Дипломная работа грыжа позвоночника

Дипломная работа грыжа позвоночника thumbnail

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРЫЖ МЕЖПОЗВОНОЧНЫХ ДИСКОВ 5
1.1 Основные определения, распространенность, патогенез, виды, этиология и симптоматика грыж межпозвоночных дисков 5
1.2 Диагностика и лечение грыж межпозвоночных дисков 10
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА ПРИ ГРЫЖАХ МЕЖПОЗВОНОЧНЫХ ДИСКОВ 15
2.1 Особенности сестринской деятельности при грыжах межпозвоночных дисков 15
2.2 Анализ сестринского ухода за пациентами при с грыжами межпозвоночных дисков 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ 30

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что грыжи межпозвоночного диска за последние годы стала все чаще встречаться среди населения. Данное заболевание может представлять серьезную опасность для здоровья, так как часто грыжа задевает нерв, связывающий позвоночник с одним из внутренних органов, вызывая тем самым нарушения в его работе. При худшем развитии событий грыжа межпозвоночного диска может привести к частичному параличу. Кроме того, грыжа межпозвоночного диска редко протекает безболезненно и практически во всех случаях сопровождается сильными болевыми ощущениями в области пораженных участков. Согласно статистике 19% пациентов с грыжами межпозвоночных дисков нуждаются в оперативном лечении.
Важное место в ведении пациентов, особенно в послеоперационном периоде занимается сестринский персонал, в обязанности которого входит выполнение врачебных назначений, своевременное введение лекарств и уход за пациентами.
Сестринский уход за пациентами представляет собой совокупность мероприятий, направленных на обеспечение всестороннего обслуживания пациента, выполнения врачебных назначений, создания оптимальных условий и обстановки, способствующих быстрейшему выздоровлению пациента, облегчение страданий пациента, а также предотвращение возможных осложнений. Кроме того, медицинская сестра почти постоянно находится около пациента, поэтому именно она замечает ухудшение состояния пациента и должна в критических ситуациях самостоятельно оказать первую помощь.
Сестринский процесс при грыжах межпозвоночного диска включает в себя как своевременное выявление проблем, удовлетворение жизненных потребностей пациентов, так и помощь в восполнении дефицита знаний об особенностях течения заболевании, возможном прогнозе, профилактических и реабилитационных мероприятиях. Следовательно, роль медицинской сестры при уходе за пациентами с грыжами межпозвоночного диска с энцефалопатией чрезвычайно актуальна и значима.
Объект работы – грыжи межпозвоночных дисков.
Предмет работы – сестринский процесс при грыжах межпозвоночных дисков.
Цель работы – определить особенности сестринской деятельности при уходе за пациентами с грыжами межпозвоночных дисков.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить основные определения, распространенность, патогенез, виды, этиология и симптоматика грыж межпозвоночных дисков.
2. Рассмотреть диагностику и лечение грыж межпозвоночных дисков.
3. Определить особенности сестринской деятельности при грыжах межпозвоночных дисков.
4. Провести анализ сестринского ухода за пациентами при с грыжами межпозвоночных дисков.
Методы исследования. При написании работы применялся обзорно-аналитический метод – анализ и обобщение научной литературы по обозначенным вопросам; использовались научные исследования специалистов, периодические издания, учебные пособия. В исследовании также использованы методы анкетного опроса.
Структура работы определена целью и задачами исследования, обеспечивает логическую последовательность в изложении результатов и состоит из введения, двух глав и заключения, в которых в закономерной очередности и взаимосвязи изучены вопросы, являющиеся предметом данной работы.

