Беседа с детьми о искривлении позвоночника

Тема: «Осанка – основа красивой походки».
Цели:
– Привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения осанки.
– Вызвать интерес к вопросам здоровья.
Задачи:
– Сформировать представление о правильной осанке, выявить причины её нарушения.
– Дать рекомендации по профилактике нарушений осанки.
– Воспитывать активный образ жизни, умение владеть своим телом в покое и движении.
Оборудование: плакаты, «ромашка» с советами, продукты питания, небольшая подушка, звёзды разного размера.
Ход занятия:
I. Вступительное слово учителя. Мотивация.
– Здравствуйте, ребята. Говорить друг другу здравствуй – это, значит, желать здоровья. Здравствуйте! Говорят при встречах, желая здоровья, так и я приветствую вас.
Утром кто-то очень странный
Заглянул в наше окно,
На ладони появилось
Ярко желтое пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло
Тонкий лучик золотой
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной.
– Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу вам пожелать, чтобы каждый день приносил вам радость!
– Начну я наш классный час с притчи.
Однажды шли три странника. В пути их застала непогода. Они увидели дом, постучали. Им открыл хозяин и спросил:
– Кто вы?
– Здоровье, Любовь, Богатство. Впустите нас погреться.
– Жаль, но у нас только одно свободное место. Пойду, посоветуюсь с семьёй, кого из вас впустить.
Больная мать сказала:
– Давайте впустим Здоровье.
Дочь предложила впустить Любовь, а жена – Богатство. Пока они спорили между собой – странники исчезли.
II.Самоопределение к деятельности.
– Ребята, посмотрите внимательно на доску.
-Как вы думаете, кто из странников очутился у нас на классном часе? (Здоровье).
– Да, действительно, сегодня речь пойдёт о здоровье.
-Здоровье – это счастье в жизни любого человека. Не зря в народе говорят: Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – всё потерял.
Профессор Израиль Брехман говорил: ЗДОРОВЬЕ – ЭТО ВЕРШИНА, НА КОТОРУЮ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ПОДНЯТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО.
-Ребята, а что значит быть здоровым? (быть сильным, крепким, выносливым, ловким, стройным).
Всем известно, азбука обучает чтению,
Трудному, но главному для детей умению.
А у Айболита азбука другая,
Она привычкам правильным деток обучает:
Как простуды избежать,
Слух и зренье сохранять,
Закаляться, развиваться,
И здоровым оставаться.
Азбуку здоровья чаще открывай, Учи советы важные и в жизни применяй!
-Ребята, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего классного часа, предлагаю вам отгадать загадку:
Быть здоровою должна
Наших школьников…….(спина).
III. Основная часть
– Да, сегодня мы поговорим о правильной и красивой осанке.
-Представьте двух молодых людей.
Идёт молодой человек, сутулится, спина круглая, голова наклонена, ноги волочит, точно специально старается подошвы поскорее стереть.
А вот другой: походка пружинистая, ступни легко отрываются от земли, торс прямой, плечи расправлены, голова приподнята.
-На кого приятней смотреть?
(ответы уч-ся)
– Да, второй человек красив, статен.
– Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно сформирован скелет. При правильной осанке легче работает сердце и другие важные органы. Правильная осанка не дается человеку при рождении, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, после 18 лет исправить ее недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвоночниках еще не заменилась костной. Поэтому все взрослые постоянно говорят: «Не горби спину. Сиди прямо!» Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда и в старшем возрасте не будут мучить боли в спине и пояснице.
-Ученые провели наблюдение. Оказалось, что если человек низкого роста, но держится прямо, то он кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.
-Что же такое осанка?
Осанка – это привычная поза непринужденно стоящего или сидящего человека.Правильная осанка в положении стоя означает, что плечи у нас слегка отведены назад, туловище выпрямлено.
Когда мы сидим, хорошая осанка означает, что спина у нас прямая, а голова приподнята.
(Учитель демонстрирует на детях)
-На осанку влияет, прежде всего, позвоночник – осевой орган. Позвоночник – это не просто стержень нашего организма. Вместе со скелетом он служит для защиты внутренних органов от внешних повреждений.
– Ребята, а кто имеет правильную красивую осанку?
-Правильную красивую осанку имеют балерины, гимнасты, фигуристы, фотомодели.
-Ребята, посмотрите, кто это к нам пожаловал? (Баба – Яга)
-Можно ли сказать, что у неё красивая осанка?
-Ребята, поднимите руку те, кто хочет узнать какие правила нужно выполнять, чтобы ваша осанка была правильной и красивой.
-Для того чтобы сохранить правильную осанку, нам помогут советы Доктора Айболита (используется «ромашка», дети по очереди снимают с доски лепестки с советами и зачитывают).
Совет №1: ” Правильно сиди за партой”
– Ребята, почему нужно правильно сидеть за партой?
-При правильной посадке голова держится прямо, плечи развернуты, живот подобран, ноги ровно стоят на полу, пятки вместе.
-На стуле рекомендуется сидеть прямо, свободно, не горбясь и не облокачиваясь, не следует раскачиваться на стуле, сидеть на краешке либо “верхом”. Садиться и вставать нужно бесшумно.
Вы, ребята, посмотрите:
Все ли правильно сидите.
Быть прямой должна спина,
Как гитарная струна
Ноги вы соедините,
Прямо голову держите.
Ну, а чтобы не устать
Позу нужно поменять,
А минут так через тридцать,
Походить не полениться.
– Ребята, вы, конечно, обратили внимание на то, что в нашем классе стоят парты разные по высоте. Правильный подбор мебели также имеет большое значение при сохранении осанки.
-Давайте подберём стул для этой парты.
( выходит ученик)
Совет №2: Занимайся спортом!
Чтоб успешно развиваться,
Нужно спортом заниматься,
От занятий физкультурой,
Будет стройная фигура.
Нам полезно без сомненья,
Всё, что связано с движеньем.
Вот, поэтому, ребятки,
Будем делать мы зарядку.
– Чтобы осанка была правильной надо двигаться, играть в подвижные игры, заниматься физкультурой и спортом.
– Укреплению позвоночника и сохранению правильной осанки способствуют пешие прогулки, катание на велосипеде или роликовых коньках. Правильно чередуйте учебные занятия (работу) с отдыхом. Полезно разумно использовать спортивные упражнения, такие как ходьба на лыжах, спортивные игры.
IV. Физкультминутка.
-Предлагаю послушать замечательную песенку и подвигаться! (дети выходят из-за парт и встают в центре класса).
V. Продолжение работы.
Совет №3: Спи на жёсткой постели.
-Ребята, а почему нужно спать на жёсткой постели?
Береги свой позвоночник
Утром, днём и даже ночью.
Чтобы кости не болели,
Спи на жёсткой ты постели.
Совет №4. Соблюдай режим дня.
– Ребята , почему нужно выполнять режим дня?
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает каждая семья
Должен быть режим у дня.
Если будешь ты стремиться
Распорядок выполнять –
Будешь лучше ты учиться,
Лучше будешь отдыхать.
Совет №5. Занимайся плаванием.
-Особенно полезно для спины плавание и гимнастика в воде. Плавание – эффективное средство коррекции нарушения осанки и сколиоза.
Совет №6.Правильно переноси грузы.
-Ребята, как правильно нужно переносить грузы?
Груз тяжёлый и большой,
Не носи в руке одной.
Поровну распределяй,
В две руки,
И в путь ступай.
-Ребята, а в чём лучше носить учебники и все школьные принадлежности?
(в ранце)
-Многие ребята ходят с сумкой на плече. Это отрицательно влияет на позвоночник. Масса ранца учащегося начальных классов должна весить 2 кг 700г.
Совет №7. Правильный подбор обуви и одежды.
-Правильно подобранная обувь даёт стопе ограничение, замкнутое пространство, которое способствует правильному формированию стопы, в дальнейшем поможет избежать травм и сформировать правильную походку.
Совет №8. Правильно питайся!
-Для сохранения правильной осанки необходимо правильное питание.
-Многие ребята отказываются от пищи, содержащей витамин D (печень, рыбий жир, яичный желток и пр.)
Витамин D нужен для того, чтобы кости были прочные и правильно развивались.
Знаем мы – нужна всегда всем полезная еда:
Разные продукты – овощи и фрукты.
А для осанки помни, дружок,
Очень полезный продукт – творожок!
Питание должно быть: разнообразным, регулярным, богатое овощами и фруктами и без спешки.
Мера нужна и в еде,
Чтоб не случиться нежданной беде.
Нужно питаться в назначенный час,
В день понемножку, по несколько раз.
-Ребята, я предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Разложи продукты».
-Перед вами лежат продукты питания.
Задание такое: разложить эти продукты на две части.
Первая – продукты, полезные для здоровья.
Вторая – продукты, вредные для здоровья.
А теперь совет № 9: Следи за своей походкой!
-Чтобы сохранить правильную осанку, необходимо следить за своей походкой.
-Например, женщины Востока и Африки носят на голове сосуды с водой, корзины с фруктами, совсем не поддерживая их руками. Эти женщины отличаются стройностью, гордой осанкой.
Игра «Кто лучше пройдет».
-Сейчас мы поиграем в игру «Кто лучше пройдет».
Это упражнение помогает в сохранении осанки.
(Дети проходят с небольшой подушкой на голове.)
-Ребята, можно ли эти позы назвать правильными?
-Почему?
Позы, способствующие формированию неправильной осанки.
-У некоторых детей возникает нарушение осанки. В дальнейшем может развиться сколиоз. Это значит, что деформирован позвоночник. Начинается такая болезнь, как правило, в 8-10 лет. Лечится долго, иногда даже в больнице. Позволяет держать осанку позвоночник – основной стержень тела. Он проходит посредине спины. Это гибкий ствол, составленный из 33 костей-позвонков.
-Что же такое сколиоз?
Сколиоз – это боковое искривление позвоночника.
Признаки сколиоза:
Искривлён позвоночник.
Перекошены плечи.
Перекошен таз.
Сказка о сколиозе.
-Послушайте сказку о сколиозе.
Сказка о Сколиозе.
В одной ужасной стране – стране Болезнии высоко в Горбатых горах жил – был очень вредный и злой колдун Сколиоз. Он был очень маленького роста, у него был большой горб и очень длинные руки. Но самым неприятным в нём было его лицо: всегда угрюмое и нахмуренное, зеленоватого цвета с красными глазами, наверное, от злости. Сколиоз никогда не улыбался и не смеялся, и терпеть не мог человеческие улыбки и смех.
Когда он вылетал из своего логова и пролетал над человеческими поселениями, то надевал на себя шапку – невидимку, и поэтому никто из людей его никогда не видел. Но когда Сколиоз слышал человеческий смех, или видел, как люди улыбаются, то ему казалось, что они смеются над ним, над его некрасивой внешностью. Из-за этого он ненавидел всех людей! Особенно он ненавидел красивых, стройных и здоровых людей.
Думал он, думал и придумал, как навредить людям. Он сварил колдовское зелье, которое делало людей похожих на самого Сколиоза. Сколиоз брызгал зельем на спину людям, и у них постепенно искривлялся позвоночник, вырастал горб, руки опускались ниже колен. Люди переставали улыбаться и смеяться. Конечно, когда имеешь такую фигуру, то не до смеха.
И в наши дни злой колдун Сколиоз летает невидимкой среди людей и брызгает на них своё зелье.
Но не на всех действует это зелье! Оно совершенно не действует на спортсменов и на людей, которые всегда следят за своей осанкой.
-Задумайтесь, ребята, а на вас подействует зелье Сколиоза?
Работа с пословицей.
-Народом создано много пословиц и поговорок о здоровье. Объясните смысл пословицы.
«Человек настолько молод, насколько молод его позвоночник»
(Вы будете ощущать себя до тех пор молодыми, пока будет здоров ваш позвоночник.)
-Ребята, а вы хотите узнать правильная ли у вас осанка?
Как проверить осанку: (желающие ученики из класса)
1.Проверяем наличие сутулости.
Мерной лентой измеряем расстояние между крайними точками плеч сначала со стороны груди, а потом со стороны спины. Если результаты примерно одинаковы – всё в порядке, если второе число намного больше первого – сутулость есть.
2.Проверяем наличие искривления позвоночника.
Встаньте спиной к стене, плотно прижмите пятки, ягодицы и лопатки к стене. В этом положении между стенкой и поясницей должна проходить ладонь. Если проходит кулак – осанка нарушена.Приступать к оздоровлению никогда не рано и никогда не поздно. Лучше сделать этот шаг сегодня, чем завтра
Профилактика сколиоза.
Способы лечения нарушений осанки.
-Лечебная гимнастика;
-лечебное плавание;
-массаж;
-корректор осанки (ортопедический корсет).
-Существуют комплексы упражнений для формирования правильной осанки.
Комплекс упражнений лечебной физкультуры.
Корень, ствол у дерева –
Жизни всей источник,
Жизни ствол у человека –
Это позвоночник.
Сделав выводы теперь,
Вы держитесь твердо.
Чтобы по земле шагать
Вам с осанкой гордой.
VI. Рефлексия.
-Ребята, у вас на партах лежат звездочки трёх размеров. Давайте создадим своё звёздное небо. Выразите свои ощущения от классного часа, выбрав звезду нужного размера. Чем больше положительных эмоций вы испытали, тем большую звезду вы можете выбрать. Затем запишите 3 – 4 совета, которые помогут вам сохранить осанку правильной. (Учащиеся приклеивают звёзды на заранее подготовленный лист ватмана на доске).
VII. Итог занятия.
– Закончить классный час мне хотелось бы такими словами:
Мы рождены, чтоб жить на свете долго,
Грустить и петь, смеяться и любить.
Но чтобы стали все мечты возможны,
Должны мы все здоровье сохранить.
Следите за своей осанкой!
Источник
Детям об осанке.
Осанка – это то, как мы сидим или стоим. Хорошая осанка в положении стоя означает, что плечи у нас слегка отведены назад, грудная клетка расправлена, а туловище выпрямлено. Когда мы сидим, хорошая осанка означает, что спина у нас прямая, а голова высоко поднята. Посмотрите, какая чудесная осанка у Золушки или у прекрасного Принца из сказки! А вот у Серого Волка она плохая: он весь согнулся, спина у него колесом, а плечи выдвинуты вперёд.
Знаете, почему так важно иметь хорошую осанку? Если человек, постоянно сгорбившись, сидит за столом или партой в школе, неправильная осанка с годами войдёт у него в привычку, из-за этого сформируется не очень красивая фигура и вид всегда будет не красивый. Человек с плохой осанкой всегда будет казаться ниже ростом, чем он есть на самом деле. Когда мы стоим прямо, то выглядим гораздо выше, чем когда сутулимся.
Посмотрите на изображение позвоночника и сравните, насколько выше ростом можно выглядеть, если поддерживать хорошую осанку, и насколько, ниже, если стоять, сгорбившись или скособочившись.
Правильная осанка не только красивее, она еще и полезнее для здоровья. Если с детства приучить себя держаться прямо, тогда в старшем возрасте тебя не будут мучить боли в спине. Объясняется это тем, что плохая осанка, ставшая причиной, приводит к перенапряжению мышц, связок и сухожилий, которые прикрепляются к позвоночнику. От этого перенапряжения и болит спина. Человек с неправильной осанкой не может стать хорошим спортсменом или танцором.
У некоторых детей возникает нарушение осанки, называемое сколиозом. Это означает, что позвоночник изогнут в форме зигзага.
Многие случаи сколиоза можно исправить, если регулярно, изо дня в день в течении примерно двух лет выполнять специальные гимнастические упражнения. В более тяжёлых случаях сколиоз гимнастикой не исправишь, и больному назначают ношение корсеты или помещают его тело в гипс на несколько месяцев. Если эти методы не исправляют искривление позвоночника – приходится прибегнуть к операции.
Хотя плохая осанка сама по себе не может стать причиной сколиоза, она может ускорить развитие уже начавшегося искривления позвоночника. Гимнастика и правильная осанка в некоторых случаях помогают избавиться от сколиоза без специального лечения.
Ребята, вспомните верблюда. Какая у него горбатая спина! А вы знаете, что горб верблюда – это его походный запас питания. С таким «рюкзаком» можно несколько дней не есть. В пустыне это важно.
А если у человека сгорбленная спина? Вы, наверное, видели пожилых людей со сгорбленной спиной. Эти люди с детства не следили за своей осанкой. И вот результат: у этого человека повредились кости и хрящи (диски) позвоночника. Теперь у него некрасивая фигура и часто болят голова и спина.
«Это у старичков бывает!» – скажет кто-нибудь из вас. Ничего подобного. Такое может случится уже в 10-15 лет, если о позвоночнике не заботиться, не развивать его гибкость.
Помоги своему позвоночнику!
- Делай гимнастику каждый день.
- Укреплять мышцы спины и живота, развивай гибкость позвоночника.
- Стой и сиди как можно прямее.
- Если долго сидишь. Через каждые 15-20 минут меняй позу, потягиваясь, двигай руками и ногами.
- Спи только на жесткой постели с невысокой подушкой.
- Не поднимай больших и высоких грузов.
- Не ходи на высоких каблуках (пока твой организм растёт) и не носи тяжёлый груз в одной руке.
Как правильно стоять!
- Встать около гладкой стены, пятки соедини, руки опустить свободно вдоль туловища.
- Касайся стены пятками, ягодицами (местом ниже спины) и лопатками.
- Смотри вперёд.
- Это правильное, красивое положение тела при стоянии.
Как правильно сидеть?
- Когда сидишь, туловище держи прямо, голову можешь наклонить слегка вперёд.
- Оба плеча должны находиться на одной высоте.
- Обе ноги всей стопой поставь на пол.
Источник
Беседа «Осанка – красивая спина»
Цель: учить следить за своим здоровьем, побуждать к выполнению
физических упражнений.
Материалы и оборудование: мешочки с песком по количеству детей.
Ход беседы:
-Послушайте, пожалуйста, сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были две очень
знатные семьи. Одна семья – горбунов – была очень гордой. Они так и
говорили про себя: «Мы самые знатные, мы самые богатые, мы самые
красивые, у нас круглые спины, а голова всегда смотрит вниз – мы все
видим, что лежит на земле. А семья стойкого оловянного солдатика была
очень скромной. Отец всегда говорил сыну: «Смотри всегда вперед, сынок.
Не склоняй голову перед трудностями. Расправь свои плечи, подставь свою
грудь навстречу всем ветрам, и никогда ничего не бойся».
-Ребята, как вы думаете, в какой семье люди красивее? (ответы детей).
-Красота у человека бывает внутренняя (это его мысли, его чувства, его
характер) и внешняя (это черты лица, рост, фигура, осанка).
-У кого более красивая осанка: у горбунов или у солдатика?
Проводится игра-имитация «Покажите, с какой спиной ходили в семье горбунов. Покажите, с какой спиной ходили в семье оловянного солдатика».
– Ребята, а как вы думаете, на кого приятно смотреть: на стройного человека
или на сутулого? А вам как больше понравилось ходить: выпрямив спину
или сгорбившись? (Ответы детей).
-Приятно смотреть на стройного человека, стройные люди радуют глаз. Но
дело не только в красоте. У стройного человека правильно формируется
скелет. При правильной осанке легче работать сердцу, легким, желудку и
другим важным органам. Правильная осанка не дается человеку от рождения,
а приобретается им. Она вырабатывается в детстве, в юности, а после 18 лет
исправить ее недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте
хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась на костную. Об этом знал оловянный солдатик, потому что с детства занимался физическими упражнениями, спортом, и не раз слышал от родителей: «Не сгибай спину! Расправь плечи! Сиди прямо!
Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве
научиться держать спину прямо, тогда и в более старшем возрасте не будут
мучить боли в пояснице, спине.
В семье горбунов родители не учили своих детей держать спину ровно.
Они ходили, уткнувшись носом в землю, и не замечали, как прекрасен
окружающий мир. Они никогда не говорили своим детям: «Следи за спиной!
Выпрями плечи! Подними голову!» Их дети часто болели, жаловались на
боли в спине и их спины все больше и больше искривлялись.
Ребята, кто хочет проверить свою осанку?
УПРАЖНЕНИЕ 1.
Сядьте так ровно, как у кого получится. (Похвалить детей за ровные спины).
УПРАЖНЕНИЕ 2.
Подойдите к стене и встаньте так, чтобы затылок, лопатки, пятки
плотно прилегали к ней. Отойдите от стены и постарайтесь сохранить это
положение как можно дольше.
Положите себе на голову мешочек с песком и ходите (медленно, затем
быстрее). В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, мешочек
упадет. (Дети выполняют.)
-Ребята, как вы думаете, почему у горбунов такие кривые спины? (Ответы
детей).
-Давайте вспомним, ребенок сам может сформировать правильную осанку? А
деформировать? Почему искривляется позвоночник у детей?
Оловянный солдатик знал, что если держать позвоночник в прямом
положении, мышцы закрепляются, привыкают к такому положению. А без
физических упражнений мышцы слабеют и дряхлеют. Если с детства
помнить об этом, систематически заниматься физкультурой, бегать, плавать,
ездить на велосипеде, играть в спортивные игры, то скелетные мышцы
укрепятся, и осанка останется ровной.
В семье горбунов дети были очень ленивые. Они считали, что их спины
и так красивые, поэтому не стоит прилагать лишних усилий, чтобы сделать
осанку стройной.
Но однажды случилась беда. У всех детей в семье горбунов заболели
спины, они не смогли встать с постели, не могли ходить в школу. Что делать?
И тут они вспомнили, как стойкий оловянный солдатик приговаривал всегда:
«Я позвоночник берегу… Я от болезней убегу…». И решили позвать
солдатика, чтобы он помог им. Оловянный солдатик сразу же пришел к ним
на помощь и дал следующие полезные советы:
1. Не лениться, выполнять трудовые поручения дома, в детском саду.
2. Ежедневно делать утреннюю гимнастику, заниматься физическими
упражнениями.
3. Правильно сидеть за столом на стуле, не склонять низко голову.
4. При переносе тяжестей равномерно нагружать руки. Если носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.
5. Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.
6. При письме или чтении каждые 15-20 минут менять позу, потягиваться,
двигаться, делать физкультминутку.
7. Если при работе приходится долго стоять, следует через 15 минут
обязательно поменять позу, подвигаться, дать позвоночнику отдохнуть.
8. Больше гулять на свежем воздухе, играть в спортивные игры: в футбол,
баскетбол, волейбол, теннис, городки, кататься на велосипеде, коньках,
лыжах, санках, роликах, играть со скакалками, обручами, мячами и т.д.
9. Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое будет вам напоминать, какая у вас осанка.
-После того, как дети горбунов стали выполнять советы оловянного
солдатика, произошло чудо!!! Все дети выздоровели и стали действительно
красивыми стройными, подтянутыми. А главное – они перестали горбиться.
Кто умеет трудиться, тот не умеет гордиться!
-Ребята, а давайте и мы, чтобы не забыть советы стойкого оловянного
солдатика, постараемся выполнять их и будем ежедневно наблюдать в зеркало за нашими спинами.
Источник