Гибкость позвоночника биология 8 класс

Гибкость позвоночника биология 8 класс thumbnail

Источник

   Тема урока: «Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека». Лабораторная работа «Выявление нарушений осанки. Выявление гибкости позвоночника»

   Цель урока: раскрыть значение двигательной активности для развития скелета и мышц человека, значение режима труда и отдыха, выявить взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата, продолжить формирование представлений о здоровом образе жизни, научиться выявлять нарушения осанки и гибкости позвоночника, научиться выполнять упражнения, направленные на улучшение осанки и развитие гибкости позвоночника
   Оборудование: фотографии представителей различных видов спорта, изображения различных нарушений осанки, линейка
Ход урока 
1. Организационный момент. (1-2 мин.)
2. Учитель физкультуры проводит разминку. (5 мин.) 

Учитель биологии. Проверка знаний по теме. (5мин.)

  1. Основные части ОДС, названия и местоположения костей и мышц человека.

  2. Что такое «работа» мышц? Охарактеризуйте основные типы мышечной работы.
       (Работ мышц – это осуществление свойственных им функций, то есть способности к сокращению. Работа бывает динамической, когда мышцы, сокращаясь, перемещают тело или его части в пространстве (бег, плавание, ходьба); и статической, когда происходит удерживающая работа, при которой тело или его части не двигаются (стояние или сидение в определенном положении). Более утомительными являются статические нагрузки.)
       3. От чего зависит работоспособность мышц?
       (От состояния нервной системы, тренированности мышц, величины нагрузки и ритма работы, запаса энергии в мышцах.)
       4. От чего вы быстрее устанете: от длительного стояния или длительной ходьбы по комнате?
       (Длительное стояние быстрее вызывает развитие утомления в мышцах, это пример статической работы, когда напряжены одни и те же группы мышц и возбуждены одни и те же нейроны. При ходьбе одни мышцы сокращаются, другие – расслабляются, в нейронах также сменяются процессы возбуждения и торможения, поэтому утомление возникает медленнее.)
      Учитель физкультуры:  

Читайте также:  В позвоночнике как будто что то мешает

5. Почему в морозный день лучше играть в снежки, чтобы не замерзнуть, чем неподвижно стоять, даже в теплой шубе?
   (При активных движениях разные группы мышц быстро сокращаются, для этого необходима энергия, образующаяся при окислении органических веществ внутри мышечного волокна. В результате часть этой энергии идет на мышечную работу, а часть – превращается в тепловую, согревая человека.)
   6. Что такое активный отдых?
   (Это смена вида деятельности, например, после длительного стояния или сидения необходимо сделать минимальные физические упражнения, после умственного напряжения – пробежаться, поплавать, покататься на велосипеде. При этом будут задействованы различные группы нейронов, часть из них сможет отдохнуть, а состояние нервной системы напрямую влияет на мышечную работоспособность и умственные возможности.)
   Для повторения можно также использовать вопросы учебника на стр. 114.
 3. Основная часть урока. 
  Учитель  биологии и физкультуры: «Движение – это жизнь». Сегодня мы попытаемся с вами доказать справедливость этой крылатой фразы.
    Учитель биологии: Рассказывает, что такое правильная осанка, как её сохранить. Неправильная осанка, ее причины. Осанка и здоровье. Искривления позвоночника (лордоз, кифоз).

Строение стопы человека, что такое плоскостопие, как его определить, предупреждение развития плоскостопия.

Развитие опорно-двигательного аппарата человека в течение жизни. Возрастные изменения. Заболевания опорно-двигательного аппарата и их профилактика.

 Гиподинамия – болезнь нашего времени. Как ее избежать.
 Влияние физических упражнений на развитие опорно-двигательного аппарата.

  • Правильная осанка, при которой спина у человека прямая, голова немного откинута назад, живот втянут, а плечи расправлены, формируется с детства до окончательного окостенения скелета. Вырабатывается правильная осанка с помощью физических упражнений, правильных и равномерных нагрузок на скелет, путем контроля над своей позой.

  • Для предотвращения развития искривления позвоночника прежде всего надо правильно сидеть за столом, следя за своей осанкой. Желательно не носить тяжелый портфель в одной руке, а перекладывать его из руки в руку, а еще лучше пользоваться рюкзаком или ранцем. Необходимо каждый день (хотя бы несколько минут) заниматься физическими упражнениями. Ведь слабые и дряблые мышцы плохо удерживают кости скелета, в частности позвонки, и человек становится сутулым.

– У человека стопа сводчатая: ее средняя часть немного приподнята над поверхностью, на которую опирается нога. Сводчатая стопа необходима для того, чтобы, слегка пружиня, уменьшать очень высокие нагрузки, возникающие при прыжках, беге, переносе тяжелых грузов. У людей иногда возникает плоскостопие, то есть стопа становится плоской. Она не может уменьшать нагрузки. При ходьбе, беге и даже просто при стоянии ноги быстро устают и возникают сильные боли, поэтому плоскостопие необходимо лечить и выполнять специальные упражнения. Для того чтобы уменьшить риск возникновения плоскостопия, желательно как можно чаще ходить босиком по неровной поверхности, носить удобную широкую обувь на невысоком каблуке.

  • В пожилом возрасте очень часто возникает заболевание остеопороз.

Главным образом он возникает у женщин, при этом происходит уменьшение плотности костной ткани. При остеопорозе кости делаются менее прочными и легко ломаются.

Как вы думаете, почему именно женщины подвержены этому заболеванию? (Во время беременности организм женщины отдает большое количество кальция и минеральных солей плоду.)

  • Для профилактики остеопороза необходимо принимать легкоусвояемые препараты кальция и некоторые микроэлементы.

Встречаются также и поражения суставов. Самым известным поражением суставов является ревматоидный артрит, в результате которого происходит постепенное разрушение хрящей сустава. Сустав распухает, очень болит и теряет подвижность. Чаше всего страдают суставы пальцев рук и ног, причем развитие болезни может происходить и в правой, и в левой половине тела. Болезнь может протекать по-разному: у одних происходит постоянное ухудшение состояния, у других наблюдаются отдельные приступы. Для лечения артрита применяют различные противовоспалительные препараты. Но иногда сустав настолько поражен болезнью, что приходится заменять его протезом.

Читайте также:  Протезирование позвоночника в спб

Еще одним заболеванием суставов является подагра, при которой плохо выводятся из организма продукты обмена белков. Они откладываются в виде кристаллов в суставах. Это приводит к их воспалению, сильной боли и деформации суставов.

Для лечения всех этих заболеваний необходимо правильно питаться, нельзя употреблять алкогольные напитки, так как они выводят из суставов большое количество воды. Необходимо также выполнять небольшие физические упражнения для того, чтобы суставы всегда находились в активном состоянии

  • Как можно предупредить развитие искривления позвоночника? (Для предотвращения развития искривления позвоночника прежде всего надо правильно сидеть за столом, следя за своей осанкой. Нельзя носить тяжелый портфель в одной руке, его необходимо перекладывать из руки в руку, а еще лучше пользоваться рюкзаком или ранцем. Необходимо каждый день (хотя бы несколько минут) заниматься физическими упражнениями.)

  • Что такое плоскостопие и как его предупредить?

  • Назовите основные меры профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата. (Необходимо выполнять физические упражнения, носить рюкзак, ходить босиком, носить свободную обувь, принимать витамины и правильно питаться.)

  • Есть ли необходимость соблюдения правил здорового образа жизни и мер профилактики? (Да, для того чтобы быть здоровым.)

   Лабораторная работа № 8 «Выявление нарушений осанки. Выявление гибкости позвоночника» Раздаются инструктивные карточки.

Учащиеся выполняют лабораторную работу. (20 минут)

Лабораторная работа «Выявление нарушения осанки и сохранения правильной осанки в положении стоя и сидя»

Цель работы: выяснить причины нарушения осанки, изучить условия сохранения правильной осанки при различных положениях тела.

Ход работы

  1. Встаньте к стене так, чтобы голова, плечи и ягодицы опирались на стену.

  2. Попробуйте просунуть между стеной и поясницей кулак. Если это невозможно, то просуньте туда ладонь.

  3. Оцените свою осанку: осанку следует считать правильной, если между поясницей и стенкой проходит ладонь.

  4. Встаньте к стене. Голову держите прямо, поднимите и слегка отведите плечи назад, живот втяните. Пространство между поясницей и стеной должно быть сужено до нормы. Отойдите от стены и постарайтесь удерживать такое положение тела в положении стоя.

  5. Положите на темя книгу и попробуйте сесть и пройтись по комнате с предметом на голове.

  6. Проконтролируйте себя следующим образом: подойдите к стене и обопритесь головой, присядьте, скользя по опоре. При правильной осанке предмет не должен упасть с головы.

Вывод:

Лабораторная работа «Выявление гибкости позвоночника»

Оборудование: линейка.

Цель работы: определить эластичность связок и хрящевых соединений в полуподвижных соединениях позвоночника.

Ход работы

  1. Встаньте на ступеньку и, не сгибая колени, наклонитесь вперед и попытайтесь дотянуться пальцами рук до нижнего края опоры.

  2. Измерьте расстояние от кончиков пальцев до плоскости опоры (ступеньки, на которой вы стоите). Если пальцы ниже ее, поставьте знак «+», если до плоскости опоры не дотянулись – знак «-».

  3. Оцените гибкость позвоночника. Результаты считаются хорошими, если у юношей получится +6…+9, а у девушек +7…+9 см. Удовлетворительными считаются более низкие положительные результаты. Отрицательные результаты свидетельствуют о недостаточной гибкости позвоночника.

Вывод:

4. Закрепление материала. 
   Учитель физкультуры: учащимся предлагается несколько движений, направленные на улучшение осанки и развитие гибкости позвоночника. (5–7 минут)

5. Задание на дом. (1 мин)
   Повторить материал на стр. 92-113 и записи в тетради, подготовиться к зачету по изученному разделу.
Приготовить сообщения на темы:

–  Профессиональный спорт: плюсы и минусы, влияние на здоровье.
   – Допинг и анаболики: влияние на развитие мышц и опасность для здоровья человека.
   – Виды спорта, наиболее гармонично развивающие человеческое тело.
   – Представления о гармонии человеческого тела в искусстве и истории. Является ли красота проявлением здоровья?

Источник