Заключение

Подводя итоги изучения темы, обобщим результаты исследования:
Грыжа межпозвонкового диска образовывается при разрыве фиброзного кольца, когда часть студенистого ядра растекается за его края. Возникает синдром сдавливания – выпавший фрагмент давит на нервы, вызывая отек. Как результат развивается воспалительный процесс, появляется слабость в ногах и в руках, человек принимает вынужденную позу, состояние сопровождает болевой синдром.
Наибольшая нагрузка оказывается на пояснично-крестцовый отдел позвоночника, поэтому очевидно, что в первую очередь патологическим изменениям подвергается именно он. Порядка 48% грыж развиваются на уровне между пятым позвонком и крестцом, несколько реже (46%) страдает диск между четвертым и пятым позвонками. Грыжи, располагающиеся в шейном отделе позвоночника, встречаются гораздо реже. Проявления заболевания зависят от локализации межпозвоночной грыжи. Согласно данным медицинской статистики, грыжа на той или иной стадии в большинстве случаев выступает причиной болей в спине. Грыжа позвоночника вызывает потерю работоспособности вплоть до инвалидности.
Диагностические мероприятия при межпозвоночных грыжах включают в себя: первичный осмотр врача (первичный очный прием проводят травматолог, ортопед или невролог), компьютерную томографию, магнитно-резонансную томографию, рентгенографию, КТ-миелографию. Наиболее высокоточными методами диагностики являются МРТ и КТ. Лечение межпозвоночной грыжи осуществляет консервативным путем (лекарственные препараты, ЛФК, массаж и т.д.) и оперативным. Полное излечение наступает лишь при оперативных вмешательствах.
Сестринский уход за пациентами, перенесшими операцию по удалению грыж межпозвоночных дисков, являются важной частью в процессе лечения пациента и профилактики возможных осложнений. Сестринский процесс заключается в своевременном выявлении настоящих и потенциальных проблем и удовлетворении жизненно важные потребности пациента.
Основной задачей профилактики послеоперационных осложнений является коррекция изменений в организме, контроль функционального состояния основных органов и систем. Профилактику послеоперационных осложнений составляют задачи предоперационного и послеоперационного периода. Сестринская деятельность обязательно должна включать в себя активную предоперационную подготовку различной направленности.
Проведенное исследование показало, что правильная организация работы медицинских сестер в хирургическом отделении способствует своевременному и качественному оказанию медицинской помощи пациентам при грыжах межпозвоночных дисков. От отношения медицинских к своим должностным обязанностям, зависит физическое и психологическое здоровье пациентов, перенесших операцию.
Важно подчеркнуть, что качественное выполнение назначений возможно только в случае четкой скоординированной работы медицинского персонала отделения. Все необходимые данные о течении болезни, изменения в состоянии пациентов сообщает медицинская сестра, поэтому ее работа должна быть хорошо четко отрегулированной и согласованной с действиями других сотрудников, чтобы обеспечить максимально непрерывное наблюдение за пациентами, особенно в послеоперационный период.
Таким образом можно резюмировать, что поставленные цель и задачи выполнены в полном объеме.
В заключении отметим, что материалы исследования, выводы и обобщения, сформулированные в данной работе, могут быть использованы, как в сестринской деятельности при уходе за детьми, перенесшими асфиксию, так и в дальнейших исследованиях эффективных алгоритмов работы медицинской сестры в поликлинических условиях.

Читайте также:  Можно ли грыжу позвоночника иглоукалыванием

Список литературы

1. Арльт А.В. Клиническая фармакология препаратов, применяемых при грыже межпозвоночных дисков / А.В. Арльт, М.Н. Ивашев, И.А. Савенко // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 3. – С. 93-94.
2. Алексеев З.А. Обзор анатомии и патологической физиологии грыж межпозвоночного диска, клинические проявления, методы коррекции / З.А. Алексеев // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 9. – С. 121-122.
3. Бубновский С.М. Остеохондроз – не приговор!; Грыжа позвоночника – не приговор! / С.М. Бубновский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Э, 2017. – 362 с.
4. Дорофеева В.П. Восстановительная терапия после удаления межпозвоночной грыжи / В.П. Дорофеева, В.С. Середа, И.Е. Чуднов // Альманах мировой науки. – 2016. – № 5-1 (8). – С. 34-35.
5. Жучков Н.А. Взгляд на проблему оперативного лечения межпозвоночных грыж / Н.А. Жучков, В.А. Куташов // Молодой ученый. – 2015. – № 20 (100). – С. 122-125.
6. Карманный справочник медицинской сестры / Т.П. Обуховец [и др.]. – 10-е изд., стер. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 669 с.
7. Клиника, диагностика и хирургическое лечение грыж межпозвонковых дисков пояснично-крестцового отдела позвоночника: монография / В.А. Бывальцев [и др.]. – Иркутск: ИНЦХТ, 2016. – 275 с.
8. Кравчик М.Г. Нехирургическое лечение грыжи межпозвоночного диска (Метод F-SWT) / М.Г. Кравчик, Г.М. Каримова // Medicus. – 2015. – № 4 (4). – С. 47-53.
9. Крутько А.В. Прогнозирование результатов хирургического лечения пациентов с грыжами поясничных межпозвоночных дисков (М51.0, М51.2, М51.3, М51.8, М51.9): клинические рекомендации / А.В. Крутько, Е.С. Байков. – Новосибирск: ННИИТО, 2016. – 16 с.
10. Организация специализированного сестринского ухода: учебное пособие / Н.Ю. Корягина [и др.]; под ред. З.Е. Сопиной. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 426 с.
11. Основы сестринского дела. Алгоритмы манипуляций (учебное пособие) / Н.В. Широкова [и др.]. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 155 с.
12. Остеохондроз и межпозвоночная грыжа. Жизнь без боли: причины и симптомы, методы лечения, профилактика / авт.-сост. А.Г. Красичкова. – М.: Мир Книги Ритейл, 2013. – 287 с.
13. Особенности хронического болевого синдрома при различных типах межпозвоночной грыжи / А.И. Крупаткин [и др.] // Российский журнал боли. – 2016. – № 2 (50). – С. 53.
14. Теория сестринского дела: учебник / Н.Н. Камынина [и др.]. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 212 с.
15. Фадеева А.Н. Остеохондроз. Лечение и профилактика / А.Н. Фадеева. – СПб.: Питер, 2012. – 125 с.
16. Факторы риска и методы прогнозирования рецидива грыжи межпозвоночного диска в результате хирургического лечения / Е.В. Пристая [и др.] // Молодой ученый. – 2016. – № 10 (37). – С. 71-74.

