёжа на животе, руки вверх

вариант 1:

1 – приподняться,

2 – руки и ноги в стороны,

3 – ноги и руки вместе,

4 – и.п.

вариант 2:

1 – приподняться,

2-7(9) – чередовать ноги и руки  в стороны, вместе,

8(10) – и.п.

4-6 раз

2-3 раза

Темп умеренный.

Тянуться затылком.

Поясницу не прогибать.

Руки в локтях, ноги в коленях не сгибать.

Носок от себя.

9.

Укрепление мышц ног и плечевого пояса.

Развитие координаци-онных способностей.

«Брасс»

И.п. – лёжа на животе, руки согнуты в локтях.

1- приподняться,

2-7(9) – имитация плавания брасс,

8(10) – и.п.

2-3 раза

Темп умеренный.

Тянуться затылком.

Поясницу не прогибать

10.

Укрепление мышц ног, шеи и плечевого пояса

Развитие координаци-онных способностей.

Ориентировка на себе.

«Кошечка»

И.п. – стойка на четвереньках.

1 – прогнуть спину (кошечка добрая),

2 – и.п.,

3 – выгнуть спину (кошечка злиться), 4 – и.п.

4-6 раз

Темп умеренный.

Ноги вместе, руки на ширине плеч.

11.

Укрепление мышц рук и плечевого пояса.

«Стрекоза»

И.п. – лёжа на животе, руки на затылок.

1 – приподняться, прогнуться, выпрямить руки в стороны.

2-3 – держать, 4 – и.п.

4-6 раз

Темп умеренный.

Ноги вместе, прижаты к полу.

Руки в локтях не сгибать.

Тянуться затылком.

12.

Укрепление мышц ног, шеи и плечевого пояса

Развитие координаци-онных способностей.

Ориентировка на себе

Самовытяжение.

И.п. – стойка на четвереньках.

1- приподнять правую руку и левую ногу,

2 – и.п.,

3 – приподнять левую руку и правую ногу, 4 – и.п.

4-6 раз

Темп умеренный.

Руку и ногу поднимать параллельно полу.

Тянуться затылком.

13.

Укрепление мышц плечевого пояса и рук.

Самовытяжение.

«Кошечка потягивается»

И.п. – сед на пятках.

1-2 – руками потянуться по полу вперёд.

3-4 – и.п.

4-6 раз

Темп умеренный.

Голова между рук, тянуться затылком.

Ноги вместе.

14.

Укрепление мышц шеи, плечевого пояса и рук.

«Силачи»

И.п. – лёжа на животе, руки вверх.

1- приподнять плечевой пояс.

2- руки к плечам,

3 – руки вверх,

4 – и.п.

4-6 раз

Темп умеренный.

Тянуться затылком.

Ноги вместе, прижаты к полу.

При сгибании рук, локти отводить назад до упора.

15.

Укрепление мышц шеи, плечевого пояса и рук.

«Молоточки»

И.п. – лёжа на животе, руки вверх.

1 – приподнять плечевой пояс,

2-7(9) – поочерёдное постуки-вание кулаками по полу.

8(10) – и.п.

2-3 раза

Темп умеренный.

Тянуться затылком.

Ноги вместе, прижаты к полу.

1

2

3

4

5

16.

Укрепление мышц шеи, плечевого пояса и рук.

«Птички летят»

И.п. – лёжа на животе, руки в стороны.

1 – приподняться.

2-7(9) – руки  чередовать вверх-вниз,

8(10) – и.п.

2-3 раза

Темп умеренный.

Ноги прижаты к полу.

Руки в локтях не сгибать

17.

Укрепление мышц шеи, плечевого пояса и рук.

«Змейка»

И.п. – лёжа на животе, руки вверх.

1- прогнуться,

2-3 – держать,

4 – и.п.

4-6 раз

Темп умеренный.

Ноги и ладоши прижа-ты к полу.

Прогибаясь руки вып-рямлять до конца.

Голову не запрокиды-вать.

Литература

  1. Красикова И.С. Массаж и гимнастика для детей от трёх до семи лет. – СПб.: КОРОНА принт: Учитель и ученик, 2003. – 336с.
  2. Подольская Е.И. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – 80С.
  3. Сековец Л.С. Комплексная физическая реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Программа. Комплексы упражнений. Методические рекомендации. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 208с.
Читайте также:  Сергея бубновского природа разумного тела все о позвоночнике и суставах

Источник

Разные виды лечебной гимнастики помогают поддерживать здоровье позвоночника, дают стойкий эффект укрепления мышц спины, а также ускоряют восстановление после заболеваний — межпозвоночная грыжа, остеохондроз.

Мышцы спины

Мускулатура спины представлена трапециевидными и широчайшими мышцами:

  • трапециевидные мышцы — располагаются ромбом в верхней части спины с захватом плечевой зоны, основания черепа и области шеи, данная часть мускулатуры задействуется при подъеме плеч и движении лопатками;
  • широчайшие мышцы — пролегают от нижней части позвоночника, проходят по диагональной траектории по обеим сторонам спины и доходят до подмышечных впадин (когда верх развит, образуются так называемые крылья, формирующие фигуру в виде перевернутого треугольника, развитый низ делает талию более стройной, чтобы полноценно прокачать широчайшие мышцы используется целый комплекс упражнений, так как эту задачу не решить одним упражнением).

На спине есть и другие виды поверхностных и глубоких мышц, они лежат слоями. Дельтовидная, подостная и надостная, круглая (малая и большая), ромбовидная, мышца-выпрямитель позвоночника, мышца-подниматель лопатки, квадратная поясничная, зубчатая.

Разновидности гимнастики для позвоночника

Гимнастика для укрепления позвоночника выбирается в индивидуальном порядке. Нужно ценить состояние здоровья и подобрать упражнения исходя из потребностей. Идеальный вариант — проконсультироваться со специалистом. Для ознакомления условно разделим все виды нагрузок на 5 типов:

  • танцевальная гимнастика — бесспорно, гимнастические упражнения с элементами танцев полезны для спины, комплексы составляют на базе классической аэробики, лечебной гимнастики, степ-аэробики, бальных танцев, фламенко данное направление больше интересует женщин;
  • оздоровительная восточная гимнастика — создается на основе учений с востока и заключает в себе глубокий философский смысл, занятия помогают совершенствовать тело и гармонизировать состояние души, в эту группу входит йога (наиболее полезный вид — хатхах-йога, самый легкий для освоения стиль — айенгара-йога), оздоровительная китайская гимнастика, тайцзицюань, ушу и цигун;
  • комплексы упражнений, рассчитанные на развитие частей тела и систем организма, программы создаются на основе калланетики, атлетической гимнастики, фитнеса, стретчинга и шейпинга;
  • плавание — универсальный вид оздоровительной двигательной активности для здоровья спины, плавать можно даже тем, кому запрещено поднимать тяжести и выполнять силовые упражнения, прыгать и бегать, вода оптимально нагружает все тело, при этом суставы и позвоночник совершенно не перегружаются (например, обычное плавание, водный пилатес, танец живота, аква латина с компонентами танцев ча-ча-ча, меренга, сальса);
  • занятия со снарядом Bosu — эффективный спортивный полусферический снаряд дает пользу, сравнимую с действием пилатеса, необходимо держать равновесие и от
    этого активируется множество крупных и мелких мышц, существуют упражнения в положении стоя, лежа, сидя, возможны аэробные и силовые нагрузки;
  • пилатес — действенный инструмент для правильной осанки без риска для здоровья, отлично прорабатываются мышцы для создания корсета без перегрузки спины благодаря базовым упражнениям (существуют разновидности — аквапилатес, дэнс-пилатес).

Примеры самых эффективных упражнений для спины

Назовем самые удачные упражнения для всестороннего укрепления спины и здоровья позвоночника:

  • силовые упражнения с повторяющимся сокращением мышц — скручивания для укрепления верхней части и косых мышц пресса, упражнение супермена, разноименные подъемы ног и рук;
  • аэробные упражнения для проработки обширных групп мышц — бег, пешие прогулки, велоспорт, танцы и гребля;
  • растяжка — статические упражнения с плавным растением мышц, например, растяжка задней поверхности бедра из положения лежа, вытяжение квадрицепса, подтягивание колен к грудной клетке, прогиб спины из положения стоя.

Гимнастика для мышц спины и позвоночника в картинках

Фото наглядно иллюстрируют технику выполнения популярных упражнений. В статических упражнениях нужно задержаться на несколько секунд — по возможности. Количество повторов и подходов выбирается для каждого человека индивидуально. Следует заниматься по своим силам и не стремиться побить чужие рекорды. Главный критерий — при выполнении упражнений должно быть комфортно.

Чем полезна гимнастика для укрепления мышц позвоночника?

При правильном подходе можно ожидать следующих положительных результатов:

  • разгрузка позвоночника, который у многих людей находится в зажатом состоянии и постоянном напряжении;
  • укрепление связочно-мышечного позвоночного каркаса;
  • ускорение метаболизма, кровотока и лимфотока;
  • улучшение состояния позвоночника при малоподвижном образе жизни;
  • облегчение очагов воспаления;
  • исправление осанки;
  • предупреждение патологий сердечнососудистой и дыхательной систем;
  • улучшение общего самочувствия и поднятие настроения;
  • защита от развития сколиоза;
  • уменьшение болей в спине;
  • укрепление суставов и мышц;
  • повышение выносливости позвоночника, что позволяет наращивать нагрузки;
  • упрочнение костей для снижения вероятности переломов.

Меры предосторожности упражнений для спины

Следует учитывать несколько особенностей гимнастики для позвоночника и мышц спины:

  • в острой стадии заболеваний спины можно выполнять любую гимнастику только под контролем врача;
  • если присутствует сильный дискомфорт, нужно прекратить занятия и уменьшить нагрузки — упражнения должны приносить удовольствие;
  • не стоит быстро проделывать упражнения для шеи, не стоит резко двигать головой;
  • при проработке поясницы и грудного отдела лучше избегать резких поворотов и наклонов;
  • не стоит выбирать трудные комплексы упражнений, лучше начинать с простейших нагрузок, плавно наращивать нагрузки.

При тяжелых заболевания многие виды фитнеса противопоказаны, поэтому при наличии сложных недомоганий нужно проконсультироваться с врачом;
для занятий нужна удобная одежда, не препятствующая свободным движениям и создающая комфорт, неподходящая одежда может испортить впечатление от занятий.

Источник