Биология 8 класса гибкость позвоночника

1
Гибкость позвоночника, как фактор, определяющий состояние опорно-двигательной системы
2
Цель работы – выявить степень гибкости позвоночника у школьников разных ступеней обучения. Задачи работы: – определение гибкости позвоночника школьников на разных уровнях формирования опорно-двигательной системы; – выявление взаимосвязи между гибкостью позвоночника и физической подготовкой; – сравнение результатов практической работы и результатов медосмотра; – выявление факторов на формирование опорно- двигательной системы.
3
Обоснование работы Тема работы определена по интересам школьников на уроке биологии при выполнении практической работы «Гибок ли ваш позвоночник». Актуальность – в настоящее время здоровье человека – один из важных факторов его благополучия. Степень гибкости позвоночника влияет на состояние опорно- двигательной системы организма: здоров позвоночник – все тело здорово. Гипотеза: чем лучше состояние мышц, тем легче позвоночник справляется с нагрузками.
4
Обоснование гипотезы Обоснование гипотезы проводилось на анализе литературных источников и справочных материалов, консультаций медиков, анкетирования школьников, проведения исследования в группах-классах, проведение физкультминутки в звене начальных классов по разучиванию новых методик на развитие гибкости позвоночника. Обоснование гипотезы проводилось на анализе литературных источников и справочных материалов, консультаций медиков, анкетирования школьников, проведения исследования в группах-классах, проведение физкультминутки в звене начальных классов по разучиванию новых методик на развитие гибкости позвоночника.
5
Методы исследования Методика практической работы «Гибок ли ваш позвоночник?» использована из рабочей тетради по биологии для учащихся 8 класса (автор И.Н Пономарёва): встаньте на ступеньку лестницы и, не сгибая коленей, максимально нагнитесь вперёд, попытайтесь дотянуться пальцами рук до нижнего края опоры, а если удаётся то и ниже. Теперь с помощью линейки измерьте расстояние от кончика среднего пальца до опоры. Результаты считаются отличными, если у мальчиков равны +6 (+9), а у девочек +7 (+10). Все остальные положительные результаты следует оценить как хорошие, а вот отрицательные – как посредственные. Они говорят о недостаточной гибкости позвоночника.
6
Исследования показали : Ф.И ученика 11 класс (Январь, 2010 г.) 11класс (Май, 2010 г.) Вывод Антонов Артём освобожд ен +5 Ганова Ксения +8 Стадниче нко Сергей ,5 Чупрыно Влад ,5 Никифоро в Виктор
7
Ф.И. ученика8 класс (октябрь, 2008г) 8 класс (март,2009 г.) 9 класс (март, 2010 г.) Вывод Волынкина Екатерина ,3 Грищенко Татьяна +4 Иванова Алёна ,6 Королёв Александр ,6 Мугаджиров Мустафа ,3 Селищева Наталья ,8 Сташкова Валентина ,3 Черемнякова Ксения ,6 Чупрыно Татьяна ,8
8
Ф.И. ученика7 класс8 классВывод Ванчуров Андрей -20 Дудко Станислав Душкина Вероника Лидер Сергей ,3 Обельцева Надежда освобождена +7 7 Поляков Сергей ,8 Пислегин Алексей ,5 Рудоман Анастасия освобождена +3 Фликова Валерия +14 Ярошик Кристина ,8
9
Ф.И. ученика6 класс7 классВывод Ганов Вадим освобожден +5 Ефимова Валерия +10 Обельцева Екатерина ,8 Селихова Елена Стадниченко Никита ,5 Хмелевских Олег ,3 Школьник Андрей ,8 Якименко Наталья ,8
10
Ф.И. ученика5 класс (Январь, 2010г.) 5 класс (Май, 2010г.) Вывод Савченко Елена Свинаренко Захар Освобождён +3 Сафонова Валерия ,5 Серикова Евгения ,5 Максимов Юрий Мугаджиров а Залха
11
Ф.И. ученика4 класс (Январь, 2010г.) 4 класс (Май, 2010г.) Вывод Коплик Влад Махомедов Евгений ,5 Марушличенк о Вадим Майдуров Дмитрий 0 +2 Нкифорова Татьяна +2 Савенко Алёна ,5 Селихов Владимир +1 0 Черемняков Михаил ,5
12
Ф.И. ученика 3 класс (Январь, 2010г.0 3 класс (Май, 2010г.) Вывод Ефимова Светлана ,5 Селищева Елизавета ,5 Харченко Роман ,5 Ф.И. ученика 2 класс (Январь, 2010 г.0 2 класс (Май, 2010 г.) Вывод Волынкин Денис ,5 Куликов Данила 0 -0,5 Пенчук Дмитрий 0 -0,5
13
. Результаты наблюдений и медосмотра детей Работа по исследованию гибкости позвоночника проводилась в течение двух лет и расширена с участием 1-5 классов. Гибок ли ваш позвоночник? класс До 0 До +6 От
14
Результаты анкетирования По утренней зарядке из числа опрошенных – 22 участника анкеты делают, что составляет 38%; 29 – не делают; 7 ответили «иногда». Поэтому с целью повышения работоспособности школьников проводится утренняя зарядка перед первым уроком.
15
Углубленные исследования медосмотра года показали, Отклонен ия Год1 кл2 кл. 3 кл. 4 кл. 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл.10 кл 11 кл Нарушен ие осанки в Сколиоз грудного отдела в
16
Заключение Выводы и рекомендации по результатам исследований В целом практическая работа по гибкости позвоночника, анкетирование по отношению к утренней зарядке, консультация медиков были направлены на повышение интереса всех участников к вопросу о состоянии опорно-двигательной системы и формированию осанки, как факторов, в дальнейшем определяющих общее состояние здоровья человека. Вывод 1: отклонения от нормы степени гибкости позвоночника по результатам эксперимента в среднем составляет 13% на конец учебного года. На уровне младших школьников показатель составляет 28%, что объясняется слабой физической подготовкой учащихся этого звена.
17
Выводы: 2. Несистематическое занятие некоторых школьников физкультурой показывают расхождения по результатам гибкости позвоночника. Причины: пассивное отношение к урокам физической культуры, нет желания посещать спортивные секции, длительное времяпровождение за компьютером, у телевизора, несоблюдение режима дня, низкий уровень профилактических занятий на укрепление здоровья детей и взрослых и др. 2. Несистематическое занятие некоторых школьников физкультурой показывают расхождения по результатам гибкости позвоночника. Причины: пассивное отношение к урокам физической культуры, нет желания посещать спортивные секции, длительное времяпровождение за компьютером, у телевизора, несоблюдение режима дня, низкий уровень профилактических занятий на укрепление здоровья детей и взрослых и др. 50% школьников не делают утреннюю зарядку дома. 50% школьников не делают утреннюю зарядку дома.
18
Выводы: 3. результаты углубленного медосмотра по нарушению осанки школьников в учебном году составляло 22% (всего участвовало 80 школьников), что превышает средний показатель по результатам практической работы эксперимента уч. году (13%). Данные медосмотра и результаты исследований имеют основания для продолжения проекта по степени гибкости позвоночника и расширения области этого вопроса на уровне специалистов (медицинские рекомендации), довести сведения до родителей.
19
Выводы: 4. лечебная физкультура через комплекс физических упражнений оказывает на организм многостороннее влияние, как общее – улучшение тренированности мышц, работы сердца, легких, так и местное – улучшение питания мышц, суставов, связок. Чем сильнее развиваются мышцы тела, тем прочнее становятся кости, тем легче им противостоять силе тяжести, стремящейся согнуть, искривить позвоночник.
20
Рекомендации Систематические занятия физкультурой, посещение спортивных секций, выполнение различных посильных обязанностей по хозяйству способствует развитию мышечной активности и влияет на формирование опорно-двигательной системы и осанки. Правильная осанка не возникает сама по себе, её необходимо тренировать с раннего детства.
21
Девиз здоровья Хочешь быть красивым – бегай! Хочешь быть красивым – бегай! Хочешь быть сильным – бегай! Хочешь быть сильным – бегай! хочешь быть умным – бегай! хочешь быть умным – бегай! (высечено на скале в Древней Элладе) (высечено на скале в Древней Элладе)
22
Спасибо за внимание ! Будьте здоровы! здоровы!
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Сколиоз – патология опорно-двигательного аппарата
2 слайд
Описание слайда:
Содержание Введение Понятие сколиоза Формы сколиоза 2.1. Патогенез 2.2. Классификация Особенности обследования больного со сколиозом Профилактика и лечение 4.1. Консервативное лечение 4.2. Оперативное лечение 5. Методика лечебной физической культуры при сколиозе Заключение по теоретической части 6. Исследовательская часть Литература Приложения
3 слайд
Описание слайда:
Осанка Непринужденное привычное положение тела при стоянии, сидении, ходьбе и работе человека, но без активного напряжения мышц. При правильной осанке изгибы позвоночника умеренные, имеют равномерно-волнообразный вид; лопатки расположены симметрично, плечи развернуты, ноги прямые с нормальными сводами стоп. Правильная осанка способствует нормальному функционированию органов движения и внутренних органов человека, что способствует повышению работоспособности
4 слайд
Описание слайда:
Искривление позвоночника Лордоз (lordosis; греч. lordosis, от lordos согнувшийся, сутулый) — искривление позвоночника в сагиттальной плоскости, обращенное выпуклостью кпереди. Кифоз (kyphosis; греч. kyphōsis искривление, горб) — изгиб позвоночника в сагиттальной плоскости, обращенный выпуклостью кзади. Сколиоз Боковое искривление позвоночника Лордотический тип осанки
5 слайд
6 слайд
Описание слайда:
Сколиоз и нарушение осанки (сравнение) Сколиоз В положении лежа на животе позвоночник не в состоянии принять нормальное прямое положение Нарушение осанки В положении лежа на животе позвоночник в состоянии принять нормальное прямое положение
7 слайд
Описание слайда:
Сколиоз От греческого skoliosis – искривление Распространенная деформация позвоночного столба Течение заболевания носит хронический характер Относится к разряду генетически обусловленных Диспластический сколиоз Диспластический сколиоз
8 слайд
Описание слайда:
Сколиоз – это боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Реберный горб, который при этом наблюдается, образует деформацию с выпуклостью вбок и кзади – кифосколиоз. Левосторонний поясничный и правосторонний грудной II степени пояснично-грудинной
9 слайд
Описание слайда:
Нарушение осанки у детей по разным возрастным группам: 7-9 лет составляет 27% 10-14 лет составляет 48% 15-17 лет составляет 33% порок развития позвонков (полупозвонки). Диспластический сколиоз Диспластический сколиоз Сколиоз и реберный горб при сирингомиелии
10 слайд
Описание слайда:
Разволокнение фиброзного кольца межпозвонкового диска Смещение пульпозного ядра в будущую выпуклую сторону искривления Наклон вышележащего тела позвонка При начальном проявлении – реберное выбухание При тяжелой степени – реберный горб Ассиметричное напряжение межпозвонковых мышц Появление в позвонках структурных изменений – торсий Изменения при сколиозе Степени смещения позвонков при спонделезе
11 слайд
Описание слайда:
Торсии Это боковое искривление позвоночника – лишь нарушение осанки Поворот вокруг вертикальной оси, причем тела позвонков оказываются обращенными в выпуклую сторону, а остистые отростки в вогнутую Способствуют деформации грудной клетки и ее асимметрия Внутренние органы при этом смещаются Деформация позвонков развивается по определенным законам (что дает возможность прогнозировать заболевание)
12 слайд
Описание слайда:
Классификация на основе момента появления заболевания Детский (до 6 лет) Подростковый Юношеский
13 слайд
Описание слайда:
Виды сколиоза По сложности Простой Частичное или одно боковое искривление Сложный Несколько дуг искривления в разные стороны Тотальный Захватывает весь позвоночник По степени фиксации Фиксированный Нефиксированный Исчезающий в горизонтальном положении дисплазия Диггве — Мельхиор — Клаузена
14 слайд
Описание слайда:
Классификация № 1 Врожденный сколиоз асимметрия мышечного рельефа резкое боковое искривление в грудном отделе
15 слайд
Описание слайда:
Классификация № 2 Реберный горб
16 слайд
Описание слайда:
Классификация № 3 правостороннем грудном сколиозе IV степени правостороннем грудном сколиозе IV степени
17 слайд
Описание слайда:
180-175 175-155 155 – 100 Менее 100
18 слайд
19 слайд
Описание слайда:
Диспластический сколиоз Системная патология соединительной ткани- накопление гликозаминогликанов и гексуроновых кислот, понижение содержания гиалуроновой кислоты – как следствие – потеря прочности Ослабление соединительнотканных структур во всех системах организма Как следствие – появление дисплазии тазобедренных суставов, челюстно-лицевые аномалии, плоскостопие, дистония, изменения в нервной системе
20 слайд
Описание слайда:
Причины приобретенного сколиоза в школьном возрасте и у взрослых Неправильная поза во время учебных занятий – одно плечо выше другого (это ведет к неравномерной нагрузке на позвоночник и мышцы спины, утомляет и ослабляет их. В дальнейшем возникает изменение связок позвоночника и формы самих позвонков, образуется стойкое боковое искривление)) Ношение тяжестей в одной руке У взрослых – развивается в результате длительных ассиметричных нагрузок на мышцы (Сколиоз скрипача, швеи, носильщика) Может привести перелом позвоночника
21 слайд
Описание слайда:
Найдены зависимости больного сколиозом с: Физиологическими изменениями Заболеваниями сердечно-сосудистой системы Заболеваниями Дыхательной системы Психическими процессами Снижение уровня опосредовательности деятельности (деятельность упрощается, ее целевая структура обедняется) Нарушается степень критичности и самоконтроля Изменяются ценностные ориентации личности
22 слайд
Описание слайда:
Изменение в психологических процессах Снижение объема памяти Снижение внимания Снижение уровня обобщения и протекания ассоциативных процессов Конкретность мышления Склонность к дезадаптации
23 слайд
24 слайд
Описание слайда:
Исследовательская часть реферата
25 слайд
Описание слайда:
Цель работы: Выявить степень встречаемости сколиоза у учащихся гражданских классов Выявить степень встречаемости сколиоза у учащихся кадетских классов Определить средний показатель встречаемости сколиоза по школе у подростков Сравнить средний показатель по школе и показатели по гражданским и кадетским классам с средними данными по стране Сравнить средние показатели встречаемости сколиозом в гражданских и кадетских классах Сделать выводы о динамике распространения заболевания по школе.
26 слайд
Описание слайда:
Наши исследования Классы Общее кол-во учащихся % учащихся С изменениями в осанке % учащися с сколиозом Количество учащихся с нарушениями в состоянии здоровья Деформация грудной клетки Нарушение осанки Сколиоз Кифоз Кифосколиоз Сопутствующие заболевания ССС Дыхательной системы Всего 413 19,78 10,01 5 31 44 8 12 2 Уч-ся Гражданских классов 192 29,73 13,27 2 15 26 8 4 1 Учащихся кадетских классов 221 17,44 7,4 3 16 18 0 8 1 Уч-ся Гражданских классов Сколиоз и кифосколиоз 15,6 30 Всего по школе Сколиоз и кифосколиоз Учащихся кадетских классов Сколиоз и кифосколиоз 11,7 26 13,56
27 слайд
Описание слайда:
Классы Общее кол-во уч-ся Уч-ся С измене- ниями в осанке (%) Уч-ся с сколиозом (%) Кол-во уч-ся с нарушениями в состоянии здоровья. Деформа- ция грудной клетки Нарушение осанки Сколиоз Кифоз Кифо- сколиоз 6Б(К) 25 16 16 0 7Б(К) 23 39,1 39,1 0 8А(Г) 24 50 33 1 8 3 8Б(Г) 25 32 0 7 0 1 8В(К) 23 17 8 2 2 8Г(К) 26 16,6 15,4 0 9А(Г) 20 15 5 1 1 1 9Б(Г) 26 15,4 7,7 2 2 9В(К) 23 26 4.3 5 1 9Д(К) 30 26,6 26,6 0 0 10А(К) 16 16,25 18,75 10Б(К) 25 28 20 2 5 10В(К) 22 13,6 13,6 0 3 11А(Г) 34 26,5 8,8 4 3 2 11Б(К) 25 8 0 1 0 1 11В(К) 28 17,8 3,6 1 2 1 1 11Г(К) 22 4,5 0 1 0 0 Всего 417 21,7 12,9 3 27 26 4 4 Уч-ся кадетских классов 288 24 13,8 2 19 12 0 2 Уч-ся гражданских классов 129 25,8 10,9 1 8 14 4 2
28 слайд
Описание слайда:
2005-2006 учебный год 7 8 9 10 11
29 слайд
Описание слайда:
Выводы по исследованию Встречаемость нарушений осанки в кадетских классах значительно ниже Это объясняется более активным образом жизни кадетов, их занятием физической культурой и разными видами дополнительных физических упражнений (гимнастика, акробатика, боевые искусства). Физические занятия разного рода способствуют становлению правильной осанки и исправлению имеющихся приобретенных дефектов за счет развития мышечной системы подростков.
30 слайд
Описание слайда:
Скелетированный корсет
31 слайд
Описание слайда:
Вытягивающее упражнение самокоррекция деформации Корригирующее упражнение Пассивная коррекция нагрузка на мышцы брюшной стенки Разгрузка позвоночника Асимметричное дыхательное упражнение
32 слайд
Описание слайда:
Противопоказания Противопоказаны упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника и приводящие к его перерастяжению
33 слайд
Описание слайда:
При длительном сидении необходимо соблюдать следующие правила: Можно сидеть неподвижно не дольше 20 минут; Старайтесь вставать как можно чаще. Минимальная продолжительность такого “перерыва” – 10 секунд Сидя, как можно чаще меняйте положение ног: ступни вперед, назад, поставь их рядом, потом, наоборот, разведи и.т.д. Старайтесь сидеть “правильно”: сядьте на край стула, чтобы колени были согнуты точно под прямым углом, идеально выпрямите спину и, если можно, снимите часть нагрузки с позвоночника, положив прямые локти на подлокотники; периодически делайте специальные компенсаторные упражнения: 1) повисните и подтяните колени к груди. Сделайте упражнение максимальное число раз 2) примите на полу стойку на коленях и вытянутых руках. Старайтесь максимально выгнуть спину вверх, и потом как можно сильнее прогнуть ее вниз.
34 слайд
Описание слайда:
Для укрепления мышц спины: 1) И.п. – стоя, руки за головой. С силой отведите руки в стороны и, подняв руки вверх, прогнитесь. Замрите на 2-4 секунды и вернитесь в и.п. Повторите 6-10 раз. Дыхание произвольное. 2) И.п. – стоя и держа за спиной гимнастическую палку (верхний конец прижат к голове, нижний – к тазу). Присядьте, вернитесь в и.п. Наклонитесь вперед, вернитесь в и.п. и, наконец, наклонитесь вправо, затем влево. Каждое движение выполнить 8-12 раз. 3) И.п. – лежа на животе. Опираясь на руки и, не отрывая бедер от пола, прогнитесь. Замрите в этом положении на 3-5 секунд, затем вернитесь в и.п. 4) И.п. – стоя на шаг от стены. Коснувшись руками стены, прогнитесь назад, подняв руки вверх, и вернитесь в и.п. Повторить 5-8 раз. Стоя у стены прижмитесь к ней затылком, лопатками, ягоди?