Источник

Ïîíÿòèå ãðûæè ïîçâîíî÷íèêà êàê âûõîäà ìåæïîçâîíêîâîãî äèñêà çà ïðåäåëû ôèçèîëîãè÷åñêèõ ãðàíèö. Äèñòðîôè÷åñêèå èçìåíåíèÿ â ïîÿñíè÷íî-êðåñòöîâîì îòäåëå ïîçâîíî÷íèêà. Ãëàâíûå ÷åðòû ïðîÿâëåíèÿ, ýòàïû ðàçâèòèÿ áîëåçíè. Õàðàêòåðèñòèêà îñíîâíûõ ìåòîäîâ ëå÷åíèÿ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ãðûæà ïîçâîíî÷íèêà — âûõîä ìåæïîçâîíêîâîãî äèñêà çà ïðåäåëû ôèçèîëîãè÷åñêè îòâåäåííûõ åìó ãðàíèö. Âîçíèêàÿ, ãðûæà ïîçâîíî÷íèêà ïðèâîäèò ê óùåìëåíèþ íåðâà, è êàê ðåçóëüòàò — ê íåâûíîñèìûì áîëÿì ïàöèåíòà.

Ãðûæè ìåæïîçâîíêîâûõ äèñêîâ ÿâëÿþòñÿ íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûì è ñàìûì òÿæåëûì ïðîÿâëåíèåì îñòåîõîíäðîçà ïîçâîíî÷íèêà. Ïðè ýòîì ðàçâèâàåòñÿ áîëåâîé êîðåøêîâûé ñèíäðîì, êîòîðûé ìîæåò ñîïðîâîæäàòüñÿ ïàðåçàìè èëè ïàðàëè÷àìè ìûøö íèæíèõ êîíå÷íîñòåé, ðàññòðîéñòâîì ÷óâñòâèòåëüíîñòè, íàðóøåíèåì ôóíêöèè òàçîâûõ îðãàíîâ. 19% áîëüíûõ ñ ãðûæàìè ìåæïîçâîíî÷íûõ äèñêîâ íóæäàþòñÿ â îïåðàòèâíîì ëå÷åíèè.

Äèñòðîôè÷åñêèå èçìåíåíèÿ â ïîÿñíè÷íî-êðåñòöîâîì îòäåëå ïîçâîíî÷íèêà íàèáîëåå âûðàæåíû â âîçðàñòå îò 20 äî 50 ëåò è ÿâëÿþòñÿ îäíîé èç íàèáîëåå ÷àñòûõ ïðè÷èí âðåìåííîé óòðàòû òðóäîñïîñîáíîñòè è íåðåäêî – èíâàëèäèçàöèè ïàöèåíòà. Äî 50 % âñåõ õèðóðãè÷åñêèõ âìåøàòåëüñòâ â ñòàöèîíàðàõ íåéðîõèðóðãè÷åñêîãî ïðîôèëÿ âûïîëíÿåòñÿ ïî ïîâîäó ïàòîëîãèè äèñêîâ íà ïîÿñíè÷íî-êðåñòöîâîì óðîâíå.

Читайте также:  Иглоукалывание при грыже позвоночника в волгограде

Áîëåçíü âîçíèêàåò â ðåçóëüòàòå ðàçðûâà ìåæïîçâîíêîâîãî äèñêà. Îáðàçóåìàÿ ïðè ýòîì ãðûæà ïîçâîíî÷íèêà, âûïÿ÷èâàÿñü íàçàä è â ñòîðîíó, äàâèò íà êîðåøîê íåðâà â ìåñòå åãî âûõîäà èç ñïèííîìîçãîâîãî êàíàëà è âûçûâàåò âîñïàëåíèå, ñîïðîâîæäàþùååñÿ îòåêîì. Ýòî îáúÿñíÿåò, ïî÷åìó áîëè è ïîòåðÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòè ïîÿâëÿþòñÿ ëèøü ÷åðåç ñóòêè ïîñëå íà÷àëà áîëåçíè. Óùåìëåííûé êîðåøîê íåðâà ïîñûëàåò â ãîëîâíîé ìîçã áîëåâûå èìïóëüñû, êîòîðûå âîñïðèíèìàþòñÿ áîëüíûì òàê, ñëîâíî îíè èäóò èç íîãè. ×àñòü íåðâà, íàõîäÿùàÿñÿ âíå ìåñòà äàâëåíèÿ ãðûæè ïî÷òè ïåðåñòàåò ôóíêöèîíèðîâàòü, ÷òî ïðèâîäèò ê ðåçâîìó ñíèæåíèþ ÷óâñòâèòåëüíîñòè è ïîÿâëåíèþ ñëàáîñòè â íîãå.

Ïðîÿâëåíèå

Ïðàêòè÷åñêè ó âñåõ áîëüíûõ îñíîâíîé æàëîáîé ÿâëÿåòñÿ áîëåâîé ñèíäðîì. Êàê ïðàâèëî, áîëè âîçíèêàþò â þíîøåñêîì âîçðàñòå ïîñëå óìåðåííûõ ôèçè÷åñêèõ íàãðóçîê, íåóäîáíîãî ïîëîæåíèÿ íà ðàáî÷åì ìåñòå èëè â ïîñòåëè. Òàê æå, êàê è ïðè «ïðîñòðåëå», áîëåçíü ÷àñòî âîçíèêàåò ïðè íàêëîíå ñ îäíîâðåìåííûì ïîâîðîòîì â ñòîðîíó, íåðåäêî â ñî÷åòàíèè ñ ïîäíÿòèåì òÿæåñòè. Õàðàêòåðíî òàêæå âíåçàïíàÿ, íå îñîáåííî ñèëüíàÿ áîëü â îáëàñòè ïîÿñíèöû. Çàòåì â òå÷åíèå ñóòîê ïîÿâëÿþòñÿ áîëü è ñëàáîñòü â îäíîé èç íîã, èíîãäà ïðè ïîòåðå ÷óâñòâèòåëüíîñòè íà âíóòðåííåé ñòîðîíå ñòîïû è íèæíåé ÷àñòè ãîëåíè èëè íà âíåøíåé ñòîðîíå ñòîïû è âíóòðåííåé ñòîðîíå ãîëåíè. Ïðè äâèæåíèÿõ, êàøëå, ÷èõàíèè èëè íàòóæèâàíèè áîëè â ñïèíå è íîãå óñèëèâàþòñÿ è ÷àñòî ñòàíîâÿòñÿ íàñòîëüêî èíòåíñèâíûìè, ÷òî áîëüíîé íóæäàåòñÿ â ïîñòåëüíîì ðåæèìå. Íåêîòîðîãî îáëåã÷åíèÿ ñîñòîÿíèÿ ìîæíî äîáèòüñÿ â ïîëîæåíèè ëåæà, ïîäíÿâ íîãè èëè ïîëîæèâ èõ íà ïîäóøêó.

Âûäåëÿþò äâà ýòàïà ðàçâèòèÿ áîëåçíè. Íà ïåðâîì ýòàïå âîçíèêàåò áîëü â ïîÿñíè÷íîé îáëàñòè, ãîâîðÿùàÿ î íà÷àëå äåãåíåðàòèâíî-äèñòðîôè÷åñêîãî ïðîöåññà. Ïîä äåéñòâèåì äåãåíåðàòèâíûõ èçìåíåíèé â ïîçâîíî÷íî-äâèãàòåëüíûõ ñåãìåíòàõ èçìåíÿåòñÿ äîâîëüíî ñëîæíàÿ ñòðóêòóðà ôèáðîçíîãî êîëüöà, â íåì îáðàçóþòñÿ ðàäèàëüíûå òðåùèíû, ÷òî ñíèæàåò åãî ïðî÷íîñòü. Ïóëüïîçíîå ÿäðî âûïÿ÷èâàåòñÿ, íàðóøàåòñÿ êðîâîîáðàùåíèå ýòîé çîíû, âîçíèêàåò îòåê ìåñòíûõ òêàíåé, ãèïîêñèÿ êîðåøêà ñïèííîãî ìîçãà, ñïàå÷íûé ïðîöåññ. Ôèáðîçíîå êîëüöî, çàäíÿÿ ïðîäîëüíàÿ ñâÿçêà, òâåðäàÿ ìîçãîâàÿ îáîëî÷êà,ìåæïîçâîíî÷íûé ñóñòàâû õîðîøî èííåðâèðîâàíû âåòâÿìè ñèíóâåðòåáðàëüíîãî íåðâà. Âîçíèêàåò áîëåâîé ñèíäðîì, êîòîðûé ïðèâîäèò ê ìèîôèêñàöèè ïàòîëîãè÷åñêîé çîíû çà ñ÷åò íàïðÿæåíèÿ ìûøö ñïèíû è âñëåäñòâèå ýòîãî ïðîèñõîäèò êîìïåíñàòîðíîå èñêðèâëåíèå âûøåëåæàùèõ îòäåëîâ ïîçâîíî÷íèêà. Òàêèì îáðàçîì, îáðàçóåòñÿ ïîðî÷íûé êðóã.  ïîñëåäóþùåì äëèòåëüíàÿ ïàòîëîãè÷åñêàÿ èìïóëüñàöèÿ ïðèâîäèò ê äèñòðîôè÷åñêèì èçìåíåíèÿì ñóñòàâíî-ñâÿçî÷íîãî àïïàðàòà.

