Физическая реабилитация при переломах позвоночника курсовая
Обзор общих понятий о механизмах и видах повреждений позвоночника. Исследование особенностей консервативного лечения. Физическая реабилитация при компрессионных переломах шейного участка позвоночника. Физиотерапевтическое лечение на этапах реабилитации.
Общие понятия о механизмах и видах повреждений позвоночника. Особенности их лечения. Физическая реабилитация при компрессионных переломах шейного участка. Задачи лечебной физкультуры, схема занятий. Физиотерапевтическое лечение на этапах реабилитации.
реферат, добавлен 16.12.2012
Анатомическое строение, особенности структуры и назначение в организме позвоночника. Классификация повреждений позвоночника и таза в зависимости от локализации и нервной системы. Методы лечения и специальной реабилитации при компрессионных переломах.
реферат, добавлен 04.10.2009
Анатомо-физиологическая оценка позвоночного столба. Клиника шейного остеохондроза. Правила составления комплексов лечебной гимнастики. Изучение влияния комплексной программы физической реабилитации на больных остеохондрозом шейного отдела позвоночника.
дипломная работа, добавлен 01.04.2012
Анатомо-физиологические особенности позвоночника и прилегающих тканей. Этиология и патогенез остеохондроза позвоночника, его классификация и клинические проявления. Механизм лечебного действия физических упражнений, массажа и других средств реабилитации.
дипломная работа, добавлен 25.05.2012
Анатомо-физиологические особенности шейного отдела позвоночника, этиология и патогенез остеохондроза, его классификация и клинические проявления. Физическая реабилитация для больных остеохондрозом шеи, медикаментозное и немедикаментозное лечение.
дипломная работа, добавлен 25.05.2012
Строение и функции позвоночника и спинного мозга. Классификация травм позвоночника и спинного мозга, их последствия. Методические приемы рефлекторной терапии. Комплексная реабилитация пациентов с последствиями повреждений позвоночника и спинного мозга.
дипломная работа, добавлен 29.05.2012
Задачи реабилитации при травмах позвоночника и спинного мозга. Рассмотрение основных периодов лечебной физкультуры при повреждении грудного и поясничного отдела. Проверка функционального состояния позвоночника через четыре месяца после травмы.
презентация, добавлен 23.04.2015
Виды и симптомы компрессионного перелома позвоночника, особенности лечения травмы. Методика реабилитации Валентина Дикуля. Особенности применения консервативного лечения. Лечебная физическая культура для позвоночника и укрепления мышечного корсета.
реферат, добавлен 21.06.2013
Сущность понятия “перелом”. Особенности консервативного метода лечения заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата. Физиотерапевтические процедуры при переломах костей верхнего плечевого пояса. Специальные упражнения при переломе лодыжек.
реферат, добавлен 26.09.2009
Клинико-физиологическое обоснование лечебного действия средств физической реабилитации на организм больных шейным остеохондрозом. Анатомо-физиологические особенности шейного отдела позвоночника. Назначение массажа и физиотерапии при шейном остеохондрозе.
дипломная работа, добавлен 25.05.2012
Источник
Обзор общих понятий о механизмах и видах повреждений позвоночника. Исследование особенностей консервативного лечения. Физическая реабилитация при компрессионных переломах шейного участка позвоночника. Физиотерапевтическое лечение на этапах реабилитации.
Подобные документы
Этиология и патогенез остеохондроза позвоночника, его основные симптомы, диагностика и методы лечения. Виды физиотерапии при реабилитации остеохондроза позвоночника. Комплекс мероприятий, направленных на восстановление утраченных возможностей организма.
курсовая работа, добавлен 12.05.2015
Статика и биомеханика позвоночника при остеохондрозе. Клинические синдромы поражения шейного, грудного и пояснично–крестцового отдела позвоночника. Инструментальные методы обследования. Методы консервативного и хирургического лечения, лечение вытяжением.
реферат, добавлен 04.06.2011
Задачи и характеристика этапов медицинской, спортивной реабилитации и тренировки при травмах опорно-двигательного аппарата. Классификация переломов позвоночника, методы их лечения. Лечебная гимнастика при повреждении тел грудных и поясничных позвонков.
курсовая работа, добавлен 20.10.2012
Особенности организма людей пожилого возраста. Определение, этиология, патогенез и классификация остеохондроза позвоночника. Занятия лечебной физической культурой при шейном остеохондрозе как средство физической реабилитации людей пожилого возраста.
дипломная работа, добавлен 20.04.2011
Методика и тактика проведения занятий лечебной физкультуры. Физическая реабилитация при переломах мыщелков бедра и костей голени; при повреждениях связок коленного сустава; при повреждениях менисков, переломах голени. Воостановление нарушеных функций.
реферат, добавлен 16.11.2009
Шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый отдел позвоночника. Нарушение спинного мозга. Первая помощь при переломах первого и второго шейного позвонка. Переломы грудных и поясничных позвонков, симптомы и осложнения. Диагностика, лечение травм.
презентация, добавлен 13.11.2014
Разработка программы физической реабилитации для улучшения функционального состояния больных остеохондрозом пояснично-крестцового отдела позвоночника на основе применения классического массажа в комплексе с лечебной физической культурой и физиотерапией.
дипломная работа, добавлен 25.05.2012
Теоретические аспекты изучения повреждений позвоночника. Особенности диагностики позвоночной и спинномозговой травм. Классификация повреждений спинного мозга. Организация лечения пациентов с травмами позвоночника. Осложнения и методы их профилактики.
курсовая работа, добавлен 16.09.2017
Этиология и клинические проявления остеохондроза шейного отдела позвоночника. Комплексная реабилитация, медикаментозное и ортопедическое лечение больных, применение физиотерапевтических средств, массажа. Тракционное вытяжение и лечебные позы движения.
курсовая работа, добавлен 25.11.2010
Физическая реабилитация при повреждениях связок голеностопного сустава, повреждениях голеностопного сустава, переломах таранной, пяточной и плюсневых костей, костей фаланг пальцев, повреждениях Ахиллового сухожилия. Реабилитация больных плоскостопием.
реферат, добавлен 16.11.2009
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Обзор общих понятий о механизмах и видах повреждений позвоночника. Исследование особенностей консервативного лечения. Физическая реабилитация при компрессионных переломах шейного участка позвоночника. Физиотерапевтическое лечение на этапах реабилитации.
Подобные документы
Общая клиническая картина и методы восстановления при переломе лопатки, его виды и степень опасности. Закономерности физической реабилитации при повреждениях ключицы, плечевой кости и сустава, оценка эффективности проведенных лечебных мероприятий.
реферат, добавлен 16.11.2009
Причины возникновения, диагностика и симптомы перелома черепа; его виды и лечение. Клиническая картина и осложнения перелома позвоночника. Методы обследования пациента. Консервативная терапия и хирургическое лечение компрессионных переломов позвонков.
реферат, добавлен 06.07.2013
Осанка как привычная поза в покое и при движении человека, характеристика роли позвоночника в строении человеческого скелета. Особенности строения шейного отдела позвоночника. Принципы классификации сколиоза. Значение раннего распознавания сколиоза.
презентация, добавлен 09.01.2011
Этиология, классификация и клинические проявления пневмонии – инфекционно-воспалительного заболевания, поражающего структурные элементы легочной ткани. Физическая реабилитация детей, больных пневмонией на стационарном, санаторном и поликлиническом этапах.
реферат, добавлен 11.01.2015
Признаки ушиба позвоночника, его причины. Виды растяжения связок, его диагностика. Программы реабилитации после травмы. Клинические признаки вывиха позвонков поясничного и грудного отделов. Неотложная помощь при подозрении на травму позвоночника.
реферат, добавлен 06.06.2015
Основные механизмы травмы, различаемые при повреждениях позвоночника. Нестабильные переломы позвоночника, их типы. Первая помощь при данных видах травм. Классификация переломов таза в зависимости от участия в переломе тазового кольца и вертлужной впадины.
презентация, добавлен 09.05.2019
Строение костей кисти человека, исследование переломов пальцев кисти. Особенности лечебной физкультуры при переломах пальцев кисти. Характеристика лечебной гимнастики и физиотерапевтических процедур для реабилитации при переломах верхних конечностей.
дипломная работа, добавлен 10.06.2010
Физическая реабилитация больных ревматизмом на санаторном этапе. Исследование показаний и противопоказаний для направления детей в местный санаторий. Программа лечения в санатории. Физическая реабилитация больных ревматизмом на поликлиническом этапе.
реферат, добавлен 11.01.2015
Примерный комплекс упражнений по вытяжению позвоночника в вертикальной ванне-бассейне. Методика вытяжения позвоночника путем провисания тела (по Киселеву). Горизонтальное вытяжение позвоночника в ванне. Показания и противопоказания к данным процедурам.
реферат, добавлен 24.11.2009
Причины травм позвоночника. Виды воздействий, приводящих в повреждению позвоночника, их характер и последствия. Формы травматических поражений спинного мозга. Симптомы травм позвоночника и спинного мозга. Доврачебная помощь при переломе позвоночника.
презентация, добавлен 01.05.2016
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Âëèÿíèå ïåðåëîìîâ ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà íà ëè÷íóþ ðàáîòîñïîñîáíîñòü è ñàìî÷óâñòâèå ñòóäåíòà. Ìåäèöèíñêèå ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ïðè çàíÿòèÿõ ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè. Ðåêîìåíäóåìûå ñðåäñòâà ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû ïðè êîìïðåññèîííûõ ïåðåëîìàõ ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ñîäåðæàíèå
Ââåäåíèå
1. Äèàãíîç è êðàòêàÿ õàðàêòåðèñòèêà çàáîëåâàíèÿ ñòóäåíòà
2. Âëèÿíèå çàáîëåâàíèÿ íà ëè÷íóþ ðàáîòîñïîñîáíîñòü è ñàìî÷óâñòâèå
3. Ìåäèöèíñêèå ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ïðè çàíÿòèÿõ ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè
4.1 Ðåêîìåíäóåìûå ñðåäñòâà ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû ïðè äàííîì çàáîëåâàíèè
4.2Íåêîòîðûå óïðàæíåíèÿ
Âûâîäû
Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû
Ââåäåíèå
ïåðåëîì ïîçâîíî÷íûé ñòîëá óïðàæíåíèå
Ïîçâîíî÷íûé ñòîëá ñîñòîèò èç îòäåëüíûõ êîñòî÷åê – ïîçâîíêîâ. Ïîçâîíîê, òàê æå êàê è ëþáàÿ êîñòü îðãàíèçìà ìîæåò ñëîìàòüñÿ. Íàèáîëåå ÷àñòî ýòè ïåðåëîìû ñëó÷àþòñÿ â íèæíåãðóäíîì è ïîÿñíè÷íîì îòäåëå ïîçâîíî÷íèêà.
Êîìïðåññèîííûå ïåðåëîìû ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà âûçûâàþòñÿ ÷ðåçìåðíûì äàâëåíèåì íà òåëî ïîçâîíêà. Ïðè ïåðåëîìå ïîçâîíêà åãî òåëî ïðèîáðåòàåò êëèíîâèäíóþ ôîðìó ñ âåðøèíîé êïåðåäè. Âíóòðåííÿÿ òêàíü òåëà ïîçâîíêà ðàçðóøàåòñÿ èëè ñæèìàåòñÿ.
Ìîæåò âîçíèêíóòü ïðè íàêëîíå ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà êïåðåäè ïëþñ âûñîêàÿ îñåâàÿ íàãðóçêà. Òàêîé ìåõàíèçì íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àåòñÿ ïðè ïðûæêàõ ñ âûñîòû íà íîãè.
Òðàäèöèîííàÿ ìåäèöèíñêàÿ òåðàïèÿ â êà÷åñòâå ëå÷åíèÿ êîìïðåññèîííûõ ïåðåëîìîâ ïîçâîíî÷íèêà ïðåäëàãàåò ïîñòåëüíûé ðåæèì, îãðàíè÷åíèå äâèãàòåëüíîé ôóíêöèè. Äëÿ ñíÿòèÿ áîëåâîãî ñèíäðîìà èñïîëüçóåòñÿ êîìïëåêñ ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ-àíàëüãåòèêîâ: òàáëåòîê, ìàçåé, èíúåêöèé è ò.ä.
1. Äèàãíîç è êðàòêàÿ õàðàêòåðèñòèêà çàáîëåâàíèÿ ñòóäåíòà
Êîìïðåññèîííûé ïåðåëîì ïîçâîíî÷íèêà, äîâîëüíî ÷àñòî âñòðå÷àþùàÿñÿ òðàâìà. Âîçíèêàåò ïðè îäíîâðåìåííîì ñãèáàíèè è ñæàòèè ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà. Ýòî ïðèâîäèò ê çíà÷èòåëüíîìó ïîâûøåíèþ äàâëåíèÿ íà ïåðåäíèå ñòðóêòóðû ïîçâîíî÷íèêà – íà òåëà ïîçâîíêîâ è äèñêè. Ïðè âîçíèêíîâåíèè êîìïðåññèîííîãî ïåðåëîìà òåëî ïîçâîíêà â ïåðåäíåé ÷àñòè ñïëþùèâàåòñÿ, ïðèîáðåòàÿ ôîðìó êëèíà. Ïðè çíà÷èòåëüíîì ñíèæåíèè âûñîòû ïåðåäíèõ îòäåëîâ òåëà ïîçâîíêà çàäíÿÿ ÷àñòü òåëà ìîæåò âíåäðÿòüñÿ â ïîçâîíî÷íûé êàíàë è ïðèâîäèòü ê ñäàâëèâàíèþ ñïèííîãî ìîçãà. Ê ñ÷àñòüþ, òàêèå çíà÷èòåëüíûå ïåðåëîìû âñòðå÷àþòñÿ íå÷àñòî.
Áîëüøàÿ ÷àñòü ïàöèåíòîâ ñ êîìïðåññèîííûìè ïåðåëîìàìè ïîçâîíî÷íèêà ðàñïîëàãàþò óìåíüøåííîé ïëîòíîñòüþ êîñòíîé òêàíè, åùå ýòî ÿâëåíèå íàçûâàåòñÿ «ðàçðåæåííàÿ êîñòü», ñëó÷àåòñÿ ýòî âñëåäñòâèå îñòåîïîðîçà. Íåñêîëüêî ôàêòîðîâ ñïîñîáñòâóþò ðàçâèòèþ îñòåîïîðîçà, íàïðèìåð, äëèòåëüíûé ïðèåì êîíêðåòíûõ ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ, òàêèõ êàê ñòåðîèäû, êîå-êàêèå çàáîëåâàíèÿ ïå÷åíè è ïî÷åê, à òàêæå àñòåíè÷åñêèé òèï êîíñòèòóöèè.  ñàìûõ ðåäêèõ ñèòóàöèÿõ, êîìïðåññèîííûé ïåðåëîì ïîçâîíî÷íèêà ìîæåò ñòàòü ðåçóëüòàòîì ðàçðóøåíèÿ òåëà ïîçâîíêà äîáðîêà÷åñòâåííîé, ãåìàíãèîìîé, ëèáî çëîêà÷åñòâåííîé îïóõîëüþ. Ó áîëüíûõ ñ îïóõîëåâûì ïîðàæåíèåì ïîçâîíêà èëè ñ îñòåîïîðîçîì ïåðåëîì ìîæåò ñëó÷èòüñÿ ïðè äàæå ñàìîé ìåëêîé òðàâìå, íàïðèìåð â ðåçóëüòàòå ïàäåíèÿ ñ âûñîòû ÷åëîâå÷åñêîãî ðîñòà èëè æå âñëåäñòâèå îáû÷íîãî íàêëîíà èëè ïîâîðîòà òóëîâèùà. Ó çäîðîâûõ ìîëîäûõ ëþäåé, êîòîðûå èìåþò ñòàíäàðòíóþ ïëîòíîñòü êîñòíîé òêàíè, êîìïðåññèîííûé ïåðåëîì ïîçâîíêà ìîæåò ïðîèçîéòè ëèøü âñëåäñòâèå äîñòàòî÷íî ñåðüåçíîé òðàâìû, òàêîé êàê ïàäåíèå ñ áîëüøîé âûñîòû èëè â ðåçóëüòàòå àâòîìîáèëüíîé àâàðèè. Åñëè ïåðåëîì ïðîèçîøåë â ðåçóëüòàòå äåéñòâèÿ çíà÷èòåëüíîé âíåøíåé ñèëû, òî â ìîìåíò òðàâìû ïàöèåíòû èñïûòûâàþò âûðàæåííóþ áîëü â ñïèíå.  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ áîëü ìîæåò èððàäèèðîâàòü (îòäàâàòü) â ðóêè èëè íîãè. Ïðè ïîâðåæäåíèè íåðâíûõ ñòðóêòóð âîçíèêàþò ñëàáîñòü è îíåìåíèå â âåðõíèõ èëè íèæíèõ êîíå÷íîñòÿõ.
Ïåðåëîìû ïîçâîíî÷íèêà ìîãóò ñîïðîâîæäàòüñÿ âîçíèêíîâåíèåì ñïåöèôè÷åñêèõ îñëîæíåíèé, â òîì ÷èñëå î÷åíü ñåðü¸çíûõ, ïðèâîäÿùèõ ê èíâàëèäèçàöèè ïàöèåíòà. Íàèáîëåå ÷àñòûìè îñëîæíåíèÿìè ÿâëÿþòñÿ íåñòàáèëüíîñòü ïîçâîíî÷íèêà, ðàçâèòèå êèôîòè÷åñêîé äåôîðìàöèè è íåâðîëîãè÷åñêèõ íàðóøåíèé.
Äëÿ ïîäòâåðæäåíèÿ ïåðåëîìà ïîçâîíêà íåîáõîäèìî ïðîâåäåíèå ðåíòãåíîãðàôèè ïîçâîíî÷íèêà.  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ äëÿ áîëåå äåòàëüíîãî èññëåäîâàíèÿ îáëàñòè ïåðåëîìà, âûÿâëåíèÿ ïîâðåæäåíèé, ñâèäåòåëüñòâóþùèõ î íåñòàáèëüíîñòè ïîçâîíî÷íî-äâèãàòåëüíîãî ñåãìåíòà, íåîáõîäèìî ïðîâåäåíèå êîìïüþòåðíîé òîìîãðàôèè (ÊÒ). Ïðè ýòîì èññëåäîâàíèè âîçìîæíà äèàãíîñòèêà ïîâðåæäåíèé êàê êîñòíûõ ñòðóêòóð, òàê è ìÿãêèõ òêàíåé. Èçîáðàæåíèå ïîëó÷àåòñÿ â ðåçóëüòàòå öèôðîâîé îáðàáîòêè ìíîæåñòâà ðåíòãåíîâñêèõ ñíèìêîâ, âûïîëíåííûõ ïîä ðàçíûì óãëîì è íà ðàçëè÷íûõ óðîâíÿõ ïðè ïîìîùè êîìïüþòåðíîãî òîìîãðàôà, è ïðåäñòàâëåíî â âèäå ñåðèè ïîïåðå÷íûõ ñðåçîâ òåëà. Ïðè ïîäîçðåíèè íà ïîâðåæäåíèå íåðâíûõ ñòðóêòóð (ñïèííîãî ìîçãà, íåðâíûõ êîðåøêîâ) îáÿçàòåëüíî âûïîëíåíèå ìàãíèòíî-ðåçîíàíñíîé òîìîãðàôèè. Ýòî ñîâðåìåííîå áåçáîëåçíåííîå èññëåäîâàíèå ÿâëÿåòñÿ “çîëîòûì ñòàíäàðòîì” äëÿ äèàãíîñòèêè ïîâðåæäåíèÿ ìÿãêèõ òêàíåé îðãàíèçìà (ñïèííîãî ìîçãà, íåðâîâ, ñâÿçîê, ìûøö äð.). Ïðèíöèï äåéñòâèÿ ìàãíèòíî-ðåçîíàíñíîé òîìîãðàôèè çàêëþ÷àåòñÿ â èçó÷åíèè ñòðîåíèÿ ìÿãêèõ òêàíåé ïðè ïîìîùè ýëåêòðîìàãíèòíûõ âîëí. Ýòîò ñîâåðøåííî áåçîïàñíûé è áåçáîëåçíåííûé äèàãíîñòè÷åñêèé ìåòîä â íàñòîÿùåå âðåìÿ íàõîäèò ñàìîå øèðîêîå ïðèìåíåíèå â íåéðîõèðóðãè÷åñêîé è îðòîïåäè÷åñêîé ïðàêòèêå.
Åñëè â ðåçóëüòàòå êîìïðåññèîííîãî ïåðåëîìà ïðîèñõîäèò óìåíüøåíèå âûñîòû òåëà ïîçâîíêà áîëåå ÷åì íà 50%, çíà÷èòåëüíî óâåëè÷èâàåòñÿ ðèñê ðàçâèòèÿ ñåãìåíòàðíîé íåñòàáèëüíîñòè, ÷òî ÿâëÿåòñÿ ïðè÷èíîé âîçíèêíîâåíèÿ õðîíè÷åñêîãî áîëåâîãî ñèíäðîìà, áûñòðûõ äåãåíåðàòèâíûõ èçìåíåíèé â ïîâðåæäåííîì ñåãìåíòå, à òàêæå ïîâðåæäåíèÿ íåðâíûõ ñòðóêòóð.
Ëå÷åíèå êîìïðåññèîííûõ ïåðåëîìîâ ïîçâîíî÷íèêà â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ âêëþ÷àåò â ñåáÿ ïðèåì àíàëüãåòè÷åñêèõ ïðåïàðàòîâ, ñîáëþäåíèå îõðàíèòåëüíîãî ðåæèìà è èñïîëüçîâàíèå ñïåöèàëüíûõ ðåêëèíàòîðîâ è êîðñåòíûõ ïîÿñîâ.  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ íåîáõîäèìî òàêæå õèðóðãè÷åñêîå ëå÷åíèå. Âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ ñëåäóåò ðåêîìåíäîâàòü ñòðîãèé ïîñòåëüíûé ðåæèì íà íåñêîëüêî íåäåëü.
2. Âëèÿíèå çàáîëåâàíèÿ íà ëè÷íóþ ðàáîòîñïîñîáíîñòü è ñàìî÷óâñòâèå
Ïðè êîìïðåññèîííîì ïåðåëîìå ïîçâîíî÷íèêà êîñòíûå îòëîìêè ìîãóò ñìåùàòüñÿ êçàäè, òåì ñàìûì, âûçûâàÿ ñäàâëåíèå ñïèííîãî ìîçãà è íåðâíûõ êîðåøêîâ. Ñóæåíèå ïîçâîíî÷íîãî êàíàëà, âûçâàííîå êîìïðåññèîííûì ïåðåëîìîì, ìîæåò ïðîÿâèòüñÿ ñðàçó ïîñëå òðàâìû, ëèáî æå ÷åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ. Ïîìèìî íåïîñðåäñòâåííîãî äàâëåíèÿ íà ñïèííîé ìîçã, òðàâìà ìîæåò âûçâàòü ñäàâëåíèå ñîñóäîâ, ïëîòíî îïëåòàþùèõ íåðâíûå ñòðóêòóðû. Ýòî ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ áîëåâûì ñèíäðîìîì è îíåìåíèåì â ïîêîå ëèáî ïðè íåçíà÷èòåëüíûõ ôèçè÷åñêèõ íàãðóçêàõ.
? êîìïðåññèîííûé ïåðåëîì ÷àñòî ïðèâîäèò ê ðàçâèòèþ íåñòàáèëüíîñòè ïîçâîíêîâ â òîì îòäåëå, ãäå ñëó÷èëàñü ýòà òðàâìà.
? íåâðîëîãè÷åñêèå îñëîæíåíèÿ
? íåðåäêî ïîñëåäñòâèåì êîìïðåññèîííîãî ïåðåëîìà ñòàíîâèòñÿ ñòîéêîé èñêðèâëåíèå ïîçâîíî÷íèêà – êèôîñêîëèîç.
? êîìïðåññèîííûé ïåðåëîì ìîæåò ñïðîâîöèðîâàòü ðàçâèòèå îñòåîõîíäðîçà
? ïîñëåäñòâèåì êîìïðåññèîííîãî ïåðåëîìà çà÷àñòóþ ñòàíîâèòñÿ ðàäèêóëèò.
3. Ìåäèöèíñêèå ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ïðè çàíÿòèÿõ ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè
Ïðè äèàãíîñòèêå ó Âàñ êîìïðåññèîííîãî ïåðåëîìà âðà÷ áóäåò ðåêîìåíäîâàòü ðåçêîå îãðàíè÷åíèå àêòèâíîñòè. Ìèíèìàëèçèðóéòå âåðòèêàëüíîå ïîëîæåíèå (ñòîÿ è ñèäÿ), èçáåãàéòå ôèçè÷åñêèõ íàãðóçîê, êîòîðûå ìîãóò ïðèâåñòè ê óâåëè÷åíèþ ñòåïåíè äåôîðìàöèè â ñëîìàííîì òåëå ïîçâîíêà. Êàòåãîðè÷åñêè çàïðåùåí ïîäú¸ì òÿæåñòåé, çíà÷èòåëüíûå íàêëîíû è ïîâîðîòû òóëîâèùà. Åñëè Âàì áîëüøå 50 ëåò, òî Âàì, âåðîÿòíî, áóäåò ðåêîìåíäîâàí ïîñòåëüíûé ðåæèì, òàê êàê ó ïðåñòàðåëûõ ëþäåé êîñòè çàæèâàþò äîëüøå, ÷åì ó ìîëîäûõ, è âîîáùå áîëåå òîíêèå è ñëàáûå. Âñåãäà ñòðîãî ñîáëþäàéòå ðåêîìåíäàöèè âðà÷à, òàê êàê ïðè íå ëå÷åíèè êîìïðåññèîííûõ ïåðåëîìîâ ïîçâîíî÷íèêà ìîãóò âîçíèêíóòü íåâðîëîãè÷åñêèå îñëîæíåíèÿ, âïëîòü äî ïàðàëè÷à.
4.1 Ðåêîìåíäóåìûå ñðåäñòâà ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû ïðè äàííîì çàáîëåâàíèè
Ïðèñòóïàÿ ê ëå÷åíèþ, ñëåäóåò ïîìíèòü, ÷òî ïîçâîíî÷íèê ÿâëÿåòñÿ îðãàíîì îïîðû, ñîõðàíÿþùèì âåðòèêàëüíîå ïîëîæåíèå òåëà, îðãàíîì äâèæåíèÿ (îñíîâíàÿ îñü è ìåñòî ïðèêðåïëåíèÿ ìûøö òóëîâèùà, âåðõíåãî è íèæíåãî ïîÿñà) è îðãàíîì, îêðóæàþùèì ñïèííîé ìîçã ñ åãî îáîëî÷êàìè è êîðåøêàìè. Ïåðåä ëå÷àùèì âðà÷îì ñòîèò çàäà÷à âîññòàíîâèòü ôóíêöèè ïîçâîíî÷íèêà êàê îðãàíà îïîðû è äâèæåíèÿ è ïðåäóïðåäèòü âîçìîæíîå ñäàâëåíèå ñïèííîãî ìîçãà.
Ïðè ëå÷åíèè êîìïðåññèîííûõ ïåðåëîìîâ ïîçâîíî÷íèêà ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà ïðåäóñìàòðèâàåò ñëåäóþùèå çàäà÷è:
? âîññòàíîâëåíèå ïðàâèëüíîé îñè è íîðìàëüíûõ èçãèáîâ ïîçâîíî÷íèêà (ïîëîæåíèå ïîçâîíî÷íèêà â ñîñòîÿíèè ðàçãèáàíèÿ);
? óêðåïëåíèå äëèííûõ ìûøö ñïèíû è äðóãèõ ìûøå÷íûõ ãðóïï òóëîâèùà, âîññòàíîâëåíèå íîðìàëüíîé ïîäâèæíîñòè è ãèáêîñòè ïîçâîíî÷íèêà;
? ñîçäàíèå ìîùíîãî ìûøå÷íîãî êîðñåòà, ñïîñîáíîãî óäåðæèâàòü ïîçâîíî÷íèê â ïðàâèëüíîì ïîëîæåíèè.
 ëå÷åíèè êîìïðåññèîííûõ ïåðåëîìîâ ïîçâîíêîâ è â ïðîôèëàêòèêå îñëîæíåíèé íàèáîëåå âàæíîå ìåñòî ïðèíàäëåæèò ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðå – ñïåöèàëüíî ðàçðàáîòàííîìó êîìïëåêñó ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé, íàïðàâëåííûõ íà ñîçäàíèå ìûøå÷íîãî êîðñåòà, ñïîñîáíîãî ñòàáèëèçèðîâàòü ïîâðåæä¸ííûé ñåãìåíò ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà. Âìåñòå ñ òåì ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ óëó÷øàþò êðîâîñíàáæåíèå ïîâðåæä¸ííûõ ñòðóêòóð, òåì ñàìûì óñêîðÿÿ èõ ðåãåíåðàöèþ è óìåíüøàÿ áîëåâîé ñèíäðîì. Ýòîé æå öåëè ñëóæèò, íàçíà÷àåìûå â êîìïëåêñíîì ëå÷åíèè êîìïðåññèîííûõ ïåðåëîìîâ ìàññàæ è ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèå ïðîöåäóðû. Èñïîëüçîâàíèå ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé ñ ëå÷åáíîé öåëüþ ïðîèçâîäèòñÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ ìåòîäèêîé âîññòàíîâèòåëüíîé òåðàïèè ïðè äàííîì çàáîëåâàíèè è èíäèâèäóàëüíûìè ïðîÿâëåíèÿìè åãî ó îòäåëüíûõ áîëüíûõ. Êîìïëåêñû ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé è îòäåëüíî ñïåöèàëüíûå óïðàæíåíèÿ ïîäáèðàþòñÿ ñ ó÷åòîì õàðàêòåðà ïîâðåæäåíèÿ, ñðîêà ñ ìîìåíòà òðàâìû èëè îïåðàòèâíîãî âìåøàòåëüñòâà, âîçðàñòà, êëèíè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé áîëåçíè è äð.. Äîçèðîâêà íàãðóçêè ïðè ïðèìåíåíèè ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé, âûáîð èñõîäíîãî ïîëîæåíèÿ è ðàçëè÷íûõ âèäîâ óïðàæíåíèé ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè äîëæíû ìåíÿòüñÿ â çàâèñèìîñòè îò èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé áîëüíîãî è òå÷åíèÿ áîëåçíè. Íî, íåîáõîäèìî ïîìíèòü, ÷òî êîìïðåññèîííûé ïåðåëîì, êàê è ëþáîé äðóãîé, â ñâî¸ì òå÷åíèè ïðîõîäèò ðÿä ñòàäèé. Êîìïëåêñ ëå÷åáíûõ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé äîëæåí íàçíà÷àòüñÿ ïðîâîäèòüñÿ ïîä êîíòðîëåì âðà÷à ËÔÊ, ìåòîäèñòà è âðà÷à îðòîïåäà-òðàâìàòîëîãà. Îáû÷íî äîñòàòî÷íî 4–5 ìåñÿöåâ ïðèìåíåíèÿ ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ òðóäîñïîñîáíîñòè áîëüíûõ.
Ïîñëå ïåðâûõ ñîîáùåíèé îá ýôôåêòèâíîñòè ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû ïðè ïåðåëîìàõ ïîçâîíî÷íèêà ýòîò ìåòîä øèðîêî âíåäðèëñÿ â ïîâñåäíåâíóþ ïðàêòèêó òðàâìàòîëîãè÷åñêèõ ñòàöèîíàðîâ.
4.2 Íåêîòîðûå óïðàæíåíèÿ, íàïðàâëåííûå íà óêðåïëåíèå ìûøö òóëîâèùà ïîñëå òðàâìû
Ñòîÿïåðåäçåðêàëîì
¹ 1. È. ï. Ðóêè âíèçó, ëàäîíè âïåðåä. Ïîäíÿòü ðóêè ÷åðåç ñòîðîíû ââåðõ, ïîòÿíóòüñÿ (íå ïðîãèáàÿñü) è âåðíóòüñÿ â è. ï. (ëàäîíè äåðæàòü âñå âðåìÿ âïåðåä).
¹ 2. È. ï. Ðóêè íà ïîÿñå. Ïðèñåñòü, ðóêè âïåðåä (òóëîâèùå äåðæàòü ïðÿìî).
¹ 3. È. ï. Ðóêè íàçàä, ñîãíóòûå â ëîêòÿõ (ðóêà â ðóêå). Ïåðåêàò ñ íîñêà íà âñþ ñòóïíþ.
¹ 4. È. ï. Ñòîÿ íîãè âðîçü, ðóêè ê ïëå÷àì. Íåáîëüøîé íàêëîí âïåðåä ðóêè â ñòîðîíû (ñïèíà ïðÿìàÿ). Âåðíóòüñÿ â è. ï. Õîäüáà íà íîñêàõ, ðóêè çà ãîëîâó.
Ëåæàíàæèâîòå
¹ 1. Ïîî÷åðåäíî ïîäíÿòü îäíó íîãó íàçàä (íåâûñîêî).
¹ 2. Èìèòàöèÿ äâèæåíèé íîã ïðè ïëàâàíèè êðîëåì.
¹ 3. Ðóêè â ñòîðîíû. Ïîäíÿòü ðóêè, ïëå÷è è ãîëîâó (íåâûñîêî). Äåðæàòü 3–4 ñ÷åòà, ñæèìàÿ è ðàçæèìàÿ ïàëüöû ðóê.
¹ 4. Ðóêè ââåðõ è ëå÷ü íà ïðàâûé áîê, ïðàâàÿ ðóêà ïðÿìàÿ ïîä ãîëîâó (ïðîâåðèòü ïîëîæåíèå, íå ïðîãèáàÿñü, äðóãàÿ ðóêà ñïåðåäè). Ïîäíÿòü íåâûñîêî ëåâóþ íîãó äåðæàòü 3 ñ÷åòà, 4 — è. ï. Òî æå ëåæà íà ëåâîì áîêó.
Ëåæàíàñïèíå
¹ 1. Íîãè ñîãíóòü è ïîñòàâèòü áëèæå ê òàçó, ïîäíÿòü òóëîâèùå, äåðæàòü «ìîñò», íå ïðîãèáàÿñü. Îäíîâðåìåííî ðàáîòàòü ðóêàìè, îäíà ââåðõ, äðóãàÿ âíèç — íà êàæäûé ñ÷åò ìåíÿÿ ïîëîæåíèå ðóê.
¹ 2. È. ï. Ðóêè ïîä ãîëîâó. Ïîäíÿòü îáå íîãè (íåâûñîêî), ðàçâåñòè, ñîåäèíèòü è ïîëîæèòü â è. ï.
¹ 3. È. ï. Ðóêè â ñòîðîíû ëàäîíÿìè âíèç. Ðàç-äâà-òðè– ïîäíÿòü ïðàâóþ ñîãíóòóþ íîãó â êîëåíå è ïðÿìóþ ëåâóþ, äåðæàòü. ×åòûðå — è. ï. Òî æå, ñîãíóâ ëåâóþ.
¹ 4. È. ï. Ëåæà íà ñïèíå, ðóêè âäîëü òóëîâèùà. Ðàç — ðóêè ââåðõ. Äâà — ñåñòü, îïèðàÿñü ðóêàìè ñçàäè (ñïèíêà ïðÿìàÿ). Òðè — ðóêè íà ïîÿñ. ×åòûðå — è. ï.
 äàëüíåéøåì ñòóäåíò ìîæåò ïîñåùàòü çàíÿòèÿ îáùåé ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû, íî èçáåãàÿ ïîäú¸ìà òÿæåñòåé ñòîÿ, âñåõ íàãðóçîê íà ïîçâîíî÷íûé ñòîëá, ñêðó÷èâàíèé ïîçâîíî÷íèêà è íàêëîíîâ íàçàä.
Âûâîä
 íàñòîÿùåå âðåìÿ âñå áîëüøåå êîëè÷åñòâî ëþäåé îáðàùàþòñÿ çà ïîìîùüþ ê âðà÷ó ðåâìàòîëîãó èëè õèðóðãó ñ æàëîáàìè íà ðàçëè÷íóþ ñèìïòîìàòèêó íàðóøåíèÿ íîðìàëüíîãî ôóíêöèîíèðîâàíèÿ îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà. Âñå ÷àùå ñòàâÿòñÿ òàêèå íåóòåøèòåëüíûå äèàãíîçû, êàê àðòðèò, àðòðîç, îñòåîõîíäðîç, îñòåîïîðîç. Íà ôîíå ðàçâèòèÿ îäíèõ ïàòîëîãèé çà÷àñòóþ ðàçâèâàþòñÿ áîëåå ñåðüåçíûå çàáîëåâàíèÿ.
Ïîýòîìó âî èçáåæàíèå äîëãîâðåìåííûõ ïîñëåäñòâèé ñðàçó ïîñëå òîãî êàê âû ïî÷óâñòâîâàëè áîëü îáðàùàéòåñü ê âðà÷ó. Âåäü èçâåñòíî, ÷òî êîìïðåññèîííûé ïåðåëîì ïîçâîíî÷íèêà âûçûâàåò áîëü èìåííî â ñàì ìîìåíò åãî ñäâèãà, à ïîòîì áîëü ïîÿâëÿåòñÿ ÷åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ, è ýòî âðåìÿ ìîæåò áûòü óòåðÿíî äëÿ ïîñòàíîâêè ïîçâîíêà â èçíà÷àëüíîå ïîëîæåíèå. Âñëåäñòâèè ÷åãî ìîæåò ìîãóò ïîÿâèòüñÿ îñëîæíåíèÿ òðåáóåìûå õèðóðãè÷åñêîãî âìåøàòåëüñòâà.
Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû
1. Ñ.È.Âàâèëîâ è äð. Áîëüøàÿ ñîâåòñêàÿ ýíöèêëîïåäèÿ. Ì.: «Ñîâåòñêàÿ ýíöèêëîïåäèÿ». 1969-1978ãã.
2. Â.Ã.Àñòàïåíêî è äð. “Ñïðàâî÷íèê õèðóðãà”. Ìèíñê.: «Áåëàðóñü». 1980ã.
3. Ã.Ñ. Þìàøåâ. “Òðàâìàòîëîãèÿ è îðòîïåäèÿ”. Ì.: «Ìåäèöèíà». 1977ã.
4. Ñ.Â.Ïåòðîâ. «Îáùàÿ õèðóðãèÿ» èçä. Ì.: «Ëàíü». 1999ã.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник