Игры на укрепление мышц позвоночника
Татьяна Плетникова
Лечебные игры на укрепление осанки, мышц спины, развития координации
Современные дети очень часто имеют слабые мышцы спины и позвоночника, и как следствие – у многих наблюдается нарушение осанки.
Осанка – это привычное положение тела человека, которое обусловлено равновесием и мышечным балансом. Неправильная осанка приводит к искривлению позвоночника и сутулости.
Повальное увлечение ранним интеллектуальным развитием приводит к тому, что родители уже с года жизни отдают ребенка в различные школы раннего развития, часто игнорируя полноценное физическое развитие. А ведь природа ребенка такова, что она постоянно находится в движении. И для него гораздо важнее провести время на прогулке, за активными играми, чем просидеть за партой в школе раннего развития. Неправильная осанка – частый спутник многих хронических заболеваний,в том числе и заболеваний внутренних органов: сердца, печени, почек, желудочно-кишечного тракта и дыхательной системы.
Задачами лечебных игр на улучшение осанки являются общее укрепление детского организма, опорно-двигательного аппарата, усиление мышечного корсета, улучшение деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Здесь рекомендуется проведение игр, направленных на укрепление мышц спины, плечевого пояса, пресса и позвоночника.
Для укрепления мышц спины и позвоночника достаточно обеспечить нормальную двигательную активность ребенка и уделить внимание общей тренировке организма малыша. Игры, которые предназначены для формирования правильной осанки, а также для укрепления мышц, нужно проводить регулярно. Кроме этого необходимо следить за правильным положением тела ребенка и за его дыханием.В играх также важно выбирать различные позы для исходного положения: сидя, стоя, лежа. Играть рекомендуется в среднем и медленном темпе.
«Официант»
Цель игры: формирование правильной осанки, тренировка координации движений, внимания.
Материалы: большая книга (или мешочек с песком 200-400 грамм).
Одна из самых простых, веселых и интересных игр – это ношение предметов на голове. Попросите ребенка принести игрушку, сесть на стул, посмотреть в окно, но сделать это не просто так, а положив книгу на голову. Так же можно похоть приставным шагом боком то вправо, то влево. Можно устроить небольшие соревнования по переноске предметов и смотреть за тем, у кого книга упадет быстрее.
Еще вариант. В ряд на расстоянии 30 сантиметров друг от друга выстраивают кегли. Задача – обойти все кегли «змейкой» с книгой на голове как можно быстрее, не сбив ни одну из них.
Примечание: эту игру можно проводить как эстафету или усложнить ее, предложив пройти между кеглями с закрытыми глазами.
«Ловкач»
Цель игры: формирование правильной осанки, развитие и укрепление мышц всего туловища, развитие ловкости и меткости.
Вот несколько вариантов игры:
• Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши, а затем поймать его. (Хлопнуть 2 раза)
• Бросить мяч вверх, повернуться вокруг своей оси и поймать мяч.
• Бросить мяч вверх, присесть на корточки, вскочить на ноги и поймать мяч.
• Пробежать по прямой или по кругу, отбивая мяч ладонью то левой, то правой рукой.
«Цепи»
Цель игры: формирование правильной осанки, укрепление мышц спины, общее укрепление организма.
Игроки должны взяться за руки и начать «запутывать» цепь, меняя направление движения, обвивая вокруг себя, перешагивая через сцепленные руки, и т. д. Когда цепь запутается, задача участников – снова распутать ее обратно.
«Футбол»
Цель игры: формирование правильной осанки, тренировка координации движений, укрепление мышц туловища и конечностей.
Материалы: мячи.
Дети делятся на 2 команды и садятся в 2 шеренги друг напротив друга.Исходное положение: сидя, ноги согнуты в коленях и прижаты к животу. Задача игроков – но-гами отбрасывать мяч игроку, сидящему напротив, который должен сначала поймать его руками, а потом отбросить обратно ногами.
Примечание: можно усложнить игру, предложив детям не трогать мяч руками, а перебрасывать мяч друг другу только ногами.
Второй вариант. Дети располагаются на полу, сидя в кругу – упор руками сзади. Выпустивший мяч из круга выходит из игры.
«Волшебные ёлочки»
Цель игры: закреплять умение принимать и удерживать правильную осанку.