À íà âòîðîì ýòàïå õàðàêòåð áîëåâîãî ñèíäðîìà ìåíÿåòñÿ. Âîçíèêàåò êîìïðåññèîííûé êîðåøêîâûé ñèíäðîì, êîòîðûé îáóñëîâëåí ìåõàíè÷åñêèì ñäàâëåíèåì è íàòÿæåíèåì êîðåøêà. Ïðè ýòîì âîçíèêàåò îòåê êîðåøêà, íàðóøàåòñÿ åãî êðîâîñíàáæåíèå. Ïðè ïðÿìîì êîíòàêòå ãðûæè ìåæïîçâîíî÷íîãî äèñêà ñ êîðåøêîì õèìè÷åñêîå ðàçäðàæåíèå âûçûâàåò áîëåå èíòåíñèâíûé áîëåâîé ñèíäðîì. Íåðåäêî ïðè âîçíèêíîâåíèè êîðåøêîâûõ áîëåé áîëè â ïîÿñíè÷íî-êðåñòöîâîé îáëàñòè îñëàáåâàþò èëè èñ÷åçàþò. Ïî-âèäèìîìó, ýòî îáúÿñíÿåòñÿ ñíèæåíèåì âíóòðèäèñêîâîãî äàâëåíèÿ âñëåäñòâèå ðàçðûâà ôèáðîçíîãî êîëüöà. Âåðòåáðîãåííûé áîëåâîé ñèíäðîì ìîæåò áûòü îáóñëîâëåí íå òîëüêî êîìïðåññèåé êîðåøêà (ðàäèêóëîïàòèåé) èëè ñïèííîãî ìîçãà (ìèåëîïàòèåé), íî è ïèòàþùåãî êîðåøîê ñîñóäà – ðàäèêóëîìèåëîèøåìèåé.

Ðàñïðîñòðàíåíèå è ëîêàëèçàöèÿ êîðåøêîâûõ áîëåé â öåëîì ñîîòâåòñòâóåò çîíå èííåðâàöèè ñäàâëåííîãî êîðåøêà. Áîëè ÷àùå íîñÿò «ëàìïàñíûé» õàðàêòåð, ìîãóò áûòü ïîñòîÿííûìè èëè ïðèõîäÿùèìè.  îñíîâíîì ïîðàæàþòñÿ äèñêè L4-L5 è L5-S1. Óðîâåíü L3-L4 ñòðàäàåò ëèøü â 2-4% ñëó÷àåâ. Êðîìå áîëåé ìîãóò îïðåäåëÿòüñÿ íàðóøåíèå ÷óâñòâèòåëüíîñòè, òàêèå êàê ãèïåñòåçèÿ è àíåñòåçèÿ, èíîãäà ãèïåðýñòåçèÿ.

Íàáëþäàþòñÿ âåãåòàòèâíûå ðàññòðîéñòâà â âèäå ãèïîòåðìèè êîæíûõ ïîêðîâîâ, èõ ïàñòîçíîñòè, èçìåíÿåòñÿ ïîòîîòäåëåíèå, ïîâûøàåòñÿ ñóõîñòü êîæè.

Äîâîëüíî ÷àñòî ïàöèåíòû çàíèìàþò âûíóæäåííîå ïîëîæåíèå. Êîìïåíñàòîðíûå ïîçû, óìåíüøàþùèå ñòåïåíü ñäàâëåíèÿ è íàòÿæåíèÿ êîðåøêà, ïðîÿâëÿþòñÿ ñêîëèîçîì, óïëîùåíèåì ïîÿñíè÷íîãî ëîðäîçà, îãðàíè÷åíèåì ñãèáàíèÿ è ðàçãèáàíèÿ òóëîâèùà, íàïðÿæåíèåì äëèííûõ ìûøö ñïèíû.

Èíîãäà áîëüíûå íå ìîãóò âûïðÿìèòü íîãó èç-çà áîëåé. Äâèãàòåëüíûå íàðóøåíèÿ â âèäå ïàðåçîâ èëè ïàðàëè÷åé îòìå÷àþñÿ ðåäêî, îíè áîëåå õàðàêòåðíû äëÿ çàïóùåííûõ ñëó÷àåâ. Ìîãóò îòìå÷àòüñÿ òðîôè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà â âèäå «ïîõóäàíèÿ» çà ñ÷åò àòðîôèè ìûøö. Íà ðàííèõ ñòàäèÿõ çàáîëåâàíèÿ áîëåå âûðàæåíû ñèìïòîìû ðàçäðàæåíèÿ, íà ïîçäíèõ – ñèìïòîìû âûïàäåíèÿ ôóíêöèé.

Ëå÷åíèå ìåæïîçâîíî÷íîé ãðûæè äèñêà.

ãðûæà ïîçâîíî÷íèê äèñê ëå÷åíèå

Îðãàíèçì ÷åëîâåêà îáëàäàåò ìîùíîé ñïîñîáíîñòüþ ê ñàìîçàæèâëåíèþ, ÷òî îòíîñèòñÿ è ê ïîâðåæäåíèþ ìåæïîçâîíêîâûõ äèñêîâ. Îáû÷íî ýòî çàáîëåâàíèå ïðîõîäèò çà 2-3 ìåñÿöà ïðè ñîáëþäåíèè ïîñòåëüíîãî ðåæèìà è ïîêîÿ – ëó÷øèõ ïðåäïîñûëîê äëÿ áûñòðîãî âûçäîðîâëåíèÿ áåç îñëîæíåíèé. Òàê æå, êàê è ïðè äðóãèõ áîëåçíÿõ ïîÿñíè÷íîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà, ðåêîìåíäóåòñÿ ëåæàòü íà ñïèíå ñ ïîäíÿòûìè èëè ïîëîæåííûìè íà ïîäóøêó íîãàìè, ìåíÿÿ ïîëîæåíèå òåëà è èñêàòü óäîáíóþ áåçáîëåçíåííóþ ïîçó. Äëÿ îñëàáëåíèÿ ñèëüíûõ áîëåé âîçìîæåí ïðèåì áîëåóòîëÿþùèõ, à òàêæå ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûõ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ, õîòÿ îíè è íå óñêîðÿþò âûçäîðîâëåíèå, îäíàêî óìåíüøàþò ñòðàäàíèå. ×åðåç 3-4 íåäåëè áîëè, êàê ïðàâèëî, çíà÷èòåëüíî îñëàáåâàþò, îäíàêî ñàìî ïîâðåæäåíèå äèñêà åùå íå çàëå÷èâàåòñÿ, ïîýòîìó âî èçáåæàíèå âîçìîæíûõ îñëîæíåíèé â âèäå õðîíè÷åñêèõ áîëåé â ïîÿñíèöå íåîáõîäèì ïîêîé åùå â òå÷åíèå öåëîãî ìåñÿöà.

Читайте также:  Растяжение позвоночника при грыже в воде

Îïåðàòèâíîå ëå÷åíèå ïîêàçàíî ïðè íàëè÷èè íåêóïèðóåìîãî áîëåâîãî ñèíäðîìà (ñðîê ëå÷åíèÿ îò 2-õ íåäåëü äî 3-õ ìåñÿöåâ), íàðàñòàíèè íåâðîëîãè÷åñêîãî äåôèöèòà, ñèíäðîìå ïîðàæåíèÿ êîíñêîãî õâîñòà (íàðóøåíèå ôóíêöèè òàçîâûõ îðãàíîâ, ñíèæåíèå ïîòåíöèè, îíåìåíèå ïðîìåæíîñòè).

Äðóãîé ìåòîä ëå÷åíèÿ ìåæïîçâîíêîâîé ãðûæè â îñòðîé ñòàäèè – âûòÿæåíèå ïîçâîíî÷íèêà. Ýòî âåñüìà ñòàðûé ñïîñîá, èíòåðåñ ê êîòîðîìó â ïîñëåäíåå âðåìÿ âîçðàñòàþò. Âûòÿæåíèåì ñîçäàåòñÿ ïåðåïàä äàâëåíèÿ â ìåæïîçâîíêîâîì ïðîñòðàíñòâå, ÷òî äàåò âîçìîæíîñòü «âñîñàòü» ãðûæó ïîçâîíî÷íèêà. Ïðè ýòîì íåîáõîäèìî íàéòè ïðàâèëüíîå íàïðàâëåíèå âîçäåéñòâèÿ è ïîäîáðàòü ñîîòâåòñòâóþùåå óñèëèå, ÷òîáû íå ïîâðåäèòü ïîçâîíî÷íèê åùå â áîëüøåé ñòåïåíè. Èíîãäà áîëüíîìó ðåêîìåíäóþò ñàìîìó îñóùåñòâèòü âûòÿæåíèå, ñîîáðàçóÿñü ñ áîëåâûìè îùóùåíèÿìè. Ïðè ïðàâèëüíîì ïðîâåäåíèè ïðîöåäóðû áîëü äîëæíà óìåíüøàòüñÿ, à íå âîçðàñòàòü.

Èòàê, ëå÷åíèå ãðûæè ñâîäÿòñÿ ê ñëåäóþùåìó:

Ïðè áîëÿõ ñðåäíåé òÿæåñòè èëè åñëè îíè òåðïèìû, áîëüíîìó ðåêîìåíäóþò ïîñòåëüíûé ðåæèì è áîëåóòîëÿþùèå ïðåïàðàòû äî îáëåã÷åíèÿ ñîñòîÿíèÿ èëè ïî êðàéíåé ìåðå â òå÷åíèå 3-4 íåäåëü.

Ìåòîä âûòÿæåíèÿ ïîçâîíî÷íèêà òàêæå ìîæåò ïðèìåíÿòüñÿ äëÿ áûñòðîãî îñëàáëåíèÿ áîëåé. Åñëè îíè, íåñìîòðÿ íà ïîñòåëüíûé ðåæèì è ëåêàðñòâåííóþ òåðàïèþ, âñå åùå íåâûíîñèìû, ìåõàíè÷åñêîå ðàñòÿæåíèå òàêæå ìîæåò áûòü âûõîäîì èç ïîëîæåíèÿ.

Îäíàêî åñëè áîëè íåâûíîñèìû, íåñìîòðÿ íà íåîäíîêðàòíûå âûòÿæåíèÿ è ïîëíûé ïîêîé, íå èñêëþ÷àåòñÿ õèðóðãè÷åñêîå âìåøàòåëüñòâî.

Ïîñëå îñòðîãî ïåðèîäà áîëåçíè äëÿ óêðåïëåíèÿ îñëàáåâøèõ ìûøö ñïèíû è âîçâðàùåíèÿ ïîçâîíî÷íèêó îáû÷íîé ïîäâèæíîñòè ñëåäóåò íà÷àòü çàíÿòèÿ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêîé.

Èíîãäà ïîíèæåíèå ÷óâñòâèòåëüíîñòè â íåêîòîðûõ ìåñòàõ íîãè è îùóùåíèå ñëàáîñòè â íåé íàáëþäàåòñÿ è ïîñëå èñ÷åçíîâåíèÿ áîëåé. Ýòî ñâÿçàíî ñ òåì, ÷òî ïîâðåæäåííûé êîðåøîê íåðâà âñå åùå íå âîññòàíîâèë ñâîè ôóíêöèè. Äâèãàòåëüíàÿ ñïîñîáíîñòü íîãè, òåì íå ìåíåå, îñòàåòñÿ íîðìàëüíîé. Îïàñíîñòü ñåðüåçíûõ ïîñëåäñòâèé ïðè óñëîâèè íåóêîñíèòåëüíîãî ñîáëþäåíèÿ ïîñòåëüíîãî ðåæèìà ñ ñàìîãî íà÷àëà çàáîëåâàíèÿ íåçíà÷èòåëüíà.

Ëå÷åíèå ãðûæè ïîçâîíî÷íèêà

Íà íà÷àëüíîì ýòàïå ëå÷åíèå ãðûæè ïîçâîíî÷íèêà èìååò öåëüþ ñíÿòèå áîëåâîãî ñèíäðîìà. Ïðè áîëÿõ ñðåäíåé òÿæåñòè èëè åñëè îíè òåðïèìû, áîëüíîìó ðåêîìåíäóþò ïîñòåëüíûé ðåæèì è áîëåóòîëÿþùèå ïðåïàðàòû äî îáëåã÷åíèÿ ñîñòîÿíèÿ èëè ïî êðàéíåé ìåðå â òå÷åíèå 3-4 íåäåëü.

Ìåòîä âûòÿæåíèÿ ïîçâîíî÷íèêà òàêæå ìîæåò ïðèìåíÿòüñÿ äëÿ áûñòðîãî îñëàáëåíèÿ áîëåé ïðè ãðûæå ïîçâîíî÷íèêà. Åñëè áîëè, íåñìîòðÿ íà ïîñòåëüíûé ðåæèì è ëåêàðñòâåííóþ òåðàïèþ, âñå åùå íåâûíîñèìû, ìåõàíè÷åñêîå ðàñòÿæåíèå ìîæåò ïîìî÷ü. Îäíàêî åñëè áîëè íåâûíîñèìû, íåñìîòðÿ íà íåîäíîêðàòíûå âûòÿæåíèÿ è ïîëíûé ïîêîé, íå èñêëþ÷àåòñÿ õèðóðãè÷åñêîå âìåøàòåëüñòâî.

Ïîñëå îñòðîãî ïåðèîäà áîëåçíè äëÿ óêðåïëåíèÿ îñëàáåâøèõ ìûøö ñïèíû è âîçâðàùåíèÿ ïîçâîíî÷íèêó îáû÷íîé ïîäâèæíîñòè ñëåäóåò íà÷àòü çàíÿòèÿ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêîé.

Ðàçëè÷àþò äâà îñíîâíûõ íàïðàâëåíèÿ â ëå÷åíèè ïàöèåíòîâ ñ ãðûæåé ïîçâîíî÷íèêà –êîíñåðâàòèâíîå è îïåðàòèâíîå.

Îïåðàòèâíîå ëå÷åíèå ãðûæè ïîçâîíî÷íèêà — óäàëÿþò ðàçðóøåííûé äèñê è ñîçäàþò óñëîâèÿ äëÿ ñðàùåíèÿ äâóõ ïîçâîíêîâ. Îïåðàöèÿ íàïðàâëåíà òîëüêî íà óñòðàíåíèå ñëåäñòâèé, íî íå óñòðàíÿåò ïðè÷èíû, ïðîâîöèðóþùèå ðàçâèòèå ãðûæè äèñêà ïîçâîíî÷íèêà.

Êîíñåðâàòèâíîå ëå÷åíèå ãðûæè ïîçâîíî÷íèêà — çàâèñèò îò ïîçèöèè âðà÷åé ïî îòíîøåíèþ ê ìåõàíèçìó ðàçâèòèÿ ãðûæè ïîçâîíî÷íèêà, ïóòåé ðàçðåøåíèÿ ïàòîëîãèè è ñîáñòâåííûõ ïðåäïî÷òåíèé â âûáîðå ñïîñîáîâ âîçäåéñòâèÿ íà ïàöèåíòà.

