Что делать если у подростков грудной отдел позвоночника

Что делать если у подростков грудной отдел позвоночника thumbnail

Идиопатический (причина возникновения, которого не установлена) сколиоз и ювенильный (подростковый) сколиоз – самые распространенные формы данного заболевания (примерно 80% всех случаев), они начинают развиваться в первые года жизни ребенка и заканчиваются после периода интенсивного роста организма (13-15 лет). Гораздо чаще встречаются у девочек, примерно в 4-5 раз. При этом следует отличать сколиоз от сколиотической осанки.

Сколиотическая осанка характеризуется нарушениями симметрии мускулатуры обеих половинок тела (если разделительную ось провести по позвоночнику). При сколиозе патологические изменения затрагивают уже и костные структуры тел позвонков. Сам позвоночный столб отклоняется от оси в одной точке (С-образный сколиоз), в двух точках (S-образный), в трех точках (Z-образный). И в том и другом случае отмечается асимметрия расположения плеч, лопаток, тазовых костей, голова практически всегда склонена в одну сторону.

Даже на ранних стадиях патология хорошо диагностируется тестом с согнутой спиной. Пациент, не напрягая спины, делает наклон вперед. Визуализируя поверхность спинных мышц можно заметить их неравномерное развитие или выпирание одной из лопаток. Боковое искривление позвоночного столба выравнивается в положении лежа на жесткой поверхности или напряжением определенных групп мышц, отсутствует торсия (скручивание тел позвонков вокруг вертикальной оси). Грамотное лечение нарушения осанки на такой стадии гарантирует полное выздоровление ребенка.

Этиология заболевания

Пик роста заболеваемости приходится примерно на 6-7 год жизни ребенка и обусловлен резко возросшей физической и психологической нагрузкой (дети идут в первый класс). Следующими пунктами в списке причин, вызывающих искривление осанки, стоят:

малоподвижный образ жизни (дети любят проводить свободное время перед телевизором, компьютером или с планшетом);

постоянное длительное пребывание в анатомически неправильных позах (сидя согнувшись за столом, с подогнутой под себя одной ногой, лежа на мягкой кровати с высоко поднятой подушкой и т.д.).

Все это вызывает атрофию мышечных волокон или неравномерное распределение нагрузки на парные группы мышц и асимметрию в развитии. Поэтому лечение искривления позвоночника в первую очередь должно начинаться с выявления и устранения провоцирующих заболевание факторов.

Подростков с поздней стадией сколиоза можно отличить от группы сверстников даже невооруженным взглядом. Они вялые, малоподвижные, отстают в физическом развитии, одно плечо выше другого, голова склонена набок, достаточно часто добавляется и сутулость (кифоз Шейермана-Мау). К основным симптомам (хроническим болям в спине, которые усиливаются даже после небольших физических нагрузок) могут подключаться частые головные боли, быстрая утомляемость, слабость нижних конечностей.

Длительность и эффективность терапии заболевания во многом зависит от степени деформации позвоночного столба. Подразделение на степени производится по углу искривления:

1-я степень – угол наклона до 10о;

2-я степень – угол наклона до 30о;

3-я степень – до 60о;

4-я степень – угол наклона по главной дуге свыше 60о.

лечение сколиоза 3-й степени и выше уже связано с серьезными деформациями в строении грудной клетки и изменениями работы внутренних органов (сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем).

Консервативное лечение сколиоза у подростков

Любые, даже самые незначительные, нарушения осанки негативно влияют на работу внутренних органов, кроме того, развиваются ранние патологические процессы в межпозвоночных дисках, что в зрелом возрасте может стать причиной лечения остеохондроза, межпозвонковых грыж, стеноза спинномозгового канала, нестабильности позвоночника и пр. Таким образом, своевременная терапия не только помогает быстро и эффективно исправить искривление, но и предотвратить прогрессирование других более серьезных заболеваний.

Лечебная физкультура (ЛФК)

Один из основных методов коррекции патологий осанки. Позволяет укрепить и равномерно развить парные группы мышц спины, пресса, ягодиц, грудины. Комплекс упражнений, дозировку нагрузки и интенсивность разрабатывает лечащий врач индивидуально для каждого пациента.

Со временем упражнения корректируются, меняются, добавляются действия на растяжку и расслабление гипертрофированных мышц, и укрепление атрофированных. При этом статические нагрузки чередуются с динамическими, меняется интенсивность двигательных режимов, но прямые нагрузки на позвоночник исключаются. Хорошие результаты дает комплекс упражнений с ортопедической доской Ивминова.

Массаж

Один из вспомогательных методов консервативного лечения позвоночника у подростков. Основная цель массажа – улучшение кровообращения и лимфотока в патологическом участке, оздоровление мягких тканей и поднятие общего тонуса организма, устранение болевых ощущений, если они существуют, создание правильного мышечного корсета и двигательного стереотипа. При этом по рекомендации врача массажист проводит дифференцированный сеанс: расслабляющий для гипертрофированной зоны и тонизирующий для атрофированной.

Процедура примерно разбивается на три этапа: интенсивная, но достаточно легкая проработка верхних слоев мягких тканей; далее более глубокая проработка мышц; затем непосредственно коррекция деформаций и закрепление полученного результата. За год пациентам рекомендуется принимать не менее трех курсов массажа по 15-20 процедур в каждом. Для детей продолжительность первоначальных процедур составляет 15-20 минут ежедневно, и постепенно доводится до 45-50 минут с посещением через день.

Корректоры осанки

Для лечения сколиоза позвоночника у подростков могут применяться реклинаторы, пояса грудной коррекции и грудинно-поясничных мышц, жесткие корсеты.

Реклинаторы предназначены для исправления незначительной сутулости и ослабленных мышц плечевого пояса и мускулатуры верхнегрудного отдела позвоночника. Позволяют ослабить гипертонус грудных мышц, развернуть плечи и свести лопатки.

Бандажи или грудные пояса используют при более выраженной сутулости, а также искривления осанки (сколиозе) в грудном сегменте спины.

Корректоры грудинно-поясничных мышц рекомендованы для комплексного воздействия: лечения сутулости (кифоза) в грудном отделе, лордоза (излишнего прогиба) в пояснице и сколиоза.

Жесткие корсеты (Милуоки, Шено, Бостонский и др.) применяют для коррекции сколиоза со 2-й степени и выше. Время ношения корсета увеличивается постепенно, пока не достигнет 18-20 часов в сутки, таким же образом, но по убыванию корректор снимается.

Подбором корректоров осанки для пациента занимается врач-ортопед.

Нетрадиционные методы коррекции

Многие центры лечения сколиоза наряду с классическим лечением и оперативными мерами предлагают широкий спектр методов альтернативной медицины. Например, мануальная терапия, всевозможные дыхательные гимнастики, физиотерапевтические процедуры.

Мануальная терапия

Имеет массу всевозможных направлений и разновидностей. Иглоукалывание, акупунктура и прижигание биологически активных точек по старинным тайским или тибетским учениям помогают очистить энергетические потоки и направить их на оздоровление организма. Физическое действие акупунктуры сродни обычному классическому массажу, но с более глубоким проникновением.

Жесткие методы коррекции осанки заключаются в изначальном полном расслаблении организма и затем резком вправлении позвонков или других суставов на анатомическое место. Хороший мануальный терапевт будет утверждать, что подобная процедура быстро снимает физические блоки, устраняет спазмы и застойные явления, выводит шлаки, но детям лечение по такой методике проводить не рекомендуется.

Пассивная йога – мягко прорабатывает глубинные группы мышц, сухожилия и связки. При этом основному воздействию подвергаются всего несколько позвонков (не более трех), а действие метода должно быть планомерное и поэтапное.

Дыхательные гимнастики

Методы лечения сколиоза по Катарине Шрот считаются достаточно эффективными, а во многих странах Европы даже официально признаны. Основывается гимнастика на асимметричном дыхании, направленном в противоположную сторону от сколиотического искривления.

Изначально пациенту необходимо научиться делать вдохи «вогнутыми» зонами спины. Затем задача усложняется специалистом, проводящим процедуру: он кладет свою руку на вогнутый участок, и просит пациента стараться приподнять ее на вдохе. Выдох делается максимально длительный через полуприкрытые губы, при этом инструктор может надавливать на выпуклые зоны. Благодаря таким действиям прорабатываются внутренние группы мышц грудной клетки, которые ни массажами, ни другими физическими упражнениями, ни физиопроцедурами не затрагиваются.

Физиопроцедуры

Лечение осанки физиотерапевтическими процедурами само по себе малоэффективно. Их необходимо использовать в комплексе с ЛФК, массажами, плаванием, диетой и пр. Сеансы достаточно разнообразны (грязи, водные массажи и ванны, ультразвук, электромагнитные поля, тепловые аппликации и многое другое) и направлены на укрепление мускулатуры спины и живота, устранение мышечных спазмов, отеков и блоков в позвоночно-двигательных сегментах, болевых синдромов, улучшение работы внутренних органов.

Физиопроцедуры назначаются курсами 2-3 раза в год по 10-15 сеансов. Лечащий врач определит частоту и интенсивность сеансов, которые могут корректироваться. После прохождения лечения пациенту необходимо будет пройти повторное обследование для определения динамики выздоровления.

Широкое распространение в последнее время получил неинвазивный метод коррекции деформаций спины – кинезиотейпирование. Он представляет собой липкую хлопчатобумажную ленту, напоминающую рулонный пластырь. Применяется для расслабления гипертрофированных мышц, аткивизации атрофированных и выполняет функции постоянного микромассажа в патологическом участке.

Профилактика сколиоза у детей

Лечит сколиоз врач-ортопед, вертебролог, реабилитолог, при необходимости назначается консультация невролога и хирурга, а также психотерапевта. Результаты лечения во многом зависят от регулярного выполнения предписаний доктора и самодисциплины больного. Не последнюю роль в эффективности терапии играет эмоциональное состояние самого подростка, его терпение и упорство, а также поддержка со стороны родных, близких и друзей.

Упражнения для профилактики сколиотической осанки:

Упражнение 1:

Ходьба на носочках с поднятыми вверх руками чередуется с обычной ходьбой.

Упражнение 2:

Ходьба на пяточках с заведенными за спину руками, скрепленными в замок чередуется с обычной ходьбой.

Упражнение 3:

Бег с заведенными за спину руками, скрепленными в замок в локтях, захлестывая голени к ягодицам.

Упражнение 4:

Ходьба с высоким поднятием бедер, при этом руки вытянуты вперед.

Упражнение 5:

Лежа на спине, выполняют упражнение «велосипед». Ребенок ложится на спину, руки заведены вверх над головой или в стороны. Ноги приподнимаются и имитируют движение педалей при езде на велосипеде. Выполняется по 10-15 подходов до ощущения легкой усталости в ногах.

Упражнение 6:

Лежа на спине, выполняют упражнение «березка». Ребенок ложится на спину, приподнимает таз, помогая себе руками. Выполняется по 10-15 подходов.

Упражнение 7:

Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль тела. Обе ноги приподнимаются, и тянутся к голове (в виде книжки), стараясь коснуться пальцами ног пола за головой. Проводится 7-10 раз.

Упражнение 8:

Лежа на животе, выполняют упражнение «лодочка». Ребенок ложится на живот, руки сцеплены в замок за головой. Одновременно поднимаются руки и ноги на вдохе, чуть задерживаются в этом положении, на выдохе принимается исходное положение. Когда мышцы спины достаточно окрепнут можно пробовать покачиваться вперед-назад, имитируя лодочку. Выполняется 7-10 раз.

Упражнение 9:

Упражнение «ласточка». Поочередно поднимаются правая рука и левая нога на вдохе, задерживаются на несколько секунд, возвращаются в исходное положение. Повторять 15-20 раз для каждой пары.

Упражнение 10:

Упражнение «кошка». Стоя на коленях, руки уперты в пол, перпендикулярно ему. На вдохе делаем прогиб спины вниз, замираем в таком положении, затем округляем спину и делаем медленный выдох. Выполняется 20-25 раз.

Упражнение 11:

Упражнение «кошка» – 2. Садимся ягодицами на пятки, грудью на пол, руки вытянуты над головой. Помогая себе руками, проносим тело вперед, выпрямляем руки и прогибаем спину. Затем возвращаемся в исходное состояние. Выполняем упражнение 10-15 раз, следя за тем, чтобы продвижение тела было максимально приближено к полу.

Упражнение 12:

Упражнение «ножницы». Выполняется лежа на боку, обязательно со стороны грудного искривления. Обе ноги немного подымаются вверх и выполняются поочередные движения вперед-назад, стараясь не касаться пола. Делается 10-15 подходов с небольшими интервалами для передышки.

Кроме лечебно-оздоровительных мероприятий при коррекции осанки важно пересмотреть весь распорядок дня ребенка. Обязательна утренняя гимнастика и ЛФК, полноценный рацион питания, качественный отдых на ортопедических кроватях. Кроме этого желательно подобрать соразмерную возрасту мебель, удобные ученические принадлежности (стол и стул), постоянно следить за тем, чтобы подросток сидел прямо. Вечером рекомендуются длительные пешие прогулки на свежем воздухе или занятия спортом, дающие одинаковую нагрузку на парные мышцы спины (плавание, гимнастика, йога и пр.). Каждый год желательно проходить санаторно-курортное лечение или просто выезжать к морю.

Автор: К.М.Н., академик РАМТН М.А. Бобырь

Источник

Если у взрослых большинство заболеваний и нарушений в организме, в частности всевозможные виды сильных болей в спине, связаны в основном с гиподинамией, то для подвижных от рождения деток эта причина неактуальна, особенно до того момента, когда ребенок идет в школу. Неудивительно, что у деток до 6 лет очень редко бывают спинальные боли, разве что их появление связано с травмой позвоночника, а также с наследственными или приобретенными патологиями:

  • аномалии развития скелета вследствие которых неправильно распределяется нагрузка на позвоночник либо происходит защемление нерва в области врожденного дефекта,
  • опухоли в спинном мозге и костно-хрящевых структурах, а также метастазы рака, поражающего внутренние органы,
  • аномалии развития внутренних органов, при которых может возникать отраженная боль в спине,
  • инфекции костей и хрящей (например, остеомиелит или туберкулез костей),
  • воспалительные заболевания почек и мочевого пузыря с иррадиацией болей в пояснично-крестцовый отдел спины,
  • серповидноклеточная анемия – наследственная болезнь крови, при которой боль в спине возникает вследствие закупорки мелких сосудов, питающих спинной мозг, уменьшения плотности костной ткани, поражения суставов,
  • наследственная сфероцитарная анемия, для которой характерны: поражение печени и увеличение селезенки, сопровождающиеся давлением на нервные корешки и появлением отраженных болей в спине, а также патологическим увеличением отдельных частей тела.

Благо эти и некоторые другие патологии, одним из симптомов которых может выступать умеренная и сильная боль в спине, в дошкольном возрасте диагностируются редко. Да и для появления острых симптомов болезни нужны некоторые предрасполагающие факторы: переохлаждение организма, физические нагрузки, сильные эмоциональные переживания, травмы.

Детки младшего школьного возраста могут жаловаться на боли в спине, связанные с необходимостью долго сидеть за партой. Позвоночник малышей не привык к столь большой статической нагрузке и может реагировать быстрой усталостью и болями. Но какова их интенсивность оценить очень трудно, ведь нежелание долго сидеть за партой подталкивает маленьких непосед преувеличивать силу неприятных ощущений.

Наиболее часто встречающейся причиной умеренных и сильных болей в спине в школьном возрасте является сколиоз, который в большинстве случаев спровоцирован нарушением осанки ребенка, что наиболее ощутимо в период активного роста скелета. Сколько бы ни следили учителя и родители за тем, как сидит ребенок за учебным столом, начиная уставать, дети принимают порой самые неудобные позы и со временем их позвоночник приобретает вид дуги или извилистой линии. А неправильное положение позвоночника увеличивает нагрузку на мышцы и может провоцировать защемление нервных корешков.

Правда, заболевание может возникать и значительно раньше. Просто первые его симптомы становятся заметными спустя несколько лет. При этом причиной проблем со спиной у малыша становятся сами родители. Факторами риска развития сколиоза в раннем возрасте, когда позвоночник еще достаточно не окреп, считаются:

  • ношение ребенка грудного возраста на одной руке,
  • попытки родителей заставить малыша сидеть или ходить раньше времени,
  • вождение за одну и ту же ручку и т.д.,
  • слишком мягкая постель, искажающая форму позвоночника во время сна,
  • ограничение подвижности малыша (сидеть неподвижно дошкольник может не более 20 минут, поэтому не надо настаивать, чтобы он часами рисовал или играл в настольные игры).

Но чаще всего от сколиоза страдают подростки, ведь именно в этот период отмечается наиболее интенсивный рост скелета, но к требованиям по сохранению правильной осанки дети такого возраста уже не очень прислушиваются.

Многие мальчики-подростки и некоторые девочки в подростковом возрасте активно занимаются спортом. Но к тренировкам далеко не все относятся с достаточной долей осторожности. И как результат возникают жалобы на сильные боли в спине, вызванные перенапряжением мышц или травмами, риск которых по время занятий спортом увеличивается.

Не случайным является и возрастное ограничение по подъему тяжестей. Ребенок запросто может сорвать спину, поднимая тяжелые предметы как во время спортивных занятий, так и в быту. В итоге возникает острая режущая боль в спине и пояснице.

Повышенная физическая активность детей разного возраста таит в себе и еще одну опасность. Активные движения, особенно при занятиях спортом, ассоциируются с интенсивным кровообращением и разогревом мышц. Но стоит лишь присесть с мокрой спиной и позволить ей остыть, как простуда мышц с последующих их воспалением (миозит) гарантирована. Дети мало задумываются об этом, и когда рядом нет родителей или наставников, которые напоминали бы об опасности подобной беспечности, довольно часто сталкиваются с сильными ноющими болями в спине, которые свойственны воспалению. При пальпации обнаруживается болезненная, напряженная мышца, которая и является источником ощутимого дискомфорта.

Другой крайностью считается увлечение детей и подростков компьютерными играми, онлайн общением, поиском запретных сайтов и других интернет-развлечений. Это подразумевает долгое нахождение в положении сидя у компьютера, что чревато большой нагрузкой на позвоночник и спазмированием мышц спины.

Дети с лишним весом находятся в группе повышенного риска спинальных болей даже при достаточной физической активности. В этом случае на поясницу и ноги давит сам вес тела ребенка, что может приводить к деформации позвонков и межпозвоночных дисков с ранним развитием таких патологий как грыжа межпозвоночного диска, спондилолистез и т.д.

Усталость позвоночника во время длительного пребывания в положении сидя на уроках у детей и подростков связана с болевыми ощущениями в спине низкой интенсивности, в то время как травмы позвоночного столба и копчика могут быть сильно болезненными. У детей мнительных с неустойчивой психикой могут также возникать острые боли в верхней части спины и плечах, которые имеют психогенный характер и появляются на фоне стресса.

Болевой синдром при инфекционно-воспалительных патологиях внутренних органов – это преимущественно отраженные ноющие боли. Характер болей при различных заболеваниях позвоночника зависит от стадии процесса (обострение или ремиссия) и того, какие именно структуры повреждены при болезни. Если боль возникла после перенесенного простудного заболевания (характерно для ОРВИ и гриппа), что в детском возрасте не редкость, то она имеет давящий или ноющий тупой характер, ведь она спровоцирована воспалением мышц спины. Сильные пронзительные боли проявляются лишь тогда, когда в мышцах образуются локальные спазмированные участки (триггерные точки), при надавливании на которые симптом усиливается во много раз.

Нужно понимать, что ребенку трудно описать, какую силу и характер имеют спинальные боли, поэтому большая роль в понимании проблемы отводится родителям. Внимательно наблюдая за поведением малыша или подростка можно составить более-менее четкое представление о том, когда боль появляется, что способствует ее усилению, а прощупав спину ребенка можно понять, в каком месте спины болевой синдром наиболее сильный. Эти сведения, если их сообщить педиатру, помогут последнему правильно подобрать методы исследования и поставить точный диагноз.

[1], [2], [3], [4], [5]

Источник