Гибкость позвоночника лабораторная работа

Гибкость позвоночника лабораторная работа thumbnail

Технологическая карта

Лабораторная работа №________ Дата_______ Оценка________

Тема: Оценка роста человека.

Цель:

Форма работы: работа выполняется индивидуально

Ход работы:ознакомится с содержанием работы, сформулировать цель, провести исследование, заполнить протокол, сделать выводы.

Для выполнения работы необходимо знание роста родителей!

Рост человека-одна из основных характеристик его физическогоразвития. Линейный рост – процесс неравномерный. Максимальная скорость роста отмечается у новорожденных и детей 1-го года жизни, затем скорость роста значительно понижается. Некоторое повышение скорости роста отмечается девочек с 9 до 14 лет и у мальчиков с 11 до 16 лет, затем скорость роста снова снижается. К 16 годам у девушек и к 18 годам у юношей рост тела в длину практически завершается и в норме не превышает 1 см/год. Полное окостенение наступает к 20-23 годам в женском организме и к 21-25 годам в мужском. Рост взрослого человека в пределах 130-200 см у мужчин и 120-190 см у женщин рассматривается как нормальный. Мужчины ростом менее 130 см и женщины менее 120 см называются карликами. Люди-гиганты имеют рост более 190 см женщины и более 200 см мужчины.

Рост – интегральный показатель влияния генетических, гормональных, тканевых и внешних факторов на кость и другие ткани организма. Генетическая программа роста реализуется через гуморальную эндокринную систему, включающую все известные гормоны (тиреоидные, инсулин, кальцийрегулирующие, надпочечниковые, половые), но особое значение имеет гипоталамо-гипофизарная регуляция роста, центральным звеном которой является соматотропин (СТГ). СТГ способствует росту костей в длину, росту и дифференцированию внутренних органов, развитию мышечной ткани. Основные эффекты СТГ на уровне костной ткани состоят в стимуляции роста хряща, синтеза белка, индуцировании митоза клеток. Эффекты СТГ опосредуются инсулиноподобными факторами роста (ИФР-I, ИФР-II), или соматомединами, которые под влиянием гормона синтезируются, главным образом, в печени и почках. Линейный рост человека завершается с закрытием зон роста под влиянием половых гормонов.

Наиболее простым и доступным методом исследования соматотропной функции является антропометрический, т. е. оценка роста человека по сравнению с его прогнозируемым ростом, рассчитанным на основании среднего роста его родителей. Для определения границ конечного роста используется следующая формула:

Прогнозируемый конечный рост мужчины = (рост отца + рост матери + 13 см): 2

Прогнозируемый конечный рост женщины = (рост отца + рост матери – 13 см: 2

Измеренный рост взрослого человека должен совпадать с прогнозируемым ростом или отклоняться от расчетной величины роста не более чем на 2 стандартных отклонения (σ), т. е. ± 10 см к расчетной величине роста. Отклонения измеренного роста более чем на 2σ от расчетной величины роста указывает на патологически низкий или высокий рост человека. В таком случае для выяснения причины нарушения роста необходимо проводить детальные исследования соматотропной функции гипофиза, а также изучение состояния других желез (прежде всего, половых и щитовидной).

Материалы и оборудование:ростомер.

Проведение исследования:Измерение роста проводят в положении стоя с помощью ростомера. Испытуемый должен стоять без обуви (в тонких носках) в правильной позиции: руки по швам; пятки вместе; пятки, ягодицы и лопатки прижаты к доске ростомера. Голова располагается в позиции «плоскости Франкфурта», т. е. нижний край глаза и наружный слуховой проход должны находиться на одной горизонтальной линии. Планку ростомера опускают до уровня головы испытуемого. Измерения проводят на выдохе с точностью до 0,5 см.

Указания к оформлению протокола:

1. Проведите измерение роста у испытуемого с помощью ростомера.

2. Проведите расчет прогнозируемого роста испытуемого.

3. Оцените полученный результат измерения, сравнив его с прогнозируемым ростом человека.

4. Ответьте, как повлияет избыток и недостаток гормона роста или половых гормонов в детском и юношеском возрасте на конечный рост человека.

ПРОТОКОЛ

1. Рост испытуемого равен ____________ см. Пол испытуемого _______________.

2. Рост родителей испытуемого: матери _______ см; отца ________ см. Расчет прогнозируемого роста испытуемого (ПРИ)

ПРИ = (рост отца+рост матери+(-) 13см): 2= _____±10см=от_____до_____см.

3. Выводы:Рост испытуемого______________________________________

(в норме, патологически высокий, патологически низкий).

Избыток в детском и юношеском возрасте гормона роста или недостаток половых гормонов могут привести к патологически ___________________________ росту.

Недостаток в детском и юношеском возрасте гормона роста или избыток половых гормонов могут привести к патологически ___________________________ росту.

Технологическая карта

Лабораторная работа №________ Дата_______ Оценка________

Тема: Оценка функционального состояния позвоночника.

Цель:

Форма работы: работа выполняется в парах

Ход работы:ознакомится с содержанием работы, сформулировать цель, провести опыты, сделать выводы.

Опыт № 1 Определение гибкости позвоночника

Оборудование: стул, линейка (стул можно заменить ступенькой лестницы).

1. Возьмите в руки линейку и встаньте на стул или ступеньку лестницы.

2. Не сгибая ног, согните корпус в пояснице.

3. Измерьте расстояние между указательным пальцем опущенных вниз рук и уровнем стула (лестницы).

Вывод:

Если палец опускается ниже уровня стула, измерьте это расстояние и запишите со знаком «+» (это говорит о хорошей гибкости позвоночника).

Если палец не достал уровня опоры, измерьте расстояние и запишите со знаком «-« (это говорит о недостаточной гибкости позвоночника).

Опыт № 2 Выявление нарушения осанки

1. Встаньте спиной к стене, так чтобы голова, плечи и ягодицы касались стены.

2. Попробуйте между поясницей и стеной просунуть кулак.

3. Если это невозможно, просуньте туда ладонь.

Вывод:

В норме в данной позе между стеной и поясницей кулак проходить не должен. Если это имеет место, осанка нарушена. Осанку следует считать нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

Гибкость позвоночника лабораторная работа

Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда…

©2015-2021 poisk-ru.ru

Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Гибкость позвоночника лабораторная работа Мы поможем в написании ваших работ! Гибкость позвоночника лабораторная работа Мы поможем в написании ваших работ! Гибкость позвоночника лабораторная работа Мы поможем в написании ваших работ!

Источник

Тема: Морфология, физиология и патология опорно-двигательного аппарата

Цель: сформировать умение определять состояние позвоночника и сводов стопы, выявлять нарушения осанки и наличие плоскостопия.

Задачи:

  • систематизировать знания о методах оценки состояния опорно-двигательного аппарата;

  • сформировать умение оценивать состояние позвоночника по результатам измерения ромба Машкова;

  • сформировать умение определять гибкость позвоночника;

  • сформировать умение оценивать состояние сводов стопы методами В.А. Штритера, И.М. Чижина;

  • формировать умение анализировать результаты исследования;

  • способствовать формированию у студентов мотивации на здоровый образ жизни и его реализации;

  • способствовать сплочению студентов через организацию работы в группах.

Материалы и оборудование: дермографический карандаш, сантиметровая лента, линейка, плантограф.

Вопросы для самоподготовки

  1. Строение скелета головы, туловища и конечностей.

  2. Общие сведения о мышцах. Их строение.

  3. Основные группы мышц человеческого тела.

  4. Статическая и динамическая работа мышц.

  5. Патология черепа.

  6. Пороки развития и аномалии позвоночника.

  7. Врожденные деформации и пороки развития конечностей.

Перечень лабораторных работ

Работа № 1. Определение состояния осанки.

Работа № 2. Определение уровня гибкости позвоночника.

Работа № 3. Исследование сводов стопы (плантографический метод).

Литература: 2. 3. 5. 7. 8.

Лабораторные работы

Работа № 1. Определение состояния осанки.

Задача: определить состояние осанки по результатам измерения ромба Машкова.

Теоретическое обоснование.

Позвоночник выполняет целый ряд важных функций: защитная и опорная функция для спинного мозга и выходящих из позвоночного канала корешков спинномозговых нервов, опора для органов и тканей туловища, поддержка головы, участие в образовании стенок грудной и брюшной полостей и таза.

В норме позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости. Кривизна, обращенная выпуклостью кпереди, называется лордозом, а вогнутостью кпереди – кифозом. Различают шейный и поясничный лордозы и грудной и крестцовый кифозы. В анфас позвоночник представляет собой прямую линию.

В результате различных причин, в том числе, вследствие нарушения осанки, возможны искривления позвоночника как в переднем (лордоз), заднем (кифоз) направлении, так и в боковых направлениях (сколиоз). При искривлении в переднезаднем направлении усиливается физиологическая кривизна. При сколиозах отмечается асимметрия лопаток, уровней плеч и треугольников талии, формируются области мышечного гипертонуса – мышечные компенсаторные валики (рисунок 1).

Гибкость позвоночника лабораторная работа

Рисунок 1 – Виды сколиозов:

1 – грудной; 2 – общий левосторонний; 3 – S-образный

Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека. Зависит она от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса. Различают осанку правильную, сутуловатую, кифотическую, лордотическую и выпрямленную. Примеры различных типов осанки приведены на рисунке 2.

Правильная осанка характеризуется:

  • положением головы и позвоночного столба к оси туловища и головы находятся на одной вертикали, перпендикулярной поверхности опоры;

  • симметричным расположением плеч;

  • симметричными шейно-плечевыми линиями;

  • симметричным расположением углов лопаток, подвздошных гребней, ягодичных складок, треугольников талии;

  • расположением остистых отростков в срединной плоскости по задней срединной линии;

  • умеренно выраженными изгибами позвоночного столба (лордозами и кифозами);

  • расположением акромиальных точек во фронтальной плоскости;

  • одинаковой длиной нижних конечностей;

  • правильным положением стоп.

Дисфункции осанки. При сутуловатой осанке увеличивается глубина шейного изгиба, но сглаживается поясничный; голова наклонена вперед, плечи опущены.

При лордотической осанке увеличивается поясничный изгиб, сглаживается шейный; живот выпячен, верхняя часть туловища несколько откинута назад .

Кифотическая осанка характеризуется увеличением глубины как шейного, так и поясничного изгибов; спина круглая, плечи опущены, голова наклонена кпереди, живот выпячен .

Выпрямленная осанка характеризуется сглаживанием обоих изгибов; спина выпрямлена, живот подобран.

Гибкость позвоночника лабораторная работа

Рисунок 2 – Виды осанки:

1 – нормальная осанка, 2 – сутуловатая осанка, 3 – лордотическая осанка,

4 – кифотическая осанка, 5 -выпрямленная осанка

Порядок выполнения работы:

  1. На задней поверхности туловища дермографическим карандашом обозначьте следующие точки (рисунок 3):

  • остистый отросток 7 шейного позвонка,

  • нижние углы лопатки,

  • остистый отросток 5 поясничного позвонка.

  1. Сантиметровой лентой справа и слева измерьте расстояние между вершинами остистых отростков и углами лопаток (отрезки L1, L2, M1, M2).

Гибкость позвоночника лабораторная работа

Рисунок 3 – Ромб Машкова

  1. Рассчитайте разницу между отрезками L1 и L2, а также M1 и M2.

  2. Оцените состояние позвоночника по результатам измерения ромба Машкова.

  3. Внесите результаты в таблицу итогового протокола занятия.

Оценка результатов:

При разнице (L1-L2, M1-M2) более 1 см, между симметричными точками определяется асимметрия, т.е. наличие сколиоза. Нарушение симметрии «ромба» свидетельствует о наличии нарушения осанки – сколиоза.

Работа № 2.Определение уровня гибкости позвоночника.

Задача: определить уровень гибкости позвоночника.

Теоретическое обоснование.

Функциональное состояние позвоночника можно оценить измерив его гибкость. Гибкость позвоночника определяют измерением амплитуды движений верхней части тела при максимальном сгибании, разгибании, наклонах в сторону и ротации туловища вокруг продольной оси тела. Обычно гибкость позвоночника определяется по способности индивидма наклониться вперед (по максимальному сгибанию тела).

Порядок выполнения работы:

  1. Обследуемый, стоя на краю скамейки, сгибается вперед (ноги прямые), пальцы рук опустив по возможности ниже (без рывков).

  2. Измерьте расстояние от поверхности скамейки до кончиков пальцев.

  3. Результат зафиксируйте в миллиметрах со знаком «минус» (-), если кончики пальцев остаются над уровнем поверхности скамейки, или знаком «плюс» (+) если ниже его.

  4. Оцените уровень гибкости позвоночника. Отрицательные показатели говорят о недостаточной гибкости.

  5. Полученные результаты сравниваются с нормативными (таблица).

  6. Внесите результаты в таблицу итогового протокола занятия

Оценка результатов:

Таблица – Оценка уровня гибкости позвоночника

Уровень гибкости позвоночника

Характеристика гибкости позвоночника у мужчин и женщин старше 18 лет

Высокий

Кончики пальцев опускаются на 14 см и более, ниже опоры, на которой стоит испытуемый

Выше среднего

Пальцы опускаются на 7-13 см ниже опоры

Средний

Пальцы опускаются на 6 см ниже или касаются опоры

Ниже среднего

Пальцы не достигают поверхности опоры на 1-6 см

Низкий

Пальцы не достигают поверхности опоры на 7см и более

Работа № 3. Исследование сводов стопы (плантографическмй метод)

Задача: ознакомиться с методами исследования сводов стопы, исследовать состояние сводов стопы методами В.А. Штритера, И.М. Чижина.

Теоретическое обоснование

Стопа – орган опоры при стоянии и движении тела, выполняет также рессорную функцию, амортизируя толчки и сотрясения при ходьбе, беге, прыжках. Стопа образует в продольном направлении своды наружный (опорный) и внутренний (рессорный). Точками опоры свода стопы являются головки плюсневых костей и пяточный бугор (пальцы не играют опорной роли, они служат для приспособления ступни к почве при передвижении). По Фику в продольном своде можно выделить 5 дуг, соответствующих пяти плюсневым костям. На пяточном бугре все дуги сходятся в одну точку. Самая высокая и длинная дуга проходит через II плюсневую кость, самая низкая – через V плюсневую кость. У детей до 3 лет стопа выглядит плоской за счет того, что свод стопы заполнен жировой прокладкой и не определяется.

В поперечном направлении свод образован костями плюсны и предплюсны и делится на передний и задний. Сводчатое строение стопы присуще только человеку в силу его вертикального положения.

Поддержка сводов стопы

1. Пассивная за счет конструкции скелета стопы и взаиморасположения мелких костей.

2. За счет суставно-связочного аппарата и подошвенного апоневроза.

3. За счет мощного слоя подошвенных мышц и частично мышц голени. Своды стопы выдерживают большие динамические нагрузки. Так при прыжках в длину сила динамического воздействия равна 900 кг в момент встречи с опорой и 500 кг – в момент отталкивания.

При уплощении стопы нарушаются тонкие биомеханические взаимодействия в привычном двигательном навыке, что приводит к искажению этого навыка, в опорно-двигательном аппарате возникают локальные (местные) перегрузки, следствием которых являются острые и хронические травматические повреждения. Искажаясь, стопа теряет свою экономичность: то же движение требует больших мышечных усилий.

Плоскостопие – деформация стопы, сопровождающаяся уменьшением высоты сводов стопы. При уплощении продольных сводов возникает продольное плоскостопие, при уплощении поперечных сводов – поперечное плоскостопие.

Продольное плоскостопие часто сочетается с пронацией стопы и отведением переднего отдела стопы (вальгус стопы). К ранним симптомам плоскостопия относят утомляемость ног и боль в икроножных мышцах при ходьбе и к концу дня.

При опускании поперечного свода возникают боли в области головок II и IV плюсневых костей. При опускании продольных сводов появляется боль в месте прикрепления подошвенных мышц к пяточной кости, которая сохраняется и усиливается при поднимании на носки.

Признаками выраженного плоскостопия являются: удлинение стоп, расширение их в средней части, уплощение продольного свода, пронирование стоп с отхождением пяток кнаружи.

Для определения плоскостопия существуют разнообразные методы. Основные из них следующие:

1. Визуальный.

2. Измерительный:

  • подометрический;

  • плантографический (методы Чижина, Годунова с соавт., Штритера).

3. Рентгенографический (с последующей обработкой рентгенограмм).

4. Оптический.

Плантография – метод получения отпечатков стопы, позволяющий судить о ее рессорной функции. Плантограмму получают следующим способом: полиэтиленовую пленку, натянутую на деревянную рамку плантографа, с одной стороны смазывают типографской краской с добавлением небольшого количества машинного масла и окрашенной поверхностью накладывают на чистый лист бумаги. Испытуемый наступает обеими ногами на пленку, в результате чего на бумаге остаются отпечатки стоп. Вместо типографической краски можно использовать другие красящие вещества.

Порядок выполнения работы:

Метод В.А. Штритера.

  1. К наиболее выступающим точкам внутренней части отпечатка проведите касательную линию (АБ).

  2. Найдите середину отрезка АБ.

  3. Из середины отрезка АБ возведите перпендикуляр (ВД) до пересечения с наружным краем отпечатка.

  4. Отметьте точки Г – в месте пересечения перпендикуляра с внутренней частью отпечатка стопы и Д – в месте пересечения перпендикуляра с наружной частью отпечатка стопы.

  5. Измерьте отрезки ГД и ВД.

  6. Индекс, используемый для характеристики формы стопы, рассчитайте по формуле:

I=ГД*100/ВД

  1. Оцените полученный результат.

Гибкость позвоночника лабораторная работа

Рисунок 4 – Обработка плантограммы по методу Штритера

Оценка результатов:

00,0 – 36 – экскавированная стопа

36,1 – 43 – субэкскавированная стопа

43,1 – 50 – нормальная стопа

50,1 – 60 – уплощенная стопа

60,1 – 70 – плоскостопие.

Метод И.М.Чижина

  1. Проведите касательную АВ к наиболее выступающим точкам стопы с внутреннего края.

  2. Линию СД проведите через пятку к основанию 2-го пальца.

  3. Найдите середину отрезка СД.

  4. Через середину СД восстановите перпендикуляр ЕF до пересечения с касательной АВ в точке «в» и с наружным краем отпечатка в точке «а» и внутренним краем отпечатка в точке «б».

  5. Измерьте отрезки аб и бв.

  6. Индекс, используемый для характеристики формы стопы, рассчитайте по формуле:

I=(аб/бв)

  1. Оцените полученный результат.

Гибкость позвоночника лабораторная работа

Рисунок 5 – Обработка плантограммы по методу И.М. Чижина

Оценка результатов:

0,0- 1 – стопа не уплощена

1,1 – 2 – уплощена

2,1 и более – стопа плоская.

Оформление итогового протокола занятия № 4.

Тема: …

Цель: …

Материалы и оборудование: …

Работа № 1. …

Отмечаются текущие результаты и фиксируются расчеты.

Работа № 2. … и т.д.

Таблица – Результаты оценки состояния опорно-двигательного аппарата

Показатель

Оценка

Состояния осанки

Уровень гибкости позвоночника

Состояние свода стопы

Вывод: сделайте общее заключение о состоянии позвоночника и сводов стопы.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие функции выполняет позвоночник?

  2. Какие естественные изгибы имеет позвоночник?

  3. Что такое сколиоз? Какие виды сколиозов вам известны?

  4. Что такое осанка? Какие виды осанки вы знаете?

  5. Охарактеризуйте правильную осанку.

  6. Перечислите основные функции стопы.

  7. Какие своды стопы вам известны?

  8. К чему приводит уплощение стопы?

  9. Раскройте сущность понятия «плоскостопие».

  10. Какие методы определения плоскостопия вам известны?

  11. В чем заключается сущность плантографического метода?

Источник

Читайте также:  Поражение позвоночника при лейкозе