Гигиена позвоночника 2 класс

Тема урока: Осанка – стройная спина.
Цель урока:
- формирование знаний о правильной осанке;
- дать детям практические навыки самоконтроля за своей осанкой;
- познакомить с основными правилами по профилактике нарушения осанки ; научить правильно дышать во время выполнения упражнений.
Оборудование:
- памятка «Основные правила для формирования правильной осанки» – для каждого ученика;
- примерный комплекс упражнений – для каждого ученика»;
- плакаты «Учитесь правильно сидеть, стоять и ходить»
- музыкальное сопровождение.
- Коврики.
Ход урока.
1. Актуализация и целеполагание.
Вступительная беседа.
Как вы думаете, приятно смотреть на стройного человека?
Конечно, приятно. Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам.
Правильная осанка не даётся человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после восемнадцати лет исправить её недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвонках ещё не заменилась костной. Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда и в более старшем возрасте не будут мучить боли в пояснице, спине.
Поэтому на каждом уроке хореографии я особо обращаю ваше внимание, чтобы вы следили за осанкой и все упражнения выполняли правильно.
Как всегда начинаем урок с разминки, для того чтобы подготовить свои мышцы и тело к более сложным нагрузкам. (Проводится ритмическая гимнастика: для мышц шеи, плеч, рук и кистей, талии и бёдер, коленей и стоп).
У некоторых людей возникает нарушение осанки. Это называется сколиозом. Это значит, что деформирован позвоночник. Начинается он, как правило, в 8-10 лет. Лечится долго, иногда даже в больнице.
Позволяет держать осанку позвоночник – основной стержень тела. Он проходит посередине спины. Это гибкий ствол, составленный из 33 костей-позвонков. К позвоночнику присоединены ребра. Их можно пересчитать. Попробуйте сделать это.
-Сколько вы насчитали у себя ребер?
-Какую работу выполняют ребра? (Защищают внутренние органы от повреждения).
– Как вы думаете, может ребенок сам сформировать правильную осанку или, наоборот, деформировать её?
– Почему искривляется позвоночник у детей?
– Поэтому лучше всего научится следить за своей осанкой и предупреждать все отклонения.Сейчас мы с вами лёжа на ковриках выполним упражнения для спины, и при этом учиться правильно дышать ( все усилия делаем на выдохе).
Партерная гимнастика:
а) Сидя на ковриках, тянуть и расслаблять стопу, круговые вращения стопами.
б) Сидя на ковриках, выполняем наклоны корпуса вперёд, не сгибая колен( делаем глубокий вдох, подняв руки наверх, а на выдохе выполняем наклон).
в) «Бутерброд»- сидя на ковриках, плавно выпрямляем ноги и корпус.
г) «Бабочка»- сидя на коврике, соединить стопы, колени развести в стороны (движения коленями, как бабочка крыльями).
д) В позе «бабочка» делаем наклоны вперёд (тянем спину).
е) «Змейка»- лёжа на животе, носками достаём до затылка.
ж) Упражнения для спины: лёжа на животе, делаем глубокий вдох, поднимаем вытянутые в локтях руки и коленях ноги, задержаться в этом положении на несколько секунд и на выдохе принимаем исходное положение.
з) лёжа на животе, поднимаем правую руку и левую ногу одновременно и наоборот (дыхание, как в предыдущем упражнении).
и) «Ступеньки»- лёжа на спине, поднимаем вытянутые в коленях ноги на 4 счёта наверх и на 4 счёта вниз ( на вдохе ножки поднимаем, на выдохе- опускаем).
к) «Велосипед»- лёжа на спине, изображаем езду на велосипеде (попеременно выпрямляем и сгибаем ноги).
л) «Берёзка»- стоя на лопатках, выпрямляем спину и ноги.
– Занятия хореографией помогает следить за своей осанкой.
– Сегодня на уроке мы должны ответить на вопросы:
Что такое осанка?
Отчего бывают нарушения осанки?
Что нужно предпринимать, чтобы его не допустить?
Как контролировать за своей осанкой?
2.Формирование знаний и умений.
Рассказ учителя.
Осанка – это положение тела во время ходьбы, сидения, стояния. У человека с правильной осанкой стройная, красивая фигура: спина прямая, плечи развёрнуты, голова приподнята, живот втянут. При неправильной осанке плечи и голова опущены, спина сутулая, живот выпячен, колени согнуты.
Правильная осанка не только делает человека стройным и красивым. При правильной осанке происходит нормальное дыхание, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу. Выработке правильной осанки способствуют утренняя зарядка, подвижные игры, спорт.
– А давайте проверим вашу осанку.
3. Практическая работа.
Разучивание танцевальных композиций (движений на координацию), которые помогут детям научиться владеть своим телом, держать правильно осанку, координировать движения.
Композиция «Игрушка».
Исходное положение: дети стоят по линиям друг за другом, ноги вместе, руки опущены. Муз. Размер 44.
1 такт.
«раз и»-пр. н. на каблук, руки вытянуты вперёд.
«два и»-исходное положение.
«три и, четыре и»-то же с другой ноги.
2 такт. Повторить ещё раз.
3 такт.
«раз и»-то же, что и на «раз и» первого такта.
«два и»-пр. н. на носок назад, пр. р. наверх, левая в сторону
«три и»-то же,что и на «раз и»
«четыре и»-в исход. положение.
4 такт-поворот вокруг себя.
Композиция «Слоник».
Исходное положение: дети стоят по линиям, ноги вместе, руки опущены. Муз. размер 44.
1 такт.
«раз и»-пр. н. на носок назад, руки наверх («хобот»)
«два и»-в исход. положение.
«три и, четыре и»- повторить ещё раз.
2 такт.
То же, что и 1-ый, но с другой ноги.
3 такт.
«раз и. два и»-приставные шаги с правой ноги в сторону, руки на пояс (имитируем уши слона).
«три и, четыре и»-то же, но с левой ноги.
4 такт. То же, что и 3-й, но с лев. н.
4. Заключительная часть.
Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей?
- Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища (упражнения на ковриках).
- Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбится.
- При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.
- Если будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.
- Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.
- Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сиденья за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, подтягиваться, а через каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.
- Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору. После длительного состояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).
- Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у
вас осанка. И, конечно, заниматься хореографией, где научат правильно держать спину, красиво двигаться и правильно дышать.
Танец издавна считается неотъемлемой частью жизни отдельного человека и культуры в целом- и поэтому его можно естественно включать в образ жизни для постоянной коррекции недостатков фигуры.
Любые танцы – это прекрасное оздоровительное средство. Они создают привычные циклические нагрузки, такие же, как при спортивной ходьбе и беге, но не предъявляют высоких требований к сердечно-сосудистой и дыхательной системам организма. Регулярные занятия помогают приобрести правильную осанку, укрепить мышцы ног, спины живота и грудной клетки. Выполняя танцевальные движения, мы научимся свободно владеть своим телом и красиво держаться в любых условиях. (Выполняются танцевальные движения)
Подводятся итоги урока. Контроль и самооценка проделанной работы.
– А теперь проверим, как вы запомнили правила. Все встаньте и примите правильную осанку.
Источник
2 класс
Тема: О личной гигиене
Задачи:
– формировать представление о правилах личной гигиены и стремлении соблюдать их;
– показать роль личной гигиены в сохранении здоровья;
– научить заботиться о своём здоровье.
Планируемые результаты:
предметные: знать правила личной гигиены, помогающие сохранить здоровье;
– иметь представление о причинах возникновения инфекционных заболеваний и мерах их предупреждения;
метапредметные: понимать учебную задачу, стремиться её выполнить;
– оценивать достижения на уроке:
– работать в паре: высказывать предположение, обсуждать ответы на вопросы;
личностные: понимать значимость здорового образа жизни;
– проявлять чувство ответственности за состояние своего здоровья;
– задуматься о необходимости быть здоровыми;
Оборудование: иллюстрации предметов гигиены, иллюстрации по теме классного часа, карточки с пословицами, мешочек с зубной пастой, щёткой, шампунем, расчёской, мочалкой, мылом, памятки для учащихся.
Форма проведения: коллективная, групповая
Подготовительная работа: с учашимися проводились беседы о личной гигиене, был создан коллаж о здоровом образе жизни, группа учащихся выучила стихотворение Э. Успенского «Страшная история», для классного часа учащиеся подготовили сценку «Панацея».
План проведения:
Постановка проблемы.
Рассказ учителя о гигиене.
Разгадывание загадок.
Рассказ по иллюстрации о мытье рук.
Сценка «Панацея».
Рассказ учителя о гигиене полости рта.
Игра «Советы Королевы Щётки».
Физминутка
Рассказ учителя об уходе за ногтями и волосами.
Чтение учащимися стихотворения .
Игра на закрепление «Волшебный мешочек».
Задание «Собери пословицы» (работа в парах).
Подведение итогов.
Ход мероприятия:
I. Организационный момент. Постановка проблемы.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, я вам желаю здоровья. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверно, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Сегодня наш классный час посвящен здоровью человека.
– А о чём конкретно мы будем говорить, вы сами попробуете мне сказать.
Послушайте отрывок из известного стихотворения:
«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса, у тебя под носом клякса,
У тебя такие руки, что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки убежали от тебя!»
– Как называется это произведение?
– Что случилось с мальчиком?
– Как можно назвать этого мальчика? (Неряха, грязнуля)
– Что надо делать, чтобы не быть похожим на него? ( Мыть руки, умываться, чистить и стирать одежду, расчёсываться).
– Догадались, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? ( О правилах личной гигиены)
II. Открытие новых знаний.
Чтобы человек был здоров, он должен соблюдать некоторые правила. Одним из важных правил является соблюдение гигиены.
Слово «гигиена» произошло от имени древнегреческой богини Гигиеи. Гигиея была дочерью древнегреческого бога Асклепии, который занимался врачеванием, а дочь помогала ему лечить людей. Она изображалась женщиной в длинной одежде, которая поит змею из чаши. Змея и чаша сейчас являются эмблемой медицины. Именем этой богини названа наука «Гигиена», которая изучает влияние труда и быта на здоровье человека. Богиня Гигиея соблюдает законы здорового образа жизни и через гигиену прививает полезные привычки , навыки эти приносят телу здоровье и долгие годы жизни.
Под личной гигиеной подразумевают совокупность гигиенических правил, которые способствуют укреплению и сохранению здоровья человека, увеличению продолжительности его активной жизни. Личная гигиена – уход за своим телом, содержание его в чистоте.
Соблюдение гигиенических правил является одним из условий, которые определяют культуру человека.
1.Кожа.
– Чем покрыто наше тело?
Кожа человека – наружный покров, который защищает организм от разных воздействий окружающей среды. Кожа защищает наше тело от болезней. А когда вы бегаете, прыгаете, вам становиться жарко, на коже появляются капельки пота. Если кожу долго не мыть, то на ней скапливаются жир и пот, которые задерживают частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой, перестаёт защищать наше тело от микробов. Грязная кожа может принести вред здоровью. Уход за кожей заключается в выполнении некоторых правил:
– умывайтесь утром и вечером, используя средства личной гигиены.
Гладко и душисто, моет очень чисто.
Нужно, чтоб у каждого было, что ребята? ( Мыло)
На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю. ( Мочалка)
Вытираю я, стараюсь
После бани паренька.
Всё намокло, всё измялось-
Нет сухого уголка. (Полотенце)
– Принимайте душ каждый день с использованием специальных средств (мыло, гель для душа). После умывания кожу вытирайте насухо.
Всегда мойте руки перед едой, после прогулки и туалета.
– Как правильно мыть руки? ( рассказ по иллюстрации)
1. Засучить рукава.
2. Открыть кран с тёплой водой.
3. Намочить руки.
4. Используя мыло, намылить руки до образования пены ( 20 – 30 секунд), промывая каждый пальчик, межпальцевые промежутки и запястья.
5. Смыть пену тёплой водой.
6. Вытираем руки бумажным полотенцем.
7. Закрываем кран через полотенце.
– Сколько раз в день нужно мыть руки?
– Ежедневно меняйте носки, колготки.
– Каждый член семьи должен иметь своё полотенце, зубную щётку, мочалку.
Сценка «Панацея»
Пришел в поликлинику
Вова Петров.
Захныкал Петров:
«Что-то я нездоров.
Так странно и жутко урчит мой живот,
Как будто
В нем кто-то ужасный живет!»
И доктор
Петрову прилечь предложил,
И ухо
К его животу приложил,
Урчанье послушал,
Серьезно молча,
И брови полезли на лоб у врача.
До этого
Доктор не слыхивал, чтобы
Внутри пациента
Болтали
Микробы!
Один говорил,
Что сегодня снаружи
Он прибыл в живот
На невымытой груше.
Другой говорил,
Что Петров ему друг,
Поскольку неделю
Не мыл своих рук,
И в гости
Отправил к себе через рот,
Руками немытыми
Взяв бутерброд.
И доктор
Седой головой покачал,
И пальцами
В крышку стола постучал,
И Вове сказал:
«От такого соседства
Вас быстро избавит
Надежное средство».
«Какое?»-
Спросил его Вова уныло.
И доктор сказал:
«Туалетное мыло».
2. Зубы.
– Отгадайте загадку
Волосистою головкой
В рот она влезает ловко
И считает зубы нам
По утрам и вечерам. ( Зубная щётка)
– Чтобы предупредить появление инфекции в полости рта, необходим правильный уход за зубами. Чистить зубы нужно ежедневно, пользуясь зубной щёткой и пастой. Проводить процедуру чистки зубов нужно не менее 3 минут. Ваша зубная щётка не должна быть слишком мягкой.
– Как правильно чистить зубы?
– Зубы нужно чистить 2 раза в день: утром после завтрака и вечером перед сном.
Чистить зубы начинаем с внешней стороны сверху-вниз по верхней челюсти, затем снизу-вверх по нижней челюсти. После этого также чистим внутренние поверхности зубов. Жевательные поверхности чистим движениями вперёд – назад. Затем очищаем язык и используем зубную нить для очищения межзубных промежутков.
После чистки зубов зубную щётку нужно вымыть с мылом и поставить в стаканчик щетиной вверх. Менять зубную щётку нужно каждые 2 месяца.
После каждого приёма пищи прополаскивайте рот водой. Правильно питайтесь: употребляйте кисло-молочные продукты, рыбу, овощи и фрукты, поменьше сахара. Посещайте стоматолога 2 раза в год.
Игра «Советы Королевы Щётки»
– А сейчас поиграем: своими шуточными Советами поделится Королева Щётка. А вы будете внимательны и отвечайте «да – нет».
Вам, мальчишки и девчушки,
Приготовила ловушки.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Говорите: нет, нет, нет.
Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший
Вы похлопайте в ладоши.
Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный,
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет!
Говорила маме Люба:
– Я не буду чистить зубы.
И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом, каждом зубе.
Каков будет ваш ответ:
Молодчина Люба? Нет!
Навсегда запомните,
Милые друзья,
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.
Если мой совет хороший
Вы похлопайте в ладоши.
Зубы вы почистили
И идете спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет!
Вы, ребята, не устали,
Пока мы здесь стихи читали?
Был ваш правильный ответ,
Что полезно, а что – нет.
Физминутка
Рано утром прсыпайся,
Себе, людям улыбайся.
Ты зарядкой занимайся,
Обливайся, вытирайся.
Всегда правильно питайся.
Аккуратно одевайся,
В школу смело отправляйся.
3.Уход за ногтями.
– Ногти защищают пальцы от повреждений. На вид здоровые ногти слегка блестят и имеют лёгкий розовый оттенок. Но когда под ногтями собирается грязь, они становятся возбудителями разных инфекций. Ногти отрастают, начинают трескаться и ломаться. Поэтому за ними тоже нужно ухаживать.
– Как вы думаете часто ли нужно стричь ногти?
На пальцах рук ногти растут по 1мм в неделю, поэтому их нужно обрезать каждую неделю. На ногах ногти растут медленнее, их нужно обрезать раз в 2 недели. Перед обрезанием ногтей их на несколько минут нужно опустить в тёплую мыльную воду. Ногти пальцев рук обрезают полукругом, а ногти пальцев ног – ровно, срезая бока.
Постоянный и правильный уход за ногтями уменьшает вероятность заражения различными заболеваниями.
Уход за волосами.
– Отгадайте загадку:
Целых 25 зубков для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком лягут волосы рядком. ( Расчёска)
– Сейчас мы поговорим об уходе за волосами. У человека на голове растёт от 50 до 140 тысяч волосин. Каждый день выпадает от 30 до 100 штук. Но количество волос не уменьшается, потому что на их месте вырастают новые. Учёные определили, что волосы живут от двух до четырёх лет. За год они успевают вырасти на 12 – 15 см. Чтобы волосы были здоровыми, густыми, за ними нужно ухаживать. Расскажите как?
– Прежде всего волосы нужно ежедневно расчёсывать. При расчёсывании волосы очищаются от пыли и грязи. Раз в неделю голову надо мыть тёплой водой с шампунем. Волосы необходимо подстригать 1 раз в месяц, чтобы не произошло истории, которая случилась с одним мальчиком.
Чтение учащимися стихотворения Э. Успенского «Страшная история»
Мальчик стричься не желает,
Мальчик с кресла уползает,
Кричит и заливается,
Ногами упирается.
Он в мужском и женском зале
Весь паркет слезами залил.
Парикмахерша устала,
И мальчишку стричь не стала.
А волосы растут,
А волосы растут.
Год прошёл, другой проходит…
Мальчик стричься не приходит.
А волосы растут,
А волосы растут.
Отрастают, отрастают,
Их в косички заплетают…
– Ну и сын! – сказала мать, –
Надо платье покупать.
Мальчик в платьице гулял,
Мальчик девочкою стал.
И теперь он с мамой ходит
Завиваться в женский зал.
– Почему мальчик стал девочкой?
– Что необходимо было вовремя делать мальчику?
III. Закрепление изученного материала.
Игра «Волшебный мешочек»
– У меня в руках мешочек, в котором лежат предметы гигиены. Вы должны угадать предмет и рассказать для чего он нужен и как правильно им пользоваться.
2. Задание «Собери пословицы» ( работа в парах)
Кто аккуратен, тот людям приятен.
Чистота – залог здоровья.
Мойте руки перед едой – будете здоровы.
Чаще мойся – воды не бойся.
Чистота – лучшая красота!
Здоровье дороже богатства.
IV. Рефлексия.
1. Беседа.
– О чём мы говорили с вами сегодня?
– Что такое гигиена?
– Для чего нужно ухаживать за своим телом?
2. Памятки
– Я вам раздам памятки «Правила личной гигиены», ознакомьтесь с ними и выполняйте все эти правила.
Мы открыли вам секреты,
Как здоровье сохранить.
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!
Источник