Функции шейного отдела позвоночника у птиц

Функции шейного отдела позвоночника у птиц thumbnail

Скелет и мышцы – составные части опорно-двигательной системы.

Скелет представляет собой опору для тела и органов движения, защищает важнейшие органы. За счёт работы мышц осуществляется движение.

Обрати внимание!

Скелет подразделяется на (4) отдела:

  • скелет головы (череп);
  • скелет туловища;
  • скелет поясов конечностей;
  • скелет свободных конечностей.

Скелет птицы имеет важные особенности, связанные с полётом и передвижением на нижних (задних) конечностях.

Кости у птиц полые трубчатые или губчатые, заполненные внутри воздухом, что снижает вес птицы. Прочность костям придают имеющиеся внутри перегородки.

Скелет головы (череп)

Череп лёгкий, состоит из черепной коробки и челюстей.

Черепная коробка образована сросшимися костями.

Челюсти лишены зубов и покрыты роговым чехлом – клювом.

Скелет туловища образован позвоночником и грудной клеткой.

Позвоночник подразделяется на пять отделов:

  1. шейный (от (11) до (25) позвонков);
  2. грудной (от (3) до (10) позвонков);
  3. поясничный;
  4. крестцовый;
  5. хвостовой (от (6) до (9) позвонков, заканчивающихся копчиковой костью).

Поясничные позвонки полностью срастаются между собой, с крестцовыми позвонками, тазовыми костями и частью хвостовых позвонков, образуя сложный крестец.

Копчик служит основой для прикрепления рулевых перьев.

Грудная клетка состоит из грудных позвонков ((1)), рёбер ((2)), грудины ((3)) (на рисунке они показаны цифрами, указанными в скобках):

Грудина ((3)) имеет вертикальный вырост – киль ((4)), к которому крепятся мышцы, приводящие в движение крылья. У нелетающих птиц киль отсутствует.

К краям грудины прикрепляются грудные рёбра ((2)).

Скелет поясов конечностей

Пояс верхних конечностей (плечевой пояс)

  • парные лопатки;
  • парные вороньи кости (коракоиды);
  • парные ключицы (срастаясь, они образуют «вилочку», смягчающую движения при взмахах крыльев).

Пояс задних конечностей: образован парными тазовыми костями, сросшимися с поясничным и крестцовым отделами позвоночника.

Скелет свободных конечностей

Скелет верхней (передней) конечности – крыла:

  • плечо (плечевая кость);
  • предплечье (локтевая и лучевая кости);
  • кости кисти (кисть видоизменена: кости пясти срослись; число пальцев сократилось до (3)-х).

Скелет задней конечности:

  • бедро (бедренная кость);
  • голень (большая и малая берцовые кости);
  • кости стопы (цевка и фаланги (4)-х пальцев).

Цевка (сросшиеся мелкие косточки стопы) – приспособление для приземления у птиц.

Птицы ходят, опираясь только на пальцы ног.

Мышцы

Мускулатура у птиц хорошо развита. Особенно хорошо развиты мышцы, необходимые для полёта (их вес составляет половину общего веса птицы!): большие грудные мышцы (они опускают крыло) и подключичные мышцы (они поднимают крыло).

Опускание крыльев в полёте требует от птицы большего усилия, чем подъём. Поэтому мышцы, которые опускают крылья, гораздо крупнее, чем мышцы, поднимающие их.

Обрати внимание!

Приспособления скелета птиц к полёту:

  • кости тонкие с воздушными полостями;
  • срастание костей черепа, превращение челюстей в клюв (отсутствие зубов);
  • превращение передних конечностей в крылья;
  • срастание ключиц с образованием «вилочки», смягчающей движения при взмахах крыльев;
  • появление на грудине выроста – киля (к которому крепятся мышцы, приводящие в движение крылья);
  • срастание поясничных, крестцовых и хвостовых позвонков и костей тазового пояса (опора в полёте);
  • кости предплюсны и плюсны срослись в цевку (приспособление для «мягкого» приземления).

Источники:

https://cdo-bio.ru/zoologiya

https://my-edu.ru/edu_bio/2_05.html

https://vseznaichik.ru/1000-voprosov-i-otvetov/zhivotnye-i-rastenija/165-pochemu-u-ptic-koleno-vyvernuto-nazad.html

Опорно-двигательная система птиц

https://mir-giv-al.blogspot.ru/2013/11/blog-post_28.html

Источник

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: Опорно – двигательная система птиц.

