Греко римская борьба позвоночника
Часовой пояс: UTC Правила форума1. В разделе Online-консультация специалистам спортивной медицины задаются личные медицинские вопросы. Если вы хотите высказать свою точку зрения, подискутировать с другими участниками форума, то создавайте соответствующие темы в других разделах, таких как “Виды спорта”, “Профилактика травм” и др. 2. Для каждой отдельной проблемы создается отдельная тема. Поскольку уже надоело разделять темы людей, которые не соблюдают этот пункт, то программно запрещено писать в уже созданные темы всем, кроме открывателя темы и модераторов. 3. Название созданной темы должно кратко отражать суть проблемы. Например “Разрыв передней крестообразной связки”. Не называйте ее общими категориями, типа “Колено” или “Болею…”. 4. В конце темы в скобках указывайте вид спорта о котором идет речь в теме. Например, “Разрыв передней крестообразной связки (горные лыжи)” 5. Задавая вопрос, постарайтесь четко ответить на такие вопросы: – В каких условиях была получена травма, какие движения вы при этом совершали? – Локализация боли, ее характер? Другие ненормальные ощущения (нестабильность, хруст и др.) – Как давно была получена травма? – Какие меры предпринимались после травмы? – Посещали ли врача? – Делали ли рентген (при возможности можно приложить изображение)? – Какие еще проводились методы диагностики (УЗИ, МРТ и др.)? – Какие заключения по диагностикам? – Какой диагноз был поставлен и назначена стратегия лечения в итоге? 6. На вопросы типа “Вчера играл в … , получил травму колена. Так сильно болит, что ходить не могу! Доктор, что со мной и как лечить?” вы наврядли получите ответ о диагнозе и лечении. В таких случаях нужно сначала обратиться к врачу очно. Куда и к какому врачу обратиться мы вам подскажем. 7. Если у вас на руках имеются результаты исследований (рентгенограммы, томограммы и т.п.), желательно их заранее приложить к теме. 8. Для лучшего понимания причин, по которым врач не ответил на ваш вопрос в том объеме, в котором Вам бы хотелось рекомендуется прочесть “Кодекс этики врачей Рунета”, которого придерживаются наши консультанты.
Греко-римская борьба и позвоночник
Часовой пояс: UTC
|
|
[ Любое использование материала сайта, полностью или частично, без размещения прямой гиперссылки на www.sportmedicine.ru запрещается ]
Sportmedicine.ru © 2006 – 2012
Источник
Для этого термина существует аббревиатура «ГРБ», которая имеет и другие значения: см. ГРБ.
Греко-ри́мская борьба́ (до второй пол. 1940-х гг. была известна в России как «французская борьба»,[1][2] после – «классическая борьба»[3], «спортивная борьба греко-римского стиля») – европейский вид борьбы, в котором спортсмен посредством определённого арсенала технических действий (приёмов) пытается вывести соперника из равновесия и прижать лопатками к ковру. В греко-римской борьбе, в отличие от вольной, запрещены технические действия ногами (зацепы, подножки, подсечки) и захваты ног руками. Классическая борьба родилась в Древней Греции и получила развитие в Римской империи, а современный, возрождённый вид греко-римской борьбы сформировался во Франции в первой половине XIX века, отсюда и его название до середины XX века.
Борьба вошла в программу современных олимпийских игр на первой олимпиаде в Афинах в 1896 году. На следующих олимпийских играх 1900 года соревнования по борьбе не проводились, но начиная с 1904 года борьба входила в программу каждых летних олимпийских игр. С 1898 года проводятся чемпионаты Европы, с 1904 года – чемпионаты мира. В Международной федерации борьбы – ФИЛА (FILA; основана в 1912 году) состоит свыше 120 стран (1997).
Международной федерацией борьбы величайшим борцом греко-римского стиля XX века[4] был признан российский спортсмен Александр Карелин, являющийся 3-кратным олимпийским чемпионом, 9-кратным чемпионом мира, 12-кратным чемпионом Европы и 13-кратным чемпионом СССР и России.
