Фрида кало картина позвоночник

Фрида кало картина позвоночник thumbnail

Впервые о творчестве Фрида Кало задумалась на больничной койке. С болью и страданиями художница познакомилась довольно рано. В шестилетнем возрасте она заболела полиомиелитом. Болезнь парализовала левую ногу, а правая стала худее и короче. Этого дефекта Кало очень стыдилась и прятала за длинными юбками всю жизнь. Соседские дети дразнили ее «деревянная нога». Из-за отличия со сверстниками друзей у Фриды было не много, родная сестра и вымышленная подруга.

Подрастающую Фриду, отец отдал учится в самую престижную школу в Мехико. Здесь она встретит свою первую любовь Алехандро Гомес. Увлекается левыми политическими взглядами и впервые видит художника Диего Ривера.

В сентябре 1925 года жизнь Фриды в корне меняется. Трамвай сошел с рельс и врезался в автобус, в котором ехала Фрида. Последствия аварии ужасны, перелом позвоночника в трех местах, два сломанных ребра, ключица, тройной перелом таза и одиннадцать переломов правой ноги. Металлический прут пронзил ее и вышел через пах. Позже Фрида шутила, что в этой аварии она лишилась девственности. Она любила черный юмор и считала его хорошим лекарством.

Фрида Кало “Автокатастрофа”

Долгие месяцы Фрида прикована к кровати. Чтобы отвлечь себя от боли и скуки она решает заняться живописью. Мать установила мольберт так, чтобы можно было рисовать не вставая. Повесила над кроватью зеркало и принесла кисти с красками. Теперь Фрида будет видеть себя и писать автопортреты, которые пройдут красной полосой через все ее творчество.

Первый автопортрет Кало дарит своему возлюбленному. Но Алехандро уехал из страны, когда Фрида лежала с переломами. Она все же продолжала его любить и пыталась вернуть. Увы, это не произошло.

Фрида Кало “Автопортрет в бархатном платье” . Картина которую Фрида подарила Алехандро

Реабилитация и выздоровление длится долгий год. После чего жизнь продолжается. Фрида увлекается романтикой революции и эстетикой коммунизма. На встречах единомышленников она снова встречает Диего Ривера. Он состоявшийся художник, побывал во многих странах и даже встречался с самим Сталиным. Такой не мог не привлечь юную Фриду. Она хочет, чтобы Диего оценил ее картины и приглашает в гости. Искушенный художник приходит в восторг от работ Кало. Видит в Фриде художника, живущего искусством, как и он сам. Их частые встречи перерастают в страсть. В 1928 году, 43 – летний художник женится на 22-летней Фриде. Они счастливы вместе и упиваются любовью. Но юная Кало и Ривера еще не подозревают сколько испытаний готовит им брак.

Первые годы замужества Фрида мало пишет картин. Она всюду следует за мужем, становится его верной женой, другом и спутницей. Носит национальные наряды и выглядит так словно сошла с картин Диего. Некоторое время супруги живут в США, где Диего работает художником, а Фрида в основном скучает в отелях. Как и любая женщина она хочет познать радость материнства. Но есть проблема, из-за автокатастрофы она не может иметь детей. Врачи твердят о том, что это очень опасно. Но Фрида не преклонная. В итоге она переносит несколько несчастных беременностей. Успокоение Кало снова находит в живописи и выплескивает всю боль на холсты.

Фрида Кало “Госпиталь Генри Форда” Трагичная беременность.

Вымотанные США и трагедией, Фрида и Диего возвращаются в Мехико. Их отношения уже не такие идеальные. Возможно они устали не только от поездки, но и друг от друга. Риверо изменяет Фриде, собственно он никогда не отличался верностью к женщинам. Фрида отвечает тем же. Она встречается с мужчинами и женщинами, но все же чувствует одиночество и отчаяние.

Фрида Кало “Две Фриды” . Картина на тему разлуки с Диего. Фрида в национальном наряде – которую полюбил Диего и в европейском, в котором ее отверг.

Последней каплей стала измена мужа с сестрой Фриды, Кристиной. Она все могла вытерпеть, но это было уже через край. Кало хочет ранить Диего еще сильнее. Она изменяет ему с Львом Троцким, которого Ривера считал своим идеологом. Так продолжать было нельзя и супруги разводятся. В это период картины Фриды наполнены страданием и болью как никогда. Она пишет откровенные и кровавые работы.

Фрида Кало “Всего несколько царапин”. Когда Диего изменил Фриде с ее сестрой, он просто сказал: “Забудь как пару царапин”.

Фрида путешествует во Францию. В Париже проходит выставка мексиканского искусства, где на Кало обращают внимание и Лувр приобретает одну из ее картин. Вроде бы жизнь налаживается, но разлука с Диего ещё хуже, чем его измены. Риверо тоже чувствует необходимость снова встретить Фриду. Они как инь и янь созданы дополнять друг друга. Через два года после развода они снова женятся. Фрида ставит условия, никакой интимной близости между супругами. Но при этом соглашается с убеждениями Диего о свободной любви. В эти годы Кало любит Риверо как никогда. Она пишет в своем дневнике: «Диего — начало, Диего — создатель, Диего — мое дитя, Диего — мой любовник, Диего — мой муж, Диего — моя мать, Диего — мой отец, Диего — мой сын, Диего — я». Риверо тоже нуждается в Фриде и не представляет жизнь без нее.

Фрида Кало “Диего и Я”

Давняя автокатастрофа напоминает о себе. Фрида постоянно носит специальный корсет, который поддерживает ее спину. Переносит семь операций на позвоночнике и опять на долго ложиться в постель. Депрессию художница гасит алкоголем и наркотиками, это только усугубляет положение. Она все чаще думает о смерти, что конечно отражается в ее творчестве.

Фрида Кало “Сломанная колона” На тему корсета и операций на позвоночнике.

Фрида Кало “Раненый олень” Художница изображает себя в виде забитого животного.

В 1953 году открывается первая персональная выставка Фриды в Мехико. Но художница настолько слаба, что не может встать с постели. Диего привозит Фриду в галерею прямо в кровати. Посетители снимают шляпы и аплодируют ее мужеству. Это был триумф и в тоже время угасание жизни.

Болезнь прогрессировала, у Фриды обнаружили гангрену и ампутировали левую ногу. Депрессия накрыла художницу с головой. Она больше не может держать кисти в руках. В своем дневнике она пишет последние строчки: «Надеюсь, что уход будет счастливым и надеюсь никогда не возвращаться»

Портрет Фриды Кало написанный Диего Риверо.

Подписывайтесь на канал и узнавайте больше об искусстве.

Не забывайте комментировать и делиться статьей. Спасибо.

Источник

Фрида Кало — одна из самых знаменитых художниц в мире, ее работы висят в залах Нью-Йоркского музея современного искусства, в парижском Лувре, «Голубом доме» в Мексике. На своих картинах Фрида Кало изображала, как правило, себя, она говорила: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего». Портал «Культура.РФ» рассказывает о значимых работах мексиканской художницы и ее мужа Диего Риверы.

«Авария» (1926)

Фрида кало картина позвоночник

Фрида Кало. Авария. 1926. Дом-музей Фриды Кало, Мехико, Мексика

17 сентября 1925 года Фрида Кало попала в автокатастрофу, где получила тройной перелом позвоночника. Тяжелейшие ранения и травмы на целый год приковали ее к постели, с последствиями аварии она сталкивалась потом всю жизнь.

Ровно через год художница написала связанную с трагедией работу «Авария» — ретабло, традиционную для мексиканской живописи картинку. Такие рисунки создавали в благодарность святым-заступникам за спасение.

К 1940-м годам у Кало была уже большая коллекция ретабло. Тогда же она нашла готовую печатную картинку, сюжет которой был очень похож на ее собственную историю: на ней изображен врезавшийся в трамвай автобус и девушка, лежащая на земле. Художница придала пострадавшей собственные черты: прорисовала брови и, как полагалось в ретабло, написала благодарность Богоматери от имени своих родителей за спасение дочери. Сегодня дорисованное ретабло находится в Синем доме — Доме-музее Фриды Кало в Мехико.

«Больница Генри Форда» (1932)

Фрида кало картина позвоночник

Фрида Кало. Больница Генри Форда. 1932. Музей Долорес Ольмедо-Патиньо, Мехико, Мексика

Большая часть произведений Фриды Кало — ее реакция на трагические события в жизни. В 1929 году она вышла замуж за Диего Риверу, у них были сложные, страстные отношения. Художница говорила: «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего». Из-за автокатастрофы Фрида Кало не могла выносить ребенка. 4 июля 1932 года у нее случился второй выкидыш. Этому событию она посвятила картину «Больница Генри Форда». Кало стала первой художницей в истории, обратившейся к теме потери ребенка.

По своему типу произведение тоже относится к ретабло. Однако здесь Фрида исключила самое главное — фигуру святого. Она изобразила себя соединенной красными нитями-пуповинами с разными предметами. По словам художницы, плод символизировал потерянного ребенка; орхидея — женскую сексуальность; улитка — мучительно тянущееся в больнице время; анатомический муляж женского тела — «попытку объяснить устройство женщины»; металлическое устройство — «механическую часть любого дела», в частности медицинских процедур; а поврежденная в аварии тазовая кость — причину, по которой Фрида не могла иметь детей.

«Раненый стол» и мексиканская графика (1940)

Фрида кало картина позвоночник

Фрида Кало. Раненый стол. 1940. Фотография: Бернард Зильберштейн

Двойной автопортрет «Раненый стол» Кало написала в 1940 году — на пике своей карьеры. Здесь художница изобразила себя в платье теуаны — традиционном мексиканском женском наряде региона Теуантепек, а также в виде стола на человеческих ногах с кровоточащими ранами. Рядом со столом — дети ее сестры Кристины: Изольда и Антонио, и питомец Фриды — олененок Гранизо. За столом сидит Иуда — традиционная фигура из папье-маше для шествий Страстной недели, безрукая Фрида, а справа от нее — глиняная статуэтка в стиле Наярит и карнавальная фигура Смерти из проволоки и гипса. В картине полностью отражен художественный метод Фриды — смешение мифов, отсылки к фрейдизму, к современной литературе и личной символике.

Это полотно Фрида Кало подарила Советскому Союзу. В 1947 году большая посылка с «Раненым столом» и работами других художников прибыла в Москву. Однако картины мексиканцев не оценили: их признали «образцами формалистического разлагающегося буржуазного искусства».

В 1955 году «Раненый стол» отправили на выставку в Варшаву. Обратно в Москву полотно не попало, следы картины исчезли, до сих пор она считается пропавшей. В том же году графические произведения из мексиканского дара попали в ГМИИ имени Пушкина. Спустя 70 лет на выставке «Фрида Кало и Диего Ривера. Viva la vida» их впервые показывают публике. «Раненый стол» можно увидеть только на фотографиях.

«Сломанная колонна» (1944)

Фрида кало картина позвоночник

Фрида Кало. Сломанная колонна. 1944. Музей Долорес Ольмедо-Патиньо, Мехико, Мексика

Одна из самых известных работ Фриды Кало — «Сломанная колонна» — относится к циклу автопортретов. Произведение называют манифестом страданий и стойкости перед ударами судьбы Фриды, художественным символом женской силы.

В тяжелой аварии 1925 года она получила тройной перелом позвоночника и после многочисленных операций долгое время носила ортопедический корсет. На полотне на месте сломанного позвоночника Кало изобразила разрушенную колонну и обручи металлического корсета, которые стягивали ее тело. Гвозди, воткнутые в тело, — символ физических и душевных страданий. Как и во многих других работах 1940-х годов, чтобы показать растущую тревогу и физическое недомогание, Фрида использовала камни и расщелины пустынного вулканического пейзажа. Для фона художница взяла вид Педрегальского плоскогорья — места, где в начале 1940-х годов Диего Ривера строил музей для своей коллекции доколумбовой скульптуры.

«Автопортрет с обезьянкой» (1945)

Фрида кало картина позвоночник

Фрида Кало. Автопортрет с обезьянкой. 1945. Музей Долорес Ольмедо-Патиньо, Мехико, Мексика

В картине «Автопортрет с обезьянкой» сразу соединены несколько часто повторяющихся мотивов из произведений Фриды: гвоздь, обезьянка, скульптура доколумбовой эпохи и собака породы шолоитцкуинтли. Гвоздь, вбитый в стену, — как и в «Сломанной колонне» — отсылает к мексиканскому выражению «быть пригвожденным», то есть обманутым.

В западноевропейской традиции обезьянка символизирует сладострастие, а в произведениях Фриды — это всегда беззаветно преданный друг, который заменил ей нерожденного ребенка. В Синем доме у Фриды Кало и Диего Риверы было много питомцев: обезьяны, попугаи и мексиканские собаки шолоитцкуинтли. Последние в мифологии ацтеков считались священными животными, земным воплощением бога грозы и смерти Шолотля. На автопортрете собака и доколумбова скульптура из коллекции Риверы напоминают о древней культуре Мексики, которая была важной частью личной истории Фриды Кало.

«Славная победа» (1954)

Фрида кало картина позвоночник

Диего Ривера. Славная победа. 1954. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва

Впервые на выставке представят масштабную картину Диего Риверы «Славная победа». До этого грандиозное полотно размером 2,6 на 4,5 метра находилось в запасниках ГМИИ имени А.С. Пушкина.

Большеформатный холст «Славная победа» — политический памфлет, который обличал вторжение американских войск в Гватемалу в 1954 году. Это единственная живописная работа, которую Ривера подарил Советскому Союзу. Перед тем как попасть в СССР, картина побывала в Европе, а в 1955–1956 годах ее представили на выставке в Китае, организованной мексиканским Национальным фронтом представителей пластического искусства. В 1956 году полотно стало собственностью Союза художников СССР, а в 1958 году его передали в ГМИИ имени Пушкина.

Исторически сложилось, что Риверу в России знают лучше, чем Фриду. В советские годы сквозь призму соцреализма Диего Ривера воспринимался как идеологически близкий художник международного масштаба; его супруга Фрида Кало — как безграмотный, да еще и попавший под пагубное влияние сюрреализма, дилетант. Сегодня, вне зависимости от личных пристрастий в искусстве, мы не можем не ощущать, как изменилось восприятие этих двух ярких мастеров! Кажется, что Ривера как художник полностью принадлежит XX веку, искусство которого нельзя полноценно представить без его эпической живописи. Напротив, невероятно личностное искусство Фриды Кало словно не имеет прописки во времени и пространстве и принадлежит всему человечеству в его настоящем и будущем.

Портрет Фриды Кало (1955)

Фрида кало картина позвоночник

Диего Ривера. Портрет Фриды Кало. 1955. Музей Долорес Ольмедо-Патиньо, Мехико, Мексика

Фрида Кало умерла в 1954 году в возрасте 47 лет. «13 июля 1954 года стало самым трагическим днем моей жизни. Я потерял свою возлюбленную Фриду навсегда. Слишком поздно я понял, что самой удивительной частью моей жизни была моя любовь к Фриде», — писал Диего Ривера.

На первую годовщину смерти жены Ривера изобразил ее в небольшой литографии. В этой работе он соединил свои воспоминания о Фриде с мотивами ее искусства. Диего придал портрету форму сердца, из сосудов которого фонтанирует кровь, как в изображениях древних мексиканских кодексов. К литографии он оставил трогательную подпись: «Сегодня прошел год / Свету моих очей / Моей маленькой Фридите, 13 июля 1955 года, Диего».

Фотографии предоставлены сотрудниками Музея Фаберже.

Источник

“Сломанная колонна”

Прошло чуть больше века с момента рождения Фриды Кало (1907–1954), самой эмоциональной художницы ХХ века, а ее жизнь завораживает не только искусствоведов и поклонников ее таланта, но и врачей. Великая мексиканская художница Фрида Кало без сомнения остается одной из самых загадочных персон XX века не только в связи с перипетиями ее личной жизни. Загадка ее физической и душевной боли, выраженной различными художественными приемами, окружает ее и поныне, постоянно обрастая все новыми и новыми деталями. Ее творчество по словам ее биографа Хайден Эрерры – один из ярчайших примеров арт-терапии, «изображая себя кровоточащей, проливающей слезы, с развороченными внутренностями, она превращала свою боль в искусство». В описаниях ее жизни часто делается акцент на душевные, а не соматические недуги, тогда как физическая составляющая отходит на второй план.

В шесть лет девочка из состоятельной семьи заболела полиомиелитом – заболеванием, поражающим спинной мозг, что привело к вялому парезу правой нижней конечности: двигательные нарушения со снижением мышечного тонуса у людей, заболевших в детстве, часто имеют тяжелые последствия – паретическая конечность значительно отстает в росте, даже после достаточного восстановления, а если страдают не только мышцы бедра, но и голени, обеспечивающие различные движения стопы, развивается деформация стоп, появляется хромота. Фрида маскировала свою асимметрию, надевав сразу несколько чулок на «тощую» ногу и в 15 лет отправилась в Препаторию − Национальную подготовительную школу, готовясь стать врачом (этому желанию не суждено осуществиться). Однокурсники утверждали, что Фрида не стеснялась своей хромоты. Более того, она часами с восхищением наблюдала за работой художника-монументалиста Диего Ривера, который украшал Препаторию росписью «Созидание», и даже стала кокетничать с ним.
Надо сказать, что эта несчастная правая конечность была ампутирована 40 годами позже, но уже по иной причине, на что неунывающая Фрида сказала: «А зачем ноги человеку, который летает?»
Жизнь Фриды резко изменилась в возрасте 18 лет, когда она попала в страшную аварию: трамвай врезался в автобус, в котором она ехала. У нее были множественные переломы костей, в том числе тел позвонков L3 и L4, и глубокое проникающее ранение живота металлическим стержнем. После неоднократных хирургических вмешательств она на несколько месяцев оказалась заключенной в гипсовый корсет, страдая от сильной боли. Несмотря на обещания врачей, генерализованная скелетно-мышечная боль задержались с ней на всю оставшуюся жизнь. На протяжении многих лет предполагались различные диагнозы, приглашались лучшие врачи, чтобы понять причину ее хронического болевого синдрома, исключались туберкулез и даже сифилис (есть данные о позитивной RW, вероятно, ложноположительной, но об этом во второй части).

Она получала разнообразные лечебные процедуры, включая длительное ношение гипсового или даже металлического корсета. В попытках облегчить ее боль были выполнены несколько ортопедических операций на позвоночнике, как в Мексике, так и в Соединенных Штатах, однако уменьшения симптомов достигнуто не было. Несмотря на изнуряющую боль Фрида вела активную жизнь. У нее был бурный роман со знаменитым мексиканским монументалистом Диего Риверой, переросший затем в не менее бурный брак. Она много путешествовала, общалась с мировыми социалистическими лидерами и известными художественными деятелями того времени.
Фрида начала рисовать сразу же после аварии. Когда она была иммобилизована гипсовым корсетом, она использовала специальный мольберт и зеркало, которое было прикреплено к ее кровати. Фрида была самоучкой, рисовавшей больше для себя, и поначалу никто ее работами особо не интересовался – обычный примитивизм. Это уже позже Фриду сами сюрреалисты будут считать одной из самых ярких «своих» представителей, а одна из ее картин «Корни» на аукционе Sotheby′s в 2005-ом будет оценена в 7млн долларов.
Мучения и боль – общие темы практически всех ее работ. Как заметил Хайден Эррера, описывая «Сломанную колонну»: «определенная бесстрастность и даже безучастность Фриды создает почти невыносимое напряжение. Боль становится практически физически ощущаемой зрителем – боль от гвоздей, вбиваемых в ее обнаженное тело…Огромная и бесплодная равнина на заднем плане только усиливает страдание». Боль, с которой Фрида Кало вынуждена была делить собственное тело всю жизнь, кажется, отображена на этой картине в абсолютной степени. Сложно поверить, но даже к этой глубоко трагической картине Фрида «спрятала» надежду: в каждом ее зрачке изображен крошечный белый голубь.
Есть все основания полагать, что Фрида Кало страдала от фибромиалгии. Во всяком случае, такая гипотеза была высказана группой докторов из Мехико под руководством Мануэля Мартинеза Лави в 2000г. совместно с доктором Леонардо Самудио, который открыл доступ к медицинским картам Фриды. Относительно недавно были описаны критерии диагностики фибромиалгии, хотя болезнь «родилась» еще до Фриды: в 1904 году Вильям Говер применил термин «фиброзит» для описания схожих симптомов, однако далее мнения ученых разошлись: одни считали, что первичен «фиброзит» и именно он приводит к появлению болей в мышцах и депрессии, другие полагали, что психологическое напряжение приводит к «зажатости» («психогенный ревматизм»). Фибромиалгия характеризуется распространенной хронической мышечно-скелетной болью, депрессией, нарушением сна, утренней скованностью, повышенной утомляемостью. Для болезни характерно наличие на теле болезненных участков или «болевых точек». Считается, что около 5 % мирового населения имеет симптомы фибромиалгии.

Современная концепция фибромиалгии, созданная в середине 70-х годов, базируется на наличии локальной повышенной чувствительности, так называемых «болевых точках». В 1990г. были разработаны диагностические критерии. Главным механизмом в формировании хронической боли является феномен центральной сенситизации – после длительной периферической болевой стимуляции остается определенный уровень возбуждения в центральных сенсорных нейронах заднего рога, который поддерживает боль даже при отсутствии в дальнейшем периферической патологии. Кроме этого, сенситизация может возникнуть и без периферического повреждения. Именно поэтому многих пациентов, у которых не выявляют причин боли, даже до настоящего времени врачи рассматривают как ипохондриков.
Диагноз фибромиалгии объясняет хроническую, сильную, распространенную боль Фриды, сопровождающуюся глубоким утомлением. Это также объясняет отсутствие ответа на различные формы лечения.
Рисунок в дневнике Фриды укрепляет такое предположение. На нем изображено 11 стрел, вонзенных в тело Фриды, причем именно в общепризнанные «болевые точки».

Продолжение следует…

Источник