Цель для ученика: Изучить опорно-двигательный аппарат птиц. Выявить особенности строения мускулатуры и ее функции.

Задачи.

Знание: называет функции мышечной системы птиц.

Понимание: отмечает причины срастания отдельных костей скелета птиц.

Применение: показывает отдельные части опорно-двигательного аппарата на рисунках, схемах, и т.д.

Анализ: устанавливает взаимосвязь внешнего строения и строения скелета в связи с приспособленностью к полету.

Синтез: делает выводы о строении и функции мышечной системы птиц.

Оценка: оценивает значение изменений, которые претерпели птицы в связи со средой обитания.

Цель урока для учителя: сформировать у учащихся представление об изменениях в строении скелета птиц в связи с приспособленностью к полету

Задачи.

Образовательные: дает общую характеристику опорно-двигательному аппарату птиц. Показывает особенности внутреннего строения птиц.

Развивающие: формирование умения устанавливать взаимосвязь внешнего строения и строения скелета в связи с приспособленностью к полету, Делать выводы о строении и функции мышечной системы птиц, оценивать значение изменений, которые претерпели птицы в связи со средой обитания.

Воспитательные: сформировать мотивацию к обучению и познавательной деятельности; сформировать целостное мировоззрение, бережное отношение к природе, птицам.

Тип урока: открытие нового знания.

Базовые термины урока: скелет, трубчатые кости, губчатые кости, мышцы, грудина.

Новые термины урока: спинная кость, киль, сложный крестец, вилочка, пряжка, цевка, большие грудные мышцы, подключичные мышцы.

План урока.

Деятельность учителя и учащихся.

Настроить учащихся на урок.

Учитель приветствует учеников.

– Здравствуйте, ребята, садитесь

Учащиеся рассаживаются на свои места.

Регулятивные

Актуализация знаний

Проверить знания учащихся по предыдущей теме.

-Урок мы начнем с индивидуального опроса. Каждому я сейчас раздам карточки и вы должны выполнить задания на них (приложение 1, 2).

На выполнение работы у вас есть 5-7 минут.

Получают карточки. Выполняют задание.

Регулятивные, Коммуникативные

Объяснение нового материала

Изучить особенности опорно-двигательной системы птиц.

Перейдем к изучению нашей темы – знакомству с особенностями опорно-двигательной системы птиц и попытаемся вспомнить, как эти приспособления связаны с полетом (слайд 1). Для этого мы заполним таблицу 1 (приложение 3).

– Перечислите основные части скелета позвоночных.

Скелет птицы в общих чертах похож на скелет других известных вам позвоночных животных, но у него имеется и ряд отличительных особенностей. Обратите внимание на скелет голубя (слайд 2). Он очень легкий благодаря наличию в костях воздухоносных путей (слайд 3) Общая масса скелета составляет 8-18% массы всего тела, в то же время скелет птицы является прочным из-за срастания ряда костей между собой

В осевом скелете – позвоночном столбе выделяют пять отделов: шейный грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой.

Обратите внимание на череп птиц. Он образован тонкими губчатыми костями, границы между которыми видны лишь у молодых птиц. По сравнению с рептилиями в черепе птиц намного больше объем мозговой коробки, глазницы большие, челюсти лишены зубов и образуют клюв.

Число шейных позвонков колеблется в зависимости от вида птиц от 11 (голубь) до 23-25 (лебедь). Первый позвонок – атлант, у большинства птиц имеет форму костного кольца, второй – эпистрофей сочленяется с ним зубовидным отростком, который обеспечивает подвижное соединение головы с туловищем. Остальные шейные позвонки седлообразные, что обусловливает значительную подвижность позвонков относительно друг друга. Особенности шейных позвонков позволяют птицам свободно поворачивать голову на 180°, а некоторым (совы, попугаи) – и на 270°. Это дает возможность производить сложные и быстрые движения головой при схватывании подвижной добычи, чистке оперения, постройке гнезд и т.д.

Грудных позвонков у птиц 3-10. Срастаясь между собой, они образуют спинную кость и очень прочным суставом соединены со сложным крестцом, благодаря этому туловищный отдел осевого скелета неподвижен, что важно при полете.

К грудным позвонкам причленяются ребра. Каждое ребро состоит из двух отделов – спинного и брюшного, подвижно соединяющихся друг с другом и образующих угол, направленный вершиной назад. Ребра подвижными суставами сочленяются с позвонками и грудиной, что наряду с развитой межреберной мускулатурой обеспечивает изменение объема полости тела (что имеет важное значение для осуществления дыхания). Прочность грудной клетки увеличивается крючковидными отростками, укрепленными на спинных отделах и налегающими на последующее ребро. Грудина большая и имеет киль, к которому прикрепляются мышцы, опускающие крылья.

Все поясничные, крестцовые (их два) и часть хвостовых позвонков неподвижно сращены друг с другом в монолитную кость – сложный крестец. Всего и него входит 10-22 позвонка, границы между которыми не видны. С ним неподвижно соединены кости тазового пояса (седалищная, лобковая и подвздошная). Это обеспечивает неподвижность туловищного отдела, что очень важно при ходьбе.

Свободные хвостовые позвонки (их 5-9) сращены в копчиковую кость – пигостиль, к которому веером прикреплены рулевые перья.

У птиц, по сравнению с земноводными и пресмыкающимися, значительным изменениям подвергся скелет передней и задней конечностей. Скелет передней конечности (слайд 4) упрочняется за счет срастания костей кисти и уменьшения числа пальцев до трех. Пояс передних конечностей тоже приспособлен к полету: мощные воронья кости (коракоиды), сросшиеся ключицы, образующие вилочку, обеспечивают движение крыльев.

Строение скелета задней конечности позволяет птицам двуногое хождение (слайд 5). Кости стопы слиты в одну кость – цевку, являющуюся добавочным рычагом, увеличивающим длину шага. К цевке подвижно прикреплены фаланги пальцев.

Итак, какие же приспособления к полету имеются в скелете птицы?

  • наличие грудины с килем, к которому крепятся мышцы;

  • ребра, состоящие из двух частей, – такое сочленение обеспечивает их подвижность при дыхании птицы в полете;

  • сокращение числа пальцев, слияние мелких костей кисти обеспечивает прочность этого отдела крыла, несущего самую большую нагрузку в полете;

  • прочное соединение между собой позвонков грудного и пояснично-крестцового отделов скелета служит надежной опорой туловищу во время полета.

Хорошо развита у птиц и мускулатура. Наиболее развиты (до 25% от массы птицы) мышцы, двигающие крыльями. Они смещены на грудь, и это, с одно стороны, облегчает движущийся орган (крылья), а с другой – делает неподвижным центр тяжести тела, что очень важно для прямолинейного полета. Наиболее развиты у птиц большие грудные мышцы, опускающие крылья, которые составляют 50% массы всей мускулатуры. Поднимают крылья подключичные мышцы, которые также хорошо развиты и расположены под большими грудными. Сильно развиты у птиц мускулы задних конечностей и шеи.

Чертят таблицу и заполняют ее в ходе рассказа учителя и используя материалы учебника.

Регулятивные познавательные

Закрепление и систематизация знаний

Закрепить полученные знания.

– Сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили материал. Я раздам вам небольшой тест. Приложение 4.

Отвечают на тестовые задания.

Регулятивные познавательные

Подведение итогов урока

– Итак, все сдали свои ответы. Какой вывод мы можем с вами сделать? Какие приспособления к полету у птиц можно отметить? (слайд 7)

Давайте запишем домашнее задание §44 прочитать, ответить на вопросы 1-4 стр.202

Формулируют вывод:

Скелет птицы имеет важные особенности, связанные с полётом и передвижением на нижних (задних) конечностях. Скелет представляет собой опору для тела и органов движения, защищает важнейшие органы. За счёт работы мышц осуществляется движение. Кости у птиц полые трубчатые или губчатые, заполненные внутри воздухом, что снижает вес птицы. Прочность костям придают имеющиеся внутри перегородки.

Скелет туловища образован позвоночником и грудной клеткой.

Позвоночник подразделяется на пять отделов:

  • шейный (от 11 до 25 позвонков)

  • грудной (от 3 до 10 позвонков)

  • поясничный

  • крестцовый

  • хвостовой (от 6 до 9 позвонков, заканчивающихся копчиковой костью)

Верхние конечности представлены крыльями, нижние ногами. Мускулатура у птиц хорошо развита. Особенно хорошо развиты мышцы, необходимые для полёта (их вес составляет половину общего веса птицы!): большие грудные мышцы (они опускают крыло) и подключичные мышцы (они поднимают крыло).

Приспособления скелета птиц к полёту:

  • кости тонкие с воздушными полостями;

  • срастание костей черепа, превращение челюстей в клюв (отсутствие зубов);

  • превращение передних конечностей в крылья;

  • срастание ключиц с образованием “вилочки”, смягчающей движения при взмахах крыльев;

  • появление на грудине выроста – киля (к которому крепятся мышцы, приводящие в движение крылья);

  • срастание поясничных, крестцовых и хвостовых позвонков и костей тазового пояса (опора в полёте);

  • кости предплюсны и плюсны срослись в цевку (приспособление для “мягкого” приземления).

Записывают д/з.

Регулятивные

Приложение 1.

Карточка № 1

1. Какими перьями образована летательная поверхность крыла птицы?

2. К каким костям скелета они прикрепляются?

Карточка № 2

1. По каким признакам внешнего строения птицу можно узнать среди других позвоночных животных?

2. Чем различаются птицы между собой?

Карточка № 3

1. Какие виды перьев вам известны?

2. Чем они различаются между собой?

3. Каковы их функции?

Карточка № 4

1. Тело птицы не сплошь покрыто перьями. Голые или почти голые участки тела имеются на животе, боках тела и шее. Как можно объяснить наличие у птиц участков кожи, лишенных перьевого покрова?

2. Какова роль перьевого покрова в жизни птицы?

Карточка № 5

1. Как тело птиц приспособлено к полету?

Приложение 2.

Тест.

Выпишите номера правильных суждений.

  1. Все птицы способны к полету.

  2. Птицы – самый крупный класс по числу видов среди других классов наземных позвоночных животных.

  3. У птиц на ногах обычно по 4 пальца: три из них направлены вперед, а один назад.

  4. Клюв птицы – это видоизмененные верхняя и нижняя челюсти, лишенные зубов.

  5. Летательная поверхность крыла образована контурными перьями.

  6. Перьевой покров голубя не имеет пуха.

  7. Пуховые перья и пух – это одно и то же.

  8. Контурное перо состоит из стержня и опахала.

  9. Туловище птицы покрыто кроющими и пуховыми перьями.

  10. Маховые перья у большинства птиц прикрепляются к локтевой кости и

    костям кисти.

Ответ: 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10.

Приложение 3.

Таблица 1. Строение скелета птицы

Название отдела скелета

Строение отдела

Функции

Скелет головы (череп)

В черепе птицы различают округлую черепную коробку, вмещающую головной мозг, очень большие глазницы, беззубые верхнюю и нижние челюсти – костную основу клюва. В нем все кости, кроме нижней челюсти, срастаются вместе, т.к. при клевании череп испытывает большую нагрузку

Позвоночник

Шейный отдел позвоночника длинный, позвонки седловидной формы. Поэтому он гибкий, и птица может свободно поворачивать голову на 180 градусов.

Обеспечивает подвижность шеи

Грудные позвонки почти неподвижны, поясничные и крестцовые прочно срастаются между собой и служат надежной опорой туловищу. Это особенно важно во время полета.

Несколько последних, хвостовых позвонков у птицы срастаются в одну копчиковую кость, служащую основой для прикрепления рулевых перьев.

Опорная.

Копчиковая кость – основа для прикрепления рулевых перьев.

Грудная клетка образована позвоночником, ребрами и широкой грудной костью – грудиной. Гудина имеет снизу высокий гребень – киль, к нему прикрепляются мышцы, опускающие и поднимающие крылья.

К грудным позвонкам прикреплены ребра. Ребро птицы состоит из двух частей. Верхняя часть его подвижно скрепляется с позвоночником, нижняя – с грудной костью.

Место прикрепления мышц

Пояс передних конечностей

Слагается из трех парных костей: вороньих, лопаток и ключиц. Ключицы срастаются своими нижними концами и образуют вилочку. Скелет крыла птицы состоит из одной плечевой кости, двух костей предплечья – локтевой и лучевой – и нескольких костей кисти. Крыло имеет только три пальца. Несколько мелких косточек кисти срастаются, образуя одну сложную кость. Благодаря этому достигается прочность этого отдела. Вилочка в поясе передних конечностей увеличивает прочность и одновременно смягчает толчки при взмахе крыльев.

Отвечают за полет.

Вилочка – амортизатор при толчках.

Пояс задних конечностей

Состоит из трех пар тазовых костей, которые срастаются в одно целое с поясничным и крестцовым отделами позвоночника и первыми хвостовыми позвонками. По бокам тазовых костей расположены суставные ямки, к которым подвижно причленяются задние конечности.

В ноге различают довольно толстое бедро, более тонкую и длинную голень, состоящую из двух сросшихся костей, цевку и пальцы. Цевка характерна только для птиц. В ней несколько мелких костей стопы срослись в одну кость. К нижнему концу цевки причленяются кости пальцев. Цевка способствует поднятию тела над поверхностью и смягчает толчок при приземлении после полета.

Мускулатура

Самые крупные мышцы в теле всех летающих птиц – парные большие грудные мышцы. Их масса такая же, как у всей остальной мускулатуры. Эти мышцы берут начало на грудной кости и ее киле, а заканчиваются на плече. Боковые поверхности киля служат местом прикрепления этих самых сильных мышц птицы. Хорошо развиты также мышцы ног. Через суставы ног перекинуты сухожилия, концы которых проходят в пальцы. Когда птица, сидя на ветке, приседает, эти сухожилия натягиваются, пальцы сгибаются и плотно охватывают ветку. Поэтому птицы могут не только сидеть, но и спокойно спать, не падая с ветки. К ребрам и их отросткам прикрепляются межреберные мышцы, которые обеспечивают изменение объема грудной клетки птицы при дыхании.

Мышцы шеи у птиц участвуют в движении головы – в поворотах, поднимании и опускании ее.

Основная работа грудных мышц – опускание крыльев. Поднимают крылья другие, менее сильные подключичные мышцы

Приложение 4. Тест урок №2.

1. Исключите лишнее:

а) лопатки; в) вороньи кости;

б) ключицы; г) плечевая кость.

2. Между предложенным первым и вторым понятием существует определенное соответствие. Найдите аналогичное соответствие между третьим и одним из пяти данных понятий:

Локтевая кость – предплечье <=> большая берцовая кость – ?

а) цевка; б) стопа; в) голень; г) бедро; д) кисть.

3. Обобщите следующие понятия одним:

локтевая кость, плечевая кость, кости кисти – …

4. Одинаковыми по смыслу являются понятия «атлант» и:

а) шейный отдел; в) второй шейный позвонок;

б) первый шейный позвонок; г) крестец.

5. Наука о птицах – это:

а) птицеводство; в) кинология;

б) орнитология; г) зоология.

Ответы: 1 – г; 2 – а; 3 – передняя конечность; 4 – б ; 5 – б.

Источник

Текст работы размещён без изображений и формул.

Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Конспект урока

Тема: Скелет птиц.

Цель: изучить скелет птиц.

Задачи:

1.Образовательные: ознакомить учащихся с особенностями скелета птиц в связи с приспособленностью к полету; дать понятия «цевка», «киль».

2.Развивающие: развитие понятий: «позвоночник», «таз», «крестец», «грудина»; умений работать с учебником; развитие мышления.

3.Воспитательные: формирование научного мировоззрения, экологическое воспитание (на примере выявления адаптаций к факторам среды в строении скелета).

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (демонстрация натуральных объектов), практические (лабораторная работа).

Оборудование: таблица «схема строения скелета птиц», раздаточный материал по скелету птиц.

Ход урока.

I.Организационный момент (1-2 минуты).

II. Опрос домашнего задания

А) Дидактические карточки

№1

1. По каким признакам внешнего строения птицу можно узнать среди других позвоночных животных? Какие различия птицы, имеют между собой?

2. Заполнить схему:

№2

1. Тело птицы не сплошь покрыто перьями. Голые или почти голые участки тела имеются на животе, боках тела и шее. Как можно объяснить наличие у птиц участков кожи, лишенных перьевого покрова? Какова роль перьевого покрова в жизни птицы?

2. Обозначьте части пера

№3

1. Какие виды перьев изображены на рисунке?Чем они различаются между собой? Каковы их функции?

Б) Работа с классом

Тест «Птицы» Обведите номера правильных суждений.

  1. Все птицы способны к полету.

  2. Птицы – самый крупный класс по числу видов среди других классов наземных позвоночных животных.

  3. У птиц на ногах обычно по 4 пальца: три из них направлены вперед, а один назад.

  4. Клюв птицы – это видоизмененные верхняя и нижняя челюсти, лишенные зубов.

  5. Летательная поверхность крыла образована контурными перьями.

  6. Перьевой покров голубя не имеет пуха.

  7. Пуховые перья и пух – это одно и то же.

  8. Контурное перо не имеет стержня.

  9. Туловище птицы покрыто кроющими и пуховыми перьями.

  10. Маховые перья у большинства птиц прикрепляются к локтевой кости и костям кисти.

Ответы: 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10.

III.Изучение нового материала.

Разнообразие птиц на Земле так велико, что с трудом поддаётся описанию. Наш мир обеднел бы без их звонких песен, игры красок и пышного щегольства оперенья. Вы только представьте себе: на нашей планете живет более 100миллиардов птиц – цифра, потрясающая воображение.

Они окружают нас повсюду, украшая собой всю Землю, не меньше, чем самые яркие цветы, позолоченная осенняя листва или голубые зеркала озёр. Среди них есть мудрецы и жестокие агрессоры, добродушные тихони и весёлые артисты, великие труженики и настоящие лентяи. Иногда это очень маленькие птички, размером всего на всего с пчелу (колибри), а иногда настоящие гиганты – страусы, рост которых может достигать почти до 3 метров, а вес – превышает 150 кг. Мир птиц полон удивительных тайн и замысловатых загадок, которые всегда привлекают наше внимание к себе. Мы всегда испытываем трепетное восхищение пред лицом чудес в мире пернатых.

Конечно, птицы удивительны, птицы красивы, но самое-то главное – они летают! Именно они подарили нам волнующую идею полёта! Все особенности строения птиц, сформировавшиеся в процессе эволюции, направлены на покорение небесных просторов.

Ребята, а знали ли Вы, что:

– Единственная в мире птица, у которой вообще нет крыльев это Киви, она живет в Новой Зеландии.

– Перья птицы весят больше чем ее скелет.

– Почему птицы летают в V-образном ключе? Все это для экономии энергии. Первой, как правило, летит самая опытная и старшая птица, которая принимает всю нагрузку на себя. Позади первой птицы по бокам создаются два воздушных потока, в которых летят последующие члены стаи с меньшимиэнергозатратами.

– Единственная в мире ядовитая птица это Хохлатыйпитахуй из Новой Гвинеи. Птица массой 60 грамм в коже и перьях содержит яд в сто раз токсичнее, чем стрихнин.

Сегодня нам предстоит изучить строение скелета птиц.

Скелет птицы в общих чертах похож на скелет других известных вам позвоночных животных, но у него имеется и ряд отличительных особенностей. В ходе лабораторной работы вам предстоит не только изучить кости скелета птиц, но и сформулировать основные выводы об особенностях скелета, как приспособлении к полету. Особое внимание обратите на проблемные вопросы, которые мы с вами обсудим вместе. Работа выполняется по группам:

  1. Череп. Шейный отдел позвоночника

  2. Грудной отдел позвоночника. Грудная клетка

  3. Поясничный, крестцовый, копчиковый и хвостовой отдел позвоночника

  4. Плечевой пояс. Верхняя конечность

  5. Таз. Нижняя конечность

Для выполнения лабораторной работы воспользуемся рисунком учебника.

На ваших столах инструктивные карты и задания по группам.

1 группа «Череп. Шейный отдел позвоночника»

  1. Рассмотрите череп птицы. Найдите черепную коробку, глазницы, беззубые верхнюю и нижнюю челюсти.

  • Череп образован мозговым и лицевым отделом. Какой из отделов развит лучше?

  • Выясните, как соединены между собой кости черепной коробки. Какое это имеет значение?

  • Чем можно объяснить легкость черепа? А прочность?

  • Глазницы черепа очень большие. Какое это имеет значение?

  • Какое значение имеет отсутствие зубов?

Сделайте вывод об особенностях строения черепа

  1. Рассмотрите шейный отдел позвоночника. Сколько позвонков входит в шейный отдел? Как они сочленены. Какое это имеет значение?

Почему птица может легко повернуть голову более чем на 180 градусов?

2 группа «Позвоночник»

    • Рассмотрите отделы позвоночника

    • Выясните, как соединяются позвонки в этих отделах

    • Выясните с помощью текста учебника, какие отделы позвоночника подвижны, а какие – малоподвижны.

Какое значение имеет такое соединение костей?

3 группа «Грудная клетка»

  • Посмотрите, из каких костей состоит грудная клетка. Как прикрепляются ребра к позвоночнику и к грудной кости? Какое это имеет значение для дыхания птиц в полете?

  • Каково значение грудной клетки? Как обеспечена ее прочность?

  • Рассмотрите киль. В чем его значение?

У всех ли птиц есть киль? О чем расскажет его наличие?

4 группа «Плечевой пояс. Верхняя конечность»

  • Найдите пояса передних конечностей: вороньи кости-коракоиды, лопатки, ключицы. Какова форма этих костей? Какое значение они имеют?

    • Что такое вилочка?

Какие особенности плечевого пояса обеспечивают полет?

    • Рассмотрите скелет крыла птицы. Выясните, чем крыло птицы сходно с передней конечностью пресмыкающегося?Как условия среды повлияли на строение конечности птицы

    • Чем образована пряжка?

    • Сколько пальцев в кисти птиц? Какое это имеет значение? Как они расположены?

Какой орган у птиц способен выполнять функцию руки?

5 группа «Тазовый пояс. Нижние конечности»

  • Рассмотрите кости скелета нижней конечности.

  • Какие кости образовали цевку? В чем ее значение?

  • Сколько пальцев на стопе у большинства птиц? Как они расположены?

Почему движения многих птиц отличаются особой элегантностью?

В тетради заполнить схему:

Итак, какие же приспособления к полету имеются в скелете птицы?

  • Отсутствие зубов на челюстях и большие глазницы (облегчение скелета)

  • Трубчатые кости заполнены воздухом, что облегчает весь скелет

  • Наличие грудины с килем, к которому крепятся мышцы;

  • Ребра, состоящие из двух частей, – такое сочленение обеспечивает их подвижность при дыхании птицы в полете;

  • Сокращение числа пальцев, слияние мелких костей кисти обеспечивает прочность этого отдела крыла, несущего самую большую нагрузку в полете;

  • Прочное соединение между собой позвонков грудного и поясно-крестцового отделов скелета служит надежной опорой туловищу во время полета.

  • Наличие цевки и такое соединение костей нижней конечности, при котором происходит амортизация взлета и приземления.

Пользуясь текстом учебника, ответьте на вопросы:

  1. Чем образована спинная кость?

  2. Чем образован сложный крестец?

  3. Наиболее крупные и сильные мышцы, прикрепляющиеся к килю грудины, это?

IV.Закрепление

Ребята, сегодня мы с Вами узнали про скелет птиц, про приспособленность к полету, так давайте же, закрепим эти знания, ответив на следующие вопросы:

Тест

1. Исключите лишнее:

а) лопатки; в) вороньи кости;

б) ключицы; г) плечевая кость.

2. Между предложенным первым и вторым понятием существует определенное соответствие. Найдите аналогичное соответствие между третьим и одним из пяти данных понятий:

Локтевая кость – предплечье

большая берцовая кость это?

а) цевка; б) стопа; в) голень; г) бедро; д) кисть.

3. Обобщите следующие понятия одним:

а) локтевая кость – плечевая кость – кости кисти это:

б) бедренная кость – голень – кости стопы это:

4. Одинаковыми по смыслу являются понятия «атлант» и:

а) шейный отдел; в) второй шейный позвонок;

б) первый шейный позвонок; г) крестец.

5. Наука о птицах – это:

а) птицеводство; в) кинология;

б) орнитология; г) зоология.

Ответы: 1 – г; 2 – а; 3 – передняя конечность, задняя конечность; 4 – б; 5 – б.

V. Домашнее задание: § 45, заполнить таблицу

Отделы скелета

Кости, образующие отдел

Особенности

Литература:

1.Латюшин В.В., Шапкин В.А. Учебник биологии “Животные” 7 кл. М:Дрофа, 2005 г. – 305 с.

2.Латюшин В.В., Ламехова Е.А. Рабочая тетрадь по биологии “Животные” 7 кл. М:Дрофа, 2011 г. – 175 с.

Источник