Чтобы у ребенка не было проблем с позвоночником

Чтобы у ребенка не было проблем с позвоночником thumbnail

Что делать, если ребёнок сутулится? Как с рождения формировать у ребёнка правильную осанку и предупредить проблемы с позвоночником? Что поможет сохранить правильное положение позвоночника во время длительных занятий сидя? Об этом АиФ.ru поговорил с доктором медицинских наук, профессором, травматологом-ортопедом Людмилой Михайловой.

Миличь Майя, АиФ.ru: Что приводит к проблемам с осанкой у ребёнка?

Людмила Михайлова: На сегодня основной причиной нарушения осанки является гиподинамия. Родители нередко под свой режим дня подстраивают ребёнка. Например, сидят вечером на диване, смотрят телевизор, а ребёнок рядом с ними сидит в положении сгибания, когда голова и плечи опущены. Это происходит, к сожалению, даже с детьми до года. Вместо этого родители должны осознавать, насколько важна для ребёнка постоянная активность. Ребёнку, как котёнку или щенку, нужно постоянное движение, беготня, преодоление высоты, ползание. Детям крайне вредно сидеть, потому что в этом положении работают только сгибатели, а когда дети бегают, прыгают, залезают на что-то или слезают, мышцы работают синхронно, и на сгибание, и на разгибание.

Сегодня же дети часто лишены возможности активно двигаться. На улицах дети уже не чертят классиков, чтобы прыгать, никто не лазит по деревьям, никто не прыгает на детских площадках. При этом посещение спортивных секций не развивает детей в достаточной мере.

Кроме этого, раньше дети на переменах в школе бегали, а сейчас – склонившись «сидят в телефонах», что тоже играет свою роль. Хотя у современных гаджетов есть один плюс – они являются замечательной мотивацией, с их помощью можно чего-то добиться от ребёнка, например выполнения упражнений. Конечно, лишать всего тоже нельзя, но стоит искать альтернативу. Например, пусть ребёнок играет в телефоне разрешённое время, но не сидя, а лёжа на животе на полу.

С самого рождения

– Что же делать родителям, чтобы у ребёнка правильно сформировалась осанка?

– Заниматься осанкой нужно с самого раннего возраста. Когда ребёнок совсем маленький, то есть в первые 1,5-2 месяца, его можно держать в кроватке. Но уже после двух месяцев малышу необходимо движение. Конечно, за ним нужно постоянно присматривать и при этом как-то делать рутинные домашние дела. В решении этой проблемы поможет манеж, где ребёнок может самостоятельно играть, ползать, развлекать себя, пока мама занята. При этом детская кровать должна использоваться только для сна. Приучать к манежу лучше с 1,5 месяцев, до шести месяцев ребёнок может проводить часть активных часов именно там. Манеж должен быть максимально большой, чтобы у ребёнка было место для перекатов через бочок и для ползания.

Потом уже, после полугода, стоит оборудовать в квартире «детский» угол. Лучше всего оборудовать игровое место на полу, постелив на пол ковёр и разложив игрушки. Цель этого в том, чтобы ребёнок научился сам себя перемещать в пространстве, управляя мышцами. При этом, конечно, с ребёнком нужно постоянно играть, заниматься на мяче, делать лёгкие и подходящие по возрасту и показаниям развивающие упражнения.

Крайне важно развивать у ребёнка ползунковый рефлекс, например ложиться рядом с малышом, чтобы он карабкался и учился переползать через взрослого.

Чтобы у ребенка не было проблем с позвоночником

Но чаще всего родители совершают одну ошибку – кутают ребёнка и кладут отдельно, в результате мы получаем гиподинамию, а ведь ребёнок должен активно шевелить ручками, ножками. Проблемы, связанные с гиподинамией, не решит массажист, приходящий раз в день.

Правильно развитые дети, которые находятся в постоянном движении, меньше травмируются, так как умеют группироваться. Важно строго соблюдать правила безопасности, ребёнок должен ползать только на полу, если он перемещает себя по кровати, то рядом должен находиться взрослый, полностью контролирующий действия малыша.

Разговоры о том, что есть дети, которые не ползают, а сразу встают и начинают ходить, некорректны. На мой взгляд, такой сценарий – скорее всего, последствие маленьких квартир, где ребёнку просто негде было ползать. А ведь переходить в вертикальную позицию и учиться ходить можно только после того, как ребёнок научился ползать. При этом дети должны сами учиться вставать, потом – залезать и сползать с дивана.

Последствия

– К чему может привести неправильно сформированная осанка?

– Родители боятся таких диагнозов, как кифоз и лордоз, но физиологический кифоз и лёгкий лордоз – это нормальное состояние, которое формируется позже. И стоит этого не бояться, а предупреждать. Дело в том, что у ребёнка изначально ровный позвоночник, и чтобы у него правильно сформировалась осанка, должны быть сформированы крепкие и сгибатели, и разгибатели, поэтому важно давать симметричную нагрузку. А для этого лучше, чем ползание, пока ничего ещё не придумали. Иногда мы даже назначаем быстро растущим детям, у кого быстро растут конечности, ползание по лестнице. Заставить ползать ребёнка можно с помощью специальных горок.

Родители должны сами понимать, насколько важна осанка. Потому что, если она сформирована неправильно – это проблема на всю жизнь. Неправильная осанка приводит и к головокружениям, и к нарушениям дыхания, частым простудным заболеваниям, патологическим реакциям на погоду и головным болям.

Учимся стоя!

– Как организовать обучающие занятия?

– Главное, чтобы ребёнок выполнял задания не только сидя, но и стоя или даже лёжа на животе. Для этого есть и специальные рабочие места.

Чтобы у ребенка не было проблем с позвоночником

Патологический кифоз формируется как раз от длительного положения сидя, его ещё называют синдром «перочинного ножа». Чтобы этого избежать, уже после года стоит купить для ребёнка что-то вроде конторки, чтобы он мог работать стоя, например, именно стоя рисовать, листать книжки, выводить первые кружочки и крестики. Стоя или в движении ребёнок даже информацию осваивает быстрее. Если он устал – пусть валяется на полу и продолжает заниматься.

Читайте также:  Бальзам дикуля для суставов и позвоночника инструкция по применению

При этом более 15 минут в положении сидя ребенку 4-5 лет нельзя находиться.

Кроме этого, с ребёнком нужно гулять три – четыре раза в день, где бы он мог бегать, носиться, залезать на горки, преодолевать препятствия и так далее. С ребёнком нужно постоянно разговаривать, чтобы он мог и речь развивать. Очень полезна игра в детский «дартс», когда ребёнок бросает шарики в мишень то одной рукой, то другой. Полезно и просто не спеша подниматься по лестнице, причём не приставным шагом. А вот качели бессмысленны – ребёнок сидит и не затрачивает энергию. Дома можно завести планку для периодического положения «виса» или шведскую стенку, можно танцевать. Иногда за ребёнка нужно придумывать занятия, особенно если он один в семье. Когда детей много, например двое или трое, то они и без взрослых найдут себе развлечения и будут достаточно двигаться. Главное, чтобы всё происходило под присмотром взрослых.

Родители сегодня часто забывают, что они в детстве имели большую свободу и больше двигались. Сейчас же во дворах целыми днями уже никто не гуляет, от этого возникают проблемы с осанкой.

– Как быть, когда ребёнок начинает готовиться к школе и ходить в подготовительный класс?

– Там все дети уже сидят по 30 минут на занятиях. Поэтому после занятий обязательна длительная прогулка, где ребёнок побегает по площадке, попрыгает на горке и так далее – это и станет профилактикой проблем, к которым приводит длительное положение сидя за партой. Конечно, нельзя ребёнку разрешать сидеть, развернувшись с опорой на правый локоть (если он правша) или на левый (если ребенок левша), при этом свесив голову и «разложившись» по столу. Такое положение говорит о том, что ребёнок устал и настало время для двигательной активности. Потому что самое вредное – это сидеть по два – три часа без отдыха и при этом – не разгибаясь.

Кстати, детей, с которыми не занимаются, сразу видно – у них голова опущена, плечики опущены, лопатки «крыловидные» и как будто отходят от тела. А ведь главное – сформировать осанку ещё до школы, тогда и проблем не будет.

Какую секцию выбрать?

– Если же школьник уже сутулится – что делать?

– Отдавать в спорт, причём в какую именно секцию – это в целом не важно. Главное, чтобы секция была рядом с домом, а занятия вёл внимательный тренер, которого дети не раздражают. Теннис – не лучший выбор, так как там даётся очень односторонняя нагрузка. Художественная гимнастика – специфический вид спорта, тренировки нацелены на развитие гибкости позвоночника, что приводит к перегибам и перегрузкам. А вот единоборства могут помочь с формированием правильной осанки. Любой игровой вид спорта – отличный выбор, поскольку потом можно пойти заниматься танцами.

Ходить же в секцию нужно так часто, как получается. Потому что этой нагрузки всё равно будет мало, и родители должны заниматься с ребёнком каждый день, ведь ни один спортивный комплекс сам по себе не работает. Заниматься дома нужно тем, что больше походит каждой конкретной семье. Пусть ребёнок показывает и повторят то, чему его научили в секции, или можно делать гимнастику всей семьёй, можно ходить на длительные прогулки, зимой – кататься на коньках или лыжах, можно выполнять упражнения на шведской стенке или ежедневно отжиматься, можно походить на пятках по дому и так далее. Кстати, для полноценной утренней гимнастики достаточно и пяти минут. Главное – чтобы ребёнок получал удовольствие от занятий, чтобы ему нравилось двигаться, так будет закладываться правильный стереотип осанки.

«Не сутулься!»

– Как обычно лечат нарушения осанки у детей и подростков?

– Основа исправления осанки – это движение. Корсеты для спины – это фиксатор для детей, которые уже не могут сами выпрямиться, этот вид лечения назначается уже при запущенных стадиях. Нарушение осанки – это неправильный режим.

Нельзя забывать, что мы живём в регионе, где мало солнца, поэтому нужно много гулять, не менее четырёх часов в день, и принимать препараты с витаминами А, D и можно очищенный рыбий жир. Для правильного формирования скелета крайне важно достаточное количества кальция. Но эти моменты должен регулировать педиатр. Родители же должны нагружать ребёнка так, чтобы он уставал и быстро засыпал.

– Какие упражнения можно делать дома?

– Стоять, прижавшись к стене или косяку, – эффективно, но подходит скорее для девочек. Мальчикам лучше ходить по дому на пятках, играть с грушей, делать висы, делать уголок в висе и подтягиваться. Мальчикам важно наращивать мышечную массу, потому что скелет у них очень быстро растёт. А вот мануальная терапия – не выход из ситуации, она точно не показана детям.

Если есть желание найти для ребёнка подходящую именно ему гимнастику – то стоит проконсультироваться у ортопеда, потому что универсальных упражнений нет, все люди отличаются не только по весу и росту, но и даже варианты развития позвоночника могут быть самые разные. Кроме этого, отличить патологию от нормы сможет только специалист, поэтому если беспокоит осанка ребёнка – обратитесь к специалисту, не занимайтесь самолечением.

Источник

Нарушения осанки у детей сегодня диагностируются все чаще, а показатели медицинской статистики не позволяют не задумываться о серьезности проблемы. Ведь различные проблемы с осанкой обнаруживаются у 15-17% дошкольников, у 33% учеников средней школы и у 67% старших школьников! Это чревато не только возникновением эстетических недостатков, но и появлением головных болей, дискомфорта в грудной клетке и спине, а также развитием астеновегетативного синдрома. Поэтому подобные патологии требуют как можно более раннего диагностирования и лечения, пока деформации не стали необратимыми и не спровоцировали осложнений.

Астеновегетативный синдром – расстройство работы нервной системы, сопровождающееся медленно прогрессирующим ухудшением памяти, снижением внимательности, быстрой утомляемостью и нарушениями сна.

Мальчик рисует за столом

Причины нарушений осанки у детей

Нарушением осанки у детей называют разного рода привычные для ребенка положения спины, отличающиеся от прямого. Это приводит к деформации позвоночника в различных плоскостях, в том числе усугублению физиологических изгибов в поясничном и шейно-грудном отделах позвоночника.

Читайте также:  Корсет для позвоночника больших размеров

Деформации могут быть врожденными или приобретенными. Но если первые обусловлены образованием лишних позвонков или клиновидными деформациями еще во внутриутробном периоде и встречаются только в 5-10% случаев, то вторые составляют подавляющее большинство и развиваются под влиянием негативных факторов в течение жизни.