Ìîæíî âûäåëèòü òðè îñíîâíûõ êîíñåðâàòèâíûõ íàïðàâëåíèÿ.

Äâèãàòåëüíûå ìåòîäèêè çàñòàâëÿþò ïàöèåíòà ìàêñèìàëüíî àêòèâíî ïðåîáðàçîâûâàòü ñâîé ìûøå÷íûé òîðñ è ñòèìóëèðîâàòü èììóíèòåò. Ýòî ñôåðà òÿæåëûõ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé «äî ñåäüìîãî ïîòà». Ïðè ýòîì ñóùåñòâóåò ðèñê ðåçêîãî óõóäøåíèÿ ñîñòîÿíèÿ, çà ñ÷åò âíåçàïíîãî ñäàâëåíèÿ íåðâîâ íîâîé ãðûæåé äèñêà ïîçâîíî÷íèêà (ïðè ïîâûøåíèè äàâëåíèÿ íà ðàçðóøåííûé äèñê).  ýòîì ñëó÷àå âîçíèêàåò ïîòðåáíîñòü â ïðîâåäåíèè íåîòëîæíîé îïåðàöèè (â ðåæèìå ñêîðîé ïîìîùè). Ýôôåêòèâíîñòü è ñòîéêîñòü ðåçóëüòàòîâ ðàçëè÷íû.

Ìàíóàëüíûå ìåòîäèêè (ìàíóàëüíàÿ òåðàïèÿ, õèðîïðàêòèêà è ïð.) íàïðàâëåíû íà èçìåíåíèå íàïðÿæåííîñòè ìûøö ïîçâîíî÷íèêà è óìåíüøåíèÿ íàãðóçêè íà äèñê. Ìîãóò ïðèíîñèòü îáëåã÷åíèå, íî íå âëèÿþò íà ëèêâèäàöèþ ðàçðóøåííîãî äèñêà è íå óñòðàíÿþò ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà, âåäóùåãî ê îáðàçîâàíèþ ãðûæ. Ðèñê îñëîæíåíèé çàâèñèò îò ïðîôåññèîíàëèçìà ñïåöèàëèñòà.

Ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèå ìåòîäèêè ïðåäñòàâëÿþò îãðîìíûé ñïåêòð (ïðåèìóùåñòâåííî ïàññèâíûõ äëÿ ïàöèåíòà) ñïîñîáîâ. Âêëþ÷àåò íåñêîëüêî îñíîâíûõ íàïðàâëåíèé: ðåôëåêòîðíîå (êëàññè÷åñêàÿ, òðàäèöèîííàÿ è ñîâðåìåííàÿ ðåôëåêñîòåðàïèÿ, ìàññàæ), ïîëåâîå è êîëåáàòåëüíîå (ýëåêòðè÷åñêèìè, ìàãíèòíûìè, ýëåêòðîìàãíèòíûìè ïîëÿìè, óëüòðàçâóêîì, ñâåòîì) è ìåõàíè÷åñêîå (âûòÿæåíèÿ, ôèçêóëüòóðà). Ýôôåêòèâíîñòü çàâèñèò îò ìíîãèõ ôàêòîðîâ è îñîáåííîñòåé.

Îäíàêî ïîëíîöåííîå âîññòàíîâëåíèå ïðè ãðûæå ïîçâîíî÷íèêà âîçìîæíî òîëüêî ïðè êîìïëåêñíîì ïîäõîäå.

Ê çàäà÷àì âîññòàíîâëåíèÿ â ëå÷åíèè ãðûæè ïîçâîíî÷íèêà îòíîñÿòñÿ:

îáåçáîëèâàíèå (ïðè íåîáõîäèìîñòè);

ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíîå ëå÷åíèå;

âîññòàíîâëåíèå ñîñòîÿíèÿ âíóòðåííèõ ñòðóêòóð, ñâÿçàííûõ ñ ïîðàæåííûì ó÷àñòêîì ïîçâîíî÷íèêà;

âîññòàíîâëåíèå è êîððåêöèÿ ñîñòîÿíèÿ èììóííîé ñèñòåìû, êëåòêè êîòîðîé íåïîñðåäñòâåííî ó÷àñòâóþò â óòèëèçàöèè ðàçðóøåííûõ è îìåðòâåâøèõ ÷àñòåé äèñêà;

âîññòàíîâëåíèå ãàðìîíè÷íûõ âíóòðèñèñòåìíûõ âçàèìîîòíîøåíèé è âçàèìîñâÿçåé îáðàçîâàíèé ïîçâîíî÷íèêà;

êîððåêöèÿ âíóòðåííåé ñðåäû îðãàíèçìà, ñêàçûâàþùåéñÿ íà îáùåì è ëîêàëüíîì îáìåíå âåùåñòâ è âîñïîëíåíèå åå ïðè äåôèöèòå.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник