Гибкость позвоночника биология 8 класс
1
Гибкость позвоночника, как фактор, определяющий состояние опорно-двигательной системы
2
Цель работы – выявить степень гибкости позвоночника у школьников разных ступеней обучения. Задачи работы: – определение гибкости позвоночника школьников на разных уровнях формирования опорно-двигательной системы; – выявление взаимосвязи между гибкостью позвоночника и физической подготовкой; – сравнение результатов практической работы и результатов медосмотра; – выявление факторов на формирование опорно- двигательной системы.
3
Обоснование работы Тема работы определена по интересам школьников на уроке биологии при выполнении практической работы «Гибок ли ваш позвоночник». Актуальность – в настоящее время здоровье человека – один из важных факторов его благополучия. Степень гибкости позвоночника влияет на состояние опорно- двигательной системы организма: здоров позвоночник – все тело здорово. Гипотеза: чем лучше состояние мышц, тем легче позвоночник справляется с нагрузками.
4
Обоснование гипотезы Обоснование гипотезы проводилось на анализе литературных источников и справочных материалов, консультаций медиков, анкетирования школьников, проведения исследования в группах-классах, проведение физкультминутки в звене начальных классов по разучиванию новых методик на развитие гибкости позвоночника. Обоснование гипотезы проводилось на анализе литературных источников и справочных материалов, консультаций медиков, анкетирования школьников, проведения исследования в группах-классах, проведение физкультминутки в звене начальных классов по разучиванию новых методик на развитие гибкости позвоночника.
5
Методы исследования Методика практической работы «Гибок ли ваш позвоночник?» использована из рабочей тетради по биологии для учащихся 8 класса (автор И.Н Пономарёва): встаньте на ступеньку лестницы и, не сгибая коленей, максимально нагнитесь вперёд, попытайтесь дотянуться пальцами рук до нижнего края опоры, а если удаётся то и ниже. Теперь с помощью линейки измерьте расстояние от кончика среднего пальца до опоры. Результаты считаются отличными, если у мальчиков равны +6 (+9), а у девочек +7 (+10). Все остальные положительные результаты следует оценить как хорошие, а вот отрицательные – как посредственные. Они говорят о недостаточной гибкости позвоночника.
6
Исследования показали : Ф.И ученика 11 класс (Январь, 2010 г.) 11класс (Май, 2010 г.) Вывод Антонов Артём освобожд ен +5 Ганова Ксения +8 Стадниче нко Сергей ,5 Чупрыно Влад ,5 Никифоро в Виктор
7
Ф.И. ученика8 класс (октябрь, 2008г) 8 класс (март,2009 г.) 9 класс (март, 2010 г.) Вывод Волынкина Екатерина ,3 Грищенко Татьяна +4 Иванова Алёна ,6 Королёв Александр ,6 Мугаджиров Мустафа ,3 Селищева Наталья ,8 Сташкова Валентина ,3 Черемнякова Ксения ,6 Чупрыно Татьяна ,8
8
Ф.И. ученика7 класс8 классВывод Ванчуров Андрей -20 Дудко Станислав Душкина Вероника Лидер Сергей ,3 Обельцева Надежда освобождена +7 7 Поляков Сергей ,8 Пислегин Алексей ,5 Рудоман Анастасия освобождена +3 Фликова Валерия +14 Ярошик Кристина ,8
9
Ф.И. ученика6 класс7 классВывод Ганов Вадим освобожден +5 Ефимова Валерия +10 Обельцева Екатерина ,8 Селихова Елена Стадниченко Никита ,5 Хмелевских Олег ,3 Школьник Андрей ,8 Якименко Наталья ,8
10
Ф.И. ученика5 класс (Январь, 2010г.) 5 класс (Май, 2010г.) Вывод Савченко Елена Свинаренко Захар Освобождён +3 Сафонова Валерия ,5 Серикова Евгения ,5 Максимов Юрий Мугаджиров а Залха
11
Ф.И. ученика4 класс (Январь, 2010г.) 4 класс (Май, 2010г.) Вывод Коплик Влад Махомедов Евгений ,5 Марушличенк о Вадим Майдуров Дмитрий 0 +2 Нкифорова Татьяна +2 Савенко Алёна ,5 Селихов Владимир +1 0 Черемняков Михаил ,5
12
Ф.И. ученика 3 класс (Январь, 2010г.0 3 класс (Май, 2010г.) Вывод Ефимова Светлана ,5 Селищева Елизавета ,5 Харченко Роман ,5 Ф.И. ученика 2 класс (Январь, 2010 г.0 2 класс (Май, 2010 г.) Вывод Волынкин Денис ,5 Куликов Данила 0 -0,5 Пенчук Дмитрий 0 -0,5
13
. Результаты наблюдений и медосмотра детей Работа по исследованию гибкости позвоночника проводилась в течение двух лет и расширена с участием 1-5 классов. Гибок ли ваш позвоночник? класс До 0 До +6 От
14
Результаты анкетирования По утренней зарядке из числа опрошенных – 22 участника анкеты делают, что составляет 38%; 29 – не делают; 7 ответили «иногда». Поэтому с целью повышения работоспособности школьников проводится утренняя зарядка перед первым уроком.
15
Углубленные исследования медосмотра года показали, Отклонен ия Год1 кл2 кл. 3 кл. 4 кл. 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл.10 кл 11 кл Нарушен ие осанки в Сколиоз грудного отдела в
16
Заключение Выводы и рекомендации по результатам исследований В целом практическая работа по гибкости позвоночника, анкетирование по отношению к утренней зарядке, консультация медиков были направлены на повышение интереса всех участников к вопросу о состоянии опорно-двигательной системы и формированию осанки, как факторов, в дальнейшем определяющих общее состояние здоровья человека. Вывод 1: отклонения от нормы степени гибкости позвоночника по результатам эксперимента в среднем составляет 13% на конец учебного года. На уровне младших школьников показатель составляет 28%, что объясняется слабой физической подготовкой учащихся этого звена.
17
Выводы: 2. Несистематическое занятие некоторых школьников физкультурой показывают расхождения по результатам гибкости позвоночника. Причины: пассивное отношение к урокам физической культуры, нет желания посещать спортивные секции, длительное времяпровождение за компьютером, у телевизора, несоблюдение режима дня, низкий уровень профилактических занятий на укрепление здоровья детей и взрослых и др. 2. Несистематическое занятие некоторых школьников физкультурой показывают расхождения по результатам гибкости позвоночника. Причины: пассивное отношение к урокам физической культуры, нет желания посещать спортивные секции, длительное времяпровождение за компьютером, у телевизора, несоблюдение режима дня, низкий уровень профилактических занятий на укрепление здоровья детей и взрослых и др. 50% школьников не делают утреннюю зарядку дома. 50% школьников не делают утреннюю зарядку дома.
18
Выводы: 3. результаты углубленного медосмотра по нарушению осанки школьников в учебном году составляло 22% (всего участвовало 80 школьников), что превышает средний показатель по результатам практической работы эксперимента уч. году (13%). Данные медосмотра и результаты исследований имеют основания для продолжения проекта по степени гибкости позвоночника и расширения области этого вопроса на уровне специалистов (медицинские рекомендации), довести сведения до родителей.
19
Выводы: 4. лечебная физкультура через комплекс физических упражнений оказывает на организм многостороннее влияние, как общее – улучшение тренированности мышц, работы сердца, легких, так и местное – улучшение питания мышц, суставов, связок. Чем сильнее развиваются мышцы тела, тем прочнее становятся кости, тем легче им противостоять силе тяжести, стремящейся согнуть, искривить позвоночник.
20
Рекомендации Систематические занятия физкультурой, посещение спортивных секций, выполнение различных посильных обязанностей по хозяйству способствует развитию мышечной активности и влияет на формирование опорно-двигательной системы и осанки. Правильная осанка не возникает сама по себе, её необходимо тренировать с раннего детства.
21
Девиз здоровья Хочешь быть красивым – бегай! Хочешь быть красивым – бегай! Хочешь быть сильным – бегай! Хочешь быть сильным – бегай! хочешь быть умным – бегай! хочешь быть умным – бегай! (высечено на скале в Древней Элладе) (высечено на скале в Древней Элладе)
22
Спасибо за внимание ! Будьте здоровы! здоровы!
Источник
Тема урока: «Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека». Лабораторная работа «Выявление нарушений осанки. Выявление гибкости позвоночника»
Цель урока: раскрыть значение двигательной активности для развития скелета и мышц человека, значение режима труда и отдыха, выявить взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата, продолжить формирование представлений о здоровом образе жизни, научиться выявлять нарушения осанки и гибкости позвоночника, научиться выполнять упражнения, направленные на улучшение осанки и развитие гибкости позвоночника
Оборудование: фотографии представителей различных видов спорта, изображения различных нарушений осанки, линейка
Ход урока
1. Организационный момент. (1-2 мин.)
2. Учитель физкультуры проводит разминку. (5 мин.)
Учитель биологии. Проверка знаний по теме. (5мин.)
Основные части ОДС, названия и местоположения костей и мышц человека.
Что такое «работа» мышц? Охарактеризуйте основные типы мышечной работы.
(Работ мышц – это осуществление свойственных им функций, то есть способности к сокращению. Работа бывает динамической, когда мышцы, сокращаясь, перемещают тело или его части в пространстве (бег, плавание, ходьба); и статической, когда происходит удерживающая работа, при которой тело или его части не двигаются (стояние или сидение в определенном положении). Более утомительными являются статические нагрузки.)
3. От чего зависит работоспособность мышц?
(От состояния нервной системы, тренированности мышц, величины нагрузки и ритма работы, запаса энергии в мышцах.)
4. От чего вы быстрее устанете: от длительного стояния или длительной ходьбы по комнате?
(Длительное стояние быстрее вызывает развитие утомления в мышцах, это пример статической работы, когда напряжены одни и те же группы мышц и возбуждены одни и те же нейроны. При ходьбе одни мышцы сокращаются, другие – расслабляются, в нейронах также сменяются процессы возбуждения и торможения, поэтому утомление возникает медленнее.)
Учитель физкультуры:
5. Почему в морозный день лучше играть в снежки, чтобы не замерзнуть, чем неподвижно стоять, даже в теплой шубе?
(При активных движениях разные группы мышц быстро сокращаются, для этого необходима энергия, образующаяся при окислении органических веществ внутри мышечного волокна. В результате часть этой энергии идет на мышечную работу, а часть – превращается в тепловую, согревая человека.)
6. Что такое активный отдых?
(Это смена вида деятельности, например, после длительного стояния или сидения необходимо сделать минимальные физические упражнения, после умственного напряжения – пробежаться, поплавать, покататься на велосипеде. При этом будут задействованы различные группы нейронов, часть из них сможет отдохнуть, а состояние нервной системы напрямую влияет на мышечную работоспособность и умственные возможности.)
Для повторения можно также использовать вопросы учебника на стр. 114.
3. Основная часть урока.
Учитель биологии и физкультуры: «Движение – это жизнь». Сегодня мы попытаемся с вами доказать справедливость этой крылатой фразы.
Учитель биологии: Рассказывает, что такое правильная осанка, как её сохранить. Неправильная осанка, ее причины. Осанка и здоровье. Искривления позвоночника (лордоз, кифоз).
Строение стопы человека, что такое плоскостопие, как его определить, предупреждение развития плоскостопия.
Развитие опорно-двигательного аппарата человека в течение жизни. Возрастные изменения. Заболевания опорно-двигательного аппарата и их профилактика.
Гиподинамия – болезнь нашего времени. Как ее избежать.
Влияние физических упражнений на развитие опорно-двигательного аппарата.
Правильная осанка, при которой спина у человека прямая, голова немного откинута назад, живот втянут, а плечи расправлены, формируется с детства до окончательного окостенения скелета. Вырабатывается правильная осанка с помощью физических упражнений, правильных и равномерных нагрузок на скелет, путем контроля над своей позой.
Для предотвращения развития искривления позвоночника прежде всего надо правильно сидеть за столом, следя за своей осанкой. Желательно не носить тяжелый портфель в одной руке, а перекладывать его из руки в руку, а еще лучше пользоваться рюкзаком или ранцем. Необходимо каждый день (хотя бы несколько минут) заниматься физическими упражнениями. Ведь слабые и дряблые мышцы плохо удерживают кости скелета, в частности позвонки, и человек становится сутулым.
– У человека стопа сводчатая: ее средняя часть немного приподнята над поверхностью, на которую опирается нога. Сводчатая стопа необходима для того, чтобы, слегка пружиня, уменьшать очень высокие нагрузки, возникающие при прыжках, беге, переносе тяжелых грузов. У людей иногда возникает плоскостопие, то есть стопа становится плоской. Она не может уменьшать нагрузки. При ходьбе, беге и даже просто при стоянии ноги быстро устают и возникают сильные боли, поэтому плоскостопие необходимо лечить и выполнять специальные упражнения. Для того чтобы уменьшить риск возникновения плоскостопия, желательно как можно чаще ходить босиком по неровной поверхности, носить удобную широкую обувь на невысоком каблуке.
В пожилом возрасте очень часто возникает заболевание остеопороз.
Главным образом он возникает у женщин, при этом происходит уменьшение плотности костной ткани. При остеопорозе кости делаются менее прочными и легко ломаются.
Как вы думаете, почему именно женщины подвержены этому заболеванию? (Во время беременности организм женщины отдает большое количество кальция и минеральных солей плоду.)
Для профилактики остеопороза необходимо принимать легкоусвояемые препараты кальция и некоторые микроэлементы.
Встречаются также и поражения суставов. Самым известным поражением суставов является ревматоидный артрит, в результате которого происходит постепенное разрушение хрящей сустава. Сустав распухает, очень болит и теряет подвижность. Чаше всего страдают суставы пальцев рук и ног, причем развитие болезни может происходить и в правой, и в левой половине тела. Болезнь может протекать по-разному: у одних происходит постоянное ухудшение состояния, у других наблюдаются отдельные приступы. Для лечения артрита применяют различные противовоспалительные препараты. Но иногда сустав настолько поражен болезнью, что приходится заменять его протезом.
Еще одним заболеванием суставов является подагра, при которой плохо выводятся из организма продукты обмена белков. Они откладываются в виде кристаллов в суставах. Это приводит к их воспалению, сильной боли и деформации суставов.
Для лечения всех этих заболеваний необходимо правильно питаться, нельзя употреблять алкогольные напитки, так как они выводят из суставов большое количество воды. Необходимо также выполнять небольшие физические упражнения для того, чтобы суставы всегда находились в активном состоянии
Как можно предупредить развитие искривления позвоночника? (Для предотвращения развития искривления позвоночника прежде всего надо правильно сидеть за столом, следя за своей осанкой. Нельзя носить тяжелый портфель в одной руке, его необходимо перекладывать из руки в руку, а еще лучше пользоваться рюкзаком или ранцем. Необходимо каждый день (хотя бы несколько минут) заниматься физическими упражнениями.)
Что такое плоскостопие и как его предупредить?
Назовите основные меры профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата. (Необходимо выполнять физические упражнения, носить рюкзак, ходить босиком, носить свободную обувь, принимать витамины и правильно питаться.)
Есть ли необходимость соблюдения правил здорового образа жизни и мер профилактики? (Да, для того чтобы быть здоровым.)
Лабораторная работа № 8 «Выявление нарушений осанки. Выявление гибкости позвоночника» Раздаются инструктивные карточки.
Учащиеся выполняют лабораторную работу. (20 минут)
Лабораторная работа «Выявление нарушения осанки и сохранения правильной осанки в положении стоя и сидя»
Цель работы: выяснить причины нарушения осанки, изучить условия сохранения правильной осанки при различных положениях тела.
Ход работы
Встаньте к стене так, чтобы голова, плечи и ягодицы опирались на стену.
Попробуйте просунуть между стеной и поясницей кулак. Если это невозможно, то просуньте туда ладонь.
Оцените свою осанку: осанку следует считать правильной, если между поясницей и стенкой проходит ладонь.
Встаньте к стене. Голову держите прямо, поднимите и слегка отведите плечи назад, живот втяните. Пространство между поясницей и стеной должно быть сужено до нормы. Отойдите от стены и постарайтесь удерживать такое положение тела в положении стоя.
Положите на темя книгу и попробуйте сесть и пройтись по комнате с предметом на голове.
Проконтролируйте себя следующим образом: подойдите к стене и обопритесь головой, присядьте, скользя по опоре. При правильной осанке предмет не должен упасть с головы.
Вывод:
Лабораторная работа «Выявление гибкости позвоночника»
Оборудование: линейка.
Цель работы: определить эластичность связок и хрящевых соединений в полуподвижных соединениях позвоночника.
Ход работы
Встаньте на ступеньку и, не сгибая колени, наклонитесь вперед и попытайтесь дотянуться пальцами рук до нижнего края опоры.
Измерьте расстояние от кончиков пальцев до плоскости опоры (ступеньки, на которой вы стоите). Если пальцы ниже ее, поставьте знак «+», если до плоскости опоры не дотянулись – знак «-».
Оцените гибкость позвоночника. Результаты считаются хорошими, если у юношей получится +6…+9, а у девушек +7…+9 см. Удовлетворительными считаются более низкие положительные результаты. Отрицательные результаты свидетельствуют о недостаточной гибкости позвоночника.
Вывод:
4. Закрепление материала.
Учитель физкультуры: учащимся предлагается несколько движений, направленные на улучшение осанки и развитие гибкости позвоночника. (5–7 минут)
5. Задание на дом. (1 мин)
Повторить материал на стр. 92-113 и записи в тетради, подготовиться к зачету по изученному разделу.
Приготовить сообщения на темы:
– Профессиональный спорт: плюсы и минусы, влияние на здоровье.
– Допинг и анаболики: влияние на развитие мышц и опасность для здоровья человека.
– Виды спорта, наиболее гармонично развивающие человеческое тело.
– Представления о гармонии человеческого тела в искусстве и истории. Является ли красота проявлением здоровья?
Источник