Что помещаются по обе стороны позвоночника

Тип урока: комбинированный, с
применением ИКТ
Формы работы на уроке: беседа,
демонстрация слайдов, самостоятельная работа с
учебником и тематическими таблицами, работа в
группах, составление таблицы.
Задачи:
- Учебно-познавательные: определить
сущность понятий «орган», «система органов»,
«организм»; определить функции основных
физиологических систем и органов, их образующие;
провести анализ конкретных связей между
функциями органов и частями тела. - Учебно-развивающие: учить ребят
самостоятельно работать с учебником, таблицами,
схемами, извлекая из них нужную информацию;
логически мыслить и оформлять результаты
мыслительных операций в письменной или устной
форме. - Учебно-воспитательные: воспитывать
бережное отношение к своему здоровью.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята. За окном осень вступила
в свои права, а мы сегодня собрались в этом уютном
кабинете на открытый урок по биологии. Всем желаю
получить только хорошие и отличные оценки.
2. Проверка домашнего задания
– Какую тему мы изучили на прошлом уроке?
Приготовьтесь отвечать на вопросы по этой теме.
1. О каких видах ткани идёт речь?
А) Наружный покров тела, а так же многие полости
внутренних органов выстилает ткань… (эпителиальная)
Б) Обладает свойством возбудимости и
сократимости ткань… (мышечная)
В) Самой разнообразной по строению и функциям тип
ткани… (соединительная)
Г) Основную часть спинного и головного мозга
образует ткань… (нервная)
Д) Жидкая соединительная ткань, состоит из
форменных элементов и плазмы… (кровь)
Е) Образует слой жировой клетчатки над кожей… (жировая)
Ж) Клетки плотно прижаты друг к другу,
межклеточное вещество развито слабо, при
повреждении клетки быстро замещаются новыми… (эпителиальная)
З) Эти ткани образуют скелет человека… (костная
и хрящевая)
И) Ткань, образующая сердечную мышцу… (сердечная
мышечная ткань)
К) Образуют скелетные мышцы… (поперечно-полосатые
скелетные ткани)
2. По рисунку определите тип или вид ткани.
Ребята получают рисунки с видами тканей.
Отвечают.
3. Новая тема
1. Вся окружающая нас природа разделяется на
органическую и неорганическую. К первой
относятся живые существа, ко второй неживые.
Скажите, что общего в строении всех живых
существ? (Клеточное строение)
– Что образуют клетки в многоклеточном
организме? (Ткани)
– Вспомните определение понятию – ткань.
(Ткань – группа клеток, схожих по строению и
происхождению, выполняющих определённую функцию
и соединённых между собой межклеточным
веществом.)
– Что образуют ткани живых существ? (Органы)
– Попробуйте сформулировать определение
понятию орган. (Орган – это часть тела,
занимающая определённое место в организме,
имеющая определённую форму и строение и
выполняющая определённую функцию)
– Что в свою очередь образуют органы? (Системы
органов)
– Что образуют системы органов? (Целый
организм, который работает как единое целое)
На доске появляется схема.
– Какие звенья в этой цепочке мы уже изучили?
Что предстоит изучить? Итак, тема нашего урока:
Органы. Системы органов. Записываем в тетрадь.
2. Сегодня на уроке вам предстоит
самостоятельно, в группах, изучить системы
органов, составляющие их органы, выявить место
расположение и функции.
Каждая группа получит карточку с заданием (Приложение 1) изучить
определённые системы органов по плану:
- Выявить органы, из которых состоят данные вам
системы органов. - изучить их функции.
- заполнить таблицу.
Для выполнения задания использовать
информацию учебника и тематические таблицы.
Результатом работы всех групп будет заполнение
общей таблицы указанной на доске. Группы изучают
и готовятся к выступлению. Время 10 мин.
№ | Системы органов | Органы, из которых она состоит | Функции |
1 | Скелетная система | Из костей | Поддерживает тело Место прикрепления мышц защитная |
2 | Мышечная система | Скелетные мышцы | Приводит в движение кости скелета |
3 | мочевыделительная | Почки, Мочеточники Мочевой пузырь Мочеиспускательный канал | Выделение из организма жидких продуктов обмена |
4 | Кровеносная система | Сердце сосуды | Обеспечивает движение крови, которая транспортирует кислород и питательные вещества и удаляет продукты обмена |
5 | Дыхательная система | Носовая полость Глотка Гортань Трахея Бронхи лёгкие | Обеспечивает поступление кислорода и выделение углекислого газа |
6 | Пищеварительная система | Ротовая полость Глотка Пищевод Желудок Кишечник Печень Поджелудочная железа | Переваривание пищи |
7 | Половая система | Яичники семенники | Обеспечивает продолжение рода |
8 | Нервная система | Головной мозг Спинной мозг нервы | Координирует работу всех органов нашего тела |
9 | Эндокринный аппарат | Эндокринные железы | Влияет на обмен веществ и работу органов |
Вопросы:
– Чем система органов отличается от аппарата
органов? (Система органов состоит из органов
одинаковых по происхождению и плану строения, а
аппарат из органов разного происхождения и
строения, но объединённых общими функциями.)
– Какие вы знаете аппараты органов? (Опорно-двигательный
аппарат, эндокринный аппарат)
– Благодаря какой системе организм существует
как единое целое? (Нервной)
3. Изучив расположение органов и их систем,
ответьте на вопрос:
Какой орган помещается:
- Под диафрагмой в правом боку и по середине линии
тела (печень). Диафрагма –
это мышечная перегородка, которая разделяет
органы на органы брюшной и грудной полости. - Под диафрагмой в левой части брюшной полости (желудок)
- Выше диафрагмы под грудной костью (лёгкие)
- В брюшной полости по обе стороны поясничного
отдела позвоночника (почки)
4. А знаете ли вы, что в строении и расположении
человеческого тела имеются определённые
закономерности? Послушайте сообщение (готовит
ученик)
Сообщение «Закономерности в строении и
расположении органов человеческого тела»
- Длина ладони равна длине лица (от подбородка до
начала волосяного покрова), т.е. ладонью можно
закрыть лицо; - Длина предплечья равна длине стопы, а длина
стопы равна длине окружности кулака
(следовательно, узнать, подходит ли носок, можно,
если обернуть его след вокруг кисти, сжатой в
кулак, а подобрать нужный размер тапочка или
валенка можно, если сравнить длину подошвы обуви
с длиной предплечья); - Расстояние между кистями разведённых в сторону
рук равно сумме длин обеих ног (определить,
подходят ли брюки по длине можно, если
растянуть их в разведённых руках); - Длина носа примерно равна длине уха, а ширина
уха составляет половину его длины.
Перечисленные закономерности верны лишь
приблизительно, у одних несоответствие будет
больше, а у других меньше. Эти отклонения будут
вариантами нормы и не являются недостатками
фигуры.
5. Закрепление
Заключительное задание группам. Установить
соответствие между органом и системой органов.
Заполните таблицу, вставив букву
соответствующей системы органов.
1)
желудок
А) скелетная система
2) мочевой
пузырь
Б) мышечная система
3)
печень
В) выделительная система
4)
почки
Г) дыхательная система
5) поджелудочная
железа
Д) пищеварительная система
6)
сердце
Е) нервная система
7)
семенники
Ж)
кровеносная система
8)
трахея
З) половая система
9) гортань
10) головной мозг
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6. Рефлексия
– Что было главным на уроке?
– Какие затруднения у вас возникли на уроке?
– Что нового вы узнали?
– Что было интересно?
– Чему научились?
Учитель просит заполнить карту оценки
деятельности на уроке и поставить самооценку в
виде отметки по критериям, выведенным на экран.
На экране появляется запись:
Оцени свою работу.
«5» – выполнил все данные мне задания.
«4» – выполнил все задания, но иногда ошибался.
«3» – часто ошибался, выполнил только половину.
«2» – ничего не смог выполнить правильно.
Учитель просит сдать карты оценки деятельности
на уроке.
– Спасибо всем за урок. Молодцы!
7. Выставление оценок
8. Домашнее задание: подготовиться к
зачёту «Общий обзор организма человека».
Источник
Ответы в конце.
1. Позвоночник – основная часть осевого скелета позвоночных животных и человека.
По строению позвонков и характеру сочленяющихся с ними элементов позвоночник разделяют на отделы. Какое количество позвонков находится в шейном отделе позвоночника человека?
- 5 позвонков
- 6 позвонков
- 10 позвонков
- 7 позвонков
2. Минимальный структурный элемент всех типов мышц – мышечное волокно, каждое из которых в отдельности является не только клеточной, но и физиологической единицей, способной сокращаться. Это происходит с помощью специфических элементов клетки – миофибрилл, в состав которых входят сократительные белки. Как они называются?
- Миозин и гуанин
- Актин и миозин
- Цитозин и актин
- Гуанин и цитозин
3. Кровообращение человека – это замкнутый сосудистый путь, который обеспечивает непрерывный ток крови. Ток крови несет клеткам кислород и питание и уносит углекислоту и продукты метаболизма. Кровообращение состоит из двух последовательно соединённых кругов (петель). Большой круг кровообращения:
- Начинается в левом желудочке
- Начинается в правом желудочке
- Начинается в правом предсердии
- Начинается в левом предсердии
4. Сердце – фиброзно-мышечный орган, обеспечивающий ток крови по кровеносным сосудам. Сердце, как и кровеносная и лимфатическая системы, является производным:
Эктодермы
Эндодермы
Мезодермы
Эпидермы
5. Сердце человека состоит из четырёх камер, разделенных перегородками и клапанами. Кровь из верхней и нижней полой вены поступает в правое предсердие и проходит в правый желудочек через:
- Аортальный клапан
- Трикуспидальный клапан
- Митральный клапан
- Легочной клапан
6. Лимфатическая система представляет собой часть сосудистой системы у позвоночных животных и человека, а также дополняет сердечно-сосудистую систему. Она играет важную роль в обмене веществ и очищении клеток и тканей организма. В отличие от кровеносной системы, лимфатическая система человека:
- Замкнутая, имеет один круг лимфообращения
- Замкнутая, с двумя кругами лимфообращения
- Незамкнутая
- Замкнутая, с тремя кругами лимфообращения
7. Пищеварительная система человека осуществляет переваривание пищи путём её физической и химической обработки, всасывания продуктов расщепления через слизистую оболочку в кровь и лимфу, а также путем выведения непереработанных остатков. Какое вещество не всасывается в тонком кишечнике?
- Крахмал
- Аминокислоты
- Жиры
- Глюкоза
8. Зубы – образования, состоящие, в основном, из твердых тканей, предназначены для первичной механической обработки пищи. В норме у человека имеется 28-32 постоянных зубов. Внутри зуба находится соединительная ткань, пронизанная нервами и кровеносными сосудами. Эта часть зуба называется:
- Дентин
- Эмаль
- Пульпа
- Цемент
9. Глазное яблоко состоит из трех оболочек: наружная, средняя и внутренняя. Наружная – очень плотная фиброзная оболочка глазного яблока, к которой прикрепляются наружные мышцы глазного яблока. Наружная оболочка выполняет защитную функцию и благодаря тургору обусловливает форму глаза. Она состоит из двух частей: передней и задней. Как называется задняя часть наружной оболочки глазного яблока?
- Радужка
- Роговица
- Склера
- Сетчатка
10. Аккомодация глаза – процесс изменения преломляющей силы глаза для приспособления к восприятию предметов, находящихся от него на различных расстояниях. Какая структура глаза отвечает за этот процесс?
- Хрусталик
- Роговица
- Зрачок
- Стекловидное тело
Фото: https://66.media.tumblr.com/42394ccd2634a1326753d8290ba0a5d6/tumblr_phg47xwi3G1v89808_1280.jpg
Ответы.
1. 7 позвонков.
У человека позвоночник состоит из 32-34 позвонков – 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 3-5 копчиковых. Наиболее массивные из них находятся в поясничном отделе.
2. Актин и миозин.
Актомиозин – белковый комплекс, состоящий из актина и миозина, который входит в состав миофибрилл, благодаря энергии, освобожденной в процессе гидролиза АТФ, актомиозин может сокращаться.
3. Начинается в левом желудочке.
Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке и оканчивается в правом предсердии; малый круг кровообращения начинается в правом желудочке и оканчивается в левом предсердии.
4. Мезодермы.
Свое начало сердце берет с объединения двух зачатков, которые объединяются и образуют сердечную трубку, в которой уже представлены характерные для сердца ткани. Эндокард формируется из мезенхимы, а миокард и эпикард – из висцеральных листков мезодермы.
5. Трикуспидальный клапан.
Трикуспидальный клапан (трёхстворчатый клапан) – это клапан между правым предсердием и правым желудочком сердца. Представлен тремя полулунными соединительнотканными пластинками, которые предотвращают во время систолы правого желудочка регургитацию (обратный ток) крови в правое предсердие.
6. Незамкнутая.
В структуру лимфатической системы входят: лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, лимфатические узлы, лимфатические стволы и протоки. Лимфатическая система у человека является незамкнутой и не имеет центрального насоса. Лимфа, циркулирующая в ней, движется медленно и под небольшим давлением.
7. Крахмал.
Всасывание питательных веществ, воды и электролитов осуществляется в основном в тонкой кишке и сопряжено с гидролизом питательных веществ. С помощью ферментов питательные вещества расщепляются до мономеров, которые всасываются. Поэтому полисахарид- крахмал сначала должен расщепиться до мономеров – глюкозы, а затем всасываться в кровь.
8. Пульпа.
Пульпа зуба состоит из рыхлой соединительной ткани с большим количеством кровеносных и лимфатических сосудов, нервов. Функции пульпы многообразны, она выполняет три основные функции: пластическую, трофическую и защитную.
9. Склера.
Передняя прозрачная часть наружной оболочки глазного яблока – роговица, задняя непрозрачная часть белесоватого цвета – склера. Она выполняет опорную и защитную функции.
10. Хрусталик.
Механизм аккомодации состоит в следующем: при сокращении волокон ресничной мышцы глаза происходит расслабление ресничного пояска, посредством которого хрусталик, заключенный в сумку, прикреплен к ресничному телу, ослабление натяжения волокон этой связки ослабляет, в свою очередь, степень натяжения сумки хрусталика. Хрусталик обладает эластическими свойствами и приобретает более выпуклую форму, в результате чего изменяется преломляющая сила всей оптической системы глаза. При расслаблении ресничной мышцы происходит обратный процесс.
Делитесь ответами в комментариях!)
Источник
Хирургическая анатомия позвоночника
Позвоночный столб представляет собой осевой орган из 33 позвонков (7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных позвонков связанных со сращенным крестцом [5 позвонков] и хвостового копчика [обычно 4 позвонка]). Самым маленьким опорным элементом позвоночника является позвоночно-двигательный сегмент, который состоит из межпозвонкового диска и двух смежных тел позвонков с соответствующими суставами. Таким образом, эти анатомические особенности позвоночника адаптированы к двум основным функциям, а именно:
1. Сохранение осевой стабильности с возможностью определенной мобильности и
2. Защита спинного мозга и спинномозговых нервов.
а) Анатомия позвоночного столба. В соответствии с четырьмя сегментами в боковой проекции (шейного, грудного, поясничного и крестцового) на позвоночнике имеется четыре изгиба, обеспечивающие гибкость и поддерживающие спинной мозг. Анатомические особенности адаптированы к специфическим требованиям. Основой служат передние компоненты—тело позвонка, соединяющегося с задней аркой с помощью ножек. Кроме того, верхние и нижние суставные отростки образуют диартроз.
Поперечные отростки, находящиеся сбоку недалеко от пересечения ножки и пластинки тела и остистый отросток, соединяют обе пластинки сзади. Характеристики сегментов позвоночника перечислены ниже. Краниоцервикальное соединение с уникальной анатомией С1 и С2 имеет ряд специфических анатомических особенностей, а некоторые позвонки должны быть рассмотрены в качестве переходного позвонка, такие как С7 шейно-грудного перехода и Т11/Т12 грудо-поясничного перехода.
I. Верхний шейный отдел позвоночника (С1 и С2):
• Атлант С1:
— Не имеет тела позвонка.
— Состоит из переднего кольца и задней арки.
— Двояковогнутые верхние суставные поверхности соединяются с затылочной костью (СО).
— Двусторонние нижние суставные поверхности соединяются с С2 под углом примерно 20° в переднезадней проекции.
— По задней средней линии две части арки образуют остаточные остистые отростки (задний бугорок).
— На задней боковой поверхности арки, позади верхней суставной поверхности проходит артериальная борозда для V3 сегмента позвоночной артерии, которая проходит в борозде перед входом в субарахноидальное пространство через атланто-затылочную мембрану.
— Переднее полукольцо имеет передний выступ (передний бугорок).
— На внутренней поверхности переднего полукольца имеется синовиальная суставная поверхность, обеспечивающая вращение С1 вокруг зубовидного отростка С2.
— Поперечная связка отходит от медиальной части (бугорок) латеральной массы и предотвращает передний подвывих С1 одновременно обеспечивая нормальное вращение в атланто-аксиальном суставе.
• Аксис С2:
— Зубовидный отросток как характерная особенность С2 является верхним продолжением тела позвонка для образования сустава с передним полукольцом С1 спереди и поперечной связкой сзади.
— У каждой части сустава имеется собственная синовиальная полость вокруг зубовидного отростка.
— Зубовидный отросток имеет три грубых костных выступа для соединения с апикальной связкой и крыловидными связками, соединяющими зубовидный отросток с основанием черепа.
— Апикальная связка соединяет зубовидный отросток с передним краем большого затылочного отверстия, а крыловидные связки соединяют его с затылочными мыщелками. Эти связки чрезвычайно важны для биомеханической устойчивости краниовертебрального перехода.
— Поперечные отверстия расположены в переднелатеральной части ножки. Они составляют угловой канал, изгибающий позвоночную артерию вбок под углом 45° до ее входа в поперечное отверстие С1.
— Ножка — самое крупное образование шейного отдела.
II. Нижний шейный отдел позвоночника (С3-С7):
– Латеральные части позвонков более тонкие, с поперечным отверстием на каждой стороне, служащим костным каналом для позвоночной артерии от С6 до С1.
– Суставные поверхности имеют наклон 45° в краниокаудальном направлении в горизонтальной плоскости.
– У позвонков с обеих сторон имеются небольшие двурогие поперечные отростки.
– Маленькая и тонкая пластинка с более широким основанием.
– Остистые отростки почти горизонтальные и расщеплены, за исключением С7.
– Маленькие ножки.
III. Грудной отдел позвоночника:
– Размер тела позвонков составляет среднее между небольшими шейными и крупными поясничными позвонками.
– Тело позвонка включает суставную поверхность для ребра в качестве позвоночно-реберного сустава, а ребра соединяются с поперечными отростками реберно-поперечным суставом.
– Грани суставов имеют корональную (венечную) ориентацию от Т1 до Т10 и поворачиваются сагиттально между Т10 и Т12.
– Поперечные отростки короче на нижних уровнях.
– Пластинки толще, чем в шейном отделе позвоночника.
– Остистые отростки длинные и направлены книзу на уровне середины груди, ближе к горизонтали в нижнем грудном отделе позвоночника.
– Ножки короткие и высокие, с постепенным увеличением ширины от Т1 к Т12.
Анатомия грудного позвонка
IV. Поясничный отдел позвоночника:
– Крупнейшие тела позвонков в позвоночнике с клиновидной формой (высота: передняя > задней), формирующей поясничный лордоз.
– Суставные фасетки ориентированы в сагиттальной плоскости.
– Поперечные отростки выходят на боковую поверхность задней арки у пересечения ножки и верхней суставной поверхности.
– Пластинки шире и короче, чем в грудном отделе позвоночника.
– Ножки толстые и имеют овальную форму.
Анатомия поясничного позвонка
V. Крестец:
– Состоит из четырех или пяти сросшихся позвонков, напоминающих треугольник.
– Образует сустав по бокам с подвздошной костью и сверху с L5 под углом 130-160°.
– Формирует заднюю стенку таза.
– Диаметр постепенно уменьшается сверху вниз.
– Имеет рудиментарный медиальный гребень (остатки остистого отростка), промежуточный гребень (остаточные суставные отростки), а также боковой гребень (расположение поперечных отростков на более примитивной стадии) на задней поверхности.
– Крестцовая щель находится на уровне S5 (редко на уровне S4), в связи с отсутствием пластинки и остистого отростка, и содержит концевую нить, в свою очередь содержащую жировую и фиброзную ткань, служащую фиксатором для хвостового отдела спинного мозга.
VI. Копчик:
– Треугольный остаток хвоста, который содержит три или четыре срощенных кости.
– Служит для прикрепления ягодичных и тазовых мышц.
Позвоночный столб:
A – вил справа: Б – вид спереди; В – вид сзади.
VII. Межпозвоночные диски:
– Присутствуют от С2/С3 до L5/S1.
– Каждый диск состоит из мягкого студенистого ядра, окруженного по периферии кольцом из фиброзной ткани — фиброзным кольцом.
– Волокна кольца организованы в концентрические кольца, идущие наискосок от одного позвонка к другому, обеспечивая таким образом стабильность, но одновременно с определенной степенью подвижности смежных сегментов.
– Фиброзные волокна крепятся к хрящевой поверхности позвоночной концевой пластины и соединяются передней и задней продольными связками.
– Пульпозное ядро состоит из рыхлой сети волокон и протеогликанов, и получает питание с помощью диффузии.
– Высокое содержание воды пульпозного ядра уменьшается с возрастом и в процессе повседневной активности.
VIII. Спинальные связки:
а) Передняя продольная связка (ППС):
— Проходит от крестца до переднего бугорка С1 по передней поверхности тел позвонков.
— Часть между С1 и передним базионом является передней атланто-затылочной мембраной.
— Усиливается в краниокаудальном направлении и предотвращает переразгибание и перерастяжение.
б) Задняя продольная связка (ЗПС):
— Проходит по задней стороне тел позвонков от С2 до крестца.
— Рострально происходит расширение текториальной мембраны, что стабилизирует КВС.
— Состоит из двух слоев (передний или глубокий слой соединяется с телами позвонков и дисками, в то время как задний или поверхностный слой подходит к ТМО), содержащих венозное сплетение.
— Обеспечивает большую возможность деформации чем ППС.
— Лигаментоаксис — явление, посредством которого у пациентов со взрывными переломами и интактной ЗПС костные фрагменты, выходящие за границы нормального позвонка, входят туда и обратно.
— Ограничивает чрезмерное сгибание и предотвращает протрузию диска в позвоночный канал.
— Толщина уменьшается в краниокаудальном направлении.
в) Желтая связка:
— Проходит от передней верхней пластины к верхнему краю нижней пластинки.
— Простирается от боковой (верхнего суставного отростка) на медиальную часть (внутренняя задняя часть пластинки).
— Предотвращает пересгибание.
г) Межостистая связка и надостная связка:
— Связывают соседние остистые отростки, что предотвращает чрезмерное сгибание.
Связки и суставы позвоночного столба; вид справа.
(Поясничный отдел. Позвоночный канал частично вскрыт.)
Связки и суставы позвоночного столба; вид сзади.
(Поясничный отдел. Дуги и отростки XII грудного, I и II поясничных позвонков удалены.)
Учебное видео анатомии соединений позвонков между собой и с ребрами
– Также рекомендуем “Хирургическая анатомия спинного мозга”
Оглавление темы “Нейрохирургия позвоночника.”:
- Хирургическая анатомия позвоночника
- Хирургическая анатомия спинного мозга
- Причины дегенеративных заболеваний межпозвонкового диска (остеохондроза)
- Причины стеноза позвоночного канала
- Алгоритм обследования позвоночника и спинного мозга – Европейские рекомендации
- Показания для обычной рентгенографии позвоночника
- Показания для компьютерной томографии позвоночника
Источник