Кифоз и лордоз

Наиболее часто причины нарушения осанки у детей заключаются в:

  • недостаточной физической активности;
  • несоответствии рабочего стола и стула росту ребенка;
  • недостаточном уровне освещенности места для выполнения домашних заданий;
  • неправильном распределении нагрузки на спину при ношении сумки или рюкзака на одно плечо;
  • сутулости и пр.

В результате этого некоторые мышцы спазмируются, а другие наоборот чрезмерно расслабляются. Позвоночник начинает деформироваться, что усугубляет ситуацию.

Наиболее подвержены возникновению нарушений осанки дети астенического телосложения (узкие плечи и грудь, длинные и тонкие руки и ноги, слабовыраженная мышечная ткань, худощавость).

Также в роли факторов, способствующего возникновению нарушений осанки могут выступать заболевания разного рода:

  • вальгусная деформация стопы;
  • переломы позвоночника;
  • рахит;
  • туберкулез;
  • полиомиелит;
  • остеомиелит;
  • укорочение одной из ног;
  • нарушения зрения и слуха (дети неосознанно занимают вынужденную позу, в которой лучше воспринимается информация).

Нарушения осанки у детей также могут формироваться в течение первых лет жизни на фоне постоянного ношения младенца на одной руке, использования ходунков, раннего высаживания и других факторов.

Основные причины нарушения осанки у детей

В легких случаях нарушения осанки у детей можно полностью исправить. Но в запущенных ситуациях они приводят к:

  • уменьшению подвижности грудной клетки и диафрагмы, что отрицательно сказывается на работе органов дыхания и может провоцировать развитие одышки и других нарушений;
  • снижению амортизационной функции межпозвоночных дисков позвоночника и раннему развитию остеохондроза, протрузий и грыж;
  • нарушениям работы сердечно-сосудистой системы и функционирования центральной нервной системы;
  • корешковому синдрому при ущемлении деформированным позвоночником и окружающими его тканями нервов, что приводит к нарушениям чувствительности, ограничению подвижности и болям в иннервируемых сдавленным нервом участках тела и т. д.

Виды и симптомы нарушений осанки у детей

Нарушения осанки могут быть разных видов, что определяет дальнейшую тактику лечения. Это:

  • плоская спина – сглаживание всех естественных позвоночных изгибов;
  • плоско-вогнутая спина – увеличение поясничного прогиба (лордоза) при незначительно выраженном прогибе в шейно-грудном отделе;
  • сутулость – увеличение грудного прогиба (кифоза) при уменьшении поясничного лордоза;
  • круглая спина – увеличение грудного кифоза при практически полном отсутствии поясничного лордоза;
  • кругло-вогнутая спина – увеличение всех естественных изгибов позвоночника;
  • сколиоз – деформация позвоночника в боковой плоскости, что проявляется асимметрией правой и левой стороны тела.

Нарушения осанки могут быть разной степени выраженности. Различают 4 степени, среди которых для 1-й характерны незначительные отклонения от нормы, а для 4-й – очень выраженные. В последнем случае деформации исправляются только с помощью операции.

Мама осматривает спину ребенка

Заподозрить наличие проблем с осанкой можно по возникновению следующих признаков:

  • быстрая утомляемость, потеря интереса к подвижным играм;
  • жалобы на боли в спине, шее, плечах или голове;
  • сложности при длительном нахождении в одной позе;
  • возникновение хрустов во время движения;
  • голова склонена вперед, лопатки выпирают наружу, ягодицы уплощаются;
  • опущение плеч, западание грудной клетки, сниженный тонус мышц верхней половины тела, полусогнутые в коленях ноги;
  • наклон головы и плеч вперед, выпячивание живота и таза, чрезмерное разгибание коленей при ходьбе;
  • плечи и лопатки находятся на разных уровнях, голова часто наклонена в бок, таз перекошен и пр.

Если родители замечают хотя бы один из этих признаков у ребенка, им следует немедленно обратиться к неврологу, ортопеду или вертебрологу. Врач проведет профессиональный осмотр ребенка и при необходимости назначит инструментальные методы исследования (рентген, КТ, МРТ), что поможет точно определить степень деформации и причину изменения осанки у ребенка.