Правила[править | править код]
Борьба в стойке характеризуется непрерывными усилиями обоих спортсменов, направленными на занятие позиции по отношению к сопернику, удобной для проведения того или иного приёма
Греко-римская борьба – это единоборство двух спортсменов с использованием различных приёмов, которые применяются не ниже пояса. Главная цель поединка – прижать противника спиной к ковру (туше́). Борец может также одержать победу, выиграв 1 или 2 периода, если борец, набрав преимущество в 8 баллов, побеждает, то встреча заканчивается, когда счёт остается равным, а схватка закончена, победитель определяется по следующим критериям:
- качество технических действий;
- меньшее количество предупреждений;
- по последнему техническому действию.
Встреча проводится в 2 периода по 3 минуты(2 минуты у кадетов и младше) с перерывом в 30 секунд. Борцы набирают определённое количество очков за каждый бросок, удержание или приём, который они выполняют в схватке. Рефери на ковре присуждает очки, но главный судья (или председатель ковра) должен согласиться с его решением перед тем, как эти очки будут засчитаны. Борцу также могут быть присвоены очки в случае, если его соперник допускает нарушения, такие как пассивность при ведении схватки (уклонение от борьбы). На схватку запрещено выходить со смазанным какими-либо веществами телом, что может привести к его «скользкости», ногти должны быть коротко острижены, при себе должен обязательно быть носовой платок. Вступление в дискуссию с судьёй запрещено и карается зачислением проигрыша. Также борцы не имеют права разговаривать друг с другом и покидать ковёр без разрешения судьи.
Техника ведения борьбы[править | править код]
Перед борцом в красном трико стоит задача оторвать соперника с ковра, либо перевернуть его на спину, не трогая при этом его ног. Задача лежащего – не дать уложить себя на лопатки
Стойка в классической борьбе бывает высокой, средней, низкой и по отношению к сопернику – правосторонняя, левосторонняя, фронтальная. Вперёд выставляется, как правило, та нога борца, которая сильнее. Высокая и средняя стойка удобна для манёвренности и атаки, низкая – для защиты.
Хотя ноги и не «участвуют в схватке», их сила и быстрота играют огромную роль. При проведении большинства бросков с поднятием соперника ноги с согнутого в коленях положения переходят в выпрямленное положение, преодолевая вес атакуемого.
Приёмы в стойке отличаются рывком и амплитудой
Передвижение должно быть быстрым, но устойчивым и происходит так: сначала вперёд ставится одна нога, а потом к ней подтягивается другая, скрещивать ноги не рекомендуется, так как это может привести к потере устойчивости.
Борцам греко-римского стиля, в отличие от борцов вольного стиля, запрещается использовать в приёмах зацепы и подножки, а также атаковать ноги соперника, также строго запрещены технические действия против суставов, болевые приёмы, захват шеи двумя руками (более 5 секунд). Борцы используют только верхнюю часть тела для проведения бросков руками, поднятия тела соперника, при этом принимая ближнюю дистанцию по отношению друг к другу. В таком стиле борьбы преимущество имеют борцы, которые могут подавлять соперника силой.
В классической борьбе схватка ведётся как в стойке, так и в партере (лёжа). При борьбе в стойке главной целью является вывести соперника из равновесия – перевести в партер. Для этого используются различные броски («вертушка», прогибом, разворотом) и сбивания, например, захватить противника «петлёй» (захват шеи и плеча) и силой прижать к ковру; «нырнуть» под руку сопернику, оказаться за спиной, захватить туловище двумя руками и бросить через себя с постановкой бросающего на мост (бросок прогибом). Особенностью выполнения бросков является то, что атакующий должен сопровождать в падении атакуемого – это приводит к высокой амплитуде бросков. При борьбе в партере необходимо перевернуть соперника таким образом, чтобы он оказался прижатым лопатками к ковру, и удержать его в таком положении несколько секунд. Для этого используются различные накаты, перекаты, откаты, а для перевода соперника из положения «на мосту» в положение «на лопатках» (туше) используется «дожим».
Захваты в классической борьбе, в отличие от дзюдо и самбо, применяются на теле, что требует приложения большей физической силы. Запрещено хватать за одежду, уши, нос, пальцы, половые органы. Применяются захваты за кисти, предплечья, плечи, шею и корпус.
Технические действия[править | править код]
Технические действия греко-римской борьбы включают в себя оцениваемые (основные технические действия) и неоцениваемые (начальные и вспомогательные технические действия) приёмы, контрприёмы и манёвры, включающие в себя атакующие, защитные и комбинированные действия в положении стоя, полустоя, в партере, лёжа. К начальным техническим действиям относятся манёвры:
- стойками,
- передвижениями,
- захватами.
Основные технические действия:
- в стойке: броски, сбивания (переводы), сваливания;
- в партере: сбрасывания, перебрасывания, перекатывания, перевороты;
- лёжа: удержания, дожимы, перевороты.
К вспомогательным техническим действиям относятся переходные и подготовительные приёмы, обманные приёмы и отвлекающие манёвры (финты), и приёмы защиты. Все контрприёмы называются точно так же как и приёмы, но с приставкой «контр-». Оценка того или иного технического действия, помимо предусмотренного правилами балла, зависит от качества («чистоты») его выполнения. Начальные и вспомогательные технические действия хоть и не оцениваются судьями, позволяют сформировать общее впечатление о квалификации и уровне мастерства спортсмена.
Различают броски проворотом, наклоном, прогибом, запрокидыванием. Две базовые разновидности бросков, в зависимости от положения тела соперника, с ковра и в стойке. Последние подразделяются на броски: с заходом к сопернику спереди, сбоку, снизу, сзади. Ниже представлены некоторые распространённые броски:
бра-руле́
(фр. BRAS ROULÉ)
су́плес-ава́н
(фр. SOUPLESSE AVANT)
су́плес-арье́
(фр. SOUPLESSE ARRIÈRE)
араш-жо́мбе-кар
(фр. ARRACHE JAMBE ÉCART)
тур-де-тет
(фр. TOUR DE TETE)
бра-аля-воли́
(фр. BRAS À LA VOLÉE)
пувуа́-ляраше́
(фр. POUVOIR L’ARRACHÉ)
ребур
(фр. CUISSE À REBOURS)
тур-де-ганш
(фр. TOUR DE HANCHE)
тур-де-ганш ан-тет
(фр. TOUR DE HANCHE EN TÈTE)
тур-де-ганш ан-асе́ль
(фр. TOUR DE HANCHE EN AISSELLE )
Приведенные выше названия приёмов указаны в оригинальном французском варианте, сформулированном Жаном Эсбройе в 1848 году[5][6]. В России в царский период и в раннее советское время употреблялась французская терминология, для того, чтобы преуспеть, спортсмену необходимо было обладать минимальными познаниями французских борцовских терминов. В СССР с 1948 г. французская терминология была полностью исключена из спортивного лексикона в рамках кампании по борьбе с «низкопоклонством перед Западом». Приёмы получили русскоязычные названия («суплес» – «бросок прогибом», «суплес-аван» – «передний пояс», «суплес-арье» – «обратный пояс», «бра-руле́» – «мельница» и т. д.), а сам спорт переименовали из французской в классическую борьбу[7] (с 1991 года в СССР, а затем России и постсоветских республиках стало использоваться официально употребляемое ФИЛА международное название греко-римская борьба).[8]
Гибкость и сила[править | править код]
Визитной карточкой греко-римской борьбы являются броски прогибом с захватом за поясницу, чрезвычайно травмоопасные для обоих спортсменов и требующие чрезвычайной гибкости и силы
Классическая борьба является тандемом гибкости и силы. В силу специфики борьбы особое место в тренировках уделяется проработке «моста», положения атлета, при котором ковра касаются только ноги, лоб, иногда подбородок, а спина изогнута дугой. Для развития гибкости используется разучивание определённого набора акробатических упражнений: кувырки, колесо, рондат, стойка на руках, подъём со спины прогибом, забегания, мост. Без крепких и эластичных суставов, кровеносных сосудов и лимфосистемы борец не имеет шансов на победу, поэтому тщательным образом отрабатывается техника падения и самостраховки. Дыхательная система и общая выносливость развивается с помощью бега и подвижными играми, особенно популярен регбол. Приёмы отрабатывают на манекене (или чучеле) и в работе с партнёром. В учебных схватках оттачивается техника и развивается специальная выносливость. Выносливость играет большую роль.
Силу развивают на снарядах (перекладина, брусья), а также работой с отягощениями (рекомендуются – приседания, становая тяга, жимы штанги лёжа/стоя, упражнения из пауэрлифтинга/бодибилдинга/тяжёлой атлетики), без отягощения (отжимание от пола), силовые упражнения на шею, работа со жгутом. Рекомендуется заниматься со жгутом возле гимнастической стенки, отрабатывать повороты бедра.
Экипировка[править | править код]
В экипировку борца входят трико, носки, мягкие борцовские кеды («борцовки»), допускается платок. Последний использовался для вытирания крови и пота, но в настоящее время применяют современные тампоны, а платок остаётся своеобразной данью традиции. Для начинающих борцов можно использовать футболку и шорты. А вместо «борцовок» могут использоваться обычные кеды или чешки.
Весовые категории[править | править код]
В настоящее время международная греко-римская борьба делится на четыре основные возрастные категории: младшие юноши, юноши, кадеты, юниоры и взрослые[9]. Младшие юноши (молодые люди в возрасте 12-13 лет или 11 лет с медицинским заключением и разрешением родителей) борются в 10 весовых категориях от 29 до 85 кг. Юноши (молодые люди в возрасте 14-15 лет или 13 лет с медицинским заключением и разрешением родителей) борются в 10 весовых категориях от 32 до 120 кг[10]. Кадеты (молодые люди в возрасте 16-17 лет или 15 лет с медицинским заключением и разрешением родителей) борются в 10 весовых категориях от 55 до 130 кг[10]. Юниоры (юноши в возрасте от 18 до 20 лет или 17 лет с медицинским заключением и разрешением родителей) борются в восьми весовых категориях от 55 до 130 кг[10]. Взрослые люди (мужчины в возрасте от 20 лет и старше) борются в семи весовых категориях от 55 до 130 кг[10]. Для мужчин есть также специальная категория «ветераны», для мужчин в возрасте от 35 лет и старше, предположительно с такими же весовыми категориями, что и у взрослых[9]. Кроме того, все мужские возрастные категории и весовые категории могут быть применены к вольной борьбе[11]. Борцы после взвешивания могут бороться только в своей весовой категории. Борцы в старшей возрастной категории могут бороться в более высокой весовой категории, за исключением тяжёлой весовой категории (которая начинается с веса более 96 кг для мужчин)[12]. В разных странах весовые и возрастные категории могут отличаться зависимости от уровня конкуренции в этом виде спорта.
Самые титулованные борцы греко-римского стиля[править | править код]
Трехкратные олимпийские чемпионы:
- Александр Карелин – 9-кратный чемпион мира
- Михаин Лопес Нуньес – 5-кратный чемпион мира
- Карл Вестергрен – чемпион мира
Двукратные олимпийские чемпионы:
- Валерий Резанцев – 5-кратный чемпион мира
- Иштван Козма – 4-кратный чемпион мира
- Петр Киров – 3-кратный чемпион мира
- Хамза Ерликая – 3-кратный чемпион мира
- Армен Назарян – 3-кратный чемпион мира
- Роман Власов – 2-кратный чемпион мира
- Боян Радев – 2-кратный чемпион мира
- Сим Гвон Хо – 2-кратный чемпион мира
- Анджей Вроньский – чемпион мира
- Александр Колчинский – чемпион мира
- Филиберто Аскуй – чемпион мира
- Аксель Грёнберг – чемпион мира
- Йон Рённинген – чемпион мира
- Оскар Фриман – чемпион мира
- Ивар Юханссон, также олимпийский чемпион по вольной борьбе
- Рудольф Свенссон
- Винченцо Маэнца
- Митхат Байрак
- Вяйнё Коккинен
- Клас Юханссон
Другие выдающиеся борцы:
- Хамид Сориан – олимпийский чемпион, 6-кратный чемпион мира
- Николай Балбошин – олимпийский чемпион, 5-кратный чемпион мира
- Роман Руруа – олимпийский чемпион, 4-кратный чемпион мира
- Александр Томов – 3-кратный серебряный призёр Олимпийских игр, 5-кратный чемпион мира
- Иван Поддубный – 6-кратный чемпион мира
- Гоги Когуашвили – 5-кратный чемпион мира
- Виктор Игуменов – 5-кратный чемпион мира
- Хаджимукан Мунайтпасов – 5-кратный чемпион мира
Греко-римская борьба в искусстве[править | править код]
Кинематограф
- Художественный фильм «Чемпион мира», СССР, 1954 г. – история деревенского парня, ставшего чемпионом мира. В главной роли – Алексей Ванин.
- Художественный фильм «Борец и клоун», СССР, 1957 г. – история дружбы борца Ивана Поддубного с клоуном-дрессировщиком Анатолием Дуровым. В роли Поддубного – Станислав Чекан, в роли одного из борцов снялся Александр Мазур.
- Художественный фильм «Воздухоплаватель», СССР, 1975 г. – биографическая драма о русском борце Иване Заикине. В главной роли – Леонард Варфоломеев.
- Художественный фильм «На арене Лурих»[13], СССР, 1984 г. – о событиях из жизни борца Георга Луриха. В главной роли – Тыну Луме.
- Художественный фильм «Знай наших!», СССР, 1985 г. – в начале 20-го века казахский борец Хаджимукан Мунайтпасов выступает на большой арене. В главной роли – Алеухан Бекбулатов, в роли Рауля ле Буше – Сослан Андиев.
- Художественный фильм «Арена неистовых», СССР, 1986 г. – историческая спортивная драма. В главной роли – Отар Мегвинетухуцеси.
- Художественный фильм «Поддубный», Россия, 2014 г. – история жизни Ивана Поддубного. В главной роли – Михаил Пореченков[14].
- Художественный фильм «До конца», Россия, 2018 г. – молодой спортсмен-борец идет к мечте своей жизни, стремится достичь вершин спортивной карьеры. В главной роли – Сероп Сергоян[15].
См. также[править | править код]
- Список олимпийских чемпионов по борьбе
Примечания[править | править код]
- ↑ Атлетика // Анрио – Атоксил. – М. : Советская энциклопедия, 1926, 1930. – С. 778. – (Большая советская энциклопедия : [в 66 т.] / гл. ред. О. Ю. Шмидт ; 1926-1947, т. 3).
- ↑ Борьба греко-римская (Французская) и вольно-американская. Правила соревнований. – М., 1947
- ↑ History of Wrestling from the United World Wrestling Official Web-site.
- ↑ Сайт федерации спортивной борьбы России.
- ↑ Александр Карелин. Термины Французской борьбы, 2015.
- ↑ Techniques de lutte
- ↑ Галковский Н. М., Катулин А. 3. Спортивная борьба. – М.: Изд-во «Физкультура и спорт», 1968. – С. 10.
- ↑ История греко-римской борьбы Федерация спортивной борьбы Новосибирской области
- ↑ 1 2 Age, Weight and Competition Categories, 2014, p. 8.
- ↑ 1 2 3 4 Age, Weight and Competition Categories, 2014, p. 9.
- ↑ Age, Weight and Competition Categories, 2014, p. 9-10.
- ↑ Age, Weight and Competition Categories, 2014, p. 10.
- ↑ Lurich (1984). IMDB.
- ↑ «Поддубный»
- ↑ «До конца» художественный фильм
Ссылки[править | править код]
- Article 7 – Age, Weight and Competition Categories. International Wrestling Rules: Greco-Roman Wrestling, Freestyle Wrestling, Female Wrestling. United World Wrestling (then FILA) (July 2014). Дата обращения: 30 сентября 2015.
Источник