Дети стоят у стены прижавшись затылком, лопатками, ягодицами и пятками. (Волшебные ёлочки) По сигналу «ночь» они бегают и кружатся. По сигналу «лесник» бегут к стене. Принимая первоначальную позу. Тот, кто принял неправильную позу или не добежал до стены может быть осален «лесником». Осаленный становится водящим.
«Пузыри»
Цель игры: закреплять умение принимать и удерживать правильную осанку.
Каждый пузырек образуется двумя игроками, которые соприкасаются спинами, локти в замок. Под музыку пузырьки легко передвигаются по залу. Стараясь не соприкасаться с другими парами.
Примечание: если пузыри сталкиваются, то оба лопаются, а игроки выходят из игры.
«Канатоходцы»
Цель игры: формирование правильной осанки, тренировка координации движений, укрепление мышц туловища и конечностей.
Две команды детей. На полу напротив каждой команды разложен канат. Каждой команды по одному мешочку с песком. По сигналу первые игроки кладут мешочек с песком на голову разводят руки в стороны и проходят по канату с мешочком на голове. Назад к команде возвращаются бегом, передают мешочек с песком следующему игроку.
Примечание: если у игрока падает мешочек, то ходьбу по канату необходимо начать сначала.
Источник
Цели: совершенствовать навыки правильной осанки в различных исходных положениях, с различными движениями рук; укреплять мышцы спины и брюшного пресса; совершенствовать координацию движений.
“Рыбки и акулы”
Выбирают водящего — “акулу”, остальные дети — “рыбки”. По сигналу “Раз, два, три — лови!” они разбегаются по залу, а водящий их “салит” — дотрагивается рукой. Чтобы спастись от погони “акулы”, игрок останавливается в любом месте зала и принимает положение строевой стойки.
Правила: разбегаться можно только после команды “Лови!”;
если, остановившись, игрок не успел или не сумел принять положение правильной осанки, водящий “салит” его; пойманные “рыбки” отходят к стене и принимают положение правильной осанки, стоя спиной к стене (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед).
“Морская фигура”
Дети, взявшись за руки, образуют круг, стоя лицом к центру. Размахивая руками вперед-назад, они произносят слова: “Волны качаются -раз, волны качаются — два, волны качаются — три, на месте, фигура, замри!” После слова “замри” дети принимают положение правильной осанки, стоя, сидя, опустившись на колени. Педагог выбирает лучшую “фигуру” — ребенка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки.
Правила: принятую после слова “замри!” позу нельзя менять;
при повторении игры необходимо найти новую позу;
ребенок, не сумевший сохранить положение правильной осанки, отходит в сторону и выполняет корригирующее упражнение по указанию педагога.
“Футбол”
Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.
“Кораблики”
Дети лежат на ковриках на животе. Руки под подбородком, ноги вместе. Перед лицом чашка с водой и лодочкой с парусом. Нужно прогнуться, поднимая голову и грудь, выдыхая спокойно воздух на лодочку. Дуть следует спокойно, чтобы лодочка поплыла, но не опрокинулась.
Цель: формировать навыки прав ильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.
Эстафета “Загрузи машину”
Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.
Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину.
Усложненный вариант. Соревнуются две команды.
Эстафета с палочкой
Оборудование: палочки длиной 20 см.
Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол.
Усложненный вариант. Соревнуются две команды.
Эстафета “Построим лесенку”
Оборудование: то же.
Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12-18 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.
Эстафета с машиной
Оборудование: машина с веревочкой.
Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол.
Усложненный вариант. Соревнуются две команды.
Игра-имитация “Перейди вброд”
Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки отсчет).
Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.
“Нарисуй картину”
Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета).
Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.
“Сложи узор”
Оборудование: то же и образец — схема-рисунок.
Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.
“Рисуем кистью”
Оборудование: бумага, гуашь, кисти.
Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т.п.).
“Поймай рыбку” (“Достань жемчужину”)
Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки), камешки.
Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног “ловят рыб” (пробки) и достают со дна “жемчужины” (камешки).
“Найди клад”
Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.
“Стирка”
Оборудование: платочки (салфетки).
На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.
Источник
№
п/п
Частные задачи
Содержание
Дози-ровка
ОМУ
1
2
3
4
5
1.
Укрепление мышц ног, плечевого пояса.
Самовытяжение.
«Потягушки»
вариант 1:
И.п. – лёжа на животе, руки вверх.
1-2 – тянуться по полу руками вверх, ногами вниз,
3-4 – и.п.
вариант 2:
И.п. – лёжа на животе, руки и ноги в стороны.
1-2 – тянуться по полу руками и ногами в стороны.
3-4 – и.п.
4-6 раз
Темп умеренный.
Руки в локтях, ноги в коленях не сгибать.
Ноги и руки прижаты к полу.
2.
Укрепление мышц ног, плечевого пояса.
Самовытяжение.
И.п. – лёжа на животе, руки вверх.
1-2 – ноги согнуть в коленях, руками тянуться вверх.
3-4 – и.п.
4-6 раз
Темп умеренный.
Руки и бёдра вместе и прижаты к полу.
Носок от себя.
3.
Укрепление мышц ног, рук, шеи.
Ориентировка на себе.
Развитие координаци-онных способностей.
Воспитание внимания.
Самовытяжение.
«Пешеходик»
И.п. – лёжа на животе, руки вверх.
вариант 1:
1 – приподнять правую ногу, левую руку и голову,
2 – и.п.
3 – приподнять левую ногу, правую руку и голову,
4 – и.п.
вариант 2:
1 – приподняться от пола.
2-7(9) – «пешеходик» в дина-мике.
8(10) – и.п.
4-6 раз
Темп умеренный.
Голову, ногу и руку приподнимать слегка.
Тянуться затылком, руку в локте, ногу в ко-лене не сгибать.
Следить за разноимён-ностью руки и ноги.
Поясницу не прогибать.
5.
Укрепление мышц ног, рук, шеи.
Самовытяжение.
«Рыбка»
И.п. – лёжа на животе, руки вверх.
1 – приподняться от пола,
2-3- держать, 4 – и.п.
4-6 раз
Темп умеренный.
Тянуться затылком, руки в локтях, ноги в коленях не сгибать.
6.
Укрепление мышц ног, плечевого пояса, шеи.
«Лодочка»
И.п. – лёжа на животе, руки вдоль туловища.
1- приподнять голову и плече-вой пояс,
2-3 – держать, 4 – и.п.
4-6 раз
Темп умеренный.
Ладоши прижаты к полу.
Ноги вместе и прижаты к полу.
7.
Укрепление мышц ног, плечевого пояса, шеи.
Самовытяжение.
«Звёздочка»
И.п. – лёжа на животе, руки и ноги в стороны.
1- приподняться,
2-3 – держать,
4 – и.п.
4-6 раз
Темп умеренный.
Тянуться затылком.
Руки и ноги в коленях не сгибать.
1
2
3
4
5
8.
Укрепление мышц ног и плечевого пояса.
Развитие координаци-онных способностей.
«Точка-строчка»
И.п. – лёжа на животе, руки вверх
вариант 1:
1 – приподняться,
2 – руки и ноги в стороны,
3 – ноги и руки вместе,
4 – и.п.
вариант 2:
1 – приподняться,
2-7(9) – чередовать ноги и руки в стороны, вместе,
8(10) – и.п.
4-6 раз
2-3 раза
Темп умеренный.
Тянуться затылком.
Поясницу не прогибать.
Руки в локтях, ноги в коленях не сгибать.
Носок от себя.
9.
Укрепление мышц ног и плечевого пояса.
Развитие координаци-онных способностей.
«Брасс»
И.п. – лёжа на животе, руки согнуты в локтях.
1- приподняться,
2-7(9) – имитация плавания брасс,
8(10) – и.п.
2-3 раза
Темп умеренный.
Тянуться затылком.
Поясницу не прогибать
10.
Укрепление мышц ног, шеи и плечевого пояса
Развитие координаци-онных способностей.
Ориентировка на себе.
«Кошечка»
И.п. – стойка на четвереньках.
1 – прогнуть спину (кошечка добрая),
2 – и.п.,
3 – выгнуть спину (кошечка злиться), 4 – и.п.
4-6 раз
Темп умеренный.
Ноги вместе, руки на ширине плеч.
11.
Укрепление мышц рук и плечевого пояса.
«Стрекоза»
И.п. – лёжа на животе, руки на затылок.
1 – приподняться, прогнуться, выпрямить руки в стороны.
2-3 – держать, 4 – и.п.
4-6 раз
Темп умеренный.
Ноги вместе, прижаты к полу.
Руки в локтях не сгибать.
Тянуться затылком.
12.