Лечение нарушений осанки у детей

После установления точной причины возникновения нарушения осанки у детей разрабатывается тактика терапии, характер которой во многом зависит от поставленного диагноза. Если органические нарушения в строении позвоночника еще не возникли, а присутствует лишь плохая привычка сутулиться, лечение заключается в ее искоренении. При этом большая роль отводится родителям, которым требуется постоянно следить за ребенком и без психологического давления обращать его внимание на необходимости удерживать спину прямой, а также строго придерживаться других рекомендаций врача.

Схема правильной организации рабочего места школьника

Если же причина кроется в развитии заболеваний, терапия будет более сложной и многогранной. Она будет направлена не только на улучшение осанки, но и на устранение причин, повлекших за собой деформацию позвоночника, что может требовать также применения различных медикаментов. Но, к счастью, в большинстве случаев исправить нарушение осанки у детей можно без помощи хирургов. Главное, найти хорошего специалиста и неуклонно следовать его рекомендациям.

Основными компонентами лечения являются:

  • ЛФК;
  • лечебный массаж;
  • мануальная терапия;
  • гидротерапия;
  • физиотерапия.

При необходимости ребенку назначают ношение ортопедического корсета. Он будет поддерживать позвоночник в правильном положении и препятствовать усугублению уже имеющейся деформации. Благодаря ему родители могут немного ослабить контроль над положением спины ребенка, так как корсет не позволит сутулиться и горбиться. Для каждого ребенка ортопедический корсет подбирается индивидуально. При незначительных искривлениях используют модели из эластичных материалов с крепкими липучками, а при более выраженных деформациях – жесткие ортезы, изготовляемые индивидуально.

Читайте также:  Нерв ноги зажало позвоночником

Виды реклинаторов и корсетов для спины

Также важно разработать и придерживаться правильного режима дня ребенка и обеспечить его полноценным питанием. Необходимо подбирать обувь в соответствии с размером ноги, а не на вырост. Она, как и матрас и подушка для сна, должна быть ортопедической. Детям важно создать условия для полноценной физической активности и занятий спортом, а также организовать рабочее место школьника в соответствии с его ростом.

ЛФК

Лечебная физкультура – один из самых доступных и действенных способов исправления дефектов осанки у детей. Основной задачей ЛФК является укрепление мышечного корсета, в результате чего он будет обеспечивать более крепкую поддержку позвоночнику и способствовать удержанию его в правильном положении.

Для каждого ребенка комплекс лечебной гимнастики разрабатывается врачом индивидуально. При этом во внимании принимается вид деформации, возраст пациента, уровень его физической подготовки и имеющиеся сопутствующие заболевания, который могут стать противопоказанием для выполнения определенных упражнений.

Занятия рекомендуется проводить под контролем специалиста. Для этого формируются отдельные группы, посещая которые ребенок и его родители научатся правильно выполнять каждое предложенное упражнение так, чтобы оно приносило пользу, а не вред. Во время занятий лечебной физкультурой не допускаются резкие движения, сильные скручивания и большие силовые нагрузки.

У детей школьного возраста хорошие результаты дают занятия на гребном тренажере, велотренажере, а также специальных гимнастических комплексах.

Ребенок должен понимать, что при малейшем возникновении дискомфорта в спине, он должен сообщать об этом инструктору. Если причина болевых ощущений кроется не в неправильной тактике выполнения упражнения, необходимо обратиться к врачу для проведения обследования и коррекции программы ЛФК.

Занятие ЛФК у детей

Эффективность лечебной гимнастики напрямую зависит от регулярности и правильности выполнения упражнений. После того как ребенок и родители прочно усвоят методику каждого из них, допускается продолжать занятия дома самостоятельно. Важно ежедневно уделять внимание лечебной физкультуре, тогда красивая и статная осанка выработается значительно быстрее.

С определенной периодичностью ребенка нужно показывать лечащему врачу, чтобы он смог оценить эффективность лечебной гимнастики.

Лечебный массаж

Лечебный массаж подразумевает разогревание, разминание и растирание мышц спины и плечевого пояса. Это способствует улучшению крово- и лимфотока, расслаблению чрезмерно тонизированных мышц и напряжению слишком расслабленных. Это приводит к ускорению восстановления правильной анатомии позвоночного столба.

Мануальная терапия

Мануальная терапия – один из самых эффективных методов коррекции нарушений осанки у детей. Поскольку детские суставы сохраняют высокую подвижность, а позвоночник гибкость, с помощью грамотного воздействия руками удается быстро восстановить нормальное положение позвонков, устранить функциональные блоки и добиться стойкого улучшения осанки.

Но поскольку в отличие от лечебного массажа мануальная терапия предполагает работу непосредственно с позвоночником, она требует от специалиста высокого уровня квалификации, что подтверждается соответствующими дипломами, сертификатами и лицензиями. Важно со всей ответственностью подойти к выбору врача, так как неправильный подбор и выполнение приемов мануальной терапии чревато ухудшением состояния ребенка и усугублением деформаций позвоночника.

Гриценко К. А. на фоне лого клиники

Опытный мануальщик владеет массой различных приемов и методик, в том числе авторской методикой Гриценко, а также непременно знает, как их применять с максимальной пользой для пациента. Благодаря курсу сеансов мануальной терапии удается не просто добиться восстановления правильной осанки, но и:

  • улучшения работы всех внутренних органов;
  • устранения астеновегетативного синдрома;
  • улучшения памяти, внимания;
  • повышения общего тонуса и стойкости к инфекциям;
  • нормализации мышечного тонуса;
  • восстановления нормальной подвижности.

Гидротерапия

Гидротерапия подразумевает проведение различных водных процедур, которые обеспечивают активизацию кровообращения и питания тканей, а также оказывают спазмолитическое, противовоспалительное и регенеративное действие. В рамках гидротерапии могут применяться общие терапевтические ванны с добавлением в воду лечебных веществ, талассотерапия, лечебный душ, аквааэробика и пр.

Положительное влияние на состояние позвоночника и считается лучшим способом профилактики возникновения нарушений осанки. При уже имеющейся деформациях хребта рекомендуется посещать бассейн не реже 2-3 раз в неделю. Занятия с тренером также помогут ребенку научиться плавать и дополнительно принесут море удовольствия, что поможет воспринимать тренировки не как лечение, а как игру.

Дети в бассейне

Физиотерапия

Чаще всего при нарушениях осанки у детей назначаются курсы:

  • электростимуляции мышц спины – воздействие на мышцы и нервы комфортными для ребенка разрядами электрического тока, что способствует улучшению течения обменных процессов в мягких тканях;
  • индуктотермии – разновидность лечения магнитными полями, обеспечивающая получение обезболивающего, противовоспалительного, регенерирующего и иммуностимулирующего эффекта;
  • электрофореза – метод, позволяющий посредством электрического тока вводить необходимые лекарственные средства непосредственно в очаг патологических изменений через кожу, что позволяет избежать развития множества побочных эффектов и снизить дозу препаратов;
  • УФО – обеспечивает покрытие дефицита в ультрафиолетовом облучении, а также оказывает иммуностимулирующее, противовоспалительное действие;
  • талассотерапия – лечение морской водой, а также водорослями и некоторыми другим подарками моря, что обеспечивает стимулирование обмена веществ, улучшение состояния кожи, укрепление стенок кровеносных сосудов и устранение спазмов мышц;
  • пелоидетерапия – физиотерапевтическая процедура, подразумевающая использование ила, измельченной глины или особых отложений со дна водоемов, нанесение которых на кожу обеспечивает нормализацию нейрогуморальных процессов и образование биологически активных веществ, что улучшает тканевой метаболизм и нормализацию тонуса мышц.

Количество и периодичность процедур, а также их сочетание определяется опять же таки строго индивидуально. Но важно пройти полный комплекс физиотерапии, чтобы получить стойкий и выраженный эффект.

Таким образом, с нарушением осанки у ребенка может столкнуться каждый родитель. Но важно не закрывать глаза на проблему, а при первых же признаках ее возникновения обращаться к специалистам и принимать меры для ее ликвидации. В большинстве случаев, а именно в 98%, при ранней диагностике и точном соблюдении рекомендаций невролога, ортопеда или вертебролога правильно организованный лечебно-двигательный режим позволяет добиться полной коррекции нарушений осанки. В запущенных же случаях все же может потребоваться хирургическое вмешательство.

Источник