4 класс как человек двигается позвоночник защищает

4 класс как человек двигается позвоночник защищает thumbnail

Тема урока : Позвоночник. Его строение и функции.

Цели урока:

-формировать у учащихся новые понятия о строении и функциях позвоночника

-формировать понятие о спинном мозге

-формировать умение оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.

Оборудование:

Компьютер, проектор, модель скелета человека из кабинета биологии,модель позвоночника

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Актуализация знания.

На прошлом занятии мы пытались ответить на вопрос урока «Как человек двигается?» и предметом нашего разговора стала опорно-двигательная система человека.

На доске  вертикально записано слово скелет. Учитель предлагает учащимся на каждую букву этого слова назвать ключевые, важные слова по пройденной теме.

Сегодня на уроке мы подробнее поговорим об одной из самых важных частей скелета. О какой именно вы догадаетесь чуть позже.

Формулирование темы урока

 Учитель задаёт детям вопросы, на которые они должны отвечать определёнными жестами.

-Все готовы к уроку?

-Все помнят, как меня зовут?

-У всех хорошее настроение?

-Все пришли в школу с портфелем?

-Сейчас я попробую вас в этом разубедить.

Слайд 1

-Как назвать одним словом все предметы?

-Тогда как назвать одним слово эти предметы?

Слайд 2

-Вам не кажется, что предметы эти разные, наверное и называться они должны по-разному. Разберитесь с помощью текста  с названиями.(Прил.1)

Слайд 3

-Назовите вещи правильно. В чём главное отличие ранца от портфеля?

-Вот о спине, а конкретнее о позвоночнике, мы сейчас и побеседуем.

-Все знают, где у человека находится позвоночник?

-Это очень хорошо, что вы всё знаете. Предлагаю отдохнуть и потянуться.

-Возвращаемся к теме урока. Встаньте так, чтобы была возможность дотянуться руками до впередистоящего.  Найдите позвоночник у соседа, стоящего впереди. А теперь нащупайте позвоночник у себя.

-Как вам кажется, на что похож позвоночник человека?

Слайд 4

-Возможна и такая ассоциация. Какое свойство строения позвоночника она лучше всего иллюстрирует?

-Проиллюстрируйте это свойство позвоночника в своих моделях, которые я предлагаю вам прямо сейчас изготовить.( Учитель демонстрирует свою модель)

-Продемонстрируйте получившиеся модели.

-Именно вот так выглядит здоровый позвоночник, если смотреть на него спереди.

Но так как позвоночник состоит из частей, он может принять другое положение .Слайд5 (учитель показывает на модели искривления вправо, влево, вперёд)

-Покажите, как выглядит человек, если с его позвоночником случилась такая беда.

-Как вы думаете, какие могут быть причины искривления?

-Ваши учебники достаточно тяжёлые, как же вам избежать искривления?

Слайд 6

-Но причина искривления может быть и другая.

Слайд 7

-Неправильная посадка за партой. Как избежать искривления по этой причине?

-Мы изготовили простейшую модель позвоночника. На самом деле его структура гораздо сложнее и он выполняет много жизненно важных функций.

-Перед  вами список утверждений(Прил.2) Прочитаете, проанализируйте и поставьте «+» если согласны и «- » ,если не согласны.

Анализируем результаты. Констатируем  факт, что мнения разделились. Значит,  не хватает точных знаний о позвоночнике.

Сформулируйте тему занятия.

Составьте план(вопросы,на которые нам нужно будет ответить)

Открытие новых знаний

Дети делятся на группы. Каждая группа читает текст( Прил.3 )и готовиться к публичному выступлению.

-Вернитесь к утверждениям с «+» и «-», проанализируйте их ещё  раз  и, если потребуется, измените знак.

Высказывания детей и выводы.

Вернитесь к плану и проверьте, на все ли вопросы мы ответили.

Рефлексия

Оцените сегодняшний урок.

(Прил.4)

Творческое домашнее задание.

Написать историю жизни от лица искривленного позвоночника.

Дети называют слова, учитель записывает на доске напротив соответствующей буквы.

Предположительно, на все вопросы дети отвечают положительно.

 -Портфели.

-Портфели.

Дети читают выданные тексты.

-Ранец  носят на лямках за спиной.

Дети отвечают условным знаком.

Ребята встают из-за парт и потягиваются, расслабляются.

Дети «нащупывают» позвоночник.

-Ребята называют ассоциации.

-Позвоночник состоит из частей.

Дети изготавливают модели. (из пластилина и зубочисток)

Дети поднимают вверх свои изделия.

Дети встают и выполняют задание.

-Ношение тяжестей в одной руке.

-Носить учебники в ранцах.

Следить за правильностью посадки.

Ребята читают и анализируют тексты.

Дети докладывают классу по теме своего текста в выбранной группе форме.

Учащиеся анализируют тексты.

Ребята высказываются, опираясь на схему.

Интеллектуальные умения

Оценочные  умения.

Интеллектуальные умения

Организационные умения

Интеллектуальные умения

Коммуникативные умения

Интеллектуальные умения

Коммуникативные умения

Оценочные  умения.

Интеллектуальные умения

Организационные умения

Организационные умения

Приложение 3

Текст 1

В позвоночнике выделяют четыре отдела: шейный, грудной, поясничный и копчиковый. Шейный отдел позвоночника состоит из 7 позвонков, грудной – из 12 позвонков, а поясничный отдел – из 5 позвонков. В своей нижней части поясничный отдел соединен с крестцом. Крестец является отделом позвоночника, который состоит из 5 сросшихся между собой позвонков.

Позвоночный столб является осью тела, имеет S-образную форму и по своему строению напоминает скорее пружину, нежели однородный стержень. Такая форма является необходимым условием для обеспечения прямохождения. Она придает позвоночнику упругость и эластичность, смягчает толчки при ходьбе, беге и сильной вибрации, позволяя сохранять сбалансированность центра тяжести тела. Прочность этой «конструкции» придают многочисленные связки и мышцы, обеспечивающие большую амплитуду вращения и сгибания туловища, по одновременно и ограничивающие те движения, которые могут нарушить ее целостность. Более того, в процессе физической работы околопозвоночные связки частично принимают на себя давление веса тела, уменьшая тем самым нагрузку, приходящуюся на позвонки.

В позвоночнике выделяют четыре отдела: шейный, грудной, поясничный и копчиковый. Шейный отдел позвоночника состоит из 7 позвонков, грудной – из 12 позвонков, а поясничный отдел – из 5 позвонков. В своей нижней части поясничный отдел соединен с крестцом. Крестец является отделом позвоночника, который состоит из 5 сросшихся между собой позвонков.

Читайте также:  Длина позвоночника у мужчин

Текст 2

Позвоночник выполняет функцию опоры человеческого организма, помимо этого в позвоночнике находится спинной мозг, отвечающий за работу всех жизненно важных органов человека, вот почему нарушения в позвоночнике способствуют возникновению заболеваний, их хроническому течению

К каждому внутреннему органу от спинного мозга идут нервные волокна, которые отвечают за их нормальное функционирование и работу. Такие заболевания как остеохондроз, сколиоз, нарушения осанки, смещения позвонков, кривошея в детстве и другие могут вызвать самые различные симптомы, начиная от головной боли, заканчивая болью в области желудка или в области сердца, а что самое главное, если лечить методами традиционной медицины, сколько таблеток, уколов не используй, результат будет полностью отсутствовать. 

        Текст 3

Спинной мозг.

Головной мозг переходит в спинной и тянется до самого низа спины. Как и головной, спинной мозг защищен костной структурой (позвоночником).

Главная задача спинного мозга – обработка информации, идущей от мозга к телу и обратно.Его можно назвать «информационной дорогой». Эти два органа – головной и спинной мозг – составляют единое целое, которое называют центральной нервной системой.

Сам же спинной мозг удобно примостился внутри нашего позвоночника. Он мягкий и ранимый, потому и прячется в позвонках. Спинной мозг всего 40-45 сантиметров в длину, с мизинец толщиной (около 8 мм) и весит каких-то 30 грамм! Но он является управляющим центром сложной сети нервов, раскинутой по телу. Практически как центр управления полетами! Без него ни опорно-двигательный аппарат, ни основные жизненные органы ну никак не могут действовать и работать.

Например, если вы нечаянно схватились за горячую кастрюлю, то в окончаниях чувствительного нерва тут же возникает болевой сигнал, сразу же поступающий в спинной мозг, и уже оттуда – в двигательный нерв, который и передает приказ: «Немедленно убрать руку!» Причем, поверьте, это происходит очень быстро – еще до того, как головной мозг зарегистрирует болевой импульс. В итоге, вы успеваете отдернуть руку от кастрюли еще до того, как почувствуете боль. Конечно же, такая реакция спасает нас от тяжелых ожогов или других повреждений.

Приложение 2

1.В позвоночнике находится мозг.

2.Позвоночник «даёт» команды мышцам.

3.Позвоночник удерживает тело человека в вертикальном  положении.

4.Позвоночник имеет S-образную форму.

Приложение 1

Ранец

РА́НЕЦ,   (немецкое слово) Жесткая сумка для ношения за спиной.

ПОРТФЕ́ЛЬ,. (французское слово) Четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг.

Приложение 4

Сегодня на уроке я узнал(а)

нового…

интересного…

полезного…

На уроке мне было

интересно…

сложно…

Своей работой на уроке я

доволен, потому что…

не совсем доволен, потому что…

не доволен, потому что…

Источник

Цель: выяснить и запомнить значение
костно – мышечной системы; значимость
правильной осанки человека при сидении и ходьбе.

Задачи урока: постановка учебной
проблемы; субъективное открытие нового знания;
выражение его в доступных формах.

Оборудование и наглядные пособия:
учебники, макет скелета человека, макет
позвоночника, детские кубики, гирька.   

ХОД УРОКА

I. Постановка проблемы:

– возникновение проблемной ситуации;
– осознание противоречия;
– формулирование проблемы.

У. Предлагаю вам, ребята, немножко
размяться: побежали (на месте), попрыгали,
похлопали в ладоши и заняли свои места.
– Что мы с вами только что делали?
Д. Бегали,…
У. Одним словом?
Д. Двигались.
У. А как человек двигается? С помощью
чего?
Д. С помощью костей.
– Мышц.
–  Костей + мышц
У. Мнения ваши расходятся. Возникает
противоречие. Другими словами: « У  нас
появилась проблема, сформулируйте её».
Д. Как человек двигается?
У. Ну что же, будем открывать знания
вместе!

II. Поиск решения

1) Выдвижение гипотез

У. Приступим к выдвижению гипотез в
виде схем рисунков. Обозначьте первую гипотезу с
помощью рисунка. (Ребенок выбирает один из
рисунков, вывешенных на доске – скелет).

У. Следующее предположение?
Д. Человек двигается с помощью мышц.
У. Обозначьте вторую гипотезу рисунком.
(Выбор учеником рисунка мышц).
– Какие ещё предположения звучали?
Д. Человек двигается с помощью костей и
мышц вместе.
У. Обозначьте третью гипотезу
изображением.
– Итак, что мы имеем?
Д. Проблему и три гипотезы.  
У. Что мы с ними будем делать?
Д. Каждую из них нужно проверить.
У.  Значит, будем проверять.

2) Проверка гипотез

а)
У.  – Озвучим и проверим первую
гипотезу.
Д.Человек двигается с помощью костей.
У. Что мы знаем о костях?
Д. Их много. Они как-то соединены между
собой. Составляют скелет человека.
У. А что ещё вам известно? Предлагаю
послушать сообщение ребят и подумать, какое
назначение скелета в организме человека?
(Выступают
подготовленные учащиеся с докладом у макета
«скелет человека»).

– Итак, вернемся к вопросу.
Д. Скелет защищает уязвимые, мягкие
места тела человека.
– На костях держится все тело.
У. Из полученной информации сделайте
вывод: подтверждается гипотеза №1?
Д. Нет. Потому что на скелете наше тело
только держится, скелет является опорой.
– Значит эта гипотеза неверная (ошибочная).
б)
У.  Озвучьте вторую гипотезу.
Д. Человек двигается с помощью мышц.

1) У. Проверять ее мы будем,
работая в группах. Каждая группа получает
необходимый материал для работы (проволока,
пластилин).
–  В течение 3-5 минут нужно: 1 группе сделать
фигуру человека с использованием проволоки, 2
группе – тоже, но без проволоки; 3 группе – фигуру
обезьяны с проволокой, 4 – без проволоки.
–  Как вы думаете, почему именно человека и
обезьяны, а не кого-нибудь другого?
Д. По теории ученых человек произошел от
обезьяны. И строение их организма (человека и
обезьяны) очень похоже.

Читайте также:  Хороший специалист по позвоночнику

2) Практическая работа в группах

У. Приступаем к работе.

Дети выбирают лидера, распределяют
обязанности и выполняют задание.

3) Демонстрация поделок

У. Представители групп,
продемонстрируйте результаты вашего
сотворчества.
При этом установите фигуру на пластилиновой
подставке.

(Дети выставляют работы)

– Какой результат получили?
Д. 1, 3 гр. – фигуры стоят,
2, 4 гр.– фигуры упали.
У. Почему такой результат?
Д. 1 и 3 гр. – Мы использовали каркас из
проволоки. Он заменяет скелет. На нем держатся
все органы, в том числе и мышцы.
У. Почему поделки 2 и 4 гр. не держатся в
положении вертикально?
Д. У нас нет каркаса – скелета. Есть одни
лишь мышцы. Поэтому фигуры падают.
У. Что случилось бы с нами, если бы у нас
костей вдруг не стало?
Д. Мы бы упали. Развалились, как мясное
желе.
У. Какой вывод напрашивается?
Д. Вторая гипотеза неверная. Человек не
может двигаться при помощи одних мышц.
(Используются иллюстрации)
в)
У. Какая третья гипотеза?
Д. Человек двигается с помощью костей
(скелета) и мышц.

У. Давайте проверим ее.

1) Прощупайте правой рукой ладонь
своей правой руки. Что вы почувствовали под
кожей?

Д. Кости и мышцы.
– Скелет, т. е. костную систему.
У. Какое основное назначение костной
системы?
Д. Опора тела.
У. Какую систему составляют мышцы?
Д. Мышечную.
У. Что вы заметили при прощупывании?
Д. Эти системы работают вместе.
У. Совместная работа костей и мышц. Как
называется эта система?
Д. Опорно-двигательный аппарат.

2) Работа в группах

У. А как же, все-таки, мы двигаемся?
Д. Чтобы до конца разобраться в этом вопросе, мы
снова поработаем в группах. Откройте учебники на
странице 17. Познакомившись со статьями на
страницах 17-20, вы ответите на вопрос, который
получит каждая группа (учитель раздает вопросы).
Текст читаете весь до конца и выбираете 
информацию, касающуюся вашего вопроса.

Вопросы:

  • 1 группа: «Что нам дает возможность стоять и
    ходить?»
  • 2 группа: «Все наши мышцы полностью
    приклеены к костям». Верна ли эта мысль?
  • 3 группа: Правильно ли говорят: «Моя мышца
    то сгибается, то разгибается»?
  • 4 группа: «Где рождается кровь?»

(Дети работают 5-6 минут).

У. Время закончилось. Предоставляем
слово 1, 2, 3 группе. (Выступления учащихся).
У. Выслушав ответы, прошу вернуться к 3
гипотезе и сделать вывод.
Д. Человек двигается с помощью
опорно-двигательного аппарата. Мышцы, сокращаясь
и расслабляясь, приводят в движение кости.
Итак: 3 гипотеза верная. Что и нужно было доказать!

III. Выражение решения и реализация продукта

1) Вопрос на засыпку

У. Теперь послушаем четвертую группу. (Дети
узнают о том, что кровь рождается именно в
костях.)

2) Динамический момент
Под руководством 1 ученика-консультанта дети
выполняют несколько упражнений.  В конце
динамической минутки консультант обращает
внимание одноклассников на вертикальное
положение их тела, опирающегося только на нижние
конечности. Отмечается роль спины и ног,
позвоночника в связи с вертикальным положением
тела.

3) Работа с макетом позвоночника

а) Беседа (проводит  2
ученик-консультант).
– Что у меня в руках?
Д. Макет позвоночника.
– Позвоночник состоит из маленьких костей –
позвонков. По середине каждого позвонка имеется
маленькое отверстие. Так как позвонки
располагаются один над другим, то их отверстия
находятся друг под другом. Внутри позвоночника
образуется длинный канал, в котором спрятан
спиной мозг.
– А что приводит к искривлению позвоночника?
Д. Неправильная осанка. Когда сидят,
ходят неровно, горбятся.

б) Опыт (проводит  3 ученик-помощник).

– Сейчас мы с вами проведем еще один опыт. У нас
есть 6 кубиков – представим, что это наши
позвонки.

1) – Очень аккуратно поставим их один на другой.
На самый верх конструкции поставим гирьку. Что
получили?
– Конструкция не пострадала, так как не один из
кубиков не сдвинулся.

2) – Еще раз воздвигнем конструкцию из 6 кубиков,
каждый раз сдвигая немного вправо каждый
следующий кубик. Когда мы поставим наверх гирьку,
конструкция разрушится, не выдержав тяжести
этого груза. Так же и наш позвоночник.

При неправильной осанке у ребенка, изо дня в
день сидящего или работающего в неправильной
позе, позвоночник, который растет вместе с
организмом, искривляется, не выдерживая веса
тела.

4) Правильная осанка.

У. Как избежать искривления
позвоночника? Прежде всего, необходимо постоянно
следить за своей осанкой. Хочу предложить вам
один способ проверки своей осанки: нужно стать
спиной к закрытой двери так, чтобы затылок,
лопатки, пятки и кончики мизинцев, опущенных,
прижатых к телу рук коснулись плоскости двери.

(Демонстрация учащимся;  учитель обращает
внимание на фигуру ребенка).

– Так стоять гораздо труднее, чем «просто»
стоять. Однако, это одно из интересных и
несложных физических упражнений, которое
следует выполнять каждое утро в течение пяти
минут не только детям, но и взрослым. Хорошая
осанка не дается человеку с рождения, она
вырабатывается в процессе жизни.

Читайте также:  Томография шейного отдела позвоночника пермь

IV. Итог. Рефлексия

– Наш урок подошел к концу, и я хочу
сказать…(дети продолжают мысль учителя: «Раньше
я думал, что…», «Для меня было открытием…», «Меня
удивило…»).
– Зачем нам был нужен этот урок? (Выводы детей).
– Пожмите друг другу руку, пожелайте крепкого
здоровья и поблагодарите за сотворчество.

Приложение 1

Источник

Этап урока. Методы и приёмы.

Хро

номет

раж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг.момент

≈3

Приветствие учителя.

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

 Р: настраиваться на работу.

Постановка учебной задачи и её решение

Практич.: физич.движения.

Словесн.: ответы на вопросы.

Словесн.: формулировка темы и цели урока.

≈5

– Встаньте, пожалуйста, те…

– у кого сегодня хорошее настроение!

– кто является старшим ребенком в семье!

– кто любит животных!

– кто любит двигаться и играть!

– кто готов начать работать!

– Что мы сейчас с вами делали? (двигались)

– А какая система или какие системы органов позволяют нам это делать?

– Поднимите руки те, кто предполагает, что человек двигается только с помощью скелета; с помощью мышц; с помощью скелета и мышц?

– Исходя из этого определите тему урока.

– Давайте поставим цель урока.

Отвечать на вопросы с помощью физических движений.

Определять тему и цель урока.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание.

Решение частных задач

Словесн.: слово учителя, ответы на вопросы.

Практич.: работа с учебником.

Практич.: чтение по цепочке.

Практич.: работа с рисунками в учебнике.

Практич.: изучать правила для поддержания правильной осанки.

Практич.: работа в группах.

≈30

-Когда строители сооружают высотное здание, они первоначально строят каркас – клетку из стальных прутов.

Позднее к этому каркасу прикрепляют бетонные плиты – стены, потолок, пол.

На этом крепком стальном каркасе и держится весь дом.

– А как вы думаете, какая часть тела в нашем организме выполняет роль стального каркаса? (скелет)

– Названия каких костей вы знаете?

– Предположите, а что было бы с нашим телом, если бы у нас не было костей? (наше тело было бы мягким, как медуза; мы не могли бы не стоять, не ходить)

– Прощупайте правой рукой ладонь своей левой руки.

– Кто почувствовал под кожей кости? Мышцы?

– А теперь откройте учебники на странице 17 и рассмотрите рисунок скелета.

–  Прочитаете хором по вариантам название его частей (сверху вниз).

– Как вы думаете, а для чего нужен череп?

– Позвоночник?

– Грудная клетка?

– Выскажите предположение о их назначении.

– А теперь давайте узнаем, подтвердятся ли ваши предположения?

– Откройте страницу 18 и по цепочке прочитаем текст до рисунков.

– Теперь рассмотрите рисунок №1 и найдите места прикрепления мышц.

– Теперь рассмотрите рисунок №2 и найдите места прикрепления мышц.

– Чем отличаются эти 2 рисунка? (согнутая и разогнутая в локте рука)

– Продолжим дальше читать по цепочке.

– До чтения текста вы высказывали предположения о назначении черепа, позвоночника, грудной клетки.

– Верны ли были ваши предположения?

– А что даёт нам возможность стоять и ходить?

– Как работают мышца-сгибатель и мышца-разгибатель?

– Какие самые массивные мышцы? (спины и ног)

– Почему? (им приходится удерживать всё тело)

– К здоровью нашего позвоночника, как и к другим органам, нужно относиться бережно.

– Почему? (если не следить за своей осанкой, то может произойти искривление позвоночника)

– Сейчас я раздам вам памятки с правилами для поддержания правильной осанки.

– Прочитайте эти правила.

-Сохраните эти памятки у себя и обязательно следуйте правилам.

– А сейчас поработаем в группах.

– Задание №1 – я раздам вам карточки, в которых пропущены слова, ваша задача будет вставить эти слова и восстановить текст.

– Задание №2 – я раздам вам рисунок скелета человека, ваша задача будет подписать части скелета.

– Задание №3 – я раздам вам карточки с названиями частей скелета. Покажите стрелками, для чего служат эти части скелета.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

Читать текст по цепочке.

Рассматривать рисунки и анализировать их.

Отвечать на вопросы.

Читать памятки.

Работать в группах.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

Р: осмысляют учебный материал.

П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Итог урока. Рефлексия

Практич.: подведение итогов.

≈5

– Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

– На маленьких листочках нарисуйте лесенку с тремя ступеньками.

– Нарисуйте человечка на верхней ступеньке, если вы поняли тему урока и урок вам понравился, на средней ступеньке – если вы не до конца поняли тему урока, и на нижней ступеньке – если вы не поняли тему урока, и вообще у вас ничего не получалось.

– Сдайте листочки.

– Спасибо за урок!

Отвечать на вопросы учителя, анализировать свою работу на уроке.

Р: понимание      причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы.

Источник