Укрепление мышц ног, шеи и плечевого пояса
Развитие координаци-онных способностей.
Ориентировка на себе
Самовытяжение.
И.п. – стойка на четвереньках.
1- приподнять правую руку и левую ногу,
2 – и.п.,
3 – приподнять левую руку и правую ногу, 4 – и.п.
4-6 раз
Темп умеренный.
Руку и ногу поднимать параллельно полу.
Тянуться затылком.
13.
Укрепление мышц плечевого пояса и рук.
Самовытяжение.
«Кошечка потягивается»
И.п. – сед на пятках.
1-2 – руками потянуться по полу вперёд.
3-4 – и.п.
4-6 раз
Темп умеренный.
Голова между рук, тянуться затылком.
Ноги вместе.
14.
Укрепление мышц шеи, плечевого пояса и рук.
«Силачи»
И.п. – лёжа на животе, руки вверх.
1- приподнять плечевой пояс.
2- руки к плечам,
3 – руки вверх,
4 – и.п.
4-6 раз
Темп умеренный.
Тянуться затылком.
Ноги вместе, прижаты к полу.
При сгибании рук, локти отводить назад до упора.
15.
Укрепление мышц шеи, плечевого пояса и рук.
«Молоточки»
И.п. – лёжа на животе, руки вверх.
1 – приподнять плечевой пояс,
2-7(9) – поочерёдное постуки-вание кулаками по полу.
8(10) – и.п.
2-3 раза
Темп умеренный.
Тянуться затылком.
Ноги вместе, прижаты к полу.
1
2
3
4
5
16.
Укрепление мышц шеи, плечевого пояса и рук.
«Птички летят»
И.п. – лёжа на животе, руки в стороны.
1 – приподняться.
2-7(9) – руки чередовать вверх-вниз,
8(10) – и.п.
2-3 раза
Темп умеренный.
Ноги прижаты к полу.
Руки в локтях не сгибать
17.
Укрепление мышц шеи, плечевого пояса и рук.
«Змейка»
И.п. – лёжа на животе, руки вверх.
1- прогнуться,
2-3 – держать,
4 – и.п.
4-6 раз
Темп умеренный.
Ноги и ладоши прижа-ты к полу.
Прогибаясь руки вып-рямлять до конца.
Голову не запрокиды-вать.
Литература
- Красикова И.С. Массаж и гимнастика для детей от трёх до семи лет. – СПб.: КОРОНА принт: Учитель и ученик, 2003. – 336с.
- Подольская Е.И. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – 80С.
- Сековец Л.С. Комплексная физическая реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Программа. Комплексы упражнений. Методические рекомендации. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 208с.
Источник
Разные виды лечебной гимнастики помогают поддерживать здоровье позвоночника, дают стойкий эффект укрепления мышц спины, а также ускоряют восстановление после заболеваний — межпозвоночная грыжа, остеохондроз.
Мышцы спины
Мускулатура спины представлена трапециевидными и широчайшими мышцами:
- трапециевидные мышцы — располагаются ромбом в верхней части спины с захватом плечевой зоны, основания черепа и области шеи, данная часть мускулатуры задействуется при подъеме плеч и движении лопатками;
- широчайшие мышцы — пролегают от нижней части позвоночника, проходят по диагональной траектории по обеим сторонам спины и доходят до подмышечных впадин (когда верх развит, образуются так называемые крылья, формирующие фигуру в виде перевернутого треугольника, развитый низ делает талию более стройной, чтобы полноценно прокачать широчайшие мышцы используется целый комплекс упражнений, так как эту задачу не решить одним упражнением).
На спине есть и другие виды поверхностных и глубоких мышц, они лежат слоями. Дельтовидная, подостная и надостная, круглая (малая и большая), ромбовидная, мышца-выпрямитель позвоночника, мышца-подниматель лопатки, квадратная поясничная, зубчатая.
Разновидности гимнастики для позвоночника
Гимнастика для укрепления позвоночника выбирается в индивидуальном порядке. Нужно ценить состояние здоровья и подобрать упражнения исходя из потребностей. Идеальный вариант — проконсультироваться со специалистом. Для ознакомления условно разделим все виды нагрузок на 5 типов:
- танцевальная гимнастика — бесспорно, гимнастические упражнения с элементами танцев полезны для спины, комплексы составляют на базе классической аэробики, лечебной гимнастики, степ-аэробики, бальных танцев, фламенко данное направление больше интересует женщин;
- оздоровительная восточная гимнастика — создается на основе учений с востока и заключает в себе глубокий философский смысл, занятия помогают совершенствовать тело и гармонизировать состояние души, в эту группу входит йога (наиболее полезный вид — хатхах-йога, самый легкий для освоения стиль — айенгара-йога), оздоровительная китайская гимнастика, тайцзицюань, ушу и цигун;
- комплексы упражнений, рассчитанные на развитие частей тела и систем организма, программы создаются на основе калланетики, атлетической гимнастики, фитнеса, стретчинга и шейпинга;
- плавание — универсальный вид оздоровительной двигательной активности для здоровья спины, плавать можно даже тем, кому запрещено поднимать тяжести и выполнять силовые упражнения, прыгать и бегать, вода оптимально нагружает все тело, при этом суставы и позвоночник совершенно не перегружаются (например, обычное плавание, водный пилатес, танец живота, аква латина с компонентами танцев ча-ча-ча, меренга, сальса);
- занятия со снарядом Bosu — эффективный спортивный полусферический снаряд дает пользу, сравнимую с действием пилатеса, необходимо держать равновесие и от
этого активируется множество крупных и мелких мышц, существуют упражнения в положении стоя, лежа, сидя, возможны аэробные и силовые нагрузки; - пилатес — действенный инструмент для правильной осанки без риска для здоровья, отлично прорабатываются мышцы для создания корсета без перегрузки спины благодаря базовым упражнениям (существуют разновидности — аквапилатес, дэнс-пилатес).
Примеры самых эффективных упражнений для спины
Назовем самые удачные упражнения для всестороннего укрепления спины и здоровья позвоночника:
- силовые упражнения с повторяющимся сокращением мышц — скручивания для укрепления верхней части и косых мышц пресса, упражнение супермена, разноименные подъемы ног и рук;
- аэробные упражнения для проработки обширных групп мышц — бег, пешие прогулки, велоспорт, танцы и гребля;
- растяжка — статические упражнения с плавным растением мышц, например, растяжка задней поверхности бедра из положения лежа, вытяжение квадрицепса, подтягивание колен к грудной клетке, прогиб спины из положения стоя.
Гимнастика для мышц спины и позвоночника в картинках
Фото наглядно иллюстрируют технику выполнения популярных упражнений. В статических упражнениях нужно задержаться на несколько секунд — по возможности. Количество повторов и подходов выбирается для каждого человека индивидуально. Следует заниматься по своим силам и не стремиться побить чужие рекорды. Главный критерий — при выполнении упражнений должно быть комфортно.
Чем полезна гимнастика для укрепления мышц позвоночника?
При правильном подходе можно ожидать следующих положительных результатов:
- разгрузка позвоночника, который у многих людей находится в зажатом состоянии и постоянном напряжении;
- укрепление связочно-мышечного позвоночного каркаса;
- ускорение метаболизма, кровотока и лимфотока;
- улучшение состояния позвоночника при малоподвижном образе жизни;
- облегчение очагов воспаления;
- исправление осанки;
- предупреждение патологий сердечнососудистой и дыхательной систем;
- улучшение общего самочувствия и поднятие настроения;
- защита от развития сколиоза;
- уменьшение болей в спине;
- укрепление суставов и мышц;
- повышение выносливости позвоночника, что позволяет наращивать нагрузки;
- упрочнение костей для снижения вероятности переломов.
Меры предосторожности упражнений для спины
Следует учитывать несколько особенностей гимнастики для позвоночника и мышц спины:
- в острой стадии заболеваний спины можно выполнять любую гимнастику только под контролем врача;
- если присутствует сильный дискомфорт, нужно прекратить занятия и уменьшить нагрузки — упражнения должны приносить удовольствие;
- не стоит быстро проделывать упражнения для шеи, не стоит резко двигать головой;
- при проработке поясницы и грудного отдела лучше избегать резких поворотов и наклонов;
- не стоит выбирать трудные комплексы упражнений, лучше начинать с простейших нагрузок, плавно наращивать нагрузки.
При тяжелых заболевания многие виды фитнеса противопоказаны, поэтому при наличии сложных недомоганий нужно проконсультироваться с врачом;
для занятий нужна удобная одежда, не препятствующая свободным движениям и создающая комфорт, неподходящая одежда может испортить впечатление от занятий.
Источник